На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Система органов прокуратуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РК
  Карагандинский  политехнический  колледж
  Абайский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 

  Реферат на тему:
  «Система  органов прокуратуры» 
 
 
 
 
 
 

                                                    Выполнила уч-ся
                                                                                               группы «Право-10д»
                                                                                               .
                                                                                               Проверила препод-ль
        __________________ 
 
 
 
 
 
 

  2011
Содержание 

1. История развития прокуратуры Республики Казахстан…………………4
1.1 Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры...4
2. Организация и деятельность органов прокуратуры………………………...13
2.1 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры…………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. История развития  прокуратуры Республики Казахстан
1.1 Возникновение и основные исторические этапы развития прокуратуры
     Казахстан почти три столетия находился в составе Российской империи, а затем Советского Союза, поэтому развитие органов прокуратуры в республике неразрывно связано с эволюцией правовых систем метрополии, различных правовых институтов и механизмов государственной власти.
     После свержения царского самодержавия и Октябрьского переворота органы прокуратуры были ликвидированы и не функционировали в течение почти пяти лет, в т. ч. и на территории Казахстана. Декрет о суде за №1 от 24 ноября 1917 г. упразднил ранее существовавшие дореволюционные судебные органы, адвокатуру, институты судебных следователей и прокурорского надзора.
     Таким образом, в 1917–1922 гг. надзор за соблюдением революционной социалистической законности осуществлялся различными органами власти. К ним, в первую очередь, относились высшие органы власти и управления, местные Советы, их исполкомы и наркоматы. В функцию Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции входило наблюдение за неуклонным осуществлением декретов и постановлений центральной власти, а также рассмотрение заявлений о незаконных действиях должностных лиц.
     Подобное  положение с надзором за законностью  не отвечало требованиям времени, в  результате чего возникла необходимость  в органе, который бы осуществлял  надзор от имени государства на единой организационной и правовой основе. В связи с этим Наркоматом юстиции был подготовлен и опубликован проект Декрета о государственной прокуратуре. В развернувшейся дискуссии о принципах построения, месте и роли прокуратуры в системе государственных органов вначале возобладало мнение о необходимости двойного подчинения органов прокуратуры – центру и местному губисполкому, но после письма В.И. Ленина «О двойном подчинении и законности» в принятое ВЦИКом Положение о прокуратуре была положена его точка зрения о создании централизованного органа прокуратуры.
     В дальнейшем, с принятием первых Основ  судоустройства Союза ССР и союзных республик, органы прокуратуры строились на принципах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, подотчетному и подведомственному верховным органам своей республики.
     Становление прокуратуры РСФСР и прокуратуры  Союза ССР способствовало формированию и становлению прокуратуры в  других союзных республиках.
     Так, на территории Казахстана был издан  Декрет Совета Народных Комиссаров Туркестанского края от 12 декабря 1917 года. Этим актом упразднялись окружные суды. судебные палаты и все военные суды. Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей, которое осуществлялось судьями единолично. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ. По традиции казахское население, как и раньше, за разрешением своих споров обращалось в суд баев, которые руководствовались обычаями казахов, а русское население – в мировые и окружные суды.
     Новая власть только через четыре года признала необходимость создания надзорного органа. Прокуратура, упраздненная без  всякого юридического анализа и  обоснования, была восстановлена в 1922 г. и последовательно закреплены все ее надзорные функции.
     ВЦИК первоначально учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику прокурора республики. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);
     наблюдение  за деятельностью следственных органов  и дознанием, за деятельностью органов  ОГПУ, поддержание обвинения в  суде;
     наблюдение  за правильностью содержания заключенных  под стражей.
     На  территории Казахстана органы прокуратуры  были учреждены 13 июля 1922 г. постановлением 3-й сессии КазЦИКа, утвердившей Положение «О прокурорском надзоре». При этом государственная прокуратура учреждалась «в целях обеспечения надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью» в составе Народного комиссариата юстиции. Этот исторический для прокуратуры Казахстана документ был подписан в г. Оренбурге, тогдашней столицы республики.
     На  прокуроров возлагались следующие  задачи: осуществление надзора за законностью в деятельности органов  власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем  возбуждения уголовного преследования, а также опротестования постановлений, вынесенных в нарушение закона; наблюдение за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;
     наблюдение  за функционированием мест лишения  свободы и исправительно-трудовых учреждений; осуществление прокурорского надзора в Верховном суде Казахской АССР и его коллегиях;
     производство  следствия по предложениям ЦИКа и  СНК Казахской АССР. Прокурор имел право присутствовать на всех заседаниях местных исполкомов с совещательным голосом. Прокуратура с самого начала своей деятельности являлась главным правоохранительным и правозащитным органом в республике. В борьбе с преступностью на прокурора возлагалась руководящая роль.
     Становление прокуратуры тесно связано с  развитием института органов расследования. За этот период органы расследования прошли в своем развитии несколько этапов. На первом этапе (1917–1958 гг.) институт органов расследования развивался под влиянием уголовно-процессуального законодательства РСФСР и СССР.
     Первоначально, после упразднения ранее существовавшего института судебных следователей, ведение предварительного следствия по уголовным делам было возложено на местных судей единолично. В целях борьбы с контрреволюцией, мародерством, саботажем и другими опасными преступлениями были созданы революционные трибуналы, избираемые губернскими и городскими Советами. При Советах были образованы особые следственные комиссии для ведения предварительного следствия по делам, подсудным революционным трибуналам.
     В октябре 1919 г. была создана Туркестанская краевая революционно-следственная комиссия, входившая первоначально в состав отдела внутреннего управления Военно-Революционного Комитета края, а затем с октября 1920 г. – в состав НКВД Киргизской (Казахской) АССР.
     Декретом  ВЦИКа от 21 октября 1920 г., были упразднены Революционно-следственная Комиссия при Кирревкоме и следственные комиссии при окружных, уездных комитетах, окончательно установлен институт единоличных следователей. Тогда народные следователи оказались в ведении народных судей. следователи по важнейшим делам – при отделах юстиции и при Наркомате юстиции Киргизской (Казахской) АССР.
     Для усиления борьбы с преступностью, согласно Положению о Советской Рабоче-крестьянской милиции, утвержденному ВЦИКом 27 декабря 1921 г., была создана Рабоче-крестьянская милиция Киргизской (Казахской) АССР. Следователи, находившиеся в подчинении суда. Постановлением КазЦИКа и СНК Казахской ССР были переданы в органы прокуратуры только в 1928 году. С этого момента все вопросы, возникающие на стадии предварительного следствия, стали разрешаться только прокурором.
     УПК РСФСР того времени позволял следователям с разрешения прокурора передавать органам дознания любое дело, по которому законом было обязательно  производство предварительного следствия, что привело к стиранию грани между следствием и дознанием и, таким образом, к расследованию милицией большинства преступлений.
     С годами компетенция прокуроров постепенно расширялась и впоследствии возникла необходимость преобразования прокуратуры  в самостоятельный орган общегосударственного масштаба. Утвержденное 17 декабря 1933 г. «Положение о прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа; Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. В качестве структурных подразделений в прокуратуру вошли военная и транспортная прокуратура.
     В 1936 г., с получением Казахстаном статуса союзной республики, начался новый этап развития и укрепления государственных органов, в т. ч. и органов прокуратуры. Десятый чрезвычайный съезд Советов Казахстана принял Конституцию Республики, законодательно закрепившую вхождение Казахской Советской Социалистической Республики в Союз ССР.
     11 ноября 1936 г. за подписью первого прокурора Казахской ССР С. Ескараева был издан приказ о разделении наркомата юстиции и прокуратуры.
     В основе второго этапа преобразований (1960–1991 гг.) лежал УПК Казахской ССР, введенный в действие в 1960 г. с последующими дополнениями и изменениями, в соответствии с которым в республике право производства предварительного следствия законодательно возлагалось и на органы прокуратуры, а также органы государственной безопасности и внутренних дел.
     В конце 80-х гг. вокруг судьбы предварительного следствия среди ученых и практиков разгорелись споры. Отдельные руководители горрайорганов внутренних дел под видом заботы об органах милиции оказывали прямое административное давление на должностных лиц следственных подразделений и непосредственно на следователей, толкая их на нарушение законности в ходе расследования, на незаконное задержание и необоснованное привлечение к уголовной ответственности. Прокуратура СССР также пришла к выводу о неэффективности существующей в органах внутренних дел системы управления следственными аппаратами.
     Затем XIX Всесоюзная конференция КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.) в п. 7 Резолюции «О правовой реформе» записала: «В интересах лучшего использования возможностей органов внутренних дел в борьбе с преступностью представляется целесообразным сосредоточить расследование основной массы уголовных дел в следственном аппарате МВД, выделив его в самостоятельную структуру, не подчиненную республиканским и местным органам внутренних дел, повысить ответственность следователей, укрепить правовые гарантии законности их деятельности, усилить прокурорский надзор за предварительным следствием».
     Для этого в 1987–1988 гг. МВД СССР в ряде регионов страны, в т. ч. и в Казахстане, провело эксперимент по выведению следственных подразделений в самостоятельную структуру. Суть его заключалась в том, что следователи вновь выводились из штата ГорОВД, создавались межрайонные следственные отделы, отделения и группы. Выход следственного аппарата из многофункциональной системы местных и республиканских органов внутренних дел, ликвидация его двойного подчинения (начальнику местного органа внутренних дел и начальнику вышестоящего следственного аппарата), усиление демократизации в управлении расследованием преступлений требовали серьезной перестройки стиля и методов управления следственными аппаратами и повышения организационной активности всех субъектов управления.
     К сожалению, эксперимент в союзном  масштабе не был подкреплен ни организационно, ни материально, ни психологически. Не был решен главный вопрос: возможность самостоятельного функционирования следственного аппарата МВД. По всем вопросам следственный работник практически был полностью зависим от начальников УВД и горрайорганов внутренних дел (в частности, по вопросам выделения рабочего кабинета, обеспечения оргтехникой, доставления следственно-заключенного, предоставления отпуска, присвоения очередного звания и т.д.). В 1991 г. в связи с распадом СССР эксперимент был прекращен.
     После провозглашения государственной независимости  Республики Казахстан была введена  должность Генерального Прокурора  Республики. 6 декабря 1991 г. в стране была образована единая система органов прокуратуры, подчиненная Генеральному Прокурору Республики Казахстан, положившая начало становлению прокуратуры.
     17 января 1992 г. постановлением Верховного Совета вводится в действие Закон «О прокуратуре Республики Казахстан», которым прокуратура провозглашается органом высшего надзора за исполнением законов. Указанный закон действовал до 21 декабря 1995 г., т.е. до вступления в силу Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О прокуратуре Республики Казахстан». Принятие последнего нормативного правового акта было вызвано тем, что Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., несколько изменила правовое поле деятельности органов прокуратуры. За это время произошли определенные преобразования в правовой сфере нашего государства, которая реформировалась в соответствии с принципами нового государственного устройства, обновления задач, стоящих перед органами прокуратуры. Все это, в свою очередь, требовало внесения соответствующих изменений и дополнений в Указ «О прокуратуре Республики Казахстан».
     Принятие  Парламентом страны последних изменений  и дополнений в законодательство по вопросам прокурорского надзора  стало очередным шагом в совершенствовании деятельности органов прокуратуры по защите конституционных прав казахстанцев. Кроме того, в свете введенных новшеств следует отметить, что ими было изменено название действующего нормативного правового акта о прокуратуре – с Указа, имеющего силу закона, на Закон.
     Таким образом, современная прокуратура  имеет почти трехвековую историю  и является результатом длительной эволюции ее правового статуса. Острота  современной ситуации с законностью  и правопорядком в стране диктуют необходимость дальнейшего максимального использования потенциала прокуратуры.
     С обретением независимости Казахстаном, с 1991 года, начался новый этап развития прокуратуры и института органов  расследования. Так, в 1995 г. была произведена существенная реформа предварительного следствия. Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Закона, от 6 октября 1995 г. «О специальных государственных органах РК, осуществляющих дознание и следствие» и «Об образовании Государственного следственного комитета РК» (ГСК) был создан новый вневедомственный правоохранительный орган, который взял на себя функции предварительного следствия органов прокуратуры и внутренних дел.
     Однако  чрезмерная концентрация в подследственности  ГСК значительной категории дел, отвлечение сил и средств на расследование несложных и не представляющих большой общественной опасности уголовных дел, отсутствие взаимодействия с органами внутренних дел, а порой и соперничество их, в целом отрицательно повлияли на эффективность деятельности нового органа расследования.
     В связи с этим в целях дальнейшего  совершенствования системы правоохранительных органов и повышения эффективности  борьбы с преступностью и коррупцией. Президентом 22 апреля 1997 г. был издан Указ «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан», которым были внесены принципиальные изменения в организацию и полномочия правоохранительных органов, включая ГСК и его органы на местах.
     В соответствии с этим Указом МВД Республики вновь наделялось правом производства предварительного следствия по делам о преступлениях против собственности, личности и тех видов, которые занимали значительный удельный вес в структуре преступности. На органы ГСК были возложены борьба с экономическими, должностными, воинскими преступлениями, а также особо опасными преступлениями, в частности, организованной преступностью и коррупцией.
     Однако  впоследствии Указом Президента «О мерах  по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 5 ноября 1997 г. Государственный следственный комитет был упразднен. Полномочия его по борьбе с организованной преступностью, связанной с коррупцией лиц, занимающих ответственные государственные должности, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, специальных служб и судей, а также контрабандой и наркобизнесом, осуществляемыми преступными сообществами, перешли в Комитет национальной безопасности. Что касается расследования общеуголовной организованной и экономической преступности, то оно было возвращено органам внутренних дел.
     Таким образом, прокуратура Казахстана, в  отличие от других аналогичных ведомств постсоветских республик, начала функционировать  в новых условиях независимости, но без следственного аппарата. 
 

 

2. Организация и деятельность органов прокуратуры
2.1 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
     Организация и деятельность прокуратуры, осуществляющей высший надзор за точным и единообразным  применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, урегулированы Конституцией и Законом «О Прокуратуре», законодательными актами, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, а также приказами Генерального Прокурора.
     В соответствии со ст. 83 Конституции прокуратура – подотчетный Президенту Республики государственный орган, который принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. Прокуратура составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору республики.
     Организация и деятельность органов прокуратуры  осуществляется в соответствии с  принципами единства, централизации, независимости, законности и гласности.
     Принцип единства означает, 'что все территориальные и специализированные прокуратуры Казахстана составляют единую систему. Единство прокурорского надзора выражается в единстве принципов организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве стоящих перед ними целей и задач. Каждый прокурор в пределах своей компетенции наделен едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение (кроме случаев, специально предусмотренных в законе).
     Принцип централизации обеспечивает единство прокурорской практики, направляемой и координируемой Генеральной прокуратурой Республики Казахстан. Реализация данного принципа заключается в сочетании единого руководства с инициативой, творческой активностью прокуроров на местах. Централизация системы прокуратуры вытекает из основных задач, выполняемых прокуратурой в государстве, и непосредственно связана с единством прокурорского надзора, вызвана необходимостью обеспечения единой законности на территории республики.
     Каждый  вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию  работы всех подчиненных ему прокуроров. Принцип централизации реализуется  и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали:
     нижестоящие подчиняются вышестоящим, а все прокуроры – Генеральному Прокурору. При этом каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за них полную ответственность.
     Исходя  из указанного принципа, каждый вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за деятельностью подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за правильную организацию работы подчиненными прокурорами.
     Сущность принципа независимости прокурорского надзора состоит в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении своих функциональных обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального Прокурора. Согласно этому принципу прокурор огражден от вмешательства кого бы то ни было в его деятельность, осуществляет ее независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений.
     Воздействие в какой-либо форме органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение (или воспрепятствование его деятельности) влечет установленную законом ответственность. Прокуроры, их заместители и помощники прокуроров не обязаны давать объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, уголовных дел, а также предъявлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в порядке, предусмотренном законом.
     Однако  независимость органов прокуратуры  вовсе не означает отрыва прокуроров от местных органов власти и управления. Свои организационные мероприятия  по укреплению законности прокуроры  решают в тесном взаимодействии с местными представительными и исполнительными органами. Принцип независимости прокуратуры имеет государственное и политическое значение, так как лишь при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может выполнять возложенные на нее задачи по осуществлению высшего надзора, укреплению законности в республике.
     Одним из важнейших принципов организации  и осуществления надзора является принцип законности как необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры, как важнейшее средство укрепления и развития государственности. Законность – правовой фундамент демократического государства.
     Так, в Законе «О Прокуратуре» записано: «Акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном  законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан». Главным требованием законности является обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным актам органов власти и органов местного самоуправления. Этот принцип имеет особое значение для прокурорского надзора, поскольку на прокуратуру возложена обязанность надзирать за правильным применением законов, а поэтому и сама она обязана точно и неуклонно соблюдать законы. Вся работа прокуратуры может быть надлежащей лишь при условии соблюдения и точного применения законов прокурорами. Каждое их действие, любой акт реагирования должен быть основан на законе и не выходить за его пределы.
     Принцип законности правового государства  существенно отличается от социалистической законности советского режима. Если фундаментальной основой последнего были интересы государства, стоявшего над личностью и обществом, то в условиях утверждения государства правовым провозглашается примат прав и свобод личности, интересов гражданского общества.
     Реализация принципа гласности обеспечивается специальными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры, а на местах – помощниками прокуроров, отвечающих за связь со средствами массовой информации. В законе записано: «Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов». Согласно этому положению Генеральный Прокурор информирует Президента страны, органы государственной власти о состоянии законности в стране, о работе прокуратуры по ее укреплению. Следует отметить, что не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. Если предание информации гласности может причинить вред интересам государства или гражданина, гласность не допускается.
     Важное  значение в реализации принципов  организации и деятельности органов  прокуратуры имеет регламент  их работы. Регламент работы центрального аппарата прокуратуры РК утвержден  приказом Генерального Прокурора за №16 от 7 марта 2002 г., в который приказом за №22 от 14 марта 2003 г. внесены соответствующие изменения и дополнения.
     Регламент работы Генеральной прокуратуры определяет формирование и порядок организационно-распорядительной, планово-аналитической и контрольно-исполнительской деятельности центрального аппарата, а также служит типовым проектом для Регламента аналогичной работы нижестоящих прокуратур.
     В своей практической деятельности работники  прокуратуры руководствуются также  приказами и указаниями Генерального Прокурора. Среди них особое значение имеет приказ №12 от 18 февраля 2003 г., которым приняты к руководству одобренные Советом по правовой политике при Президенте Республики Казахстан критерии оценки деятельности правоохранительных органов.
     Оценка  деятельности правоохранительных органов  основывается сейчас не только на количественных показателях, но и на фактическом состоянии законности, преступности, общественного порядка. Работа органов прокуратуры оценивается исходя из эффективности защиты прав человека, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства, законности дачи санкций на производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, обоснованности предания обвиняемых суду, качеству поддержания государственного обвинения в суде, своевременности восстановления нарушенных прав граждан (возмещение материального и морального ущерба потерпевшему и т.д.), своевременного выявления и пресечения любых нарушений законности; своевременного опротестования незаконных актов. 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.