На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Реализация космической программы в СССР

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реализация  космической программы  в СССР.
Введение
Глава 1. Первый этап Космической программы  в СССР.
      Первые искусственные спутники Земли.
      Исследования Луны.
Глава 2. Второй этап освоения космоса Советским  Союзом.
    Попытки запуска в космос живых существ.
    Первые полеты человека в космос.
Глава 3.Дальнейшие исследования космоса.
      Лунная гонка
      Дальнейшие исследования космоса
Заключение
Список  использованных источников и литературы 

      Введение.
      В 20-е  и  30-е годы нашего века рекорд за рекордом ставят летательные аппараты легче воздуха: дирижабли и стратостаты. Одновременно в этот период развернулись интенсивные работы по практическому созданию реактивных двигателей и ракет. Прогресс в этой области стал фундаментом космонавтики.
      Первый  запуск ракеты с жидким топливом в 1926 г. произвёл американец
Р. Годдард. За 25 с. полета ракета покрыла расстояние в 56 м., поднявшись на высоту 12,5 м.
        В 1927 г. в Германии под влиянием  Г. Оберта начинает работу Общество  межпланетных сообщений.        
      В апреле – июне 1927г. в Москве прошла Первая всемирная выставка проектов и моделей межпланетных аппаратов и механизмов1.
      В Ленинграде проблемами ракет занимался  автор многих ракетных двигателей В.П.Глушко. В Москве разворачивалась деятельность Группы изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с Ф.А. Цандером и С.П. Королевым. С конца 1933г. в Москве начал работу  Реактивный научно-исследовательский институт. В этом же году под Москвой были осуществлены первые запуски отечественных ракет ГИРД-09 и ГИРД-102.
      Толчком к дальнейшему развитию ракетостроения послужило военное применение ракет как грозного оружия второй мировой войны.
      Цель  данной работы – изучить этапы  освоения космоса Советским Союзом.
      Задачи:
      Проанализировать имеющуюся литературу по данной проблематике.
      Изучить каждый этап освоения космоса человеком.
      Сделать соответственные выводы.
 
Глава 1. Первый этап Космической  программы в СССР.
      Первые искусственные спутники Земли.
   Начало  проникновения человека в космос было положено 4 октября 1957 года. В этот памятный день вышел на орбиту запущенный в СССР первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Он весил 86,3 кг. Прорвавшись сквозь земную атмосферу, первая космическая ласточка вынесла в околоземное пространство научные приборы и радиопередатчики. Они передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю.
   Первый  спутник начал обращаться вокруг Земли по эллиптической орбите. Свой первый оборот спутник совершил  за 1 час 36,2 минуты и делал за сутки  немногим менее 15 оборотов3.
   Через 20 дней космический первенец умолк - иссякли батареи его передатчиков. Постепенно опускаясь, он просуществовал еще около двух с половиной месяцев и сгорел в нижних, более плотных слоях атмосферы.
   Полет первого спутника позволил получить ценнейшие сведения.
   Вскоре  было принято государственное решение  о создании и запуске второго  искусственного спутника Земли в  кратчайшие сроки. Решение было выполнено, но его выполнение показало, как  не следует разрабатывать космическую  технику – без проекта, по эскизам  (что привело к серьезным техническим проблемам) 12 октября 1957 года4. Второй советский спутник был выведен на более вытянутую орбиту 3 ноября 1957 г. Если ракета первого спутника позволила поднять его на 947 км (апогей), то ракета второго спутника была более мощной. При почти той же минимальной высоте подъема (перигей) апогей орбиты достиг 1671 км, и спутник весил значительно больше первого - 508,3 к5г.
   Третий  спутник поднялся еще выше - на 1880 км и был еще тяжелее. Он весил 1327 кг.
   13 декабря 1958 года Принята Первая резолюция по космосу, принятая ООН, – «Вопрос мирного использования космического пространства». Учреждение Специального комитета по использованию космического пространства в мирных целях6. 

      Исследования  Луны.
   2 января 1959 г. умчалась в сторону Луны и вышла на околосолнечную орбиту советская космическая ракета «Луна-1»7. Она стала спутником Солнца. На Западе ее назвали лунником. Запуском ее была прослежена вся толща околоземного космического пространства. За 34 часа полета ракета прошла 370 тыс. км, пересекла орбиту Луны и вышла в околосолнечное пространство. После этого еще около 30 часов велось наблюдение за ее полетом и принималась с установленных на ней приборов ценнейшая научная информация.
   Сведения, полученные в этом полете, существенно дополнили наши сведения об одном из важнейших открытий первых лет космической эры - открытии околоземных поясов радиации. Кроме различных измерении, на   протяжении 500 тыс. км полета велись наблюдения газового состава межпланетной среды, наблюдения метеоритов, космических лучей и др8.
   Однако, в это время советское правительство  планирует и дальнейшее изучение космоса. Издается постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об отборе кандидатов для космических полетов» от 5 января 1959 года9.
   Не  менее изумительным был полет второй советской космической ракеты «Луна-2», запушенной 12 сентября 1959 г10. Приборный контейнер этой ракеты 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды коснулся поверхности Луны! Впервые за всю историю аппарат, созданный руками человека, достиг другого небесного тела и доставил на безжизненную планету памятник великому подвигу
   советского  народа - вымпел с изображением Герба СССР. Луна-2 установила, что у Луны нет магнитного поля и поясов радиации в пределах точности приборов11.                              
   4 октября 1959 г., в запущена третья  космическая ракета - «Луна-3»12. Она отделила от себя автоматическую межпланетную станцию с приборами. Контейнер был направлен так, что, обогнув Луну, он вернулся обратно в район Земли. Установленная в нем аппаратура сфотографировала и передала на Землю изображение не видимой нами обратной стороны Луны.           
   Этот  блестящий научный эксперимент  интересен не только беспримерным фактом получения первой фотографии, сделанной  в космосе, и передачи ее на Землю, но и осуществлением чрезвычайно интересной и сложной орбиты.                           
   «Луна-3»  должна   была оказаться над  обратной стороны Луны, а система  ориентации должна была развернуть контейнер  так, чтобы его фотоаппараты были направлены на Луну. Автоматические устройства на борту контейнера в космосе проявили пленку и с помощью электронной техники по радио передали фотографии на Землю.
   Фотографирование  обратной стороны Луны представляет собой первый активный  шаг в  практике «внеземной» астрономии. Впервые изучение другого небесного тела велось не наблюдением с Земли, а непосредственно из космического пространства вблизи этого тела.
   Наши  астрономы получили уникальную фотографию обратной стороны Луны, по которой  смогли составить атлас лунных гор и «морей». Названия присвоенные открытым горным образованиям и равнинам, на вечно утвердили славу родины первооткрывателей, пославших чудесное автоматическое устройство - прообраз будущих космических обсерваторий13. 

Глава 2. Второй этап освоения космоса Советским Союзом.
      Попытки запуска в космос живых существ.
    Прочно  овладев техникой запуска автоматических аппаратов, советские ученые приступили к созданию космического корабля  для полетов человека.
    После ряда пробных запусков, когда места  в кабине спутника занимали различные живые существа - от грибков и бактерий до известных всему миру Белки и Стрелки,- конструкция космического корабля со всеми его сложными системами выведения на орбиту, стабилизации полета и обратного спуска на Землю была полностью отработана.
      22 июля 1951 г. на полигоне Капустин Яр в Астраханской области состоялся первый запуск советской высотной геофизической ракеты с двумя собаками на борту - Дезиком и Цыганом. После Дезика и Цыгана последовала целая серия запусков "четвероногих космонавтов", включая знаменитых Лайку, Белку, Стрелку и других14.
   Первым  живым существом, запущенным на околоземную  орбиту, стала собака Лайка. Ученые-медики знали, что обратно на Землю она  не вернется. В то время конструкторы космической техники еще не умели возвращать животных. Поэтому отношение к ней было особое. Предусмотрели даже специальное устройство, в которое входил шприц с сильнодействующим снотворным. В нужный момент оно должно было сработать при нажатии кнопки, чтобы животное не мучилось. Вот такие новые задачи поставил орбитальный полет15. 

      Первые  полеты человека в  космос.
     Запуски первых спутников и "лунников", безусловно, произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос был бы, еще более эффектным событием, и наши космические «фирмы» приступили к проектированию первого пилотируемого корабля. Тем более что американцы тоже работали над подобным проектом, а Н. С. Хрущев твердо решил перегнать Америку во всем.
     Необходимо  было в короткий срок (от первого  спутника до первого космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат, в котором человек мог несколько суток находится в космосе, а затем благополучно вернутся на землю. При таких условиях приоритет отдавался скорости разработки и надежности, а не совершенству технических решений. Корабль "Восток" был устроен сравнительно просто, но надежно16.
     В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из летчиков-истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый полет человека должен был состояться в декабре 1960г. но был отложен из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом столе взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля). Погибли десятки человек, в том числе члены государственной комиссии во главе с маршалом Неделимым (официально было объявлено, что он погиб в автокатастрофе). Возникла опасность, что американцы обгонят нас - их полет был намечен на май 1961г. (хотя это был суборбитальный полет, но первым человеком в космосе стал бы все же американец)17.
     Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии  корабле "Восток" Ю. А. Гагарин совершил первый космический полет и благополучно вернулся на Землю. Правда, полет проходил не так гладко, как сообщал ТАСС. Корабль был выведен на слишком высокую орбиту, и если бы отказал тормозной двигатель упал бы на Землю не через 10 дней, как предполагалось, а через 50, на что ресурсы системы жизнеобеспечения рассчитаны, не были. К счастью, тормозной двигатель сработал нормально, и корабль устремился к Земле, но один из разъемов, соединявших спускаемый аппарат, с приборным отсеком не разошелся, и отсек, волочился за спускаемым аппаратом, пока злосчастный провод не сгорел в атмосфере18.
     В августе 1962г. над планетой оказалось  сразу два корабля "Восток-3", пилотируемый А. Г. Николаевым и стартовавший днем позже "Восток-4" пилотируемый П. А. Поповичем. Корабли летели на небольшом удалении, так что космонавты могли видеть корабли друг друга и между ним была установлена двусторонняя связь. Впервые изображение космонавта в кабине во время полета было передано по центральному телевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое суток соответственно19.
     Еще в 1961г. в отряд космонавтов были набраны женщины. А в июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет бывшая работница текстильной промышленности и парашютист- любитель В. Н. Терешкова. Она совершила совместный полет с В. Ф. Быковским, находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5". После трехдневного группового полета космонавты   благополучно приземлились, и Терешкова стала, таким образом, первой женщиной космонавтом20.
     Поскольку мы всеми силами старались сохранить  лидирующие позиции в освоении космоса (или хотя бы видимость лидерства), необходимо было также разрабатывать принципиально новый многоместный корабль.
     В октябре 1964г. новая ракета носитель "Союз" вывела на орбиту корабль "Восход", на котором впервые в мире находилось сразу три космонавта: командир В. М. Комаров, космонавт-исследователь К. П. Феоктистов и врач Б. Б. Егоров. Впервые космонавты летели без скафандров (иначе, наверное, и не поместились бы в тесную кабину), на корабле появился резервный тормозной двигатель и система мягкой посадки (катапультировать троих было бы проблематично). Пробыв в космосе сутки, корабль благополучно приземлился21.
     В марте 1965г. стартовал "Восход-2 " с  П. И. Беляевим и А. А. Леоновым на борту. На корабле была оборудована раздвижная шлюзовая камера для выхода в открытый космос, который и был успешно осуществлен Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12 мин. и при этом удалялся от корабля на расстояние до 5м. Спуск прошел успешно, но корабль опустился не в заданном районе, и экипаж долго не могли найти22.
     В 1967г. - 23 апреля в космос отправился новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым.. "Союз" был рассчитан на трех человек и состоял из трех отсеков: приборного, в котором находился двигатель и запас горючего для маневрирования и посадки; спускаемого аппарата, в котором экипаж находился при старте, и в котором возвращался на землю; и орбитального отсек, который был предназначен для поведения различных экспериментов в космосе и при необходимости мог служить шлюзовой камерой для выхода в открытый космос. Корабль был снабжен системой стыковки, которая позволяла составлять из двух "Союзов" орбитальную станцию. Следующим за полетом человека шагом в освоении космоса должно было стать создание долговременной пилотируемой орбитальной станции. Для исследований в этом направлении и были предназначены корабли серии "Союз"23.
     Первый  полет "Союза" завершился первой космической трагедией - во время спуска в атмосфере не сработала парашютная система и спускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом о землю. Комаров стал первым космонавтом, погибшем в полете. Разбор причин аварии затянулся и второй полет "Союза" состоялся лишь полтора года спустя24.
     После неудачи с первым "Союзом" в  октябре 1968г. был запущен ряд беспилотных кораблей, а затем беспилотный "Союз-2", а трое суток спустя "Союз-3", пилотируемый Г. Т. Береговым. На орбите космонавт осуществлял сближение с беспилотным кораблем и проверял работу бортовых систем. Через трое суток после старта спускаемый аппарат "Союза-2" приземлился, а два дня спустя благополучно сел и Береговой25.
     В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодрома Байконур с интервалом в сутки стартовали "Союз-4" (В. А. Шаталов) и "Союз-5"(Б. В. Волынов, А. С. Елисеев, Е. В. Хрунов). На орбите корабли состыковались и образовали первую орбитальную станцию - прообраз будущих орбитальных комплексов (по которым наша страна до сих пор удерживает первое место в мире). Елисеев и Хрунов совершили переход из корабля в корабль, правда довольно странным образом - через открытый космос. В официальных документах сказано, что так и планировалось, но у меня по этому поводу большие сомнения, возможно, такое решение было принято из-за того, что не была обеспечена герметичность перехода26.
     В октябре того же года была запущена целая эскадра из трех кораблей - с интервалом в сутки были выведены "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8", которые совершили совместный полет, взаимные маневрирования и сближения. На "Союзе-6" впервые были проведены эксперименты по сварке, резке и обработке   материалов в космосе27.
     Пока  длительность полетов не превышала пяти суток,  а для серьезной работы на орбитальных станциях (и, в перспективе, для межпланетных полетов), требовалось гораздо больше. Работы по продлению сроков полета уже велись, так, был запущен биоспутник с двумя собаками на борту. которые провели в космосе 22 дня, проводилась серия наземных экспериментов по моделированию невесомости. В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет - А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток и благополучно вернулись на землю.  
 

Глава 3.Дальнейшие исследования космоса.
    Лунная гонка.28
     Сразу после успешных полетов первых «лунников» в конце 50-ых г. г. у нас началась подготовка к пилотируемым полетам к Селене. Сначала приступили к проектированию облетного корабля, которое велось параллельно в двух КБ - Королеве и Челомея. Проект "королевцев" предусматривал вывод частей корабля на околоземную орбиту носителем на базе Р-7 с последующей их стыковкой и полетом вокруг Луны. Челомей предполагал прямой рейс, для чего необходимо было использовать проектируемый в его КБ носитель "Протон". После полета Гагарина за коллективом Челомея проект облета Луны, а за КБ Королева - высадку на поверхность. Позднее руководство обеими программами   сосредоточили в ОКБ Королева29.
     Облет луны предполагались выполнить с  помощью ракеты "Протон" и разгонного блока, которые выводили на облетную траекторию корабль, сделанный на базе проектировавшегося "Союза" - Л1. Для уменьшения массы с него сняли орбитальный отсек и системы сближения и стыковки. Предполагалось, что космонавты неделю будут находится в спускаемом аппарате объемом 2, 5 куб. м. все время в сидячем положении - малоприятная перспектива для первых покорителей Луны30.
     Корабли предназначенные для высадки  должны были выводиться на орбиту новым сверхмощным носителем Н-1. Т. к. грузоподъемность нашей ракеты составляла около 100 т., экипаж корабля решили сделать минимальным -2 человека. Это было довольно рискованно т. к. на Луну высаживался всего один космонавт, и в случае возникновения "нештатной ситуации" помочь ему было некому. Лунный корабль, получивший обозначение ЛЗ, предполагалось построить на базе "Союза"31.
     Пока  наши "фирмы" раскачивались, и  предлагали различные проекты, американцы уже приступили к изготовлению и испытанию опытных образцов машин (вспомним, что в 1961г. программа высадки на Луну была объявлена Дж. Ф.  Кеннеди национальной)32. В результате мы сильно отстали и проектирование системы велось в расчете на максимальное использование уже существующих агрегатов, это, конечно, ускоряло сроки постройки и испытаний, но и утяжеляло носитель и корабль. Так, двигателей нужной мощности у нас тогда выпускать не могли, а технологическое переоснащение производства заняло бы слишком много времени33.
     Королев считал необходимым в качестве горючего использовать жидкие кислород и водород, дающие очень высокий удельный импульс. Глушко же считал, что необходимо использовать фтор и азотную кислоту, т. к. водород имеет слишком маленькую плотность. И потребует слишком больших топливных баков. Однако предложенные Глушко компоненты были крайне ядовиты, и такая система могла нанести огромный урон окружающей среде. В результате всех этих споров Глушко, отказался делать двигатели для Н-1 и ими занялось КБ Н. Д. Кузнецова, разрабатывавшее до этого только авиационные двигатели. В результате двигатели были сделаны, но потеряно много времени (не будем забывать, что шла настоящая гонка). В самый разгар работ по лунному носителю и кораблям умер С. П. Королев, что также не могло не сказаться на ходе работ34.
     Проект  облета Луны задерживался из-за трудностей в испытании "Протона". В 1968-69 г. г. были осуществлены облеты нашего спутника кораблями Л1 в беспилотном варианте, получившие наименование "Зонд 5-8". Но в декабре 1968г. "Апполон-8", вышел на орбиту спутника, Луны и программу пилотируемого облета луны свернули т. к. приоритет был потерян. Хотя уже тогда было ясно, что опередить американцев с высадкой скорее всего не удастся, работы по этому проекту не   сворачивали, надеясь на незапланированные неудачи соперников35.
     Первые  летные испытания носителя Н-1 прошли в феврале 1969г. и были неудачными - на борту возник пожар. Состоявшийся через 5 месяцев повторный старт тоже не удался - произошло самопроизвольное выключение двигателей, поднявшаяся в воздух ракета рухнула на стартовый стол и взорвалась, разрушив пусковую установку. На ее восстановление понадобилось много времени, и следующий старт состоялся только в июле 1971г. - и снова неудача, в ноябре   1972г. – запуск, наконец, состоялся, но на 107 секунде из-за неисправности полет  пришлось   прекратить36.
     К тому времени, в июле 1969г., уже состоялась успешная высадка на Луну экипажа "Апполона-П" - Нейла Армстронга и Едвина Олдрена и наши попытки первыми достичь Луны стали бессмысленными37.
     Программа полета на Луну с обоих сторон рассматривалась прежде всего не как научно-исследовательская экспедиция, а как своего рода спортивное мероприятие, призванное еще раз продемонстрировать высокий научно-технический потенциал державы. После громких достижений СССР (первый спутник, первый человек в космосе, первая мягкая посадка на Луну) наши ракетно-космические "фирмы" позволили себе долго раскачиваться и спорить друг с другом, тогда как американцы резко "пошли в отрыв" и опередили. К концу 60-ых г. г. попытка "встряхнуть" экономику - реформа Косыгина38 благополучно заглохла и экономика страны фактически уже тогда находилась в кризисе (который ярко проявился во время перестройки), и существовала в основном за счет продажи за границу нефти, газа, леса и других природных ресурсов39. Экспедиция на Луну оказалась слишком дорогим удовольствием, (американцы потратили на свою программу более 25 млрд. $), которое наша страна уже не могла потянуть (если вспомнить проходившие в то время дорогостоящие "стройки века").
     После высадки на Луну американцев официально было объявлено, что у нас другая программа исследования космоса - с помощью автоматических аппаратов40.
     После первых стартов к Луне в 1959г. в  исследовании Луны космическими аппаратами наблюдается некоторое затишье - все силы были брошены на проведение пилотируемых полетов. Но в начале 60-ых годов начались работы по созданию аппарата, способного совершить мягкую посадку на Луну. В 1963 - 1965 г. г. к Луне отправились одна за другой пять станций, но осуществить посадку не удалось - аппараты разбивались. В январе 1966г. мягкую посадку на Луну наконец осуществила станция "Луна-9". На землю была передана первая панорама Лунной поверхности. Вопреки ожиданиям ученых, считавших, что Луна покрыта пылью, грунт оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него, а на телевизионном изображении отчетливо видны камни. "Луна-9" на пять месяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2", гонки шли не только в области пилотируемых полетов, но и в области полетов автоматов. В том же году был запущен первый искусственный спутник Луны - "Луна-10" и станции "Луна-11-13", из которых "Луна-13" совершила мягкую посадку на Луну41.
     В 1970г. станция "Луна-16" произвела  бурение и взятие проб грунта, которые были затем доставлены на землю (у их американских коллег они появились после успешных полетов астронавтов). В 1972 и 1976 г. г. станции "Луна-20" и "Луна-24" также доставили Землю образцы Лунного грунта из горного и морского района соответственно. В 1974г. были запущены также два искусственных спутника Луны - "Луна -22" и "Луна-23", которые провели  длительные исследования Луны и околоземного пространства42.
     Наиболее  интересной частью нашей программы  исследований Луны безусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов. В ноябре 1970г. станция "Луна-17" (однотипная "Луне-16", только без возвращаемой ступени) доставила на поверхность Луны шестиколесный "Луноход-1", снабженный телекамерами и управляемый оператором с земли. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км. Он передал на землю отличные телеизображения и результаты изучения физических свойств грунта. В 1972г. на Луну станцией "Луна-21" был доставлен усовершенствованный "Луноход-2", который провел аналогичные исследования в другом районе Луны43.
     Луноходы   и   станции,  доставившие   лунный   грунт   на   землю   были   созданы   в   КБ, которым   руководил     талантливый конструктор и организатор Г. Н. Бабакин. Создание этих   автоматов   показывает, что можно отлично исследовать другие планеты с помощью машин, не подвергая   риску космонавтов, не говоря уже о том, что беспилотные полеты обходятся значительнее дешевле пилотируемых44. 

    Дальнейшие исследования космоса.
     Первый  запуск космического аппарата к Марсу  состоялся уже в 1962г. - это был  аппарат "Марс-1", прошедший на расстоянии 195 тыс. км. от планеты. , (связь с ним прервалась за три месяца до этого). Но планомерные исследования красной планеты начались только в 70-ые г. г., когда появились достаточно мощные ракеты носители и совершенная автоматика45.
     В 1971г. к Марсу отправились станции "Марс-2" и "Марс-3". Которые вышли на орбиту искусственных спутников планеты. К этому моменту там уже кружился американский аппарат "Маринер-9", ставший первым искусственным спутником Марса. Дело в том, что наш аппарат, который должен был стать искусственным спутником марса, и который "Маринер" не смог бы обогнать из-за ошибки в бортовой ЭВМ не был выведен на траекторию полета к планете, и более легкий американский аппарат обогнал по дороге наши станции46.
     "Марс-2" сбросил на планету вымпел  нашей страны, а от "Марса-3" отделился спускаемый аппарат, совершивший первую в истории посадку на красную планету. Спускаемый аппарат начал передавать "картинку" с поверхности, но, по до сих пор невыясненной причине, сигнал с поверхности планеты пропал. Орбитальные аппараты наших станций успешно функционировали и передавали на Землю изображения поверхности планеты, но на них ничего нельзя было разглядеть - на Марсе бушевала пыльная буря. К тому времени, когда она закончилась, наши камеры уже вышли из строя, и изображение передавал только американский аппарат. Зато наши спутники провели исследования поверхности и атмосферы планеты в инфракрасном, ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазоне радиоволн. Были определены температура и давление (оно оказалось в 200 раз меньше земного) у поверхности планеты47.
     В следующее стартовое окно (1973г.) условия  полета к Марсу были хуже, и вывести  станцию, аналогичную "Марс-3" мы не могли из-за ограничений по массе. Тогда было принято решение использовать две станции вместо одной - "чистый" спутник и станцию, которая "сбрасывала" бы на Марс спускаемый аппарат и, летела бы дальше не тормозясь у планеты. Для надежности   таких пар следовало   запустить две48.
     Нашим инженерам и производственникам удалось сделать почти невозможное - изготовить и испытать к очередном стартовому окну целых четыре станции. Незадолго до старта неожиданно выясняется. что в микросхемах, которые использовались в аппаратуре станций чрез год- полтора образуются раковины, и они выходят из строя. Переделывать станции было нереально. В следующее стартовое окно должны были стартовать американские "Викинги", а нам очень хотелось первыми получить изображения с поверхности Марса. Решено было станции запустить - если они   выйдут из строя не сразу, и успеют передать на Землю ценную информацию.
     В августе 1973г. к Марсу ушли орбитальные  аппараты "Марс-4" и "Марс-5" и  посадочные аппараты "Марс-5" и "Марс-6" - целая космическая эскадра. На "Марсе-4" не сработал тормозной двигатель, и  станция прошла мимо планеты. "Марсу-5" удалось выйти на орбиту искусственного спутника, но проработал он там гораздо меньше расчетного срока. Спускаемый аппарат "Марса-6" вошел в атмосферу планеты и на этапе спуска провел зондирование атмосферы и определил ее химический состав. Незадолго до посадки связь с аппаратом прервалась. Спускаемый аппарат "Марса-7" отделился от станции, но в атмосферу "не попал " и прошел мимо планеты. Таким образом, программа полета в основном выполнена не была49
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.