На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Иерархические связи в организации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ  И БИЗНЕСА
Факультет менеджмента
Кафедра управления персоналом
Лим Юлия Владимировна
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В ОРГАНИЗАЦИИ
РЕФЕРАТ
      Подготовила: Лим Ю.В.
                                                                                                                                  Гр.С1514а 

                                                                                              Проверил: Бажин А.С..      
 
 
 

г. Владивосток
2011 

Содержание
Введение
1. Иерархтчнские связи в организации;
2. Централизация  и децентрализация как принципы  построения внутриорганизационных  иерархических связей;
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В каждой системе во всех теориях действует  принцип иерархии, т.е. все структурировано  от меньшего к большему или наоборот. Организация представляет собой упорядоченною систему отдельных элементов, которые связаны между собой, также по принципу иерархии. Во взаимоотношениях людей внутри организации существует иерархия, т.е. принцип структурной  организации  сложных  многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке  от высшего к низшему. Каждый  из  двух  или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к  вышележащим. 
    Каждой  организации необходимо иметь четкие схемы взаимодействия как между сотрудниками, так и между отделами. В таких схемах присутствуют элементы и связи между ними- эти связи называют иерархическими связями в организации. Они существуют для удобства управления и делегирования полномочий.
    В рамках данного вопроса мы рассмотрим:
      Что такое иерархические связи в организации? И для чего они нужны;
      Какими они бывают;
      Что такое централизация и децентрализация;
      Достоинства и недостатки.
      Централизация и децентрализация как принцип построения внутриорганизационных и иерархических связей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Иерархические связи в организации
 
     Термин  организация в менеджменте- это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры.
     Понятие «структура» (с лат.) обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации1.
     Структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми2.
     Под управленческой структурой понимается совокупность органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами. При этом управленческие структуры классифицируются по следующим основаниям3:
     1. по степени сложности, которую характеризуют:
    число подразделений и мест расположения;
    среднее количество подчиненных у одного руководителя;
    количество уровней управления;
    важность принимаемых решений и др.
     2. по принципам разбиения (функциональный, объектный и др.);
     3.по  степени централизации (централизованные или децентрализо-ванные);
     4. по целевому назначению (стратегические, оперативные, инфор-мационные и др.).
    Элементами  структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
    Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. В рамках данного проекта нас интересуют второй вид связей, которые называют иерархическими. Они обеспечивают отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
    При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
    В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Линенйные связи регулируют отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.
    Соответственно  используется такое понятие, как  полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.4
    Между всеми названными выше составляющими структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.52
    Организационную структуру любой коммерческой фирмы, организации, больницы, банка, правительственного учреждения и т. п. следует рассматривать с учетом разных критериев. На эффективность деятельности организации влияют:
    1) реальные взаимосвязи между людьми  и их работой, отражаемые в  схемах организационных структур и должностных обязанностях;
    2) политика руководства и методы, воздействующие на поведение  персонала;
    3) полномочия и функции работников  организации на различных уровнях  управления, которые обеспечивают иерархические связи (низшем, среднем и высшем).
    Рациональная  структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства.
     Иерархические связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение63.
     Иерархические связи обеспечивают эффективное  взаимодействие и распеределение целей между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Они служат основой организационной структуры.
     В любой организации можно выделить составные части, которые взаимодействуют  между собой в определенном порядке. Меняя способ разделения, можно изменять порядок взаимодействия частей и, в  итоге, результаты всего целого. Каждая подсистема любой организации (техническая, технологическая, информационная социальная, финансовая и др.) состоит из взаимодействующих  частей, имеет структуру и сама является структурной частью организации. Взаимодействие всех частей организации должно обеспечить ее работу. Это происходит благодаря иерархическому распределению связей.

     Структура управления - один из способов разделения организации на части. Существенным отличительным признаком является то, что в каждом обособленном звене  можно указать на человека или  группу людей, которые обладают возможностью принимать решения. Данная возможность  обеспечивается ресурсами, распорядители  которых вовлекаются в процесс  управления организацией, ставя и  решая задачи управления74.

     Таким образом, любое звено структуры  управления связано между собой и представляет собой единство задач управления, ресурсов, предназначенных для их решения, и исполнителей этих задач.

 
     Структуры управления на многих современных предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще  в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
     -принцип  иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий  уровень контролируется вышестоящим  и подчиняется ему;
     -вытекающий  из него принцип соответствия  полномочий и ответственности  работников управления месту  в иерархии;
     -принцип  разделения труда на отдельные  функции и специализации работников  по выполняемым функциям; принцип  формализации и стандартизации  деятельности, обеспечивающий однородность  выполнения работниками своих  обязанностей и скоординированность различных задач;
     -вытекающий  из него принцип обезличенности  выполнения работниками своих  функций;
     -принцип  квалификационного отбора, в соответствии  с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями85.
     Процесс деления организации на отдельные  блоки и распределения по ним  функций получил название департаментализации (или точнее функциональной специализации). Соединение идеи иерархии с понятием департаментализации (функциональной специализации) лежит в основе главного из существующих типов организации — иерархического типа структур.
    Разнообразие  организационных структур связано  с различиями в области деятельности, характере и сложности выпускаемых  продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятий.9
    Ниже  рассматриваются сложившиеся к  настоящему времени основные типы иерархических организационных структур: функциональная, линейная, линейно-функциональная, дивизиональная.
    Функциональная  структуризация является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и имеет место почти на всех предприятиях на том или ином уровне иерархии. Это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Создание функциональной структуры (рис. 1.) сводится к группировке персонала по широким задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и т. п.). Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. В тех случаях, когда функциональная структура используется частично, одна из функций (например, финансирование) осуществляется либо на более высоком уровне управления, либо на одном уровне с подразделениями, структуризованными по продукту, заказчику или территориальному признаку.
    Функциональная  организация направлена на стимулирование качества труда и творческого потенциала работников, а также экономии, обусловленной ростом масштаба производства товаров или услуг. Вместе с тем поддержание взаимодействия между разными функциями — задача сложная. Реализация различных функций предполагает разные сроки, цели и принципы, что делает трудными координацию деятельности и ее календарное планирование. Кроме того, функциональная ориентация связана с предпочтением стандартных задач, поощрением узко ограниченных перспектив и ведением отчетности о результатах деятельности.106
      
 
 
 
 
 

    Рис. 1. Функциональные иерархические связи
    Достоинства функциональных иерархических связей таковы:
    - повышение компетентности руководителя  вследствие привлечения квалифицированных специалистов по отдельным областям управления:
    - повышение гибкости структуры,  которая легко реагирует на  потребности практики путем создания  новых функциональных служб.
    Недостатки: вместе с тем функциональная форма связи нарушает единство распорядительства, снижает ответственность за работу, нарушает принцип единоначалия, так как исполнитель может получать указания от нескольких функциональных руководителей.
    В чистом виде функциональная структура  практически не применяется. Она используется в органическом сочетании с линейной структурой (рис. 2.), построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена управления высшему. При таком построении выполнение узкоспециализированных функций переплетается с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач по проектированию, производству продукции и ее поставке потребителям.117  

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1.4. Линейные иерархические связи
    К достоинствам линейных иерархических связей управления относятся:
    - установление четких и простых  взаимосвязей между подразделениями  организационной структуры;
    - получение подчиненными непротиворечивых  и увязанных между собой заданий  и распоряжений;
    - полная ответственность каждого  руководителя за результаты работы;
    - обеспечение единства распорядительства  сверху донизу.
    Недостатком линейных иерархических связей является то, что руководитель должен быть компетентен во всех областях управления, квалификация руководящего состава, в связи с широтой полномочий, должна отвечать самым высоким требованиям, наблюдается тенденция к перекладыванию ответственности при решении вопросов с участием нескольких подразделений, слабая адаптация и изменениям.
    Линейный иерархические связи имеют много достоинств, поэтому применяется для организации небольших предприятий, для управления подразделениями (участками, филиалами) предприятий. В настоящее время линейная структура управления практически не используется.
    Децентрализация управления в рамках линейно-функциональной структуры (рис. 3) приводит к тому, что разделение прав и ответственности дробится между разными органами, руководящими техническими разработками, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т. д. Наиболее типичен такой процесс для предприятий, где устойчиво выпускается огромное количество однородных продуктов и экономия на масштабе производства значительна. Одним из условий децентрализации структуры может служить ситуация, когда рынок представляет собой единое целое и отличается высокой степенью концентрации потребления.
    Вместе  с тем развитие диверсификации производства, резкое усложнение внутренних и внешних связей, динамизм внедрения технических новшеств, жесткая борьба за рынки сбыта продукции приводят к серьезным трудностям и во многих случаях совершенно исключают использование функциональных форм управления. С ростом размеров корпораций, расширением номенклатуры выпускаемых продуктов и рынков их сбыта функциональные иерархические связи в силу разобщенности прав и ответственности по отдельным функциям не позволяют реагировать на происходящие изменения. В процессе управления возникают конфликты при выборе приоритетов, принятие решений задерживается, линии коммуникаций удлиняются, затрудняется осуществление контрольных функций.12 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.3. Линейно-функциональные иерархические связи  

    Дивизиональная форма (рис. 4) может рассматриваться как соединение организационных звеньев, обслуживающих определенный рынок и управляемых централизованно. Ее логика заключается в сочетании автономности подразделений с центрально контролируемым процессом распределения ресурсов и оценки результатов. Хотя дивизиональные иерархические связи позволяют легко внедряться в смежные отрасли, существует опасность их чрезмерного расширения. Так, многие подобные фирмы, расширявшие свою деятельность на новых рынках, не смогли в должной степени оценить ее результаты и принять инвестиционные решения. Дивизиональные фирмы также подвержены опасности модификаций, которые нарушают избранную логику функционирования организации.138
    Мировая практика показала: с введением дивизиональных принципов структура управления организацией (и входящими в нее отделениями) в основе своей остается линейно-функциональной, и одновременно усиливается ее иерархичность, т. е. управленческая вертикаль. В результате существенно уменьшается нагрузка на верхний эшелон управления, который сосредоточивается на стратегическом менеджменте организации в целом, а отделения, обретающие оперативно-хозяйственную самостоятельность, начинают работать как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности своей деятельности. 

      

Рис. 4. Дивизиональные иерархические свзяи 

    Ниже  приводится сравнительная оценка достоинств и недостатков линейно-функциональной и дивизиональной организационных структур, позволяющая с учетом особенностей конкретных условий определять возможности использования той или иной формы иерархических связей и организационного построения (табл. 1).
    Таблица 1
    Сравнительная характеристика организационных  структур управления
Линейно-функциональные Дивизиональные
Обеспечивают  выполнение специализированных задач, контролируемых с помощью планов и бюджетов Децентрализованные  операции подразделений с централизованной оценкой результатов и инвестиций
Наиболее  эффективны в стабильной среде Наиболее эффективны в изменяющейся среде
Содействуют эффективному производству стандартизированных  товаров и услуг Пригодны для условий взаимосвязанной диверсификации по продуктам или регионам
Обеспечивают  экономию на управленческих расходах Ориентированы на оперативное принятие решений
Предусматривают специализацию функций и компетентность Создают организационные  условия для междисциплинарного подхода
Ориентированы на ценовую конкуренцию Успешно функционируют  при неценовой конкуренции
Рассчитаны на использование действующих технологий и сложившегося рынка Ориентированы на освоение новых рынков и новых технологий
Производственная  специализация, превышающая возможности централизованного планирования Вмешательство высшего звена организации для  усиления координации подразделений  и повышения эффективности их деятельности
Быстрое решение проблем, находящихся в  компетенции одной функциональной службы Быстрое решение  сложных межфункциональных проблем
Вертикальная  интеграция, нередко превышающая возможности полной загрузки специализированных подразделений Диверсификация  внутри корпорации или приобретение внешних организационных звеньев
 
 

    Централизация и децентрализация  как принципы построения внутриорганизационных  иерархических связей
 
      В некоторых организациях высшие  руководители принимают все решения,  а управляющие низшего уровня  лишь выполняют их директивы.  В других организациях процесс  принятия решений перемещается  вниз к руководителям, наиболее  тесно связанным с конкретными  проблемами, по которым принимаются  решения. Первый случай известен  как централизация, второй –  как децентрализация.
        Б.З. Мильнер определил, что термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т. е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает. Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами потребителей или работников. В случае когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать – это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить.
         Суть централизованных организаций  состоит в разделении процессов  принятия решений и их внедрения:  высшие руководители принимают  решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники – выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции. 

           По Б.З.Мильнеру, децентрализация требует такой организации управленческой деятельности, которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки. Во-первых, в результате децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастают. Во-вторых, децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции. В-третьих, в децентрализованной модели организации руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении личного вклада в решение проблем. Расширение свободы действий ведет к повышению творческого характера управленческого труда, к стремлению внести вклад в развитие фирмы.
         Процесс децентрализации требует  принятия определенных организационных  и экономических мер, в том  числе и несение расходов. Приходится, в частности, разрабатывать и  осуществлять программы обучения  руководителей, преодолевать сложившиеся  стереотипы работы в централизованных  структурах и сопротивление работников  переменам. Изменения претерпевают  системы бухгалтерского учета  и отчетности, что влечет за  собой рост административных  расходов.
         Более высокая степень децентрализации  в организациях, рассматриваемая  как передача в низовые звенья  процесса принятия решений, предполагает, что:
    • большее количество решений принимается  на низших уровнях управленческой иерархии;
    • решения, принятые на низших уровнях, более  важны;
    • различные организационные функции  подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;
    • уменьшается объем централизованного  контроля за решениями, принятыми управленческим персоналом.
         Такой подход приводит к повышению  автономности в принятии решений  в отдельных подразделениях, сокращению  сферы централизованного контроля. Благодаря этому растет ответственность  подразделений за их прибыльность. Эти подразделения представляют  собой относительно автономные, самофинансируемые небольшие компании  в структуре основной компании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.