На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Восточные славяне в древности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Восточные славяне  в древности

1.1 Этногенез и расселение  восточных славян

     Предыстория восточных славян своими корнями  уходит в глубокую древность. Их далекие  предки существовали еще до того, как  сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян, в результате своего культурного сближения дали славянство. И корни этого процесса археологами прослеживаются с III тыс. до н. э. Тогда племена предков протославян жили еще материнским родом, но уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балкано- Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга. Следующим этапом было расселение известных «трипольских» племен  – III тыс. до н.э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.1
     На  рубеже III-II тысячелетий до н.э. у этих племен состоялся переход от неолитических орудий к обработке бронзы, к плужному земледелию. Развитие скотоводства привело к повсеместной борьбе за стада и пастбища. Складывается патриархальный род. Пастушеские племена, носители культуры «шнуровой керамики и боевых топоров», расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги и достигли южных участков Балтийского побережья. Предки балтов, славян и германцев в то время еще не были так разделены между собой. Около XV в. до н. э. движение их племен остановилось. И эти территории были заселены различными этническими племенами с различным уровнем социального и культурного развития. Если признать прародиной славянской общности ко времени расцвета бронзового века широкую полосу Центральной и Восточной Европы, то восточный предел ее образовали Припять, Средний Днепр, верховья Днестра и Южного Буга, бассейн Роси. Эта праславянская земля совпадает с ареалом (землей, площадью) так называемой тшинецкой археологической культуры XV-XII вв. до н. э. Население с культурой славянского типа в конце II тыс. до нашей эры благодаря плужному земледелию добилось существенных хозяйственных результатов. В I тыс. до н. э. экономическая и культурная жизнь находилась уже на заметно высоком уровне. Произошел переход к обработке железа. И этот период характеризуется многообразием культурных особенностей у отдельных предков славян.2
     С конца I тыс. до н. э. до VI-V вв. н. э. – начало праславянского периода. В этот период устанавливается культурная, а также языковая общность при известном племенном своеобразии. Именно в этот промежуток времени, а точнее с VIII в. до н. э., внимание первых историографов все чаще стали привлекать южные районы Восточной Европы и западная окраина Великой степи, где эллино-азиатские этносы вошли в соприкосновение с кочевыми скифами. Это коснулось и истории славянского этноса. Восточная группировка праславян – обитатели междуречья Днестра и Днепра  - оказывается оторванной от основного этнокультурного массива славян и попадает в ареал скифской культуры (сер. I тыс. до н. э.). Так значительная часть праславян была включена в орбиту скифского объединения и подвергалась их влиянию. Здесь уместно вспомнить описания, которые оставил Геродот о «скифах-пахарях (земледельцах), именуемых сколотами. Рядом исследователей подразумевается, что это и есть праславяне. Археологически и местопребывание соотносится с подольской и милоградской культурами. Скифская культура разорвала непрерывность праславянской тшинецкой культуры. Когда скифское господство рухнуло в результате войн, меньше всего пострадали племена западных и северо-западных славян междуречья Среднего Днестра и Днепра. Именно они сравнительно быстро освободились от скифского господства, хотя влияние последних в среде славян укоренилось надолго. Находясь в тесном контакте с западными соседями, эта часть славян быстрее всего возродила традиции праславянской культуры, что нашло отражение в пшеворской (на западе) и зарубинецкой (на востоке) культурах в 1-й четверти I тыс. до н. э. Стадия праславянского единства продолжалась. Племена, оставившие зарубинецкие древности, в этот период составляли огромный массив, распространяясь в пределах украинской лесостепи и по ее северной периферии. В дальнейшем, через несколько столетий, их потомки сыграют решающую роль в формировании, по Начальной летописи, восточнославянских группировок. Но до этого им пришлось пройти большой путь развития, историческая протяженность и трудность которого были обусловлены событиями начавшейся эпохи «великого переселения народов» - эпохи гуннского нашествия IV- V века н. э. во многом изменили этническую евразийскую карту.3
     В отличии от своих южных соседей  – скифов, фракийцев, кельтов, в среде  которых еще во второй половине I тысячелетия до н. э. возникла государственность, праславянские зарубинецкие племена не вышли пока за границы первобытного строя жизни. Однако, судя по археологическим данным, уже четко отмечается, что они распадались на ряд локальных группировок. В их среде выделяется отдельная семья, а несколько таких семей составляют территориально-соседскую общину, т. е. социальную организацию, которая возникает в момент распада первобытно общинного строя и формирования новых предгосударственных образований.
       Представляется, что после того, как в середине I тыс. до н.э. под ударами гуннов рухнули западно- славянские оседлости (Черняховская археологическая культура), потомки носителей зарубинецкой культуры, жившие севернее их и менее подверженные разрушению, стали расселятся на юг, причем эта волна расселения была более мощной, чем некогда на север. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславянские группировки, объединившие известные по летописи северян, полян, бужан и уличей, в третей четверти I тыс. н. э. создают одно из древнейших восточнославянских объединений, получившее в источниках наименование «Русская земля», в которую не вошли лежавшие рядом земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов) и хорватов.
     В сложных условиях формировались  северные восточнославянские племена  вятичей, кривичей, словенов новгородских. Они так же были потомками зарубинецких племен, однако включали в себя элементы как славянские, так и балтийские.
     Вопрос  о том, откуда и какими путями продвигались славяне, осевшие в Новгородской земле с середины I тыс. н. э., на археологическом материале, как утверждает В. В. Седов, пока не может быть решен. Можно утверждать, что обширные пространства Верхнего Поднепровья и Полоцко-Витебцкого Подвинья вплоть до VII в. были заселены племенами днепровских балтов. Отметим немаловажный факт, что славяне, расселившиеся в бассейне озер Ильмень и Псковского, какое-то время были отрезаны от основной массы славянства. Подобная картина расселения славян наблюдается в начале средневековья и в некоторых других районах Европы (Седов,1989).
       В VI-VII вв., можно сказать, завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтническими племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членение единого языка на отдельные славянские языки. Происходит складывание современных славянских народов, у которых образуются общественные классы с их противоречиями и начинают возникать первые государственные образования.4
     В середине 1 тысячелетия н.э. на обширной территории Восточной Европы, от озера  Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных  Карпат  до Волги, сложились  восточнославянские  племена.  Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло  собой  совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную  область. Согласно "Повести временных лет", карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильинские славяне)  жили  на  берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в  верховьях  Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на  Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

1.2 Быт и нравы.

     Академик  Б.А.Рыбаков отмечает, что уже  со 2  в.  н.э.  обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той  части  сла- вянского мира, которая в свое время  создала  приднепровские  сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси - Среднего  Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, относящихся к эпохе императора Трояна и найденных на землях  восточных славян, убедительно свидетельствует о быстром развитии у них  торговли. О славянском экспорте хлеба во 2-4 вв. говорит заимствование славянами римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них  четвериком  и дошедшего в нашей метрологии до 1924 г.5
     Во 2-4 вв. формы быта славянского мира становятся более многообразными. Основу хозяйственной жизни восточных славян составаляло земледелие. Но если славяне, жившие в лесной зоне  Среднего  Приднепровья,  знали подсечное земледелие (зарубинецкая культура), то славяне, жившие в лесостепи Нижнего Приднепровья, освоили уже плуг с лемехом и череслом и применяли более эффективное плужное земледелие.
     Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху.  До нас дошли  свидетельства об использовании  нашими предками ям-хранилищ, вмещавших  до 5 т зерна. Если экспорт зерна в Римскую империю стимулировал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового способа размола зерна - на  мукомольнях с жерновами.  Стали строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством.
     В повседневном быту славяне широко использовали  так  называемый  ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В  нем отмечались дни весенне-летнего  сельскохозяйственного сезона от  прорастания  семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались  оптимальными  для Киевщины и в агрономических руководствах  конца  19  в.,  что  свидетельствует о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблюдений.6
     У восточных славян были широко развиты  кузнечное и литейное дело. Они  изготовляли на гончарном круге  керамику, мастерили ювелирные и  костяные предметы обихода. В отличие  от славянского лесного севера с  характерными  дл  него  маленьким городищами у славян лесостепи возникали ничем не  огражденные большие села. Они тянулись по берегам рек на 1-1,5 км, напоминая позднейшие украинские села с их вольной  планировкой  усадеб.  Наряду  с обычными жилищами (10-20 кв  м) строились  большие  дома-огнища  площадью 100-120 кв.м. Они  стояли  по  соседству  с  другими  домами  и предназначались, вероятно, уже не для большой семьи-задруги, а для челяди.
     Для жизни славян весьма характерна постройка  общей оборонительной линии, известной  под именем Змиевых валов и  охватывающей  все  Среднее Приднепровье. О существовании этих валов во 2-4 вв. говорят,  в  частности, два факта: отсутствие  в  то  время  самостоятельных  оборонительных укреплений во  всех селениях и находка клада римских  монет  в  насыпи одного из валов. Сооружение большой общей оборонительной  линии  может свидетельствовать о появлении государственного начала.
     Древние славянские племена жили ещё в  формах так называемого патриархального  или родового быта. Родовые старейшины имели большую власть каждый в своём роде: они разбирали и решали споры и столкновения между членами рода; если же кому-либо из родичей была нанесена обида, то родичи должны были отомстить обидчику (за убийство мстили убийством, так называемая кровная месть). Если возникали ссоры, касающиеся всего племени, особенно в случае внешней опасности, родовые старейшины собирались на совет иногда выбирали общих предводителей, власть которых прекращалась после того, как опасность миновала. Однако этот примитивный патриархально-родовой быт быстро разлагался по мере того, как славяне расселялись в поднепровье и далее -  на север и восток.7 

1.3 Соседи восточных  славян

     Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей.  На запад от них обитали  западные славяне , на юг- южные славяне.  На  северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев , латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно - угорские племена - мордва весь, карела, чудь. На востоке,  в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская  Болгария.  Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники -  тюрки, авары, хазары. В IX в. там появились печенеги, а в XI  в.  в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной  Венгрии) в IX в. обосновались венгерские племена - они  пришли  туда  из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину.
     Как долго восточнославянские племена  сохраняли свои имена, а вместе с ними и кое-какие племенные особенности? Владимир Чивилихин в романе-эссе "Память" приводит по этому поводу следующие интересные данные : древляне - под 990 г. , словене - под 1018 г. , кривичи -  под 1127 г. , дреговичи - под 1183 г. , вятичи , дольше других жившие  без князей , - под 1197г.

1.4. Религия 

     Религия славян до принятия христианства представляла собой обожествление природы (анимизм) в сочетании с верой в личных антропоморфных племенных богов  и культом предков. Славянские язычники славили своих предков и окружающую природу (гром и молния, ветер, дождь, огонь), считая природу и себя в ней - неразрывной системой "Мирового Лада"-гармоничного мировзаимодествия. Для славян характерно почитание животных: медведь, волк, ящер, орёл, конь, петух, утка, тур (бык), кабан. Но практически не известен тотемизм.
     Отличительной чертой славянского язычества является его дуализм. Если у скандинавов, например, трудно выявить «добрых» и «злых» богов, то славяне различали  и противопоставляли чёрное и  белое начало мира, тёмное и светлое, земное и небесное, женское и мужское начала. Такое противопоставление известно для Белобога и Чернобога, Перуна и Велеса, Святовита и его ночных врагов.
     Также язычество обозначают словом анимизм, то есть называют его одушевлением природы, растений, животных и неживых предметов. Помимо персонифицированых богов в виде идолов, славяне почитали разного рода низших существ, или духов. Это были духи природы: лешие, русалки (берегыни, вилы, самодивы), кикиморы. И духи построек: домовые, злыдни, овинники, банники. Имелся целый сонм и других антропоморфных и зооморфных существ: волкодлаки, упыри, мары, великаны (асилки, велеты), переплут, див, ящер, летающие змеи (драконы).8
     Славянам  известны были представления о «макрокосмосе» (природа) и «микрокосмосе» (человек, его одежда и жилище). Волосы, глаза, рот и другие части тела имели аналогии в природных объектах. Особенно тесно были взаимосвязаны природа и женщина. По языческим представлениям женщина (особенно беременная) могла впитывать окружающую природу в себя (рыбу, съестные припасы, огонь, здоровье других людей), а непогребённое тело (ведьмы или колдуна) могло распадаться на насекомых, лягушек и змей. С этим связана вера в оборотничество. Человек или бог мог превращаться в волка, птицу, медведя, щуку, змея, тура, муравья. Также язычество характеризуют как поклонение предкам. Это в частности связано с обожествлением людей.
     Гораздо большее значение в славянском язычестве  имели культы плодородия и продолжения  рода. Большинство славянских богов  связаны с этими культами: Велес — «скотий бог»; Род и роженицы — были очень почитаемы на Руси; Макошь — богиня плодородия; Лада, а Купала и Леля являлись её дочерьми — божества семьи, брака, любви, деторождения и плодородия; Даждьбог — бог солнца и дождя; и т.д.
     Славянская  мифология и религия формировались  на протяжении долгого периода в  процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов  во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.
     Историки  выделяют значительный пласт индоевропейской лексики, которая использовалась язычниками как сакральная. Среди параллелей: Сварог и сварга, Макошь и мокша, рота (клятва) и рита (на санскрите «порядок»), вещий и Веста, ведьма и Веды, Див и девы и т. д. Среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские и европейские корни, можно назвать близнечный миф, культ быка и рога, почитание Луны и Солнца. Ещё со средневековья традиционно отождествление славянских божеств с богами и персонажами греко-римской мифологии, имеющих много общего.
     В I тысячелетии до н. э. и в первой половине I тысячелетия на религию  славян оказали значительное влияние  кельты и скифо-сарматы. Под воздействием кельтов находилось язычество западных (лужицких) славян, в частности формировалась  архитектура культовых построек. Восточные славяне имели в своём пантеоне божеств иранского происхождения — Хорс, Семаргл и др.
     Очень близки были верования славян и балтов. Это касается имён таких божеств  как Перун (Перкунас) и Велес. Имеется  схожесть в названиях богов славян и фракийцев (чаще всего приводят в пример Дажьбога). Немало общего также с германской, в частности со скандинавской, мифологией (мотив мирового древа, культ драконов и пр.).
     В этот же период, при разделении праславянской  общности, стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. Наряду с общеславянскими божествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов, одни и теже боги получали различные названия. Можно утверждать, что в раннем средневековье разделились верования западных балтийских славян и восточных поднепровских, тогда как язычество южных, восточных а также польских славян во многом сохраняло единство.9
     Каждое  восточнославянское племя имело  своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени. В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.
     Со  временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.  
       Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку.

     В языческий пантеон входили также  Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сравнительная таблица:  Внешняя политика  России во второй половине XIX века.

Основные  направления внешней политики 1801- 1812 гг. 1813 - 1825 1826 - 1849
Политика  на Кавказе Россия проводит активную политику на Кавказе. В состав России вошли Грузия, Мингрелия, часть  Армении и Азербайджана. Такое стремительное проникновение России в Закавказье обеспокоило Турцию, Иран и европейские державы. В результате войны с Ираном в 1804-1813 гг. Россия расширила и укрепила свои южные рубежи.
Начало Кавказской войны. Попытка правительства внедрить среди народов Северного Кавказа российские законы вызвала сопротивление с их стороны. С 1817 г. началась открытая война горцев и русских войск. Русско –  иранская война 1826 – 1828 гг. Укрепление России в Закавказье и подрыв позиций  Англии и Ирана в этом регионе. Разгром религиозного государства (имамат)  на Северном Кавказе. 
Восточный вопрос Русско –  турецкая война 1806 – 1812 гг. Подписание Бухарестского мира, по которому к  России присоединялась Бесарабия, были созданы предпосылки для последующего освобождения Сербии. Были сорваны планы Наполеона использовать русско-турецкую войну накануне вторжения В Россию.  Участие России в разделе территории ослабевающей Османской Империи. Проникновение  России на Балканский полуостров. Возвращение  к идее создания на Балканах греческого государство под покровительством России. Поддержка Росси национально – освободительного движения на Балканах Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. Подписание Адрианопольского мира, по которому Россия приобрела  устье Дуная, восточное побережье  Черного моря от устья Кубани до порта св. Николая и ряд других территорий. Адрианопольский мир укрепил влияние России на Балканах. Османская империя хоть и сохранилась, но попала в дипломатическую зависимость от России. Обострение в связи с этим отношений с Англией, которой удалось ослабить позиции России в Центральной Азии и Турции
 
Основные  направления внешней политики 1801- 1812 гг. 1813 - 1825 1826 - 1849
 
 
Европейская политика
 
 
Россия  предпринимает решительные действия против Франции. Участие России во 3 -й и 4-й антифранцузской коалициях. В результате заключенного с Наполеоном Тильзитского мира в 1807 г. Александр I был поставлен перед необходимостью присоединиться к "континентальной блокаде" против Англии. Однако Тильзитский мир развязал руки России в новых территориальных приобретениях, в войне против Турции, Ирана и Швеции. Назревание нового конфликта с Францией.
 
 
Заграничный поход русской армии 1813 – 1814 гг. закончился полным разгромом наполеоновской империи  и освобождением Европы, в результате чего Россия превратилась в ведущую европейскую державу, оказывавшей определяющее воздействие не только на европейскую, но и на мировую политику. 14 сентября 1815 г. по инициативе Александра  I был создан Священный европейский союз, фактическим вождём которого стал российский император. Начало реакционно-охранительной политики во внешних отношениях в условиях роста революционных настроений в Европе.
 
 
Россия  играет ведущую роль в жизни Европы. Одним из главных направлений  внешней политики была борьба с революционным  движением в Западной Европе. Активная политика России, с одной стороны, расширяла границы империи и спсобствавала росту её влияния в различных регионах мира, но, с другой – вызывала раздражение крупнейших европейских держав и их желание ограничить пределы этого влияния. В этих условиях их открытое столкновение становилось неизбежным.

3. Раскрыть содержание  терминов и понятий

     Военный коммунизм. Социально экономическая политика большевистской власти в годы гражданской войны, имевшая своей целью сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства. Основными чертами «военного коммунизма» были:
    Национализация промышленных предприятий, перевод на военное положение оборонных предприятий и железнодорожного транспорта;
    Сверхцентрализация управления промышленностью, не допускающей какой-либо хозяйственной самостоятельности на местах;
    Дальнейшее развитие принципа продовольственной диктатуры и полное официальное запрещение свободы торговли;
    Натурализация хозяйственных отношений в условиях полного обесценивания денег; выдача рабочим и служащим продовольственных и промтоварных пайков; бесплатное пользование транспортом, коммунальными и прочими услугами;
    Введение всеобщей трудовой повинности, создание трудовых армий.
     Индустриализация (от лат. industria — усердие, деятельность), процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности. Индустриализация обеспечивает преобладание в экономике страны производства промышленной продукции, превращение аграрной или аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную или индустриальную. Характер, темпы, источники средств, цели и социальные последствия индустриализации определяются господствующими в данной стране производственными отношениями. В СССР индустриализация была осуществлена за годы довоенных пятилеток. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу.
     Начало  социалистической индустриализации как  составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928 - 1932). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства.
     В ходе довоенных пятилеток в СССР был обеспечен стремительный  рост производственных мощностей и  объёмов производства тяжелой промышленности, что в дальнейшем позволило СССР одержать победу в ВОВ. Наращивание  индустриальной мощи в 1930-е считалось в рамках советской идеологии одним из важнейших достижений СССР. С конца 1980-х гг., однако, вопрос о действительных масштабах и историческом значении индустриализации стал предметом дискуссий, касающихся подлинных целей индустриализации, выбора средств для её осуществления, взаимосвязи индустриализации с коллективизацией и массовыми репрессиями, а также её результатов и долгосрочных последствий для советской экономики и общества.
     Тем не менее, за годы индустриализации было введено в действие 9 тыс. крупных государственных промышленных предприятий, оснащенных передовой техникой. Коренной реконструкции подверглись тысячи других предприятий. Созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, станкостроительная, авиационная и др. Выросли квалифицированные кадры рабочих, инженеров и техников. Быстро увеличивался выпуск промышленной продукции. В 1940 валовая продукция промышленности СССР возросла по сравнению с 1928 в 6,5 раза, в том числе производство средств производства (группа «А») в 10 раз. Промышленность стала преобладающей отраслью народного хозяйства. В несколько раз увеличился удельный вес машиностроения. В 1937 свыше 80% всей промышленной продукции было получено с новых предприятий. По объёму промышленной продукции СССР в 1937 вышел на 1-е место в Европе и 2-е в мире. Из страны аграрной СССР превратился в индустриально-аграрную державу, обладающую мощной промышленностью, независимую от капиталистических стран.
     Однако  сверхнапряжение вело к ломке  всей системы управления, сбоям в производстве, а массовые аресты специалистов и приток необученных рабочих вели к увеличению аварий. Снижение темпов развития пытались остановить новыми репрессиями, поисками шпионов и диверсантов, привлечением труда заключенных и насильственных переселенцев. Однако все достигнутые успехи не соответствовали поставленным планам, задания первой пятилетки фактически были сорваны. В начале 30-х гг. темпы развития упали с 23 до 5%, была провалена программа развития металлургии. Увеличился процент брака. Усиление инфляции вызвало рост цен и падение стоимости червонца. Нарастала социальная напряженность в деревне. Провал первой пятилетки заставил руководство страны объявить о ее досрочном выполнении и внесении коррективов в планирование.
     Хотя  бремя индустриализации тяжело сказалось на социальной сфере (особенно на крестьянстве) и способствовало формированию тоталитаризма, все же именно благодаря индустриализации удалось укрепить страну накануне Великой Отечественной войны.  

     Тоталитаризм (от итал. totalitario) — вид политического режима, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются.
     Выделяются  следующие признаки тоталитаризма:
      Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества;
      Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией;
      Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества;
      Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации;
      Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации;
      Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения;
      Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество») ;
      Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур;
      Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод;
      Централизованное планирование экономики;
      Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения;
       Именно такая система, окрашенная национальной и идеологической спецификой, сложилась в СССР  к середине 30-х годов.
     Установление  тоталитарного режима в СССР не было случайным явлением, оно было обусловлено  многими историческими объективными и субъективными причинами и  обстоятельствами, верой в коммунистическую утопию. Формирование к 1930-х тоталитарного режима в СССР утверждало в стране бесправие и беззаконие, создавало механизм экономического, политического, социального, духовного - т.е. тотального - давления на человека, его подчинение режиму. Повседневная жизнь человека была внешне проста, но ограничена многими запретами в т.ч."внутренним цензором" и "контролем" в самом человеке: паспортный режим для всех и отсутствие паспортов для огромной массы колхозников - ограничение свободы передвижения; прописка и запрет проживания без неё в городах и поселках, невозможность курить жилье и ограничение места жительства; трудовая книжка и невозможность устроиться без неё на постоянную работу без особых причин, ограничение возможности выбора и смены места роботы; необходимость партийных, профсоюзных и общественных рекомендаций как для продвижения по работе, так и в качестве свидетельства "благонадёжности".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.