На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Налогообложение предпринимательской деятельности в особых экономических зонах

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Российская  международная академия туризма
    Московский  филиал
    Факультет туристской индустрии 
 
 
 
 

    Реферат
    По  дисциплине: Налоги и инвестиции
    На  тему: «Налогообложение предпринимательской  деятельности в особых экономических  зонах» 
 
 
 
 

    Подготовила:
    Студентка 5 курса, группы 071103-МТ
    Крюкова Екатерина Александровна 
 
 
 
 
 

    Москва
    2011
Содержание 

Введение 3
Глава 1. Особые экономические  зоны в мировой  экономике 5
1.1 Сущность особых  экономических зон 5
1.2 Разновидности ОЭЗ 6
Глава 2. Особые экономические  зоны России 10
2.1 Особенности особых  экономических зон  России 10
2.2 Классификация особых  экономических зон 11
2.3 Условия создания  и функционирования  ОЭЗ 13
Глава 3. Налогообложение  в особых экономических  зонах 19
3.1 Налогообложение  резидентов в особых  экономических зонах 19
3.2 Налоговые льготы  в особых экономических  зонах 26
Заключение 32
Список  литературы 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  выбранной темы исследования предопределена самим процессом развития особых экономических зон.
     Особые  экономические зоны прочно вошли  в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 ОЭЗ. В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г), под особой зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, особая экономическая зона - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в ОЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в ОЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.
     В современных теоретических работах, посвященных проблемам особых зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов  государственного вмешательства в  экономические процессы. Эта формулировка понятия "особая зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с  действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе  особая зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального  экономического пространства, где введена  и применяется определенная система  льгот и стимулов, не используемая в других его частях".
     В основу рыночной экономики положен  принцип "разрешено все, что не запрещено законом". Этот принцип  не просто применяется в России, но и осознается все более широкими кругами российских предпринимателей. Развитие рыночных отношений в России обусловило необходимость освоения и таких инструментов международной экономической деятельности, как особые экономические зоны, международное налоговое планирование, трастовые схемы в деятельности предприятий и физических лиц.
     Целью данной работы является анализ особых экономических зон и особенностей налогообложения в них.
     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
    определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
    охарактеризовать ОЭЗ в России;
    выявить особенности налогообложения предпринимательства в особых экономических зонах.
     Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
     Теоретической основой написания работы послужили  в основном информационные интернет-порталы, а так же учебная литература.

Глава 1. Особые экономические  зоны в мировой  экономике

1.1 Сущность особых  экономических зон

     Неотъемлемой  частью международных экономических  отношений второй половины XX века становятся особые (специальные, свободные) экономические  зоны (ОЭЗ). Для мировых хозяйственных  связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного  экономического роста за счет активизации  международного товарооборота, мобилизации  инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
     Со  времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как  своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение  во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч  разного рода особых экономических  зон. Международные корпорации в  поисках льготных условий для  своей деятельности рассматривают  особые экономические зоны как благоприятные  территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.
     Особые  экономические зоны представляют собой  часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая  в остальных частях страны. Как  правило, особая экономическая зона - это в той или иной степени  обособленная географическая территория.
     В научных публикациях и отчетах  международных организаций для  характеристики разного рода зон  используется термин "свободные  экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые  во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного  правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют  льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах  лишь сокращает масштабы своего вмешательства  в экономические процессы.
     Создание особых экономических зон увязывается с тремя основными задачами:
    стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
    ростом занятости;
    превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

1.2 Разновидности ОЭЗ

     В настоящее время в мире функционирует  около 4000 ОЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько  же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон.
     ОЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные  формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и  др. Существует достаточно большое  число разновидностей ОЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловлено  различными видами деятельности, осуществляемыми  в этих ОЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу  несколько видов хозяйственной  деятельности. Основными видами ОЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные  на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой  активности; отраслеспецифичные зоны.
     Наиболее  распространенными являются следующие  виды ОЭЗ:
     1. Свободные таможенные зоны. Признаком  такой зоны является концентрация  отраслей промышленности и наличие  таможенных облегчений, что создает  условия для распределения товаров  внутри и вне этой зоны.
     2. Объединенные зоны. Признаками этих  зон выступают чистая торговая  деятельность, промышленное производство, внешняя торговля. Наблюдается также  развитие сферы услуг.
     3. Экспортно-ориентированные зоны. Идея  создания таких зон основана  на международном разделении  труда. Эти зоны создаются,  прежде всего, для производства  иностранными инвесторами продукции,  которая затем экспортируется  в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать  всю продукцию за рубеж, разрешается  ее продажа на внутреннем рынке.
     4. Особые экономические зоны. В  них наблюдается наличие признаков,  присущих всем зонам: чистая  торговая деятельность, промышленное  производства, сфера услуг, внешняя  торговля, пространственные ограничения.  Такие зоны, как правило, ориентированы  на развитие внешней торговли.
     5. Зоны оживления. Пользуются популярностью  в некоторых странах в качестве  средства экономической стимуляции  развития старых регионов.
     Привлечение капитала в ОЭЗ и, как следствие, развитие ОЭЗ обусловлены следующими стимулами:
     1. Монетарное побуждение. Под этим  подразумевается снижение налогов  на прибыль корпораций.
     2. Таможенные льготы. В данном случае  все сводится, как правило, к  отмене импортных пошлин.
     3. Наличие таможенного свободного  ввоза для предприятий, в том  числе и оборудования. Для предприятий,  насытивших внутренний рынок  продукцией или предприятий, экспортирующих  высококачественную продукцию, могут  быть отменены экспортные пошлины.
     4. Фискальные облегчения (разновидность  монетарных облегчений). Здесь, в  первую очередь, идет речь об  амортизационных отчислениях, наряду  с политикой снижения налогов  для предприятий малого и среднего  бизнеса в начале инвестиционного  периода. Это способствует ускорению  процесса реинвестирования, что  особенно актуально для зон  оживления.
     5. Немонетарные причины. К ним  относится государственное регулирование  предпринимательской деятельности, а также оказания консультаций  и предоставление бесплатной  информации для субъектов хозяйствования.
     Следует также отметить, что в зонах  свободной банковской деятельности практикуется также отмена нормы  обязательных резервов, требований к  размеру собственного капитала. Для  зон свободной страховой активности благоприятствующим фактором выступает  отмена определенного страхования. Поскольку эти зоны, как правило, действуют в совокупности с другими, эти льготы дополняют общий набор  льгот.
     Впервые ОЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек. Предприятия, действующие  в указанных зонах, выводились из-под  таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем  направлялись в третью страну. Другим мировым лидером и законодателем  в области создания и опыта  развития и совершенствования ОЭЗ  является Ирландия. Она за 20 лет использования  зон свободной торговли превратилась из аграрной страны в ведущего члена  европейского экономического сообщества.
     В Японии широкое распространение  получили т. н. зоны свободного импорта. Они представляют собой регион, развиваемый  в рамках законодательства "по особым мерам, направленным на развитие импорта  и привлечение инвестиций". Пример - зона свободного импорта "Сакаиминато". Для содействия предпринимателям здесь был предусмотрен ряд мер: предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особые экономические  зоны России

2.1 Особенности особых  экономических зон  России

     Особая  экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом  для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и  визовый режимы. Управление президент  своим указом возложил на новый орган  государственной власти - Федеральное  агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.
     ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования  продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих и  промышленно-производственных зон - для  реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного производства. Промзонам будет отводиться площадь в пределах 20 кв.км, а "технопарки" будут располагаться на территории площадью не более 2 кв.км.
     Закон гарантирует участникам налоговые  льготы. Во-первых, на первые пять лет  резиденты обоих типов зон  освобождаются от налога на имущество  и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается  применять повышающий (удвоенный) коэффициент  по амортизационным отчислениям  и без ограничений списывать  убытки на будущий период и затраты  на НИОКР. Для технико-внедренческих  зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы.
     По  закону резиденты ОЭЗ не могут  иметь обособленных подразделений  вне зоны, поэтому, скорее всего, в  ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это  инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить  бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для  участников технико-внедренческих  зон обязательная сумма инвестирования не установлена. Один из самых интересных вопросов - как будут отбираться площадки для ОЭЗ. Инициатива должна исходить от регионов и муниципалитетов. Критериями отбора площадок станут наличие  сырьевой базы, необходимых трудовых ресурсов и пр. А главное, будет  решаться вопрос - не нарушается ли при  открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания  капитала и производства. Территориальный  орган при Федеральном агентстве  по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией  отдельно взятой ОЭЗ. В его функции  входит регистрация юридических  лиц в качестве резидентов, ведение  реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.

     2.2 Классификация особых  экономических зон

     ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым  функциям, степени интеграции в экономику  и системам предоставляемых льгот.
     По  функциям:
    Зона свободной торговли
          - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.)
    Промышленно-производственная зона
           — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы
    Технико-внедренческая зона
          — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
    Сервисная зона
           — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
    Туристско-рекреационная зона (ТРЗ)
    — территория, на которой ведется туристско-рекреационная  деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма  и отдыха, развитие и оказание услуг  в сфере туризма.
    Комплексные зоны
    Представляют  собой зоны с льготным режимом  хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства  в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные  экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.
     По  степени интеграции в экономику:
    Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей
    Анклавные (изолированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.
     По  системам льгот:
    Налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 20%) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%)
    Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;
    Таможенные (экспорт) - частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
    Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
    Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

     2.3 Условия создания  и функционирования  ОЭЗ

     В ФЗ "Об особых экономических зонах  в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий  создания ОЭЗ на территории России:
    На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
      Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км?);
      Промышленно-производственные (площадью не более 20 км?);
      Туристско-рекреационные;
      Портовые
    Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования.
    На территории ОЭЗ не допускается:
    Добыча и переработка полезных ископаемых;
    Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
    ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
    Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.
     Основными целями создания ОЭЗ являются:
    развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
    производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
    развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
 
     В России системное развитие особых экономических  зон началось в 2005 году, с момента  принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005
     Цель  создания особых экономических зон  — развитие высокотехнологичных  отраслей экономики, импортозамещающих  производств, туризма и санаторно-курортной  сферы, разработка и производство новых  видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.
     В России существуют особые экономические  зоны четырёх типов:
      Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
      Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
      Портовые зоны
      Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ
     Промышленные  ОЭЗ
     Обширные  территории, расположенные в крупных  промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям —  это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет  повысить конкурентоспособность продукции  на российском рынке за счет снижения издержек.
     Промышленные  зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.
     В числе приоритетных направлений  деятельности промышленных зон производство:
        * Автомобилей и автокомпонентов
        * Строительных материалов
        * Химической и нефтехимической  продукции
        * Бытовой техники и торгового  оборудования  

     Инновационные ОЭЗ
     Расположение  инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных  центрах, имеющих богатые научные  традиции и признанные исследовательские  школы, открывает большие возможности  для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции  и вывода ее на российские и международные  рынки.
     Пакет таможенных льгот и налоговых  преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и  модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные  ОЭЗ привлекательными для венчурных  фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
     Четыре  инновационные зоны расположены  на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).
     Приоритетными направлениями развития инновационных  зон являются:
        * Нано- и биотехнологии
        * Медицинские технологии
        * Электроника и средства связи
        * Информационные технологии
        * Точное и аналитическое приборостроение
        * Ядерная физика 

     Туристские  ОЭЗ
     Располагаясь  в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристские (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации  туристского, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
     Семь  туристских зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе. 

     Портовые  ОЭЗ
     Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
     Отличительной особенностью особой экономической  зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.
     Основное  направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
     2 октября 2010 года Премьер-Министр  России Владимир Путин подписал  постановление № 800 Правительства  РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило  в силу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Налогообложение  в особых экономических  зонах

3.1 Налогообложение  резидентов в особых  экономических зонах

     Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется по законодательству Российской Федерации о налогах  и сборах (ст. 36 Закона N 116-ФЗ). На основе указанной нормы были внесены  несколько изменений в НК РФ.
     В соответствии с Федеральным законом  от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений  в некоторые законодательные  акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" особенности налогообложения резидентов ОЭЗ были отражены в ст. ст. 241, 259, 381 и 395 НК РФ:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.