На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Международная миграция населения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Наряду  с международным рынком товаров  и услуг, с рынком капиталов все  большую силу обретает теперь и международный  рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в  условиях усиливающихся процессов  интернационализации производства и роста общения между народами.
     Международный рынок рабочей силы  характеризуется  постоянным ростом спроса и предложения  иностранной рабочей силы.
     Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.
     Миллионы  людей покинули родные края и устремились  в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального достатка и избавления от неравенства. И в  наши дни явление международной  миграции как выражение процесса интернационализации не стало достоянием истории.
     Национальные  рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные  потоки и перемещения рабочей  силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
     Такие трансграничные перемещения рабочей  силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень  рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом  перемещении рабочей силы из одной  страны в другую (это случалось  и раньше). Появляются покупатели и  продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей  силы за границей.
       Таким образом, международный  рынок труда можно определить  как наднациональное образование,  где на постоянной основе выступают  покупатели и продавцы заграничной  рабочей силы, участвующие в процессе  отбора необходимой рабочей силы  в рамках межгосударственного  регулирования спроса-предложения  рабочей силы.

     Причины международной миграции населения, ее основные виды.

     Миграция  рабочей силы - это перемещение  трудоспособного населения, вызванное  причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают  миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению  трудовых ресурсов между регионами  страны или между городом и  селом, но численность населения  страны при этом не меняется. Внешняя  миграция влияет на численность населения  страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы  данной страны (эмигранты).
     Можно выделить два основных вида международной  миграции рабочей силы:
    международная переселенческая миграция;
    международная трудовая миграция.
     Исторически первоначально преобладала переселенческая  миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых  других стран. Она предполагала перемещение  мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.
     Международная трудовая миграция - это перемещение  трудоспособного населения между  государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в  поисках заработка. В отличие  от переселенческой миграции, она  предполагает сохранение постоянной связи  мигранта со своей родиной.
     На  практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение  термина "трудящийся-мигрант" содержится в конвенциях Международной организации  труда N 97 и N 143 и гласит, что "трудящийся-мигрант" это лицо, которое мигрирует или  мигрировало из одной страны в  другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее  в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных  и сезонных рабочих, лиц свободных  профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие  миграцию рабочей силы, несколько  преуменьшены и не дают полного представления  о масштабах этого явления  в мировом хозяйстве. Но имеющаяся  статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике  тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих  родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры).[1, стр. 43]
     Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:
    различия в уровне экономического развития отдельных стран.
    наличие национальных различий в размерах заработной платы.
      существование органической безработицы в развивающихся странах 4. международное движение капитала и функционирование международных корпораций.
     Наибольшую  долю участников международной трудовой миграции составляют представители  рабочих специальностей, но в ней  принимают участие и служащие.
     Одним из мотивов участия в международной  трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина  наиболее характерна для миграции малоквалифицированной  рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и  высоким уровнем безработицы. Она  имеет место в основном из азиатских  и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной  и Восточной Европы в более  развитые страны Западной Европы.
     Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий  труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.
     Рассматривая  мировое хозяйство в целом  можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:
      из развивающихся стран в развитые;
      между развитыми странами.
      между развивающимися странами.
      из стран бывшего СССР в развитые страны.
      миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся. [2, стр. 76]
     Наибольшую  роль в развитии мировой экономики  международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. В настоящее время в общем  объеме современной международной  миграции преобладает трудовая миграция.
     Первоначально международная трудовая миграция имела  стихийный характер. Но затем принимающие  страны попытались ввести ее в организационные  рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии  широко был распространен временный  найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно  на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за иммиграцией.
     В настоящее время практически  все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей  силы. Государственное регулирование  направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий  международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия  этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.[3, стр 212]
     В таблице 1 представлены данные об общей численности мигрантов и трудящихся мигрантов за 2000, а также за 2010 года.
     Таблица 1 - Оценка общего числа трудящихся мигрантов, по регионам мира, 2000 и 2010 гг. [4, стр. 17]
Регион      Мигранты      Трудящиеся  мигранты
     2000      2010      2000      2010
Млн.      %% Млн.      %%  Млн.      %%  Млн.      %%
Африка 16,3      99,3 19,3      99,0  7,1      88,0  8,4      88,0
Азия 49,9      228,5 61,3      228,7  25,0      229,0  30,7      229,0
Европа 56,1      232,1 69,8      332,6  28,2      333,0  35,1      333,0
Латинская Америка 5,9      33,4 7,5      33,5  2,5      33,0  3,2      33,0
Северная  Америка 40,8      223,3 50,0      223,4  20,5      224,0  25,1      224,0
Австралия и Океания 5,8      33,3 6,0      22,8  2,9      33,0  3,0      33,0
Всего 174,8      1100 213,9      1100  86,2      1100  105,5      1100
     Проанализировав данные таблицы 1 можно сделать вывод  о том, что за рассматриваемый период (2000-2010 гг.) увеличилась как численность мигрантов, так и численность трудящихся мигрантов во всех регионах мира. Кроме того, лидерство по данным показателям как в 2000, так и в 2010 годах удерживает Европа.
       В Диаграмме 1 представлены данные о международной миграции трудовых ресурсов по странам мира. Государством с наиболее высоким процентом международной трудовой миграции является Катар. Если же рассматривать государства-члены СНГ, то здесь лидирует Казахстан.
     Диаграмма 1  - Страны с наиболее высоким  процентом международной миграции в 2010 г. [4, стр. 17] 

     
     % мигрантов от общей численности  населения

         Государственное регулирование иммиграции рабочей силы.

 
     Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели.
    Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.
    Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.
     Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия  для стран-реципиентов.
     К положительным последствиям можно  отнести следующие:
    Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. [5, стр 431]
    Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.
    Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.
     К отрицательным последствиям международной  трудовой миграции, как правило, относят  следующие:
    Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.
    Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.
     В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система  мер государственного регулирования  иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.
     На  международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб  координируется службой СОПЕМИ (Система  постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального  развития).
     В межправительственных соглашениях  о найме иностранной рабочей  силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной  рабочей силы, заключаемых между  ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и  оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех  же пунктов тарифных договоров, что  и для немецких рабочих.
     Иммиграционные  службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в  соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.
     Первым  этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию  вербовки иностранных рабочих, которая  осуществляется на основе межправительственных соглашений.
     Международные соглашения могут быть двусторонними  и многосторонними. В этих соглашениях  устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в  ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между  странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование  иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский  Союз).[6, стр. 41-47]
     Эти соглашения, как правило, реализуется  через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное  управление по делам иностранных  специалистов).
     Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет  соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов  условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.
     В основном ограничения принимающих  стран не распространяются на следующие  категории работников:
    Работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу.
    Специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.
    Представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения).
    Специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).
    Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.
     Следует отметить, что государственный аппарат  вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой  работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах  существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов  лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной  иммиграции.
     В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в  них иностранных работников. Так  Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме  жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. [7]
     По  оценкам специалистов в последнее  десятилетие она возросла. Это  можно связать не только с увеличением  числа людей, пытающихся "найти  счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при  найме нелегальных иммигрантов  получает более управляемых и  дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при  легальном найме.
     Количество  нелегальных иммигрантов пополняется  не только за счет людей, нелегально въехавших  в страну. Серьезной проблемой  для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих  на родину после истечения срока  контракта (т.е. репатриация). Нежелание  возвращаться на родину объясняется  наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране.
     В ряде западноевропейских стран принимались  программы, направленные на стимулирование репатриации.
     Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты  в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также  их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты  турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через  полгода после их возвращения  на родину. Однако эти меры не привели  к существенному снижению численности  иностранцев.[2, стр. 78-80]
     Аналогичные меры пыталось принять правительство  Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных  кругов вызвали негативную реакцию  со стороны предпринимателей, т.к. в  случае принятия подобного закона они  лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.
     Кроме программ, стимулирующих репатриацию  путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в  декабре 1975 года ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х  годов объявила аналогичную программу  профессиональной подготовки иностранцев  из Турции, Югославии, Греции. Однако число  иностранцев, прошедших обучение в  рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации.
     Одним из средств, направленных на ограничение  численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых  европейских странах плата за наем иностранных рабочих, которая  постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую.
     Наряду  с "мягкими" методами регулирования  нелегальной иммиграции (выплата  премий за возвращение на родину и  т.п.), правительства стран-реципиентов  используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки  их из страны.
     В целом можно сказать, что процесс  репатриации иностранных рабочих  из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принимаемые  меры экономического и внеэкономического  характера. Увеличение репатриации  стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни  и труда между странами-реципиентами и странами-донорами, улучшения социально-экономических  условий в странах эмиграции.

         Государственное регулирование трудовой миграции в странах-донорах.

 
     Наряду  с государственным регулированием иммиграции, существует и государственное  регулирование эмиграции. Оно особенно развито в тех странах, где  экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.
     Государственное регулирование экспорта рабочей  силы преследует следующие цели:
    Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.
    Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.
     Эмиграционная политика основывается на следующих  принципах:
    Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.
    Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.
    Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.
    Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.
    Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.
     Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование  трудовой эмиграции, основывается на соответствующих  статьях Конституции страны, национальном эмиграционном законодательстве, а  также включает в себя двусторонние и многосторонние международные  соглашения. Кроме того, некоторые  страны принимают специальные эмиграционные  программы; в этой сфере действуют  также нормативные акты, входящие в общую систему административного, таможенного, налогового, инвестиционного, банковского и других законодательств.[8]
     Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно  эмигрировавшие, или не выполняющие  условий контракта, после возвращения  на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции).
     Фирма-посредник  при ненадлежащем выполнении своих  обязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания.[9]
     Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированной, имеет целый ряд позитивных последствий  для стран-доноров. При отъезде  безработных уровень безработицы  в стране снижается, следовательно, снижается социальная напряженность, облегчаются финансовые обязательства  государства по выплате пособий  по безработице.
     Страна-донор  имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей  силы.
      налоги с прибыли фирм-посредников;
      непосредственные переводы эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;
      личное инвестирование мигрантов в экономику своей родины (привоз на родину современных средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);
      капиталы от стран-импортеров рабочей силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование экономического роста стран-экспортеров.
     Необходимо  отметить, что доходы от экспорта рабочей  силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли.
     Для основных мировых экспортеров рабочей  силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления  валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная  статья "денежные переводы работников из-за рубежа". Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане - 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит  торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса, благодаря  валютным поступлениям от эмигрантов.[7]
     Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую  же сумму, что они перевели в страну.
     Следовательно, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов можно  удвоить. Расчеты показывают, что  валютная эффективность экспорта рабочей  силы как минимум в 5 раз превышает  валютную эффективность товарного  экспорта. Многие государства, такие  как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов.
     В последнее время реэмигранты  привозят на родину все больше товаров  производственного назначения с  целью организации небольших  производств у себя на родине. В  подавляющем большинстве стран  правительства максимально поощряют ввоз реэмигрантами средств производства: снижают или отменяют таможенные пошлины и другие барьеры, тем  самым, способствуя развитию малого предпринимательства и увеличению занятости внутри страны. Поощряется также и ввоз потребительских  товаров, что способствует насыщению  отечественного рынка дефицитными  экспортными товарами.
     Еще одним положительным моментом для  стран-экспортеров является то, что  по возвращении эмигрантов на родину они, нередко, обладают достаточно высокой  квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные  за границей профессиональные навыки другим. Таким образом, страна получает как бы "обогащенные" трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и  социальные условия для реализации их потенциала.
     Таким образом, выгоду от экспорта рабочей  силы получает не только государственный  бюджет страны, но и вся экономика  в целом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.