На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политика: ее сущность, структура и функции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
        Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации.
     Политические  знания и культура нужны сегодня  любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
     Массовая  политическая грамотность граждан  необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия.
     И если в государствах с прочно укоренившимися в сознании масс демократическими традициями и эффективными институтами контроля за правительством и другими властями часть граждан может позволить себе некоторую аполитичность, то в странах, недавно переживших авторитарные или даже тоталитарные, диктаторские режимы, массовое отстранение от политики чревато тяжелыми социальными последствиями. Демократический строй не может утвердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры населения.
     И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политических решений, именно от сознательности выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.
     Актуальность  данной работы заключается в том, что на сегодняшний день овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах.
     Основной  целью работы является изучение и  обобщение, на основе методической и  периодической литературы, вопросов связанных с политикой.
     Исходя  из цели, задачами данной работы будут  являться:
      описание понятия «политика» и его многообразие;
      описание структуры и функций политики;
      выделение границ политики в обществе.
           Следует отметить, что вопросы политики широко раскрыты как в отечественной, так и зарубежной литературе.
     Основными литературными источниками при  написании работы были книги и  статьи таких авторов, как Пугачев В.П., Соловьев А.И., Федорова М.М. и др. 
 
 
 

    Понятие политики. Многообразие определений политики.
      Немаловажную роль для политической науки имеет значение термина «политика» как такового. Во многом именно понимание того, что такое политика, оказывает существенное влияние на содержание политической науки и, как следствие, ее характерные особенности в ряду других социальных наук.
    Важность  данного понятия подчеркивает и  то обстоятельство, что оно используется во многих значениях; более того, для  каждого из этих существует значительное количество определений политики. Таким  образом, до настоящего времени термин «политика» остается спорным по своей  сущности.
    Феномен политики столь же стар, как и  само человеческое общество; можно  сказать, что он возник одновременно с тем, как внутренняя организация  человечества получила право называться обществом, а не стадом. Соответственно политика, в ряду иных явлений, стала  объектом познавательного процесса; разрабатывались методы для ее исследования, вырабатывались и накапливались знания. Закономерным этапом этого стало осознание необходимости выделения политики среди других социальных явлений и появление соответствующего понятия1.
    Политику  можно рассмотреть как деятельность, связанную с реализацией определенных потребностей, в целом, политика, как и любая другая деятельность, связана с реализацией индивидуальных смыслов. Это проявляется во взаимодействии индивидов, в их мышлении, речи, непосредственно наблюдаемом поведении2.
    Политику  можно рассматривать как форму  взаимоотношений между социальными  группами, прежде всего между классами по поводу осуществления и распределения  власти - это отношения не равные, ассиметричные, это конфликтогенные  отношения (порождающие конфликт), такой  подход характерен для критической  социальной науки. В рамках этого  же подхода политика рассматривается  как форма иллюзорного сознания, идеология. Иллюзорность этого сознания связана с классовыми интересами.
     «Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело»3.
     Такой разброс обыденных представлений  о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных  людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.
     Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.
     Разнообразные научные определения политики могут  быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.
     Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.
     Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).
     Важной  составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефиниции. Они трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие)4.
     В истории политической мысли, в том  числе и среди современных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства.
     Правовая  трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества5.
     Вторая  наиболее распространенная группа дефиниций политики — субстанциальные определения. Они ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них — это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование.
     «Властные»  определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество. Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций. Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт —государство6.
     Если  «властные» и институциональные  трактовки политики видят ее основу во власти и ее носителях-организациях, то антропологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения, политика — форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека.
     Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.
    Динамический, процессуальный характер политики, раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.
     С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии.
     Политическая  система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей, важнейшая из которых интеграция общества.
     Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают  всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти7. 
 

     2. Структура и функции политики.
       Политика существует в различных ипостасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента:  форма, содержание и процесс (отношения).
     Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.
     Форма политики реально воплощается в  государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах8.
     Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.
     В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.
     Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.
      Однако, осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.
     Степень значимости любого социального института  и его роль в жизни общества обуславливаются в первую очередь  теми функциями, которые он выполняет  в социуме. При этом каждый социальный институт в идеале решает только присущие ему задачи, не вторгаясь в сферу  иных институтов; именно такое положение  дел обеспечивает устойчивое состояние  общества, его эффективное функционирование и поступательное развитие. Это касается и института политики.
     Оптимальное общественное устройство предполагает наличие сбалансированной и согласованной  системы взаимодействия различных  сфер человеческой жизнедеятельности. В то же время зачастую, когда  отдельные социальные сферы развиты  недостаточно, их слабая способность  к саморегулированию компенсируется за счет избыточного влияния других сфер, в том числе политической. Политика в подобных случаях выполняет  несвойственные ей функции, вмешиваясь в существование гражданского общества, нарушая его свободу и препятствуя  саморазвитию.
     Поскольку политика представляет собой сферу  принятия решений по общим вопросам, она призвана выполнять свои функции  в тех обстоятельствах, когда  способности общества к саморегулированию  и самоуправлению уже полностью  исчерпаны, а приемлемый компромисс между позициями различных социальных групп так и не найден. Было бы большим заблуждением полагать, что  любой вопрос жизни общества или  хотя бы большая часть таких вопросов нуждаются в политическом урегулировании. Напротив, наибольшую опасность в  себе таит именно максимальное расширение проявлений управленческого начала, его воздействие на те социальные сферы, которые могут и должны регулироваться изнутри. Абсолютная регламентация  жизни общества, говоря без преувеличения, наносит ему непоправимый вред. Наиболее ярким примером, убеждающим в этом, является история тоталитарных режимов XX столетия, придерживавшихся политики предельного урегулирования жизни социума и тотального контроля над ним.
     Значение  и роль политики обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:
     1) функцию обеспечения целостности  и стабильности общества. Политика  осуществляет эту функцию в  русле своего предназначения: формулировать  общие цели, определять социальные  ориентиры, изыскивать для их  осуществления необходимые ресурсы;
     2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;
     3) управленческую и регулятивную  функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);
     4) функцию политической социализации (политика включает личность в  общественные отношения);
     5) гуманитарную функцию (функция  выражается в создании гарантий  прав и свобод личности, обеспечении  общественного порядка, гражданского  мира и организованности).
     Понятно, что речь идет в данном случае только о важнейших функциях политики. Политика может обладать не только явными, отчетливо  выраженными (функциями, по также и  функциями латентными (скрытыми). Функции  политики могут носить и неразвитый характер. Например, неумение предвидеть результаты государственного вмешательства  в сферу экономики может превратить политику лишь в форму постоянно  запаздывающей реакции на происходящие события.
     Кроме этих, присущих в большей или меньшей  степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это — поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др9.
     Многообразие  функций политики свидетельствует  о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Какова же область распространения политики и существуют ли пределы ее проникновения в общество? 

    Границы политики в обществе.
       Важной характерной чертой политики является ее универсальность и всеохватность. Так, политика выступает в качестве всеобщего инструмента социальной организации: она изначально связана с организованной деятельностью людей, функционированием государственных и иных политических институтов, с упорядочением взаимоотношений между участниками общественной жизни. В то же время политика, формирующаяся в пределах политической сферы общества10, перерастает ее рамки и пронизывает все иные области жизни, ее поле значительно шире собственно политической сферы.
     В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами  общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов.
     Взаимосвязь политики с другими общественными  сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована  экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.
     Это связано со следующими сущностными  проявлениями политики:
    политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
    политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.
     Политической  может стать любая проблема, порожденная  какой-либо общественной сферой. Это  значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы. Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике.
     Политическая  система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных  и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок11.
    Политическая  система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается, прежде всего, в определении целей развития общества, каждой из его сфер.
     В целом же важнейшая роль политики по отношению к обществу не подвергается сомнению. Во всех индустриально развитых демократических странах мира она является объектом широких научных исследований и массового изучения. 

    Заключение.
     Политика - это сложное общественное явление, которое выступает как ограничитель многообразных действий человека.
     Немаловажную  роль для политической науки имеет  значение термина «политика» как  такового. Во многом именно понимание  того, что такое политика, оказывает  существенное влияние на содержание политической науки и, как следствие, ее характерные особенности в  ряду других социальных наук.
     Сейчас  наука предлагает различные определения  политики. 1. Политика — это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене12. 2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания. 3. Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
     Структура, место и роль политики могут быть раскрыты через функции: 1. Интегративная функция политики непосредственно вытекает из ее предназначения и выражает устремленность политики на сохранение целостности и устойчивости общественной системы, без чего невозможно развитие. Осуществление этой функции связано с разрешением сложных общественных проблем и противоречий, усилением организованного начала, предотвращением дезорганизационных процессов в обществе. 2. Функция целеполагания заключается в политическом определении сознательно поставленных целей общественного развития. Она связана с формированием моделей будущего и включает в себя выработку представлений о возможном и желательном результате общественно-политической деятельности. 3. Регулятивно - контрольная функция, с одной стороны, предполагает деятельность, связанную с выработкой и реализацией приемлемых правил поведения, распределением политических ролей между участниками общеполитического процесса, созданием условий и способов взаимодействия между ними. С другой стороны, она выражается в контроле и оценке результатов совместной деятельности. Политическое управление представляет собой властно-управленческую деятельность, обеспечивающую эффективное функционирование политической системы общества.
     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список.
    Политология. Курс лекций: Учеб. пособие./Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993.-255с.
    Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики,2003.- 472с.
    Политология: Учебник./ Под ред. В.С. Комаровского.  - М., 2002.
    Пугачев В.П., Соловьев А.И. введение в политологию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2003. - 320с.
    Соловьев А.И. Политология : Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.,2005.
    Политическая система и политическая жизнь общества: Лекции по курсу "Политология " / под ред. Калины В.Ф. — М.: 1999.
    Федоров Н.С. Политика как социальный феномен и предмет политической науки – М., 1995. – (вестник МГУ. Серия 18 «Политология»; №3 ).
      
     
     
     
     
     
     

        
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.