На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История земельных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  сельского хозяйства  РФ
      ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
      УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
     Государственный университет по землеустройству
     Кафедра земельного права 
 
 
 

Курсовая  работа

 
 
История земельных отношений 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: ст. 42к-1 гр.                                                                      Д.Е. Пахомов 

     Проверил: старший преподаватель                                                  А.Н. Зверева                                                                              
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.
 

    .
Содержание 
 

 

     

Введение

 
    История российского земельного права – история государственных политических и экономических преобразований, формирование земельного права как отрасли и как дисциплины. Основной задачей данной курсовой работы является изучение земельно-правовых отношений, начиная с XV века.
    Курсовая  работа поделена на 5 глав. Каждая глава характеризует конкретный промежуток времени или конкретную реформу.
    В первой главе речь идет о земельно-правовом режиме в России до 1861 года. Основными итогами данного промежутка времени можно считать формирование класса помещиков-дворян, проведении повсеместной описи вотчинных земель, введение крепостного права в 1646 году. Так же, в 1754 году было положено начало генеральному межеванию земель. В 1765 г. правительством Екатерины II был опубликован манифест о началах предстоящего отмежевания частновладельческих земель в России, а в 1766 г. – «Генеральные правила» и «Наставления землемерам» по проведению межевания. Эти правовые акты более чем сто лет играли основополагающую роль в организации и регулировании земельного кадастра в России.
    Основные  же земельные преобразования в России, коренным образом изменившие её земельно-правовой строй, берут свое начало с реформы 1861 г. Важнейшим событием данного промежутка времени, безусловно, является отмена крепостного Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 года. Итоги данной реформы рассмотрены во второй главе.
    Следующим важным моментом в истории формирования земельного права можно считать  реформу 1906 года. Данная реформа оценивалась как беспрецедентная по темпам, масштабам и глубине трансформации консервативно-патриархального  уклада в сельском хозяйстве в прогрессивный тип хозяйствования. В результате реформы сложилась многоукладная экономика, основанная на следующих крупных укладах: государственный, крупный частный и семейно-трудовой, который должен был стать хребтом российской экономики.
    В третьей и четвертой главе курсовой работы описываются наиболее важные события, повлиявшие на формирование земельного права в советский и постсоветский период. 

 


Земельно–правовой режим в России до 1861 г.

 
    Начиная с XI века, на территории современной России стала складываться феодальная земельная собственность – экономическая основа господства класса феодалов. Первичной формой экономической реализации феодальной земельной собственности явилось полюдье, представлявшее собой институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором в обнаженной форме выступали отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность.
    Установление феодальной зависимости сельского населения было длительным процессом, но и после своего становления феодализм претерпевал определенные, характерные для России изменения.
    Поскольку высшие слои феодалов представляли собой  главную оппозицию власти государя, к концу XV в. появилась ярко выраженная тенденция к ограничению их привилегий и формированию нового класса – помещиков–дворян. Экономической базой первой группы было вотчинное землевладение, второй – поместное. Поместное землевладение носило условный, личный и временный характер: оно давалось при условии службы, конкретному лицу, а не роду, на срок службы или пожизненно.
    Первая  крупная массовая передача земель московским служилым людям произошла в конце  XV века после присоединения Новгорода к Москве (1478 г.) – Иван III пожаловал им конфискованные новгородские земли.
    В XVI в. помещичье землевладение стало важной формой хозяйствования.
    Раздача земель дворянскому войску усиливала  эксплуатацию крестьянства, что побуждало  крестьян отправляться на поиски мест, где феодальный гнет не был так тяжел. Подъем миграционной волны вызвал потребность в ограничении таких перемещений. Ограничительные мероприятия осуществлялись вначале путем заключения междукняжеских договоров, а затем было применено правовое регулирование: установлен запрет на перевод крестьян с княжеских земель на частные земли; право перехода крестьянина только один раз в году – в Юрьев день (26 ноября) и в течение недели после него; обязанность уплатить высокую плату за уход от феодала и т. п.
    В начале XVI в. была предпринята попытка ограничить рост церковно–монастырского землевладения, занимавшего до 1/3 всех феодальных владений в стране. Поскольку эта попытка вначале не увенчалась успехом, в 1580 г. было принято церковным Собором решение, запрещавшее митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким–либо другим способом свои земельные владения.
    Во  второй половине XVI в. была проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем, а также служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем правительство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи») в зависимости от качества угодий.
    Одновременно  полученная и документально закрепленная информация явилась обстоятельством, способствовавшим созданию системы  крепостного права в сельском хозяйстве России, благо государство  нашло способ избавления и от Юрьева дня. Так, с 1581 г. стали вводиться «заповедные лета», т. е. годы, когда Юрьев день не действовал, а в 1649 г. произошло окончательное закрепление крестьян за феодалами – введено крепостное право.
    Сложившийся земельно–правовой строй России в дореформенный (до 1861 г.) период приспосабливался государством применительно к новым историческим потребностям.
    Формировался  земельный фонд России через Генеральное  межевание, развернувшееся с середины XVIII в. и продолжавшееся десятилетия.
    Начало  Генеральному межеванию было положено в 1754 г. в рамках правовой политики «просвещенного абсолютизма». В 1765 г. правительством Екатерины II был опубликован манифест о началах предстоящего отмежевания частновладельческих земель в России, а в 1766 г. – «Генеральные правила» и «Наставления землемерам» по проведению межевания. Эти правовые акты более чем сто лет играли основополагающую роль в организации и регулировании земельного кадастра в России.
    Генеральное межевание представляло собой более  развитую систему земельного учета по сравнению с писцовыми книгами, которые, при всей их доскональности, охватывали лишь малую часть всего земельного фонда страны.
    Кроме того, осуществление мероприятий  по Генеральному межеванию привело  к обновлению принципов российского  земельного нрава: всеобщности учета земель; документальности фактического владения землей, рационального размещения угодий и т. п.
    Под напором развивавшихся капиталистических  отношений государство отменило монопольное право на землю.
    Указ  от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать земли, а Указ от 3 марта 1848 г. предоставил такое же право и помещичьим крестьянам.
    Была  предоставлена возможность прекращения  крепостнических отношений на возмездной основе. Указ от 20 февраля 1803 г. (о свободных хлебопашцах) предоставил помещикам право (но не обязанность) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп, а Указ 1842 г. возможность предоставления помещиками земли крестьянам по договору в пользование, за что последние должны были нести в пользу помещиков определенные повинности.
    В целях недопущения дробления  земельных владений Указ от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» предоставил  дворянам право передавать по наследству землю и недвижимое имущество только старшему сыну, с последующим запретом продажи этих объектов и передачи их другим лицам под залог;
    Одновременно  усиливались феодально–крепостнические  тенденции в регулировании земельных  отношений дореформенной России. Укреплялся правовой статус общины как ведущей формы крестьянского быта в сельской местности, поскольку община была удобной формой поддержания порядка в государстве. Укреплялся правовой статус помещика как главного феодала–землевладельца, одновременно являвшегося полицейским оплотом государства.
    Одновременное развитие всех охарактеризованных выше противоположных тенденций вело к обострению противоречий между  различными социальными группами, в  силу чего крепостное право стало  пороховой бочкой под государством.
    В XVII XVIII вв. фактически сложился земельно–правовой строй России, который не был полностью разрушен в ходе февральской революции 1917 г.
 

Реформа 1861 года

 
 
    Основные  земельные преобразования в России, коренным образом изменившие ее земельно-правовой строй, берут свое начало с реформы 1861 г. Социально-политическая атмосфера середины XIX в. объективно вела к необходимости отмены крепостного права, которое себя изжило как морально, так и экономически.
    С 1857 г. начинается создание соответствующих государственных структур по подготовке реформы. В январе был образован Секретный комитет по крестьянским делам во главе с Александром II. Однако этот комитет не имел ни концепции, ни плана проведения реформ.
          В феврале 1859 г. появляются губернские комитеты, выработавшие к середине 1859 г. свои предложения. Эти предложения можно разбить на три группы: 1) не допускающие никакого освобождения крестьян и предусматривающие лишь мелкие преобразования; 2) предусматривающие освобождение крестьян без земли; 3) предусматривающие освобождение крестьян с землей. В результате, как известно, восторжествовала государственная политика проведения реформы 1861 г., основанная на возможности получения крестьянами политической и экономической свободы.
          Законодательство, являясь проводником государственной политики  в сфере реформирования земельных отношений, в тот период  такую свободу формально гарантировало. Основная проблема заключалась в реализации гарантий на практике, исходя из экономического положения освобождаемого крестьянства.
          19 февраля 1861 г.  был подписан Манифест об отмене  крепостного права и принято  Положение о крестьянах, вышедших  из крепостной зависимости. Эти  документы послужили важнейшей  правовой основой проведения  земельной реформы в России.
          Положение провозглашало крестьян свободными обывателями, которым предоставлялись не только личные, но и имущественные права. При сохранении за помещиком права собственности на землю крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли, необходимые для обеспечения их быта и выполнения обязанностей перед правительством. Таким образом, хотя в этом случае крестьяне и не превращались в собственников земли, в отличие от дореформенного периода они становились субъектами особого вида вещного права на землю — права постоянного пользования.
          За отведенный на праве постоянного пользования  земельный надел крестьянин обязан был отбывать в пользу помещика определенные Местными положениями повинности работой  или деньгами. Такие Местные положения существовали в 34 российских губерниях.
          Допуская добровольный характер соглашений между крестьянами  и помещиками в отношении таких  повинностей, Положение от 19 февраля 1861 г. предусматривало соблюдение следующих  обязательных условий. Первое: надел, предоставляемый крестьянам для обеспечения их быта и выполнения государственных повинностей, не должен был быть меньше размера, установленного для этих целей Местными положениями. Второе: повинности крестьян в пользу помещика, связанные с выполнением определенных работ, оформлялись временными договорами на срок не более трех лет, при их последующем возобновлении на срок также не более трех лет. Третье: все заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не должны были ограничивать личные  и имущественные права крестьян, гарантированные указанным Положением. При не достижении соглашения все повинности в пользу помещика производились в точном соответствии с Местными положениями.
          Важнейшим в земельной  реформе 1861 г. было то, что крестьянин признавался субъектом права собственности на землю. С согласия помещика он мог выкупать в собственность усадебную оседлость и иные угодья, в том числе полевые земли. При этом выкуп усадебных земель регулировался Местными положениями, а иных — общими законами. При приобретении земельных участков в собственность все земельные отношения между крестьянином и помещиком прекращались. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность также все недвижимое имущество и совершать с ним сделки в соответствии с общими законами о сельских обывателях.
          Для приобретения крестьянами  помещичьих земель правительство предоставляло  им ссуду на 49 лет под соответствующие  проценты. Помещикам за проданные  земли государство выплачивало  всю сумму кредитными бумагами.
          Положение от 19 февраля 1861 г. предусматривало, что помимо крестьян (физических лиц) приобретать помещичьи земли в собственность могло также сельское общество (как юридическое лицо), которое распоряжалось этими землями по своему усмотрению. В частности, общество могло предоставлять земельный участок хозяину в частную собственность или оставлять его в общем владении домохозяев. Каждый член сельского общества мог требовать, чтобы из состава земель, приобретенных сельским обществом, ему был выделен в собственность участок земли, соразмерный с долей его участия в приобретении земли обществом. При невозможности выделения земельного участка член общества имел право на денежную компенсацию.
          Продажа земельного участка его собственником, приобретшим  участок у сельского общества, была в определенной мере ограничена: в течение первых девяти лет с момента приобретения земельного участка он мог быть продан только одному из членов общества, а после истечения этого срока любому постороннему лицу.
          Таким образом, в  результате земельной реформы 1861 г. субъектами права собственности на землю, используемую в сельском хозяйстве, являлись помещики (дворяне), крестьяне и община как юридическое лицо.
          Общинное землепользование заслуживает особого рассмотрения, поскольку оно явилось предметом  идеологической борьбы среди политиков и представителей науки не только в период дореволюционных земельных реформ, но и при проведении современной земельной реформы в России.
          С юридических позиций  структура общинного землепользования представляла собой следующее. При признании общины субъектом права собственности на землю усадебная земля каждого крестьянского двора оставалась в потомственном пользовании проживающего там семейства и переходила по наследству согласно обычному порядку наследования. Что касается полевой земли (мирской), то она находилась в общинном пользовании крестьян, при котором все сельскохозяйственные угодья распределялись по приговору мира по душам, тяглам или иным способом, а повинности, положенные за землю, отбывались с помощью круговой поруки. При этом переданные в пользование крестьян общинные земли могли подлежать переделу, производимому по приговору двух третей всех домохозяев селения. Наряду с указанным порядком землепользования каждому крестьянскому обществу предоставлялось право заменить общинное пользование наследственным, т.е., отменив переделы и разверстку мирской земли, разбить ее раз и навсегда на подворные участки и раздать их домохозяевам в потомственное пользование.
          В конце XIX — начале XX в. в ряде регионов России начинаются процессы разверстания земель — выделения земельных участков членам общины в одном месте, что вызывалось сугубо хозяйственной и экономической целесообразностью. Сначала эти процессы возникали стихийно по инициативе самих крестьян, которые видели в земельных переделах и чересполосице препятствие для ведения рентабельного хозяйства. Затем они стали привлекать внимание и государственных чиновников, считавших необходимым пропагандировать опыт разверстаний в различных регионах России. Разверстания, происходившие еще до начала Столыпинской реформы и имевшие своим результатом формирование хуторского землепользования, обусловливались определенным стремлением к индивидуализму в сельском хозяйстве.
          Земельная реформа 1861 г. принесла следующие экономические  результаты: площадь пашни увеличилась с 88,8 млн. дес. в 1860 г. до 117 млн. в 1877 г., урожайность зерна возросла с 29 пудов с десятины в 1861—1870 гг. до 39 пудов в 1890—1891 гг. Однако, полностью своих задач земельная реформа 1861 г. не выполнила. Главное в том, что крестьянин оставался экономически закабаленным: землей владела община, выкуп был чрезвычайно высок, еще долго сохранялась экономическая зависимость крестьянина от помещика. Частые переделы в связи с изменением состава семей вызывали чересполосицу и парцеллярность. Крестьянин не знал, где он будет пахать, и сеять через несколько лет. И все же реформа ускорила переход к капиталистическим методам хозяйствования: производству продукции для рынка, найму рабочей силы, расширению частнособственнических крестьянских хозяйств, интенсификации производства и приобретению земли в собственность. Общим итогом реформы можно считать ликвидацию рабства, ускоренное развитие рыночно капиталистических отношений, охвативших часть крестьянства. Тяжесть выкупа земли, власть общины, которая усилилась после принятия закона от 14 декабря 1893 г., запретившего выход из нее, чересполосица, отсталое землеустройство, нарастающее малоземелье все больше обостряли недовольство многомиллионного слоя крестьян. Поэтому с необходимостью ставился вопрос о дальнейших земельных реформах.

Реформа 1906 года

 
          Суть этой реформы  подчеркивалась П.А. Столыпиным, который  в Государственной Думе 10 мая 1907 г. сказал: «Необходимо дать возможность  способному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех оков, от тех условий теперешней жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общей там, где община еще не отжила, пусть она будет подворной, где община уже нежизненна, но пусть будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьян к общине, уничтожается прикрепление личности, несовместимое с понятием о свободе и человеке труда» .
          Правовой основой  реформы 1906 г. стал Именной Высочайший Указ, данный Сенату 9 ноября 1906 г. Этот Указ подтверждал отмену с января 1907 г. Манифестом от 3 ноября 1905 г. выкупных платежей за надельные земли в  провозглашал для крестьян — членов общины право свободного выхода из нее с закреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. Указ предписывал устранение всех имеющихся в действующем законодательстве препятствий к осуществлению крестьянами прав на надельные земли и содержал следующие основные положения:
    — каждый домохозяин, владеющий надельной  землей на общинном праве, может во всякое время требовать закрепления  за собой в личную собственность причитающейся ему части означенной земли;
    — домохозяева, за которыми закреплены в  личную собственность участки общинной земли, сохраняют за собой право  пользования в неизменной доле иными  угодьями, которые передаются на особых основаниях, а также право пользования угодьями, которые не подлежат разделу (выгоны, пастбища и т.д.);
    — требования о закреплении в личную собственность части общинных земель предъявляются через сельского  старосту обществу, которое в месячный срок простым большинством голосов  определяет участки, подлежащие передаче в собственность домохозяев. Если в течение такого срока общество не выносит соответствующего решения, выделение земельного участка на месте производится земским начальником, который разбирает по существу все возникающие споры и выносит свое постановление;
    — каждый домохозяин, за которым закреплены участки надельной земли, имеет  право в любое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен этих участков соответствующий участок  по возможности «к одному месту».
    Становясь объектом права личной собственности крестьян, надельные земли поступали в оборот, т.е. могли продаваться и покупаться. При этом с целью предотвращения образования крупных землевладений и спекуляции землей законом от 14 июля 1910 г. был установлен запрет на сосредоточение в пределах одного уезда путем покупки или принятия в дар надельной земли свыше шести душевых наделов. Таким образом, выходя из общины, крестьянин приобретал право на выделение земельного участка «к одному месту», на закрепление его в собственность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, иными словами, право продавать эту землю, сдавать ее в аренду и т.д.
    По  словам Главного управляющего землеустройством и земледелием А.В. Кривошеина, Именной  Высочайший Указ от 9 ноября 1906 г. давал  возможность для обеспечения мелкой собственности, для перехода к отрубному владению и как цель — возможность увеличения урожайности крестьянского хозяйства. При этом в условиях общинного землевладения в губерниях Европейской России, включая черноземные, средний урожай зерновых составлял 40 пудов с десятины, а на худших землях в западных окраинах, при частной собственности на землю — 60 пудов. Кривошеин  не разделял опасений по поводу расслоения крестьянства, оставшегося на земле. Он полагал, что люди, выделившиеся благодаря личным усилиям, «природным свойствам к труду», заслуживают глубокого уважения, и подчеркивал, что проводимая реформа направлена не на поддержку крупного землевладения, а на становление мелких крестьянских хозяйств.
    Отношение к проводимой в 1906 и в последующие годы земельной реформе было неоднозначным как среди современников реформы, так и среди экономистов и историков послеоктябрьского периода. Последние чаще всего относились к ней весьма негативно, и только в начале 90-х годов стали появляться работы, в которых отмечались положительные стороны. Аграрная реформа Столыпина оценивалась как беспрецедентная по темпам, масштабам и глубине трансформации консервативно-патриархального  уклада в сельском хозяйстве в прогрессивный тип хозяйствования. При этом опасения, связанные с боязнью концентрации крупных земельных наделов в руках «немногочисленных богатеев», не оправдались. Определенная дифференциация деревни была неизбежна. Крестьяне, не имевшие возможности прокормиться за счет сельского хозяйства, продавали свои наделы и переселялись в города, поставляя рабочую силу развивающейся промышленности. Основная же масса крестьян сумела сохранить и увеличить свои наделы. Столыпинские преобразования привели не к поляризации деревни, а к упорядочению трудовых основ мелкотоварного крестьянского хозяйства. В противовес утверждениям о насильственном разрушении общины отмечалось, что Столыпин разрушал не общину вообще, а ту ее закостенелую форму, которая держала крестьян в крепостной зависимости путем круговой поруки. Отмирали слабые общины, а жизнеспособные продолжали существовать наряду с хуторскими хозяйствами. В результате реформы сложилась многоукладная экономика, основанная на следующих крупных укладах: государственный, крупный частный, семейно-трудовой, который должен был стать хребтом российской экономики. В литературе приводились также экономические результаты реформы: вывоз в 1912 г. в Англию масла на 68 млн. руб., что превышало в 2 раза стоимость годовой добычи золота; наличие в 1916 г. в России до 900 млн. пудов главнейших хлебов.
    Даже  В.И. Ленин, не принимавший столыпинскую реформу в ее основе, не мог не видеть ее положительные стороны, оценивая столыпинское законодательство как  прогрессивное в научно-экономическом  смысле и отмечая, что в 1906—1913 гг. было сделано немало, прежде всего на эволюционном пути, исключавшем революционный взрыв в России. В литературе 90-х годов наряду с положительной давалась и отрицательная характеристика реформ 1906—1907 гг.. В частности,  отмечалось, что разрушение общины привело к сосредоточению земли в руках кулаков и к разорению массы крестьянства. Подчеркивался принудительный характер реформы, давление на крестьян с целью их выхода из общины в случае сопротивления. Высказывалось мнение, что крестьянам выгодно иметь земельные участки в разных частях общины, так как в засушливые годы их могут выручить полосы на низинах.
    Современники  П.А. Столыпина, изучавшие практику земельных преобразований, свидетельствовали  о том, что в Самарской, Саратовской. Витебской, Могилевской губерниях  работало по 150—200 землемеров, что своей очереди на выделение земельных наделов крестьяне ждали годами. В ряде губерний выделялись и становились «маленькими помещиками» те крестьяне, которые ранее принимала участие в выступлениях против помещиков и поджогах их усадеб.

Развитие  земельного законодательства в 1917 – 1990 гг.

 
    О том, что земельная реформа не имела своей целью обвальное  разрушение общины и не привела к  этому, свидетельствует тот факт, что на 1 января 1916 г. из общины вышло 2478 тыс. домохозяев с 16,9 млн. дес. земли, что составляло 26% общинных крестьянских дворов и 15% общинных земель. Проведение земельной реформы привело к определенной дифференциации и расслоению крестьянства, что вкупе с огромной дифференциацией помещичьего и крестьянского землевладения послужило причиной революционных  преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.
    Основой земельно-правового строя является право собственности  на землю, трансформация которого ведет к качественным изменениям как экономических, так и правовых отношений и, как известно, именно стремление изменить отношения собственности  на землю было одной из движущих сил Октябрьской  революции. В основу кардинальных изменений отношений земельной собственности, осуществленных на основе правовых  актов, принятых в первые дни после революции, легла наиболее  популярная среди крестьян аграрная программа партии эсеров. В соответствии с ней был составлен Крестьянский наказ о земле. Партия эсеров выступала за социализацию земли, т.е. за изъятие ее из частной собственности отдельных групп и лиц в общенародное достояние на следующих началах: а) все земли поступают в заведование центральных и местных органов; б) пользование землей должно быть уравнительно-трудовым, т.е. обеспечивать потребительскую норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; в) рента должна быть обращена на общественные нужды; г) земля обращается во всенародное достояние без выкупа.
    Эти положения эсеровской программы  были развиты в Крестьянском наказе о земле, ставшем частью Декрета «О земле». В соответствии с п. 1 Наказа право частной собственности на землю отменялось навсегда; земля не могла быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо иным способом отчуждаема. Право пользования землей должны получать все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом при помощи своей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускался. Распределением земли между трудящимися заведовало местное и центральное самоуправление, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными обла
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.