На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы прогнозирования спроса

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Методы прогназирования  спроса
     Методы  прогнозирования можно классифицировать по двум измерениям: степень свободы  процесса прогнозирования от субъективности и большей или меньшей степени  аналитичности этого процесса. В  крайних точках этих измерений находятся  субъективные и объективные методы и методы наивные и причинно-следственные.                                                  Субъективные методы. Такое определение предполагает, что процессы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз.                                                                                                                                      Объективные методы. Процессы прогнозирования четко сформулированы и могут быть воспроизведены другими лицами, которые неизбежно придут к формулировке такого же прогноза.                                                                                                                                                          С точки зрения методологии изучение основных тенденций изменения спроса и его моделирование на перспективу должны осуществляться с учетом системы факторов двух типов.
    определяющих величину спроса на каждом из уровней иерархической структуры: народное хозяйство – отрасль – предприятие;
    учитывающих специфику рассматриваемого этапа развития экономики (периода становления рыночных отношений для российских условий).
При этом на мезо- и микроуровне существенным фактором является территориальный, определяющий равномерность спроса на услуги и качество обслуживания.
Методика  моделирования спроса.

Рис. 1. Общая  характеристика системы факторов, определяющих спрос в сфере услуг
В методическом плане при прогнозировании спроса для рассматриваемого сектора экономики  могут быть применены следующие  подходы:
    традиционный (генетический) —  ретроспективный анализ фактического числа заявок на услуги и выявление эвристическим путем основных тенденций, определяющих их будущее количество. Как показал опыт его широкого применения в условиях административно-командной системы, данный подход является неэффективным; особенно он неприемлем в условиях быстрого изменения внешней среды функционирования экономических объектов, характерного для современных российских условий;
    классический —  прогнозирование спроса с учетом ограниченного числа доминантных факторов (обычно — доходов и цен); представлен научными трудами многих известных экономистов, занимавшихся теоретическими проблемами спроса на рубеже XIX-XX вв. К их числу принадлежат А. Маршалл, В. Парето, Л. Вальрас, Д. Хикс, Г. Кассель и др. Основные вопросы, находившиеся в центре их внимания — анализ поведения потребителя, исследование факторов, влияющих на спрос, в частности, изучение соотношения категорий спроса, предложения, цены и доходов
    модифицированный —  адаптация классического подхода к современному сложному процессу формирования спроса на продукцию сферы услуг. Этот подход (развиваемый далее авторами) базируется на новых концепциях формирования спроса, в соответствии с которыми его эффективное прогнозирование невозможно без учета целого комплекса взаимосвязанных факторов, определяющегося как спецификой отраслевого производства, так и особенностями предоставления и потребления услуг в современных условиях переходного периода.
Данный подход основывается на том, что в современных  экономических реалиях многие гипотезы, принятые классической теорией спроса, далеко не всегда точно соблюдаются, а чаще всего тем или иным способом трансформируются.
Это обусловлено  тем, что поведение современного потребителя товаров и услуг  существенно изменилось. В наибольшей степени отклонение экономических  реалий от классического подхода  характерно именно для экономики  переходного периода и, в частности, для российских условий. Рассмотрим ситуации, при которых возникают  указанные несоответствия.
Ажиотажный спрос, формирующийся в условиях гиперинфляции. Здесь фактор обесценения денег  становится преобладающим по сравнению  с факторами доходов и цен, поведение потребителя становится в значительной степени «иррациональным», функция полезности трансформируется и не имеет пределов насыщения.
Двухвалютная  денежная система (наряду с обесценивающейся национальной валютой имеет хождение твердая иностранная валюта). В  этих случаях спрос на товары и  услуги деформируется спросом на особый товар – валюту, возникают  проблемы тезаврации доходов и отложенного  спроса.
Повышенный спрос  на особую группу товаров, подверженных меньшему влиянию инфляции и обеспечивающих более стабильное положение потребителя  на рынке товаров в условиях значительной неопределенности и малой предсказуемости  конъюнктуры. К числу таких товаров  относятся недвижимость, автомобили, предметы длительного пользования, изделия из драгоценных металлов и т.д. Привлекательность данного  вида товаров состоит не столько  в их потребительских свойствах, сколько в их ликвидности. Их ценность для покупателя состоит в их способности  достаточно быстро быть превращенными  в наличность с не слишком большим  риском потери вложенного капитала (а  в ряде случаев и с возрастанием вложенных средств).
Изменение системы  предпочтений в удовлетворении традиционных видов потребности (приобретение товаров  импортного производства – бытовой  техники, одежды, продуктов питания). В частности, в процессе потребления  значительно возросла роль категории  качества. При этом оно стало очень  емким понятием, увязываемым с  более общим и интегральным понятием качества жизни. Данный феномен особенно заметен в условиях российской переходной экономики. После длительного периода фактического пренебрежения к значимости этой категории в условиях административно-командной системы общественный менталитет изменился, что, в частности, отражается в рекламных фразах типа: “Качество по разумной цене”, “Высокие цены оправданы непревзойденным качеством” и т.д.
В значительной степени указанные особенности  переходного периода наблюдаются  и на рынке услуг, поскольку ситуация на рынке товаров существенно  определяет и потребность в услугах, связанных с потреблением или  эксплуатацией приобретенного товара. Однако рынок услуг оказался еще  более деформированным в силу своей специфики, определяющейся принципиальным различием товаров и услуг. Во-первых, они различны по своей физической природе (товары – материальны, услуги, как правило, нематериальны); во-вторых, взаимосвязь стадий производства и потребления имеет различный характер (для товаров эти стадии обладают известной автономией, для услуг они совмещены); в-третьих, наличие инверсии в последовательности стадий производства и реализации (товары сначала производятся, а затем оплачиваются; а услуги, как правило, наоборот). В условиях ситуации разрушения хозяйственных связей и взаимного недоверия экономических агентов рынок услуг, требующий особо доверительных отношений и тесных взаимосвязей между производителем и клиентом, не мог не пострадать особенно значительно.
К числу факторов, дополняющих процесс деформации, относятся также обесценение  фактора труда при высокой  инфляции издержек в этой сфере, значительные валютные накопления населения, стремящегося смягчить инфляционные потери, отказ  части клиентов от традиционных (бытовых) видов услуг в пользу нетрадиционных видов, связанных с приобретением  особых групп товаров и т.д. Так, значительную роль в связи с покупкой и обменом жилья стали играть риелторские услуги. Целый ряд  услуг оказался порожденным спецификой переходного периода: сюда относятся  услуги по конвертации валюты, переводу капиталов за рубеж, приобретению недвижимости (в том числе за границей), покупке и перегону из-за рубежа престижных моделей автомобилей, «челночные» услуги и т.д. Спрос на эти услуги характеризуется значительной неустойчивостью и приобретает ажиотажный характер в периоды кризисов. Особые виды услуг обусловлены повышенным уровнем криминогенности экономики (охранные услуги, услуги по обналичиванию денег и т.д.).
В целом рынок  услуг оказался очень сильно дифференцированным не только по спектру оказываемых  услуг, но и по их качеству и цене, что обусловлено общественной дифференциацией  доходов. Качество услуги определяется не только технологическими требованиями к выполнению соответствующей рассматриваемой операции, но и временем ожидания в очереди, комфортностью получения услуги, удобством информационного обслуживания клиентов, региональными характеристиками сети обслуживания и т.д. Все это (обычно объединяемое общим понятием уровня сервиса) не поддается точной ранжировке или строгому количественному определению качества услуг. Это скорее “виртуальное”, а не точное понятие, которое неформальным образом используется в процессе принятия решения: потребитель (относящийся к той или иной доходной группе) осуществляет выбор не только на основе цены (как в классическом случае), но и с учетом сложного соотношения “цена-качество”. Существенное влияние на вид функции спроса в сфере услуг оказывает также отраслевая специфика
Совокупность  перечисленных выше факторов переплетается  сложным образом, что делает невозможным  прогнозирование спроса на основе относительно простых зависимостей классического  подхода.
Это означает, что  для каждого конкретного случая необходимо находить функции спроса, наиболее адекватно отражающие возникшую  ситуацию и, в частности, включающие в себя в качестве аргумента именно тот набор факторов, который в  большей степени влияет на спрос  рассматриваемой услуги или товара.
Обзор современных  исследований, посвященных анализу  функций спроса, свидетельствует  о явно недостаточном внимании к  исследованию сферы услуг, в то время  как деятельность этой сферы самым  непосредственным образом зависит  от прогноза спроса. Что же касается набора факторов, используемых в этих функциях, то в большинстве работ  такими детерминантами спроса по-прежнему являются цена и доходы, а влияние  прочих (неденежных, неценовых факторов) учитывается константой. Это обусловлено, с одной стороны, известным консерватизмом мышления, с другой – наблюдаемой в условиях переходной экономики изменчивостью доходов и цен. Эта изменчивость в ряде случаев подавляла действие других характеристик. В то же время усиливается тенденция анализа и учета других групп параметров, влияющих на спрос, что обычно отображается соответствующим сдвигом кривой спроса относительно осей координат.
В табл 1 представлены две группы таких факторов, которые отражают влияние на рассматриваемый товар (услугу):
    качественных характеристик услуги (I);
    условий внешней среды (II).
Таким образом, реализация модифицированного подхода  предполагает применение специальных  статистических методов обработки  результатов наблюдений не только за доходами и ценами, с одной стороны, и расходами – с другой, но и выявление других доминантных  факторов, влияющих на качественные характеристики товара и на его спрос. При этом такой анализ должен проводиться  для представительных выборок по различным социально-экономическим группам, которые существенно различаются приоритетами потребительского поведения.
     В ряде случаев необходимым оказывается  построение достаточно сложных систем соотношений, описывающих изменение  спроса в рассматриваемой конкретной ситуации. В особенности это справедливо для активно развивающихся производств и отраслей сферы услуг, в которых трансформационные процессы оказались значительными, а влияние качественных характеристик на спрос — заметным.
                                                                                                                    Таблица 1
 
 
Факторы: Характер  влияния на величину спроса (> — увеличение,
<- уменьшение, « — направление сдвига)
Комментарии
Вид Наименование
I 1. Рост потребительских  предпочтений >, -> Изменение вкусов, моды и т.д.
2. Рост  потребительских свойств (полезность) данной услуги >, -> а) Рост объективной  полезности (надежности, функциональности, комфорта, времени обслуживания) б) Рост субъективной полезности (см. п. 1)
3. Рост  сортности, формирование брэнда, повышение престижа страны-производителя >, -> При прочих равных условиях товары высшей категории пользуются большим спросом.
4. Соответствие  сезонности >, -> Спрос на сезонный товар выше.
5. Дислокация  центров оказания услуг >, -> Приближение рынка  к потребителю увеличивает спрос
6. Рост  числа покупателей на рынке  (возрастание очередей) <, <- Увеличение  очередей и времени обслуживания уменьшает спрос.
II 7. Ожидание изменения  цен: а) повышение б) снижение >, -> <, <-
а) ажиотажный спрос б) отложенный спрос
8. Соотношение  индекса цен и депозитной ставки  процента: а) индекс цен выше  б) индекс цен ниже >, -> <, <-
а) инфляция, не компенсируемая вкладами, вызывает отток  сбережений и повышение спроса б) инфляция, компенсируемая вкладами, увеличивает сбережения
9. Ожидание  изменения доходов: а) повышение  б) снижение <, <- >, ->
а) отложенный спрос б) закупка впрок
К числу таких  отраслей относится отрасль автосервисных  услуг, на примере которой наиболее выпукло могут быть представлены основные принципы использования модифицированного  подхода при прогнозировании  спроса.Данная отрасль входит в состав автотранспортного комплекса народного хозяйства, перспективы развития которого определяют и положение рассматриваемой отрасли.
2.Понятие товарооборота. Его свойства
Сущность  товарооборота 
Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги. Согласно «Инструкции по учёту розничного  товарооборота  и товарных запасов в торговле», розничным  товарооборотом  является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам и их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчёт, по безналичному расчёту или посредством кредитных карточек.
Розничным  товарооборотом  является продажа, продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях. В розничный  товарооборот  включается продажа продовольственных товаров по безналичному расчету организациям социального назначения: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям.
Продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров  юридическим лицам и их обособленным подразделениям, включая организации социального назначения в объеме розничного  товарооборота  не учитывается и входит в  состав  общего объема оборота предприятия торговли.
В розничном  товарообороте  учитывается продажа потребительских товаров:
- юридическими  лицами, их обособленными подразделениями,  осуществляющими розничную торговлю  и общественное питание, для  которых торговая деятельность  является основной;
- юридическими  лицами, их обособленными подразделениями,  осуществляющими торговлю, но для  которых торговая деятельность  не является основной;
- физическими  лицами, осуществляющими продажу  товаров на продовольственных,  вещевых и смешанных рынках.
Обособленными подразделениями юридических лиц  являются представительства и филиалы  юридического лица, которые расположены  вне места его нахождения, наделены имуществом и выделены в самостоятельный  участок учета.
Юридические лица, их обособленные подразделения данные об объеме розничного  товарооборота  представляют в органы статистики по месту нахождения предприятия торговли.
В розничный   товарооборот  включается продажа товаров и питания в ценах фактической реализации по моменту отпуска товаров и питания покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк. Объем розничного  товарооборота  определяется строго за отчетный период.
Розничный  товарооборот  делится на  товарооборот  розничной торговли и  товарооборот  общественного питания.  Товарооборот  - количественный показатель, характеризующий объём продаж. Розничный  товарооборот  представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежные доходы.
Товарооборот  общественного питания выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказания услуг по организации питания.
Товарооборот  предприятия питания состоит из двух основных частей:
    реализации продукции собственного производства;
    продажи покупных товаров.
К продукции  собственного производства относятся  пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания  либо подвергшиеся здесь какой-либо обработке. Она включает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты  и т.д.
Продукция собственного производства по степени готовности подразделяется на готовые блюда  и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной обработки.
В зависимости  от форм потребления, назначения в питании  человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную  и прочую продукцию.
Обеденная продукция - это блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые  на дом. Блюдо - порция пищи, приготовленная из определённого набора сырья, прошедшую  полную или частичную тепловую или  первичную обработку, и готовая  к потреблению. Все блюда в  зависимости от назначения подразделяются на первые, вторые, третьи, горячие и  холодные закуски. Из общего выпуска  продукции собственного производства на долю обеденной продукции собственного производства на предприятиях общественного  питания приходится 75-80%.
Остальные виды продукции собственного производства (бутерброды, изделия, запечённые в  тесте, горячие напитки, мороженое, безалкогольные напитки собственного производства, молочно-кислая продукция  и др.), а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи (мясные, рыбные, крупяные, овощные, очищенный картофель и др.), кондитерские, мучные изделия как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции собственного производства.
Продукция собственного производства учитывается и планируется  в стоимостных и натуральных  показателях. Так, главным измерителем  и показателем обеденной продукции  является блюдо, то есть натуральный  показатель. Количественный выпуск блюд характеризует объём производства и реализации обеденной продукции. Учёт прочей собственной продукции  осуществляется в стоимостных показателях, лишь отдельные виды её учитываются  штуках, стаканах, порциях, килограммах. реализация продукции собственного производства потребителям в стоимостном выражении представляет собой  товарооборот  продукции собственного производства. Удельный вес оборота по продукции собственного производства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, закусочная, бар). Он колеблется от 45 до 90 %. На предприятиях питания, кроме производства и реализации продукции собственного производства, осуществляется продажа покупных товаров, к которым относится готовая продукция, не требующая кулинарной обработки. Покупные товары поступают в готовом виде от других предприятий (например, предприятий пищевой промышленности). Покупные товары дополняют, а в ряде случаев и заменяют некоторые виды продукции собственного производства. Следовательно, к покупным относятся товары, приобретённые в других организациях и отпускаемые населению без какой-либо обработки. Это хлеб и хлебобулочные изделия, консервы, реализуемые в банках, кондитерские изделия, мороженое, фрукты, ягоды и др. Кроме того, к покупным товарам относят изделия, которые не являются продуктами питания, - алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, спички. Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам.
Реализация продукции  собственного производства, а также  покупных товаров непосредственно  потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины и т.п. составляет розничный  товарооборот  предприятий питания.
Отдельные предприятия  продают готовую продукцию или  полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания и розничной  торговли. В результате такого рода реализации продукты питания ещё  не поступают в сферу личного  потребления, поэтому их  товарооборот  является оптовым. Поскольку товары при этом не выходят за пределы отрасли, такой  товарооборот  самостоятельного отраслевого значения не имеет.
Сумма оборота  от реализации продукции собственного производства (розничного и оптового) и оборота от реализации выкупных товаров образует общий оборот общественного  питания, то есть валовой. Валовой  товарооборот  характеризует полный объём производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания. По отношению к нему планируют и учитывают другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др.  Товарооборот  планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания.
Роль  и значение  товарооборота  как экономического показателя заключаются в следующем:
    товарооборот  является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;
    по удельному весу  товарооборота  предприятия питания в  товарообороте  региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
    товарооборот  в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
    по доле  товарооборота  предприятия питания, в  товарообороте  региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес  товарооборота  предприятия в  товарообороте  региона превышает 30%);
    по отношению к  товарообороту  учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).
Состав   товарооборота
Согласно «Инструкции  по учёту розничного  товарооборота  и товарных запасов в торговле» Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 188,
    Розничный  товарооборот  делится на:
    - розничный  товарооборот  торговой сети;
    - розничный  товарооборот  общественного питания.
    В  состав  розничного  товарооборота  торговой сети включается:
Продажа товаров населению:
а) за наличный расчет, по кредитным, пластиковым карточкам  банков, электронным картам, расчетным  чекам сберегательных банков, по перечислениям  со счетов вкладчиков банков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров за иностранную  валюту, в том числе по перечислениям  с валютных счетов населения; продажа  товаров на борту самолетов, в  пассажирских поездах, с аукционов, через комиссионные магазины, реализация товаров непосредственно производителями, с оплатой через кассу предприятия;
б) в кредит с  рассрочкой платежа, при этом в объем   товарооборота  включается полная стоимость товаров по ценам фактической реализации по моменту получения товара покупателем;
в) по безналичному расчету организациями, фирмами, выполняющими заказы населения на покупку товаров  по почте (по времени сдачи ими  посылок в отделения связи);
г) в порядке  встречной торговли между производственными  предприятиями и населением при  закупках сельскохозяйственной продукции (концентрированных кормов и других товаров из магазинов, сахара с сахарных заводов, масла с маслозаводов и  масложирокомбинатов и т.п.).
   Продажа через торговую сеть юридическим лицам  и их обособленным подразделениям:
а) продовольственных  товаров по безналичному расчету  для питания обслуживаемых ими  контингентов населения, а именно: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным  учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям; судам речного флота для организации  питания экипажей судов, туристов и  пассажиров в судовых ресторанах; геологопоисковым партиям для организации  питания работников экспедиций; производственным предприятиям лечебно-профилактического  питания для рабочих и служащих, занятых в цехах с вредными условиями труда;
б) продовольственных  и непродовольственных товаров  за наличный расчет;
в) продовольственных  и непродовольственных товаров  по безналичному расчету исправительно-трудовым учреждениям для отпуска спецконтингентам за счет их личных денежных средств,
Порядок отражения отдельных  продаж в объеме розничного  товарооборота  торговой сети:
а) по кредитным, пластиковым карточкам, электронным  картам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов вкладчиков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров отражается, как продажа за наличный расчет:
б) за иностранную  валюту - в пересчете на национальную валюту исходя из среднемесячного курса  валют, установленного Национальным банком республики;
в) на борту самолетов, в пассажирских поездах - в розничном   товарообороте  магазина-склада по моменту сдачи ему выручки бортпроводниками и проводниками;
г) на аукционах, через комиссионные магазины - по ценам  фактической реализации;
д) товаров длительного  пользования по образцам (мебели, холодильников, легковых автомобилей и т.п.) - по времени фактической доставки их покупателю, независимо от времени  уплаты денег;
е) печатных изданий (книг, газет, журналов), изданий видео  и грамзаписей по подписке - по времени  фактической выдачи подписных изданий;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.