На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Механизмы управления инновациями

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский  государственный
инженерно-экономический  университет» 
 

Факультет информационных систем в экономике  и управлении 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:  

«Механизм управления инновациями» 
 
 
 
 

Выполнил: студент 3 курса
391 группы
Гаврилов Максим Юрьевич 

Преподаватель: Федулова
Елена Васильевна   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2011 г.
 


Оглавление
Введение 3
Глава I. Сущность инновационной деятельности 4
Основные понятия и концепции 4
Инновационные процессы 7
Классификация инновационных процессов 10
Вывод к Главе I 11
Глава II. Инновационные стратегии 12
Понятие инновационных стратегий 12
Типы инновационного поведения компаний 13
Стратегии в сфере массового производства 15
Стратегии дифференциации и сегментирования 16
Стратегии инновационных организаций 17
Стратегии неспециализированного бизнеса 18
Специфика российских инновационных стратегий. 20
Глава III. Управление инновационными преобразованиями 20
Концепция проектирования 20
Цели и потенциал 21
Проектное управление инновациями 23
Инновационный маркетинг и сжатие процесса во времени 24
Реинжиниринг и инновации 24
Глава IV. Инновационное развитие экономики в Российской Федерации 26
Анализ ситуации 26
Основные направления и этапы развития инновационной экономики 28
Практические мероприятия 29
Первоочередные меры 30
Вывод к Главе IV. Итоги реализации. 31
Заключение 32
Список литературы: 33 

 


Введение

     Время, в которое мы живем – время  стремительных и неизбежных перемен. Вся страна и все наше общество, едва войдя в «новый мир», были вынуждены  очень быстро меняться и приспосабливаться  к новой жизни и условиям труда. Более того, постоянные изменения, происходившие в экономике, вносили дополнительный дезориентирующий фактор. Предприятия, в одночасье оказавшиеся без какой-либо поддержки, столкнулись с необходимостью тотальных и глубинных перемен, целью которых стало само их существование. Чтобы выжить в этом мире динамики и скорости, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Но мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.
     Сегодняшняя активно развивающаяся экономика  диктует фирмам и организациям такие  условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они  вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения  настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать  времени, его нормам и веяниям, предприниматели  должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его чем-то необычным, чем-то новым. Этот вызов оказываются способными принять далеко не все предприятия. Одной из основных причин является отсутствие сложившихся и устоявшихся традиций ведения бизнеса — то, чем так гордятся развитые страны. Это обстоятельство оказывается существенным тормозом, в особенности в долгосрочном периоде. Некоторая степень стихийности до сих пор присутствует в деятельности как развитых в экономическом плане организаций, так и начинающих фирм. Если на западе реализация любого проекта имеет в достаточной степени жесткий проверенный алгоритм, то в России, чаще всего, действуют «своим умом», полагаясь на собственный опыт и интуицию, которые, к слову сказать, не всегда оказываются достаточными, чтобы заменить научно обоснованные и апробированные методы ведения дела. Здесь и рождается управление инновациями.
     Все аспекты инноватики, от проведения фундаментальных исследований, до сбыта  и свертывания проекта должны четко и эффективно управляться. Только такой подход позволит оценить, сделать правильный выбор и, в  конечном итоге, извлечь выгоду из инновационной  деятельности. Как избежать ошибок, или хотя бы свести возможные потери к минимуму? На эти вопросы должен дать ответ менеджер, специализирующийся на управлении инновациями. Именно от него зависит скоординированная  работа многих подразделений предприятия  по выводу на рынок нового продукта.
     Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической  маркетинговой функции, специфических  методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной  деятельности. В конечном счете, эти  методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения  экономического дохода и инновационного продукта.

Глава I. Сущность инновационной деятельности

Основные  понятия и концепции

     Инновация (от английского, «innovation») означает нововведение как результат практического или научно-технического освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы производственно-технологические, модификации продуктов и услуг. Практическим освоением новшеств в нововведениях является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности. При этом помимо влияния комбинаций факторов производства, необходимо в современных условиях учитывать новый фактор, определяемый тем, что наука стала теоретической основой материального производства.
     Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего  технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов  означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени  объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В  фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение  нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый  уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции  вызывается конъюнктурными изменениями  на рынке товаров.
     Новация. При обновлении ассортимента продукции, средств производства и услуг используются научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие новации (новшества). Под новшеством следует понимать новое явление, открытие, новое теоретическое знание, новый метод, изобретение, коммерциализацию нововведений, включая маркетинг.
     Истоки  совершающихся открытий и накопления потенциала теоретических знаний находятся  в окружающем материальном мире. Открытия и новые теоретические знания являются результатом проведения фундаментальных  научных исследований, которые подразделяются на фундаментальные теоретические  исследования (ФТИ) и поисковые НИР.
     Поисковые НИР имеют целью выдвижение и  обоснование нового метода удовлетворения общественных потребностей, его экспериментальную  проверку. В ходе поисковых научно-исследовательских  работ результаты открытия или теоретического знания получают возможность найти  практическое применение. При этом начальная стадия функционирования нового метода характеризуется весьма низкими показателями полезного  действия. На этой стадии отличные качественные показатели нового метода еще не перешли  в высокие количественные результаты.
     Изобретение. Изобретением считается новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность. Большинство изобретений и приравниваемых к ним полезных моделей появляется в ходе эскизно-технического проектирования на стадии ОКР.
     Жизненный цикл продукции. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.
     Жизненный цикл технологии. Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам. На второй фазе преследуются цели освоения нововведений-процессов. На третьей фазе новая технология производства распространяется и тиражируется с многократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включает освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.
     На  доминирование технологического уклада в течение продолжительного периода  времени оказывает влияние государственная  поддержка новых технологий в  сочетании с инвестиционной деятельностью  фирм и компаний. Нововведения-процессы менее подвержены влиянию конъюнктуры, способствуют снижению издержек производства, обеспечивают устойчивость потребительского спроса на товары.
     Жизненный цикл товара. Начало жизненного цикла товара, который имеет четыре фазы, приходится на выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаром свободной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла, которую принято называть внедрением. Последующие три фазы, связанные с ростом, замедлением роста и спадом объемов продаж товара, определяются маркетингом, который учитывает рыночную конъюнктуру, зависимость спроса от цены и качества товара. Такого рода информация дает возможность принимать решения о расширении или сокращении выпуска продукции, ее модификации, что неизбежно отражается на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара.
     Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы и общий научно-технический потенциал.
     В современной теории инноватики чередование  деловых циклов принято связывать  со сменой технологических укладов  в общественном производстве. Понятие  «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-либо.
     Жизненный цикл технологического уклада имеет  три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление  в экономике предшествующего  технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду  доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего  технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.
     Следует заметить, что после этого всплеска, в развитии наступает более спокойное  время, на протяжении которого отдельные  фирмы и компании в течение  заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая  высокую прибыль, так как находятся  под защитой законов об интеллектуальной и промышленной (до 20 лет) собственности. Однако монопольное положение с  течением времени постепенно нарушается из-за конкуренции других товаропроизводителей. Поэтому организации-монополисты  приступают к лицензированию технологии производства своих изделий. В результате ускоряется распространение нововведений-процессов  в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. При  этом происходит структурная перестройка  экономики, когда большинство технологических  цепей производства продукции и  оказания услуг обновляется, и деловые  циклы развиваются в новом  направлении под влиянием изменений  в системе ценностей.
     Равновесное распространение нововведений-процессов  в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической  деятельности, включая сферу оказания услуг, принято называть диффузией  инноваций.
     Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, т. е. способностью сохранения количественных характеристик постоянными по отношению к преобразованиям и переменам окружающей внешней среды.
     Наиболее  типичными для диффузных процессов  являются технологические инновации. Они непосредственно связаны  с технологией производства, с  ее многократным повторением на различных  объектах. Инвариантность технологических  инноваций способствует ускоренному  притоку капиталов в новый  технологический уклад. Доминирование  нового технологического уклада в экономике  приводит к постепенному снижению прибыльности производства продукции и оказания услуг в предшествующем укладе.
     Одним из рыночных регуляторов диффузных  процессов является трансферт инноваций, который законодательно разрешает  передачу права использования новшеств и нововведений как носителей  новых ценностей или стоимостей другим субъектам инновационной  деятельности. Инновационный трансферт  учитывает именную ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов. Специально создаваемые органы в сфере патентно-лицензионной деятельности охраняют и удостоверяют права патентодержателя на инновацию в виде, например, изобретения или новой технологии производства продукции. Лицензию на использование такого рода инноваций выдает владелец патента. В наиболее распространенных случаях лицензирование представляет собой процесс передачи промышленной собственности на основании соглашения договаривающихся сторон.
     Лицензионное  соглашение на передачу патентных прав оформляется договором купли-продажи  по обычным юридическим нормам и  предусматривает не только размер вознаграждения, но и порядок осуществления платежей. Различают простые, исключительные и полные лицензии.
     Простая лицензия ограничивает объем производства продукции, ее реализацию лицензиатом  на определенной территории, запрещает  продажу лицензии третьим лицам, в то время как лицензиар может  осуществить ее вторичную продажу.
     Исключительная  лицензия дает право лицензиату монопольно распоряжаться предметом лицензии, а лицензиар утрачивает аналогичные  права.
     Полная  лицензия, применяемая крайне редко, предусматривает передачу лицензиату всех без исключения прав на предмет  лицензии, что равносильно продаже  патента.
     Патентно-лицензионный трансферт инноваций должен осуществляться с учетом экономических интересов  страны. Если новшество или нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практике, не использовано достаточно полно в стране-патентодержателе, то продажа лицензии иностранному государству может нанести ощутимый экономический вред. Это особенно характерно для беспатентных лицензий, представляющих собой лицензионные соглашения на продажу незапатентованного изобретения, ноу-хау или другого производственно-технологического достижения. По своей сущности беспатентная лицензия аналогична продаже научно-технических разработок, которые по каким-либо причинам не были задействованы в стране, где эти достижения получены. По таким лицензиям интеллектуальная собственность практически не защищена. Следовательно, трансферт инноваций нуждается в продуманном технико-экономическом обосновании диффузных процессов, связанных с распространением новшеств и нововведений.
     В общей характеристике технологических  укладов принято выделять периоды  их доминирования (50 лет), ядро технологического уклада, ключевой его фактор и формирующееся  ядро нового технологического уклада. Например, в пятом технологическом  укладе, начало которого пришлось на восьмидесятые  годы двадцатого века, ядром является электронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т. д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты. В формирующееся ядро нового, шестого, технологического уклада включены биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др. Кроме того, приводятся и такие характеристики, как преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим, особенности организации инновационной активности. К ним относятся индивидуализация производства и потребления, горизонтальная интеграция НИОКР. Новые режимы собственности для программного продукта и ряд других.

Инновационные процессы

     Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования – разработки – производство». Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, распространение, использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги.
     Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР, которые, как уже отмечалось, относятся к фундаментальным научным исследованиям и реализуют результаты ФТИ. Все поисковые НИР проводятся как в академических учреждениях, так и в крупных научно-технических организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации. Основными источниками финансирования поисковых НИР являются средства государственного бюджета, выделяемые на безвозвратной основе. Это обусловлено тем, что законченное решение научно-технической проблемы по результатам поисковых НИР характеризуется достижением важных качественных показателей.
     На  втором этапе инновационного процесса выполняются прикладные НИР. Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных НИР связано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями. Проведением прикладных НИР занимаются научно-технические организации промышленности и кафедры вузов по различным направлениям тематики исследований и разработок.
     На  третьем этапе инновационного процесса выполняются ОКР. Из анализа тенденций  в распределении затрат по укрупненным  стадиям ОКР можно сделать вывод об экономической целесообразности их финансирования не на весь цикл работ по этапу, раздельно по наиболее существенным результатам.
     На  четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения-продукта от запуска в производство, до выхода на рынок в качестве товара. При  запуске в производство требуются  крупные инвестиции в реконструкцию  производственных мощностей, затраты  на подготовку персонала, рекламную  деятельность и т. д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новый товар еще неизвестна и инвестиции продолжают носить рисковый характер.
     Затраты на масштабное освоение технологии производства новой продукции превышают инвестиции в НИОКР во много раз в зависимости  от проектируемого типа производства (мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное или массовое). Знание о темпах нарастания затрат в цикле НИОКР и их доли в сумме инвестиций в технологическое  освоение производства новой продукции, ее коммерциализации, очень важны  для практики управления инновациями. Следовательно, чтобы перейти к  инвестициям в масштабное освоение новой продукции, необходимо иметь  информацию о результативности работы научно-технических организаций, выполняющих  НИОКР.
     Потенциальный инвестор НИОКР должен знать о  степени риска, которая зависит  в значительной мере от фактической  результативности работы научно-технических  организаций, субъектов инновационных  процессов. Известно, что фактическая  результативность работы научно-технических  организаций в среднем по стране определяется величиной в пределах 30-50%. Это можно выразить средним  коэффициентом результативности r = 0,4.
     Однако  для потенциального инвестора большой  практический интерес состоит в  возможности определить расчетным  путем фактическую результативность научно-технической деятельности какой-либо организации. Расчет следует проводить  по данным годовых балансов о рискоинвестициях в НИОКР, отчетным калькуляциям о  затратах по темам, а также по переходящим (незавершенным) работам на начало и  конец анализируемого периода времени. Этот период целесообразно устанавливать  продолжительностью в 4-6 лет, что объективно обусловлено практикой списания произведенных затрат на НИОКР только после их окончания.
     Известно, что наиболее длительными и ресурсоемкими  являются рискоинвестиции в ОКР. Каждый из видов таких работ может  продолжаться 3-4 года. Отсюда следует, что в анализируемый период времени  обычно входит окончание отдельных  ОКР из научно-технического задела знаний по переходящим (незавершенным) работам с соответствующим объемом затрат. Однако основной объем рискоинвестиций, как правило, приходится на успешно законченные ОКР, которые и определяют результативность научно-технической деятельности каждой конкретной организации. Что касается рискоинвестиций в ОКР, завершение которых планируется в следующем за анализируемым периоде времени, то они представляют собой переходящие объемы затрат по незаконченным работам. Затраты были произведены на создание научно-технического потенциала, необходимого для завершения ОКР с последующей передачей технической документации в производство.
     Фактическая результативность научно-технической  деятельности конкретной организации  определяется по формуле:

     r — коэффициент фактической результативности научно-технической деятельности организации;
        — суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве;
     Н1  — затраты по переходящим (незавершенным) работам на начало анализируемого периода времени;
     Н2   затраты по переходящим (незавершенным) работам на конец анализируемого периода времени;
     N — число лет анализируемого  периода времени;
     Qi — рискоинвестиции за i-и год.
     В случае, когда Н2=0, снижается не только уровень результативности научно-технической деятельности конкретной организации, но и складывается ситуация, при которой разработка образцов новой продукции может существенно замедлиться. Замедление произойдет из-за отсутствия задела переходящих (незавершенных) работ на новый период времени, когда эта организация будет вынуждена проводить исследования и разработки практически с нуля.
     Следовательно, для обеспечения достигнутого уровня результативности научно-технической  деятельности организаций промышленности необходимо, чтобы величина Н2 была не ниже, чем Н1 Увеличение шансов инвесторов на более эффективное использование рискоинвестиций в создание конкурентоспособной продукции обнаружится в случаях, когда Н21.
     Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного  преобразования научного знания в новые  виды продуктов, технологий и услуг. Но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских  свойств, конкурентной среды, а также  комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.
     Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия  ноу-хау, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций  и применения новых технологических  процессов с целью улучшения  эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения  дополнительной прибыли.
     Инновационная деятельность в сфере технологической  подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и  оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, организации  и планирования производственных процессов. Механическая обработка предметов  труда последовательно на основе инновационной деятельности уступает место непрерывным физико-химическим процессам.
     Технологические направления инновационной деятельности обеспечивают повышение эксплуатационных показателей новых изделий, снижают  затраты труда и материалов. При  этом каждая из технологических НИР  на порядок ниже по затратам в сравнении  со стоимостью ОКР и обеспечивает успех коммерциализации производимой и реализуемой продукции.
     Развитие  консалтинговых услуг, направленных на поддержку предпринимателей в сфере  инновационной деятельности, осуществляется на любом из этапов инновационного процесса или других нововведений с  целью избежать риска при принятии важных решений. Это связано с  тем, что предприниматели не всегда располагают запасом знаний, необходимых  для того, чтобы в конкретной ситуации найти правильное решение. Причем совершенно не обязательно, чтобы экспертизой  конкретной ситуации занимались сами работники консалтинговых учреждений. Набор консалтинговых услуг весьма разнообразен, и во многих случаях  необходимо привлекать для экспертизы специалистов высокой квалификации в конкретных областях научного знания. В частности, без предварительной  экспертизы весьма трудно принять обоснованное решение в том или другом направлении  инновационной деятельности на перспективу. Результаты экспертных оценок используются при прогнозировании риска инвесторов. Фактическая результативность научно-технической  деятельности организаций не может  экстраполироваться на перспективный  период времени без экспертных оценок и уточнений. Прогнозируемое значение результативности получается на основе согласования мнений экспертов о  возможных изменениях научно-технического потенциала организаций. Уточненные значения результативности работы организаций  позволят реальнее оценить имеющийся  риск инвесторов инноваций.

Классификация инновационных процессов

     Большинство прогрессивных новаций находит  применение в сложных, наукоемких продуктах, энергосберегающих и высоких  технологиях, сфере услуг. При всем разнообразии новаций весьма важным условием для их практической реализации в нововведениях является своевременное и достаточное выделение инновационных инвестиций.
     Новации и нововведения подразделяются на научно-технические, технологические, экономические, управленческие и организационные. От степени их новизны и инновационного потенциала зависит принятие решений о создании новой продукции, освоении прогрессивной технологии, расширении сферы услуг. Организуемые с этой целью инновационные процессы обусловлены характером и сущностью нововведений и областью их распространения.
     На  варианты организации инновационных  процессов и направления инновационной  деятельности влияет большое число  факторов, в том числе ценностный аспект нововведений, наличие конкуренции  и т. п. Чтобы обоснованно выделять инвестиции в инновационные процессы, необходимо знать основные признаки и принципиальное содержание всего многообразия новшеств и нововведений. Их классификация по базовым признакам и другим характеристикам окажет существенную помощь при принятии решений в инновационном менеджменте, определении направлений инновационной деятельности.
     В классификаторе имеются два уровня.
      Базовые признаки объектов классификации.
      Группировка типологических понятий по базовым признакам.
     Базовые признаки объектов классификации подразделяются на три группы. В первую группу включены новшества, во вторую — инновационные  процессы, и третью — нововведения. В каждой группе выделены свои подгруппы  базовых признаков классификации. Например, новшества детализированы признаками, характеризующими степень  новизны, а также инновационный  потенциал.
     Группировка основных типологических понятий по базовым признакам раскрывает общее  систематизированное знание инноватики, дифференцированное в соответствии с установленными принципами классификации.

Вывод к Главе I

     Управление  инновациями направлено на принятие таких решений, которые обеспечили бы создание конкурентоспособной продукции, достижение эффективных результатов  инновационной деятельности. Методология  принятия решений в инновационном  менеджменте базируется на системе  научных знаний о методах управления, их целевой направленности.
     Обширный  комплекс работ, выполняемых как  в составе инновационных процессов, так и по многим (в большинстве  случаев локальным) направлениям инновационной  деятельности, имеет высокую неопределенность достижения желаемых результатов, предусматриваемой  конечной и промежуточными целями инноваций. При этом каждой промежуточной цели свойственна своя, конкретная ситуация, требующая адекватных решений в  процессе управления. В одной ситуации управленческие решения нацелены на уменьшение коммерческого риска  инвесторов, в другой — на преодоление  возмущающих воздействий многочисленных изменений конструкторской документации при изготовлении опытных образцов новых изделий.
     Особенности принятия решений в управлении инновациями  зависят от степени неопределенности достижения различных целей, как  в составе инновационного процесса, так и по локальным направлениям инновационной деятельности. Поэтому очень важно иметь целостное представление обо всех без исключения работах, выполняемых в процессе инновационной деятельности.

Глава II. Инновационные стратегии

Понятие инновационных стратегий

     Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других своей новизной, прежде всего  для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
     Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются  как реакция на изменение внешней  среды. Поэтому многообразие инновационных  стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут  быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых  продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход  к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию  традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные  стратегии подразделяются на несколько  крупных групп:
    продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);
    функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);
    ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);
    организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).
     Это специальные инновационные стратегии.
     Теория  и практика стратегического и  проектного управления выработали ряд  универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии  обычно называют «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития»  или «стратегиями роста» фирмы. Базовые  стратегии развития чаще всего делятся  на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного  развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.
     Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким  условиям относятся:
    повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;
    повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более склонных к риску инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления — инновационно-инвестиционный проект;
    усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегии связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса, товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, то есть применения принципов логистики;
    усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.

Типы  инновационного поведения  компаний

     Многообразие  конкурентных стратегий и организационных  форм хозяйствующих субъектов создает  множество стратегических позиций  и необъятный простор для выбора конкурентных стратегий инновационного характера. Чтобы ориентироваться  в этом пространстве решений и  удачно вписаться в новую рыночную структуру, необходимо адекватно оценить  свое место в ней.
     Необходимо  четко представлять себе, насколько  внутрифирменные научно-производственные, технологические, кадровые и организационные  ресурсы соответствуют текущим  рыночным потребностям и что возможно предпринять для достижения такого соответствия в обозримом будущем, причем с минимальными затратами. Поэтому  первой задачей менеджера является идентификация организации и  типа ее стратегического конкурентного  поведения, чтобы использовать в  процессе принятия решения богатый  арсенал методических наработок  и практического опыта.
     В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных  промышленных структур. В основу при  этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:
    Виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной промышленности;
    Патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
    Эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;
    Коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.
     Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых  по конкурентному поведению с  животным миром («лис», «мышей», «львов»  и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл. 1).
     Таблица 1.
ПАРАМЕТРЫ Тип конкурентного  поведения (классификация Л. Г. Раменского)
«ВИО  ЛЕНТЫ» «ПАТИЕНТЫ» «ЭКСПЛЕРЕНТЫ» «КОММУТАНТЫ»
Тип компании (классификация Фризевинкеля)
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» «Лисы» «Ласточки» «Мыши»
1 Уровень конкуренции Высокий Низкий Средний Средний
2 Новизна отрасли Новые Зрелые Новые Новые, зрелые
3 Какие потребности  обслуживает Массовые, стандартные Массовые, но нестандартные Инновационные Локальные
4 Профиль производства Массовое Специализированное Экспериментальное Универсальное мелкое
5 Размер компании Крупные Крупные, средние  и мелкие Средние и мелкие Мелкие
6 Устойчивость  компании Высокая Высокая Низкая Низкая
7 Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
8 Факторы силы в  конкурентной борьбе, преимущества Высокая производительность Приспособленность к особому рынку Опережение в нововведениях
Гибкость
9 Динамизм развития Высокий Средний Высокий Низкий
10 Издержки Низкие Средние Низкие Низкие
11 Качество продукции Среднее Высокое Среднее Среднее
12 Ассортимент Средний Узкий Отсутствует Узкий
13 Тип НИОКР Улучшающий Приспособительный Прорывной Отсутствует
14 Сбытовая сеть Собственная или  контролируемая Собственная или  контролируемая Отсутствует Отсутствует
15 Реклама Массовая Специализированная Отсутствует Отсутствует

Стратегии в сфере массового  производства

     Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой  и, естественно, им свойственно силовое  конкурентное и инновационное поведение  на рынке, которое принято называть виолентным. Фирму, ведущую себя таким образом, называют виолентом.
     Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому  производству. Их отличают большие  расходы на НИОКР, производство, маркетинговые  и сбытовые сети. Для этого требуются  серьезные инвестиции. Их постоянная проблема – загрузка мощностей.
     Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок.
     Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т. д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития:
    «гордый лев» — тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;
    «могучий слон» — тип с менее динамичным развитием, расширенной диверсификацией компенсации за потерю позиции лидера в отрасли;
    «неповоротливый бегемот» — тип виолентов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы.
     Крупные организации постоянно подвергаются критике за консерватизм, бюрократизацию, расточительность, неуправляемость. Однако при всех своих недостатках они  являются стержнем любой современной  развитой экономики. От общего числа  фирм США, Западной Европы, Японии они составляют не более 1-2%, но они же создают большую часть валового национального продукта и выпускают более половины всей промышленной продукции.
     Наряду  со слабыми сторонами, виоленты, несомненно, обладают многими преимуществами.
     Область научно-технической деятельности виолентов, как и государственных компаний, — предсказуемый, текущий, программно-целевой научно-технический прогресс (рискованные прорывы в неизвестное – шанс эксплерентов). В основном виоленты участвуют в проведении плановых поисковых и прикладных НИР (иногда и фундаментальных, особенно в фармацевтической промышленности), в создании новых моделей и модернизации ранее выпускаемой техники. Это инновационные продуктовые стратегии.
     Для крупных фирм жизненно большое значение имеет постоянное сокращение издержек. Инновационное решение этой проблемы заключается в переходе на новые  ресурсосберегающие технологии, которые  они создают сами или, что случается  более часто, перенимают у разработчиков  и первых инноваторов.
     Не  отказываются виоленты подключиться и к производству новых продуктов на этапе созревания их массового рынка.

Стратегии дифференциации и  сегментирования

     Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные. Патиентная стратегия — это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии: ставка на дифференциацию продукта; необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка.
     Дифференциация  продукции – шаг навстречу  тому потребителю, которому не нужна  массовая стандартная продукция. Она  позволяет также патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе.
     При специализированном производстве запас  конкурентоспособности товара возникает  в основном благодаря высокой  потребительской ценности товара. Патиенту приходится точно определять и обеспечивать ее.
     Прежде  всего, необходимо найти или создать  собственную нишу. Это трудная  задача, так как не каждый узкий  сегмент рынка для этого подходит. Пути: участие в модификации серийной продукции; исполнение специфических  заказов и другие. Ниша должна отличаться устойчивой обособленностью. В роли стабилизатора достигнутой дифференциации товара могут выступать: уникальный технологический опыт; особая сбытовая сеть; исторический престиж марки.
     Фирма накапливает опыт и концентрирует  ресурсы в избранной узкой  области, все более обосабливая нишу и отсекая конкурентов. Оборот быстро растет. Растет популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей. Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам.
     На  этапе наступившей зрелости патиента есть свои проблемы. Ценность патентов, технологии, специализированной сбытовой сети существует до тех пор, пока есть особая рыночная потребность. Патиент, вложивший средства в узкую нишу, обладает преимуществами только пока ниша существует. Он стал ее заложником. Изменение производственного профиля почти невозможно. Научно-производственная гибкость потеряна.
     Большинство специализированных компаний рыночный успех превращает в объект поглощения. Типичная для патиентов численность работников от 200 до 500 является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со стороны виолентов. Для последних такой захват может быть единственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети. В то же время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям.
     Развитие  патиентов, избежавших поглощения, может происходить по двум направлениям:
    Стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей. Этот путь типичен для большинства патиентов, когда их размеры достигают границ рыночной ниши. Их деятельность определяется стратегией узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого ею сегмента рынка не увеличивается, то она прекращает свой рост. Если ниша растет, то и патиент может немного увеличиваться в размерах.
    Смена стратегии и превращение в крупного виолента.

Стратегии инновационных организаций

     Фирмы-эксплеренты — в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике — инновационная, состоящая в создании радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы» отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР.
     В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, с помощью которых можно революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, и, с другой стороны, «утечка мозгов» за границу.
     Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на ОКР. На рынок первоначально ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес — это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной задаче — подготовке конкурентоспособного нового товара. И этот подготовительный, по существу дорыночный этап, имеет скрытый характер.
     На  первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся  за трудное и рискованное дело внедрения или коммерциализации открытия и изобретения, бедны и  слабы, нуждаются в поддержке. В  последние десятилетия, когда появились  технологические центры и парки, венчурный капитал, ситуация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный риск снижается с помощью различных способов.
     Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею, вступают во второй этап развития — период бурного подъема.
     С чем связан стремительный рост эксплерентов на этапе вывода нового товара на рынок? Вес дело в потребительской ценности нового товара. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми, проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспечивает новый товар. Это общее свойство так называемых прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность.
     У компаний-первооткрывателей после  очевидного рыночного успеха становится все больше последователей. Рынок  нового товара растет. На новые возможности, наконец, обращают внимание ведущие  корпорации. Значит, наступил этап массового  производства. Естественно, фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе «виоленты-слоны».
     Прямую  конкуренцию гигантов выдерживают  лишь очень немногие эксплеренты. Истощение ресурсов еще долгое время сказывается на состоянии фирмы и делает его неустойчивым. Уступив же лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, также опасную.
     Фирма-эксплерент не относится к потере самостоятельности как к трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате обычно остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен.

Стратегии неспециализированного  бизнеса

     Мелкий  бизнес важен не только своей многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой:
    обслуживать локальные потребности;
    выполнять производственные функции на уровне деталей и повышать эффективность крупного производства;
    наполнять инфраструктуры производственных процессов;
    стимулировать предприимчивость граждан страны;
    повышать занятость населения, особенно в непромышленных населенных пунктах.
     В современном развитии экономики  платежеспособный спрос далеко не автоматически  рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано лишь при достаточном  уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные  потребители остаются неудовлетворенными. Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный  и узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику  на всем пространстве. Они берутся  на вес, что не вызывает интереса у  виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутантами».
     Роль  «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной  стороны, диффузии нововведений, с другой — их рутинизации. Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется.
     Мелкие  фирмы активно содействуют продвижению  новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений.
     Коммутанты  также активно участвуют в  процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.
     Создание  мелкой фирмы не вызывает особых трудностей. В соответствии с интересами и  возможностями основателей выбирается направление деятельности: сфера  и вид обслуживания, предмет субпоставки, объект имитации. Появившись, коммутанты сразу же включаются в конкурентную борьбу.
     Коммутанты  традиционного типа, определившись  в сфере обслуживания, используют свои конкурентные преимущества, находят  свой стиль и ценностные ориентации, чтобы закрепиться на рынке. Обычно это исполнение индивидуальных заказов  по приемлемым ценам, качественно и  в срок. При этом коммутанты традиционного  типа остаются в своих небольших  размерах. Однако у некоторых фирм размеры постепенно увеличиваются, что ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и  потере управляемости. Это «мыши-переростки». Тут требуется смена стратегии, вероятнее всего, на патиентную.
     Во  всем мире подражание является одной  из самых распространенных сфер деятельности легального мелкого бизнеса. Отсюда появление клонов (копий программ). Клон-мейкеры — производители легальных копий продуктов известных фирм являются одним из распространенных типов действия фирм-коммутантов. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности (например, в мебельной и швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (например, в фармацевтике, электронике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм, тем самым, участвуя в процессе их распространения (диффузии).
     Мелкий  коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению  с фирмой, выведшей товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Издержки малы. Поэтому нет нужды в выпуске  громадного числа стандартных товаров, чтобы распределить между ними расходы  на НИОКР и т. п. Мелкое подражательное производство оказывается эффективней крупного, обеспечивая качество, примерно совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм.
     Падение спроса на услуги и товары коммутантов  автоматически ведет к их ликвидации, но не банкротству. Они довольно легко  переносят эти трудности и  возрождаются вновь на новом сегменте рынка.

Специфика российских инновационных  стратегий.

     Специфика российских инновационных стратегий заключается в комбинации стратегий. Российским инновационным организациям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в основном патиенты, так как занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса. По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления. В силу того, что для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, организации осуществляют стратегию коммутантов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.