На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование доходов и расходов в учреждениях культуры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ВВЕДЕНИЕ             3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

1.1. Понятие «культура» и система планирования доходов и расходов учреждений культуры
1.2. Планирование и направление расходов бюджетного финансирования в учреждениях культуры
1.3. Планирование доходов и внебюджетные источники доходов учреждений культуры
       5 
      5 

      8 

     11

2. АНАЛИЗ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ

2.1. Общая характеристика деятельности библиотеки
2.2. Анализ финансовых поступлений и расходования средств в ГПИБ
2.3. Планирование доходов и расходов в ГПИБ
 
 
     14      14
     17
          21

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМЕТНО-БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

 
 
     23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ            27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК      29
ПРИЛОЖЕНИЯ      31
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 

     Культура - исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
     Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов.
     Культура  служит главным гарантом эффективного развития страны, ее весомости в мировом общественном мнении. Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. Соответственно, учреждения культуры, как и другие бюджетные учреждения, получающие бюджетные ассигнования должны составлять смету доходов и расходов. Сметное планирование позволяет определить слабые стороны финансирования учреждения и принять правильное решение в процессе планирования бюджета на очередной финансовый год. В этом и заключается актуальность  темы данной курсовой работы.
     В современных условиях учреждения культуры всё более зависят от экономических аспектов. Это продиктовано рыночными условиями, в которых она поставлена на ближайшую перспективу. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на первоочередные нужды развития культуры финансовых вливаний. Всё более настойчиво в практической деятельности утверждается мысль, что нужны новые экономические формы функционирования учреждений и организаций культуры, в том числе переход на хозрасчёт, на самоокупаемость. С одной стороны, это подрывает административно-командную систему в сфере культуры, развивает предприимчивость и инициативу в интересах потребителей культурных благ. С другой стороны, создаются условия для преодоления нищенского, уравнительного уровня оплаты труда творческих работников
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ особенностей планирования доходов и расходов учреждений культуры в современных условиях хозяйствования.
     Задачи  данной работы заключаются в следующем:
     - охарактеризовать особенности планирования финансовых поступлений учреждений культуры;
     - определить внебюджетные источники финансирования культуры;
     - рассмотреть направления расходования  финансовых поступлений в учреждениях культуры;
     - проанализировать данные о финансовых поступлениях и расходах в учреждениях культуры;
     - выявить основные направления  совершенствования системы финансирования учреждений культуры.
       Объектом изучения данной работы  явилась  Государственная публичная  историческая библиотека России.
     Предметом исследования данной курсовой работы является особенности планирования доходов и расходов библиотеки за 2007-2009гг.
     Теоретической основой исследования являются работы авторов: Галуцкий Г.М., Врублевская О.В., Бабич А.М., Павлова Л.Н. и другие.
 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  ДОХОДОВ И РАСХОДОВ  В УЧРЕЖДЕНИЯХ  КУЛЬТУРЫ 
 

     1.1. Понятие «культура» и система планирования доходов и расходов  учреждений культуры 

     Культурная  деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
     Культурные  ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. [2]
     Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. [9] Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.
     Организации культуры могут быть учреждены:
     - федеральными органами государственной  власти и управления;
     - органами государственной власти  и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
     - местными Советами народных депутатов  и соответствующими органами управления;
     - общественными и религиозными  организациями, фондами и другими общественными объединениями;
     - иными, в том числе иностранными  юридическими, а также физическими лицами. [2]
         Организации культуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством  РФ.
     Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.
     В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. [7]
     Как и любое бюджетное учреждение, получающее бюджетное финансирование, учреждения культуры должны составлять годовой план работы. И его составной частью является смета расходов и доходов на очередной финансовый год.
     Смета учреждения культуры — это форма  планового расчета, которая определяет подробную программу действий учреждения на предстоящий период.
       Смета - это утвержденный в  установленном порядке финансовый  акт, определяющий объем и целевое  направление бюджетных ассигнований.
       Основными целями сметного планирования  являются:
     - увязка текущих и перспективных планов;
     - координация действий различных  подразделений учреждения;
     - детализация общих целей работы  и доведение их до руководителей  различных уровней ответственности;
     - стимулирование эффективной работы  руководителей и персонала предприятия;
     - определение будущих параметров  хозяйственной деятельности;
     - периодическое сравнение текущих  результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин  неудовлетворительной работы.
     Составление смет бюджетных учреждений позволяет  решать задачи:
     - обеспечения бюджетных учреждений  государственным финансированием;
     - анализа предполагаемых проектов  расходов и отчетов об использовании  средств;
     - контроля за эффективным и  экономным расходованием средств. [6]
     В учреждениях разных сфер деятельности существует определенная отраслевая специфика, которую нельзя не учитывать при планировании доходов и расходов учреждения. Вместе с тем процесс составления бюджетной сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности основан на единых подходах, закрепленных в БК РФ и других нормативных правовых актах.
     Процесс планирования в учреждениях культуры, в частности, в библиотеках, в 2010 г. осуществляется в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
     Финансовое  обеспечение выполнения функций  бюджетного учреждения по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и  юридическим лицам осуществляется на основе бюджетной сметы за счет средств соответствующего бюджета. Основы нормативного правового регулирования составления, утверждения и ведения бюджетных смет закреплены в ст. 221 БК РФ.
     Бюджетная смета является основополагающим документом, устанавливающим лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ. [9] 

     1.2. Планирование и  направление расходов  бюджетного финансирования в учреждениях культуры 

     В настоящее время Министерство культуры РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется Правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства.
     Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно законом о федеральном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование создаваемых ими подведомственных бюджетных учреждений. [2]
      Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры).
     Согласно  ст. 70 БК РФ бюджетные средства расходуются  по следующим направлениям:
     - оплата труда в соответствии  с заключенными трудовыми договорами  и правовыми актами, регулирующими  размер заработной платы соответствующих категорий работников;
     - перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
     - трансферты населению, выплачиваемые  в соответствии с федеральными  законами, законами субъектов РФ  и правовыми актами органов  местного самоуправления;
     - командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
     - оплата товаров и услуг по  заключенным государственным или  муниципальным контрактам;
     - оплата товаров и услуг в  соответствии с утвержденными  сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. [1]
     Финансовые  средства учреждений в сфере культуры из внебюджетных источников, как и  средства, поступившие от собственника, отражаются на лицевых счетах в органах казначейства, и расходуются исключительно по смете. В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам отражены объемы и источники финансовых поступлений, а также направления их использования в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета. Смета по внебюджетным средствам, так же как и по бюджетным целевым средствам, утверждается Минкультуры или другим соответствующим органом исполнительной власти и может меняться по согласованию с ними. Контроль целевого расходования средств осуществляют органы казначейства. [9]
     Методы  определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.
     В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах - «Культура и искусство» (включая кинематографию) и «Средства массовой информации» (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства).
     Как и в других отраслях социальной значимости, в отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов. [4]
     В качестве приоритетных направлений  деятельности, подлежащих бюджетному финансированию, рассматриваются, как правило, такие, как:
     - сохранение и восстановление  памятников истории, культуры  и архитектуры;
     - сохранение народных традиций (поддержка  фольклорных ансамблей, центров  декоративно-прикладного искусства, самодеятельного народного творчества и др.);
     - развитие национальных культур  малочисленных народов (создание  центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);
     - развитие творчества детей и  поддержка молодых дарований;
     - организация семейного отдыха  и создание условий для здорового  образа жизни. [8] 
 
 
 

     1.3. Планирование и  внебюджетные источники  доходов учреждений  культуры 

     Сметы, отражающие доходы организации культуры из бюджета и от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, объединяются в единую смету доходов и расходов. При этом учет и отчетность по каждому виду финансовых поступлений ведется по самостоятельному балансу.
     Государственным и муниципальным учреждениям культуры разрешено вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.
     Установлен  следующий перечень видов предпринимательской  деятельности:
    по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;
    по торговле покупными товарами, оборудованием;
    по оказанию посреднических услуг;
    по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);
    по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
    по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.
     Деятельность  учреждений культуры по реализации предусмотренных  уставом работ, услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности. [6]
     Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных программ, местных комплексных программ, входящих отдельной строкой в соответствующие бюджеты. В данный момент действует Федеральная целевая программа «Культура России 2009-2012гг». [16]
       Спонсорство – это целевые  субсидии для достижения взаимных  целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.
     Патронаж  – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более распространена в России другая форма патронажа – foundation – создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.
     Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения. [8]
     Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферы культуры, как международные проекты и программы. В России в настоящее время довольно активны такие международные организации, как ЮНЕСКО, Фонд Сороса, Международный научный фонд. Гранты на финансирование выделяются юридическим и физическим лицам. Информация о сроках подачи заявок, характере и направлениях возможной поддержки публикуется в СМИ.
     И наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр. [6]
     Безусловно, финансированию подлежат социально  значимые виды деятельности, при этом определяется возможный уровень коммерциализации оказываемых услуг.
     Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

     2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

       И РАСХОДОВ НА  ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ

     2.1. Общая характеристика деятельности библиотеки

 
     Библиотека  основана в 1863 г. как Московская городская Чертковская публичная библиотека.
     В 1991 г. библиотека стала официально именоваться  Государственная публичная историческая библиотека России.
     Полное  наименование: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственная публичная историческая библиотека России».
     Сокращенное наименование: ГПИБ.
       Юридический адрес: 101990, г. Москва, Старосадский переулок, дом 9, стр. 1.
     Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ) - крупнейшая научная специализированная в области истории библиотека страны. Ее фонды насчитывают более 3-х млн экземпляров, на 47 языках народов СССР и 65 иностранных языках, в том числе книг около 2,5 млн.экз.  В настоящее время в ГПИБ работют около 300 человек.
     Общая площадь помещений ГПИБ составляет более 13 тыс. м2, половина из которых занята под хранение фондов.
     В ГПИБ достаточно полно собрана дореволюционная  и почти с исчерпывающей полнотой советская литература по истории России (СССР) и всеобщей истории, специальным и вспомогательным историческим дисциплинам: археологии, этнографии, нумизматике, геральдике, архивному делу и др., несколько выборочно по другим общественным наукам, сопредельным с историей. Хорошо представлена также литература по истории науки, русской, советской и зарубежной литературе, искусству.
     В целом фонды библиотеки представляют большую научную и культурную ценность и во многом уникальны.
     В ГПИБ России находятся:
     - зал всеобщей истории предоставляет основные источники,  монографии (авторские и коллективные), сборники статей научных учреждений и центров;
     - зал обслуживания учителей – виртуальные экспозиции, электронные ресурсы в помощь учителям;
     - общий читальный зал рассчитан на 250 мест. Выставка новых поступлений в фонд зала меняется еженедельно;
     - отдел обменно-резервного фонда предлагает отечественные и иностранные книги и периодику;
     - отдел отечественного комплектования  пополняет фонды Исторической библиотеки литературой от начала книгопечатания до настоящего времени;
      - отдел фондов русского зарубежья;
     - отдел хранения литературы;
     - справочно-библиографический отдел;
     - выставка новых поступлений;
     - отдел электронной доставки и абонементного обслуживания;
     - отдел редкой книги и другие отделы.
     ГПИБ находится на 4-ом месте по обеспеченности персональными компьютерами, имеет электронную почту и выход в Интернет. Также библиотека осуществляет электронную доставку документов пользователям. Она оснащена копировально-множительной техникой и выполняет различные услуги по ксерокопированию и сканированию книг и других материалов из своих фондов.
     Характеристика  материальных и трудовых ресурсов и  показатели деятельности ГПИБ за последние 3 года представлены в Таблице 1.  
 
 

Таблица 1 -  Ресурсы и показатели деятельности Государственной публичной исторической библиотеки России
     Наименование  показателя     2007 г.     2008 г.     2009 г.
     1. Число помещений (зданий), занимаемых  организацией культуры – всего (ед.)      264      264      264
     в том числе:                     
     - требующих капитального ремонта      143      128      126
     - находящихся в аварийном состоянии      55      50      48
     2. Общая площадь помещений (зданий) – всего (кв.м.)       13152       13152       13152
     3. Число ПК (ед.)      191
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.