На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Центральный банк РФ как орган банковского регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАНКОВ 

1.1. Возникновение  банковского дела в средневековой  Европе и России
1.2. Появление  Центрального Банка РФ в России 

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 

2.1. Принципы  организации и деятельности ЦБ  РФ
2.2. Основные  функции ЦБ РФ
2.3. Лицензирование  деятельности кредитных организаций 

ГЛАВА 3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  БАНК РФ КАК ОРГАН БАНКОВСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ 

3.1. Государственное  управление в сфере банковской  деятельности
3.2. Организация  банковского регулирования и  надзора 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    Нестабильность  финансового законодательства, а  также его практическое применение говорит о том, что существует ряд проблем в финансово-правовой сфере, в этой связи различные исследования, связанные с вопросами денежной системы, а также организацией расчетов и иных аспектов банковской системы и банковской деятельности в целом всегда будут интересовать различных ученых-правоведов.
    Следует отметить, что Центральный банк Российской Федерации  является важнейшим элементом  банковской системы и необходим  для нормального функционирования и развития рыночной экономики в  Российской Федерации.
    Первые  нормативно-правовые акты регулирующие деятельность Центрального Банка были приняты в 1990 году, одним из них являлся Закон РСФСР от 2 декабря 1990 года «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», регламентировавший статус и основные задачи Банка России.
    Теоретической базой исследования являются труды российских ученых- правоведов таких как: А.А. Дракин, Т.В. Орехова, И.А. Цоколов, В.В. Сергеев, Нечаев А.А, А. Буркова, О.И. Лаврушин, А.Г. Братко, К.А. Власов, Т.Н. Клементьева и других.
    Актуальность  исследуемой темы заключается в  том, что на данный момент времени существует огромное количество дискуссионных вопросов связанных с деятельностью, а также правовым статусом Банка России которым необходимо уделить должное внимание.
    Целью данного исследования является осмысление действующих правовых норм, а также выработка теоретико-правовых основ связанных с деятельностью Банка России, на основе анализа действующего законодательства.
    Задачи:
    - исследовать сущность правового  статуса Центрального банка РФ;
    - определить законодательные основы  деятельности ЦБ РФ;
    - выделить основные функции Центрального  банка Российской Федерации;
    -определить  принципы, которыми руководствуется  Центральный банк  Российской  Федерации в своей деятельности;
    - определить основные направления деятельности ЦБ РФ при осуществлении лицензирования кредитных организации;
    -  определить пути совершенствования  законодательства о Банке России.
    - организация банковского регулирования,  надзора и контроля.
    В предлагаемой работе объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности Центральным банком Российской Федерации.
    В свою очередь предметом изучения является нормативно-правовая база регулирующая деятельность Центрального банка Российской Федерации, а также различные  положения, содержащиеся в научной литературе которые связаны с данной проблематикой.
    Методологической  основой исследования данной темы служат:  метод анализа, формально-юридический  метод, а также диалектический метод.
    Данная  курсовая работа состоит из трех глав и семи параграфов, заключения и списка использованных источников информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАНКОВ
1.1. Возникновение  банковского дела в средневековой  Европе и России
С древнейших времен потребности общественной жизни  заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов. Возникновение первых признаков банковских институтов относят к античной эпохе, к деятельности менял. По сути, первые банкиры - менялы, они осуществляли торговлю деньгами - обмен монет.
Во многих источниках, дошедших до нас, можно  встретить данные о вавилонских  банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог  различных ценностей. Историки отмечали, что в VIII в. до н. э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты1.
Операции  дома Игиби были весьма разнообразны: им производились на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов, принимались денежные вклады, клиентам предоставлялся кредит, за что кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника, выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам. Вавилонскому предку современных банкиров не чуждо было участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве финансирующего вкладчика. По свидетельству историков, банки Древнего Вавилона предоставляли не только кредиты, но и покупали и продавали земельные участки, выполняли ряд других операций.
Наконец, есть указание еще на одну функцию, исполнявшуюся банкиром Игиби - роль советчика и доверенного лица при составлении разного рода актов и сделок. Кроме того, в Вавилоне зародились ростовщичество и меняльное дело.
Наряду  с «частными банкирами» крупные  денежные операции вели и храмы.  

В основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам долгосрочные ссуды под  небольшие по тому времени проценты. Есть сведения о городском займе, реализованном Делосским храмом на пять лет из расчета 10% годовых.
Во времена  античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее характерными были натуральные займы, например, в Греции под аренду земли.
Банковское дело в древнем Египте находилось в ведении государства. По сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальных функций, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.
Черты, свойственные современному банковскому  бизнесу, деятельность менял приобретает в средневековой Италии в XIII-XV вв. В 1408 г. возникает первый публичный банк, представлявший собой объединение частный банкиров-кредиторов, - Касса Святого Георгия в Генуе.
Затем в Милане и Венеции создаются  городские жиро-банки, специализирующиеся на безналичных расчетах путем перечисления денег со счета на счет. В крупнейших итальянских городах принимаются муниципальные банковские законы (конец XVI- начало XVII в.). Сам термин «банкир», заменивший прежнее название профессии (меняла), возник в Венеции от слова banco (стол менялы). Впервые легальное определение банка, осуществляющего расчеты между клиентами (banco di scritta), содержится в банковском законе Венеции 1318г.
С развитием  международной торговли итальянские  банкиры открывают отделения за рубежом и способствуют появлению банковских институтов в других европейских странах. К началу XVII в. архаичные системы банков и банковских контор начинают складываться в Англии, Франции, Испании, Нидерландах, Германии.
До конца XVII в. банками обслуживался преимущественно торговый бизнес. Затем с возникновением и развитием раннее буржуазных экономических отношений перед банковским законодательством встают задачи обеспечения индустриализации буржуазного общества.
К XVII-XVIII вв. торговые города Италии утрачивают ведущую роль в европейской экономике. Финансовым (а значит, и банковским) центром Европы становятся Антверпен, затем Амстердам и с конца XVII в. - Лондон.
Всемирно  признанной, классической является английская банковская система. Накопленный опыт ее функционирования использовался другими странами при формировании своих банковских систем многими десятилетиями позднее.
Историю банковского дела английские исследователи  связывают с деятельностью ювелиров и появлением банкнот. Владельцы золотых монет первоначально хранили свое золото в королевском монетном дворе, размещаемом в хорошо защищенном замке - Лондонском Тауэре. Однако этой традиции был положен конец в 1640 г., когда король Чарльз I присвоил для своих собственных нужд 130 тыс. фунтов стерлингов, находившихся на хранении.
В России банковское дело развивается как  государственное (казенное). Частных  и эмиссионных банков не существует. В условиях образования Российского  централизованного государства  происходит усиление экономических связей. Реформы Петра I создают единую монетную систему, способствуют развитию торговли и кредита2.
Государственный банк Российской империи был основан «для оживления промышленности в торговли» и открыл свои действия 31 мая 1860 года в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка.
3 января 1862 года был утверждён Устав контор Государственного банка Российской империи. Была создана Московская контора Госбанка. Её первым управляющим был назначен А. Н. Дюклу. Созданная контора Госбанка опиралась на традиции и клиентуру, сложившиеся ещё со времён Московской конторы Государственного банка для дворянства, учрежденного в 1754 году императрицей Елизаветой Петровной.
В 1895—1897 годы при министре финансов Витте в России была проведена денежная реформа. Реформа установила золотой монометаллизм рубля или свободный обмен рубля на золото (золотой стандарт рубля). Реформа также означала девальвацию рубля по курсу «двух третей». В результате реформы Государственный банк получил эмиссионное право — 29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.
2.2. Появление  Центрального Банка РФ в России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Был подотчётным Верховному Совету РСФСР. Первоначальное название: Государственный банк РСФСР.
2 декабря  1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), в соответствии с которым Банк России стал юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР.
В июне 1991 г. был принят Устав Банка России, который сохранил подотчетность Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. Центральный банк РСФСР стал единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались полномочия Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднён и все его активы, пассивы и имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России), который затем был переименован в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
В течение 1991—1992 гг. В России под непосредственным руководством Банка России была создана широкая сеть коммерческих банков на основе филиалов спецбанков. Также была изменена система счетов, созданы расчетно-кассовых центры (РКЦ) Банка России.
С 1992 г. Банк России начал осуществлять куплю-продажу  иностранной валюты на созданным  им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
В этот же период начался процесс передачи Банком России функций кассового  исполнения государственного бюджета  вновь созданному Федеральному Казначейству.
В 1992—1995 гг. для поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С 1998 г. Банк России для преодоления последствий финансового кризиса проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. Также было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций  и Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России. В 2001 г. в результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в основном преодолел последствия кризиса.
В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», в котором были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
Официальной эмблемой Центрального банка стал герб России 1917 года, использовавшийся при Временном правительстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правовые основы организации и деятельности Центрального банка РФ
2.1. Принципы  организации и деятельности ЦБ  РФ
    Следует сказать, что бесперебойное функционирование любой системы, как государственного органа, так и юридического лица возможно только при их надлежащей организации в соответствии с основополагающими началами т.е принципами, закреплёнными в действующем законодательстве, которые в свою очередь обусловлены стоящими перед ними целями а также задачами.
    Принципы  системы Банка России можно определить как закреплённые в законе и обязательные к исполнению всеми и повсеместно, присущие всем элементам системы Банка России основополагающие идеи и положения, наиболее полно и всесторонне выражающие особенности построения и функционирования (деятельности) Банка России и возникающих в этой сфере правоотношений. Совокупность таких правовых положений и образует единую систему принципов. В литературе выделяют наличие следующих принципов:
    1.Конституционный принцип законности.
    Согласно  этому принципу, Банк России и все  входящие в его систему элементы создаются, а также действуют на основании правовых норм, закреплённых в Конституции и Федеральном законодательстве. Единая банковская система и ее составные части, порядок их создания, полномочия и взаимоотношения с государством, в том числе с Банком России, определяются федеральными органами законодательной власти. Имеется достаточное количество правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти применительно к организации и деятельности Банка России принимаются исключительно на основании и в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Подзаконные акты по вопросам регулирования банковской деятельности, проведения банковских операций вправе издавать только ЦБ РФ, но в соответствии с федеральным законодательством они официально публикуются в Вестнике Банка России, регистрируются в Минюсте в том случае, если затрагивают права и свободы граждан. Современное банковское законодательство зачастую противоречиво и непоследовательно, но регулирует все необходимые моменты, поэтому принцип законности не всегда реализуется в полной мере. На практике этот принцип иногда нарушался. Например, при принятии подзаконных актов (распоряжения, письма и другие межведомственные решения), противоречивших Конституции, кодексам и федеральным законам.
    2. Принцип независимости Банка России.
    Согласно  этому принципу, Банк России в пределах предоставленных ему полномочий независим в своей деятельности, федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации закреплённых законом функций и предоставленных полномочий. Банк России вправе обращаться в суды за защитой своих интересов, в том числе в международные суды, суды иностранных государств, третейские суды, например, по фактам вмешательства органов власти в работу ЦБРФ или принятии ими актов, не соответствующих действующему законодательству или нарушающих независимость Банка России.
    3. Основные организационные принципы Банка России:
    - Принцип организации Банка России на основе федеральной (государственной) собственности: Уставный капитал (3 млрд. руб.) и иное имущества Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этой собственностью, в том числе золотовалютными резервами. Государство и Банк России не отвечают по обязательствам друг друга. Свои расходы Банк России осуществляет за счёт собственных доходов.
    - Принцип централизации системы Банка России означает, что система Банка России действует таким образом, чтобы обеспечить реализацию государственной политики в кредитно-денежной и банковской сферах во всех регионах РФ под общим централизованным руководством ЦБ РФ. Банк России наделён всей полнотой полномочий в этой сфере (регулирование, надзор, контроль). Деятельность всех главных территориальных управлений, входящих в систему Банка России, контролируется и направляется из единого центра, возглавляемого Председателем Банка России. Принцип централизации не исключает для денежно-кредитной политики возможность взаимодействия в части реализации со всеми остальными участниками этого процесса, от которых она зависит.
    -Принцип единства системы Банка России предполагает, что всем элементам системы Банка России присущи общность целей и задач, единство организационного построения и осуществляемых функций, а также методов их осуществления и форм реагирования на нарушения действующего законодательства. Единство системы означает также, что все её элементы руководствуются едиными правовыми нормами, закреплёнными в Федеральном законодательстве и т.д. Полномочия по сферам компетенции различны, но каждый элемент системы при необходимости может по распоряжению Банка России заменить другой, обеспечивая тем самым единство денежно-кредитной политики и банковской системы.
    -Принцип вертикальной структуры управления системой банка России означает, что назначение должностных лиц и их подчиненность осуществляются только по вертикали. Председатель назначается Государственной думой по представлению Президента РФ. Нижестоящие подчиняются вышестоящим и не имеют горизонтальных связей подчинения местным органам власти.
    -Принцип коллегиальности управления всей системой Банка России. Совет директоров банка – коллегиальный орган управления. Национальный банковский совет также является коллегиальным органом.
    4) Принципы деятельности Банка Россииэто основополагающие идеи, правила реализации Банка России своих функций в процессе государственного управления и осуществления банковских операций.
    -Принцип осуществления деятельности без цели извлечения прибыли. Получение прибыли не является целью достижения Банка России. Следовательно, Банк России не является коммерческой организацией.
    -Принцип соблюдения банковской тайны (ФЗ «О банках и банковской деятельности» и Гражданский кодекс РФ, ст. 857)3. Означает закрепление в действующем законодательстве перечня сведений, составляющих банковскую тайну; право клиента, кредитных организаций или Банка России на сохранение в тайне сведений от кого бы то ни было и на неразглашение вышеупомянутых сведений; обязанность кредитных организаций и Банка России обеспечить сохранность сведений, составляющих банковскую тайну, а так же ответственность за их разглашение. Сведения, составляющие банковскую тайну: сведения о клиенте и корреспонденте, сведения о заключённых договорах банковского счёта и банковского вклада, сведения об операциях по счёту. Конкретные данные по конкретным операциям также не подлежат разглашению2.
    -Принцип парламентского контроля за деятельностью Банка России. Банк России независим от органов государственной власти, при осуществлении возложенных на него функций, но подотчётен Государственной думе Федерального собрания РФ.
    В итоге следует сказать, что наличие  принципов говорит нам о том, что система Банка России также организуется и функционирует в соответствии с
наиболее  общими правовыми положениями, присущими  всем элементам данной системы и  объединяющими их в единое целое.
2.2. Основные  функции ЦБ РФ
    Любые государственные органы или организации создаются для выполнения специальных, только им присущих функций. При этом все структурные подразделения органа (организации), осуществляя возложенные на них функции, обеспечивают реализацию общих функциональных задач этого органа (организации).
    Функции Банка России определены в действующем законодательстве (ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)») предусматривает перечень данных функций которые в свою очередь не являются исчерпывающими4.
    Для классификации функций центральных  банков используются различные критерии.
    Если  для классификации функций Банка  России использовать признак закрепления  их в Федеральном законе, то можно  предложить такую систему функций: 1) функция банковского регулирования; 2) функция банковского надзора  и контроля; 3) функция осуществления эмиссии наличных денег и организации их обращения; 4) функция взаимодействия с федеральными органами государственной власти и управления; 5) международно-правовая функция; 6) аналитическая, научная и прогностическая функция; 7) функция банковского обслуживания; 8) функции Банка России как самостоятельного юридического лица — участника гражданских, трудовых, административных и иных правоотношений; 9) иные функции, возложенные на Банк России федеральным законодательством. К иным функциям Банка России могут быть отнесены функция регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами, функция хранения и осуществления операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ и т.п.
    В зависимости от того, в чьих интересах  Банком России осуществляются конкретные функции, условно можно выделить: а) функции, осуществляемые Банком России от имени и в интересах РФ; б) функции, осуществляемые Банком России от своего имени, но в интересах всего общества; в) функции, осуществляемые Банком России от своего имени и в своих интересах как юридическим лицом.
    Кроме того, функции Банка России могут  быть как внутренними, осуществляемыми  с резидентами в пределах РФ, так  и внешними, т.е. осуществляемыми  при представлении интересов  РФ и Банка России во взаимоотношениях с центральными банками иностранных  государств, международными и иными организациями1.
    По  признаку отношения к банковской деятельности функции Банка России могут быть классифицированы на: а) функции, осуществляемые в интересах  экономической политики государства  в целом; б) функции в сфере  денежно-кредитной политики; в) функции в сфере управления банковской системой; г) функции в сфере непосредственно банковской деятельности (осуществление банковских операций).
    Основополагающей  для Банка России является закрепленная в Конституции РФ функция Банка  России по защите и обеспечению устойчивости рубля (п. 2 ст. 75 Конституции РФ)2. Защита и обеспечение устойчивости рубля, по сути, является задачей, на достижение которой направлена вся деятельность Банка России, все возложенные на него функции и предоставленные полномочия.
    Банк  России может исполнять иные функции, если они предусмотрены действующим  законодательством.
    Исходя  из вышесказанного следует сказать  что, реализация функций Банка России в реальных общественных отношениях и достижение стоящих перед ним задач и целей возможны благодаря соответствующей организации Банка России и предоставленным ему законом полномочиям. 

2.3. Лицензирование  деятельности кредитных организаций

    Порядок регистрации, а также  лицензирования кредитных организаций регламентирован  законодательством Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», а также нормативными указаниями Банка России.

    В настоящее время действующим  законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими  и юридическими лицами при создании кредитных организаций. При регистрации  кредитной организации и согласовании изменений в ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей кредитных организаций и их материально-техническому оснащению.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.