На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Взаимосвязь социально-психологических характеристик индивидуумов и социально-психологического климата в группе

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ПРАКТИКА  3 КУРСА 

      Тема  исследования: взаимосвязь социально-психологических характеристик индивидуумов и социально-психологического климата в группе.
    Объект исследования – рабочий коллектив.
     Предмет исследования - социально-психологические характеристики группы и её членов.
     Цель исследования — выявление социально-психологических характеристик, связанных с особенностями положения в группе, а также социально-психологическим климатом группы.
     Исследовательская гипотеза представляет собой предположение о взаимосвязи тех или иных социально-психологических характеристик членов группы и социально-психологического климата в группе.
     Достижение  поставленной цели требует постановки и решения ряда исследовательских задач:
      Выявить общую социально-психологическую структуру группы.
      Выделить наиболее яркого лидера и «отвергаемого» члена группы.
      Определить их социально-психологические характеристики.
      Изучить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками и социально-психологическим климатом группы.
     Методы исследования: наблюдение, беседа, психологическое тестирование.
     Общая структура исследования включает следующие этапы:
     Подготовительный, Студент знакомится с группой и ее руководителем, устанавливает первичный контакт, определяет формат своей работы.
     Гипотетический. Проведение включенного наблюдения за группой и формулирование по его результатам гипотезы о группе:
    групповой сплоченности и психологическом климате в коллективе,
    об уровне развития группы.
    ее структуре, микрогруппах внутри классного коллектива,
    наиболее «выдающихся» в группе лицах и характере их влияния на группу,
     Результатом данного этапа является подробная  обоснованная гипотеза о группе.
      Эмпирический. Составление уточненного психологического портрета (характеристики) группы по результатам исследования с помощью следующих методик: стратегии поведения в конфликтной ситуации Томаса, изучение социально-психологического климата в группе, диагностика межличностных отношений Лири.
     Анализа результатов эмпирического  исследования. Содержанием этого этапа является детальное сопоставление данных, полученных в ходе эмпирического исследования с выдвинутой гипотезой. Важная часть анализа - вычисление и интерпретация социометрических индексов. Как правило, гипотеза подтверждается лишь частично. Практиканту необходимо выявить причины расхождений гипотезы и результатов исследования. От полноты и тщательности проводимого на этом этапе анализа эмпирических данных в большой степени зависит качество конечного результата исследования - психологического портрета группы. В случае полного расхождения гипотезы и результатов эмпирического исследования следует совместно с методистом проанализировать причины несовпадения и изменить гипотезу.
     Этап  обобщения данных эмпирического исследования в психологическом портрете группы и социально-психологических описаниях изучаемых членов группы.
      Практический. Разработка психологических рекомендаций для руководителя для оптимизации управления коллективом и влияния на отдельных работников.
    Этап  составления и защиты отчёта. 

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса.
     Цель: выявить стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях с помощью методики К. Томаса
   Теоретическая часть
   Понятие конфликта трактуется в рамках социальной психологии достаточно широко. По существу оно оказывается эквивалентом понятию «противоречия». Конфликт воспринимая несовместимость действий или целей.
   Участниками, или сторонами конфликта с  точки зрения интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты, являются: отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. При такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности – аспект личности, личность - личность, личность - группа, группа – группа. В социально – психологическом аспекте участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.
   Изучению  конфликта была отведена особая междисциплинарная  область – конфликтология. В нашем  занятии мы не будем углубляться  во все особенности данной области, а затронем только ту часть, которая касается непосредственно общения.
   Предлагаемый  тест описания поведения в конфликтных  ситуациях К. Томаса направлен на определение индивидуальных стратегий разрешения конфликта, что необходимо при управлении конфликтными ситуациями.
В своем  подходе к изучению конфликтных  явлении К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения  к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; какие из них являются более продуктивными иди деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Индивидуальная  работа
Описанная выше методика предлагает испытуемому ответный лист и инструкцию следующего содержания:
    В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения, К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых Вам предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего поведения.
    Опросный лист
1 А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2 А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных,
3 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4 А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5 А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6 А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.
7 А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласии. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11 А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.  Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем Мнении, если он также Идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29 А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
 
Интерпретация результатов
 Количество  баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Подсчет количества набранных балов производиться в соответствии с ключом.
 КЛЮЧ
Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1     А Б  
2   Б А    
3 Б       А
4 Б       А
5 Б       А
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11   А     Б
12     Б А  
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26  

Б

А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А
 
  После получения индивидуальных результатов, необходимо проанализировать полученную информацию, принимая во внимание, что К.Томас для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях предложил использовать двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других люден, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
 1) соревнование (конкуренция) как стремление  добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
 2) приспособление, означающее в противоположность  соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
 3) компромисс;
 4) избегание,  для которого характерно как  отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
 5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят  к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
   К.Томас  считает, что при избегании конфликта  ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
   Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда имеются все пять тактик поведения, и каждая их них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо – имеют значение ниже 5 баллов, другие – сильно – выше 7 баллов (общая сума равна 30).
ПЯТЬ  СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ К.ТОМАСА
  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Подведение  итогов
    Сравните  тех испытуемых, чье предпочтение в выборе той или иной стратегии выхода из конфликта явно выражено. Сравните различия в выборе стратегий в индивидуальных результатах.
    По  полученным данным в ходе работы с  методикой сделайте выводы:
    Какие стратегии представлены в вашей группе?
    Какой тип стратегии преобладает в вашей группе?
    Существуют ли более и менее эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях?
 
Изучение  социально-психологического климата (СПК) в группе.
    Цель: определить социально – психологический климат в группе (коллективе) и апробировать экспресс-методику по его изучению на практике.
Основные  понятия занятия
    Социально-психологический  климат (СПК) – состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Отдельными компонентами СПК являются такие эмоциональные и интеллектуальные компоненты как установки, отношения, мнения, чувства, настроение членов данной группы.
Практическая  часть занятия
    Практика  показывает, что проводимые исследования СПК, как правило, преследует две  цели: 1) подтверждение гипотезы о  взаимосвязи между особенностями СПК в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположение о том, что социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом; 2) выработка определенных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективах.
    Методики  по исследованию СПК часто используются для целей диагностики трудовых коллективов, так как необходимы при изучении адаптации новых работников, отношения к трудовой деятельности, динамике текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
    «Экспресс-методика»  изучения социально-психологического климата в коллективе  

    Предлагаемая  «экспресс-методика» изучения социально-психологического климата в коллективе рассматривает СПК как социально обусловленную, относительно устойчивую систему отношений членов коллектива в целом и позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Признаком эмоционального компонента является критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – неприятный». При изучении компонентов поведенческого компонента выдерживается критерий «желание - нежелание работать в данном коллективе», желание – нежелание общаться с членами данного коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».
    Тестовый  материал.
    В диагностике СПК принимают участие  члены коллектива, которым предлагаются следующие инструкция и опросный лист.
    Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследовании, цель которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе».
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
    Внимательно прочитать варианты ответа;
    Выбрать один из ответов, наиболее соответствующий Вашему мнению;
    Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.
 
Опросный  лист.
    Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
  Большинство членов нашего коллектива - хорошие симпатичные люди  
В нашем коллективе есть разные люди  
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные  
 
    Считаете  ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены  Вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет конечно Скорее нет, чем да Не знаю, не задумывался об этом Скорее да, чем  нет Да, конечно
         
 
    Как Вам  кажется, могли бы Вы дать наиболее полную характеристику:
  Да Пожалуй, да Не знаю, не задумывался над этим Пожалуй нет Нет
Деловых качеств большинства членов коллектива          
Личных  качеств большинства членов коллектива          
    Обратите  внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 
    Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
Это меня устроило бы вполне Не знаю, не задумывался об этом Это меня бы совершенно не устроило
     
    Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
Нет, не мог бы Не знаю, не задумывался об этом Да, мог бы
     
    Какая атмосфера  обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения и т.п. в какую из клеток Вы бы поместили бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 
    Как Вы думаете, если бы по какой-либо причине Вы долго не работали в Вашем коллективе, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
Да, конечно Скорее да, чем  нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет, конечно
         
 Интерпретация результатов. Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого, испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
    положительная, оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);
    отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа — отрицательные, а третий может выступать с любым знаком с любым другим знаком);
    неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; одни ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
 Полученные  по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.
Таблица.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  ОЦЕНКИ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ
ОТНОШЕНИЯ
Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент
Поведенческий компонент
1      
2      
3
n
     
       
       
В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из следующих знаков:
 «+»;  «-»  ;  «0».
 На следующем  этапе обработки для каждого  компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:
              ;
 где ? (+) количество положительных ответов, содержащихся в столбце,
 ? (-) — количество отрицательных ответов,
 п — число членов коллектива, принявших участие в исследовании.
    Очевидно, что для любого компонента средние  оценки могут располагаться в интервале от –1 до +1. B соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов,  классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до + 0,33; от + 0,33 до +1.
    Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий -положительными.
    Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
      полностью положительное;
      положительное;
      полностью отрицательное;
      отрицательное;
      неопределенное.
    В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
    На  опросном листе вопросы 
    1, 4 и 7 относятся к эмоциональному  компоненту;
    2, 5, 8 — к поведенческому;
    3 и 6 – к когнитивному компоненту определяется вопросами, причем вопрос 3 содержит два вопроса.
 Обследование  по данной методике может проводиться  как индивидуально, так и в группе. Время тестирования — 5-10 мин. Простота обработки результатов даст возможность быстрого их получения. 

      Методика  диагностики межличностных  отношений Т. Лири. 

  Цель  — диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения, с помощью методики Т. Лири.
    Порядок выполнения работы
  Эксперимент проводится в группе. Экспериментатор  (педагог) знакомит испытуемых (студентов) с инструкцией: «Перед Вами опросник, содержащий различные характери-стики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в листе ответов перечеркните крестом число, соответствующее порядковому номеру характеристики. Если "нет", то не делайте никаких пометок. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования». Затем он напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.
    Краткая характеристика методики
  Методика  представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя свое актуальное «Я». Это образ собственного «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер.
  Результаты  всех измерений переводятся в  так называемую психограмму-круг, состоящий  из 8 психологических тенденции (октант), которые определенным образом ориентированы относитель
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.