На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление оборотным капиталом в компании ООО «Химокам-Агро»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ (КНИТУ-КАИ)
     ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ  ИСТИТУТ  МАШИНОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине: Управление финансовой деятельностью предприятия
     Тема:  Управление оборотным капиталом 
 

 
 
 
Автор:
 
М.А. Одальчук студентка группы 31506
 
 
 
Руководитель:
 
Е. А. Романова ст. преподаватель  кафедры экономики и менеджмента
 
 
                                
 

     Зеленодольск 2011 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Деятельность  предприятия в условиях рыночной экономики любой формы собственности, организационно-правового статуса  и отраслевой направленности напрямую зависит от финансового капитала и его структуры. Достижение стратегических целей предприятия также значительно зависит от эффективности управления капиталом предприятия и его структурой, то есть определение общей потребности в них, формирования оптимальной структуры, условий их привлечения.
     Капитал - это экономическая категория, которая  известна давно, но получила новое содержание в условиях рыночных отношений. Как  главная экономическая база создания и развития предприятия, капитал  в процессе своего функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала.
     Капитал предприятия характеризует общую  стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, которые инвестируются в формирование его активов.
     Управление  капиталом - относительно новая сфера функционального управления предприятием. Менеджмент имущества и капитала представляет собой одну из наиболее комплексных управляющих систем, в которой интегрируются методологические принципы финансового менеджмента, операционного менеджмента, инновационного менеджмента, бухгалтерского учета, контроллинга, логистики и других специальных областей знаний. В управлении капиталом участвуют менеджеры различных функциональных служб предприятия, а реализацию принятых управленческих решений в этой области осуществляет практически весь его персонал.
     Задача  определения потребности в оборотном  капитале никогда не теряла своей  актуальности. Для предприятий торговля она одна из основных в системе  управления финансовым результатом  и эффективностью использования активов. Сложность ее определяется спецификой ведения бизнеса.
     Так, например, для компании ООО «Химокам-Агро» наряду с классическим набором воздействий внешней среды значительную роль занимают дополнительные факторы риска: сезонность (ограниченные сроки продаж типологий консервной продукции), качество, и др.
     Основная  цель данной работы – систематизировать  полученные теоретические знания по предметам экономического цикла  в области управления оборотным  капиталом, а также применить  их на практике.
     Основными задачами данной работы являются обзор  литературы, организационно-экономическая  и правовая характеристика предприятия, освещение теоретических вопросов по избранной теме, критическая оценка и анализ практики управления оборотным  капиталом и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на основе вскрытия недостатков в управленческом учете.
       Необходимость изучения этих  факторов на отдельном предприятий  обусловило выбор темы курсовой работы, построенной по данным текущего бухгалтерского учета и отчетности ООО «Химокам-Агро».
     Методологической  основой исследования послужил принцип  системного подхода, также нормативные  документы, экономическая литература российских и зарубежных авторов, а  также первичные, отчетные и другие документы ООО «Химокам-Агро».
     Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения, включающая выводы и предложения по результатам исследования, списка использованных источников.
     В вопросах управления имуществом и капиталом  предприятия нет методологического  единства. Самые разнообразные мнения высказываются авторами Бланком И.А., Денисовым А.Ю., Колпаковым В.М., Ковалевым А. П., Батищевым В.М., Бровкиным С., Голенко А., Савченко Е. и другими.  
 
 

 

1. Теоретические  и методические основы управления  оборотным капиталом 

     1.1 Понятие оборотного капитала: сущность и значение для предприятия 

     К оборотному относится капитал, вложенный  в запасы сырья, материалов и комплектующих, запасы готовой продукции, текущая дебиторская задолженность.
     Оборотный капитал определяет возможности  предприятия по обеспечению технологического процесса сырьем, материалами, полуфабрикатами, денежными средствами и т д.
     На  величину оборотного капитала влияет множество различных факторов, которые  нужно хорошо знать и уметь  ими управлять. Среди многообразия факторов следует выделить:
    специфику отрасли;
    объем производства продукции, работ, услуг;
    характер производства: размер оборотных активов предприятия прямо зависит от объема его хозяйственной деятельности. На их величину также влияет продолжительность технологического процесса;
    сезонность производства — закупка сырья в течение лишь определенных сезонов, что определяет повышенную потребность в оборотных активах в форме запасов необходимого сырья;
    обеспечение ликвидности оборотных активов.
     Управление  оборотным капиталом сводится к его снижению при том же объеме производства, а также к обеспечению и поддержанию ликвидности предприятия.
     Политика  в области оборотного капитала включает разрешение двух проблем:
    определение уровня оборотных средств в целом и по элементам;
    определение источников финансирования.
     Управление  оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового  менеджмента. Это связано с большим  количеством элементов их внутреннего  материально - вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; приоритетной ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов операционной деятельности предприятия.[7]
     Целенаправленное  управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной их классификации.
     По  мнению профессора И.А. Бланка с позиций  финансового менеджмента эта  классификация оборотных активов  строится по следующим основным признакам (Приложение А).
    По характеру финансовых источников формирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы.
      Валовые оборотные активы характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала.
      Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала.
     Сумму чистых оборотных активов (чистого  рабочего капитала) рассчитывают по следующей  формуле: 

     Ч0А = 0А-ТФ0,       (1) 

     где  ЧОА — сумма чистых оборотных активов предприятия;
     OA — сумма валовых оборотных  активов предприятия; 
     ТФО — краткосрочные (текущие) финансовые обязательства предприятия.
      Собственные оборотные активы характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия.
     Сумму собственных оборотных активов  предприятия рассчитывают по формуле: 

     СОА = 0А-ДЗК-ТФ0,      (2) 

     где СОА — сумма собственных оборотных активов предприятия;
     OA — сумма валовых оборотных  активов предприятия; 
     ДЗК — долгосрочный заемный капитал, инвестированный в оборотные активы предприятия;
     ТФО — текущие финансовые обязательства  предприятия.
     Если  предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы собственных  и чистых оборотных активов совпадают.[15]
    Виды оборотных активов. По этому признаку они классифицируются в практике финансового менеджмента следующим образом:
    Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.
    Запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует объемы выходящих материальных их потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. В практике финансового менеджмента к этому виду оборотных активов добавляют обычно объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его завершенности по отдельным видам продукции в целом). При значительном объеме и продолжительности цикла незавершенного производства его выделяют в процессе финансового менеджмента в отдельный вид оборотных активов.
    Текущая дебиторская задолженность. Она характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п.
    Денежные активы. В современной практике финансового менеджмента к ним относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, свободно конверсируемые в денежные средства и характеризующиеся незначительным риском изменения стоимости.
    Прочие оборотные активы. К ним относятся оборотные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов, если они отражаются в общей их сумме.
      Характер участия в операционном процессе. В соответствии с этим признаком оборотные активы дифференцируются следующим образом:
        Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия (они представляют собой совокупность оборотных активов предприятия в форме запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, объема незавершенной продукции и запасов готовой продукции):
        Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл предприятия (они представляют собой совокупность всех товарно-материальных запасов и суммы текущей дебиторской задолженности за вычетом суммы кредиторской задолженности).
     Более подробно дифференциация оборотных  активов по этому признаку будет  рассмотрена при характеристике производственного и финансового (денежного) циклов предприятия.
          Период функционирования оборотных активов. По этому признаку выделяют следующие их виды:
            Постоянная часть оборотных активов. Она представляет собой неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности предприятия и не связана с формированием запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. Иными словами, она рассматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления операционной деятельности.
            Переменная часть оборотных активов. Она представляет собой варьирующую их часть, которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции, необходимостью формирования в отдельные периоды хозяйственной деятельности предприятия запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. В составе этого вида оборотных активов выделяют обычно максимальную и среднюю их часть. [12,15]
     Автор учебного пособия по финансовому  менеджменту Карасева И.М. выделяет следующую классификацию оборотных  активов предприятия.
              По обеспечению ликвидности оборотных активов:
                высоколиквидные — денежные средства, финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность;
                нормально ликвидные — готовая продукция, запасы товарно-материальных ценностей, среднесрочная дебиторская задолженность;
                трудноликвидные — продукция, не пользующаяся спросом, товарные запасы с превышенным сроком годности, долговременная дебиторская задолженность.
                  По сфере обслуживания оборотные средства делятся:
                    на оборотные производственные фонды:
    сырье, материалы, топливо;
    полуфабрикаты, комплектующие изделия;
    малоценные и быстроизнашивающиеся предметы инструменты, инвентарь, специальная одежда;
    незавершенное производство; а) расходы будущих периодов;
     б)  на фонды обращении:
     1)  готовая продукция на складах;
     2)  готовая продукция, отгруженная, но не оплаченная;
     3)  денежные средства в кассе;
     4)  денежные средства на расчетном счете;
     5)  денежные средства в расчетах.
     Классификация оборотных активов предприятия  не ограничивается перечисленными выше основными признаками. [25] 
 

     1.2 Методика анализа управления  оборотным капиталом 

     Управление  оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации произведенной из них продукции.
     Движение  оборотных активов предприятия  в процессе их кругооборота проходит четыре основных стадии, последовательно  меняя свои формы.
    На первой стадии денежные активы (включая их эквиваленты в форме краткосрочных финансовых инвестиций) используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов.
    На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.
    На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуется в текущую дебиторскую задолженность.
    На четвертое стадии инкассированная (т.е. оплаченная) текущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых инвестиций). [17]
     Важнейшей характеристикой операционного  цикла, существенно влияющей на объем, структуру и эффективность использования  оборотных активов, является его  продолжительность.
     Она включает период времени от момента  расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию. [20]
     Принципиальная  формула, по которой рассчитывается продолжительность операционного  цикла предприятия, имеет вид: 

     ПОЦ=ПОМЗ+ПОГП+ПОДЗ,     (3) 

     где  ПОЦ — продолжительность операционного цикла предприятия, в днях;
     ПОМЗ — продолжительность оборота запасов сырья, материалов и других материальных факторов производства в составе оборотных активов, в днях;
     ПОгп  — продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;
     ПОдз  — продолжительность оборота  запасов сырья, материалов и других материальных факторов производства в  составе оборотных активов, в  днях;
     В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие:
    производственный цикл предприятия;
    финансовый цикл (или цикл денежного оборота) предприятия.
     Производственный  цикл предприятия характеризует  период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.
     Продолжительность производственного цикла предприятия определяется по следующей формуле; 

     ППЦ=ПОСМ+ПОНЗ+ПОГП ,      (4) 

     где  ППЦ — продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;
     ПОСМ — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;
     ПОНЗ — период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях;
     ПОГП — период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.
     Финансовый  цикл (цикл денежного оборота) предприятия  представляет собой период времени  между началом оплаты поставщикам  полученных от них сырья и материалов (погашением кредиторской задолженности) и началом поступления денежных средств от покупателей за поставленную им продукцию (погашением дебиторской задолженности).
     Продолжительность финансового цикла (или цикла  денежного оборота) предприятия определяется по следующей формуле: 

     ПФЦ=ППЦ+ПОДЗ-ПОКЗ ,     (5) 

     где  ПФЦ — продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) предприятия, в днях;
     ППЦ — продолжительность производственного  цикла предприятия, в днях,
     ПОДЗ — средний период оборота текущей дебиторской задолженности, в днях;
     ПОКЗ — средний период оборота текущей кредиторской задолженности, в днях.
     Между продолжительностью производственного  и финансового циклов предприятия  существует тесная связь, которая графически представлена на рисунке 1. 

     
     Рисунок 1 – Схема взаимосвязи производственного  и финансового циклов 

     Значительный  объем финансовых ресурсов, инвестируемых  в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий, определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в последовательном управлении оборотными активами предприятия.
     Главная задача этого управления состоит  в формировании необходимого объема, оптимизации состава и обеспечении  эффективного использования оборотных  активов предприятия.
     Колебания в размерах потребности в отдельных  видах оборотных активов могут  вызываться и сезонными особенностями  спроса на продукцию предприятия. Поэтому  в процессе управления оборотными активами следует определять их сезонную (или  иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в них на протяжении года.[9]
     Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов  осуществляется по следующим стадиям:
    На первой стадии по результатам анализа помесячной динамики уровня оборотных активов в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет строится график их средней «сезонной волны». В отдельных случаях он может быть конкретизирован по отдельным видам оборотных активов.
    На второй стадии по результатам трафика «сезонной волны» рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.
    На третьей стадии определяется сумма постоянной части оборотных активов по следующей формуле:
 
      ,     (6) 

     где  - сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде;
      - средняя сумма оборотных активов  предприятия в рассматриваемом  предстоящем периоде;
      - коэффициент минимального уровня  оборотных активов.
    На четвертой стадии определяется максимальная и средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде. Эти расчеты осуществляются по следующим формулам:
 
      ,      (7)
          (8)
     где   - максимальная сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде;
      - средняя сумма переменной части  оборотных активов в предстоящем  периоде;
      - сумма постоянной части оборотных  активов в предстоящем периоде;
      - коэффициент максимального уровня  оборотных активов;
      - коэффициент минимального уровня  оборотных активов.
     Соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников их финансирования.
    Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.
     Хотя  все виды оборотных активов в  той или иной степени являются ликвидными (кроме безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и средне неликвидных активов.
     Обеспечение необходимой рентабельности оборотных  активов.
     Как и любой вид активов оборотные  активы должны генерировать определенную прибыль при их использовании в операционной деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые инвестиции, являющиеся эквивалентами денежных средств). Поэтому составной частью управления оборотными активами является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций, выступающих в форме их эквивалентов.
    Выбор форм и источников финансирования оборотных активов. Этот этап управления оборотными активами обеспечивает выбор политики их финансирования на предприятии и оптимизацию структуры его источников.
     В процессе управления оборотными активами на предприятии разрабатываются  отдельные финансовые нормативы, которые  используются для контроля эффективности  их формирования и функционирования.
     Основными из таких нормативов являются:
    норматив собственных оборотных активов предприятия;
    система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;
    система коэффициентов ликвидности оборотных активов.
     Цели  и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов управление ими детализируется в разрезе основных их видов. [18,20] 
 

     1.3 Основные этапы  разработки политики управления оборотным капиталом предприятия 

     Управление  оборотными активами предприятия осуществляется по следующим основным этапам (Приложение Б):
    Анализ оборотных активов предприятия в предшествующей периоде. Основной целью этого анализа является определение уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования.
      На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием, — темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.[18]
      На второй стадии анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов — запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; текущей дебиторской задолженности; остатков денежных активов и их эквивалентов. 8 процессе этой стадии анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого их этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.
      На третьей стадии анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы. Этот анализ проводится с использованием показателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.
      На четвертой стадии анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также Модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид:
 
     Роа = Ррпоа,       (9) 

     где  Роа — рентабельность оборотных активов;
     Ррп — рентабельность реализации продукции;
     Ооа — оборачиваемость оборотных  активов.
      На пятой стадии анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов — динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов.
      Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.
     б) Выбор политики формирования оборотных активов предприятия. Такая политика должна отражать общую философию финансово-то управления предприятием с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.
     в) Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективмости их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этом этапе управления ими состоит из трех основных стадий.
    На первой стадии с учетом результатов анализа оборотных активов 8 предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках — производственного и финансового циклов предприятия. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.
    На второй стадии на основе избранного типа политики формирования оборотных активов, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы.
    На третьей стадии определяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период:
 
     ОАП = ЗСП+ ЗГП+ДЗП + ДАП,     (10) 

     где  ОАП — общий объем оборотных активов предприятия на конец рассматриваемого предстоящего периода;
     ЗСП — сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода;
     ЗГП — сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с включением в нее пересчитанного объема незавершенного производства);
     ДЗП — сумма текущей дебиторской задолженности на конец предстоящего периода;
     ДА — сумма денежных активов на конец предстоящего периода;
     ПП — сумма прочих оборотных активов на конец предстоящего периода.
     г) Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных и других особенностей осуществления операционной деятельности.
     Так, на предприятиях ряда отраслей агропромышленного  сектора экономики закупки сырья  осуществляются в течение лишь определенных сезонов, что определяет повышенную потребность в оборотных активах в этот период в форме запасов этого сырья.
     На  предприятиях отдельных отраслей имеется  возможность переработки сырья  лишь в течение «сезона переработки» с последующей равномерной реализацией продукции, что определяет в такие периоды повышенную потребность в оборотных активах в форме запасов готовой продукции. [28] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ использования оборотного капитала в ООО «Химокам - Агро»

     2.1 Организационная характеристика ООО «Химокам - Агро»

 
     Группа  компаний «Агро» это вертикально  интегрированный холдинг, на протяжении последних двух лет занимающий лидирующее положение на рынке овощной консервной продукции, как по объемам, так и по ее качеству.
     Предприятия холдинга обеспечивают реализацию «замкнутого» производственного цикла - от выращивания и переработки овощей, до реализации консервной продукции потребителю. Сфера деятельности холдинга включает, наряду с производством широкого ассортимента консервированных овощей на собственном заводе, также и непосредственно выращивание сельскохозяйственного сырья с использованием принадлежащей холдингу сельскохозяйственной техники импортного производства по современным технологиям.
     По  итогам сезона 2009 года объем произведенной «Агро» консервной продукции превысил 30 млн. условных банок в ассортименте 17-и наименований, что позволило холдингу занять достойное место в числе лидеров отрасли Российской Федерации. 
     Начало  созданию холдинга было положено в  августе 2005 года с приобретением и коренной реконструкцией консервного завода. При этом руководством «Агро» была сделана ставка, прежде всего, на создание собственной сырьевой плодоовощной базы, позволяющей обеспечить выращивание высококачественных и экологически чистых овощей с благодатных полей и своевременную, ритмичную их поставку в производственные цеха. Плюс – полное техническое переоснащение завода современным оборудованием и одновременное создание вертикально интегрированного холдинга.
     В целях освоения передовых технологий растениеводства, обеспечивающих стабильно высокие урожаи овощных культур, были привлечены специалисты из Италии, Германии и Венгрии. С их помощью на полях холдинга внедрен передовой опыт выращивания огурцов на шпалерах, с использованием системы капельного орошения, обеспечивающего одновременно дозированную подачу воды и необходимых удобрений непосредственно к корневой системе каждого растения. В процессе выращивания и переработки овощей используется вода из артезианских скважин.
     На  полях холдинга были использованы только импортные элитные семена, а для качественного посева и уборки урожая закуплены горохоуборочные комбайны голландской фирмы Ploeger и сеялки точного высева французской Kuhn.
     Общая площадь используемых земель составляет 2 053 Га, в том числе: 
зеленый горошек – 1500, фасоль (красная, белая) – 200, томаты – 240, огурцы (шпалерные) – 53, перец – 40, укроп, хрен – 20.

     В ближайших планах руководства холдинга дальнейшее развитие и расширение сотрудничества с заинтересованными участниками рынка по продвижению овощной консервной продукции торговых марок «Агро». По расчетов менеджеров конкурентные преимущества холдинга следующие: собственное экологически чистое сырье, поступающее в свежем виде непосредственно с поля на переработку; современное высокотехнологичное оборудование и технология консервирования с минимальным использованием БИО-уксуса, без консервантов, красителей и стабилизаторов, что создает вкус, максимально приближенный к домашнему. В практике работы холдинга "Агро" размещение на своем заводе клиентских заказов на изготовление продукции под частными торговыми марками. Основными критериями при выборе производителя у заказчиков является: качество производимой холдингом продукции и долгосрочная перспектива совместного сотрудничества.
     За 2007-2009гг.финансово-экономическую деятельность акционерного общества характеризуют  следующие данные: объем реализации продукции в 2009 году возрос на 22,9% в  сравнении с 2007 годом. Благодаря  поиску новых способов снижения себестоимости  продукции, производственная себестоимость продукции по сравнению с запланированными расходами снижены в 2009 году на 3,7% или на 4103 тыс. руб.
       Таблица 1
       Динамика производства товарной  продукции в ООО «Химокам-Агро» за 2008-2010гг. (тыс. руб.)
            Годы 2010г., в %
к факту
2010г. в %
к 2008г.
2008 2009      2010
План Факт
Выручка от реализации продукции 167800 183164 200000 206168 103.1 122.9
Производственная  себестоимость продукции 93800 130904 110000 105897 96.3 166.0
Валовая прибыль 104000 52260 90000 100271 111.4 96.4
Общехозяйственные расходы
16450 7977 45000 46774 103.9 284.3
Коммерческие  расходы 12980 1609 20000 22249 111.3 171.6
Прибыль 44570 42674 25000 31248 125.0 70.1
 
     Масса прибыли, полученной в рассматриваемом  периоде, имеет тенденцию к снижению. Это можно объяснить не только как результат производственных упущений, сколько стремлением закрепиться на рынке, используя расчетные цены по ранее заключенным контрактам.
     Рентабельность  в 2010 году составила 17,8% при плановых расчетах 14,3% и получено сверхплановой прибыли на 6248 тыс. руб.

     2.2 Управление дебиторской задолженностью  и ее анализ оборачиваемости.

 
     Финансовое  состояние, ликвидность и платежеспособность организации в большей степени  зависят от уровня деловой активности, оптимальности использования оборотного капитала, оценки его величины и структуры.
     Чем ниже оборачиваемость оборотных  средств, тем больше потребность  в привлечении дополнительных источников финансирования, так как у организации  отсутствуют свои денежные средства для осуществления хозяйственной деятельности. Таким образом, показатели оборачиваемости оборотного капитала тесно связаны с платежеспособностью и ликвидностью структуры бухгалтерского баланса.
     В практике анализа для оценки оборотных  активов применяют разнообразные  коэффициенты оборачиваемости, которые  могут быть определены как по всему  оборотному капиталу фирмы в целом, так и по отдельным составляющим этот капитал элементам или их группам.
     Наличие и эффективность оборотного капитала определяются и анализируются непосредственно по данным бухгалтерского баланса.
     Изменение остатков оборотного капитала в целом  и по его отдельным группам  и элементам является следствием непрерывности производственного  цикла, в процессе которого запасы потребляются, а их возобновление и пополнение возможно только в результате продажи продукции (работ, услуг) и получения денежных средств. В составе оборотного капитала важным компонентом фондов обращения являются дебиторская задолженность и денежные средства.
     Задачей каждого предприятия является использование всех резервов максимально возможного сокращения объема оборотных средств в сфере обращения. К этим резервам следует отнести укрепление расчетно-платежной дисциплины, развитие прямых хозяйственных связей между предприятиями, укрепление договорной дисциплины и соответствующее выполнение договорных обязательств, расширение практики применения прогрессивных форм расчетов.
     Важным  фактором, стимулирующим сокращение средств в сфере обращения, является банковский кредит на пополнение оборотных средств, способствующий рациональному использованию не только нормируемых, но и ненормируемых оборотных средств. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию.
     Дебиторская задолженность может быть допустимой, то есть обусловленной действующей  системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках и финансово-хозяйственной деятельности. В целях предотвращения потерь и, признания предприятия несостоятельным, каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к всемерному сокращению дебиторской задолженности.
     Рассмотрим  структуру дебиторской задолженности в таблице 2.
     Таблица 2
Структура дебиторской задолженности по срокам возникновения в ООО «Химокам-Агро»
 
Дата
Всего, тыс. руб.
     Дебиторы  по срокам возникновения, дней
30 60 90 120 Свыше 120 дней
На 1.01.10. 8 536 2706 900 1210 643 3077
На 31.12.10. 28 735 9334 3000 5600 4468 6333
 
     Данные  показывают, что по сравнению с  предыдущим периодом, удельный вес  дебиторской задолженности со сроком возникновения свыше 120 дней снизился с 36% до 22,0%, что следует отнести  к положительной тенденции эффективности управления оборотными средствами Общества.
     При анализе следует, прежде всего, оценить  характер существующей дебиторской  задолженности. При этом анализируется  состав дебиторов, выявляются в их составе  безнадежные долги. Подобная оценка проводится по группам дебиторов с различными сроками возникновения. При этом может быть составлена диаграмма, представленная на рис. 1.
       

     Рис. 1. Оценка состояния дебиторской  задолженности в ООО «Химокам-Агро»
     Тенденция изменения дебиторской задолженности во времени показывает, как идет процесс старения задолженности и какова степень риска неплатежеспособности покупателей. По диаграмме можно судить, в какой период фирма ослабила внимание к дебиторам, в результате чего сумма долга возросла или осталась на прежнем уровне.
     Анализ  диаграммы показывает на необходимость  эффективной работы по взысканию  дебиторской задолженности, имеющей  более 120 дней со времени образования.
     Изучая  историю возникновения дебиторской  задолженности, произведена группировка по времени их возникновения. Чуть более 1/3 части дебиторской задолженности возникают в течение отчетного месяца и более 77% долга, числящиеся на счетах бухгалтерского учета за 2009г. и имеют срок возникновения до 120 дней, и только 23% задолженности превышают четырехмесячный срок их возникновения. На 1 января 2010 года эта сумма достигает 6333 тыс. руб. Данные о состоянии дебиторской задолженности в ООО «Химокам-Агро» сведены в табл. 3.
     Таблица 3
     Состояние дебиторской задолженности в ООО «Химокам-Агро» на 1 января 2010г.
Дебиторы  по срокам
возникновения, дней
Сумма дебиторской  задолженности,тыс. руб. Удельный вес  в общей сумме, %
Вероятность безнадежных долгов,      %
Сумма безнадежных долгов,
тыс. руб.
Реальная  величина задолженности,
тыс. руб.
0-30      9334 32.48 2.5 233 9101
30-60      3000 10.44 3.0 90 2910
60-90      5600 19.49 8.0 448 5152
90-120      4468 15.55 11.5 514 3954
120-150      2733 9.51 15.0 410 2323
150-180      2000 6.96 40.0 800 1200
180-360      1000 3.48 55.0 550 450
360-720      465 1.62 70.0 325.5 139.5
Свыше 720      135 0.47 95.0 128.3 6.7
Итого      28735 100.0 12.18 3498.8 25236.2
 
     Данные  табл.1 показывают, что предприятие  не получит 3498,8 тыс. руб., или 12,18% (3498,8 х 100/28735) обшей суммы дебиторской  задолженности.
     Безнадежные долги могут быть покрыты за счет специально сформированных ресурсов, в частности за счет резерва по сомнительным долгам.
 
 
 
 
     В составе оборотных средств производственные запасы и дебиторская задолженность  зачастую составляют около 80% и около 30% всех активов предприятия [38].
     На  величину дебиторской задолженности  влияет множество факторов: принятая на предприятии система расчётов, вид продукции, работ, услуг и  другие. В условиях инфляции и нестабильной экономики, основной формой расчётов становится предоплата.
     Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчётах. Ускорение  оборачиваемости в динамике рассматривается  как положительная тенденция. Следует  больше внимание уделять и отбору потенциальных заказчиков и определению условий оплаты работ, оговоренных в контрактах.
     Отбор заказчиков рекомендуется производить  с помощью таких критериев  как: уровень финансовой устойчивости, текущей платёжеспособности, соблюдение платёжной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности заказчика по оплате запрашиваемого объёма или объёма работ, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.). Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности (средств в расчётах) используются показатели оборачиваемости, рассчитываемые по формулам:
     Число оборотов = (2.1.) 

     Средняя дебиторская задолженность рассчитывается по формуле средней арифметической: полу сумма на начало года плюс полу сумма на конец года. 

     Период  погашения 

     дебиторской = (2.2.)
     задолженности 

       В таблице 4 приведены расчёты показателей оборачиваемости средств в расчётах. Как видно из данной таблицы, оборачиваемость 2008 г. по сравнению с 2010 г. повысилась в три раза, период погашения дебиторской задолженности уменьшился на 4 дня. Однако оборачиваемость средств в расчётах в 2010г. по сравнению с 2009г., имеет тенденцию к уменьшению. Так, оборачиваемость понизилась в 12 раз, период погашения дебиторской задолженности увеличился на 39 дней. Эта тенденция в условиях инфляции к всеобщей неплатёжеспособности будет сохраняться. Поэтому следует усилить контроль за дебиторской задолженностью.
 

     
     Таблица 4
     Анализ  оборачиваемости дебиторской задолженности в ООО «Химокам-Агро» за 2008 – 2010г.г.
           п/п
     Показатели  
 
2008г.
 
 
2009г.
 
 
2010г.
отклонения      (+ ; -)
2009г от
2008г
2010г от 2009г
                   1      2      3      4      5
     1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. рублей  
1385948
 
1596698
 
1579234
 
160750
 
32536
     2. Средняя дебиторская  задолженность, тыс. рублей  
91986
 
86945,5
 
258231
 
-4540,5
 
171285,5
     3. Оборачиваемость в разах (стр 1: стр 2)  
15
 
17
 
6
 
3
 
-12
     4. Период погашения  дебиторской задолженности, дни (календарные  дни : число оборотов)  
 
 
24
 
 
 
21
 
 
 
60
 
 
 
-4
 
 
 
39
 
     Рассмотрим  влияние факторов на изменение оборачиваемости  дебиторской задолженности. Для  этого воспользуемся формулой: 

      (2.3) , где 

     В – период погашения дебиторской  задолженности.
     __
     ДЗ  – средняя дебиторская задолженность. 

     Д – календарные дни.
     ВР  – выручка от реализации.
       ___ ___
     DВдз = Д31 х Д _ Д30 х Д (2.4),
       ВР1 ВР1
      ___ ___
     DВВР = ДЗ0 х Д _ ДЗ0 х Д (2.5) ,
       ВР1 ВР0 

     DВ = DВВР + DВд3 

     Рассчитываем  влияние средней дебиторской  задолженности на период погашения (2008 – 2010 г.г.). 

     DВдз = 86945,5 х 360 _ 91486 х 360 = - 1 день
      1546698 1546698 

     Рассчитываем  влияние выпуска продукции на период погашения дебиторской задолженности (2008 – 2010 г.г.). 

     DВВР = 91486 х 360 _ 91486 х 360 = - 3 дня
      1546698 1385948 

     Рассчитываем совокупное влияние факторов: 

      DВ = (-1) + (-3) = - 4 дня 

     Рассчитаем  влияние средней дебиторской  задолженности на период погашения (2009 – 2010 г.г.). 

     DВдз = 258231 х 360 _ 86945,5 х 360 = 40 день
      1579234 1579234
     Рассчитаем  влияние выпуска продукции на период погашения дебиторской задолженности ((2008 – 2010 г.г.).
     DВВР = 86945,5 х 360 _ 86945,5 х 360 = - 1 день
      1579234 1546698 

     Рассчитаем  совокупное влияние факторов: 

     DВ = 40 – 1 = 39 дней 

     В процессе анализа следует выявить  сомнительную задолженность, её удельный вес в общем объёме дебиторской задолженности. Необходимо выяснить причины её образования.
     Доля  сомнительной Сомнительная дебиторская
     задолженности = задолженность _ х 100% (2.6)
     Дебиторская задолженность 
     Бухгалтер, чтобы не допустить просроченной задолженности должен проводить определённую работу: направлять письма, проводить телефонные переговоры, персональные визиты, продажу задолженности специальным организациям, проверять реальность суммы дебиторской задолженности.
     Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств предприятия. В результате этого предприятие несёт потери по следующим причинам:
    в условиях инфляции возвращённые должниками денежные
     средства  обесцениваются;
    чем длительнее период погашения дебиторской
     задолженности, тем меньше отдача от средств, вложенных  в дебиторскую задолженность. Для  оценки оборачиваемости кредиторской задолженности используются показатели оборачиваемости, рассчитываемые по формулам:
     Число= Выручка от реализации за минимум НДС, акцизов (2.7)
     оборотов  Средняя кредиторская задолженность
     Средняя кредиторская задолженность рассчитывается по формуле средней арифметической или средней хронологической:
     Период  погашения 
     кредиторской = Календарные дни периода (2.8)
     задолженности число оборотов
     В таблице 5 приведены расчёты показателей оборачиваемости кредиторской задолженности.
     Таблица 5
     Анализ  оборачиваемости кредиторской задолженности  в ООО «Химокам-Агро» за 2008 – 2010г.г.

     

     п/п

     Показатели

 
 
2008г.
 
 
2009г.
 
 
2010г.

     отклонения

     (+ ; -)
2008г. от       2007г.
2010г      от 2009г.
      

     А

     1      2      3      4      5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.