На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реализм.Романтическое и реалистическое в романе Евгений Онегин

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                      План
1.  Введение.                                                                                                       2
2.  О своеобразии русского реализма.                                                             4
2.1.  Реализм.  Понимание и истолкование термина.                                         4
2.2.  Исторические  предпосылки формирования реализма.                             5
2.3.  Общие  свойства реализма.                                                                           6
2.4. Особенности  русского реализма.                                                                 10
3.  Становление реализма  в русской литературе (1825 – 1840-е годы).    14
3.1.  Этапы  развития реализма в русской  литературе XIX века.                      14
3.2.  А.С. Пушкин  – основоположник русского реализма.                               15
«Синкретический»  реализм Пушкина.                                                              
3.3.  «Евгений  Онегин» - первое реалистическое произведение в русской    17 литературе. Взаимопроникновение и взаимодействие в романе реалистического и романтического начала.
3.4.  «Евгений  Онегин» - «энциклопедия русской  жизни». Осмысление       19 понятия. 
3.5.  Онегин, Ленский,  Татьяна – «типические исключения» и наследники 22 героев романтических поэм.
3.6.  Художественный  метод романа «Евгений Онегин».                                26
4.  Заключение.                                                                                                    30                                            
5.  Литература.                                                                                                     32
6.  Словарь терминов.                                                                                        33                                                              

                                  
 
 
 
 

                                1. Введение.
      Тема  моего реферата – «Своеобразие русского реализма. Романтическое и реалистическое в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
      Актуальность заявленной темы заключается в том, что изучение произведений русского классического реализма – основа школьного курса литературы в старших классах. В идеале, к этому теоретическому понятию должно быть привлечено особое внимание. К сожалению, практика показывает, что изучение реализма в русской литературе (как впрочем, и других литературных направлений) ведётся, отчасти, формально, и по этой причине мы не до конца осознаём суть этих понятий в контексте истории литературы.
      Реализм часто сводится к немногим чертам, простой формуле, лишённой исторического  смысла, равно пригодной для любой  национальной литературы, для самых  разных писателей – от Пушкина  и Бальзака, до Горького и Хемингуэя. Реализм тем самым предстаёт как явление застывшее, неразвивающееся, как своего рода эпоха застоя, пришедшая на смену периоду бурного развития (классицизм - сентиментализм - романтизм) предшествующей поры. На деле же различия между национальными разновидностями реализма, между реализмом в России и реализмом на Западе весьма существенны. Не менее принципиальны различия между этапами, стадиями этого литературного направления. Подлинный реализм – явление сложное, внутренне дифференцированное, динамичное.
      Наконец, характеристика реализма порой фактически не связана с изучением творчества отдельных писателей, текстов конкретных произведений. В лучшем случае связь эта едва намечена, обозначена. Творчество крупнейших писателей-реалистов рассматривается как бы по отдельности – вне их взаимоотношения в литературном процессе. Различия творческих принципов крупнейших писателей-классиков объясняются лишь своеобразием художественной индивидуальности каждого из них. Понятно, что при таком положении дел невозможно получить сколько-нибудь ясного представления о реализме, о сути реалистического художественного метода, о своеобразии реализма в русской литературе, наконец, об основных моментах его развития. Поэтому представляется эффективной постановка вопроса об основных этапах, стадиях реализма в России, о соотнесенности с ними творчества крупнейших художников слова, об отражении типологических особенностей соответствующей стадии в творчестве отдельного писателя.
      В своей работе я рассмотрю стадию становления реализма в русской литературе, а именно еще не обособившийся от романтизма реализм А.С.Пушкина. В качестве объекта исследования  я выбрала роман в стихах «Евгений Онегин», поскольку его принято считать первым вполне реалистическим произведением русской и даже мировой литературы.
      Цель моего исследования – представить реализм как явление динамичное и развивающееся.
      Этим  определяются основные задачи предлагаемого реферата:
      1. Охарактеризовать своеобразие русского  реализма, его отличие от реализма  в европейских литературах;
      2. Показать стремительность развития русского реализма, наметить его главные этапы и стадии;
      3. Продемонстрировать, как основные  свойства стадии становления реализма в русской литературе воплотились в творчестве А.С.Пушкина, а именно в романе «Евгений Онегин».
      Представляется, что информация, содержащаяся в работе, поможет учителю и учащимся в проблемном изучении темы «Реализм», что она будет способствовать развитию системности мышления, а главное – позволит наполнить теоретические абстракции («литературное направление», «художественный метод», «реализм») живым, конкретным историко-литературным содержанием и смыслом. 

      2. О своеобразии русского реализма
      2.1. Реализм. Понимание и истолкование термина.
      Обратимся прежде всего к вопросу о реализме как литературном направлении и  художественном методе, о главнейших чертах реалистического искусства вообще. Но сначала хотелось бы предостеречь читателя от некоторых возможных и распространенных ошибок. Тем более что им отдало дань и наше литературоведение.
      Реализм в искусстве отождествляется подчас с правдивостью («реализм-это правда жизни»). Однако содержание, смысл формулы «правда жизни» понимается при этом по-разному. Достаточно сказать, что под флагом истины, правдивости, верности действительности выступают многие, совершенно несходные между собой литературные направления: и классицизм, и романтизм, и натурализм, и символизм,- вкладывая в это понятие свое, каждый раз разное содержание.
      Нередко реализм понимается и как стремление к натуральности, жизнеподобию, психологической  и бытовой достоверности, к точности воспроизведения отдельных сторон жизни. Действительно, это – характерная, но не определяющая черта реалистического искусства. Как известно, многие писатели-реалисты (Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков- Щедрин и др.) тяготели к условным, гротесковым формам. С другой стороны, правдоподобие и натуральность изображения свойственны и другим литературным направлениям, скажем, драмам Шекспира, комедиям Мольера или Фонвизина. Однако лишь в реализме с «жизнеподобного» изображения в искусстве было снято клеймо «отверженности» и «низменности». Любая сфера изображения могла быть в принципе возведена в ранг высокой или даже высшей эстетической ценности. В последнее время в нашем литературоведении для обозначения жизненной достоверности художественного изображения всё чаще применяется предложенный Д.С.Лихачевым термин «реалистичность».
      Заметим, что расширительное истолкование реализма таит в себе опасность нормативности. В прошлом это приводило к  тому, что реалистическим объявлялось  всякое подлинное искусство. Понятие реализма получало тем самым оценочный характер. В эпоху, когда основной, если не единственной функцией искусства считалась функция познавательная, реализм – как художественный метод, наиболее отвечающий этой задаче, - провозглашался высшим из всех художественных методов, едва ли не эталоном искусства. В настоящее время, когда все большее признание получает идея полифункциональности художественного творчества, реализм теряет свое исключительное значение и рассматривается как одно из многих равноправных явлений в истории искусства.
      Каковы  же исторические предпосылки формирования реализма, в чём суть этого литературного  направления? 

      2.2. Исторические предпосылки формирования реализма.
       В истории литературы реализм возникает как оппонент романтизма, как прямая противоположность его установкам и творческим принципам. Интерес к самоценной, исключительной личности, необыкновенным ситуациям, экзотической обстановке, эффектным контрастам сменяется интересом к повседневному существованию обыкновенных людей, будничному течению жизни.
      Романтизм как литературное направление сложился в Европе на рубеже 18-19 веков – в эпоху крушения феодального общественного строя и утверждения пришедшей ему на смену капиталистической системы общественных отношений. Именно переходный характер общественных отношений и составляет самую суть той эпохи: старые, казавшиеся вечными связи человека с обществом были уже разрушены, новые ещё не сложились, не утвердились. В результате личность оказалась как бы предоставленной самой себе, возникла иллюзия независимости человека от условий его существования, иллюзия возможности обновления, пересоздания действительности усилиями индивидуальной воли. На этой основе и формируется тип сознания, связанный с представлением о суверенности и самоценности индивидуума – человеческой личности, стремящейся к совершенству, возникает миф о неограниченности личной свободы, личной воли, способной преобразить мир.
      Реализм же, напротив, складывается в эпоху  стабилизации общественных отношений. Личность всё более осмысляется теперь как часть общества, во многом заданная его структурой. Соответственно на первый план выдвигается проблема взаимодействия человека и общества, его обусловленности обстоятельствами, эпохой, средой, сложением и строем жизни.
      Соотношение романтического характера и реалистического типа напоминает соотношение алгебраического знака и числа. Как число – частный случай, конкретизация знака, так и реалистический тип – конкретно-историческое и социально-психологическое воплощение абстрактного характера (Демон – протестант и мятежник вообще, Печорин – «герой нашего времени», русский офицер, дворянин, человек 1830-х годов).
      Именно  создание социально-исторических типов, рожденных той или иной эпохой, - характеров, воплощающих важнейшие закономерности, особенности, противоречия данного общества и способных развиваться по своей внутренней логике, как бы независимо от авторской воли (принцип самодвижения характеров), и является определяющей чертой реалистического художественного метода. 

      2.3. Общие свойства реализма.
      Писатели-реалисты изображали человека в его многообразных  связях с окружающим миром, в его  социально-бытовой и психологической  конкретности, создавая подчас иллюзию  подлинной реальности, жизненной  достоверности. Они стремились выявить  в своих произведениях важнейшие коллизии и антагонизмы эпохи, представить наиболее типичные общественно-психологические характеры, запечатлеть непрестанные изменения социально-исторической действительности.
      Но  для того чтобы раскрыть смысл  взаимодействия человека и его окружения, среды, необходимо понимать механизм социальных отношений, подспудные, внутренние силы, управляющие обществом. Реалистический художественный метод складывается в искусстве как раз тогда, когда и возникает «задача познать скрытые от непосредственного созерцания силы, которые обуславливают действие механизма социальных отношений». Душу реализма (это применимо в особенности к его развитым классическим формам) составляет социальный анализ – стремление выявить скрытые общественные противоречия.
      Конечно, всякое литературное направление предлагает свое понимание, объяснение мира и человека. Но именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Как писал Белинский, «писатель нашего времени» (в отличие от писателя прошлых эпох) «вместе с людьми изображает и общество». «Человек, живущий в обществе, - поясняет критик, - зависит от него и в образе мысли и в образе своего действования. Писатели нашего времени… изображая человека… стараются вникать в причины, отчего он таков или не таков».
      В литературе дореалистической, как показала Л.Я.Гинзбург, исходные принципы, объяснения и понимания жизни были заданы заранее, опирались на определённую систему устойчивых идеальных представлений о мире и человеке, его разуме и душе. «Художественный детерминизм 19 века, напротив того, должен был сам отыскать закономерности, управляющие действительностью и человеком». В силу этого реализм стремится «установить как бы непосредственный контакт с действительностью». Его поэтика – это поэтика непредрешенного, непредустановленного, «не опосредованного готовыми эстетическими формулами отношения к действительности». Словом, реализм означает бесконечное расширение возможностей постижения действительности во всей её противоречивости, сложности, во всём богатстве и многообразии, неожиданности и непредсказуемости.
      Позиция писателя-реалиста сродни тем самым  позиции учёного: для того и другого  действительность или человеческая природа предстает как предмет  наблюдения, изучения, обобщения, исследования. Недаром Белинский (в статье «Русская литература в 1847 году») сравнивал художника с естествоиспытателем, которому равно интересны и любые виды растений, любые живые организмы. Аналогичным образом Бальзак в своём творчестве исходил «из сравнения человека с животным миром», ибо «существуют и всегда будут существовать виды в человеческом обществе, так же, как и виды животного царства».
      Разумеется, такого рода аналогии возникают в  сознании художников-реалистов не случайно: формирование и развитие реализма связано с успехами науки, позитивного знания. Поэтому для них столь характерно стремление к объективному изображению мира. Личные пристрастия писателя, его симпатии и антипатии должны отойти на второй план, уступив место беспристрастному исследованию истины. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», - повторял Тургенев. Требование субъективности художника, обязанного опираться на достижения современной науки – важнейший пункт эстетики Флобера. Писатель, убеждён Флобер, должен изображать «не отдельные предметы или даже сущности, но сущности в их тесной и вечной связи одна с другой, в их единстве и их необходимости».
      Выставляя и прослеживая связи индивидуума со сложившимся и утвердившимся современным обществом, искусство реализма раскрывает эти связи как враждебные естеству человека и его родовой сути. Ведь творческие принципы классического, зрелого реализма оформились тогда, когда вполне отчётливо выявилась структура буржуазного общества, когда каждая социальная группа предстала как отдельная, замкнутая, изолированная от других.
      Европейский реализм зрелой поры «отразил ту ситуацию, когда в человеческом сознании мир  разделился на две части, распадалось единство между судьбой индивидуума и историей. Люди живут своими житейскими интересами, а где-то там, за каким-то барьером, движется независимая от них история». Именно это обстоятельство питало в значительной степени критический пафос европейского реализма -  его пристальной исследование многообразных форм зависимости человека от общества. По мере упрочения буржуазного строя сознание его враждебности человеческой личности становится более острым, а критическая направленность реалистического искусства всё более беспощадной. Вот почему реализм XIX столетия называют нередко критическим.
      Такое определение, прежде общепризнанное, теперь всё более осознаётся как недостаточное  и одностороннее, поскольку оно  недооценивает или отодвигает на второй план утверждающее начало классического реализма, столь же ему свойственное, как и критицизм, и не менее важное для понимания его художественной природы.
      Дело  в том, что идея безусловного воздействия общества на личность отнюдь не перерастает в реалистическом искусстве в идею безусловного господства общества над личностью. Для реализма важна драма их взаимоотношений. Писателей-реалистов интересуют поэтому духовно-нравственные ресурсы личности, степень её сопротивляемости, способность или неспособность противостоять обществу. «Динамическое соотношение давления внешних обстоятельств и внутренней свободы», пишет Ю.М. Лотман, делается «волнующей литературу проблемой» именно тогда, когда очевидной становится «сила исторических и социальных условий, влияющих на поведение человека».
      Писатели-реалисты исследуют механизм этого драматического противостояния и взаимодействия. Они «помещают личность в самую гущу среды, и обе противоборствующие силы – давление и сопротивление – разлагают на их составляющие…» Им важно понять, «как личность изменяется, подчиняясь стандарту, и как ухитряется себя сохранить вопреки ему».
      Иными словами, зависимость индивидуума  от общества выступает в реалистическом искусстве как важнейшая и  необходимая предпосылка художественного  запечатления характера человека в его социальной и психологической конкретности. От суммарного изображения душевной жизни писатели-реалисты переходят к воссозданию всё более дробных импульсов человеческой психики, к воспроизведению неясных и смутных душевных состояний. Социальность при этом предстаёт не как прямая принадлежность к определённому социальному типу (социальное амплуа), но как органическая черта психического склада, вошедшая в плоть и кровь персонажа. «Социальная психология проникает в поры психологии индивидуальной».
      Проникая  в глубины человеческой психики, писатели-реалисты показывают, что  противоречивость и сложность внутреннего  мира, душевное богатство, нравственное благородство и чувство собственного достоинства свойственны не одним  лишь «героям» - натурам исключительным, «избранным», но и людям скромным, обыкновенным, ничем как будто не примечательным. Вообще, открытие поэтичности повседневной, прозаически-обыденной стороны действительности, будничного течения жизни, красоты привычных, устоявшихся отношений между людьми стало важнейшим завоеванием классического реализма.
      И всё же на первом плане в реалистических произведениях оказываются по большей  части герои необычные, личности незаурядные, яркие, неудовлетворённые  жизнью и выпадающие, выбивающиеся из своего окружения, люди, способные возвыситься над обществом и бросить ему вызов. Их внутренний мир, их страсти и противоречия, духовные искания и жизненные принципы, их поведение и поступки становятся в творчестве писателей-реалистов предметом особенно тщательного социально-психологического исследования, подвергаются строгому  и беспристрастному суду. Ибо чем значительнее личность, тем выше мера её нравственной ответственности. С характером и судьбами исключительных персонажей связаны обычно в искусстве реализма постановка и обсуждение больших и сложных духовно-нравственных и философско-мировоззренческих проблем. В постоянном обращении к необычному, «особенному» герою всего нагляднее проявляется связь реализма с его предшественником – романтизмом.
      Словом, первостепенная значимость утверждающего начала в реалистическом искусстве несомненна.
      Разумеется, мы охарактеризовали вкратце лишь самые  общие свойства реализма. Вполне естественно, что в разные эпохи его развития, в разных национальных культурах на первый план выступают то одни, то другие черты этого литературного направления. 
 

      2.4. Особенности русского реализма.
      Что же касается крупнейших русских писателей-реалистов, то для них характерен обострённый  интерес к мировоззренческим  проблемам, поиски высших духовно-нравственных ценностей и путей преобразования жизни. По словам Ю.М.Лотмана, в западноевропейском романе «речь идёт обычно об изменении места героя в жизни, но не об изменении ни самой этой жизни, ни самого героя». Напротив, русский реалистический роман «ставит проблемы не изменения положения героя, а преображения его внутренней сущности, или переделки окружающей жизни, или, наконец, и того, и другого».
      И хотя в школе изучаются в основном произведения именно русского реализма, следует ещё раз со всей определённостью подчеркнуть: реализм первоначально возникает в Западной Европе как метод художественного исследования внутренних антагонизмов, присущих новому, буржуазному обществу. И лишь потом реализм получает более широкое, универсальное значение, распространяется на другие национальные литературы, на те страны, в которых социально-историческая и духовно-культурная ситуация была во многом иной, нежели на Западе (сходным образом, кстати, обстоит дело и с другими литературными направлениями).
      Возвращаясь к русскому реализму, заметим, что он возникает не просто в другой социально-исторической ситуации, но и на принципиально иной, добуржуазной стадии общественной эволюции: ведь сколько–нибудь развитого буржуазного общества Россия вообще никогда не знала. Русский реализм отображал и постигал поэтому иную историческую реальность, общество, во многом пронизанное ещё патриархально-родовыми отношениями. Недаром западных писателей, критиков, литературоведов так поразило в своё время стремление русских писателей к изображению прежде всего не индивидуальностей, но групп, коллективность, соборность, эпичность русского сознания вообще – свойства, которые они считали следствием его архаичности. Аналогичным образом авторитетный учёный XX века Э. Ауэрбах характеризовал сознание русских писателей-реалистов XIX века как «добуржуазное или внебуржуазное», естественное для добуржуазной России.
      С этим связана и особая стремительность  развития русского реализма, его динамичность.
      Мы  видим, что различия между так  называемыми «национальными вариантами» (разновидностями) реализма могут быть весьма значительны. Не менее существенны и принципиальны различия между стадиями, этапами развития этого литературного направления. Как в русской, так и в европейской литературе разграничивают обычно эпоху формирования и становления реализма (первая половина XX века) и эпоху зрелости, высшего его расцвета (вторая половина столетия). Но и в каждой из них можно выделить свои, во многом не сходные между собой фазы, ступени развития.  Реализм оказывается, таким образом, явлением внутренне дифференцированным, стремительно изменяющимся, динамичным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Становление реализма в русской литературе
      (1825-1840-е годы) 

      3.1. Этапы развития реализма в русской литературе XIX века.
      Родовые черты реализма по-разному проявились в разных стадиях его эволюции. Наметим основные этапы развития реализма в русской литературе 19 века.
      Первая  половина 19 столетия – эпоха формирования и становления русского реализма, в рамках которой можно выделить две его фазы:
       1) ещё не обособившийся от романтизма реализм Пушкина, Лермонтова и Гоголя;
      2) реализм «натуральной школы», уже  осознавший себя как принципиально  новое литературное направление.
      Во  второй половине столетия реализм развивается  так же стремительно и бурно, как в первой. Даже если взять писателей, живших и работавших практически одновременно, выяснится, что их творчество принадлежит разным, во многом не сходным между собой этапам эволюции реалистического художественного метода.
      Таким образом, в реализме второй половины XIX века можно выделить три стадии:
    «Типический» реализм (Тургенев, Гончаров, Островский);
    «Сверхтипический» реализм Достоевского и Л.Толстого;
    «Атипический» («случайностный») реализм Чехова.
 
 
 
 
      3.2. А.С.Пушкин – основоположник русского реализма.
      «Синкретический»  реализм Пушкина.
      Основоположником  русского реализма, первооткрывателем  «поэзии действительности» по праву  считается Пушкин – создатель  «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Повестей Белкина», «Дубровского»  и «Медного всадника», «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». В его творчестве – впервые -  оказалась преодолённой грань между «высокими», «поэтическими» и «низменными» сферами бытия, утвердился взгляд на общество как на исторически сложившуюся целостность, подчинённую объективным, не зависящим от человека законам. Под пером Пушкина-реалиста русская старина и русская современность предстали в их полноте и многообразии, в столкновении противоборствующих сил, богатстве и сложности характеров, национально-исторических типов: «лишнего человека» (Онегин), решительной, страстной и самоотверженной женской натуры (Татьяна), «маленького человека» (Самсон Вырин), вождя крестьянского восстания (Пугачёв), эгоистического индивидуума, всеми силами стремящегося к самоутверждению и обогащению (Германн). Творчество Пушкина во многом предвосхитило пути развития русской литературы 19 века.
      Вместе  с тем реализм Пушкина ещё  далёк от социально-исторического  детерминизма, свойственного реалистическому искусству зрелой поры. Отчасти это связано с тем, что он (как и реализм первой половины века вообще) вызревал и развивался внутри романтизма. Романтизм и реализм в ту пору двигались в едином русле и не были обособлены, отделены друг от друга.
      Чем же определялось, на чём основывалось сосуществование романтизма и реализма в творчестве Пушкина?
       Романтизм – в понимании Пушкина –  синоним свободы, воплощение мятежа и протеста против застоя и неподвижности  жизни. В первые годы своего пребывания на Юге поэт напряжённо следил за ходом  революционных событий в европейских странах, он не сомневался в том, что революция разразится и в России, горячо верил в её успех. Тем болезненнее воспринял он известие о поражении национально-освободительных движений, о торжестве – во всемирном масштабе – сил реакции.
       Размышляя над причинами неудач освободительного движения, Пушкин всё более склонялся к мысли о том, что даже если величайшие из людей, даже яркие и сильные личности не в состоянии изменить и перестроить мир. Жизнь человечества подчинена каким-то неизбежным, независимым от человека законам, не считаться с которыми невозможно. Поэту открывается теперь неодолимая «сила вещей», необходимость принимать в расчёт реально существующие обстоятельства и расстановку общественных сил, инерцию вековых привычек и традиций и своеобразие национально-исторической жизни народа. Иными словами, возможность осуществления возвышенных романтических идеалов, казавшихся прежде достижимыми, превратилась для него в острую и мучительную проблему. Поиски реальных путей воплощения романтического идеала и составляют важнейшую особенность, важнейшее противоречие пушкинского творчества, во многом предопределившее сопряжение, спаянность в нём романтических и реалистических начал.
       Если  раньше, в пору «южных» поэм, поэт вместе со своими героями мечтал найти  царство свободы за пределами современного реалистического общества, то теперь, убедившись, что «судьба людей повсюду та же», он стремится обрести возможности свободы в границах сущего – в рамках порядка вещей, обусловленного и утверждённого логикой жизненных обстоятельств и национально-исторических традиций. Вот почему в «Евгении Онегине» и «Борисе Годунове», двух величайших созданиях «послекризисной» эпохи, Пушкин обращается к проблеме социального бытия человека и проблеме власти – главнейшим факторам, определяющим, регулирующим границы и возможности личностной свободы. Перейдём теперь к пушкинскому роману в стихах. 

       3.3. «Евгений Онегин» – первое реалистическое произведение в русской литературе. Взаимопроникновение и взаимодействие в романе реалистического и романтического начала.
       В соответствии с давней традицией  роман «Евгений Онегин» принято  считать первым вполне реалистическим произведением русской и даже мировой литературы. Более того, в школьном преподавании к понятию  «реализм» обращаются обычно именно в связи с изучением пушкинского романа, оно отрабатывается и демонстрируется на его примере. Между тем, вопрос о художественной природе «Евгения Онегина», о своеобразии его творческого метода достаточно сложен, и ответ на него не может быть к какой-нибудь простой однозначной формуле.
       Вопрос  о реализме пушкинского романа в  стихах возникает обычно уже при обращении к образу главного героя. Очевидно его принципиальное отличие от героя романтических «южных» поэм, загадочно, окружено тайной. В «южных» поэмах автор не сообщает читателю о прошлом героя, об условиях и обстоятельствах его жизни, не показывает, как формировался или изменялся его характер. Лишь в самых общих чертах. Намеренно туманно и неясно, говорит поэт о причинах разлада, вражды героя с обществом. Действие романтической поэмы развёртывается не в той среде, какой принадлежит герой по рождению и воспитанию, а в особой, исключительной для него обстановке, на фоне дикой природы, среди народов, не затронутых европейской цивилизацией. И эта  необычность обстановки ещё более подчёркивает необычность, исключительность героя.
       Напротив, в «Евгении Онегине» герой в значительной мере лишён ореола исключительности, таинственности. Поэт подробно рассказывает о происхождении, воспитании, привычках, образе жизни Онегина, раскрывает причины его разочарования, скуки, хандры. Герой показан в ситуациях и обстановке, характерных для людей его круга. Онегин отправляется из Петербурга в обычную русскую деревню и по причине самого прозаического свойства – вступить во владение дядиным наследством. Пушкин изображает повседневную жизнь героя, быт и нравы окружающих его людей, насыщает повествование множеством бытовых подробностей.
       Всё сказанное позволяет сделать  вывод, что поэт стремится объяснить характер Онегина, его поведение, его разочарование обстоятельствами его жизни, условиями его существования. И эта установка на объяснение героя, представление о том, что характер и поведение человека обусловлено в значительной мере социальными факторами, было величайшим художественным завоеванием Пушкина, свидетельством его перехода на позиции реализма. Всё это даёт основание считать «Онегина» первым реалистическим произведением в русской литературе.
       Не  менее важно, однако, обратить внимание и на другую сторону дела: пушкинский роман во многом продолжает традицию романтической поэмы, преемственно связан с ней.
       Действительно, как и в романтических поэмах, центральное место в романе занимает разочарованный герой-индивидуалист, отмеченный печатью духовного превосходства  над окружающими и находящийся в разладе с обществом. Причём, как и в романтических поэмах, герой этот духовно, идеологически, лично во многом близок автору, выступает в роли если не двойника его; то, во всяком случае, близкого приятеля, единомышленника, человека того же нравственно-психологического типа. Отсюда – лирический тон романа, также сближающий его с каноном романтической поэмы.
       Во-вторых, в романе, как и в «южных»  поэмах, резко подчёркнута противоположность  искусственного петербургского света  и патриархального мира. Конечно, русская деревня – это не горский аул и не цыганский табор, не национальная или природная экзотика, но всё же это, безусловно, вариант естественной патриархальной среды. Соответственно и сюжет романа тоже во многом строится по типу романтической поэмы: разочарованный герой-индивидуалист, «отступник света», попадает в естественную среду. И соприкосновение с этим новым для него миром, любовь провинциальной девушки способствует изменению героя, даёт толчок его духовной и нравственной эволюции.
       Таким образом, переход на позиции реализма отнюдь не означал для Пушкина немедленного и полного отказа от романтических художественных принципов; напротив, он означал взаимопроникновение и взаимодействие романтических и реалистических начал. 

       3.4. «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». Осмысление понятия.
       Вопрос  о реализме «Евгения Онегина» возникает  и при осмыслении романа в целом. Как правило, авторы школьных учебников, а вслед за ними учителя и методисты  обращаются к этой связи к известному суждению Белинского об «Онегине» как «энциклопедии русской жизни».
       К сожалению, знаменитая формула Белинского получает в школьной практике одностороннее, а порой даже превратное истолкование: Белинский будто бы имел в виду главным образом широкий фон, на котором показаны герои романа, - многочисленные и точные бытовые подробности, картины повседневной жизни, нравов и пр. Отчасти это традиционное представление справедливо. Действительно, тщательная прорисовка фона действий, открывающаяся в романе панорама русской действительности, конкретность изображения самих героев и окружающего общества – всё это было важнейшим завоеванием Пушкина-реалиста.
       Перед читателями романа предстают прежде всего картины русской природы  в разные времена года – обыкновенной, «низкой» природы, изображённой подчёркнуто приземленно, буднично. В этом смысле пушкинские пейзажи «Евгения Онегина» противостоят экзотическим пейзажам его романтических поэм, а также приукрашенным, нарядным пейзажам современников поэта, «роскошному слогу», каким написано, например, стихотворение Вяземского «Первый снег». Во-вторых, читателям «Онегина» открывается множество подробностей духовной, культурной, умственной жизни пушкинской эпохи – зарисовки тогдашнего театра, характеристики основных литературных направлений, писателей, упоминания бывших в ходу книг, имена учёных, художников, философов и т.п. Наконец, большое место в романе занимают очерки русского быта, нравов, обычаев, гаданий, картины пиров и балов, мод и норм поведения, а главное описание повседневных занятий и быта.
       Особо следует подчеркнуть, что бытовые  подробности, будничная жизнь, вся  эта стихия повседневности изображена в романе не как нечто второсортное, низменное, заслуживающее осуждения (так обстояло обычно дело в произведениях писателей, принадлежавших другим литературным направлениям), но как высокая поэзия. Умение видеть красоту в обыкновенном, будничном – важнейшее художественное открытие пушкинского реализма. «Что для прежних поэтов было низко,- писал Белинский, - то для Пушкина было благородным; что для них была проза, то для него была поэзия. Поистине «Евгений Онегин» - это «поэзия действительности»!
       Реализм, однако, состоит не в одном только точном и конкретном воспроизведении внешних форм жизни. Помимо «верности деталей» он предполагает проникновение в суть общественных отношений, конфликтов эпохи, человеческих характеров. И Белинский, конечно, это прекрасно понимал. В «Онегине» он видит прежде всего постижение самых существенных сторон жизни русского общества в один из важнейших моментов в его истории. Недаром же роман о современности называет он «исторической поэмой». И уже на второе по важности место ставит широту пушкинского охвата русской действительности.
       Послушаем, впрочем, самого критика: «Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих картину русского общества высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов: всё это и так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству».
       Иными словами, энциклопедизм пушкинского  романа, по мысли Белинского, не только и не столько в широте фона, но прежде всего в жизненности, типичности главных героев, полноте раскрытия их внутреннего мира и благодаря этому – в глубоком и полном изображении важнейших процессов и конфликтов представленной в произведении эпохи. Речь идёт прежде всего о представленном в комедии Грибоедова «Горе от ума» конфликте между дворянским обществом в целом и лучшей его частью. В пушкинском романе, однако, конфликт этот предстаёт в ином качестве.
       И дело тут не только в более широком  изображении важнейшей общественной коллизии времени, хотя и это, конечно, весьма существенно, но и в самой природе художественного конфликта. У Грибоедова – конфликт открытый, столкновение явное, которое проявляется прежде всего в идеологической, мировоззренческой сфере. Это столкновение взглядов, суждений, жизненных позиций и принципов. Поэтому характер Чацкого раскрывается главным образом в монологах, рассуждениях, полемике. В отличие от него, герои пушкинского романа находятся в состоянии скрытого конфликта с обществом, они внутренне не приемлют его нравственные нормы, жизненные ценности и духовные интересы. Их горечь, разочарование, недовольство окружающим таятся в глубинах души. Соответственно на первый план выступает не система их взглядов, но их нравственно-психологический облик, их культурные интересы, душевный мир. Именно здесь – нервный узел  романа, его фокус. 

       3.5. Онегин, Ленский, Татьяна – «типические исключения» и наследники героев романтических поэм.
       Действительно, при всей несхожести центральных  героев романа, многое их сближает и объединяет. Прежде всего, духовное превосходство над окружающими и отчуждение от них, напряжённость внутренней жизни. Во-вторых, неудовлетворённость своим существованием, ибо не в состоянии найти возможности приложения своим душевным силам, реализовать себя. И, наконец, трагическая судьба.
       Показывая одинаково печальную участь своих  героев, неизбежность душевных драм столь  разных персонажей, Пушкин даёт понять читателю, что дело не в их личных качествах, не в индивидуальных особенностях, ибо это – закон русской жизни. Герои «виноваты» лишь в том, что они лучше, выше своего окружения, что они не такие, как все. И этого достаточно, чтобы быть несчастным. Всё высказанное позволяет сделать вывод о типичности характеров и судеб лучших людей русского дворянского общества, изображённых в романе, о социально-исторической обусловленности их жизненного поражения и личных трагедий. Иными словами, Онегин, Ленский, Татьяна представлены в романе как жертвы существующих жизненных обстоятельств, сложившихся общественных условий; их трагическая участь выглядит поэтому закономерной. Причём именно многогеройность романа усиливает впечатление неизбежного трагизма судеб центральных персонажей.
       Исчерпывает ли, однако, формула Белинского –  даже при таком, более точном её понимании – содержание и смысл пушкинского романа? Очевидно, нет!
       Обратим теперь внимание на то, что сама степень  «сцепленности» героя и обстоятельств  была в пушкинском романе иной, не столь  безусловной и жестокой, как в  последующих реалистических произведениях. В сущности, в «Евгении Онегине» изображается не среда как таковая, не механизм имущественно-сословных отношений, в которые необратимо вовлечены персонажи, их помыслы, поступки, действия, но, скорее, социально-бытовой уклад, национально- характерный фон жизни героев, сфера их духовно-культурных интересов. Конечно, это способствует объяснению характеров, но всё же объясняет их не до конца. Немалое значение придавал Пушкин природным задаткам и свойствам, самой натуре человека. С другой стороны, и в «южных» поэмах для Пушкина была несомненна связь нравственного, психического облика героя с образом его жизни, особенностями общественного уклада. То есть, центральные персонажи романа – это не социальные типы в точном смысле слова, а типы культурно-психологические. Для понимания сути их характеров важно знать не то, чем они владеют и насколько они богаты, но то, что они читают, о чём мечтают, как любят, на каких литературных героев походят или стараются походить.
       Во-вторых, изображаемый социально-бытовой уклад – и в поместном, и в великосветском своём варианте – предстаёт в романе не как что-то однозначно отрицательное. Поэт различает в нем две стороны, две грани. Так, великосветское общество, само по себе пустое и праздное, открывает в то же время возможность приобщения к высотам европейской культуры, обостряет личностное самосознание, чувство чести и человеческого достоинства. Точно так же мир русской усадьбы в «Онегине» - это, конечно же, общество примитивных, ограниченных крепостников-помещиков, но это и жизнь на лоне природы в согласии с вековыми народно-патриархальными традициями, овеянная поэзией старины, столь близкой романтическому сознанию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.