На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет, его структура и функции. Особенности формирования государственного бюджета России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………..5
1.1. Сущность  государственного бюджета……………..................................5
1.2. Бюджетная  система и бюджетное устройство………………………….6
1.3. Доходы государственного бюджета……………………………………..8
1.4. Расходы государственного бюджета………............................................10
1.5. Дефицит и профицит  государственного бюджета.................................12
1.6. Функции государственного бюджета в современной экономике..........16
2. АНАЛИЗ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ.................................18
2.1. Анализ основных параметров бюджета РФ.............................................18
2.2. Анализ текущего  состояния бюджета РФ........................……………....20
3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………......................................................26
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...................28
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................29
 


ВВЕДЕНИЕ
     Важную  роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности, с помощью, которой государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляет перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов.
     Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства РФ. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социально-экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
     Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственный бюджет: его сущность, структуру, функции, и рассмотреть особенности формирования государственного бюджета России.
     Основными задачами курсовой работы являются:
    раскрыть сущность государственного бюджета и его особенности;
    проанализировать государственный бюджет РФ;
    сделать выводы, а так же рассмотреть перспективы формирования бюджета РФ на последующий период.
     Данная  курсовая состоит из 3 глав. В первой главе рассмариваются сущность государственного бюджета, его структура, функции, бюджетное устройство. Во второй главе приведен анализ концепции государственного бюджета. В третьей главе представлены основные перспективы развития государственного бюджета.
     Информационной  базой для написания работы послужили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, посвященным вопросам регулирования государственного бюджета.
     При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета. 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
 
      Сущность  государственного бюджета
 
     Государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, играет большую роль в  формировании и развитии социально-экономической структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить социально-экономическую политику, является финансовая система общества и входящий в её состав – государственный бюджет. Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы страны.
     В статье 6 Бюджетном кодексе Российской Федерации дается определение бюджета, как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [3, ст. 6]
     Государственный бюджет можно рассматривать с  двух позиций: как экономическую  категорию и как финансовый план.
     Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических  отношений, которые возникают в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (физическими и юридическими лицами), при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий. [5, ст. 185]
     С позиции правового аспекта понятие государственный бюджет рассматривается как финансовый план государства.
     Государственный бюджетэто основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, который утверждается соответствующим законодательным органом государственной власти. [7, ст. 586]
     Центральное место в финансовом планировании занимает сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития, как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
     Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. Его главное назначение состоит в том, чтобы с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. 

      Бюджетная система и бюджетное устройство
 
     Организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования характеризует  бюджетное устройство. Оно устанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяют права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Также бюджетное устройство прописывает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, кроме этого, выделяются бюджеты субъектов федерации.
     Основы  бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и ее государственным устройством, как федеративной республики.
     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
    федерального бюджета и бюджетов, государственных вне бюджетных фондов;
    бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    местных бюджетов.
     Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
     Бюджеты, которые входят в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга. Т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
     Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований .
     Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. [10, ст. 237].
     Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы построение бюджетной системы Российской Федерации:
    единства бюджетной системы Российской Федерации;
    разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    самостоятельности бюджетов;
    полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    сбалансированности бюджета;
    эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    гласности;
    достоверности бюджета;
    адресности и целевого характера бюджетных средств. [7, cт. 85]
 
      Доходы государственного бюджета
 
Доходы  бюджета - это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
     Доходная  часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
     Так, в статье 49 Бюджетного кодекса РФ [3], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
    налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
    налоги на совокупный доход;
    налоги на имущество;
    платежи за пользование природными ресурсами;
    таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
    государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
 Из  неналоговых доходов основными  являются следующие виды:
    доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
    доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    доходы от реализации государственных запасов;
    доходы от продажи земли и нематериальных активов;
    поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
    административные платежи и сборы;
    штрафные санкции, возмещение ущерба;
    доходы от внешнеэкономической деятельности.
     В соответствии со статьей 54 Бюджетного кодекса РФ [3], в доходах государственного бюджета особенно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, которые определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
     Доходы  бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, таким как:
    В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
    По социально-экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
    В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;
    По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
    По конкретным видам прямых и косвенных налогов.
     Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения государственного бюджета, так как финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. 

      Расходы государственного бюджета
 
     Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению.
     В соответствии с общественным назначением  расходы бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Как  правило, выделяются группы расходов, направленные на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти, на создание резервных фондов, на расходы по обслуживанию государственного долга и на другие группы расходов (приложение 1).
     Каждая  из вышеперечисленных групп расходов делится по ведомственному и целевому признакам:
     1). Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
     2). Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. [12, ст. 124]
     В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:
    текущие расходы (на обеспечение текущих потребностей);
    капитальные расходы (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.
     К бюджету текущих расходов относятся  расходы на текущее содержание и  капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
     К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое  развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР. [6, ст. 78]
     Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления предприятиям, организациям и учреждениям денежных средств на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
     Однако  помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям правительства РФ на выполнение целевых программ развития. 

      Дефицит и  профицит
 
     В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. Государственный  бюджет вынужден отражать циклическое  движение экономики и поэтому  он не может быть сбалансированным. Государственный бюджет целесообразно балансирует с положительным сальдо при подъеме и отрицательным – при спаде производства.
     Сальдо  государственного бюджета – это  разница между доходами и расходами государства (?). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях (приложение 2):
     1). Когда сальдо бюджета положительное, то доходы бюджета превышают расходы, что соответствует профициту государственного бюджета.
     2). Когда сальдо бюджета равно нулю, то доходы равны расходам, и  такой бюджет называется сбалансированным бюджетом.
     3). Когда сальдо бюджета отрицательное, то доходы меньше, чем расходы, что соответствует дефициту государственного бюджета. [11, ст. 298]
     На  разных фазах экономического цикла  состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета увеличивается, а профицит сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличивается налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
     В экономической теории принято различать следующие виды дефицита государственного бюджета:
    фактический – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства;
    структурный – разность между доходами расходами государственного бюджета, которые имели бы место, если экономика функционировала на уровне потенциального выпуска или полной занятости. Размеры структурной части бюджета определяются под действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок;
    циклический – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Размеры циклической части бюджета зависят от колебаний деловой активности.
     Разграничение структурного и циклического дефицита необходимо для оценки эффективности  проводимой фискальной политики.
     При дефиците бюджета должны быть указаны  источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ).
     Государство имеет несколько источников покрытия своего дефицита. К ним относятся:
     а) выпуск новых денег (монетизация) или эмиссионный способ финансирования - осуществляется в  форме эмиссии наличных денег, предоставлении кредитов центральным банком государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочки платежей государства за приобретенные товары и услуги. В целом монетизация дефицита государственного бюджета ведет к превышению темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, следствием чего является усиление инфляционных процессов.
     б) займы (внутренние или внешние)   или неэмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита. Вследствие чего возникнет государственный долг, то есть долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, накопившиеся в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.
     Долг  может быть: внутренним (задолженность  страны перед своими гражданами - резидентами) и внешним (задолженность перед иностранцами - нерезидентами). Большой государственный долг негативно воздействует на состояние экономики в долгосрочном периоде, т.к. происходит:
    -  усиление налогового пресса для  обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду;
    -   утечка финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальную экономику;
    -  частичное вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска продукции, замедлению экономического роста и благосостояния в будущем.
     Управление  государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на  экономику страны.
     в)  рост налоговых поступлений и неналоговых поступлений (например, доходы от иностранного туризма), при этом финансирование дефицита государственного бюджета  предполагает, обычно, снижение ставок налогообложения, что позволяет в перспективе расширить базу налогообложения. Кроме того, снижение налоговых ставок приведет к повышению спроса на деньги и при неизменном предложении произойдет повышение процентных ставок, следствием чего будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора.
     Что же насчет бюджетного профицита, то он может использоваться для стимулирования развития приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения и  поддерживать дальнейший экономический рост страны, развитие экономики.
     Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная "накачка" средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах [9, ст. 436] 

     1.5. Функции государственного бюджета в современной экономике 

     Государственный бюджет, с точки зрения экономической категории, выполняет распределительную и контрольную функции. С помощью первой функции происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. А благодаря второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
     Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения с государством вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
     Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
     Основными функциями государственного бюджета, как финансового плана государства, утверждаемого законодательными органами власти, с экономикой и законодательной точки зрения являются:
    перераспределение ВВП;
    государственное регулирование и стимулирование экономики;
    финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
    контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. [14, ст. 275]
     Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
     Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
 


    АНАЛИЗ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  РФ
 
      Анализ  основных параметров бюджета РФ
 
    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
    Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
    Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.