На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Что такое наука?

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


    Содержание 


 

     Задание 1.

 
    1. Что такое наука, её специфические черты.
    Слово «наука» как существительное употребляется в следующих основных значениях.
    Во-первых, наука – это одна из форм общественного сознания. Это предельно широкое, философское значение, и оно, разумеется, требует дальнейшего раскрытия, истолкования и пояснения. В этом значении наука является предметом философии, и в рамках настоящей контрольной работы мы будем касаться его лишь по необходимости.
    Во-вторых, наука – это род занятий людей по получению новых знаний, их систематизации и применению. Эти люди – прежде всего ученые, исследователи, но также и организаторы науки, и те, кто обеспечивает получение новых научных результатов и их внедрение в практику. Можно определить, где начинается наука, но невозможно точно указать, где она заканчивается как род профессиональных занятий людей. Более того, наука является родом занятий многочисленных (как по количеству, так и по составу) коллективов, например, целых научно-исследовательских институтов. В эпоху расцвета советской системы у нас на один вуз приходилось около десяти НИИ (правда, эффективность их работы была весьма различной, чаще невысокой). В этом смысле вместо слова «наука» нередко употребляется словосочетание «научная деятельность».
    В-третьих, наука – это систематизированные научные знания об определенной области действительности, объективного мира (в предельно широком понимании объективного мира вообще). Когда область действительности определена достаточно четко, синонимом науки в этом смысле может быть теория, например: теория информации, теория управления, теория распространения радиоволн и т.д.
    В-четвертых, наука – процесс получения новых научных знаний.
    Таким образом, сущность науки многогранна  и ее можно раскрыть с помощью  следующего развернутого определения.
    Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности.
    Важнейшими функциями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений объективной действительности на основе открываемых ею законов и закономерностей.
    Наука описывает окружающий мир, объясняет его явления и прогнозирует ход происходящих в нем процессов. 

    2. Каковы общие закономерности  современного естествознания.
    1. Наука является одним из этапов эволюции человеческой культуры. Пройдя несколько предварительных стадий от античности до эпохи Возрождения, наука в своей развитой форме вобрала достижения других отраслей культуры, в том числе философии и религии, представляя собой в целом качественно новое явление.
    2. Наука, с одной стороны, была средством нахождения истины о мире, а с другой – нацелена на обеспечение господства человека над природой и ее преобразование. Что же главное в развитии науки – понимание человеком себя, мира, окружающего его, или покорение природы? Этот вопрос становится все более актуальным.
    3. Наука, объединившись с техникой, привела в XX веке к научно-технической революции, которая является главным фактором развития человечества. Однако слишком тесная взаимозависимость науки и техники вредна, так как у каждой из этих отраслей культуры есть специфика, заключающаяся в том, что наука изучает мир, а техника его преобразует.
    4. В настоящее время общепринято деление наук на естественные, гуманитарные, математические и прикладные. Основные из естественных наук: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, физиология человека, антропология. Между ними немало переходных наук: астрофизика, физическая химия, химическая физика, геофизика, геохимия, биофизика, биохимия, биогеохимия и т.п., а также переходные от них к гуманитарным и прикладным наукам. Данная классификация не случайна. Предмет естественных наук составляют отдельные ступени развития природы или ее структурные уровни.
    5. Хотя наука находится в процессе перманентного развития, предугадать, в каком направлении она будет продвигаться и какими будут следующие открытия, невозможно. Физики рассчитывали в 50-е годы XX века осуществить искусственную термоядерную реакцию и создать общую теорию поля. Однако прорыв был совершен в термодинамике открытых систем. Кибернетики думали, что будут создаваться все более сложные и громоздкие ЭВМ, а появился персональный компьютер. Наука есть создание качественно нового, а это невозможно предвидеть.
    6. Область научного исследования постоянно расширяется, распространяясь на объекты, которые до этого находились вне сферы ее интересов (сложные, неустойчивые, открытые системы и т.п.). Тем не менее основные требования к научному исследованию – всеобщность опыта, универсальность объяснения – остаются в силе.
    7. Существуют три механизма эволюции: диссипативные структуры в неживом мире, естественный отбор в живой природе, культура в человеческом обществе. Но наука не знает, как произойдет становление нового, поскольку это уникальный процесс. Наука достигает здесь своих пределов возможного, потому что имеет дело в основном с воспроизводимыми и повторяющимися процессами. Подходя к уникальному, она обращается к вероятностным методам. Наука вообще не может утверждать, что нечто обязательно случится, так как по современным научным представлениям эволюция мира не запрограммирована однозначно.
    8. Наука ограничена возможностями человека и творчеством природы. Оставаясь принципиально ограниченной, она постоянно расширяет свои границы. Современная наука ограничена также экологически. Ее развитие может привести к уничтожению биосферы и ее самой. К эмпирической, теоретической и предметной ограниченности прибавилась ограниченность этического характера. Поэтому столь важной стала проблема этики в науке: наука – добро или зло?
 

     Задание 50.

 
    1. Понятие: вещество; атом; молекула.
    Вещество – форма материи, в отличие от поля, обладающая массой покоя. Вещество состоит из частиц, среди которых чаще всего встречаются электроны, протоны и нейтроны. Последние два образуют атомные ядра, а все вместе – атомы (атомное вещество), из которых – молекулы, кристаллы и т.д. Вещество есть энергообразование из фрагментов материи.
    Согласно  современной теории, в том числе квантовой: Вещество – разновидность материи, которая содержит число химических частиц от 1015 и более. Структурные единицы макроскопического вещества – электроны и ядра.
    Молекула – наименьшая частица химического вещества, обладающая всеми его химическими свойствами.
    Молекула  состоит из двух или более атомов, характеризуется количеством входящих в неё атомных ядер и электронов, а также определённой структурой.
    Обычно  подразумевается, что молекулы нейтральны (не несут электрических зарядов) и не несут неспаренных электронов (все валентности насыщены); заряженные молекулы называют ионами, молекулы с мультиплетностью, отличной от единицы (т.е. с неспаренными электронами и ненасыщенными валентностями) – радикалами.
    Атом (др.-греч. ?????? – неделимый) – наименьшая химически неделимая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств. Атом состоит из атомного ядра и окружающего его электронного облака. Ядро атома состоит из положительно заряженных протонов и незаряженных нейтронов, а окружающее его облако состоит из отрицательно заряженных электронов. Если число протонов в ядре совпадает с числом электронов, то атом в целом оказывается электрически нейтральным. В противном случае он обладает некоторым положительным или отрицательным зарядом и называется ионом. Атомы классифицируются по количеству протонов и нейтронов в ядре: количество протонов определяет принадлежность атома некоторому химическому элементу, а число нейтронов – изотопу этого элемента.
    Атомы различного вида в разных количествах, связанные межатомными связями, образуют молекулы. 

    2. 2s2 2p1 

    Бор – B  + 5 B ) )
                                  2 3 

    1s2 2s2 2p1 

    B 2 ^v ^    
    1 ^v p p p
        s      
 
    3. Определить тип  и кратность химических  связей между атомами  в молекулах веществ: SiF4, AlN, LiH. 

    SiF4
        F    
             
    F
     
    Si
    F
             
        F    
    Ковалентно-полярная связь. Кратность одинарная 

    AlN  Al ? N
    Ионная  связь. Кратность тройная 

    LiH  Li – H
    Ионная  связь. Кратность одинарная 

    4. Какой тип кристаллической  решетки образуют  вещества в твердом  состоянии: HCl, C(графит), Al? 

    HCl – молекулярная решетка
    C (графит) – атомная решетка
    Al – металлическая решетка
 

     Задание 51.

 
    1. Основные отличительные  признаки живого  вещества от неживого.
    1) Обмен веществ (главный признак живого):
    внешний обмен (с окружающей средой): питание, дыхание и выделение;
    промежуточный обмен (в организме): транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма.
    Связан  с обменом энергии: освобождение энергии в процессах энергетического  обмена и использование в процессах  пластического обмена.
    2) Раздражимость – способность воспринимать раздражения из окружающей среды и реагировать на них.
    Примеры:
    в клетке – возбуждение (электрический импульс);
    в организме – воспаление, рефлексы.
    Молекулярная  основа раздражимости – способность  молекул белка изменять и восстанавливать  свою структуру под воздействием различных раздражителей (физических и химических).
    3) Подвижность – способность организма и его частей к активному движению, в том числе внутриклеточные движения (движение цитоплазмы и органелл).
    Основные  формы движения клеток:
    с помощью жгутиков и ресничек (бактерии, инфузории, хламидомонада, сперматозоиды);
    с помощью псевдоподий (амебы, лейкоциты).
    Особенно  выражена у животных.
    4) Рост и развитие.
    Рост  – увеличение в размерах и массе (в основном, за счет деления клеток). Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эволюционное развитие – филогенез.
    5) Размножение (воспроизведение). Развитие дочернего организма из одной клетки (зиготы при половом размножении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. Значение размножения – увеличение численности особей вида, их расселение и освоение новых территорий.
    6) Наследственность и изменчивость.
    Наследственность  – свойство организмов передавать присущие им особенности строения и  развития потомству (из семян березы вырастают растения березы). Значение: сохранение сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.
    Изменчивость – возникновение у потомства новых признаков (растения березы, выросшие из семян материнского растения одного поколения, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.). Значение: приспособление к окружающей среде. 

    2. Общая характеристика аминов, изомерия и номенклатура.
    Амины – органические соединения, являющиеся производными аммиака, в молекуле которого один, два или три атома водорода замещены на углеводородные радикалы.
    По  числу замещённых атомов водорода различают  соответственно первичные (замещен один атом водорода), вторичные (замещены два атома водорода из трех) и третичные (замещены три атома водорода из трех) амины.
    Амины являются очень токсичными веществами. Опасно как вдыхание их паров, так и контакт с кожей. Амины, например анилин, способны всасываться сквозь кожу в кровь и нарушать функции гемоглобина, что может привести к летальному исходу. Симптомами отравления крови амином являются посинение кончиков пальцев, носа, губ, одышка, учащенное дыхание и сердцебиение, потеря сознания. В случае попадания амина на незащищенные участки кожи необходимо быстро и аккуратно, не увеличивая площадь поражения, очистить пораженный участок кожи ватой, смоченной в спирте. В случае отравления вывести пострадавшего на свежий воздух, обратиться к врачу.
    Изомерия – существование соединений (главным образом органических), одинаковых по элементному составу и молекулярной массе, но различных по физическим и химическим свойствам. Такие соединения называются изомерами.
    Химические  превращения, в результате которых  структурные изомеры превращаются друг в друга, называется изомеризацией. Такие процессы имеют важное значение в промышленности. Так, например, проводят изомеризацию нормальных алканов в изоалканы для повышения октанового числа моторных топлив; изомеризуют пентан в изопентан для последующего дегидрирования в изопрен. Изомеризацией являются и внутримолекулярные перегруппировки, из которых большое значение имеет, например, перегруппировка Бекмана – превращение циклогексаноноксима в капролактам (сырье для производства капрона).
    Химическая номенклатура – совокупность названий индивидуальных химических веществ, их групп и классов, а также правила составления этих названий.
    Рациональная  номенклатура лежит в основе номенклатуры неорганических соединений, и часто всю современную номенклатуру называют рациональной. Это может создавать определённые трудности, потому что для органических соединений существует отдельная рациональная номенклатура, значительно отличающаяся от современной. Так, этан в рациональной номенклатуре имеет название метилметан.
    Систематическая номенклатура. Исходя из смыслового содержания этого термина, систематической можно назвать любую номенклатуру, имеющую в основе какую-либо систему. Поэтому все научные номенклатуры, за исключением системы тривиальных названий, являются систематическими. Однако следует помнить, что в 1951 году в СССР группой учёных под руководством А.П. Терентьева была предложена оригинальная «систематическая номенклатура», основанная на строгом едином принципе именования органических соединений. Распространения она не получила из-за значительных отличий от привычных наименований.
    Женевская номенклатура органических соединений. 19-22 апреля 1892 года на Женевском конгрессе Международной комиссии для реформы химической номенклатуры были приняты правила номенклатуры, называемой Женевской. Это были первые научно обоснованные правила, до настоящего времени заложенные в ней принципы являются наиболее точными и сохраняют актуальность. Неполная разработанность этой номенклатуры для современного состояния органической химии не позволяет однозначно применять её для наименований сложных соединений.
    Льежская  номенклатура органических соединений. В 1930 году Международный союз химии (IUC) принял правила, называемые Льежской номенклатурой. Она имеет ряд отличий от Женевской номенклатуры, но в ряде случаев позволяет давать одному соединению различные названия. В настоящее время практически не применяется.
    Номенклатура  ИЮПАК. Разнообразие номенклатурных систем органических соединений и возникающие из-за этого сложности в научной и практической деятельности привели к тому, что в 1947 году на совещании ИЮПАК в Лондоне было принято решение о пересмотре существовавших на тот момент правил и выработке новых международных правил номенклатуры. Созданная комиссия выработала такие правила, и в 1957 году они были опубликованы под названием Правила номенклатуры органических соединений IUPAC 1957. Эти правила получили широкое распространение.
 

     Задание 100.

 
    Биосфера. Учение В.И. Вернадского  о биосфере.
    Центральным в этой концепции является понятие о живом веществе, которое В.И. Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество.
    Это воздействие сказывается, прежде всего, в создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.
    По  мнению В.И. Вернадского, в прошлом не придавали значения двум важным факторам, которые характеризуют живые тела и продукты их жизнедеятельности:
    открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с дисимметричностью пространственной структуры молекул, как отличительной особенности живых тел;
    явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела. Ведь в состав биосферы входит не только живое вещество, но и разнообразные неживые тела, которые В.И. Вернадский называет косными (атмосфера, горные породы, минералы и т.д.), а также и биокосные тела, образованные из разнородных живых и косных тел (почвы, поверхностные воды и т.п.). Хотя живое вещество по объему и весу составляет незначительную часть биосферы, но оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением облика нашей планеты.
    Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы. Не случайно поэтому В.И. Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей.
    Исходной основой существования биосферы и происходящих в ней биогеохимических процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь ее расстояние от Солнца и наклон земной оси к эклиптике, или к плоскости земной орбиты. Это пространственное расположение Земли определяет в основном климат на планете, а последний в свою очередь – жизненные циклы всех существующих на ней организмов. Солнце является основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических, химических и биологических процессов на нашей планете. Эту ее роль образно выразил один из авторов закона сохранения и превращения энергии Юлиус Майер (1814-1878), отметивший, что жизнь есть создание солнечного луча.
    Решающее  отличие живого вещества от косного  заключается в следующем: изменения и процессы в живом веществе происходят значительно быстрее, чем в косных телах. Поэтому для характеристики изменений в живом веществе используется понятие исторического, а в косных телах – геологического времени. Для сравнения отметим, что секунда геологического времени соответствует примерно ста тысячам лет исторического; в ходе геологического времени возрастают мощь живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие, указывает В.И. Вернадский, проявляется прежде всего «в непрерывном биогенном токе атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно»; только в живом веществе происходят качественные изменения организмов в ходе геологического времени. Процесс и механизмы этих изменений впервые нашли объяснение в теории происхождения видов путем естественного отбора Ч.Дарвина (1859 г.); живые организмы изменяются в зависимости от изменения окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции.
    В.И. Вернадский высказывает предположение, что живое вещество, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды.
    Для подтверждения своей мысли он ссылается на непрерывный рост центральной нервной системы животных и ее значение в биосфере, а также на особую организованность самой биосферы. По его мнению, в упрощенной модели эту организованность можно выразить так, что ни одна из точек биосферы «не попадает в то же место, в ту же точку биосферы, в какой когда-нибудь была раньше». В современных терминах это явление можно описать как необратимость изменений, которые присущи любому процессу эволюции и развития.
    Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в целом, в том числе и на природные биокосные тела, например, почвы, наземные и подземные воды и т.д. Это подтверждается тем, что почвы и реки девона совсем другие, чем третичной и тем более нашей эпохи. Таким образом, эволюция видов постепенно распространяется и переходит на всю биосферу.
    Несмотря  на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.
 

     Список  использованной литературы

 
    Биосфера  и ноосфера [Текст] / В.И. Вернадский. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003. – 575 с.
    Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 540 с.
    Михайловский В.Н. Концепции современного естествознания. – СПб.: Знание, 2004. – 288 с.
    http://www.mmf.spb.ru – Санкт-Петербургский Государственный университет, Медицинский факультет.
    http://ru.wikipedia.org/wiki – Википедия (интернет энциклопедия).

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.