На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль познавательных процессов в восприятии музыки в ДОУ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Саха /Якутия/ 
ГОУ ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
 

  
 
 

Курсовая  работа  
тема: Роль познавательных процессов  
в восприятии музыки в ДОУ
 
 
 

                Выполнил: 
                Иванов Иван Афанасьевич     Курс: 3 
                Специальность: 050601 
                Музыкальное образование 
                Руководитель: 
                Кутилова Ирина Валентиновна
                 
                 

Дата  защиты: «__»__________20__г. 
Оценено: «______________» 
Секретарь ГАК:____________________ 
                                  (подпись Ф.И.О.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Музыка  как известно воздействует прежде всего на чувства человека, вызывает определенное настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально. Движение, органически связанное с музыкой, помогает глубже проникнуть в эмоционально-образное содержание той или иной пьесы.
      Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где – просто шум, производимый различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших душевных движений и выражение серьезных и глубоких переживаний дано не каждому. Развить музыкальное восприятие – это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания.   
     В дошкольной педагогике музыка рассматривается  как ни чем не заменимое средства развития у детей эмоциональной  отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
     Компетентность специалистов дошкольного образования, который  во многом зависит от качества их теоретической и практической подготовки по теории и методике музыкального образования дошкольников. Поскольку музыка имеет огромное значение в формировании духовного мира ребенка, знания закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре и умение организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкой являются важнейшими показателями профессионального мастерства специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста. 

     Актуальностью данной темы является цикл занятий по формированию познавательных процессов.
     Цель: Составить цикл занятий по восприятию музыки развивающих познавательные процессы. 

       Учитывая цель исследования, мы сосредоточили внимание на решения следующих задач:  
    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и музыкальную литературу по данной проблеме.
    Подобрать диагностики по уровню развития познавательных процессов.
    Составить  цикл занятий развивающих познавательные процессы через восприятие музыки.
    Составить методические рекомендации по организации проведения занятий. 
Методологической  основой являются труды Б. М. Теплова, В. И. Петрушина, Г. А. Прасловой, Н. В. Ветлугиной, В. Н. Шатской.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста. 

      Особенности формирования познавательных процессов у детей  дошкольного возраста.
   Современный учитель должен обладать глубокими знаниями в области психологии личности ученика, уметь в процессе построения урока опираться на индивидуальные особенности и способности, направлять процесс развития, который во многом сводится к развитию этих способностей. Музыкальное воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребенка. Занимаясь пением, слушанием музыки и музыкально – ритмическими движениями, необходимо опираться на знания особенностей психики детей дошкольного возраста, природы возникновения из эстетических чувств, потребностей, склонностей. Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в которых вырабатывается в них и предъявляются требования к их развитию.[Зимина;17] Познавательные процессы, которые учувствуют в формировании личности ребенка – это внимание, ощущения, восприятие, память, мышление и воображение. В данной главе мы рассмотрим данные процессы их определение и сущность.
   Внимание. Мир, в котором мы живем, непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания. Одновременно мы стараемся сосредоточиться на чем – то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся.
   В указанных двух свойствах и видят  обычно сущность внимания, понимания  его как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой – либо деятельности. Объектами внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей и наши собственные.
   Внимание, означающее способность человека сосредоточиваться  на выполняемой им деятельности и  умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Его индивидуальные свойства у того или иного человека зависит от особенностей нервной системы, но недостатки внимания могут быть преодолены в процессе специального тренинга. Внимание очень тесно связано с контролем действий, который становится собственно вниманием тогда, когда достигает уровня автоматизированности действия. Все выдающиеся музыканты, особенно исполнители, в своих заметках и высказываниях постоянно подчеркивают роль этого психического состояния в достижении высокого мастерства и молодым музыкантам помимо специальных упражнений по развитию техники следует работать и над развитием различных видов внимания. Главным моментом здесь оказывается постановка конкретной задачи на основе формулы, предложенной К. С. Станиславским: «Я добиваюсь того - то и того - то». Внимание музыканта может быть различным. Оно может быть широким и узким, направленным на предыдущие или последующее, то есть опаздывающим или опережающим. Автоматизация движения в значительной мере облегчает выполнение действий, связанных со вниманием.
     Восприятие. Представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является так называемый прецептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее отражаемый объект. Вместе с тем сложность возникающего образа всегда сочетается с его более выраженным индивидуальным своеобразием, т. е. персептивные образы одних и тех же явлений, возникающее у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Это зависит от индивидуальных особенностей людей, и от обстановки, в которой оно происходит. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы ребенок не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал.
   Любое восприятие представляет собой процесс  категоризации – отнесение данного  предмета к тому или иному классу однотипных предметов. Однако в художественном восприятии к этому процессу подключаются механизмы эмоционального заражения и сопереживания. Человек почти никогда не воспринимает объект в объективно – нейтральном плане. Почти всегда он прибавляет к увиденному и услышанному нечто из своего прошлого опыта, который проецируется на то, что воспринимается. Восприятие легкой и серьезной музыки несмотря на то, что в обоих случаях основываются на одинаковых физических процессах, на психологическом уровне сильно отличаются друг от друга. Обращение к каждому из этих двух музыкальных пластов связано с наличием различных социально – психологических потребностей, и то, что может быть удовлетворено с помощью одного из них, не может быть удовлетворено с помощью другого. Для развития личности ребенка необходимо восприятие музыки обоих жанров.
   Развитие  музыкального восприятия связано с  обогащением художественного и  жизненного опыта слушателя, а также  постановкой перед ним в ходе целенаправленного воспитания проблемных заданий и вопросов, активизирующих мыслительные и эмоциональные процессы.
     Память.   Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта. Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное еще П. П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения: двигательная память – это память на различные движения и их систем, позволяющее формировать практические и трудовые навыки; Эмоциональная память – это память на чувства; Образная память – включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;
   Музыкальная память представляет собой сложный  комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными. Логические способы запоминания, такие как смысловая группировка и смысловое соотнесение, улучшают запоминание и могли быть настойчиво рекомендованы молодым музыкантом, желающим продвинуться в этом направлении. Однако опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть и от особенностей мышления исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала. Разные этапы работы требуют различных подходов к запоминанию, известная формула И. Гофмана, относящаяся к способам разучивания музыкального произведения, может служить хорошим ориентиром в работе.
   Правильное  распределение повторений в процессе заучивания, когда делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер повторения, также способствует успеху.
     Воображение. Деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально – слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха.   Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю, слушателю необходимо уметь переноситься в другие миры, отличающиеся от тех, что мы наблюдаем в повседневной обыденной жизни.  Толчком для развития воображения могут послужить детская игра и воображаемые предлагаемые обстоятельства, которые в системе К. С. Станиславского разработаны для активизации воображения.  
   Мышление. Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятий, но не заканчивается ими. От ощущений и восприятий познание переходит к мышлению, которое выходит за рамки чувственно данного и расширяет границы нашего познания.
   Музыкальные традиции той или иной культуры предписывают композитору соответствующие ей способы музыкального мышления, что, в общем, при наличии большого таланта не мешает художнику проявлять свою индивидуальность. В зависимости от конкретного вида деятельности в музыкальном мышлении может преобладать либо наглядно – образное начало, что мы можем наблюдать при восприятии музыки, либо наглядно -  действенное как это происходит в момент игры на музыкальном инструменте, либо абстрактно – логическое, которое активизируется при сочетании музыки. Естественно, что когда все эти виды мышления соединяются воедино, можно говорить о высшем проявлении музыкального таланта.
         Освоение логики развития музыкальной мысли связано  с пониманием таких приемов ее развития, как варьирование, чередование, продвижение, прогрессирующее сжатие, компенсация. Развитию музыкального мышления способствует создание в процессе обучения проблемных ситуаций, в которых имеется противоречие между знаниями и новыми требованиями к ним, что необходимо для решения поставленной проблемы.
         Начальным толчком  для включения процессов мышления чаще всего оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся средства и возможности позволяют удовлетворить имеющуюся потребность. В учебной деятельности проблемная ситуация предстает в виде противоречия, которое проявляется в несоответствии между имеющимися знаниями и новыми требованиями. То знание, которое учащемуся необходимо усвоить, занимает место неизвестного. Совершая ряд учебных действий, он добывает необходимые знания в процессе самостоятельного мышления.[Петрушин; 206]  
 
 

    1.2. Восприятие музыки  как средство формирования  познавательных процессов.
      Психолого – педагогические исследования А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца  свидетельствуют о том, что деятельность человека связана с активным процессом  овладения общественным опытом, достижениями культуры. Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а так же виднейших музыкальных деятелей в области музыкального образования (В. Н. Шацкой, Н. А. Ветлугиной), музыкальную деятельность детей можно определить как процесс познания музыкального искусства, в ходе которого осуществляется  как музыкальное, так и общее развитие ребенка. 
      Содержание  и характер детской музыкальной  деятельности обусловлены историческим развитием человека, в ходе которого происходило формирование различных  видов музыкальной деятельности: музыкального творчества, исполнительства, восприятия. Характеризуя музыкальную деятельность взрослого человека, Б. В. Асафьев определил ее как триединства процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителем и восприятие ее слушателем.
       Определяя виды музыкальной деятельности  детей, нельзя не учитывать  опыт сложившейся музыкальной  практики взрослых. Однако специфика  детской музыкальной деятельности  заключается в том, что первичным  видом музыкальной деятельности  ребенка является восприятие музыки. Обосновывается это тем, что с момента рождения в силу своих возрастных особенностей ребенок еще не может включится в освоение других видов музыкальной деятельности, таких как исполнение, творчество, музыкально – образовательная деятельность. Эти виды музыкальной деятельности становятся доступными для ребенка по мере его взросления, в ходе личностного развития. 
 

     Связь музыкального восприятия с индивидуальными  и возрастными особенностями  ребенка.
     Цель  формирования и развития у детей  культуры музыкального восприятия соотносится с общей целью музыкального образования дошкольников: приобщить детей к музыке и сформировать у них потребность в этом виде искусства. В соответствии с этим в качестве главных задач развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста выступают задачи накопления интонационного опыта восприятия доступных стилей и жанров музыки, развития способности эмоционально откликаться на музыку и сопереживать выраженным в ней чувством, формирование эмоционально – оценочного отношения к музыке.
     Музыканты, педагоги предлагают различать понятия  «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» в зависимости от того, состоялась ли оно. Так, в определении  Е. В. Назайкинского «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». Таким образам, музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувствованное и осмысленное восприятие музыки. В ином случае речь может идти лишь о процессе воздействия звуковых сигналов на органы слуха.
     Данный  подход к понятию «музыкальное восприятие»  соотносится с точкой зрения Д. Б. Кабалевского, который акцентирует  внимание о том, что музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся не только ее слушать, но и по настоящему слышать ее и размышлять о ней.
     Музыкальное восприятие можно охарактеризовать как процесс целостного, образного, эмоционально – осознанного, личностно – осмысленного постижения содержания музыкального произведения.  
     Особенности музыкального восприятия детей обусловлены  системой детерминант, а именно:
     - самим воспринимаемым музыкальным  произведением;
     - музыкальным и жизненным психологическим опытом ребенка;
     - внешними и внутренними (личностными)  условиями;
     - характером музыкальной деятельности  ребенка.
     Исследования  ученых доказали, что процесс восприятия музыки тесно связан с процессом  музыкального мышления, его основными пластами – сознательным и бессознательным. Наиболее ярко бессознательные компоненты музыкального мышления проявляются в двигательной реакции на музыку (мимике, жестах). Такая реакция на музыку характерна для раннего детского возраста, когда ребенок откликается на музыку чисто импульсивно, испытывая состояние оживления, возбуждения или покоя. Непременным компонентов таких двигательных реакций ребенка на музыку являются эмоции как мгновенная бессознательная оценка музыки. Чувство, вызываемые музыкой в этом возрасте, неустойчивы: они быстро возникают и быстро исчезают.
     Однако, как утверждают психологи, бессознательные  образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания, пронизывая все этапы и операции мыслительного процесса. В этой связи бессознательное признается важнейший составляющий познаваемого художественного смысла музыкального произведения.
     Развитие  музыкального восприятия – мышления детей дошкольного возраста, особенно в период от начала четвертого до конца седьмого года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно – интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. Интонационное восприятие музыки в младшем дошкольном возрасте основывается на сознании отдельных, относительно второстепенных компонентов музыкальной интонации. Интерпретация музыки, ассоциативные связи в процессе ее восприятия в этом возрасте ограничиваются единичными, бедными сугубо конкретными и односложно называемыми образами. В силу сравнительно слабой устойчивости внимания ребенок в младшем дошкольном возрасте не может долго концентрировать внимание на продолжительном звучании музыки.
     В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребенка, у него вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее психологических ситуаций. Интерпретация вне музыкальных образов и ассоциаций при этом может опираться на яркие картины и сюжетные рассказы, включающие образы – воспоминания и образы – фантазии. В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче. 

     Восприятие  музыки – это сложный многоплановой процесс: в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков (высота, тембр, сила и т. д.), осмысление предыдущего опыта, ассоциации с происходящим в настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их переживание и оценка.
     Необходимо  обратить внимание на то, что качество музыкального восприятия зависит не только от возраста ребенка но и  от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Если с детства ребенок  растет в «немузыкальной» среде, у него может сформироваться негативное отношение к «серьезной» музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию.
     Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым  психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его  нервной системы, общих и музыкальных  способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычайной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика.
     Исследования Б. М. Теплова показали, что качество музыкального восприятия связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческое воображение, фантазия, художественное восприятие мира.
     Экспериментальные исследования последователей Б. М. Теплова  подтвердили правомерность рассмотрения свойств лабильности нервной системы как природной основы для развития некоторых сторон музыкальных способностей, оказывающих влияние на качество музыкального восприятия. Исследования ученых свидетельствуют о том, что повышенные скоростные возможности нервного реагирования способствуют более быстрому приобретению самых разнообразных навыков в детском возрасте, в том числе и навыков музыкального восприятия. При этом скорость переработки воспринятой музыкальной информации обеспечивает непосредственность и живость эмоционального отклика, яркость образных представлений, способствует развитию тонкости эмоционального слуха, являющегося показателем художественной одаренности человека. Сочетание лабильности с выраженной слабостью нервной системы является в ряде случаев благоприятной основой развития воображения, что необходимо для проявления творческого начала в процессе музыкального восприятия.
     Музыкальный репертуар как основа развития детского музыкального восприятия.
     Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, доступность.
     Художественная  ценность музыкальных произведений определяется их способностью отразить богатый духовный мир человека, достаточно полно и глубоко воплотить «интонационный словарь эпохи» (Б. В. Асафьев), излюбленный круг ее образов, тем и интонаций.
     Воспитательная  направленность репертуара связано с его способностью формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление, творческое воображения, представления о красоте в музыке (а через нее – и в окружающей жизни), о высших духовных ценностей.
     Педагогическая  целесообразность музыкального репертуара обусловлена его способностью вызывать у детей положительные эмоции в процессе музыкального восприятия, поддерживать интерес к музыке, развивать  музыкально – эстетические потребности.
     Требования  доступности репертуара рассматривается в двух аспектах:
     - доступность содержания (понимаемая  как соответствие эмоционального  содержания музыки эмоциональному  опыту ребенка, его способности  сопереживать чувством, составляющим  основу музыкального образа);
     - доступность музыкального репертуара (по диапазону, протяженности  тем и сюжетов)  для воспроизведения  его детьми.
     В процессе развития навыков музыкального восприятия важно знакомить детей  с музыкальными произведениями различных  стилей. Это дает возможность обогатить представления ребенка о музыке разных времен, об «интонационном словаре» различных эпох, познакомить с излюбленным в каждую историческую эпоху кругом образов тем и интонаций.   

      Методы  развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста.
     Временной характер музыки требует от ребенка  активного следования за развитием  музыкального образа. Этот процесс основывается на сочетании эмоциональных и интеллектуальных проявлений в ходе музыкального восприятия: важно не только переживать и понимать содержание музыкального произведения, но и различать его отдельные выразительные средства, осознавать их роль в создании музыкального образ. Поэтому, организуется процесс музыкального восприятия, педагог должен наметить определенную последовательность в его развитии, предусмотреть методы и приемы, обеспечивающие овладение ребенком этим видом музыкальной деятельности.
     В качестве важнейшего метода развития музыкального восприятия выступает  наглядно – слуховой метод, в основе которого лежит звучание самой музыки.  При реализации данного метода важно соблюдать  следующие рекомендации:
    Исполнение музыки педагогом должно осуществляться на высоком профессиональном уровне;
    Для восприятия целесообразно предлагать детям музыкальные произведения в исполнении различных музыкальных инструментов, ансамблей и оркестров;
    Наряду с инструментальной музыкой широко использовать музыку вокальную;
    Учитывать возрастные особенности внимания детей, их способность сосредотачиваться на не большом по продолжительности музыкальном произведении или его отрывке;
    При расширении запаса музыкальных впечатлений ребенка соблюдать принцип постепенности и последовательности;
    При организации музыкальной деятельности ребенка учитывать его установку на восприятия музыки;
    Использовать различные приемы и методы активизации слухового опыта детей в зависимости  от стадии восприятия музыкального восприятия.
        Исполняя музыкальное  произведение, педагог выступает  в качестве посредника между композитором и слушателем, поэтому следует так интерпретировать музыкальное произведение, чтобы ребенок понял его смысл, прочувствовал, эмоционально и сознательно воспринял его музыкально – образное содержание.
        Музыка в исполнении симфонического оркестра также расширяет  музыкальный интонационный опыт ребенка. В этом случае у детей обогащаются представления о выразительных средствах музыки, таких как тембр, регистр, динамика, развивается способность сравнивать звучание различных инструментов, что придает процессу  восприятия музыки проблемный характер, активизирует познавательную активность детей.
        Эффективность использования  наглядно – слухового метода во многом зависит от учета его психологического компонента, а именно – особенностей внимания детей, поэтому необходимо подбирать для восприятия небольшие по объему, но яркие по эмоционально – образному содержанию музыкальные произведения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.