На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Классификация и поведение затрат

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ .3
    Глава 1. ПОНЯТИЕ ЗАТРАТ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………………… …  5
1.1 Понятие затрат. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли …………………….….…..5
1.2 Классификация затрат для принятия решений и планирования …………16
1.3 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности……………………………………… ……………….27
Глава 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ЗАТРАТ…………….....................................32
    2.1 Поведение затрат в зависимости от изменения деловой активности ……32
    2.2 Анализ «затраты – объем – прибыль»……………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

      В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.
      Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.
      Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Формирование затрат является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия охваченного системой управленческого учета.
      Именно от его тщательного изучения и успешного практического применения будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, а также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
        Значение управленческого учета, рассмотренного внутри предприятия, решает вопросы оперативного планирования, контроля и учета отдельных видов деятельности. Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах. В информационной системе предприятия такие функции выполняет бухгалтерский (управленческий) учет.
         Организация сама решает, как организовать управленческий учет, как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат. Эффективность работы предприятия во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей его реальную экономическую самостоятельность, конкурентоспособность и стоимостное положение на рынке.
  Все это доказывает актуальность выбранной темы исследования.
       Целью данной курсовой работы является рассмотрение различных классификаций затрат и раскрытие поведения затрат.
   Задачами курсовой работы являются:
— рассмотреть понятие затрат;
— охарактеризовать классификации затрат;
— рассмотреть поведение затрат и взаимосвязь «затраты — объем — прибыль».  
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЗАТРАТ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Понятие  затрат. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли
   Затраты живого и овеществленного труда  на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».
  Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с  понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии.
   В ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации» определены для целей бухгалтерского учета понятия «доходы» и «расходы». При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)»1. Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы № 2 «Отчет о прибылях и убытков» для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах организации.
   Предметом управленческого учета среди  прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового  учета, это расходы по обычным видам деятельности.
   В п. 9 ПБУ 10/99 по сути изложен механизм перехода от расходов организации к себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности:
    признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды;
    переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в 
    последующие отчетные периоды.

       Термины «доходы» и «расходы» организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие входе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С точки зрения техники российского учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат — расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90, 91. Применительно к счету 90 «Продажи» расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).1
   Понятие «издержки» из числа рассмотренных  является наиболее обобщающим показателем. Издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности.
  Большое значение для правильной организации  учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.
  По  месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).
  Носителями  затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
  По  видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.
  В управленческом учете классификация  затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:
    расчет себестоимости произведенной продукции и определение раз 
    мера полученной прибыли;

    принятие управленческого решения и планирование;
    контроль и регулирование производственной деятельности центров от 
    ветственности .

   Решению каждой из названных задач соответствует  своя классификация затрат. Так, для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:
    входящие и истекшие;
    прямые и косвенные;
    основные и накладные;
    входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепро- 
    изводственные (периодические, или затраты периода);

    одноэлементные и комплексные;
    текущие и единовременные.
    Для принятия решения и планирования различают:
    постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) 
    затраты;

    затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;
    безвозвратные затраты;
    вмененные затраты;
    предельные и приростные затраты;
    планируемые и непланируемые.
  Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.
          Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли дается следующая классификация затрат.
      Входящие  и истекшие затраты (затраты и  расходы). Входящие затраты — это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. В бухгалтерском учете истекшие затраты отражаются по дебету счета 90 «Продажи».
      Правильное  деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков. В качестве примера входящих затрат торгового предприятия можно привести одну статью актива баланса — товары. Если эти товары не реализованы и хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как входящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в связи с ними закупочные затраты следует отнести к истекшим. В балансе промышленного предприятия входящие затраты в части производственных запасов представлены тремя статьями, каждая из которых являет собой стадию процесса производства: запасы материалов (на складе и в ожидании переработки), запасы в незавершенном производстве (полуфабрикаты собственного производства) и запасы готовой продукции.
      Итак, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие — тождественны понятию «расходы». Расходы — это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.
      Прямые  и косвенные расходы. К прямым расходам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету счета 20 «Основное производство», и их можно отнести непосредственно на определенное изделие.
      Прямые  материальные затраты. Каждое производственное изделие состоит из каких-либо материалов. Основные материалы — это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично, без особых затрат относить на определенное изделие.
      В ряде случаев экономически невыгодно  учитывать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции. Примерами подобных затрат являются гвозди в мебели, болты в автомобилях, заклепки в самолетах и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, а расходы по ним — косвенными общепроизводственными расходами, которые учитываются в целом за отчетный период, а затем специальными методами распределяются между отдельными видами продукции.
      Прямые  расходы на оплату труда включают все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Издержки на оплату труда за работу, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, называют косвенными расходами на оплату труда. Эти расходы включают оплату труда таких рабочих, как механики, контролеры и другой вспомогательный персонал. Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда относятся к косвенным общепроизводственным расходам.
      Размер  прямых издержек на единицу продукции  практически не зависит от объема производства, и снизить его можно путем повышения эффективности производства, производительности труда, введения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий.
      Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия. В отечественной экономической литературе их также называют накладными расходами.
      Косвенные расходы подразделяются на две группы (табл. 1):
• общепроизводственные (производственные) расходы — это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на счете 25 «Общепроизводственные расходы»;
• общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации и учитываются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы».
      Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют накладными расходами.
      К основным относятся технологически неизбежные расходы, без которых вообще не может быть изготовлена продукция (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.
      К накладным относятся расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.  

                      Таблица 1
      Классификация косвенных (накладных) расходов
Косвенные (накладные) расходы
Общепроизводственные (производственные) Общехозяйственные (непроизводственные)
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Общецеховые расходы  на управление
Амортизация оборудования и транспортных средств 
Текущий уход и ремонт оборудования 

Энергетические  затраты на оборудование 

Услуги  вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест 

Заработная  плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование 

Расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции 

Прочие  расходы, связанные с использованием оборудования
Расходы по производственному  управлению 
Затраты, связанные с подготовкой и  организацией производства 

Содержание  аппарата управления производственными  подразделениями 

Амортизация зданий, сооружений, производственного  инвентаря
Содержание  и ремонт зданий, сооружений, инвентаря 

Затраты на обеспечение нормальных условий  работы 

Затраты на профориентацию и подготовку кадров 

Административно-управленческие расходы 
Расходы по техническому управлению 

Расходы по производственному управлению 

Расходы по управлению снабженческо-заготовительной  деятельностью;
на управление финансово-сбытовой деятельностью
Расходы на рабочую силу: на набор, отбор, подготовку руководителей, обучение переподготовку и на повышение квалификации 

Оплата  услуг, оказываемых внешними организациями
Содержание  зданий, сооружений, инвентаря 

Обязательные  сборы, налоги, платежи и отчисления по установленному законодательством  порядку
 
     Основные затраты в зарубежной литературе называются затратами па продукт (Product cost), а накладные — затратами периода (Period cost).
      Такое разделение затрат основано на том, что  в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделия и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Периодические расходы в основном связаны с обеспечением процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы, в связи с чем списываются на уменьшения прибыли от реализации продукции.
      Такая группировка затрат пока редко встречается  в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем она давно  и широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой, использующих систему учета директ-костинг. В этом случае получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношение объемов производства, цен и себестоимости продукции.
      Большую роль в управленческом учете имеет  группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие. К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущего периода — это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем. К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).
      Производственные  и внепроизводственные (периодические  затраты, или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:
• входящие в себестоимость продукции (производственные);
• внепроизводственные (затраты отчетного периода, или  периодические затраты).
      Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), — это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов:
• прямые материальные затраты;
• прямые затраты на оплату труда;
• общепроизводственные затраты.
      Производственные  затраты овеществлены в запасах  материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасоемкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их формирование считаются входящими, являются активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих отчетных периодах.
      Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного  периода (периодические затраты), — это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые — расходы по управлению предприятием. Учет этих затрат ведется соответственно на балансовых счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов.
      Сравнивая промышленный и торговый учет, можно  выявить различия между такими затратами, как заработная плата, амортизация, страхование. В промышленности многие из подобных затрат относятся к производственной деятельности, и поэтому общепроизводственные затраты становятся расходами лишь тогда, когда продукция (работа, услуга) реализована. На предприятиях торговли эти издержки являются затратами периода.
      Одноэлементные  и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. По этому принципу построена классификация по экономическим элементам.
      Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы.
      Затраты необходимо детализировать в зависимости  от экономической целесообразности и желания руководства. Когда  доля того или иного элемента затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла. Например, на предприятиях с высокой степенью автоматизации заработная плата с отчислениями составляет в структуре себестоимости менее 5%. На таких предприятиях, как правило, не выделяют прямую заработную плату, а объединяют ее с расходами по обслуживанию и управлению производством в отдельную статью, называемую «добавленные расходы».2 

1.2 Классификация затрат для принятия решений и планирования 

      Одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.
      Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:
• переменные, постоянные, условно-постоянные, условно-переменные — в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);              
• ожидаемые  затраты, учитываемые и не учитываемые  в расчетах при принятии решений;
• безвозвратные  затраты (затраты истекшего периода);
• вмененные  затраты (или упущенная выгода предприятия);
• планируемые  и непланируемые затраты.
      Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы.
     Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
        Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) — стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.
      Разделение  затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и в конечном счете при выборе экономической политики предприятия.
      К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.
      Производственные  затраты, которые остаются практически  неизменными в течение отчетного  периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы по аренде производственных площадей, амортизация основных средств производственного назначения.3
         Условно-переменными являются расходы, изменяющиеся с изменением объёма производства. Увеличение объемов производства вызывает увеличение прямых расходов: сырья, заработной платы, топлива и других ресурсов. Однако такая зависимость не всегда является пропорциональной, так как увеличение объемов производства может обеспечиваться и за счет повышения производительности труда, лучшего использования производственных фондов, снижения материалоемкости продукции.
        Условно-постоянными являются расходы, не зависящие от изменения объёма производства. К ним, прежде всего, необходимо отнести общехозяйственные расходы. С увеличением объемов производства в абсолютном выражении расходы на управление остаются примерно теми же, но их относительная доля в себестоимости единицы продукции снижается.4
      Принятые  управленческие решения не могут  быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственные связи с процессом планирования, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты организации необходимо подразделять на планируемые и непланируемые.
      К планируемым затратам относятся производительные расходы предприятия, обусловленные его хозяйственной деятельностью и предусмотренные сметой затрат на производство. Они в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость продукции.
      Непланируемые затраты — это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из  нормальных  условий хозяйственной деятельности предприятия. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах в бухгалтерском учете. К ним относятся потери от брака, простоев и др. Их обособленный учет содействует осуществлению мер, направленных на их предупреждение.5
      В управленческом учете большое значение имеет классификация затрат в  зависимости от их отношения к  действующим на  предприятии нормам,  нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на  начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля   за уровнем издержек производства.
      Затраты целесообразно также группировать и учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т.е., по центрам их возникновения. Такая группировка затрат позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную себестоимость продукции. Данная группировка затрат напрямую зависит от организационной структуры предприятия.
      С вышеприведенной классификацией затрат тесно связана группировка затрат в зависимости от сфер и функций деятельности предприятия. По данному признаку затраты можно подразделять на снабженческо-заготовительные, производственные, сбытовые и организационно-управленческие. Такая группировка затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты вначале собираются в разрезе сфер и функций деятельности предприятия, и только потом — по объектам калькуляции. Это помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.
      Все предпринимаемые меры, направленные на осуществление управленческой деятельности, могут быть сведены на нет, если на предприятии не будет функционировать эффективная система учета. Это направление несет основную ответственность за информационное обеспечение процессов принятия и выполнения необходимых управленческих решений. Для осуществления учетных процедур затраты предприятия группируются по составу, экономическому содержанию, роли в технологическом процессе изготовления продукции, отношению к объему производства, способу и времени включения в себестоимость продукции и т.д.
      По  экономическому содержанию затраты  классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции (табл. 2).
      Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.
      Положением  о составе затрат, включаемых в  себестоимость продукции, установлен единый для всех предприятий перечень элементов затрат, включающий:
 • материальные затраты;
•  затраты на оплату труда;
•  отчисления на социальные нужды;
•  амортизацию;
•  прочие затраты.
      Поэлементная  группировка затрат показывает, сколько  произведено тех или иных видов  затрат  в  целом  по предприятию  за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы. Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности в форме приложения к балансу (форма № 5). Однако такая классификация затрат не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия. Например, электроэнергия на предприятиях может быть использована как в технологическом процессе производства продукции, так и для освещения офиса предприятия, помещения цехов и т. д. В свою очередь, в технологическом процессе электроэнергия может расходоваться на изготовление разнообразных изделий в разных количествах: на одно изделие — больше, на другое — меньше.
      Для решения этих задач применяют  классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли деятельности.
      Таблица 2
Классификация затрат по экономическим элементам и
калькуляционным статьям
Группировка затрат на производство по экономическим  элементам Группировка затрат на производство по калькуляционным  статьям расходов
 
1. Материальные затраты 2. Заработная плата основная и дополнительная
3. Отчисления на социальное страхование
4. Амортизация
5. Прочие затраты
1. Сырье и  материалы (за вычетом отходов) 2. Топливо и  энергия
3. Заработная плата основная и дополнительная рабочих
4. Социальные  отчисления на рабочих
5. Общепроизводственные расходы
6. Брак в производстве
7. Общехозяйственные расходы
 Итого производственная себестоимость
8. Коммерческие  расходы
Итого полная фактическая себестоимость
 
       Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать те затраты, которыми можно управлять, они зависят от принимаемых управленческих решений. Неизбежные, независящие от принимаемых управленческих решений являются нерелевантные затраты. Как правило, это затраты прошлых периодов, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.
К полностью  релевантным или регулированным относятся затраты на заработную плату. Частично релевантными — расходы на маркетинговые исследования, НИОКР.
       С этим также связано деление  затрат на устранимые и неустранимые. Устранимые — затраты, которых можно избежать при ином альтернативном решении. Неустранимых избежать невозможно. Поэтому при принятии управленческих решений во внимание принимаются только устранимые затраты.
      На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные. Эффективные затраты — это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты — это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты — это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат обязательно, поскольку позволяет не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.
     Пример. Предприятием А, реализующим продукцию на внешнем рынке, впрок были закуплены основные материалы на сумму 700 руб. Впоследствии в связи с изменением технологии выяснилось, что для собственного производства эти материалы малопригодны. Произведенная из них продукция окажется неконкурентоспособной на внешнем рынке. Однако российский партнер готов купить у данного предприятия продукцию, изготовленную из этих материалов, за 1000 руб. При этом дополнительные затраты предприятия А по изготовлению продукции составят 800 руб. Целесообразно ли принимать подобный заказ?
      В данном случае сравниваются между собой  две альтернативы: не принимать или принимать заказ. Истекшие затраты по приобретению материалов в сумме 700 руб. уже состоялись и не зависят оттого, какой вариант будет выбран. Они не влияют на выбор решения, не являются релевантными и потому могут не учитываться при принятии решения. Сравним альтернативы по релевантным показателям (табл. 3).
                            Таблица 3
Показатели Альтернатива  I (не принимать  заказ)
Альтернатива  II (принять  заказ)
Выручка от продаж Дополнительные затраты Прибыль --- ---
---
1000 800
200
          Видно, что, выбрав альтернативу II, предприятие А уменьшит свой убыток от покупки ненужных ему материалов на 200 руб., сократив его с 700 до 500 руб.
      Безвозвратные затраты — это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Из предыдущего примера видно, что 700 руб. — безвозвратные затраты. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений.
      Однако  не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными. Вмененные (воображаемые) затраты присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности. В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.6
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.