На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование использования информационных технологий для внедряемой системы управления ОАО «БПЗ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 

    Введение………………………………………………………………………...3 

    1. Теоретические аспекты информационной поддержки стратегического развития организации…………………………………………5

    1.1. Сущность, значение и особенности  информационного обеспечения….5

    1.2. Формирование комплексной информационной системы стратегического развития организации…………………………………………...10

 
    2. Проектирование трансформации  организационной  структуры управления  в информационной системе на  ОАО «БПЗ»…………………...15
    2.1. Основные организационные и экономические  характеристики предприятия ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»……………………….15
    2.2. Использование информационной системы как инструмента трансформации организационной структуры управления на  ОАО «БПЗ»……...22 

    3. Совершенствование использования информационных технологий для внедряемой системы управления ОАО «БПЗ»…………………………..31 

    Заключение…………………………………………………………………...39 

    Список  использованной литературы……………………………………...41 
 
 
 
 

    Введение
    В современных условиях эффективное  управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его автоматизация. Но то, что действительно, скажем, для строго формализованного производственного процесса, отнюдь не столь очевидно для такой изящной сферы, как управление. Трудности, возникающие при решении задачи автоматизированной поддержки управленческого труда, связаны с его спецификой. Управленческий труд отличается сложностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов, многосторонними связями с различными явлениями и процессами. Это, прежде всего, труд творческий и интеллектуальный. На первый взгляд, большая его часть вообще не поддается какой-либо формализации. Поэтому автоматизация управленческой деятельности изначально связывалась только с автоматизацией некоторых вспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством.
    Эффективное управление различными социальными  организациями и системами немыслимо  без использования информации. Такая  ситуация предопределяется тем, что  управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление  цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений. Под информацией обычно понимают процесс передачи сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояния последней.
    Актуальность  данной темы курсовой работы продиктовано тем, что чтобы отвечать требованиям рынка, предприятия должны иметь современные технологии взаимодействия, высококвалифицированный персонал, способный эти технологии освоить, систему управления, могущую путем охвата и использования всех его аспектов, обеспечить высокий уровень качества и устойчивости взаимовыгодного обмена различного рода их продуктами и услугами.
    Целью исследования является разработка и обеспечение информационной поддержки стратегического развития организации.
    Исходя  из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
    - рассмотреть теоретические аспекты информационной поддержки стратегического развития организации;
    - осветить проектирование трансформации организационной структуры управления в информационной системе на  ОАО «БПЗ»
    - разработать предложения по совершенствованию  использования информационных технологий для внедряемой системы управления ОАО «БПЗ».
    Объект  исследования – ОАО «БПЗ».
    Предмет исследования – проектирование и использование информационного обеспечения системы управления в целях повышения обоснованности принимаемых управленческих решений.
    При исследовании вопросов и решении задач, вытекающих из цели работы, использовались методы системного экономико-статистического анализа, экспертных оценок, экономико-математического моделирования.  
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические аспекты информационной поддержки стратегического развития организации

    1.1. Сущность, значение  и особенности  информационного  обеспечения

    Важнейший фактор повышения эффективности  производства в любой отрасли  является улучшение управления. Совершенствование  форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств.
    Различные информационно-технические новшества  следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, появление телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства [7, с.69].
    От  совершенствования информационного  обеспечения возможны следующие  положительные результаты:
    1) Возможная экономия расходов  за счёт снижения
    фонда заработной платы
    коммунальных услуг
    стоимости программного обеспечения
    расходов на почту
    расходов на оформление договоров
    расходов на перераспределение сырья
    2) Устранение возможных расходов  в будущем
    избежание будущего роста численности персонала
    уменьшение требований к обработке данных
    снижение стоимости обслуживания
    3) Возможные нематериальные выгоды
    улучшение качества информации
    повышение производительности
    улучшение и ускорение обслуживания
    новые производственные мощности
    более уверенные решения
    улучшение контроля
    уменьшение просроченных платежей
    полное использование программного обеспечения
    Понятие информации является достаточно ёмким  и широко распространено в настоящее  время. Сам термин информация происходит от латинского слова information – разъяснение, осведомление, изложение.
    Процесс передачи и получения информации представлен ниже на схеме (рисунок 1).  Это простая схема передачи информации в одном направлении. 

        
 
 
 

    Рисунок 1 - Процесс передачи и получения информации
    Процесс передачи информации даже в одном  направлении проходит через множество  посредников, а это значит, что  во время передачи информации происходит её задержка  и искажение. Кроме  того, информация может преобразовываться в зависимости от того к кому она адресована. Так, например, при передачи информации вверх от подчинённых к руководителю происходит её обобщение, а при передачи вниз, от руководителя к подчинённым  наоборот – она конкретизируется. Главное в этом процессе максимальная скорость передачи информации при минимальных допустимых искажениях. От этого в первую очередь зависит правильность принимаемых решений и как следствие увеличивается прибыль организации.
    В процессе управления постоянно происходит обмен информацией. Причём направление перемещения информации может быть вертикальным (от руководителя к подчинённым или от подчинённых к руководителю), так и горизонтальным (между начальниками подразделений, подчинёнными одного уровня). В качестве источника информации может быть уровень цен на рынке, размер прибыли фирмы в прошлом квартале или указание руководителя (рисунок 2).
    Из  рисунка видно, что на эффективность  принимаемых решений по управлению влияет множество показателей:
    Качество, достоверность и оперативность получения информации
    Знания, опыт, личные качества руководителя
    Квалификационный состав подчинённых
    Ситуация на рынке
       
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2 - Система управления объектом 

    где, Iвх – входная информация о том, в каком состоянии объект управления должен быть
    Iос – осведомляющая информация о текущем состоянии объекта управления
    Iу – управляющая информация в результате сравнения
    U – воздействие исполнительного органа на объект управления
    V – отклонение состояния объекта управления под воздействием внешней среды
    Менеджмент  в полной мере использует объективную  и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это — объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса [1, с.248].
    Информацию  можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаимосвязи.
    Суть  информации составляют только те данные, которые уменьшают неопределенность интересующих менеджера событий. Информация в менеджменте — сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющая определить ряд альтернативных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) найти оптимальное управленческое решение, осуществить контроль за его выполнением. Информация, следовательно — необходимая предпосылка соединения и последующего органического срастания процессов труда и развития личности.
    Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к руководителю, имеют определяющую роль в обеспечении действенности управления. Анализ информации не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию.
    В деятельности крупных фирм передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов.
    Важное  значение имеет информация о возникновении  в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.
    Существенную  роль в принятии решений играет научно-техническая  информация, содержащая новые научные  знания, сведения об изобретениях, технических  новинках своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий  фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.
    Информация  служит основой для подготовки соответствующих  докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений.
    Содержание  каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев  и вырабатываемых управленческих решений [6, с.119].

    1.2. Формирование комплексной информационной системы стратегического развития организации

    Развиваясь, компания сталкивается с серьезными проблемами:
      старые методы управления дают все больше сбоев;
      контроль требует большего количества персонала, дополнительных расходов и усложнению управления;
      согласование решений занимает все больше времени, а данные для принятия решений либо отсутствует, либо сильно запаздывает;
      количество финансовых операций и принимаемых решений превосходят предел, за которым уже не ясны причины, приведшие к тем или иным конечным результатам.
    При выборе и внедрении системы необходимо решить технические, административные и организационные задачи. Информационная система есть плод совместных усилий поставщика и персонала компании. Для успешной реализации проекта:
    необходимо провести обследование и проектирование будущей системы. Другими словами, необходим точный анализ текущей ситуации и модель будущей системы;
    разработчик должен произвести настройку системы. При внедрении требуется этап тестирования, с целью выявления потенциальных ошибок;
    внедрение разбивается на две крупные части: подготовка администраторов из персонала предприятия и непосредственно запуск подсистем в отделах и подразделениях.
    Российские  разработки при достаточно низких ценах  и удовлетворительной функциональности обладают ограниченными возможностями  по консультированию заказчика и ориентированы на бухгалтерские службы, а не на менеджмент. Слабая проработка контрольных и управляющих функций является ахиллесовой пятой практически всех российских систем.
    При выборе программно-аппаратных платформ и отдельных бизнес приложений должны применяться непротиворечивые, согласующиеся технологии. И, наконец, соблюдение единой технологии эксплуатации и обслуживания системы. Помимо этих ключевых требований, есть еще целый ряд общих технических требований для любой информационной системы:
    быстродействие, то есть достаточно малое время реакции системы (единицы секунд) при вводе, поиске и обработке информации;
    надежная защита от несанкционированного доступа к данным и регистрация действий персонала;
    удобный пользовательский интерфейс рабочих мест;
    возможность масштабирования и развития системы;
    интеграция с модулями, используемыми в системе передачи данных;
    возможность проведения конвертации данных из использовавшихся в прошлом приложений в новую систему;
    высокая надежность работы [10, с.312].
    Методика  создания корпоративных информационных систем содержит ряд следующих общих  положений:
    Технология построения системы по моделям "как надо", без попыток программирования действующих сейчас алгоритмов. Практика создания систем по модели "как есть" показала, что автоматизация без проведения реинжиниринга бизнес процессов и модернизации существующей системы управления не приносит желаемых результатов и неэффективна. Ведь использование в работе программных приложений - это не просто сокращение бумажных документов и рутинных операций, но и переход на новые формы ведения документооборота, учета и отчетности.
    Технология построения систем с подходом "сверху вниз". Если решение об автоматизации принято и одобрено высшим руководством, то внедрение программных модулей осуществляется с головных предприятий и подразделений, а процесс построения корпоративной системы проходит гораздо быстрее и эффективнее, чем при внедрении системы первоначально в низовые подразделения. Только при внедрении "сверху вниз" и активном содействии руководства можно изначально правильно оценить и провести весь комплекс работ без незапланированных издержек.
    Технология поэтапного внедрения. Поскольку комплексная автоматизация - это процесс, в который вовлекаются практически все структурные подразделения предприятия, технология поэтапного внедрения является наиболее предпочтительной. Первыми объектами автоматизации становятся те участки, на которых в первую очередь необходимо наладить процесс учета и формирования отчетных документов для вышестоящих органов и смежных подразделений.
    Привлечение к разработке будущих пользователей. При выполнении работ по комплексной автоматизации фирмой-интегратором меняются функции отделов информационных технологий фирмы-заказчика, и возрастает их роль в общем процессе перехода предприятия на прогрессивные методы управления. Во время реализации проекта сотрудники отделов вместе с разработчиками работают с информацией и моделями, участвуют в принятии решения по выбору технологических решений и, самое главное, организуют взаимодействие поставщиков решения и сотрудников предприятия. При эксплуатации информационной системы на плечи сотрудников автоматизированной системы управления ложится обслуживание и сопровождение системы (если не заключен договор на сопровождение с фирмой-поставщиком). Специалисты заказчика являются инициаторами и исполнителями подготовки предложений по совершенствованию и развитию существующей системы. Это позволяет им лучше приспособить ее к своим требованиям, поэтому эти требования должны быть основательно продуманы, чтобы информационные технологии не использовались там, где легко можно справиться с задачами управления с помощью карандаша и листа бумаги.
    Система должна поддерживать такую схему  взаимодействия между модулями и  автоматизированными рабочими местами, которая отвечала бы требованиям и техническим возможностям пользователя. Важнейшими параметрами информационной системы являются надежность, масштабируемость, безопасность, поэтому при создании таких систем используется архитектура клиент-сервер. Эта архитектура позволяет распределить работу между клиентской и серверной частями системы, предусматривает развитие и совершенствование в соответствии с особенностями решаемых задач. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения спроса на клиент-серверные приложения, которые обладают в области учета и управления большими возможностями, чем файл-серверные системы при обработке больших объемов данных, возможностью создания распределенных систем, а также достаточной интеграцией с другими системами [5, с.114].
    На  современном этапе формирования рынка большое внимание уделяется  малым предприятиям. Очевидно, что  с мелкого предпринимательства  начинается всякое производство, всякий бизнес, основанный на применении силы свободного человека. Ограничение численности предприятия кажется некоторым экономистам серьезным барьером, который не будет позволять предприятию расти и развиваться. Но это не так. Производство можно наращивать за счет внедрения техники, передовой технологии, одним из основных направлений которой в настоящее время считается внедрение информационных технологий на базе интегрированной информационной системы управления бизнесом.
    Трудности и сложности применения информационной системы для малого бизнеса заключаются в большом многообразии предприятий, в разных формах организации производства, в широком ассортименте выпускаемой продукции. Хотя для отдельного предприятия число видов изделий и услуг весьма ограничено. Все это обуславливает создание информационной системы для малого бизнеса, по объему и функциональным возможностям соизмеримых с информационной системой крупных корпораций, поэтому, с одной стороны, можно проектировать информационную систему для отдельных компаний, учитывая их специфику. Но разработка индивидуальной информационной системы для каждого предприятия экономически невыгодна. Особенно это касается малых предприятий, когда практически каждое из них несет особенность организации процессов, позволяющих данному быть конкурентоспособным. С другой стороны, более радикальным можно считать построение универсальной интегрированной системы, позволяющей уменьшить масштаб данной системы для конкретного заказчика путем исключения и перевода в пассивное состояние не задействованных модулей. При этом панели управления этими модулями также переводятся в "скрытое" состояние.
    К решению о необходимости внедрения  информационных технологий приходит все  большее число руководителей  предприятий самых разных сфер бизнеса. Хотя внедрение системы обходится  весьма дорого, сохранение существующего порядка, (а, как правило, беспорядка) может обойтись еще дороже. Конкуренция не дает возможности остановиться и расслабиться. В то же время, только информационные системы как таковые и технические средства, применяемые для их внедрения, не являются достаточными для достижения конкурентного преимущества. Эффективность от их внедрения проявляется лишь при должном внимании к вопросам менеджмента и организационным аспектам бизнеса [12, с.192].
    Потребность в информационных технологиях многолика и проявляется в конкретных условиях. Существуют виды деятельности, где информация особенно важна. Это, например, банковская, биржевая деятельность. В таких организациях применение информационных технологий жизненно необходимо.
    Организации различаются по эффекту, который ожидается от внедрения компьютерных информационных систем. В некоторых случаях грамотное внедрение специальных информационных систем может благоприятно повлиять на достижение конкурентного преимущества, например, за счет улучшения согласованности в работе с удаленными агентами или за счет увеличения скорости выполнения заказов. В других ситуациях компьютерная техника может облегчить выполнение рутинных операций и способствовать систематизации информации. В небольших организациях эффективной оказывается лишь автоматизация бухгалтерии [10, с.239]. 
 

    2. Проектирование трансформации организационной структуры управления в информационной системе на  ОАО «БПЗ» 

    2.1. Основные организационные и экономические характеристики предприятия ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»
    Еще в начале XX века качество Алтайского пива высоко ценилось в России и  за рубежом. Основателями пивоваренного  дела на Алтае считаются Александр  Федорович и Иван Федорович Ворсины, купцы второй гильдии, братья и компаньоны. В 1882 году они основали первый в Барнауле пивоваренный завод, а "Баварское" пиво братьев Ворсиных неоднократно получало в Мюнхене золотые медали. Фирменное пиво выпускалось в керамических бутылках и пользовалось большой популярностью.
    Мощность  завода, занимающего 10 гектаров, позволяет производить ежегодно семь миллионов декалитров (дал.) пива (1 декалитр = 10 литров). С 1996 года идет модернизация оборудования. В 1997 году проведены работы по монтажу линии розлива пива в кеги, усовершенствована система фильтрации. В 2000 году запущена линия по розливу пива в 1,5 литровые пластиковые бутылки. Благодаря уникальной технологии срок хранения увеличился до трех месяцев и это без консервантов.
    Схема производства пива на ОАО «БПЗ» представлена в приложении 1.
    Барнаульское пиво любят за отличные вкусовые качества и абсолютную экологическую чистоту.
    Артезианская  вода из самых недр земли, качественный солод, производимый непосредственно  на заводской солодовне, душистый хмель, поставляемый фирмой БАРТ И СЫН, которая имеет 200-летний опыт в выращивании и обработке хмеля. Все это делает Барнаульское пиво неповторимым напитком. Подтверждение этому - дипломы и медали, которыми удостоено фирменное пиво на Всероссийских и международных выставках и ярмарках.
    Основная  деятельность:
    Производство  пива простого и пастеризованного, производство пива в кегах пастеризованного со сроком хранения от 60 суток, производство солода товарного, производство напитков.
    Завод введен в эксплуатацию 3 июля 1978 года, а 26 февраля 1993 года преобразован в открытое акционерное общество.
    Основные  фонды предприятия оцениваются  приблизительно в 100, 6 млн. руб. (в текущих  ценах) по остаточной стоимости.
    Учредитель  общества - комитет по управлению имуществом Алтайского края. В настоящее время ОАО «БПЗ» доли госсобственности не имеет, акции выкупились полностью и распределились следующим образом:
    16,4% акций – владельцы юридические лица;
    74,8% акций – владельцы физические лица;
    8,8 % акций – на балансе ОАО «БПЗ».
    Основной  продукцией предприятия является пиво бутылочное, бочковое, пиво в КЕГах и ПЭТ-бутылке.
    Мощность  завода позволяет производить пива – 72 млн. литров в год, солода – 13,5 тыс. тонн в год.
    Завод занимает территорию общей площадью 16 га, из них 9,8 га находятся в собственности завода, полезная площадь – 42,7 тыс.м?. Производственные цеха занимают 36,63 тыс. м?. Вспомогательные цеха – 7,8тыс. м?.
    В настоящее время на ОАО «БПЗ»  реализуется концепция аналитического планирования, которая предусматривает  переход от существующей линейно – функциональной структуры к структуре предприятия на основе бизнес – процессов (Приложение 2).
    Организационная  структура ОАО  «Барнаульский  пивоваренный завод» (Приложение 3).
    Основные  цеха завода (рисунок 3):
      
    Рисунок 3 - Основные цеха завода ОАО «БПЗ» 

    Варочный  цех оснащен уникальными котлами  из чистой меди. Оборудование завода состоит  из импортного и отечественного:
    Солодовенный цех и элеватор – турбовоздуходувки – производства Чехии.
    Пивоваренный цех – оборудование на 70% производства Германии.
    Компрессорный цех – смешанный (русская и чешская компрессорная).
    В цехе разлива пива три линии разлива в стеклянную тару (линии № 1 и № 3 – Россия, линия № 2 – Чехия, пастеризатор – производства Германии).
    Линии разлива в ПЭТ-бутылку и КЕГи полностью произведены в Германии.
    За  эти годы освоено производство свыше 10 наименований пива: Барнаульское, Ворсин (5 видов), Медея, Гольфштайнер, Жигулевское, Чешское, Привал, Златогорье.
    В настоящее время завод перешел  к выпуску в основном своей фирменной продукции по разработкам специалистов завода: пива «Барнаульское», «Ворсин», «Жигулевское», «Медея», высокоплотное «Привал» и др.
    Все напитки готовятся исключительно  на экологически чистом сырье, артезианской воде, а некоторые сорта («Златогорье», «Привал», «Медея») на основе уникальных целебных трав  Горного Алтая и горно-алтайского меда.
    Завод получил исключительное право пользоваться Знаком соответствия Российских стандартов.
    Продукция барнаульских пивоваров постоянно  занимает призовые места на всех престижных выставках-ярмарках России, и в конце 2001 года была включена в список «100 лучших товаров».
    Для ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» характерна линейно – функциональная структура, сохраняющаяся в течении 23 лет.
    Рост  численности работающих обусловлен тем, что был пополнен автопарк двумя грузовыми машинами для доставки продукции, создана дополнительная сеть своих торговых точек и магазинов, введена в эксплуатацию линия розлива в ПЭТ-бутылку, вышел почти на полную мощность солодовенный цех.
    По  финансовым результатам работы крупнейшее алтайское пивоваренное предприятие  ОАО "Барнаульский пивоваренный завод" (БПЗ) вошло в сборник "1000 лучших предприятий России" и заняло в нем 170-ю строчку. Впервые в истории алтайского пивоварения БПЗ позиционировал новый сорт своего пива "Ворсин" как общероссийский брэнд.
    Акционерное общество имеет на территории края 37 фирменных магазинов и торговые представительства в городах  Кемерово, Новосибирске, Бердске, Красноярске  и ряде других. За последние три года капитальные вложения в основной капитал составили 10 миллионов долларов. По рейтинговым данным Союза промышленников и предпринимателей, среди тысячи лучших предприятий России Барнаульский пивоваренный завод находится на 170-м, среди предприятий пищевой отрасли — на 114-м, среди предприятий пивоварения — на 9-м, предприятий края — на 2-м месте. По итогам аналитических исследований ряда отечественных и зарубежных центров рыночной конъюнктуры, Барнаульский Пивоваренный Завод вошел в число 160 российских предприятий, обладающих перспективой экономического роста.
    ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» стоит особняком на региональном рынке пенного напитка. Не входя  в общероссийские холдинги, это предприятие  не только удерживает завидно прочные  позиции в Алтайском крае, но и активно продвигает свою продукцию в другие регионы Сибири. На сегодня Барнаульский пивоваренный завод по объему производства входит в тройку лидеров среди производителей пива Сибирского федерального округа.
      Отличительной, в положительном плане, чертой предприятия является то, что оно имеет в своем составе вспомогательные производства, которые производят следующие необходимые виды ресурсов — это пар, солод, теплоэнергия. Кроме того, предприятие самостоятельно добывает воду (артезианскую), необходимую для производства продукции, из собственных скважин. Поэтому предприятие относительно независимо от поставщиков энергоресурсов.
      Технологический процесс производства пива.
      Основным  сырьем для приготовления пива служит ячменный солод, который получают из пивоваренных сортов ячменя.
      Процесс производства пива состоит из следующих  основных операций: очистка и дробление  солода, приготовление пивного сусла, его сбраживание, осветление и розлив в бутылки, бочки, КЕГи и ПЭТ-бутылки.
      Для организации непрерывного процесса производства пива необходимо постоянное наличие на заводе запасов основных компонентов (солод, ячмень, хмель, а также все необходимые добавки) или их бесперебойная поставка. В настоящее время на заводе сформированы и поддерживаются полуторамесячные запасы ячменя и солода. Поставки остальных материалов и комплектующих осуществляются непосредственно с заводов изготовителей в рамках ранее заключенных договоров. Все поставщики предприятия проверены временем, дорожат установленными деловыми контактами и не допускают срывов поставок.
   Приведем диаграмму в процентном соотношении, сколько используется сырья для производства пива (рисунок 4).
   
    Рисунок 4 - Структура сырья продукции ОАО «БПЗ» 

    Связь завода с поставщиками и потребителями осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. Складская зона размещена с учетом эффективного использования фронта железнодорожных путей для погрузо-разгрузочных операций. К заводу примыкает автодорога с асфальтовым покрытием. Наличие складов и подъездных путей позволяет заводу в полной мере заниматься коммерческой деятельностью.
    Работа  за 2010 год характеризуется увеличением  объема выпуска пива (темп роста 100,4%) в натуральном выражении к  уровню 2009 года (рисунок 5).
 

    Рисунок 5 - Производство пива за 2009-2010 гг.
    Доли  выпуска пива по различным видам  тары в сравнении с 2009 г. показаны на рисунке 6.

    Рисунок 6 - Структура выпуска пива по таре за 2009-2010 гг.
    В структуре фактического выпуска  по таре в 2010 году произошли изменения по сравнению с фактом 2009 года, а именно:
    увеличились доли пива в стеклобутылке на 3%, пива в ПЭТ-бутылке 2,5 л. на 1 % и  пива в кегах на 5%,
    уменьшилась доля пива в ПЭТ-бутылке 1,5 л. на 9 %.
    В течение 2010 года производилось 32 сорта пива. С мая 2010 года возобновилось производство пива «Файер бир», начался выпуск пива «Барнаульское живое» в ПЭТ бутылке 1,5 л. и 2,5 л., в апреле сорт «Удачное» стал выпускаться в кегах, в августе начат выпуск сорта «Бархатное» в стеклобутылке. В июле запущен выпуск новых сортов пива «Алтайское янтарное светлое», «Алтайское янтарное крепкое», «Вайс Тигер», в августе «Чешское белое». В июле был проведен рестайлинг торговой марки «Ворсин», появились такие сорта, как «Ворсин Благородное» и «Ворсин Сильное». На экспериментальном участке в ноябре возобновлен выпуск сорта «Медея», в декабре начат выпуск двух новых сортов: «Альтендорф Бир» и «Йозеф Гролле пилзнер».
    Для выпуска пива в течение года было произведено 7,85 тыс. тонн солода.
    На  заводе имеется лаборатория и  отдел технического контроля, обеспечивающие качество выпускаемой продукции. Лаборатория обеспечивает проведение входного контроля качества получаемого сырья, материалов и операционного контроля технологического процесса. Отдел технологического контроля осуществляет приемку готовой продукции по качеству на основании данных входного и операционного контроля, а также периодические испытания продукции. Лаборатория и ОТК обеспечены необходимым современным оборудованием для проведения всех требуемых анализов. Заводская лаборатория имеет аттестационное свидетельство, что дает возможность оказывать услуги сторонним организациям. Качество производимой продукции подтверждается имеющимися сертификатами, а также многочисленными дипломами и медалями с международных выставок. 

    2.2. Использование информационной системы как инструмента трансформации организационной структуры управления на  ОАО «БПЗ»  

    Для ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» характерна традиционная линейно-штабная  структура (см. Приложение 3), сохраняющаяся уже в течение 23 лет.
    В период плановой экономики важнейшей  задачей предприятия было обеспечение  необходимого количества продукции (задачи снабжения, реализации, развития были второстепенны), поэтому значимость руководителей подразделений основного  и обслуживающих производств, инженерных служб была приоритетной.
    Во  времена рыночной экономики реструктуризация устоявшейся модели управления оказалась  достаточно сложным процессом по причине исторически сложившихся  устоев в сознании руководителей. Ситуация начала меняться с появлением частной собственности, но изменения больше имели характер приспособления к воздействиям внешней среды. Так на предприятии были введены новые руководители аппарата управления (заместители Генерального директора по маркетингу и материально-техническому обеспечению), новые  службы (отдел торговли, отдел маркетинга), но их деятельность осуществляется до сих пор на основе приобретённого ранее опыта без научного обоснования стратегии, без применения знаний квалифицированных специалистов.
    В настоящее время на ОАО «БПЗ»  реализуется концепция аналитического планирования, которая предусматривает  переход от существующей линейно  – штабной структуры к структуре  предприятия на основе бизнес –  процессов. Традиционная структура  ОАО  «Барнаульский пивоваренный завод» показана в приложении 3.
    В данной структуре были выявлены следующие основные недостатки:
    •  сложность координации различных  структурных подразделений;
    •  конкуренция и конфликты между  структурными подразделениями завода;
    •  излишняя специализация и узость управленческого мышления;
    • узкофункциональная близорукость, свойственная данной структуре, препятствует инновационной деятельности;
    •  искажение информации при переходе от одного структурного подразделения  к другому;
    •  старание угодить вышестоящему руководству, а не коллеге из соседнего отдела, и тем более клиенту;
    • разбросанность функций управления по структурным подразделениям ОАО  «БПЗ». Это обусловливается тем, что большая часть реальных деловых  процессов ОАО «БПЗ», например процесс планирования, состоит из множества функций, которые выходят за рамки отдельных структурных подразделений.
    В настоящее время на ОАО «Барнаульский  пивоваренный завод» реализуется концепция аналитического планирования, которая предусматривает переход от существующей линейно-штабной структуры к структуре предприятия на основе бизнес-процессов. Проектирование данной структуры будет рассмотрено нами в следующей главе ВКР.
    Для проектирования функционально-структурной  модели на ОАО «БПЗ» была создана  группа планирования, которая в течение ряда лет исследовала деловые процессы (бизнес-процессы) предприятия.
    Учитывая  особенности технологии и бизнеса  предприятия, сначала формировались базовые бизнес-процессы ОАО «БПЗ». Затем выделялись вспомогательные (обеспечивающие) бизнес-процессы, формирующие инфраструктуру организации.
    К базовым бизнес-процессам ОАО  БПЗ отнесем следующие:
    - обновление и модернизация оборудования;
    - реконструкция и модернизация  пивоваренного производства;
    - модернизация и усовершенствование производственных процессов различных подразделений предприятия;
    - реинжиниринг бизнес-процессов;
    - создание собственных сырьевых  производств;
    - оптимизация ассортимента и создание  эффективной системы сбыта.
    К вспомогательным бизнес-процессам  ОАО «БПЗ» относятся:
    -  разработка продукта, ориентируемая  на узловой сегмент рынка;
    – дизайн, тара, упаковка;
    – анализ прибыльности продукта;
    – стратегия цен на основе информации о рынке;
    -  стратегия сбыта (создание собственной  сбытовой сети);
    - стратегия информационного воздействия (развитие рекламной кампании);
    -  резкое снижение производственных  издержек;
    - развитие сети розничной реализации  пива.
    Группой планирования рассматривались несколько  вариантов структуры предприятия  на основе бизнес-процессов. Главным  признаком выбора одного из вариантов явилась естественность трансформации существующей структуры в новую.
    На  ОАО «БПЗ» приказом генерального директора №19 от 18.09.10. «О формировании группы экспертов по определению деловых процессов ОАО «БПЗ»» была сформирована группа экспертов из 8 человек. В ее состав вошли специалисты, хорошо знающие производственный, технологический, экономический аспекты деятельности ОАО. Это следующие эксперты: заместитель генерального директора, главный инженер, начальник ПЭО, главный технолог, главный бухгалтер и основные акционеры.
    Задача  экспертов состояла в том, чтобы  сформировать бизнес-процессы ОАО, определить критерии и выбрать наиболее предпочтительный вариант структуры бизнес-процессов.
    Были  выделены следующие наборы бизнес-процессов:
    1. Аналитическое планирование. Снабжение.  Подготовка производства. Производство. Вспомогательное производство. Сбыт, маркетинг. Кадры. Обеспечение  безопасности
    2. Аналитическое планирование. Снабжение.  Подготовка производства. Производство. Сбыт, маркетинг. Кадры. Обеспечение безопасности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.