Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления внешнеполитической деятельности России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3                                                                                                                       1.Теоретический подход к анализу международных отношений                   и внешней политики  государства…………………………………………...6
      1.1  Понятие и сведения о международных отношениях………………..6                                
   1.2 Внешняя политика, ее функции, цели, средства реализации………..10
   1.3 Сущность и роль государства как участника                                           международных отношений……………………………………………………………………………15
2. Основные направления  внешнеполитической  деятельности России..17     
   2.1 Россия в системе международных отношений………………………17
   2.2   США в системе международных отношений………………………22                                      
   2.3 Российско-американские отношения…………………………………25                                                        
Заключение……………………………………………………………………29                                                                                                              
Список  используемой литературы…………………………………………30                                                                        
 

                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
  Актуальность  темы исследования определяется начавшимися  в 90-е годы XX века существенными изменениями  в экономической и политической, духовной и правовой системах, которые  обусловили появление новых для  России по содержанию. Развитие экономики  в современных условиях невозможно без совершенствования внешнеэкономических  связей. С учетом современного состояния  промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как  повышение эффективности и конкурентоспособности  российской промышленности на внешнем  и внутреннем рынках и переход  на этой основе в стадию подъема.
  Наиболее  эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки  экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта. Функции и  возможности внешнеэкономической  деятельности расширяются. На современном  этапе внешнеэкономическая деятельность промышленного предприятия определяется как производственно-финансовый комплекс экономических отношений, связанных  с расширением рынков сбыта производимой продукции, технологическим перевооружением  производства и повышением финансовой устойчивости предприятий за счет освоения зарубежных рынков. Внешнеэкономическая  деятельность является одним из наиболее важных и приоритетных направлений  в современном экономическом  развитии любого государства, в том  числе и России. Следует отметить, что за последние годы в нашей  стране произошли серьезные изменения  в этой области.
  Актуальность  темы обусловлена также тем, что  это малоисследованная в настоящее  время на монографическом и общетеоретическом  уровне проблема.
  Объектом  исследования стала внешнеполитическая деятельность России, рассматриваемая в контексте значимости повышения роли и места государства в мире.
  Предметом исследования выступает совокупность внешнеполитических механизмов, имеющихся или потенциально могущих быть использованными для укрепления позиций страны на мировой арене.
  Цель работы  - провести анализ внешнеполитической и международной деятельности Российской Федерации.
  Исходя  из поставленной цели, для более полного раскрытия темы были определены следующие задачи:
    Изучить понятие и сведения о международных отношениях.
    Рассмотреть внешнюю политику, её функции, цели, средства реализации.
    Раскрыть сущность и роль государства как участника международных отношений.
    Произвести анализ России в системе международных отношений.
    Произвести анализ США в системе международных отношений.
    Раскрыть российско-американские отношение.
      Степень научной разработанности проблемы. При изучении вопросов внешнеполитической деятельности современного государства нельзя было обойти вниманием труды:
- раскрывающие особенности формируемого миропорядка, специфику глобальных процессов;
- сущность и роль государства, как ведущего участника международных отношений.
      Особенности системы международных отношений, различных векторов мировой политики в условиях глобализации раскрывается в работах: Е. П. Бажанова, У. Бека, М. М. Лебедевой, А. И. Уткина, П. А. Цыганкова, А. Этциони и других авторов. Тема государства как участника международных отношений раскрывается в трудах А. С. Блинова, А. Д. Богатурова, Дж. Ная, Б. Рассета, X. Стара, А. Уолферса, М. А .Пешкова, Дж. Фрэнкела.
        Методологическую основу исследования составили системный и структурно-функциональный подходы. Основные аспекты проблемы эффективного государства рассмотрены с позиций междисциплинарного подхода. Также применяется статистический метод обработки информации. Репрезентативность и достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием общенаучных и специальных методов, в том числе анализа, синтеза, моделирования, сравнительного анализа, и других методов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретический подход к анализу международных отношений и внешней политики государства
1.1 Понятие и сведения о международных отношениях
    Международные отношения — составная часть науки, включающей дипломатическую историю, международное право, мировую экономику, военную стратегию и множество других дисциплин, которые изучают различные аспекты единого для них объекта.
    Особое значение имеет для нее «теория международных отношений», под которой, в данном случае, мы понимаем совокупность множественных концептуальных обобщений, представленных полемизирующими между собой теоретическими школами и составляющих предметное поле относительно автономной дисциплины. В этом смысле «теория международных отношений», как подчеркивает Стэнли Хоффманн, является одновременно и очень старой, и очень молодой. Уже в древние времена политическая философия и история ставили вопросы о причинах конфликтов и войн, о средствах и способах достижения порядка и мира между народами, о правилах их взаимодействия и т.п., — и поэтому она является старой. Но в, то, же время она является и молодой — как систематическое изучение наблюдаемых феноменов, призванное выявить основные детерминанты, объяснить поведение, раскрыть типичное, повторяющееся во взаимодействии международных акторов. Такое изучение относится, главным образом, к межвоенному периоду. И лишь после 1945 года «теория международных отношений» начинает действительно освобождаться от «удушения» историей и от «задавленности» юридической наукой1.
      Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы:
    Межгосударственные отношения.
    Отношения между региональными межгосударственными объединениям.
    Всемирные правительственные и неправительственные организации.
      Международные отношения должны объективно достигать уровня международного сотрудничества. Объективная необходимость перехода к международному сотрудничеству диктуется глобальными проблемами, которые встали перед человечеством во второй половине 20 века и отражают всеобщую тревогу и озабоченность.
      В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования:
    Уважение территориальной целостности и суверенитета.
    Ненападение.
    Невмешательство во внутренние дела друг друга.
    Равенство и взаимная выгода.
    Мирное сосуществование 2.
     Международные отношения представляют собой пространство, в котором протекают процессы мировой политики. Мировая политика и международные отношения взаимозависят. Анализ мировой политики и международных отношений проводится в рамках геополитики и политической глобалистики.
     Понятие «мировая политика» принадлежит  к числу наиболее употребительских  и одновременно наименее ясных  понятий политической науки 3.
  Мировая политика – активный фактор, формирующий  международные отношения.
  Геополитика – политологическая концепция, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами 4.
  Глобалистика - междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире 5.
  Заметные  перемены в российских исследованиях  международных отношений  произошло  во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. Они коснулись как инфраструктуры научных центров, так и содержания разрабатываемых подходов и концепций.  В советские времена для отечественных исследований международных отношений было разделено на две науки:
      - «академическую» - крупные коллективы Академии наук СССР;
      - « университетскую» - мировые экономики и международных отношений, США, Канады, Латинской Америки, Дальнего Востока, Африки, востоковедения, Европы, международного рабочего движения. Экономики мировой социалистической системы 6
  Среди положительных тенденций развития современных международных отношений можно назвать следующие:
       1. Процесс деидеологизации международных отношений. С распадом двухполярной мировой системы, прекратилось и идеологическое противостояние, разделявшее государства на два лагеря.
       2. Переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству. На основе процесса деидеологизации международных отношений народы
и правительства  понимают целесообразность и взаимную выгодность сотрудничества государств в различных областях, торговли экономической  взаимопомощи, развития культурных отношений, научных обменов и т.д.
      3. Формирование международной системы взаимного сдерживания, что позволит рассредоточить силы и влияние в мировой политике.
      4. Демократизация и гуманизация мировой политики. Мировое сообщество пришло к пониманию того, что международные отношения должны приобрести «человеческое измерение», они должны оцениваться с позиции общечеловеческих приоритетов, права каждого человека на жизнь, свободу и нормальные условия существования.
      5. Расширение сферы международных отношений. В сфере современных международных отношений находятся разнообразные отношения: от экономических, политических и дипломатических до творческих контактов специалистов и повседневного общения через Интернет, участниками которых являются государственные чиновники, политические партии, общественные движения, церковные, культурные, спортивные и другие организации.
     6. Осознание общих для всего человечества глобальных проблем. Беды, которые человечество принесло себе само, глобальные катаклизмы природного характера дали землянам почувствовать общность своей судьбы, тесную связь друг с другом, зависимость друг от друга. Люди стали понимать, что другой Земли, кроме этой, у них нет. Это способствует формированию единого мирового сообщества или такой мировой системы.        
      7. Процесс глобализации и тенденция к единообразию. Идеологи современного глобального общества считают, что разделение народов на государства сейчас носит условный характер, так как наблюдается некая универсальность в образе жизни людей, определяемая формированием единого информационного, образовательного, культурного пространства 7.
  Таким образом, рассмотрев понятие и сведения о международных отношениях, сделаем вывод: международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений). 
 
 

      Внешняя      политика,   ее    функции,   цели,        средства
реализации
  Главная функция международных отношений  состоит в том, чтобы найти  пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война.
  Средством реализации международных отношений  государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней  политикой понимается общий курс государства в международных  делах. Она призвана регулировать отношения  данного государства с другими  государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с  его национальными интересами и  целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с  внутренней политикой государства. С этой позиции задача состоит  в обеспечении наиболее благоприятных международных условий для достижения целей и интересов государства.
  Внешняя политика - деятельность   государства    на     международной
арене, регулирующая отношения с другими  субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.
  Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический  и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности   государства   на   тех   или   иных  направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей 8.
  Геополитическое положение государства исторически  доминировало в выборе государством партнеров и развитии взаимоотношений  с его противниками.
  Формой  осуществления внешней политики является:
      - установление дипломатических отношений между государствами;
      - открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них;
      - сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями;
       - осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге, с которыми заинтересовано по тем или иным причинам 9.
  Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными  партнерами позволяет государству  разнообразить сочетание методов  и средств внешнеполитической деятельности:
        - обмен информацией и делегациями на разных уровнях;
       - заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений     по широкому спектру вопросов, включая соглашения конфиденциального и секретного характера;
      - способствование развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других;
      - предотвращение ракетно-ядерной войны;
     - организация превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации;
   - предотвращение техногенных катастроф  и сотрудничество в целях скорейшей  ликвидации их последствий; 
   - борьба с голодом, болезнями,  охрана окружающей среды;
   - подготовка к войне и обеспечение  благоприятной для ведения военных  действий внешнеполитической обстановки  и др.
   Цели  внешней политики можно выделить следующие:
   -  обеспечение безопасности данного  государства;
   -  стремление к увеличению материального,  политического, военного, интеллектуального  и др. потенциала страны;
   -       рост ее престижа в международных  отношениях.  
   Внешняя политика отражает в своих целях, в выборе средств и методов  внутриполитическую ситуацию в государстве, опирается на имеющиеся у него ресурсы и кадровый потенциал.
  К функциям внешней политики государства относятся:
  - оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран;
  представительно-информационная, которая имеет  двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства10.
  - торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.
  Внешняя политика любого государства тесно  взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного  строя11.
  Большое значение для формирования внешнеполитического  курса имеет теория внешней политики. На её основе разрабатываются наиболее эффективные механизмы, методы и  средства достижения внешнеполитических целей.
  Из  конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: “Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой”12.
    Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач.
  Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами.
  В государственных структурах подавляющего большинства современных государств существуют:
   - специализированные органы по осуществлению внешней политики и контролю за этой деятельностью - министерства иностранных дел (или внешних сношений) и парламентские комитеты по вопросам внешней политики;
    - посольства и представительства, в составе которых работают специалисты по военным вопросам (военный атташе) и вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества;  
  - научные и культурные центры за рубежом, работающие под контролем посольств и представительств.
  Общепризнанным  принципом международных отношений  является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить  отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в  вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности13.
  Таким образом, изучив внешнюю политику, можно сделать следующий вывод: внешняя политика - это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями. Однако страны не являются единственными действующими лицами во внешней политике, и внешняя политика страны простирается за пределы отношений с другими странами и включает в себя отношения с такими международными действующими лицами, как международные организации, многонациональные корпорации, объединения, региональные организации и др. Внешняя политика также включает в себя инструменты или способы достижения международных целей. 
 
 
 
 

1.3 Сущность и роль государства как участника международных отношений
  Наиболее  употребительным термином, которым  в науке о международных отношениях принято обозначать участников взаимодействия на мировой арене, является термин "актор". В русском переводе он звучал бы как "актер". И действительно, некоторые  зарубежные авторы иногда напоминают об этом его значении. Так, Б. Рассет и X. Старр подчеркивают, что Шекспир  представлял весь мир как большую  сцену, а людей - ее актерами .
  "Актор" - это любое лицо, которое принимает  активное участие, играет важную  роль, - пишут Ф. Брайар и М.-Р.  Джалили. 
  В сфере международных отношений, подчеркивают они, под актором следует  понимать любой авторитет, любую  организацию, любую группу и даже любого индивида, способного играть определенную роль, оказывать влияние14.
  Основным  участником системы международных  отношений является суверенное государство. Государство – системообразующий  элемент, а межгосударственные связи  являются структурообразующими. В отечественной  и зарубежной политологии - это общепринятый подход. Таким образом, наряду со системообразующими элементами сложная система обладает и несистемообразующими элементами. В настоящее время специалисты  в области международных отношений  выделяют четыре класса несистемообразующих элементов: политические (партии); общественно-политические (церковь, профсоюзы и т.д.); культурно-научные и экономические организации15.
  Государство является универсальной формой политической организации  человеческих общностей: в настоящее время практически  все человечество,
за небольшими исключениями, объедено в государства.
  Функции государства в его наиболее развитой форме сводятся к поддержанию  порядка и безопасности в рамках  отделенной границами территории, созданию условий  для социального и  экономического развития общества, для  распределения благ и услуг, поддержанию  занятости и удовлетворению основных потребностей населения.
  Одной из составляющих в понимании происхождения и сущности государства является категория «национально-государственный суверенитет». Она имеет два основных аспекта – внутренний и внешний. Под этим понимается что, государство свободно в выборе своего экономического пути развития, политического режима, гражданского и уголовного законодательства и т.п. 
    Один из основных принципов суверенитета государств заключается в обеспечении каждого государства собственной безопасности.  Это стремление порождает одну из самых сложных и животрепещущих проблем международных отношений – дилемму безопасности. Она состоит в том, что увеличение безопасности одного из государств может рассматриваться как
небезопасность  для другого и вызывать с его  стороны соответствующие реакции  – от гонки вооружений до войны. Таким образом, все государства-нации  имеют существенные различия в вооружении, экономическому потенциалу, политическому  авторитету, социальной стабильности, территории, населению, и даже по возрасту16.
   Таким образом, рассмотрев государство как участника международного отношения, можно сделать следующий вывод: роль государства очень велика. Она заключается в полномочии представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства.  
 

2. Основные направления внешнеполитической деятельности России
2.1. Россия в системе международных отношений
  Распад  СССР имел серьезные геополитические  последствия. Двухполярная система  международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства  — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.   
    Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер стоящих перед российской внешней политикой проблем уникальны.
    В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.)17.
  Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание   договора  о  коллективной  безопасности,   начало   вывода
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.