На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления внешнеполитической деятельности России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3                                                                                                                       1.Теоретический подход к анализу международных отношений                   и внешней политики  государства…………………………………………...6
      1.1  Понятие и сведения о международных отношениях………………..6                                
   1.2 Внешняя политика, ее функции, цели, средства реализации………..10
   1.3 Сущность и роль государства как участника                                           международных отношений……………………………………………………………………………15
2. Основные направления  внешнеполитической  деятельности России..17     
   2.1 Россия в системе международных отношений………………………17
   2.2   США в системе международных отношений………………………22                                      
   2.3 Российско-американские отношения…………………………………25                                                        
Заключение……………………………………………………………………29                                                                                                              
Список  используемой литературы…………………………………………30                                                                        
 

                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
  Актуальность  темы исследования определяется начавшимися  в 90-е годы XX века существенными изменениями  в экономической и политической, духовной и правовой системах, которые  обусловили появление новых для  России по содержанию. Развитие экономики  в современных условиях невозможно без совершенствования внешнеэкономических  связей. С учетом современного состояния  промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как  повышение эффективности и конкурентоспособности  российской промышленности на внешнем  и внутреннем рынках и переход  на этой основе в стадию подъема.
  Наиболее  эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки  экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта. Функции и  возможности внешнеэкономической  деятельности расширяются. На современном  этапе внешнеэкономическая деятельность промышленного предприятия определяется как производственно-финансовый комплекс экономических отношений, связанных  с расширением рынков сбыта производимой продукции, технологическим перевооружением  производства и повышением финансовой устойчивости предприятий за счет освоения зарубежных рынков. Внешнеэкономическая  деятельность является одним из наиболее важных и приоритетных направлений  в современном экономическом  развитии любого государства, в том  числе и России. Следует отметить, что за последние годы в нашей  стране произошли серьезные изменения  в этой области.
  Актуальность  темы обусловлена также тем, что  это малоисследованная в настоящее  время на монографическом и общетеоретическом  уровне проблема.
  Объектом  исследования стала внешнеполитическая деятельность России, рассматриваемая в контексте значимости повышения роли и места государства в мире.
  Предметом исследования выступает совокупность внешнеполитических механизмов, имеющихся или потенциально могущих быть использованными для укрепления позиций страны на мировой арене.
  Цель работы  - провести анализ внешнеполитической и международной деятельности Российской Федерации.
  Исходя  из поставленной цели, для более полного раскрытия темы были определены следующие задачи:
    Изучить понятие и сведения о международных отношениях.
    Рассмотреть внешнюю политику, её функции, цели, средства реализации.
    Раскрыть сущность и роль государства как участника международных отношений.
    Произвести анализ России в системе международных отношений.
    Произвести анализ США в системе международных отношений.
    Раскрыть российско-американские отношение.
      Степень научной разработанности проблемы. При изучении вопросов внешнеполитической деятельности современного государства нельзя было обойти вниманием труды:
- раскрывающие особенности формируемого миропорядка, специфику глобальных процессов;
- сущность и роль государства, как ведущего участника международных отношений.
      Особенности системы международных отношений, различных векторов мировой политики в условиях глобализации раскрывается в работах: Е. П. Бажанова, У. Бека, М. М. Лебедевой, А. И. Уткина, П. А. Цыганкова, А. Этциони и других авторов. Тема государства как участника международных отношений раскрывается в трудах А. С. Блинова, А. Д. Богатурова, Дж. Ная, Б. Рассета, X. Стара, А. Уолферса, М. А .Пешкова, Дж. Фрэнкела.
        Методологическую основу исследования составили системный и структурно-функциональный подходы. Основные аспекты проблемы эффективного государства рассмотрены с позиций междисциплинарного подхода. Также применяется статистический метод обработки информации. Репрезентативность и достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием общенаучных и специальных методов, в том числе анализа, синтеза, моделирования, сравнительного анализа, и других методов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретический подход к анализу международных отношений и внешней политики государства
1.1 Понятие и сведения о международных отношениях
    Международные отношения — составная часть науки, включающей дипломатическую историю, международное право, мировую экономику, военную стратегию и множество других дисциплин, которые изучают различные аспекты единого для них объекта.
    Особое значение имеет для нее «теория международных отношений», под которой, в данном случае, мы понимаем совокупность множественных концептуальных обобщений, представленных полемизирующими между собой теоретическими школами и составляющих предметное поле относительно автономной дисциплины. В этом смысле «теория международных отношений», как подчеркивает Стэнли Хоффманн, является одновременно и очень старой, и очень молодой. Уже в древние времена политическая философия и история ставили вопросы о причинах конфликтов и войн, о средствах и способах достижения порядка и мира между народами, о правилах их взаимодействия и т.п., — и поэтому она является старой. Но в, то, же время она является и молодой — как систематическое изучение наблюдаемых феноменов, призванное выявить основные детерминанты, объяснить поведение, раскрыть типичное, повторяющееся во взаимодействии международных акторов. Такое изучение относится, главным образом, к межвоенному периоду. И лишь после 1945 года «теория международных отношений» начинает действительно освобождаться от «удушения» историей и от «задавленности» юридической наукой1.
      Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы:
    Межгосударственные отношения.
    Отношения между региональными межгосударственными объединениям.
    Всемирные правительственные и неправительственные организации.
      Международные отношения должны объективно достигать уровня международного сотрудничества. Объективная необходимость перехода к международному сотрудничеству диктуется глобальными проблемами, которые встали перед человечеством во второй половине 20 века и отражают всеобщую тревогу и озабоченность.
      В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования:
    Уважение территориальной целостности и суверенитета.
    Ненападение.
    Невмешательство во внутренние дела друг друга.
    Равенство и взаимная выгода.
    Мирное сосуществование 2.
     Международные отношения представляют собой пространство, в котором протекают процессы мировой политики. Мировая политика и международные отношения взаимозависят. Анализ мировой политики и международных отношений проводится в рамках геополитики и политической глобалистики.
     Понятие «мировая политика» принадлежит  к числу наиболее употребительских  и одновременно наименее ясных  понятий политической науки 3.
  Мировая политика – активный фактор, формирующий  международные отношения.
  Геополитика – политологическая концепция, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами 4.
  Глобалистика - междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире 5.
  Заметные  перемены в российских исследованиях  международных отношений  произошло  во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. Они коснулись как инфраструктуры научных центров, так и содержания разрабатываемых подходов и концепций.  В советские времена для отечественных исследований международных отношений было разделено на две науки:
      - «академическую» - крупные коллективы Академии наук СССР;
      - « университетскую» - мировые экономики и международных отношений, США, Канады, Латинской Америки, Дальнего Востока, Африки, востоковедения, Европы, международного рабочего движения. Экономики мировой социалистической системы 6
  Среди положительных тенденций развития современных международных отношений можно назвать следующие:
       1. Процесс деидеологизации международных отношений. С распадом двухполярной мировой системы, прекратилось и идеологическое противостояние, разделявшее государства на два лагеря.
       2. Переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству. На основе процесса деидеологизации международных отношений народы
и правительства  понимают целесообразность и взаимную выгодность сотрудничества государств в различных областях, торговли экономической  взаимопомощи, развития культурных отношений, научных обменов и т.д.
      3. Формирование международной системы взаимного сдерживания, что позволит рассредоточить силы и влияние в мировой политике.
      4. Демократизация и гуманизация мировой политики. Мировое сообщество пришло к пониманию того, что международные отношения должны приобрести «человеческое измерение», они должны оцениваться с позиции общечеловеческих приоритетов, права каждого человека на жизнь, свободу и нормальные условия существования.
      5. Расширение сферы международных отношений. В сфере современных международных отношений находятся разнообразные отношения: от экономических, политических и дипломатических до творческих контактов специалистов и повседневного общения через Интернет, участниками которых являются государственные чиновники, политические партии, общественные движения, церковные, культурные, спортивные и другие организации.
     6. Осознание общих для всего человечества глобальных проблем. Беды, которые человечество принесло себе само, глобальные катаклизмы природного характера дали землянам почувствовать общность своей судьбы, тесную связь друг с другом, зависимость друг от друга. Люди стали понимать, что другой Земли, кроме этой, у них нет. Это способствует формированию единого мирового сообщества или такой мировой системы.        
      7. Процесс глобализации и тенденция к единообразию. Идеологи современного глобального общества считают, что разделение народов на государства сейчас носит условный характер, так как наблюдается некая универсальность в образе жизни людей, определяемая формированием единого информационного, образовательного, культурного пространства 7.
  Таким образом, рассмотрев понятие и сведения о международных отношениях, сделаем вывод: международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений). 
 
 

      Внешняя      политика,   ее    функции,   цели,        средства
реализации
  Главная функция международных отношений  состоит в том, чтобы найти  пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война.
  Средством реализации международных отношений  государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней  политикой понимается общий курс государства в международных  делах. Она призвана регулировать отношения  данного государства с другими  государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с  его национальными интересами и  целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с  внутренней политикой государства. С этой позиции задача состоит  в обеспечении наиболее благоприятных международных условий для достижения целей и интересов государства.
  Внешняя политика - деятельность   государства    на     международной
арене, регулирующая отношения с другими  субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.
  Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический  и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности   государства   на   тех   или   иных  направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей 8.
  Геополитическое положение государства исторически  доминировало в выборе государством партнеров и развитии взаимоотношений  с его противниками.
  Формой  осуществления внешней политики является:
      - установление дипломатических отношений между государствами;
      - открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них;
      - сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями;
       - осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге, с которыми заинтересовано по тем или иным причинам 9.
  Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными  партнерами позволяет государству  разнообразить сочетание методов  и средств внешнеполитической деятельности:
        - обмен информацией и делегациями на разных уровнях;
       - заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений     по широкому спектру вопросов, включая соглашения конфиденциального и секретного характера;
      - способствование развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других;
      - предотвращение ракетно-ядерной войны;
     - организация превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации;
   - предотвращение техногенных катастроф  и сотрудничество в целях скорейшей  ликвидации их последствий; 
   - борьба с голодом, болезнями,  охрана окружающей среды;
   - подготовка к войне и обеспечение  благоприятной для ведения военных  действий внешнеполитической обстановки  и др.
   Цели  внешней политики можно выделить следующие:
   -  обеспечение безопасности данного  государства;
   -  стремление к увеличению материального,  политического, военного, интеллектуального  и др. потенциала страны;
   -       рост ее престижа в международных  отношениях.  
   Внешняя политика отражает в своих целях, в выборе средств и методов  внутриполитическую ситуацию в государстве, опирается на имеющиеся у него ресурсы и кадровый потенциал.
  К функциям внешней политики государства относятся:
  - оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран;
  представительно-информационная, которая имеет  двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства10.
  - торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.
  Внешняя политика любого государства тесно  взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного  строя11.
  Большое значение для формирования внешнеполитического  курса имеет теория внешней политики. На её основе разрабатываются наиболее эффективные механизмы, методы и  средства достижения внешнеполитических целей.
  Из  конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: “Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой”12.
    Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач.
  Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами.
  В государственных структурах подавляющего большинства современных государств существуют:
   - специализированные органы по осуществлению внешней политики и контролю за этой деятельностью - министерства иностранных дел (или внешних сношений) и парламентские комитеты по вопросам внешней политики;
    - посольства и представительства, в составе которых работают специалисты по военным вопросам (военный атташе) и вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества;  
  - научные и культурные центры за рубежом, работающие под контролем посольств и представительств.
  Общепризнанным  принципом международных отношений  является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить  отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в  вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности13.
  Таким образом, изучив внешнюю политику, можно сделать следующий вывод: внешняя политика - это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями. Однако страны не являются единственными действующими лицами во внешней политике, и внешняя политика страны простирается за пределы отношений с другими странами и включает в себя отношения с такими международными действующими лицами, как международные организации, многонациональные корпорации, объединения, региональные организации и др. Внешняя политика также включает в себя инструменты или способы достижения международных целей. 
 
 
 
 

1.3 Сущность и роль государства как участника международных отношений
  Наиболее  употребительным термином, которым  в науке о международных отношениях принято обозначать участников взаимодействия на мировой арене, является термин "актор". В русском переводе он звучал бы как "актер". И действительно, некоторые  зарубежные авторы иногда напоминают об этом его значении. Так, Б. Рассет и X. Старр подчеркивают, что Шекспир  представлял весь мир как большую  сцену, а людей - ее актерами .
  "Актор" - это любое лицо, которое принимает  активное участие, играет важную  роль, - пишут Ф. Брайар и М.-Р.  Джалили. 
  В сфере международных отношений, подчеркивают они, под актором следует  понимать любой авторитет, любую  организацию, любую группу и даже любого индивида, способного играть определенную роль, оказывать влияние14.
  Основным  участником системы международных  отношений является суверенное государство. Государство – системообразующий  элемент, а межгосударственные связи  являются структурообразующими. В отечественной  и зарубежной политологии - это общепринятый подход. Таким образом, наряду со системообразующими элементами сложная система обладает и несистемообразующими элементами. В настоящее время специалисты  в области международных отношений  выделяют четыре класса несистемообразующих элементов: политические (партии); общественно-политические (церковь, профсоюзы и т.д.); культурно-научные и экономические организации15.
  Государство является универсальной формой политической организации  человеческих общностей: в настоящее время практически  все человечество,
за небольшими исключениями, объедено в государства.
  Функции государства в его наиболее развитой форме сводятся к поддержанию  порядка и безопасности в рамках  отделенной границами территории, созданию условий  для социального и  экономического развития общества, для  распределения благ и услуг, поддержанию  занятости и удовлетворению основных потребностей населения.
  Одной из составляющих в понимании происхождения и сущности государства является категория «национально-государственный суверенитет». Она имеет два основных аспекта – внутренний и внешний. Под этим понимается что, государство свободно в выборе своего экономического пути развития, политического режима, гражданского и уголовного законодательства и т.п. 
    Один из основных принципов суверенитета государств заключается в обеспечении каждого государства собственной безопасности.  Это стремление порождает одну из самых сложных и животрепещущих проблем международных отношений – дилемму безопасности. Она состоит в том, что увеличение безопасности одного из государств может рассматриваться как
небезопасность  для другого и вызывать с его  стороны соответствующие реакции  – от гонки вооружений до войны. Таким образом, все государства-нации  имеют существенные различия в вооружении, экономическому потенциалу, политическому  авторитету, социальной стабильности, территории, населению, и даже по возрасту16.
   Таким образом, рассмотрев государство как участника международного отношения, можно сделать следующий вывод: роль государства очень велика. Она заключается в полномочии представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства.  
 

2. Основные направления внешнеполитической деятельности России
2.1. Россия в системе международных отношений
  Распад  СССР имел серьезные геополитические  последствия. Двухполярная система  международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства  — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.   
    Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер стоящих перед российской внешней политикой проблем уникальны.
    В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.)17.
  Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание   договора  о  коллективной  безопасности,   начало   вывода
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.