На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ассортиментная политика предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(СамГУПС) 
 

КАФЕДРА «Экономика и логистика на транспорте» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: «Маркетинг»
Тема: «Ассортиментная  политика предприятия»
Вариант №6 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса
ИУЭ 992 группы
Кондратьева Н.А.
                                                                               Проверила: преподаватель
Зотова  Ю. В. 
 

Самара 2011
 

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3стр
     1. Теоретические основы ассортиментной  политики ………………..5стр
     1.1.  Понятие, показатели ассортимента……………………………....5стр
     1.2.  Управление и формирование ассортиментом товара……..……9стр
Исследовательская часть…………………………………………………….15стр
2. Задание 1…………………………………………………………………...16стр
3. Задание 2…………………………………………………………………...19стр
4. Задание 3…………………………………………………………………...21стр

Заключение  …………………………………………………………………..26стр

Список  использованных источников……………………………………….27стр 
Введение

    В условиях рыночной экономики особое место занимает маркетинг как  система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса.
    Предпринимательская деятельность является эффективной, когда  производимый фирмой товар или оказываемая  ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
    Для того чтобы производимый товар или  оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество маркетинговых решений.
    Маркетинговая политика предприятия включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. Таким образом, политика всей фирмы строится от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товара.
    Товарная  политика является ядром маркетинговых  решений, вокруг которого формируются  другие решения, связанные с условиями  приобретения товара и методами его  продвижения от производителя к  конечному покупателю.
     Товарная  политика имеет экономическое и  социальное значение. Экономическая  важность заключается в том, что  умелое управление товарной политикой  позволяет предприятию выживать в условиях жесткой конкуренции  и быть преуспевающей. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику. Управление ассортиментом продукции связано с инновацией. Разработка нового товара, без которого предприятие проживет только короткую жизнь, открывает возможности для новаторства, продвижению научно-технического прогресса, и, что немаловажно, ведет к поиску более дешевого вида сырья.
     Таким образом, фундаментом всего маркетинга выступает товарная политика, что и подтверждает актуальность выбранной темы. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основ и принципов товарной политики на примере торгового предприятия. 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1.Понятие, показатели ассортимента
      Ассортиментная  политика определяет товарные группы обеспечивающую успешную работу фирмы  на рынке и экономическую эффективность  в целом.
      На  рынке определяются отношения между  новыми товарами и товарами в стадии роста, зрелости и спада, оптимальное соотношение базовых моделей и их подвигов и модификаций. Ассортиментная политика решает вопросы о происхождении товара и кем он произведён.
      Со  стремительным ростом торговых организаций  растёт ассортимент продукций и  услуг, а значит, подчас покупателям тяжело ориентироваться в этом многообразии. Торговые организации должны осваивать всё более новые и разные ситуации ассортиментной политики.
      Одной из главных характеристик товара является ассортимент, который определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
      Ассортимент товаров – это набор товаров, формируемый по определённым признакам  и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
      Неотделимы  друг от друга понятия товарного  ассортимента и номенклатуры  - это всё совокупность изделий, выпускаемых предприятием.
      Ассортимент продукции означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким - либо признаков. С такой точки  зрения ассортимент может быть простым  или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п. формируются ассортиментные группы, в пределах которых предметы имеют определённое сходство.
      Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупнённых товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, например, в магазине женской одежды есть разные секции товаров удовлетворяющие потребности покупателей.
      Видовой ассортимент товаров отражает наличие  в группе товаров ряд видов. Например: верхняя женская одежда пальто, куртки, пуховики.
      Внутривидовой ассортимент товаров представлен  разновидности продукции, членение вида на части. Так например: пальто может быть, как деми - сезонными, так и зимнем, ткани разной расцветки  и т.п.
      Марочный  ассортимент – набор товаров  одного вида, марочных наименований или  относящихся к группе марочных. Например: престижные фирмы удовлетворяют  потребности покупателей.
      Одним из показателей товарного ассортимента характеризуются широтой, количеством позиции в каждой ассортиментной группе и соотношением между предполагаемым ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечно использования, каналов распределения и цен.
      Показатель  широтой (Ш) существует, как действительный (Шд) так и базовый (Шб). Различия идёт лишь в том, что действительная идёт в наличии, а базовая применяется для сравнения.
      Коэффициент широты (Кш) – выражается, как отношение  действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров  однородных и разнородных групп к базовому.
      
      где, Шд – широта действительная,
              Шб – широта базовая,
              Кш – коэффициент широты.
      Широта  ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда  спрос превышает предложение производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п.
      Формирования  ассортимента – проблема подбора конкретных товаров их отдельных серий. Определения соотношений между «старыми» и «новыми», единичного и серийного производства, «наукоёмкими» и «обычными», овеществлёнными товарами, лицензиями и ноу-хау.  
      Формирование  ассортимента, как свидетельствует  практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем.
      Наряду  с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение  его устойчивости. Показатель устойчивости (У) позволяет удовлетворять спрос на одни и те же товары.
      Одним из показателей характеризующих  устойчивость ассортимента товаров  в магазине является коэффициент  устойчивости, где отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)
      
      где, У – устойчивый спрос на определённый товар,
              Шб – широта базовая,
              Ку – коэффициент устойчивости.
      Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:
      Для универсамов и гастронома – 0,90
      Для универмагов – 0,80
      Для магазинов обуви и одежды – 0,75
      Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных,
хозяйственных галантерейных товаров – 0,85
      Ещё один из показателей ассортимента является полнота, удовлетворяющая одинаковые потребности (П). Показатель полноты бывает как действительный (Пд), так базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) есть отношение действительного показателя полноты к базовому.
      
      где, Пд – полнота действительная,
              Пб – полнота базовая,
              Кп – коэффициент полноты.
      Важными факторами, обеспечивающими полноту  ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке  товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень надёжности.
      Обновление  ассортимента – это удовлетворение изменившихся потребностями за счёт новых товаров.
     Постоянное  и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании обновление ассортимента так же должно быть рациональным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Управление и формирование  ассортиментом товара
     Сущность  формирования и управления ассортиментом  заключается в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

     Управление  ассортиментом товара - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

     Основными элементами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.

       Установление требований к рациональности  начинается с выявления запросов потребителей к товарам к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение). Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций.

      Номенклатура, или товарный ассортимент, -- это  вся совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими
данными.  

     Товарный  ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен)
     Формирование  ассортимента - проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
     Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
     Ассортиментная  концепция выражается в виде системы  показателей, характеризующих возможности  оптимального развития производственного  ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др.
     Подкрепленная мерами организационного и иного  характера по обеспечению выпуска  продукции в предусмотренных  структуре и наборе ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная -- систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.
     Достижение  соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно - ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях с набором конкретных свойств на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи.
     Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.
     Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
     Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
     1. Определение текущих и перспективных  потребностей покупателей, анализ  способов использования данной  продукции и особенностей покупательского  поведения на соответствующих  рынках.
     2. Оценка существующих аналогов  конкурентов по тем же направлениям.
     3. Критическая оценка выпускаемых  предприятием изделий в том  же ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
     4. Решение вопросов, какие продукты  следует добавить в ассортимент,  а какие исключить из него  из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
     5. Рассмотрение предложений о создании  новых продуктов, усовершенствование  существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
     6. Разработка спецификаций новых  или улучшенных продуктов в  соответствии с требованиями  покупателей.
     7. Изучение возможностей производства  новых или усовершенствованных  продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
     8. Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных  потребителей в целях выяснения  их приемлемости по основным  показателям.
     9. Разработка специальных рекомендаций  для производственных
подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены,
наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами
проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость
характеристик изделия или предопределивших необходимость  их изменения.
     10. Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом - неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
     Управление  ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности -- научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.
     С точки зрения концепции маркетинга -- это прямо противоречит тому, что  необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы  подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.
     Формирование  ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга,
     В определенных случаях целесообразно  создание постоянного органа под  председательством генерального директора (его заместителя), в который в  качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и  отделов предприятия. Его главная задача -- принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.

     Исследовательская часть

      Исходные  данные 

Варианты  № Количество отправителей на конец МАРТА по видам транспорта Приток (+), отток (–) отправителей к концу МАЯ
у ж.д. А у речн. В у авто С к ж.д. от речн. (+) ва к ж.д. от авто (+) са от ж.д. к речн. (–) ав от ж.д. к авто (–) ас к речн. от авто (+) св от речн. к  авто  (–) вс
5 350 350 300 120 20 80 40 20 80
 
Варианты 
N1 N2 N3 p (N1) p (N2) p (N3)
5 100 200 300 0,18 0,52 0,32 0,1937 0,3027 0,5024
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Маркетинг – это, с точки зрения предпринимательства, практическая деятельность по рыночному  управлению фирмой (предприятием), предусматривающая  разработку, производство и сбыт товаров  или услуг на основе комплексного изучения рынка, реальных запросов потребителей с целью получения высокой и устойчивой прибыли.
   Задание 1. Сформировать отличия в характеристиках предприятий с валово-сбытовой (плановой) и маркетинговой (рыночной) ориентацией производства.  

Характеристика  предприятия с валово-сбытовой ориентацией проиводства Позиции Характеристика  предприятия с маркетинговой  ориентацией производства.
главный инженер, главный технолог, главный  экономист, формирующие производственный успех Первое лицо после директора (управляющего, президента) предприятия (фирмы) –… маркетинг-директор, формирующий рыночный успех в  условиях конкуренции.
учет  потребностей производства У руководства  высшего уровня в деятельности на первом месте … учет потребностей покупателей.
инженеры  и другие специалисты, отвечающие за производство продукции. На ответственных  должностях находятся… экономисты, менеджеры, отвечающие за реализацию продукции  на рынке сбыта.
то, что  запланировано к производству и  удается произвести.
    Производится…
только то, что  безусловно будет продано.
узкий, стабильный. Ассортимент продукции  предприятия (фирмы)… широкий, обновляемый.
потребителей, закрепленных за производителями, которые поставляют товар по продажной цене (цене предприятия, оптовой промышленности). Цели предприятия формируется на основе… постоянного учета  вкусов, запросов реальных и потенциальных  потребителей продукции.
внутрипроизводственные  факторы. Экономическая политика предприятия (фирмы) направлена, главным образом, на… все внешние  факторы, по отношению к предприятию.
совершенствование производства (оборудования, технологии). Научные исследования направлены, главным образом, на… анализ рынка, в том числе потребителей и  конкурентов.
      действующих прейскурантов и себестоимости продукции (издержки производства). Ценовая политика формируется с учетом…       снижения себестоимости продукции (издержек производства) без учета потребности в ней.
      инженеры  – конструкторы, технологи, стремящиеся  сократить издержки производства. В конструировании  новых товаров ведущую роль играют… художники –  конструкторы (дизайнеры), учитывающие  требования к товару со стороны потребителей.
жесткий, начинается с анализа спущенного плана и производственных возможностей предприятия. Производственный  процесс… гибкий, начинается с определения спроса и емкости рынка.
сохранение  товара. Упаковка рассматривается  как средство…       формирование  спроса и стимулирование сбыта и  лишь потом - сохранение товара и обеспечение  удобств торговли.
цене потребления, продажная цена играет подчиненную роль. Конкурентоспособность товара оценивается по… цене, действующей на рынке и деятельность конкурентов.
 
 
      Специфическими  функциями маркетинга, обеспечивающими  рыночное управление фирмой, являются:
      – исследование товарных рынков и прогнозирование  деятельности фирмы на рынках;
      – выполнение текущего (тактического) и  перспективного (стратегического) планирования хозяйственной и маркетинговой  деятельности фирмы;
      – организация производства и сбыта  продукции;
      – ведение постоянного контроля маркетинговой  деятельности и оценка ее эффективности.
      Исследование  товарных рынков – это систематический  сбор, обработка, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с  маркетингом товаров и услуг. Исследование товарных рынков выполняется  по таким основным направлениям:
      А) Установление емкости рынка по товару (ам) фирмы, рыночной доли фирмы, размеров и элементов рынка.
      Б) Изучение покупателей: их сегментация, выявление спроса в сегментах  и в отрасли, к которой относится  фирма, с целью определения разрыва  между спросом и предложением по сегментам и в отрасли, построение модели поведения покупателей на рынке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.