На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговый контроль за деятельностью предприятия государственной собственности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ФОРМЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ 
 

    
      Понятие и  принципы налогового контроля, его  место в системе финансового  контроля
 
    Современный уровень развития общественных отношений  в сфере налогообложения, а также  постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля.
    1). Налоговый кодекс Республики  Беларусь / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ / Раздел 3 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ  И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / Глава 9 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
    Статья 64. Налоговый контроль и формы  его осуществления
    Налоговым контролем признается система мер  по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета  плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для налоговых органов [1].
    Для более полного раскрытия понятия налогового контроля необходимо, прежде всего, обратиться к характеристике категории контроля в целом.
    Данная  категория на протяжении долгого  времени используется в различных  отраслях науки, поэтому она достаточно хорошо изучена специалистами различных  областей знаний. Можно выделить ряд  аспектов, в рамках которых в большинстве научных исследований рассматривается контроль:
    1) как функция, метод или форма  исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности органов управления, их руководителей;
    2) как совокупность приемов и  способов (или форм и методов), применяемых органами управления;
    3) как завершающая стадия управленческого  процесса;
    4) как форма обратной связи, посредством  которой управляющая система  получает необходимую информацию  о действительном состоянии управляемого  объекта и исполнении управленческих решений;
    5) как система наблюдения и проверки  процесса функционирования управляемого  объекта с целью выявления  отклонений от заданных параметров [41, с. 10].
    Таким образом, контроль, как неотъемлемая часть любого процесса управления, призван обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта. И в силу того, что управление и правовое регулирование осуществляется применительно к различным видам общественных отношений, обычно выделяют соответствующие виды контроля.
    Для того, чтобы дать характеристику налоговому контролю, необходимо выяснить сущность финансового контроля, поскольку налоговый контроль является видом последнего.
    Необходимо  отметить, что на всех стадиях своего существования государство теми или иными способами обеспечивало прежде всего финансовую основу своей жизнедеятельности, поэтому вынуждено было создавать адекватную систему финансового контроля. Система государственного финансового контроля формируется с целью реализации права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан, создавая и поддерживая баланс публичного и частного интересов в финансовой сфере. При этом организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Данное положение зафиксировано в Статье 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля.
    Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, определяя его как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации [ 78, с. 16].
    Вообще, в финансовой науке существует масса мнений по поводу сущности и сферы действия финансового контроля, однако здесь доминируют следующие положения:
    1) финансовый контроль осуществляется  в сфере отношений, складывающихся  при образовании, распределении  и использовании денежных средств государства и органов местного самоуправления;
    2) финансовый контроль реализуется  посредством деятельности государственных  или иных органов, наделенных  законом соответствующими контрольными  полномочиями;
    3) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных, заемных и собственных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет [41, с. 16].
    В рамках финансового контроля выделяют такой его вид, как налоговый  контроль. Его существование обусловлено  наличием объективной категории  налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.
    Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей [26, с. 37]. Очевидно, что государство заинтересовано в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет, а так как данные платежи носят принудительный характер, то совершенно естественным является желание плательщиков по возможности отдать государству меньше денежных средств, чем ему причитается. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. И чтобы обеспечить надлежащее исполнение плательщиками своих налоговых обязательств, государство создает систему налогового контроля.
    Что касается непосредственно понятия  налогового контроля, то в современной  научной литературе существует множество  его трактовок. Так, для сравнения  следует привести ряд наиболее часто  встречающихся определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.
    Е. В. Поролло подходит к характеристике налогового контроля с двух точек  зрения: “Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент  государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. …Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование” [41, с. 33].
    А. В. Брызгалин считает, что “налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль…” [11, с. 308].
    “Налоговый  контроль можно определить как установленную  законодательством совокупность приемов  и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд” [41, с. 33].
    Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова делают акцент на деятельности уполномоченных органов: “налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд” [41, с. 34]. Аналогичного мнения придерживается О. А. Макарова, понимая под налоговым контролем “деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах”.
    Из  вышеприведенных определений налогового контроля можно сделать вывод, что авторы, раскрывая понятие данного феномена, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.
    Налоговый контроль - это элемент финансового контроля и часть налогового механизма. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения [26, с. 116].
    Появление налогового контроля вызвано объективными причинами. Налогоплательщик, обладая  определенным имуществом на праве собственности или ином вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. При этом желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес и другой стороны налоговых отношений - государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм своего взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком или обязанным лицом, который бы в конечном итоге обеспечил надлежащее поведение каждого лица по исполнению им обязанности по уплате налогов и сборов и иных обязательств, предусмотренных налоговым законодательством.
    Очевидно, что для охраны своих имущественных  интересов в налоговой сфере  государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. При этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщика (а также иных обязанных лиц) должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики [41, с. 37].
    Таким образом, из вышесказанного вытекает необходимость  существования системы налогового контроля, а также в общем виде отражается юридическая основа ее построения.
    Необходимость налогового контроля также определяется наличием весьма частого уклонения  плательщиков от налогообложения. Это  явление развивалось параллельно  с самим налогообложением и приобрело  форму устойчивой закономерности. Существует масса способов ухода от налогов посредством осуществления определенных операций на фондовом рынке, например, а также многие другие. В итоге государство недополучает порой весьма значительные суммы налоговых платежей.
    Необходимо  отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые  положения, которые определяют эффективное  осуществление налогового контроля. Данными принципами должны руководствоваться  субъекты налогового контроля при реализации ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения (Приложение 1).
    Прежде  всего, это общеправовые принципы.
    1. Принцип законности.
    В общем плане этот принцип подразумевает  строгое соблюдение предписаний  законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. Другими словами, любые действия в рамках налогового контроля должны базироваться на действующем законодательстве.
    2. Принцип юридического равенства.
    Применительно к налогообложению данный принцип  выражается в том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
    3. Принцип соблюдения прав человека  и гражданина.
    Исходя  из того, что права и свободы человека, согласно Конституции, являются наивысшей ценностью, органы и лица, уполномоченные осуществлять налоговый контроль, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство.
    4. Принцип гласности.
    Данный  принцип означает открытую и доступную  для всех организаций и граждан  деятельность государственных органов, а также получения информации.
    5. Принцип ответственности.
    Этот  принцип заключается в том, что  к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. В ходе налогового контроля происходит установление и документальная фиксация правонарушений в документах налогового контроля.
    6. Принцип защиты прав.
    Защита  прав субъектов должна гарантироваться  на любом этапе развития налоговых отношений, в том числе и при проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности. Принцип защиты прав проверяемой организации или физического лица в ходе осуществления налогового контроля предполагает также право соответствующего объекта не исполнять неправомерные требования должностных лиц или уполномоченных органов [41, с. 71-74].
    Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи принципы, традиционно выделяемые авторами при рассмотрении контрольной деятельности как особого вида управленческой деятельности. Их также целесообразно перечислить и вкратце охарактеризовать.
    1. Принцип независимости.
    Лимская декларация руководящих принципов контроля устанавливает, что контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не бывают абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач.
    2. Принцип планомерности.
    Этот  принцип подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность проверок тех или иных субъектов хозяйствования.
    3. Принцип регулярности (систематичности)  контроля.
    Согласно  данному принципу, контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные  ее действия повторяются через определенные промежутки времени.
    4. Принцип объективности и достоверности.
    Принцип объективности и достоверности  результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного  органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.
    5. Принцип документального оформления  результатов контроля.
    Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления  мероприятий налогового контроля все  обнаруженные факты, действия и события  должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с  обязательным наличием соответствующих  реквизитов.
    6. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами.
    Как правило, для реализации результатов  контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к  другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности [41, с. 75-78].
    Следует отметить, что вышеперечисленные  общеправовые принципы и принципы контрольной  деятельности не исчерпывают систему  принципов налогового контроля, но они являются основополагающими при его организации.
    Говоря  о налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:
    -учет организаций и физических лиц;
    -налоговый  контроль за своевременностью  уплаты налогов и сборов;
    -налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;
    -налоговый  контроль за законностью использования  налоговых льгот;
    -налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;
    -налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;
    -налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;
    -налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета [41, с. 85].
    Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе  государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления  контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.
    Однако  следует отметить, что налоговый  контроль может быть не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как налоговый аудит. Как и любой аудит, это вид независимого финансового контроля, который осуществляется на платной договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.
    Налоговый аудит - это разновидность так называемой аудиторской проверки на соответствие требованиям. Цель - независимое подтверждение информации о результатах деятельности плательщиков и соблюдении ими налогового законодательства. Другими словами, аудит в сфере налогообложения - независимая экспертиза правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [26, с. 129].
    Заказчику налоговый аудит гарантирует  конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны. Однако это не гарантия от другой налоговой проверки, проводимой налоговыми органами, в частности, теми, которые имеют право перепроверки работы аудитора. В то же время от обязательной аудиторской проверки в соответствии с действующим законодательством могут быть освобождены юридические лица, которых в отчетном периоде проверяли налоговые органы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет [26, с. 130].
    Таким образом, налоговый контроль играет важную роль не только в системе государственного финансового контроля, но и в рамках независимого аудита, то есть в целом во всей системе финансового контроля он занимает значительное место.
    Ознакомившись с сущностью налогового контроля, его принципами и местом в системе финансового контроля, целесообразно перейти к изучению его элементов и видов. 

      Формы налогового контроля
 
    Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.
    Одним из первых элементы контроля выделил  Э. А. Вознесенский, который, в частности, указывал, что “функционирование  контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методологического порядка; определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т. д. … Весь перечисленный комплекс условий должен подлежать соответствующей правовой регламентации контрольной деятельности органов государственного управления”.
    В настоящее время выделяют различные элементы контроля. Для характеристики налогового контроля из всей совокупности его элементов наиболее значимыми являются следующие:
    1) субъекты налогового контроля;
    2) объект и предмет налогового  контроля;
    3) формы, методы и мероприятия  налогового контроля;
    4) документы налогового контроля;
    5) этапы и порядок проведения налогового контроля.
    Субъектами налогового контроля являются налогоплательщики—юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [26, с. 116], с одной стороны, а с другой - государственные налоговые органы.
    Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с.121].
    Более подробно следует остановиться на формах  налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими его классификации по наиболее характерным признакам. При этом в связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля используются те же, что и при классификации финансового контроля.
    В зависимости от временного фактора  можно выделить три формы налогового контроля;
    - предварительный;
    - текущий;
    - последующий.
    Рассмотрим  данные формы контроля.
    Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля - предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей. Действительно, эффективным является проведение превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений. Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение экономических санкций за уже имевшие место нарушения в ходе последующего налогового контроля также результативно.
    Уполномоченные  контрольные органы осуществляют предварительный налоговый контроль при разработке проектов местных и республиканского бюджетов, при разработке мероприятий по совершенствованию системы налогообложения и направлений реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за своевременностью их постановки на учет. Также предварительный налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с. 124].
    Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его - исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном контроле. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.
    Значение  данной формы контроля в том, что  он позволяет оперативно вносить  изменения, не допуская серьезных налоговых  нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.
    Заключительная  форма налогового контроля - последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений - принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.
    Для последующего налогового контроля характерны определенные особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных лиц [36, с. 125].
    Таким образом, белорусская финансовая школа  выделяет три основных формы налогового контроля, в основе классификации которых лежит фактор времени. Интересным является, однако, тот факт, что в Российской Федерации Бюджетный кодекс РФ нормативно определяет формы налогового контроля на основе такого же классификационного признака, в то время как статья 82 Налогового кодекса РФ в качестве форм выделяет конкретные мероприятия налогового контроля, такие как:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.