На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Политические партии и общественные движения в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт –  Петербургский Государственный  Архитектурно – Строительный 

Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат : 
 
 

« Политические партии и общественные движения в  России » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010
План 

1 . Введение………………………………………………………………….3 

2 . Политические  партии……………………………………………………4 

         2.1.Политические партии современной России…………………….14
 
3 . Общественные движения………………………………………………21 

     3.1. Общественные движения в России в первой четверти XIX в….21
     3.2. Общественные движения в России во второй четверти XIX в…26
     3.3. Общественно-политическое развитие России во второй половине
     XIXв………………………………………………………………………29
     3.4.Современные  общественно – политические движения………….33
4. Заключение…………………………………………………………………..35
5.Список литературы…………………………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают нам ключ к пониманию  основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики вцелом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер,  Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.
     В исторической литературе укоренилось  мнение о том, что партии (именно в том понимании, в котором  мы привыкли их называть сейчас) родились с установлением всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов. О причинах, сделавших необходимым появление политических партий, В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необходима организация передовых элементов класса немедленно, и во что бы то ни стало»
     Социальные  противоречия и неспособность правительства решать важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису, который выражался:
     в борьбе трудящихся против самодержавного строя
     в спорах внутри правящей верхушки и  колебаниях правительственного курса
     в расширении процесса оформления политических движений и течений в партии 
 
 

     Политические  партии
            Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.
     Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.
     Организационно  оформленные: в партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.
     Организационно  неоформленные: в партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.
     Политические  партии в современных обществах  выполняют следующие функции:
     представительство-выражение интересов определенных групп населения; социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников; идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы; участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности; участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.
     Политические  партии, которые имеют реальные возможности  участвовать в формировании государственных  органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества.
     На  формирование партийной системы  большое влияние оказали: во-первых, существенные отличия (по сравнению  с Западной Европой), связанные с  социальной структурой общества; во-вторых, своеобразие политической власти (самодержавия); в-третьих, многонациональность населения.
Особенности формирования политических партий
     1. На рубеже XIX-XX вв. интенсивно шел  процесс формирования единой  политической партии рабочего класса - РСДРП,
     2. Образование партии рабочего  класса ускорило создание других  партий в России. В течение  1900-1901 гг. оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавшая на роль  выразителей интересов крестьянства. Партии господствующих классов сложились в годы первой российской революции. И сразу были вынуждены приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке. Им требовалось определенное время, чтобы осмотреться, выработать свои программные и политические лозунги, стратегию и тактику.
     3. Происходило образование многочисленных национальных партий (в Польше, Литве, Латвии)
     4. Ни одна страна в мире не  имела (и не имеет до сих  пор !) такого количества партий, как Россия. Если в конце XIX в. было создано всего три  политические партии, то только за первые шесть лет XX в. - свыше 50, а в 1917-1920 гг. - около 90. Это объясняется прежде всего многонациональным составом населения и разновременностью созревания самосознания различных слоев населения.
     5. Как и в других странах, в  России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаще всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых предусматривались и такие требования демократического характера, как всеобщее равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Кажущиеся на первый взгляд простыми и легкими, многие из этих требований сохраняют свою актуальность и в настоящее время, поскольку не все из них воплотились в жизнь (а многие только провозглашены Конституцией, но им далеко до реального исполнения). 

Типология политических партий 

 
Основания 
 
виды
 
 
Организационная структура 
- Кадровые - Массовые
-Оформленные  (с фиксированным членством)
- Неоформленные  (со свободным членством)
- Централизованные
- Децентрализованные
 
Среда деятельности
- Моносредные - Всеобщие
- Промежуточные
 
 
 
Идеологическая  направленность
- «Левые» - «Центристские»
- «Правые»
- Революционные  (радикальные)
- Реформистские  (умеренные)
- Консервативные
- Реакционные
 
Роль  в политической системе
- Правящие - Оппозиционные
- Парламентские
- «Авангардные»
 
 
Влияние в парламенте
- Мажоритарные (большинство) - С мажоритарным  призванием
- Доминирующие
- Миноритарные (меньшинство)
 
Представительство интересов
- Классовые - Социальных  групп, слоев
- Надклассовые
- С неопределенным социальным обликом
Тип партийного руководства - Коллегиального  руководства - Вождистские
 
     Традиционно принято считать, что любая политическая партия должна выстраивать свой внутренний бюджет исходя из двух источников финансирования – это членские взносы и добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Но для деятельности большинства политических партий сегодня этого недостаточно, поэтому во многих странах им разрешается коммерческо-предпринимательская деятельность.  Определенную экономическую поддержку оказывает партиям государство, в особенности тем, чьи программы поддерживает значительная часть избирателей и которые в финансовом отношении мало кто "подпитывает". Государственное финансирование политических партий происходит за счет средств бюджета и на него имеют право те партии, которые прежде всего прошли избирательный порог. Эта поддержка практикуется во многих странах, положение о ней можно встретить в законах о политических партиях Дании, Швеции, Франции и даже Российской Федерации. Кроме того, органы государственной власти могут оказывать и не материальную помощь партиям, например, по средствам обеспечения равного доступа к средствам массовой информации,  предоставления помещений и средств связи, обеспечения равных условий при проведении избирательных кампаний и т.д.
     Но  не для кого не секрет, что сегодня  существуют и очень мощные в финансовом плане партии, которые, надо полагать, в государственной помощи не нуждаются. По оценкам некоторых экспертов, для того, чтобы преодолеть барьер на парламентских выборах, партии или блоку приходится тратить не менее двух миллионов долларов. Как правило, это теневые деньги, о происхождении которых избиратель не знает и никогда не сможет узнать. Истинные источники финансирования часто остаются тайной даже для самих членов партии. И именно эти деньги неизвестного происхождения могут привести к власти силу, для которой Конституция, демократия, права и свободы граждан не будут представлять особой ценности.
     В этой связи необходимо подробнее  рассмотреть вопрос о меценатах, то есть людях и организациях, поддерживающих деятельность партий пожертвованиями, финансирующих избирательные кампании. Как правило, информация о них тщательно скрывается. По этому поводу М. Бебер писал: "По понятным причинам партийные финансы предстают перед исследователем как одна из наименее ясных в их истории, но самых важных глав". Меценатами (а сегодня их принято называть спонсорами) могут выступать как физические, так и юридические лица - владельцы крупных состояний, крупные фирмы или компании, отечественные или зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, религиозные и культурные организации. Иногда поддержка с их стороны действительно незаменима для партии, но в таких случаях возможно управление партией извне. Исходя из этого, большинство законодательств демократических государств ограничивает возможность финансовой поддержки политических партий, в том числе и из-за рубежа. Нужно отметить, тот факт, что ряд политических партий сегодня материально зависит от финансово-олигархических групп только потому, что они не имеют должной государственной поддержки.
     Некоторые политические партии располагают значительной собственностью, к которой могут  относится здания и сооружения, жилые  помещения, оборудование и инвентарь, типографии, а также другое имущество необходимое для обеспечения деятельности партии. Так, в собственности КПСС находились издательские комплексы, пансионаты,  дома отдыха, предприятия, спецгостиницы и транспортные средства, (включая авиацию). На счетах партии в стране и зарубежных банках были накоплены значительные суммы, для оплаты расходов партийных функционеров.  
     Политическая  жизнь России отличается нестабильностью  и своеобразием. Страна переживает переходный период своей истории, главное  содержание которого состоит в окончательном преобразовании отголосков тоталитарной политической системы со всеми ее институтами, структурами и отношениями в совершенно новую политическую систему независимо от того, как ее называть - демократической, квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный характер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции.
     Отечественный опыт показал, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть — от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество. Однако не следует идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.
     Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «об общественных объединениях»1. Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых. 
     Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко условно называют "неформальной волной" (1986 - весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти.
     Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений и лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик. Сложившаяся в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полутора годовой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам — около 1-1,5 тыс. человек).
     Скачок  в развитии оформившегося самодеятельного  политического движения населения, так называемых "общественных инициатив", явился следствием изменения внутри - и внешнеполитического климата  страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом,  а также призывы М.С. Горбачева к созданию широкого общественного движения в поддержку реформ.
     Волна "народофронтовского" движения в  России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как "оплота антиперестроечных сил", предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.
     Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек.
     К этому периоду относится появление  первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и "группами" того, что они превращаются в партии.
     1988-1990-е  годы явились своеобразным бумом  партийного строительства. Тогда  же и стала прорастать реальная  многопартийность. В ходе избирательных  кампаний 1989-1990 годов "народные  фронты" предпринимали усилия  по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постояннодействующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.
     В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой—весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей.
     Принятие  в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях" стимулировало  следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.
     Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множество элементарных промахов как со стороны организаторов избирательного процесса (в т. ч. разработчиков соответствующей процедуры), так и его непосредственных участников, соревновавшихся за депутатские мандаты.
     После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако, как показала практика, эта возможность была практически сведена на «нет» отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партии зачастую оказались изолированы от механизма принятия государственных решений, получив минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития.
     Таким образом, появление множества партий в России еще не свидетельствует  о наличии многопартийной системы. Речь может идти лишь о ее становлении  и законодательном оформлении. Серьезным препятствием на этом пути является отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Нельзя представить себе чередование у власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации признающая господство общественной собственности на средство производства со всеми вытекающими отсюда последствиями,  завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Политические  партии современной России
     Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 г.г. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст.6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991г. Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. В конце 90-х г.г. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Кроме того, существовало, да и до сих пор существует, множество мелких незарегистрированных партий, партий-однодневок.В конце концов, возникла необходимость упорядочить партийную систему, определить четкие критерии для государственной регистрации политической партии.
     Федеральный Закон “О политических партиях” вступил  в силу в июле 2001г. Мы рассмотрим некоторые положения, определяющие правила формирования и функционирования политической партии.
     “Политическая партия,- говорится в Законе, - это  общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления” (ст.3.1).
     Политическая  партия должна отвечать следующим требованиям: она должна иметь региональные отделения  более чем в половине субъектов  РФ, при этом в субъекте должно быть только одно региональное отделение данной партии; в политической партии должно состоять не менее 10 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов в региональном отделении – не менее 100 членов (в остальных – не менее 50 членов); руководящие и иные органы политической партии должны находиться на территории РФ (ст.3.2).
     Основные  цели политической партии: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым  вопросам общественной жизни; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в выборах указанных органов и в их работе (ст.3.4).
     В наименовании политической партии могут  использоваться слова “Россия”, “Российская Федерация”. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства, а также использование органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово “партия” (ст.6).
     Политическая  партия может иметь свои эмблему  или символы. Символика политической партии не должна совпадать с государственной  символикой РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, символикой иностранных государств. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую государственную символику – флаги, гербы, гимны, а также религиозные символы (ст.7).
     Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку (ст.9).
     Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и  вмешательство политических партий в деятельность государственной  власти и их должностных лиц не допускается. Не допускается использование преимуществ своего должностного положения в интересах своей партии; госчиновники не могут быть связаны решениями своих партий (ст.10).
     Политическая  партия и её региональные отделения  подлежат государственной регистрации (ст.15).
     Политической  партии может быть отказано в государственной регистрации в случае нарушения или не выполнения ею установленных данным Законом правил (ст.20).
     Законом предусмотрены правила внутреннего  устройства партии (Гл.5); права и  обязанности политической партии (Гл.5); государственная поддержка политических партий (Гл.6); государственное финансирование политических партий (Гл.7).
     Законом определён порядок участия политических партий в выборах и референдумах (Гл.8).
     Подробно  рассматриваются порядок и правила  приостановления деятельности и ликвидации политических партий (Гл.9).
       Политический спектр России
     К декабрю 2002г. в стране насчитывалось  около 40 политических партий, зарегистрированных в Минюсте, и свыше 60 общественно-политических движений, претендующих на получение статуса “политическая партия”. Таким образом, в России формируется многопартийная система.
     Политический  спектр России можно представить  следующим образом.
     ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
     ЛЕВЫЕ      ПРАВЫЕ
     крайне левые (левые      радикалы)
     умеренные левые      ЦЕНТРИСТЫ      правые      крайне правые (правые      радикалы)
     левый центр       правый  центр
 
     К центристским партиям относятся:
     К правому центру – Всероссийская  партия “Единство и Отечество” – Единая Россия. Данная партия была создана (2001г.) в результате объединения  “Единства”, “Отечества”, а затем “Вся Россия”, которые принадлежали к одному – центристскому направлению. В ноябре 2002г. председателем Высшего совета партии был избран Б.Грызлов (а где же политики, стоявшие у истоков создания партии – Лужков, Шанцев, Шойгу? “Мавр сделал свое дело…”).
     “Единая Россия” и ее союзники по правоцентристскому блоку – думские депутатские  группы – “Народный депутат”, “Регионы России (электорат – ок. 50%) проводят линию на поддержку политики Президента и Правительства РФ. Руководство  “Единой России ” намерено объявить себя партией власти. Надо сказать, желающих “нести бревно” вместе с В.Путиным становится все больше. К концу года планируется принять миллион. Прием весьма упрощен: чтобы вступить в “ЕР” достаточно заполнить анкету, приложить фотографию и отправить в Москву. Там стоит специальная машина, со скоростью 100 тыс. штук “пекущая” партбилеты нового образца. В ее рядах вынашивается предложение пригласить В.Путина на роль своего лидера. Однако, как заметил сам В.Путин, чтобы объявлять себя партией власти, много ума не нужно. Если “Единая Россия” желает стать действительно цивилизованной правящей партией, то ей еще предстоит уточнять свое место в российском идейно-политическом спектре.
     К левому центру – партии социалистического, социал-демократического толка. Их лидеров можно назвать социально-ориентированными умеренными реформаторами. Ряды левоцентристов пополняются, главным образом, за счет “отпочкования” от Национального патриотического фронта, возглавляемого КПРФ, т.е. идет процесс “поправения” некоторых организаций (например, социалистическая партия “Россия” – лидер Г.Селезнев, “Аграрная партия России” – лидер Лапшин, при этом думская фракция АПР во главе с Харитоновым остается в союзе с КПРФ и др.). Левоцентристские партии лояльны к политическому режиму. В силу разобщенности этих партий их влияние на электорат слабое.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.