На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования управления товарными запасами на примере ООО «Тансу»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     содержание 

Введение

 
     Актуальность  темы исследования определяется особенностями  протекающих в России экономических процессов, обусловленных трансформацией российской экономики. С изменением формы хозяйствования, связанной с освобождением предприятий от жестких плановых директив, задача выявления размеров, структуры материальных запасов была возложена на самостоятельного, экономически обособленного хозяйствующего субъекта.
     При отсутствии научно обоснованного подхода в расчетах величины товарного запаса на предприятиях и наличии не в полной мере приемлемых для рыночных условий методик управления товарными запасами наблюдается тенденция к экономически необоснованному росту запасов на предприятиях оптовой и розничной торговли. Это ведет к неоправданному увеличению издержек на содержание (хранение) запасов, отвлечению свободных денежных средств из реального сектора экономики, снижению рентабельности торговой деятельности и, как следствие, снижению национального дохода.
     В экономической науке вопросам управления запасами уделяется немало внимания как в трудах западных ученых-экономистов (М. Линдере, X. Фирон, Л. Ридельс и др.), так и отечественных (Инютина К.В, Гаджинский A.M., Новиков Д.Г., Плоткин Б.К., Зайцев Н.Л., Стоянова Е. С, В.В. Щербаков и др.).
     Однако  авторы имеющихся монографий рассматривают  проблему управления и нормирования товарных запасов, учитывая, как правило, лишь один из возмущающих факторов внешней среды, и в статичной системе. В существующих на данный момент исследованиях не разработаны вопросы практического применения особенностей планирования товарных запасов для систем управления запасами с фиксированной периодичностью восполнения и с фиксированной величиной закупаемой партии.
     Целью данной работы является рассмотреть сущность понятия товарные запасы и особенности управления ими в условиях рыночных отношений на примере предприятия ООО «Фирма «Тансу».
     Для достижения поставленной цели в работе последовательно разрабатывались следующие задачи:
     1. Определить сущность товарных запасов и эффективность управления ими в условиях рыночных отношений;
     2. Выявить особенности управления товарными запасами на примере предприятия торговли ООО «Тансу»;
     3. Разработать процедуры управления товарными запасами в магазине.
     Объект  исследования – товарные запасы предприятия  ООО «Тансу».
     Предметом исследования является система управления товарными запасами предприятия.
     Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные труды ведущих зарубежных и отечественных экономистов в области логистики и маркетинга, фундаментальные и прикладные монографические работы, материалы научных конференций. Методология базируется на системном подходе и методах экономического моделирования.
     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, в которых приведены информационно-справочные данные, иллюстрирующие и дополняющие основное содержание работы.

1. Сущность товарных  запасов и эффективность  управления ими  в условиях рыночных отношений

1.1. Сущность понятия «товарный запас» и управления им
 
     Товар - все, что может удовлетворить  нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи [11, c.14].
     Товар - главный объект на рынке. Он имеет  стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками.
       Именно в товаре находят отражение  все особенности и противоречия  развития рыночных отношений  в экономике. Товар - точный  индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
     Товарные  запасы предприятия формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом [17, c.22]:
     ТЗн + П = РТО + ТЗк,                                    (1.1.)
     где ТЗн, ТЗК — товарные запасы соответственно на начало и конец года; П — объем поступления товаров; РТО — объем розничного товарооборота.
     Данная  формула показывает, что товарные запасы, характеризующие объем предложения товаров, должны превышать розничный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.
     Важнейшим элементом формирования товарных запасов является расчет товарного обеспечения плана или программы розничного товарооборота, то есть, по существу маркетинговая деятельность, распространяющаяся также и на отношения с потребителями.
     Планирование  потребности торгового предприятия  в товарных запасах проводится в несколько этапов (рис. 1.1) [17, c.59].
     
       
 

     
       

     Рис. 1.1. Этапы планирования товарных запасов
     Собственно  «товарный запас – это всякий товар, пока он находится в обращении». Назначением товарных запасов является создание реальных возможностей широкого выбора товаров и полное удовлетворение потребительского спроса [10, c.22]. Существует мнение о том, что переходящие товарные запасы должны включаться в состав товарных ресурсов. Запасы в торговле образуются на всех стадиях движения товаров от производителя к потребителю – в пути, в оптовой и в розничной торговле. Недостаточный размер товарных запасов ведет к перебоям в торговле. Рассмотрим источники формирования товарных запасов в розничной торговле.
     В товарные запасы в торговле включаются: запасы товаров текущего хранения, обеспечивающие повседневную продажу товаров, а также запасы товаров сезонного хранения (включая картофель, овощи и фрукты), создаваемые для обеспечения торговли по сезонам года и находящиеся: в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках, аптеках, автозаправочных станциях, развозной, разносной и другой торговой сети); в организациях общественного питания (ресторанах, столовых, кафе, барах и другой сети общественного питания); на базах и складах, принадлежащих организациям розничной торговли и общественного питания; в хранилищах овощей, картофеля, фруктов; товары, закупленные, оплаченные, но оставленные на ответственном хранении у поставщиков; товары, сданные в переработку.
     Различают текущие, сезонные и целевые запасы товаров. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения должны постоянно пополняться. Как правило, торговое предприятие должно иметь их в необходимом размере на установленное по плану количество дней торговли. Желательно, чтобы эти показатели были оптимальными, т.е. не были завышенными или заниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное — к ухудшению качества, а иногда и к порче товаров. Сверхнормативный излишек запасов приводит к дефициту временно свободных денежных запасов и неустойчивому финансовому состоянию торгового предприятия. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, вследствие чего может снизиться товарооборот [10, c.13]. Товарные запасы классифицируются по различным признакам (рис. 1.2) [14, c.25].
     
     Рис. 1.2. Классификация товарных запасов
     Величина  товарных запасов и эффективность  их использования определяются рядом факторов: объемом и структурой розничного товарооборота; соотношением спроса и предложения на товар; организацией закупок товаров (звенность товародвижения, способ доставки и т.п.); уровнем цен и их динамикой; физико-химическими свойствами товаров; состоянием материально-технической базы предприятия и др.
     Товарные  запасы являются важным, но не единственным элементом товарных запасов предприятия. Другим составляющим элементом является объем поступления товаров. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же и должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период.
     Одной из наиболее важных задач торговых предприятий в политике управления товарными запасами является правильное определение по-требности в товарных запасах.
     Планирование  величины товарных запасов — это  комплекс экономических и организационных мероприятий, направленных на их оптимизацию. Главной задачей планирования величины товарных запасов является определение их оптимального (рационального) размера по объему и структуре, обеспечивающего устойчивость товарооборота при эффективном использовании собственных и заемных средств. Причем размеры запасов товаров сезонного хранения и до срочного завоза планируются на основе их анализа за предшествующие годы и в соответствии с потребностью для бесперебойной peaлизации в плановом периоде.
     Специальные методы применяются при планировании размера; товарных запасов текущего хранения как наиболее значительной части товарных запасов. Существуют различные специальные методы планирования и нормирования величины товарных запасов: например, статистический (его разновидность — метод приращений); экономико-математический, технико-экономических расчетов и целый ряд других.
     Статистический  метод включает в себя анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3—4 года. (Величина товарных запасов берется в днях товарооборота.) Анализ и выявление тенденций может проводиться как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов. Как правило, выявление тенденций и последующая экстраполяция осуществляются с помощью скользящей средней.
     Разновидностью  статистического метода является метод  приращений, общий смысл которого сводится к определению соотношения в темпах роста товарных запасов и товарооборота, или, другими словами, к определению эластичности величины товарных запасов товарооборота. Экономико-математический метод основывается на применении при определении норм, нормативов товарных запасов, при планировании их величины различных экономических формул.
     Наиболее  трудоемким (хотя и достаточно традиционным) является метод технико-экономических расчетов. Высокая трудоемкость этого метода объясняется необходимостью проведения специальных обследований.
     Особенностью  данного метода является то, что  все расчеты основываются на определении отдельных элементов, из которых складывается время обращения товарных запасов. Другими словами, планируется не столько величина товарных запасов, сколько время прохождения ими различных стадий товародвижения. Общая оптимальная величина товарных запасов рассчитывается как сумма отдельных элементов.
     При планировании величины товарных запасов  с использованием метода технико-экономических расчетов необходимо учитывать следующие условия работы конкретной торговой организации или предприятия:  порядок поставки и завоза товаров: частота, равномерность, комплектность (полнота ассортимента в одной партии) поставок, размер поставляемых партий товаров;  особенности и сложность ассортимента товаров, продолжительность периода реализации, а также предельные сроки хранения;  отдаленность поставщиков, скорость транспортирования товаров; время, необходимое для приема, проверки и подготовки товаров к продаже (подсортировка, расфасовка, доставка товаров в торговый зал); состояние материально-технической базы (площадь торгового зала, подсобных и складских помещений, наличие и объем холодильного оборудования, механизация погрузочно-разгрузочных работ); система и формы расчетов за товары, скорость документооборота.
     Учитывая  названные условия, выделяют следующие  временные отрезки (или стадии в  продвижении товаров), из которых  складывается процесс товародвижения: время нахождения товаров в пути;  время, необходимое для разгрузки, приемки, проверки качества и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный (страховой) запас на неравномерность поставок изменения покупательского спроса и т.п.
     Каждой  из указанных стадий товародвижения должна соответствовать строго определенная величина товарных запасов:
     а) товары в пути — оплаченные, но еще  не поступившие в торговую организацию или на предприятие. Товары в пути планируются по предприятию в целом на основе анализа данных по балансовой статье «Товары в пути» за предшествующий период;
     б)  время, необходимое для разгрузки, приемки, проверки качества и подготовки товаров к продаже, определяется путем хронометража и зависит от конкретных условий работы торговой организации или предприятия;
     в)  при расчете времени пребывания товаров в форме торгового  запаса необходимо учитывать, что торговый запас состоит из двух частей, и  величина каждой планируется отдельно:
     1.   Запас товаров в торговом зале  для показа и продажи (другое  название — представительный ассортиментный набор в торговом зале). Величина этого вида запаса может определяться по формуле:
                                           (1.2)
     где Зтз  — планируемая величина запаса в торговом зале; Ц  — средняя  цена одной разновидности товара; Кр — количество разновидностей; Родн — однодневный товарооборот.
     2. Запас текущего пополнения — предназначен для обеспечения бесперебойной торговли в периоды до очередного поступления товаров. Планируемая величина запаса текущего пополнения зависит от периодичности поставок — чем реже периодичность поставок, тем больше должна быть величина этого запаса. Величина запаса текущего пополнения традиционно определяется:
                                                     (1.3)
     где q    — размер оптимальной  партии поставки товара; V   — объем товарооборота (или объем поставки по договору, или плановый объем закупки товаров); Ux — расходы на хранение разновидности товара; U3 — расходы по транспортировке партии товара. Величина товарного запаса текущего пополнения должна составлять половину оптимальной партии поставки (q), так как запасы одних товаров будут максимальными в день поступления очередной партии, а запасы других — снижаются до минимума перед поступлением новой партии.
     Итак, оптимальная величина торгового запаса включает в себя сумму товарных запасов в торговом зале и товарных запасов текущего пополнения, т.е.
     ТЗт = Зтз+0,5х q,                                              (1.4)
     где ТЗт  — оптимальная величина торгового запаса; Зтз  — планируемая величина товарных запасов в торговом зале; 0,5 х q — величина товарного запаса текущего пополнения;
     г) гарантийный (или страховой) запас  создается с целью нивелирования  неравномерности поставок, изменений  спроса и т.п. Величина гарантийного (страхового) запаса может составлять по различным товарным группам от 100 до 50% торгового запаса.
     Планируемая величина гарантийного запаса может  быть определена но формуле:
                                                   (1.5)
     где ТЗг — гарантийный (страховой) запас товаров; к   — коэффициент, связанный с уровнем обслуживания (является величиной задаваемой и выражается через отношение числа дней, когда товар бесперебойно имеется в про даже, к общему количеству дней в периоде); Р — товарооборот за анализируемые периоды; Р — товарооборот в среднем за период. В целом технико-экономический метод планирования дает следующую формулу расчета оптимальной величины товарных запасов:
     Н = ТЗп + ТЗпр + ТЗт + ТЗг,                               (1.6)
     где Н — оптимальная величина товарных запасов; ТЗп  — оптимальная величина товарных запасов в пути (для иногородних поставщиков); ТЗпр — оптимальная величина товарных запасов на время приемки, проверки, подготовки товаров к продаже; ТЗт    — оптимальная величина торгового запаса; ТЗг  — гарантийный (страховой) запас.
     Расчет  норматива товарных запасов часто  проводят по товарным группам, результаты затем суммируют и получают итоговое значение. После того как учтено состояние оборотных средств, источники поступления товаров определены, исчислена оптимальная величина товарных запасов, проводится конкретная работа по закупке товаров и формированию торгового ассортимента, решаются и юридически оформляются вопросы товароснабжения и поставки.
     Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет состоит из следующих операций:
     1) определение среднеквадратического  отклонения фактического объема поставки (о):
                                                 (1.7)
     где X — фактический объем поставки товаров за день, декаду, месяц и т.д., руб.; Хср — среднее значение объема поставки товаров за день, декаду, месяц и т.д., руб.; п — количество дней, декад, месяцев и т.д.; 2) расчет коэффициента вариации поставки (у) /10, c.25/:
                                                                       (1.8)
     2) вычисление коэффициента равномерности  поступления товаров (К):
                                                                          (1.9)
     Чем ближе значение коэффициента равномерности  к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров.
     Важным  направлением анализа является определение  степени обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами. Есть несколько способов определения обеспеченности предприятия товарными запасами. Так, обеспеченность предприятия товарными запасами можно установить, рассчитав сумму товарных запасов, приходящуюся на 1 руб. розничного товарооборота:
     Кобесп = (П + ТЗср.)/РТО,                                    (1.10.)
     где П – объем поступления товара; Кобесп — коэффициент обеспеченности предприятия товарными ресурсами; ТЗср — средняя величина товарного запаса, руб. Этот показатель анализируется в динамике либо по сравнению с плановым значением.
     Уровень обеспеченности розничного товарооборота  товарными запасами может быть охарактеризован размером товарного запаса в днях оборота, который показывает, на сколько дней торговли хватит данного товарного запаса [13, c.48]:
     ТЗдн = ТЗ/Орто                                       (1.11)
     где ТЗДН — товарный запас в днях оборота, дни; ТЗ — товарный запас в сумме на определенную дату, руб.; Орто — однодневный товарооборот, руб.
     Управление  товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, т. е. обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Следовательно, и этой важнейшей управленческой функции предшествует изучение и прогнозирование возможностей рынка.
     Управлять товарными запасами — значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Управление должно быть систематическим. Иными словами, должен быть предусмотрен некий организационный механизм, который сам по себе обеспечивал бы поддержание нужных товарных запасов. Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении.
1.2. Расчет эффективности использования товарных запасов
 
     Анализ  товарных запасов завершается анализом эффективности их использования. Причем эффективность использования товарных запасов может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли [17, c.14]:
                                         (1.12)
     где Э1, Э2 — показатели эффективности использования товарных запасов соответственно по товарообороту и прибыли, руб.; П — прибыль от реализации товаров, руб. РТО – розничный товарооборот; ТЗ – товарный запас. Коэффициенты Э1, и Э2 показывают суммы товарооборота и прибыли, полученных на каждый рубль, вложенный в товарные запасы. Эффективность использования товарных запасов чаще всего характеризуется временем обращения товаров в днях оборота и числом оборотов, т.е. скоростью товарооборота (товарооборачиваемостью). Эти показатели взаимосвязаны между собой и рассчитываются по формулам:
                                           (1.14)
     где Коб — коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов; Тоб — время обращения товаров, дни; ТЗ — средний товарный запас, руб.; Д — число дней в периоде.
     Средний товарный запас рассчитывается по средней  хронологической моментного ряда [17, c.18]:
                                (1.15)
     где Т3 ... ТЗn — товарные запасы на определенную дату, руб.; n — количество анализируемых показателей.
     Сумма высвобожденных из оборота (дополнительно  вовлеченных в оборот) средств определяется по формуле [11, c.14]:
     ВС = Орто.1 х (Тоб.1 – Тоб.0),                              (1.16)
     где ВС — сумма высвобожденных из оборота (дополнительно вовлеченных) средств, руб.
     Размер  дополнительной прибыли, полученной за счет ускорения оборачиваемости, можно вычислить по сложившемуся в отчетном году уровню рентабельности:
      ВС х Rрто/100                                          (1.17)
     Где Преал. - сумма дополнительной прибыли (потери выгоды), руб.; Rрто. — уровень рентабельности основной деятельности, в % к товарообороту.
     Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, который состоит из двух частей: рабочего запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале; запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления товаров.
     Норма товарного запаса в днях исчисляется  по формуле [18, c.55]:
                                     (1.18)
     где ПП — время на приемку и подготовку товара к продаже, дни;
     РЗ  — рабочий запас, дни;
                                         (1.19)
     ЗТП -- запас текущего пополнения, дни;
                          (1.20)
     ГЗ  — гарантийный запас, дни;
     ПАН — представительный ассортиментный набор, руб.;
                                                    (1.21)
     R — общее количество ассортиментных разновидностей, ед.; г — количество ассортиментных разновидностей в одной партии, Ц — средняя цена одной ассортиментной разновидности, руб.; i — средний интервал между поставками, дни.
     Расчет  норматива товарного запаса тем  или иным методом, как правило, производится на конец IV квартала планируемого года по отдельным товарным группам. Свести воедино эти нормативы и определить плановую сумму товарных запасов в целом по предприятию можно путем их суммирования:
                                          (1.22)
     где ТЗпл — плановая сумма товарных запасов в целом по предприятию, руб.; T3i пл — плановая сумма товарных запасов i-й группы, руб.; i — наименование товарной группы; п — количество товарных групп.
     В процессе хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребность в определении плановой величины товарных запасов не только на IV квартал, но также и на I—Ш кварталы планируемого года. Их можно определить либо с помощью индексов сезонности, если значения товарооборота, а следовательно, и запасов имеют существенные сезонные колебания, либо путем исчисления среднего размера изменения товарных запасов в течение планируемого года. Второй способ более простой. В этом случае сначала определяется общая сумма изменения плановой величины товарного запаса за год ( ) [14, c.40]:
     

                                             (1.23)
     Наконец, определяется плановая сумма товарного  запаса для каждого квартала планируемого года [17, c.23]:
                                     (1.24)
                                   (1.25)
     Сделаем некоторые выводы по главе.
     Итак, под товарными запасами понимают обычно всю массу продукции, закупаемую торговыми предприятиями с целью последующей реализации на внутреннем рынке, поставок на экспорт. Товарные запасы торговых предприятий формируются за счет поступления товаров, а расходуются на осуществление товарооборота. Эффективность использования товарных запасов определяется как отношение величины товарооборота за период к сумме поступления товарных запасов за период и средней величины товарных запасов за период.
     Управление  товарными запасам всегда имеет  целью их оптимизацию, т. е. обеспечение  торговой организации товарами в  таком ассортименте и в таких  количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Управлять товарными запасами — значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Одной из наиболее важных задач торговых предприятий в политике управления товарными запасами является правильное определение по-требности в товарных запасах. Важную роль играет верное определение оптимальной величины товарных запасов. Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения как по объему, так и по срокам.
     Перейдем  к рассмотрению особенностей управления товарными запасами на примере предприятия ООО «Тансу».

2. Особенности управления товарными запасами на примере предприятия розничной торговли ООО «Тансу»

2.1. Анализ финансово-экономической  деятельности предприятия  ООО «Тансу»
 
     Общество  с ограниченной ответственностью «Фирма Тансу» (ООО «Фирма «Тансу») является дочерней по отношению к Открытому акционерному обществу «Татспиртпром». ООО «Фирма «Тансу» расположено по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. П.Лумумбы, 47 А. Доля участия ОАО «Татспиртпром» в уставном капитале общества – 80%
     Значение  ООО «Фирма «Тансу» для деятельности ОАО «Татспиртпром» - расширение рынка ликероводочных и винодельческих изделий на территории Республики Татарстан и за ее пределами в целях организации реализации качественной и доступной продукции населению и извлечение прибыли в результате осуществляемой деятельности.
     Предметом и основными видами деятельности ООО «Фирма «Тансу» является: оптовая и розничная торговля ликероводочными и винодельческими изделиями; оптовая и розничная торговля промышленными и продовольственными изделиями, а также товарами народного потребления.
     Общее число работников ООО «Фирма «Тансу»  составляет 407 человек. Основная продукция фирмы алкогольная (86,7 % оборота): классические водки, на спирте "Люкс", на спирте "Экстра", бальзамы и горькие настойки, ликеро-водочные изделия, шампанское, слабоалкогольные напитки, сувенирная продукция, коньяк, вина. Наценка за реализацию ЛВИ – 15,5 %.
     Составим  таблицу основных результатов хозяйственной деятельности ООО «Фирмы «Тансу» за 2007 – 2009 г.г., по имеющимся данным бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках (приложение 1).
     Фактический розничный товарооборот фирмы за отчетный (2009) год составил 427 856,8 тыс. руб., из него алкогольная продукция – 384 383,2 тыс.руб., или 89,8 % от оборота. Оборот по реализации продуктов питания составил 43 473,6 тыс.руб. или 10,2 % от оборота (см. Приложение А – Анализ хозяйственной деятельности за 2007-2009 г.).
     Товарооборот  за 2008 год составил 413 387,3 тыс.руб., из него алкогольная продукция 358 594,3 тыс.руб., или 86,7 % от оборота. Реализация продуктов питания составила 56 601 тыс.руб., или 13,7 % от суммарного товарооборота.
     За  счет ценового фактора (повышения розничных  цен на алкогольную продукцию) товарооборот  увеличился на 25 788,9 тыс. руб. (384 383,2 – 358 594,3 тыс.руб.), что составляет (89,8 % - 86,7 %) = 3,1 % к фактическому товарообороту прошлого года.
     Анализ  выполнения плана и динамики розничного товарооборота проведем не только за год, но и по кварталам, месяцам. Это поможет установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Изучим ритмичность и равномерность развития товарооборота ООО «Фирма «Тансу», составив табл. 2.1.
     Таблица 2.1
     Ритмичность развития розничного товарооборота  ООО «Фирма «Тансу» в действующих ценах, тыс.р.
Квартал и полугодие Фактически За 2008 г.
Фактически  за 2009 г. Отклонение  от прошлого года, сумма Отклонение  от прошлого года, %
Итого за I квартал 98 631 102 325,8 3694,8 3,74
Итого за II квартал 58536 102 547 44011 75,18
Итого за 1 полугодие 157 167 204 872,8 47705 30,35
Итого за III квартал 99 971,3 90 783 -9 188,3 -9,1
Итого за IV квартал 101 456 132 201 30 745 30,3
Итого за II полугодие 201 427,3 222 984 21 556,7 6,01
Всего за год 358 594,3 427 856,8 69 262,5 19,31
 
     Анализируя  данные таблицы, отметим, что товарооборот ООО «Тансу» изменялся достаточно равномерно в течение 2008 и 2009 годов. Наблюдалась следующая тенденция: товарооборот во втором и четвертом квартале 2009 года выше товарооборота в первом и третьем кварталах. Наибольший рост товарооборота в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдался во втором квартале (на 75,18 %), снижение товарооборота 2009 года в сравнении с 2008 годом произошло в 3-м квартале (на 9,1 %).
     Основными причинами снижения являются недостатки в снабжении товарами, изучении покупательского спроса, организации торговли, рекламе, других аспектах маркетинга и менеджмента, а также внеплановый ремонт отдельных структурных подразделений ООО «Фирма «Тансу». Рассмотрим структуру издержек и их динамику за 2008 и 2009 г.г.
     Таблица 2.2
     Издержки  ООО «Фирма «Тансу» за 2008 и 2009 г.г.
     Издержки      2008 г.      2009 г. Отклонения
Сумма      %
     51 895,5      81351,0 29456 56,7
процент в товарообороте      12,6      19,0              
1. Характерные расходы итого      50 956,5      81351,0              
1.1. Постоянные      34 587,4      56682,9              
ФОТ магазина      16 272,9      21334,7 5061,8 31,1
Единый  социальный налог      2 301,1      3400,8              
Расходы по аренде      10 418,1      24260.7 13 842,7 132,87
услуги  охраны      4 009,7      5907.6              
услуги  банка      262,4      306,4              
инкассация      752,9      760,4              
обслуживание  ККМ      241,5      348,4              
услуги  связи      334,3      375,6              
1.2.Коммунальные  расходы      2 417,5      3741,7 1324,2 54,7
электроэнергия      1 543,8      1926,9              
теплоэнергия      412,5      489,6              
эксплуатационные  расходы      128,0      984,8              
вывоз снега, мусора      138,2      168.7              
вода, канализация      195,0      171.6              
1.3.Прочие  итого, втч      4 876,4      12183,4 7307 149,85
Лицензии      122,5      128.3              
Бой в пути      54,0      42,0              
Медосмотр      112,6      152,6              
дератизация, дезинфекция      95,4      70,3              
 

      Продолжение табл.2.2
транспортные  расходы      564,4      724.4              
износ осн.средств      1 497,0      4573,9 3076,9 205,5
техн.-иинформац.обследование      678,0      2529,8              
обслуж.холод. оборудования      71,0      61,9              
текущий ремонт      411,1      829,6              
Пожарно-технич.обслуживание      8,5      0.0              
списание  материалов по акту      949,5      956.5              
списание  ГСМ      306,4      1264,0              
Списание  ГСМ ам Тансу      -      850.2              
1.4 Накладные расходы итого      9 075,2      8755,6              
ФОТ АУП      4 781,6      4424,9              
Единый  социальный налог      658,1      620.4              
прочие  накладные расходы      3 624,2      3700,5              
 
     Анализируя  данные таблицы, отметим, что из общей  суммы издержек за 2009 г. наибольшую сумму составили «характерные расходы», из числа которых на 31,1 % увеличились в 2008 году расходы на оплату труда, и на 132,8 % возросли расходы на аренду торговых площадей. Это связано с увеличением количества магазинов на 1 (со 122 шт. в 2008 г. до 123 шт. в 2009 г.) и увеличением числа работников (с 407 чел. до 426 чел. в 2009 г.). С увеличением числа работников связано и увеличение расходов на медосмотр (со 112,6 до 152,6 тыс.руб.).
     Значительно увеличился и износ основных средств (на 205 % в 2009 г. по сравнению с 2008 г.). Расходы на текущий ремонт возросли в 2 раза по сравнению с 2008 годом.
     На  изменение прибыли от реализации продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим годом оказывают влияние такие факторы, как изменение цен на реализованную продукцию; изменение ее себестоимости, включая коммерческие расходы; изменение физического объема реализованной продукции; изменение структуры реализованной продукции.
     Так, на изменение прибыли от реализации оказала влияние себестоимость. Себестоимость в 2005 году выросла с 356 786 тыс.руб., до 370 741 тыс.руб., т.е. на  13 264 тыс.руб., т.е. на 3,91 % по сравнению с прошлым годом.
     Значительно увеличились коммерческие расходы (на 29 456 тыс.руб. или 56,7 %), их увеличение существенно повлияло в совокупности с другими издержками на прибыль по сравнению с выручкой и себестоимостью.
     Таблица 2.3
     Факторный анализ прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатели Сумма 2004 г. В  тыс.руб. Сумма 2005 г. В  тыс.руб. Отклонение % отклонения
1. Выручка  от реализации продукции (за  вычетом НДС,  акцизов и других отчислений от выручки) 
413 387 426 651 13264 +3,2
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 356 786 370 741 13955 +3,91
3. Коммерческие расходы 51 895 81 351 29 456 +56,7
4. Управленческие расходы - - - -
5. Прибыль  (убыток) от реализации 4 706 -25 441 -20 735 -440,6 %
 
     Сделаем некоторые общие выводы. По итогам  за  2009 год предприятие имело валовый доход в сумме 55 910 тыс.руб, что меньше показателей 2008 года на 1,22 %. Значительно увеличились издержки предприятия (на 56,7 %). Валовый доход не покрыл издержки предприятия, и сумма убытка составила 30 803 тыс.руб.
     Фактический розничный товарооборот фирмы за 2009 год составил 427 856,8 тыс. руб., из него большую часть составляла алкогольная продукция –89,8 % от оборота. Оборот по реализации продуктов питания составил 10,2 % от оборота. За счет ценового фактора (повышения розничных цен на алкогольную продукцию) товарооборот 2008 года увеличился на 3,1 % к фактическому товарообороту прошлого года.
2.2. Особенности планирования, формирования товарных  запасов на предприятии
 
     Для определения товарных запасов в  днях необходимо их сумму разделить на объем розничного товарооборота за изучаемый период и умножить на количество дней этого периода. При анализе принято считать в месяце 30 дней, квартале — 90, в году — 360 дней. При изучении фактических товарных запасов по данным за квартал их обычно определяют в днях исходя из товарооборота данного квартала. При их анализе по данным за месяц фактические товарные запасы в днях на конец месяца определяют к товарообороту истекшего месяца.
     Фактические товарные запасы в первом квартале отчетного года по ООО «Фирма «Тансу» составили: на 1.01 — 1160 тыс.р.; на 1.02 — 1207 тыс.р.; на 1.03 — 1269 тыс.р. и на 1.04 — 1 352 тыс.р. Общий объем товарных запасов за отчетный год составил 19 954 тыс.руб. Объем товарных запасов за первый квартал 2005 года составил 4 988 тыс.руб. Фактический розничный товарооборот за первый квартал равен 102 325,8 тыс.р. (см. таблицу 2.4).
     Товарные  запасы в первом квартале по торговому  предприятию ООО «Фирма «Тансу» составили (в днях):
     • на 1.01     1 160 : (102 325,8: 90) = 1 160 :1136,95 = 1,02;
     • на 1.02    1 207 : (102 325,8: 90) = 1,06;
     • на 1.03     1 269 : (102 325,8: 90) = 1,11;
     • на 1.04    1 352 : (102 325,8: 90) = 1,18.
     Товарные  запасы во втором квартале 2009 г. составили:
     • на 1.01     1 352 : (102 547: 90) = 1 352 :1139,4 = 1,18;
     • на 1.02    1 378 : (102 547: 90) = 1,2;
     • на 1.03    1 401 : (102 547: 90) = 1,23;
     • на 1.04   1 450 : (102 547: 90) = 1,27.
     Товарные  запасы в третьем квартале составили:
     • на 1.01     1 450 : (90 783: 90) = 1450 :1008,7 = 1,43;
     • на 1.02    1 420 : (90 783: 90) = 1,40;
     • на 1.03     1 475 : (90 783: 90) = 1,46;
     • на 1.04    1 482 : (90 783: 90) = 1,47.
     Товарные  запасы в четвертом квартале составили:
     • на 1.01     1 482 : (132 201: 90) = 1 482 : 1468,9 = 1;
     • на 1.02    1 498 : (132 201: 90) = 1,01;
     • на 1.03     1 630 : (132 201: 90) = 1,10;
     • на 1.04    1 721 : (132 201: 90) = 1,17.
     Оценку  состояния товарных запасов следует  давать прежде всего в днях, т.е. увязывать  их размер со степенью выполнения плана  и динамикой развития розничного товарооборота. Норматив товарных запасов (в днях) на первый квартал по торговому предприятию установлен в размере 1 день. Таким образом, товарные запасы в первом квартале завышены: на 1.01 — на 0,02 дня (1,02 – 1); на 1.02 – на 0,06 дня (1,06 – 1); на 1.03 – на 0,11 дня (1,11 – 1) и на 1.04 – на 0,18 дня (1,18 – 1).
     Расчеты по последующим трем кварталам сведем в таблицу 2.4.
     В процессе анализа установим, как  товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение необходимыми товарами; изучим причины выявленных отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов.
     Такими  причинами могут быть: невыполнение или перевыполнение плана товарооборота; невыполнение или перевыполнение плана  поступления товаров; завоз товаров, не пользующихся спросом, или в размерах, превышающих спрос; неравномерное поступление товаров; неправильное распределение товарных запасов между отдельными торговыми предприятиями и их подразделениями; отсутствие достаточной информации у населения об имеющихся в торговой сети товарах, способах их потребления; недостатки в организации торговли и другой маркетинговой деятельности. Товарные запасы в сумме обычно снижаются, если поступление товаров отстает от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров.
     Таблица 2.4
     Проверка  соблюдения нормативов товарных запасов
Квартал отчетного года Единица измерения Норматив товарных запасов Фактический товарный запас Отклонение  от норматива товарных запасов
      На начало квартала На первое число 2-го мес. Квартала На первое число 3-го месяца квартала На конец квартала На начало квартала На первое число 2-го мес. Квартала На первое число 3-го месяца квартала На конец квартала
1 Тыс.р. 1 100 1 160 1 207 1 269 1 352 +60 +47 +62 +83
  Дни 1 1,02 1,06 1,11 1,18 +0,02 +0,06 +0,11 +0,18
2 Тыс.р. 1250 1352 1 378 1 401 1 450 +102 +26 +23 +49
  Дни 1,1 1,18 1,2 1,23 1,27 +0,08 +0,04 +0,03 +0,04
3 Тыс.р. 1340 1 450 1 420 1 475 1 482 +110 -30 +55 +7
  Дни 1,2 1,43 1,40 1,46 1,47 +0,23 -0,03 +0,06 +0,01
4 Тыс.р. 1402 1 482 1 498 1 630 1 721 +80 +16 +132 +91
  Дни 1,4 1 1,01 1,10 1,17 -0,4 +0,1 +0,09 +0,07
 
     Товарные  запасы на конец квартала одновременно являются и остатками товаров на начало следующего квартала. В связи с этим сопоставим их также с нормативом в днях на следующий квартал. Предварительно необходимо фактические товарные запасы на конец квартала определить в днях исходя из плана товарооборота на следующий квартал. Фактические запасы товаров по фирме ООО «Фирма Тансу» на конец первого квартала (на 1 апреля) составили 1352 тыс.р. На второй квартал план товарооборота установлен в размере 123 056 (102 547 + 20 %) тыс.р. Фактические товарные запасы в днях на конец первого квартала, исчисленные к плановому товарообороту второго квартала, составили 0,9 дня [1352 : (123 056 : 90)]. Норматив товарных запасов на второй квартал установлен в размере 1,1 дня. Следовательно, ООО «Фирма «Тансу» на начало второго квартала имеет заниженные товарные запасы на 0,02 дня (1,1 — 0,9).
     Анализ  товарных запасов проведем также  в динамике. Фактические запасы товаров на первые числа месяца в каждом квартале (в сумме и в днях оборота) сравним с данными на начало квартала (табл. 2.5). В результате установим, не было ли резких колебаний в фактических товарных запасах в течение каждого квартала и года.
     Таблица 2.5
     Динамика  товарных запасов в действующей оценке по ООО «Фирма «Тансу» за отчетный год
Квартал отчетного года Единица измерения Фактический товарный запас Изменение товарных запасов по сравнению с данными на начало квартала
    На начало квартала На первое число 2-го мес. Квартала На первое число 3-го месяца квартала На конец квартала на первое число 2-го месяца квартала (гр. 4 – гр. 3)
на первое число 3-го квартала (гр. 5 – гр. 3) на конец квартала
(гр. 6 – гр. 3)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Тыс.р. 1 160 1 207 1 269 1 352 +47 +109 +192
  Дни 1,02 1,06 1,11 1,18 +0,04 +0,09 +0,16
2 Тыс.р. 1352 1 378 1 401 1 450 +26 +49 +98
  Дни 1,18 1,2 1,23 1,27 +0,02 +0,05 +0,09
3 Тыс.р. 1 450 1 420 1 475 1 482 -30 +25 +32
  Дни 1,43 1,40 1,46 1,47 -0,03 +0,03 +0,04
4 Тыс.р. 1 482 1 498 1 630 1 721 +16 +148 +239
  Дни 1 1,01 1,10 1,17 +0,01 +0,1 +0,17
 
     Анализ  товарных запасов в динамике за год  должен проводиться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Обычно пересчитывают в сопоставимые цены запасы товаров на конец отчетного года, разделив их на индекс розничных цен. Затем, сравнив суммы товарных запасов в действующих и сопоставимых ценах, определяют влияние инфляционных факторов на их размер. Для выявления и мобилизации резервов их сокращения, оптимизации необходимо в таблицах выделять залежалые и неходовые товары. Анализ товарных запасов проведем также по отдельным товарным группам и товарам.
     Таблица 2.6
     Информация  о товарных запасах в ассортиментном разрезе в действующей оценке по ООО «Фирма «Тансу» за отчетный год 

Товарная  группа и товар На начало года На конец года Изменение товарных запасов за отчетный год
 
сумма, тыс.р.
в днях сумма, тыс.р. в днях в сумме, тыс.р. (гр. 4 – гр. 2)
в днях (гр. 5 – гр. 3)
1 2 3 4 5 6 7
Шампанское Классические  водки
Коньяк
Сувенирная  продукция
Вина
Слабоалкогольные  напитки
Бальзамы  и горькие настойки
Ликеры
Чай, кофе и какао
Соки, воды и напитки
Табак
170 320
109
90
194
33
108
21
103
56
93
1,9 1,7
1,0
2,6
2,8
1,6
1,7
2,7
2,0
2,5
2,2
174 335
144
97
230
95
151
27
107
59
130
3, 1,2
1,6
2,0
1,1
1,4
0,9
1,0
1,8
2,0
2,1
-4 + 115
+75
+ 1
+36
+2
+13
+ 16
+4
+5
+ 18
-3,9 -2,5
+ 1,6
+5,4
+0,3
-2,2
-2,8
-4,7
-3,2
-0,5
-4,1
Всего 1 207 1,06 1 721 1,17 +514 +0,11
 
     Рассчитаем  плановые среднегодовые товарные запасы по фирме ООО «Фирма «Тансу» по формуле средней арифметической: Зср. По плану = (1100 + 1250 + 1340 + 1402)/4 = 1273 тыс. руб. Фактические среднегодовые текущие товарные запасы по ООО «Фирма «Тансу» равны:
     Зср.факт. = (? х 1160 + 1207 + 1269 + 1352 + 1378 + 1401 + 1450 + 1420)/12)) + ((1475 + 1482 + 1498 + 1630 + ? х 1721))/12 = 838,08 + 578,79 = 1416,8 тыс. руб. (данные для расчета – см. таблицу 2.4 – фактический товарный запас по кварталам).
     Таким образом, фактические среднегодовые  товарные запасы больше плановых на 143,8 тыс.р. (1416,8 — 1273). Их размер зависит от двух факторов: 1) от изменения объема товарооборота; 2) от ускорения или замедления товарооборачиваемости. Ряд экономистов считает, что с увеличением объема товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами, т.е. в размере корня квадратного из темпов прироста товарооборота. При ускорении оборачиваемости товаров товарные запасы относительно уменьшаются, при замедлении — растут.
     Определим время обращения товаров по ООО «Фирма «Тансу» (в днях):
     - по плану на отчетный год Т = З : (Тоб.пл./Д)= 1273 : ( 430728: 360) = 1273 :1196,4 = 1,06;
     - фактически за отчетный год      Т = З : (Тоб.факт./Д) = 1416,8 : (427856,8: 360) = 1,19.
     По  ООО «Фирма «Тансу» товарооборачиваемость  по сравнению с планом замедлилась на 0,13 дня (1,06 — 1,19). Для определения суммы средств, высвобожденных или дополнительно вложенных за счет изменения товарооборачиваемости, необходимо ускорение (замедление) времени обращения товаров в днях умножить на фактический среднедневной товарооборот отчетного года. По фирме «ООО «Фирма Тансу» фактический среднедневной товарооборот в отчетном году составил 1188,4 тыс.р. (427856,8: 360). Замедление товарооборачиваемости по сравнению с планом на ),13 дня сократилооборотных средств 154,4 тыс.р. [(1188,4 х (—0,13)].
     По  ООО «Фирма «Тансу» скорость обращения товаров составила (в оборотах): по плану на отчетный год 430728 : 1273 = 338,3; фактически за отчетный год     427856,8 : 1416,8 = 301,9. Следовательно, в отчетном году товарные запасы фактически поднялись в 301,9 раз при плане 338,3 раза. Результаты анализа товарооборачиваемости по ООО «Фирма «Тансу» оформим составлением табл. 2.7. По сравнению с прошлым годом по всем товарным группам фактические средние запасы товаров возросли, что вызвано влиянием ценового фактора (инфляции). 

     Таблица 2.7
     Информация о средних товарных запасах и товарооборачиваемости
     Показатель план Отчетный 2009 год Отклонение от плана
фактически % выполнения плана
1. Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс.р. 430728 427856,8  99,3 -2 871
2. Среднегодовые товарные запасы в действующих ценах, тыс.р. 1273 1416,8 111,2 143,8
3. Время обращения товаров, в днях (стр. 2 : стр. 1 х 360)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.