На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Законы права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Правовое состояние  законов……………………………………………………..5
1.1 Понятия закона как источника права…………………………………………..5
1.2 Основные признаки и особенности правового состояния закона…………….7
1.3 Классификация законов по различным основаниям…………………………10
2 Особенности  действия закона…………………………………………………...15
2.1 Действия законов  во времени и в пространстве……………………………..15
2.2 Действие нормативно-правового акта по предмету и по кругу лиц………...18
3 Проблемы реализации  законов…………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………….28
Список  использованных источников……………………………………………...30
Приложение  А Классификация нормативно-правовых актов…………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       В современном обществе люди и различного рода их объединения  постоянно соприкасаются  с правилами (нормами), зафиксированными в  законах и подзаконных  актах с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
       Отражая в концентрированном  виде социальные интересы, закон выступает  главным регулятором  общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством  преобразований в  экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.
       Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением  государственной  воли российского  общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
       В настоящее время, когда политические и экономические  реформы, проводимые в России, потребовали  интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность  будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
       Реальность  показывает, насколько  широк круг вопросов, неурегулированных  правом, без которых  невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.
       Отступая  от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться  в обществе, противоречащие друг другу  и  общественной системе в целом, государственная  власть ослабляет  свой авторитет, снижает  степень общественного  доверия.
       Повышение эффективности действия закона является одним из самых важных средств  успешного решения социально-экономических  задач.
       Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции  подходов к пониманию  закона как источника  права.
       В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:
       - Дать  определение понятию  закон;
       - Раскрыть  основные признаки закона;
       - Рассмотреть вопросы о правовом состоянии законов;
       - Определить  классификацию законов;
       - Охарактеризовать  Действия законов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
       - Проанализировать проблемы реализации законов.
       Объект  исследования – сущность и понятие  закона как источника права. Предмет  исследования – законы права.
       При исследовании темы «Законы права» нами были использованы следующие методы:
       - изучение и анализ научной литературы;
       - изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
       -  моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование.
       Практическая  значимость работы заключается в  возможности использования результатов  исследования в совершенствовании  законодательного процесса, как на уровне самого государства, так и на уровне его субъектов.  

           
  
  
  
  
  
  

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Правовое состояние  законов 

       1.1 Понятия закона как источника права 
 

       На  протяжении ряда столетий и даже тысячелетий  закон как форма (источник) права привлекал  к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «законом», авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.
       За  многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о  нем, выработалось определенное представление о  данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных его сторон.
       Дело  в том, что закон, как и право  в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.
       Например, иногда закон рассматривается  в самом «широком»  смысле, как синоним  понятия права, а  точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду».1
       Из  этого рассуждения  следует, что первостепенной по значимости отличительной  чертой закона является его нормативный  характер. Однако нормы  права содержатся и в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.
       Но  понятие «нормативно-правовой акт» гораздо шире понятия закона. Под  нормативно-правовыми  актами понимаются выраженные в письменной форме  решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
       Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру  актами. Они издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
       В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует  назвать законы, декреты, указы, постановления  правительства, приказы  министров, председателей  государственных  комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
       В обыденной жизни, в обиходе использование  термина «закон»  для обозначения  любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не только собственно законов.
       Юридически  же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими  нормативно-правовыми  актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.
       В силу этого и ряда других причин в научной  и учебной юридической  литературе гораздо  чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие:  
       Закон - это принятый в  особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой».
       Или: Закон - это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны».2
       Или: «В юридическом смысле закон - это нормативный  акт, принимаемый  в особом порядке, обладающий после  Конституции наибольшей юридической силой  и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».3
       Можно привести еще целый  ряд аналогичных  определений. Однако дело не в этом. Главное  состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные, специфические черты. 

       1.2 Основные признаки и особенности правового состояния закона 
 

       Закон имеет следующие  признаки, отличающие его от нормативных  правовых актов:
       1. Закон обладает  высшей юридической  силой среди всех  остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
       Сущность  высшей юридической  силы заключается  в следующем: 
       а) Никто, кроме органов  законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
       Например, Конституция  PФ в пп. 1, 2 cт. 105 устанавливает: федеральные законы принимаются Государственной Думой PФ, после чего подлежат рассмотрению Советом Федерации PФ.
       б) Все правовые акты государства должны издаваться  в соответствии с Основным законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом, либо отменен. 
       Например, п. 1 cт. 15 Конституции  PФ гласит: «Конституция  Российской Федерации  имеет высшую юридическую  силу, прямое действие  и применяется  на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
       в) Закон не подлежим утверждению  или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного  на то органа законодательной власти.
       Например, Конституционный Суд может признать  закон принятый  Парламентом неконституционным,  но отменить его  может только сам  законодательный  орган.
       Данные  особенности закона множество раз  подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению. Констатируя данный факт, Г.Ф. Шершеневич еще в начале 20-го века писал, что «формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности».4
       Рассматриваемый признак данного правового акта, хотя и является устоявшимся, широко признанным, но отнюдь, как и ранее рассмотренный, не является общепризнанным признаком. Помимо всего прочего это свидетельствует об относительном, а не абсолютном характере знаний о законе и широких возможностях его дальнейшего исследования.
       2. Закон как источник  права, исходящий  от высшего органа  государственной  власти, представляющего  волю и интересы  всего общества  или народа, должен  также отражать  волю и интересы  всего общества  или народа.
       3. Законы, в отличие от других  нормативно-правовых актов издаются  по наиболее важным вопросам  государственной и общественной  жизни. С их помощью упорядочиваются  и регулируются наиболее важные  общественные отношения. В законах  закрепляется общественный и  государственный строй, компетенция  центральных звеньев государственного  механизма, основные права и  свободы граждан и т.д. 
       Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть  уже на сферу конституционного регулирования в  России или в любой  зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.
       4. По своему значению  закон - это правовой  акт первичного  характера, т.к.  в нем содержится  первичное, изначальное  право - юридические  предписания, которые  представляют собой  отправные начала  всей правовой  системы государства; 
       5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
       6. Закон исключительно  нормативен (содержит  только нормы права,  в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь  «вкрапления»  индивидуально-властных  предписаний).
       В каждой стране существует свой собственный  и особый порядок принятия, изменения  и дополнения законодательных актов  и положений. Однако, все принимаемые  законы, как правило, проходят через  одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта  в высший законодательный орган, его обсуждения и утверждения, и  кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.
       В том случае, если закон принимается  путем референдума, отдельные стадии и весь порядок  его принятия оговариваются  в специальном  Законе о референдуме.
       С законами тесно связано  понятие законодательства, которым широко оперируют  юридическая наука  и правоприменительная  практика, трактуя  его содержание весьма неоднозначно.
       Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, изданных высшими  органами государственной  власти и управления.
       Часто к законодательству относят все без  исключения нормативные  акты, в том числе  ведомственные и  акты местных органов власти и управления. Таково же понимание законодательства и в обиходе.
       Наиболее  верным представляется такое понимание  законодательства, когда  к нему относятся  акты высших органов  государственной  власти и управления. Законодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность:
       1) законов и иных  нормативных актов,  принимаемых высшими  представительными  органами России, т.е. органами законодательной  власти;
       2) указов Президента  РФ; нормативных актов  Совета Министров  - Правительства РФ.
       Российское  законодательство делится  на определенные блоки  в зависимости  от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию  выделяются гражданское  законодательство, административное законодательство, уголовное  законодательство и другие отрасли законодательства.
       Такое деление совпадает  с делением системы  права на отрасли, но полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли  права - капитальное  строительство, но есть законодательство о  капитальном строительстве.
       Категория «правовое состояние» в конкретно-научной (в  частности, правовой) интерпретации играет фундаментальную  методологическую роль при формулировании научных теорий: она, во-первых, лежит  в основании формулировки законов; во-вторых, в основании определения типа как существующей, так и будущей теории, ее структуры. Следовательно, допустимо предположение, что категория «правовое состояние» при соответствующей интерпретации может способствовать гипотетико-дедуктивному построению теории.5
       К функциям правового  состояния законов  относятся следующие  функции: наделительная, сигнализаторская, интегративная, динамическая.
       Суть  наделительной функции правового состояния законов состоит в следующем. Становясь правовым, отдельное состояние приобретает дополнительные свойства, состоящие в появлении у него связей с государством посредством права. Состояние представляет собой набор характеристик носителя. Переход в разряд правовых состояний сопровождается появлением у последнего определенного количества новых юридических свойств.
       Например, лицо, утратившее работоспособность, имеет право на социальное пособие; невменяемый гражданин  не может быть привлечен к юридической ответственности. Появление новых свойств обусловлено интересами государства, общества и самого носителя. Они могут проявляться в виде освобождения от некоторых обязанностей, получении дополнительных прав и т. п.
       Сигнализаторская  функция правового  состояния законов  заключается в  том, что оно может  выступать главнейшим показателем при  оценке того или иного  явления. Включая  в себя различные  характеристики носителя, правовое состояние  как бы констатирует положение вещей, позволяет получить представление о благополучии либо отдельных проблемах в конкретной сфере общественной жизни. Данная информация оценивается законодателем, который решает, какие меры необходимо предпринять.
       Интегративная функция правового состояния  законов выражается в его способности  объединять своих носителей в  относительно самостоятельные группы. С помощью правового состояния  оформляются определенные связи  индивидов и коллективов с  обществом, и тем самым обеспечивается их включенность в единую систему  социальной организации.
       Так, отношения между  человеком и государством фиксируются таким  правовым состоянием, как гражданство. Его носители могут  быть объединены в  большую группу, называемую «граждане». Формирование групп способствует достижению различных целей.
       Например, изучение «состояния... находящихся под  угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном  шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» (постановление Правительства РФ «О Красной Книге Российской Федерации») позволяет не только обособить их, закрепив в Красной Книге РФ, но и сосредоточить усилия государства именно на их охране.6
       Динамическая  функция правового  состояния законов  заключается в  создании условий, позволяющих  проследить движение, изменение, развитие своего носителя. С  течением времени  его характеристики меняются. Законодательство устанавливает границы этих изменений, в рамках которых прослеживается динамика явления. Происходящие изменения интересуют, как правило, отдельных субъектов, а не государство.
       Например, для медиков крайне важно отслеживать  срок беременности женщины, наблюдать за ее протеканием, так как от этого зависят специальные рекомендации, выплата пособий по беременности и родам, выдача больничных листов и т. п. Государство не вникает в медицинские подробности, а лишь создает должные, по его мнению, условия для носителя правового состояния и заинтересованных субъектов путем отражения в законодательстве конкретного состояния.
       Таким образом, законом  называется акт, принимаемый  в особом порядке  высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону.
       Закон имеет признаки, отличающие его от нормативных правовых актов.  
 

       1.3 Классификация законов по различным основаниям 
 

       Классификация законов может производиться по различным основаниям (см. Приложение А):
       - по их юридической  силе (федеральные  конституционные,  федеральные, субъектов  федерации);
       - по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти);
       - по сфере действия (общефедеральные  и субъектов федерации). Если первые принимаются Федеральным собранием (федеральным парламентом) и регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые принимаются органами законодательной власти субъекта и действуют только в пределах территории данного субъекта. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.
       Согласно  Конституции России, «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут  противоречить федеральным  законам», принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» (ст. 76, п. 5).
       В случае же противоречия между законами и нормативно-правовыми актами субъектов  РФ, изданным по предметам исключительного  ведения последних, «действует нормативный  правовой акт субъекта Российской Федерации» (ст. 76, п. 6); 
       - по отраслевой  принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);
       - по внешней форме  выражения (конституция,  кодекс, постановление,  положение, регламент,  устав, закон).7
       Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.
       Конституция - это Основной закон  государства, выражающий волю господствующего  класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) «конституция» означает «установление», «устройство».
       Конституция как Основной закон  государства учреждает  политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.
       Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное  устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.
       Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
       Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.
       Причем, важно подчеркнуть, что оно не может  и не должно «развивать» или дополнять  конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его  положения конкретным содержанием. При  этом конституционные  нормы сохраняют  свою определенность и высшую юридическую  силу по отношению  к нормам текущего законодательства.
       В отличие от обычных  законов, Основной закон  государства характеризуется  стабильностью и  долговечностью. Эти  качества конституции  обусловлены двумя  обстоятельствами.
       Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений  она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
       Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость  и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.
       Всё сказанное характерно и для Конституции  России. Поэтому можно  говорить, что Конституция  России - это нормативный  правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
       Относясь  к числу правовых актов Конституция  РФ является законом и обладает всеми  его чертами.
       К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией PФ. Это закреплено в cт. 108 Конституции PФ.  
       Конституционные законы отличаются от текущих законов  и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений.
       Конституцией  РФ предусмотрены  следующие ФКЗ:
       1) о порядке разрешения  вопросов, связанных  с принятием в  РФ нового субъекта  РФ, образованием  в ее составе  нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137 Конституции);
       2) о принятии в  состав РФ нового  субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
       3) об образовании  в составе РФ  нового субъекта  РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
       4) об изменении конституционно-правового  статуса субъекта  РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);
       5) о государственных  флаге, гербе и  гимне РФ, их описании  и порядке официального  использования (ч. 1 ст. 70);
       6) о референдуме  РФ (п. «в» ст. 84);
       7) о режиме военного положения  (ч. 3 ст. 87);
       8) о чрезвычайном  положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56). В ч. 1 ст. 56 Конституции говорится  о том, что в  условиях чрезвычайного  положения для  обеспечения безопасности  граждан и защиты  конституционного  строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;
       9) об Уполномоченном  по правам человека (п. «д»  ч. 1 ст. 103);
       10) о порядке деятельности  Правительства РФ (ч. 2 ст. 114);
       11) о судебной системе  РФ (ч. 3 ст. 118);
       12) о Конституционном  Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
       13) о Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);
       14) о Высшем Арбитражном  Суде РФ (ч. 3 ст. 128); 
       15) об отдельных частях  судебной системы  - об общих судах,  арбитражных судах,  о военных судах  и др. (ч. 3 ст. 128);
       16) о Конституционном  Собрании (ч. 2 ст. 135).8
       Однако  вряд ли можно сказать  о том, что ФКЗ  задуманы для того, чтобы образовать вместе с Основным Законом так называемую «большую  Конституцию». Текст  самой Конституции  в качестве высшей ценности возвышается  над всей системой писаного права, включая  и федеральные конституционные законы. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации.
       Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию  предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. В соответствии с Конституцией России, предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России, Законодательными органами субъектов РФ, а также группами депутатов численностью не менее одной пятой членов от каждой из палат (ст. 134).
       Обыкновенные  законы представляют собой акты текущего законодательства, которые  посвящены различным  сторонам политической, экономической, социальной  жизни общества.
       Обыкновенные  законы по своей  внутренней структуре  делятся на текущие и кодифицированные.
       Текущими называют федеральные  законы, которые принимаются  на основе и во исполнение конституции и  конституционных  законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года.
       В особый вид выделяют также кодифицированные законы - это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. K ним относятся Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.
       Различия  в процедуре принятия и изменения конституционных  и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов - обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.
       Законы  как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно  связаны и взаимодействуют  с другими нормативно-правовыми  актами.
       На  примере законодательства России можно видеть, как на их основе и в развитие содержащихся в них положений  издаются такие нормативные  акты, как постановления  Правительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и  культурного строительства и, согласно Конституции, наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к исполнению в Российской Федерации» (ст. 115, п. 2). В случае противоречия постановлений и распоряжений правительства Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента России они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ст. 115, п. 3).
       В рамках действующей  Конституции и  федеральных законов  издаются также указы  Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с другими актами Президента - распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ст. 90, п. 2).  
 

       2 Особенности действия  закона 

       2.1 Действия законов  во времени и в пространстве  
 

       Закон как нормативно-правовой  акт действует  во времени, по территории, предметами действия и по кругу  лиц, на которых распространяются нормы данного  акта.
       Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы. 
       Необходимо  отличать момент принятия закона от момента обретения  им юридической  силы, которая может  возникнуть в день  его подписания, если  это прямо предусмотрено в законе.
       Но, как правило, вступление  закона в действие отдалено  во времени от дня  его принятия. Дата  вступления нормативно-правового акта в законную  силу может быть  связана с моментом  его официального  опубликования или  определено сроком, указанным в самом акте.
       Датой  принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.
       Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в  течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются  не позднее десяти дней после их принятия. Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».9
       Прекращение действия закона, то есть утрата им юридической  силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; при исчерпании срока, на который был принят нормативный акт.
       Каким образом закон  утрачивает юридическую  силу? Согласно сложившейся  практики это происходит в результате следующих обстоятельств.
       Во-первых, в результате истечения  срока действия закона или иного нормативно-правового  акта, который заранее  указывается в  самом акте. Такого рода акты с указанием  сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной  территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих  в переходный период, и при других обстоятельствах.
       Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового  акта другим актом, изданным компетентным государственным органом.
       В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим  в данной области  новые правила  поведения. Юридическая  сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием Конституции России 1993 года, вступившей в силу «со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования», а именно - 12 декабря 1993 года, одновременно, согласно законодательного установления, прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации -- России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями».10
       В связи с рассмотрением  вопроса о границах действия нормативных  актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.
       Изучение  судебной практики за 2008 год показало, что судами  до сих пор допускаются ошибки в применении правил действия закона во времени, что приводит к неверному применению норм материального права и, следовательно, к неправильному рассмотрению по существу заявленных   требований.
       Так, судебной коллегией по гражданским  делам Оренбургского областного суда было отменено  в части взыскания компенсации морального вреда решение Орского районного суда по делу по иску М. к войсковой части № 21720 о компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением. Истица была уволена с военной службы  15 июля 1992 года,   а восстановлена на работе приказом командира от 06 февраля 1996 года. Причинение ей морального вреда обосновала незаконностью увольнения. При разрешении данных требований суд первой инстанции применил ст. 150, 151 ГК РФ и Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 г. № 4338-1. Однако судом не был учтен момент возникновения спорного правоотношения и нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение на момент его возникновения. Возможность компенсирования морального вреда была введена Основами гражданского законодательства Союза РФ и союзных республик, которые вступили в действие с 03 августа 1992 года. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 03.03.1993г. № 4604-1 применение указанных Основ возможно лишь к тем случаям незаконных увольнений, которые имели место после введения их в действие, т.е. после 03.08.1992 года.
       В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы  применения законодательства о компенсации  морального вреда» указано, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случаях, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы. В этом случае возмещение морального вреда допускается только, если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие.
       Учитывая, что истица была уволена до введения в действие вышеназванного правового  акта, и после ее увольнения никаких  противоправных действий в отношении  истицы ответчик не совершал, ее требования о компенсации морального вреда  в связи с незаконным увольнением  не соответствовали закону и не подлежали  удовлетворению. По делу в части  требований о компенсации морального вреда судебной коллегией  было принято  новое решение об отказе в их  удовлетворении.
         По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае возникновения, например, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен.
       Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности  каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.
       Исключением из общего правила  являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают  смягчение ответственности  за определенные деяния или же вообще ее устранение. В отдельных случаях обратная  сила закона признается в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.
       Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип  действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.