На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разделение властей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение                   3
Глава 1. Понятие системы разделения властей  в государстве, историко–правовые корни ее возникновения и развития       
      Понятие разделение властей                                                                     5   
      Историко- правовые корни ее возникновения                                       6
Глава 2. Ветви власти как единый механизм в структуре современного государства.
2.1. Механизм  государства                                                                             11
2.2. Законодательнаявласть и ее органы                                                  15
2.3.    Исполнительная власть и ее органы                                                20
2.4. Судебная  власть и ее органы                                                                  30
Глава 3. Реализация принципа Разделения властей  в РФ                            35
Заключение                                                                                                     38
Список  использованной литературы                                                               40 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Разделение  властей исторически известно давно, его использовали еще древние  греки и римляне, чтобы обезопасить  государственный строй от изменений  и чрезмерной концентрации власти в  одних руках.
     Теоретическая концепция разделения властей в  государстве была сформулирована англичанином Джоном Локком (1632-1704) и затем получила относительно законченный и аргументированный  вид в работах французского государственного деятеля Шарля Монтескье (1689-1755). В интерпретации Ш. Монтескье  концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление  в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. Именно поэтому  Ш. Монтескье по праву считается  основоположником данной теории.
     За  прошедшие столетия принцип разделения властей выдержал испытания временем, развивался и совершенствовался, и  ныне занимает ведущее место в  конституционном конструировании  властных структур, распределении функций  и полномочий между ними во всех странах развитой демократии. На современном  этапе разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации  власти любого демократического государства.
     Теория  права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей. По общему правилу, вытекающему из принципа разделения властей, законодательная и исполнительная власти, а также судебная власть не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, существующей в стране, и от сложившихся обыкновений.
     В недалеком прошлом России, в советское  время, данный принцип не находил  отражения в отечественной правовой концепции. Более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
     На  рубеже 90-х годов XX века Россия вступила в период реформ. Меняются многие принципы жизни общества, появляются новые  идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все  прочнее в нашу жизнь входят такие  понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское  общество и многие другие. Одной  из базовых концепций построения нового Российского государства  стал принцип разделения властей, который  был закреплен в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.
     В этих условиях чрезвычайно важно  знать, в чем значимость данного  принципа для сегодняшней России, как он реализуется и почему его  сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения  России по пути демократии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Понятие системы  разделения властей  в государстве, историко–правовые корни ее возникновения и развития 

1.1. Понятие разделение властей
     Разделение  властей - принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три  независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная уравновешивающие друг друга.1
     Разделения  власти - один из основополагающих принципов  построения правового государства. Поскольку понятие «разделение  власти» достаточно широко, неотделимо от понятия «власти» и принимает  при этом самые различные формы  выражения, представляется целесообразным проследить исторический путь развития данного понятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Историко- правовые корни ее возникновения
     Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой  рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках  или в одном институте и  потребность разделить власть, труд и ответственность.2 Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.
     Первое  крупное разделение власти разграничило политическую и религиозную власти. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как на Западе, так и в России. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира.
     Наряду  с этим, в самом светском государстве  рано началось разделение профессиональных функций власти. Если не учитывать  общество при военной демократии, то уже и в Афинской, и в Римской  республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в  одних руках. Например, в Афинах законодательная  власть принадлежала Народному Собранию, исполнительная — Совету пятисот  и коллегии стратегов и архонтов, судебная — ареопагу как верховному судебному органу.
     В Риме главным государственным органом  был сенат, обладающий правом толковать  законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного  собрания. Из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые  должны были занимать государственные  должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Вторым по значимости государственным органом в Риме являлось это народное собрание, обладавшее правом принятия законов и избиравшее коллегии, которые осуществляли правительственную  власть. Судебные функции в Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом.3
     Феодальная  организация власти предполагала, как  правило, объединение в лице властелина законодательных, исполнительных и  судебных функций, включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром  и провинциальными (городскими) парламентами, а также органами местного самоуправления с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало  заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и в последствии стали основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий.
     Решающий  этап институционального и функционального  разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованные государства уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти. Доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры, поэтому власть оказалась до известной меры разделённой между сословиями и классами.
     «Дальнейшее развитие разделённых властей шло  несколькими параллельными путями: происходила централизация парламентских  структур, смещение парламентаризма  в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации  и т.п.); укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная  исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных  служащих; завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье  системы надзора и отправления  правосудия, передачи судебных функций  от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам».4
     Этот  объективный процесс получил  теоретическое обоснование в  политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами  гражданского общества и правового  государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым  условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.
     Сама  идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эпикура (341-270 до н.э.), Полибия (210-123 до н.э.) и др. Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком развит Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640–1648 гг.) и в последствии во Франции (1789–1794 гг.)5.
     В основании политической философии  Локка лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). По Локку, государство и гражданское  общество покоятся на частной и личной собственности. На основе общественного  договора учреждается государство  — социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных  с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии  собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно  от воли властей, люди создают законы и законодательство. Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку  всегда остаётся значительная свобода  для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато фактическим  беззаконием.
     Дж. Локк в этой связи констатирует: «…Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных  постоянных законов не могут ни в  коей мере соответствовать целям  общества и правительства… Абсолютная монархия, которую некоторые считают  «единственной формой правления  в мире», …несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».6
     Отсюда  и следует главный вывод, составивший  основу концепции разделения властей  по Локку: власть должна быть разделена  законодательную, исполнительную и  судебную с передачей каждой из ветвей власти особому кругу лиц. В условиях ограниченной монархии на первое место  выдвигается законодательная власть, именно она образует «первую ветвь  власти». В соответствии с этим видением вопроса, полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров), а судебную власть имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями. Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие, то есть реализуется принцип сдержек и противовесов.
     Наиболее  полно и последовательно концепция  разделения властей изложена в трудах Ш. Монтескье, человека, известного не только как прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных  органов. В своей фундаментальной  двадцатилетней работе «О духе законов»(1748) Монтескье изложил результаты длительного  исследования политико-правовых установлений нескольких государств, целью которого являлось создание системы безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.7
     В итоге, Монтескье пришел к выводу, что «…свобода возможна при любой  форме правления, если в государстве  господствует право, гарантированное  от нарушений законности посредством  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые  взаимно сдерживают друг друга».8
     Как считал Монтескье, чтобы не было возможности  злоупотреблять властью, необходим  такой порядок вещей, при котором  различные власти могли взаимно  сдерживать друг друга. «…Возможен такой  государственный строй, при котором  никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему  дозволяет…». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Ветви власти как  единый механизм в  структуре современного государства. 

2.1. Механизм государства
     За  более чем двухсотлетнюю историю  своего существования концепция  разделения властей, непрерывно совершенствуясь, нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран
     Современная теория разделения властей отнюдь не предполагает создание «китайской стены» между различными ветвями власти. Да это и невозможно, поскольку  речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве  не может быть несколько различных  по своей сущности властей: это исключается  концепцией государственного суверенитета.9 В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей – политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Например, акты с названием «законы» вправе принимать за редким исключением только представительный орган народа – парламент, олицетворяющий законодательную власть. Но, в ряде стран понятие парламента является более широким, наряду с избираемой нижней палатой парламент включает не избираемую прямыми выборами верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето (от лат. «ветаре» – запрещать), глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. Кроме того, в конституциях ряде стран допускается называемое делегированное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих законную силу.
     В сферу законодательной власти вмешиваются  также и органы судебной власти –  верховные и конституционные  суды, конституционные советы. Они  вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической  силы.10
     В свою очередь парламент тоже может  осуществлять отдельные исполнительные и судебные функции. Так, парламент  иногда подменяет исполнительную власть, обладает некоторыми судебными функциями: в одних странах он наделен  полномочием на принятие обвинительного заключения и предания суду высших должностных лиц, в других рассматривает  дело в порядке импичмента по правилам судебного процесса.
     В связи с отмеченным взаимопроникновением ветвей власти концепция разделения властей получила еще два важных дополнения: положения о необходимости  баланса властей и о системе  сдержек и противовесов. Обе проблемы решались еще при принятии конституции  США, но их окончательное правовое регулирование  сложилось позже – в практике Верховного суда США при толковании конституции. Создатели конституции  США стремились к уравновешиванию  ветвей власти, с тем, чтобы ни одна из них не была такой, которая могла  бы возвысится над другой, подавлять другую или другие. Их скоординированность получила название баланса властей.
     Те  же цели, хотя и в несколько ином выражении, имеет система сдержек  и противовесов: каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие). Президенты некоторых  стран не могут распустить конгресс (парламент), но и конгресс не может сместить президента и руководимых им министров (кроме случаев импичмента); президент мог задержать закон конгресса путем отлагательного вето, но конгресс преодолевал его установленным голосов и т.д. В отличие от президентской республики, в парламентарной республике или парламентарной монархии система сдержек и противовесов имеет другие механизмы действия. Там, например, можно уволить правительство, выразив ему вотум недоверия, однако глава государства имеет выбор: уволить правительство или распустить парламент с назначением новых выборов.
     С совершенствованием системы сдержек  и противовесов связаны и определенные «модификации», которым в отдельных  государствах подверглась организационно-правовая сторона  принципа разделения властей.
     В связи с концепцией, которая предусматривает  возможность отделения президента от исполнительной власти и характеризует  его как главу государства, встает вопрос об особой ветви власти – арбитражной
     Все эти «новшества» - это, скорее, попытка  приспособить классическую теорию к  реальным особенностям конкретных государств. Суть же теории при этом не меняется, так как не меняется главное - система  сдержек и противовесов. Количество называемых или существующих в государстве  ветвей власти не столь важно, сколь  важно обеспечение механизма, не позволяющего узурпировать всю власть в руках одного государственного органа или одной ветви власти.
     С позиций совершенствования системы  сдержек и противовесов может  быть объяснена и преобладающая  в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти: чрезмерное вторжение  парламента в сферу правительственной  деятельности неизбежно влечет за собой  правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям и даже крушению режима, а это не очень желательно.
     Выше  речь шла о горизонтальном разделении властей на уровне государства как  целого, без учета особенностей его  территориально-политического устройства. Вместе с тем, в федерациях и унитарных  государствах, имеющих автономные образования  политического характера, основные законы (Конституции) решают вопросы  о вертикальном разделении властей (государственной власти федерации  и государственной власти ее субъектов) и (в связи с концепцией публичности  территориальной власти) дальнейшее деление государственной власти и власти местного самоуправления. Первая проблема решается на основе разграничения  полномочий (предметов ведения) между  федерацией и ее субъектами путем  установления исключительных полномочий федерации, принципа верховенства федерального закона в сфере совместных полномочий и верховенства закона субъекта федерации  в сфере полномочий, отнесенных к  его ведению. С автономией дело обстоит  несколько иначе: в конституциях и иных законах четко перечисляются  вопросы, по которым органы политической автономии могут принимать местные  законы.11
     Таким образом, одним из преимуществ государственной  системы, основанной на принципе разделении властей, является относительная стабильность внутриполитического положения  государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических  ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. 
 

2.2. Законодательная  власть и ее  органы
     В соответствии с современной концепцией разделения властей главенствующее место среди ветвей государственной  власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви  власти хотя и имеют свою сферу  деятельности, но действуют от имени  и во исполнение закона.
     Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент» (от французского «парле» – говорить).12
     Парламент - коллегиальный избираемый представительный орган, обладающий исключительным правом принимать нормативно-правовые акты высшей юридической силы (законы).
     Приведённое выше определение нуждается в  определённой корректировке. Во-первых, часть парламента (как правило, его  верхняя палата), может полностью  или частично назначаться (палата лордов в Великобритании). А, во-вторых, существуют парламенты с ограниченной компетенцией, которые делят свои законодательные  полномочия с правительством (например, Франция).
     Наряду  с законодательной, парламент может обладать и многими другими функциями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.
     Значение  парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов  различных политических сил, ареной поиска компромиссов. Хотя, в ряде случаев, в парламентской деятельности доминируют мелкие интересы, личные амбиции, как  это бывает в некоторых странах  СНГ.
     Под парламентом обычно понимают однопалатный представительный орган или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это  понятие гораздо сложнее. В англосаксонском  праве парламент – это триединое  учреждение, включающее главу государства (монарх Великобритании, президент  Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при  этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В некоторых  странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата, парламент рассматривается как  двуединое учреждение, состоящее  из главы государства и палаты парламента. В Германии, Франции, а  также некоторых других странах  под парламентом понимаются две  его палаты, глава же государства  не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах, таких  как Египет, глава государства  рассматривается как часть однопалатного  парламента.
     Палаты  парламента имеют разные названия (нередко  – палата депутатов и сенат), но для обобщения их принято называть верхней и нижней. Верхняя палата в большинстве случаев имеет  историческое значение и, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем  нижняя.
     Верхняя палата может быть либо «слабой», когда  она в состоянии отсрочить  принятие решения нижней палатой  парламента, но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо «сильной», когда без ее решения закон не может быть принят.
     Глава государства является участником законодательной  власти независимо от того, охватывается ли он понятием «парламент», поскольку  утверждает принятый закон своей  подписью.13 Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы, не обладает правом вето, он фактически не участвует в законодательстве. Но таких стран гораздо меньше, чем первых и, как правило, законы принимаются парламентом, а издаются главой государства (в связи с этим ниже мы рассмотрим институт промульгации законов).
В зависимости  от полномочий различают три вида парламентов:
      1. с неограниченными полномочиями;
      2. с ограниченными полномочиями;
      3. консультативные.
     Считается, что в связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными  полномочиями существуют в большинстве  стран. Такой парламент может  принять решение по любому вопросу, однако и в таких случаях есть прерогатива главы государства. В тех странах, где принято  жесткое разделение властей, а также  там, где есть органы конституционного контроля, обладающие правом объявлять  законы неконституционными, концепция  верховенства парламента подвергается определенным ограничениям.
     Парламенты  с ограниченными полномочиями существуют во Франции и некоторых франкоязычных  странах. Конституции таких стран  перечисляют вопросы, по которым  парламент может издавать законы – законы-рамки, устанавливающие  основы правового регулирования (более  детальное регулирование вправе осуществлять исполнительная власть), и «исчерпывающие законы», т.е. издаваемые по вопросам, которые могут регулироваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют так называемую сферу регламентарной власти. По ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.
     Консультативные парламенты существуют в некоторых  мусульманских странах. Иногда они  принимают законы с одобрения  монарха, иногда вообще не могут издавать законы. Функции их носят чисто  консультативный характер, и выражает мнение народа данного государства  по конкретному вопросу, хотя это  мнение никакого решающего значения не имеет.
     Основная  законодательная работа парламента сосредоточена в комитетах и  комиссиях. Член парламента должен быть членом хотя бы одного комитета или  комиссии. Как правило, разница между  комитетом и комиссией заключается  в том, что комитет - структура  постоянная, а комиссия - временная, созданная для решения конкретной задачи (комиссия по расследованию  какого-либо происшествия). Комитеты подразделяются на специализированные (к примеру, на какой-либо отрасли законодательства) и неспециализированные. Состав комитетов  или комиссий формируется палатами с учётом фракционной структуры  парламента. Фракция - это часть политической партии, избранная в парламент. Во фракцию могут объединяться две  или более родственных партий с целью проведения единой партийной  политики в палате. Руководство фракции  стремится добиться от её рядовых  членов поведения (в частности, при  голосованиях), нужного руководству  партии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.