На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модели экономических систем

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КАФЕДРА  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 
по дисциплине   «Экономическая теория» 

на тему:  «Модели экономических систем» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                       
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические аспекты  экономического           
                  моделирования……………………………………………………5
      Понятие и типы экономических систем и моделей экономических систем…………………………………………………………………......5
    1.2 Модели в рамках экономических систем……………………...……......9
          1.2.1. Модели традиционной экономики…………………………......9
          1.2.2. Модели административно-командной экономики……….......11
                        а) китайская модель………………………………………….....14
          1.2.3. Модели переходной (транзитивной) экономики……………..15
                а) градуализм…………………………………………………...19
                б) «шоковая терапия»………………………………………….19
          1.2.4. Модели рыночной экономики…………………………………20
        а) рыночная экономика свободной конкуренции……………24
           б) современная рыночная экономика…………………………24
          1.2.5. Модели смешанной экономики………………………………..27
                а) шведская модель………………………………………….....27
                б) американская модель………………………………………..29
                в) германская модель…………………………………………..31
                г) японская модель……………………………………………..33
Глава 2. РЕСУРСЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ
                   экономики россии…………………………………...................36
Заключение……………………………………………………………………..43
Библиографический список……………………………………………..47
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 

      Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.
      Вне системного характера экономики  не могли бы воспроизводиться (постоянно  возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
      «Корректное и научно обоснованное  обнаружение закономерностей  функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение. В сложных условиях нашего государства проблема раскрытия сущности экономического развития приобретает дополнительную актуальность, так как уже длительное время не удаётся выйти на путь устойчивого экономического роста. Наоборот, потенциал кризисных явлений возрастает.  К тому же смена политического курса нашей страны также заставляет критически оценить предшествующую  модель экономического развития». [24; 22]
      «Главной проблемой современного периода формирования научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности в Российской Федерации.
     Современная российская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой (административно-командной), функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов». [24; 23]
    Актуальность  темы исследования  данной работы связана с необходимостью определения места модели российской экономики в системе основных  моделей экономической организации посредством изучения типов экономических систем и моделей (в частности, на примере иностранных государств), а также определение целей и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской модели экономики.
        Целью исследования является изучение основных моделей организации экономики, а также условий и путей формирования экономики России.
      Задачи  исследования:
      - ознакомиться с понятием экономической системы и ее типами;
      - рассмотреть модели в рамках  экономических систем;
      - определить и проанализировать  ресурсы и этапы формирования  
новой модели экономики.
     Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения и библиогрфического списка.
     Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Архипов А.И. [1], Борисов Е.Ф. [2], Булатов А.С. [3], Кэмбелл Р. Макконнелл [10], Стэнли Л. Брю [10], Нуреева Р.М. [13], Герасимова В.Г.[4] и других. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 

1.1. Понятие и  виды экономических систем и моделей экономических систем. 
 

     Употребление  понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого  «система»  означает «некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность».
     Для характеристики любой системы  обычно выделяют ее элементы, сущность, структуру.
     «Основными  элементами экономической системы  являются социально-экономические  отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой  экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм» [12; 23].
  Установление  связей между составляющими систему элементами  означает определение ее структуры. Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом.
  Важным  свойством экономической системы  является наличие структуры.
     Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структурой общественной организации и управления, связаны  между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.
     По  определению Герасимова экономическая  система – «совокупность средств, условий, процессов и результатов материального производства, а так же разнообразных отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления жизненных благ».[4; 60]
     Совокупность  всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных  форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
     «Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.
      Экономическая система – связующее звено  между природной и общественной системами. При этом она различными своими сторонами входит в состав и природы и общества. В сфере экономики функционируют ресурсы, научно-технические, организационные достижения, формируемые общественной системой. Общественная система формирует потребности, качественные и количественные характеристики производимых продуктов.
      Совокупность  всех экономических процессов, совершающихся  в обществе на основе действующих  в нем имущественных отношений  и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. Экономическая система общества – системная организация природы и общества, в которой каждое явление в природе и обществе связано с другими явлениями и взаимодействует с ними. Достаточно тесные связи и прочное устойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений приводит к образованию соответствующих систем с их характерными особенностями». [12; 96].
      Экономическая система – это совокупность общественных институтов, существование, функционирование и взаимодействие которых определяет характер производства, обмена, распределения и потребления экономического продукта.
      «Под экономической системой понимается реальная, национальная экономика, то есть экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, домашними хозяйствами. Все производственно-хозяйственные ячейки, все отрасли народного хозяйства прочно, устойчиво связаны между собой процессами разделения труда и обмена.
      Можно назвать следующие основные составные  части экономической системы:
      1)производительные  силы общества, представленные личными,  вещественными, социальными факторами;
      2) технико-экономические отношения;
      3) социально-экономические отношения;
      4) хозяйственный механизм.
      Производительные  силы и технико-экономические отношения  образуют технологический способ производства. А технологический способ производства вместе с социально-экономическими отношениями образует социальный или  общественный способ производства.
      Хозяйственный механизм – это совокупность технико-экономических, социально-экономических, юридических  отношений в области хозяйства  и гражданского права и экономической  политики.
      Ввиду всех современных мировых тенденций, можно сказать, что понятие «экономическая система» сейчас охватывает практически все сферы жизни человека и общества, обеспечивает их существование и жизнедеятельность, обуславливает их развитие». [13; 55-56]
      В рамках той или иной экономической  системы существуют многообразные  модели экономического развития отдельных стран и регионов.
    «Экономическое моделирование (лат. modulus - образец) - воспроизведение экономических объектов и процессов в малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях (натурное моделирование). В экономической науке чаще используется моделирование посредством описания экономических процессов экономическими зависимостями. Моделирование служит предпосылкой и средством анализа экономики и протекающих в ней явлений и обоснования принимаемых решений, прогнозирования, планирования, управления экономическими процессами и объектами. Модель экономического объекта обычно поддерживается реальными эмпирическими данными, а результаты анализа, выполненных в рамках построенной модели, позволяют строить прогнозы, проводить объективные оценки. В свою очередь, экономическое поведение в ключе, экономического моделирования, образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности». [3;114]
      «Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем (Что производить? Как производить? Для кого производить?):
    1. Традиционные системы действуют  в слаборазвитых странах. Такие  системы основаны на передающихся  от поколения к поколению обычаях,  традициях (общинная собственность,  натуральное хозяйство).
    2. Административно-командная система (плановая) предполагает государственную собственность на ресурсы. Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство (Куба, Северная Корея).
    3. Переходная экономика. В переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений.
    4. Рыночная экономика. Все ответы на основные экономические вопросы определяет рынок. «Что» решается спросом. «Как» - качественно и дешево. «Для кого» - кто больше заплатит.
    5. Смешанная экономика. Современная рыночная система представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства (плана и рынка).
    Смешанная экономическая система - экономическая система с элементами рынка, команды и традиций. В такой системе и государство и рынок играют важную роль в решении основных экономических вопросов. Все современные развитые страны мира живут в условиях смешанной экономики (Швеция, Япония, США и др.)». [22; 44] 

1.2. Характеристика  основных моделей экономических  систем.
1.2.1. Модели традиционной экономики. 

  «В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики». [7; 36]
      «Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.
      В условиях относительно слабо развитого  национального предпринимательства  огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
    В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные  и культурные ценности, кастовое и  сословное деление, сдерживая социально-экономический  прогресс». [7; 38]. 
       До сих пор в некоторых странах Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.) сохранилась первоначальная модель производства, где в сельском хозяйстве занято две трети населения. Примитивные орудия труда, применяемые в этих странах, позволяют работнику прокормить более двух человек.  Производители продукции опираются на силу традиций, существующих в данном обществе. Практически не изменяются производственные пропорции. Технические изобретения и передовые производственные навыки внедряются крайне медленно, а порой - под влиянием сложившихся устоев - и неохотно.  
Традиционная система существует в слаборазвитых странах. Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.  
      Существующие уставы в традиционном обществе тормозят технический прогресс, что негативно отражается на производительности труда. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры.  
    В этих странах в условиях относительно слабого развития национального предпринимательства большую роль играет иностранный капитал».[7;16] 
      Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.  
         Элементы традиционной экономики можно найти практически в любой экономической системе, потому что экономика любого района, региона, страны и т.п., неразрывно связана с географическим положением, климатическими условиями, политическим статусом и пр., в т.ч. и традициями.  
           Существование значительных элементов традиционной экономической системы есть в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и в них преобладает рыночная система экономики).  

1.2.2. Модели  административно-командной системы  

      «Административно-командная (командная) система экономики – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
      Рождение  командной системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана В. И. Лениным и И. В. Сталиным». [7; 22].
      В соответствии с марксистской теорией  предусматривалось резкое повышение благосостояния страны и устранение различий в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, а также ведение всей хозяйственной деятельности на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе.
     Командная система предполагает полную ликвидацию частной собственности и ее замену на государственную. Основные экономические  вопросы решаются государственными органами управления и реализуются  с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы.
     «Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма». [6;21]
     «Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:
     - во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;
     - во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;
     - в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда». [6; 81]
     При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.
     «Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
     В странах с административно-командной  системой решение общеэкономических  задач имеет свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считается слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.
     Поэтому структура общественных потребностей определяется непосредственно центральными плановыми органами» [13; 55-56]. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
     Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования.
     Отличительной особенностью распределения продукции  в административно-командной системе  являлось привилегированное положение  партийно-государственной элиты.
     «Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации».  [13; 60] 

а) китайская модель 

     «Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран. Однако исследование среднегодовых темпов роста ВВП на душу населения показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение.
     Ни  одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. Решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики — низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России». [10; 171]
     «Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории». [10; 180] Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад.
     «Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.
     Успехи  китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла». [12; 89]
     «Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 2006 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму — отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 2000 г.»[8; 91]
     «В тезисах настоящей работы совершенно очевидно определяется место Китая в мировой экономике. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям.
     За  короткий период Китай превратился  в экономически развитую страну и  занял достойное место в мировой  экономике». [14; 23-24] 

1.2.3. Модели переходной (транзитивной) экономики 

      «Переходная экономика – это, как правило, экономика административно-командной системы в процессе её трансформации в рыночное хозяйство. При этом не только изменяются экономическая политика и методы хозяйствования, а происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы. В результате трансформации меняются все элементы экономики: отношения собственности; связи производства и потребления; тип воспроизводства; цели и средства экономического развития; институты.
      Специфика переходной экономики определена прежде всего отмиранием так называемых социалистических её характеристик и становлением современной рыночной экономики, основанной на частной собственности». [15; 117] При этом постиндустриальное общество демонстрирует возможность сохранения и дальнейшего развития тенденции социализации экономики и на этой основе формирования социально ориентированного хозяйства.
      «Выделяются 3 этапа трансформации переходной экономики:
      1. Подготовительный этап, на протяжении  которого происходит постепенное  разложение старой системы; его конечный результат – социально-экономический кризис.
      2. Непосредственная трансформация  социально-экономических отношений  через механизм активных институциональных  преобразований. На этом этапе  происходит разрушение старых  механизмов экономики и в то же время ещё отсутствуют сложившиеся новые механизмы. В этих условиях особенно большую роль приобретают внеэкономические факторы, прежде всего возрастает роль государства как субъекта хозяйствования.
      3. Этап выхода из переходного  периода, постепенное завершение создания институциональных основ для воспроизводства новой системы производственных отношений на собственной основе». [18; 151]
      Институциональные преобразования, присущие переходной экономике, заключаются в следующем.
      «Либерализация – это отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности. Первой ступенью либерализации в переходной экономике стала либерализация цен, в результате которой предприятия стали самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. Можно также отметить либерализацию внешней торговли, которая отменила монополию государства на внешнюю торговлю». [16;17]
      Важным  фактором институциональных преобразований и становления рыночной экономики  служит приватизация как способ воссоздания  частной (и акционерной) собственности. Приватизация является также необходимым условием эффективного хозяйствования предпринимателей.
      «Важнейший элемент переходной экономики - создание новых правил игры для теперь самостоятельно действующих предприятий, т. е. коренное преобразование права и законодательства. Иначе невозможно выстроить новую систему экономических отношений между предприятием и государством, а также между самими предприятиями.
      Процесс перехода к рыночной экономике в  разных странах в зависимости  от исторических, социально-экономических, географических факторов осуществляется по-разному. Однако можно выделить общие  закономерности, характерные для всех стран.
      Главная закономерность при таком переходе – изменение роли государства. Переход  значительной части имущества (разгосударствление) в частную собственность приводит к тому, что государство, оставаясь  экономическим субъектом, перестаёт быть монополистом всей собственности общества». [4; 27]
      В то же время государство сохраняет  своё положение субъекта хозяйственного права, а также субъекта макроэкономического  регулирования. Итак, в переходный период, когда роль права чрезвычайно усиливается, а также происходит структурная перестройка экономики, роль государства не только не уменьшается, а увеличивается.
      «Кроме того, государство осуществляет и производственные функции, т. к. оно по-прежнему господствует в ВПК, в некоторых инфраструктурных отраслях, в социальной сфере, в фундаментальной науке.
      Другая  закономерность переходной экономики  – осуществление приватизации; её темпы и методы зависят от специфики  развития стран и идеологии, положенной в основу проведения реформ.
      В условиях переходной экономики во всех странах осуществляется также финансовая стабилизация» [4; 30]. Поскольку экономика, предшествовавшая переходной, была экономикой дефицита, то вхождение в рыночную экономику неминуемо сопровождается инфляцией.
      Финансовая  стабилизация выступает важнейшей предпосылкой стабилизации, а затем и экономического роста.
      «Закономерность в условиях переходной экономики – так называемый трансформационный спад. Когда разрушаются старые плановые механизмы экономики, а новые рыночные регуляторы ещё слабы и не действуют в полной мере, экономика впадает в глубокий кризис. Этот кризис определён многими факторами:
      - соотношением цен; 
      - неконкурентоспособностью отечественной  продукции; 
      - конкуренцией импорта; удорожанием  топлива, сырья, транспорта и т.д.
      Поэтому трансформационный спад также требует  усиления роли государства, чтобы смягчить негативные последствия перехода экономики.
      В переходной экономике осуществляется процесс интеграции в мировое  хозяйство.
      Переход к открытой экономике очень важен, т. к. он снимает тенденцию консервации экономической отсталости, делает экономику открытой и в конечном счёте конкурентоспособной». [5; 15-16]
      «Поскольку все страны отличны друг от друга, то не только переходная экономика, но и сам характер перехода в них различен. Можно выделить два типа перехода от административно-командной экономики к рыночному хозяйству: постепенный, растянутый во времени на десятилетия переход (градуализм) и реформирование по принципу «шоковой терапии». [54; 16]  

а) градуализм 

      «Градуализм (англ. gradual - постепенный) получил своё распространение в таких странах, как Китай, Вьетнам, Венгрия. Характерные черты этого типа реформирования: значительная роль государства, а также нейтрализация (посредством государственных регуляторов) наиболее негативных социальных и экономических последствий для населения, прежде всего последствий для уровня жизни [9; 218]. Так, напр., Китай начал реформирование экономики с 1980-х гг. и в настоящее время за счёт экономического роста (темпы 10% в год) вышел в десятку ведущих стран, при этом значительно повысив уровень жизни населения. Спецификой китайской переходной экономики является то, что при проведении рыночных реформ во многих областях сохраняется жёсткий государственный контроль. В частности, в Китае огромное развитие получил малый бизнес, и в то же время в рамках свободных экономических зон отрабатываются новейшие образцы техники и технологии, совершенствуется крупное производство [15; 600].  

б) «шоковая терапия» 

      «Шоковая  терапия», основанная на теории монетаризма (отводит деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики), предполагает минимальное участие государства в переходной экономике. Главным в деятельности государства выступает обеспечение финансовой стабильности, ибо, по мнению монетаристов, антиинфляционная политика за счёт жёстких бюджетных ограничений обеспечивает успешный переход к рынку. Жёсткие бюджетные ограниченограничения - предпосылки перехода предприятий на самоокупаемость. «Шоковая терапия» (в результате либерализации цен) предполагает резкое снижение уровня жизни населения (поэтому и носит такое название), однако считается, что этот период в результате успешного реформирования может пройти достаточно быстро (2-3 года). Затем начинается как подъём в области экономики, так и повышение уровня жизни населения. Доктрина «шоковой терапии» с успехом была реализована в Польше (1990-91 гг.), Чехии, Эстонии. Эти страны в настоящее время вступили в стадию экономического роста». [15; 604].
     «Реформирование административно-командной системы показало, что чем сильнее она внедрена в экономику, тем труднее идёт процесс перехода к рынку. Это в полной мере относится ко всем странам на просторах СНГ, в том числе Белоруссии и Украине, где за 70 лет советской власти сложились экономические отношения, в наибольшей степени отдалённые от рыночного хозяйства. Проведение комплекса реформ – приватизации, структурной перестройки экономики, налоговой реформы, реформы социальной сферы и другие – требует периода времени, далеко выходящего за рамки «шоковой терапии». [9; 158] 

1.2.4. Модели  рыночной экономики.
     
       «В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом
А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924). «Рынок- это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». [7; 156]. В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.
     Рыночная  экономика - это такая экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов через движение спроса и предложения, через систему цен и прибылей.
     «Фундаментальной характеристикой рыночной системы является частная собственность, которая позволяет отдельным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы. На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора.
     Свобода предпринимательства означает, что  частное предприятие вправе приобретать  экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов товаров и услуг по собственному выбору и продавать их на рынках, исходя из интересов фирмы. Предприятие может свободно вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.
     Свобода выбора предполагает, что владельцы  материальных ресурсов и денежного  капитала могут использовать или  реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны. Наконец, она позволяет потребителям свободно, в пределах своих денежных доходов, покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают для себя наиболее подходящим. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель в рыночной экономике занимает особое положение; в определенном смысле он обладает суверенитетом. Свобода предпринимательской деятельности, в конечном счете, зависит от потребительских предпочтений». [8; 76]
     «Любая экономика развивается на основе объективных законов, они едины для всякой общественно-политической и социально-экономической системы, носят универсальный, всеобщий характер, и в этом отношении аналогичны физическим и биологическим законам. Но законы экономики проявляют себя в деятельности общества и отдельных людей, действуют в определенной социально-экономической среде. А эта среда не пассивна. Ее главные элементы - человек, социальные группы, общество, власть - в пределах условий и ограничений, определяемых объективными законами, обладают значительной степенью свободой выбора, действуют в соответствии с собственной волей». [23; 220]
     Таким образом, всегда существует пространство экономических действий, содержание и способ осуществления которых зависит от людей и определяются ими либо индивидуально, либо групповым, либо общественным образом. Смысл рыночной экономики в том, что она образует достаточно свободное раскрепощенное пространство экономических действий, проводимых в рамках установленных государством и обществом законов, правил, норм экономического поведения.
     Рассматривая, усваивая принципы рыночной экономики, ее отличия от централизованно управляемой, огосударствленной экономики, необходимо понимать, что в чистом виде не существует ни той, ни другой экономики. Рыночная экономика, есть по существу, смешанная экономика, в которой рынок сочетается с государственным регулированием. 

а) рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) 
 

  «Отличительными чертами этой экономической системы  являются: частная собственность  на инвестиционные ресурсы,  рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной  конкуренции, наличие множества  самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара». [5; 15]
  Одной из главных предпосылок чистого  капитализма выступает личная свобода  всех участников экономической деятельности, не только капиталиста – предпринимателя, но и наемного работника.
  «Решающее условие экономического прогресса - свобода предпринимательской деятельности тех, кто имеет капитал. Таким  образом, достигается новый уровень  развития «человеческого фактора», главной  производительной силы общества. Наемный  работник и капиталист – предприниматель выступают как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, место её продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладает свободой выбора предметов и способов удовлетворения  потребностей. Обратной стороной свободы выбора является личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения и за соблюдения условий трудового соглашения.
  Каков механизм решения фундаментальных  задач экономического развития в  рассматриваемой экономической  системе? Они решаются опосредованно, через рынок и цены. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке» [5; 18].
  Предприниматели стремятся получать все больший  доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально  широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности. 

б) современная рыночная экономика (современный капитализм) 

  По  сравнению со всеми предшествующими  данный тип рыночной системы оказался наиболее гибким: эта система способна перестраиваться, приспосабливаться  к внутренним и внешним условиям.
  «Во второй половине ХХ века, когда широко развернулась научно-техническая революция  и стала особенно быстро развиваться  производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активней воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности, экономические связи между хозяйствующими субъектами.
     В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный  механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связанно с государственным регулированием экономики». [3; 176].
     Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а так же анализа приоритетных направлений НТП, прогнозов развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревших товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствии с общественно необходимыми затратами.
  «Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) так же оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
     Задача  использования ресурсов решается в  рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с  учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение  ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнаций, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР, в приоритетных направлениях НТР» [25; 21-22].
     Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством для вложения в развитие «человеческого фактора»: финансирование системы образования (в том числе переподготовка работников различной квалификации), совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.
  «На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в  настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных  ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой». [2; 220]
  В то же время крупные фирмы заботятся  о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени  и тем самым укрепить конкурентоспособность  фирмы. 

1.2.5. Модели  смешанной экономики. 

     «В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения различных типов экономики можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность — гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.
     В современных условиям смешанная  экономика предстает в следующих  укрупненных формах:
  — смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых  «смешение» вызывается низким уровнем  развития и наличием отсталых экономических форм;
  — смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
  Идеи  смешанной экономики, появившиеся  на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражают реальные изменения в социально-экономической жизни.
  Сам «термин «смешанная экономика» не имеет  однозначного толкования, трактовки  смешанной экономики в современных  условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал». [1; 96]
     Параметры смешанной экономики обладают относительной  самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.
     Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.
     «Сегодня  смешанная экономика является целостной  системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов». [14; 26] 

а) шведская модель 

     «Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире».  [7; 95]
     Сейчас  этот термин используется в различных  значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
     «Другая характерная черта послевоенной Швеции специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
     Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор рассматриваются как результаты этой политики». [7; 98]
     В самом широком смысле шведская модель это весь комплекс социально-экономических  и политических реалий в стране с  ее высоким уровнем жизни и  широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие «шведская модель» не имеет однозначного толкования.
     Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени  были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может  быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения.
     «К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814г., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом, поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.
     На  экономическое развитие, определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания «Струра Коппарберг», основанная более 700 лет назад, появилась в Швеции и до сих пор является одним из крупнейших экспортеров страны». [8; 42]
     Успешное  функционирование экономической системы  зависит от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста.
     Шведская  модель исходит из положения, что  децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды».  [23; 96]
     Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении  национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие  рекордных уровней.  

б) американская модель 

     Американская  модель — это либеральная рыночно-капиталистическая  модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного  механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
     «США - ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом. Ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так остро, как в США.
     Становление и развитие американской модели проходило  в идеальных условиях. Это объясняется многими причинами, среди которых можно выделить как минимум две: во-первых, США возникли на территории относительно свободной от предшествующих традиций и различных наслоений социального характера. Во-вторых, европейские переселенцы внесли предпринимательскую активность и инициативу, основанные на укреплявшихся товарно-денежных отношениях в Европе». [18; 197]
     «США обладают самым крупным в капиталистическом мире научно-техническим потенциалом и тратят на его развитие больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе взятые. Правда, львиная доля этих затрат (около 1/3) идет на военные цели, но общие размеры их таковы, что позволяют США вести научные исследования по широкому фронту и добиваться относительно быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в разработки и технические новшества». [18;199]
     «Экономическое развитие США, как и других государств-членов НАТО, участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику. Иначе и быть не может, так как использование экономических ресурсов для военных приготовлений есть растрата части общественного продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса.
     Стратегия монополистического капитала США состоит в том, чтобы взвалить основное бремя экономических трудностей и противоречий на широкие массы трудящихся, прежде всего своей страны, а также на народы других капиталистических и развивающихся стран.
     США удалось с помощью высоких ставок ссудного процента обеспечить в 80-х годах в крупных масштабах приток капитала из-за границы. Использование внешних источников финансирования позволило США, в течение, рядя лет преодолевать противоречия между интересами государства и частных заемщиков капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной такой перекачки финансовых ресурсов из других буржуазных государств явилось быстрое увеличение внешней задолженности США» [21; 33].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.