На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды, направления и основные методы анализа. Приемы экономического анализа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Южно-Уральский  государственный университет»
Факультет «Финансы и кредит »
Кафедра «УиП (Кафедра управления и права)» 

Виды, направления и основные методы анализа. Приемы экономического                                             анализа .
(наименование  темы реферата)
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине (специализации)   «Экономический анализ»
(наименование  дисциплины) 

Проверил, (должность)
       Ирина Петровна       И.О. Ф.
              Килина                 2011 г. 

Автор работы (проекта)
студент группы 363-0801056506
   Елена Владимировна    И.О. Ф.
               Бехтерева            2011 г. 

       Реферат защищен
       с оценкой (прописью, цифрой)
       ___________________________
       _____________________2011 г. 

Челябинск 2011
       ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ… 3
1 МЕТОД, МЕТОДИКА, СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 6
1.1 Экономическая сущность метода анализа хозяйственной деятельности… ……6
1.2 Классификация приемов экономического анализа 11
1.3 Традиционные способы и приемы экономического анализа и их сущность 12
2 ВИДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА………………....15
3 РАСКРЫТЬ МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
4 ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………………..……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
 

      ВВЕДЕНИЕ

 
Предмет экономического анализа - хозяйственная  деятельность предприятия, то есть совокупность всех хозяйственных процессов, проис­ходящих  на предприятии и выраженных в  конкретном числовом измерении и  изучаемых на базе всех видов учета  и в неучетной информации.
Общая цель экономического анализа - изыскание возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Прикладная цель экономического анализа - научное обоснование управленческих решений.
В каждом конкретном экономическом исследовании цель определяется заказчиком. Решение  частных целей направлено на решение  общей цели, которая конкретизируется в основных его задачах. Задачи экономического анализа:
    комплексная оценка результатов коммерческой деятельности по важ­нейшим показателям: выручка от продаж, финансовые результаты, по­казатели эффективности хозяйственной деятельности, издержки про­изводства и обращения;
    оценка результатов коммерческой деятельности структурных подраз­делений предприятия: цехов, участков, филиалов, специализированных отделов и служб. Определение влияния их деятельности на конечные результаты предприятия, его эффективность;
    качественное и количественное исследование причин, повлиявших на результаты деятельности предприятия, то есть качественный и коли­чественный факторный анализ;
    выявление резервов улучшения деятельности предприятия, повыше­ния эффективности его производства, маркетинга, снабжения и т.п.;
    разработка вариантов мероприятий по использованию выявленных резервов и оценка их эффективности.
 
    подготовка  рекомендаций для принятия оптимальных  управленческих решений по внедрению  наиболее эффективных вариантов  мероприятий, улучшающих деятельность предприятия, его специализированных функций;
    прогнозирование ожидаемых результатов деятельности предприятия.
      Таким образом, экономический анализ является важнейшей функцией управления производством. Если не рассматривать такие функции управления, как организацию и контроль, о которых речь пойдет в разделах, посвященных диагностике предприятия, то управление производством включает четыре функции:
    планирование;
    учет;
    экономический анализ;
    регулирование.
Планирование  обеспечивает разработку направлений  и параметров развития предприятия  по достижению поставленной цели. Учет обеспечивает постоянное создание, накопление, классификацию и обобщение необходимой  информации о происходящих на предприятии  хозяйственных процессах и их результатов.
Экономический анализ базируется на двух предыдущих функциях.
    По  мнению известных экономистов К. Макконнелла и С. Брю, эко­номический анализ - «это общественная наука, исследующая  проблему эффективности использования  или применения ресурсов (средств  произ­водства), при котором достигается  наибольшее или максимальное удовле­творение  безграничных потребностей общества. Так как наши потребности практически  безграничны, а ресурсы редки (ограничены), мы не можем удовлетворить все  материальные потребности общества. Единственное, что нам остается добиваться - это возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей».
Другими словами, экономический анализ - комплексное  экономиче­ское исследование хозяйственной  деятельности, которое является, во-первых, инструментом изучения действия экономических  законов в кон­кретных условиях функционирования предприятия и, во-вторых, средст­вом контроля за хозяйственной деятельностью.
Регулирование обеспечивает выработку и принятие оптимальных управленческих решений, и их реализацию для достижения цели функцио­нирования предприятия.
Качественный  факторный анализ - определение состава  факторов, воздействующих на исследуемый  результат, их отбор и обоснование, при нем осуществляется нахождение вида связи между исследуемым  показате­лем и факторами.
Количественный  факторный анализ - определение размера  влияния факторов на исследуемый результат. Фактор - это условие, в котором совершается хозяйственный процесс, и под влиянием которого формируется исследуемый показатель, а так же причина, по которой изменился хозяйственный процесс и его результат.
Хозяйственная деятельность состоит из основного  производства, обеспечивающего миссию предприятия, вспомогательного производства, маркетинга, снабжения, таких важнейших  специализированных функций как  управление персоналом, административно-финансовая функция, менеджмент и организация, а также научной и опытно-экспериментальной  базы, подсобного хозяйства, торговли, социальной сферы и т.п. 
1 МЕТОД, МЕТОДИКА, СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

      Экономическая сущность метода анализа хозяйственной  деятельности
 
     Формирование  рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе.
     Только  комплексный анализ рыночной ситуации, учет всех взаимосвязанных факторов, влияющих на ее состояние и владение специальным аналитическим и математическим аппаратом для анализа и прогноза рынка делает возможным успешное функционирование любого предприятия в современных условиях.
     В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказаться малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и прогнозирования поведения предприятия таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные оценки, которые в настоящее время приобретают все большую распространенность.
     Рассмотрим  особенности методики экономического анализа применительно к изучению спроса на товар.
     Прогнозирование спроса может осуществляться различными методами, в частности можно выделить три основные группы: методы экономико-математического  моделирования (экстрополяционные  методы), нормативные методы, методы экспертных оценок1.
     Методы  простой (формальной) экстраполяции  заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих  тенденций в развитии товарно-групповой  структуры спроса на базе анализа  динамического ряда.
     Для экстраполяции информацию о динамике рынка представляют в той или  иной форме - графической, статистической, математической, логической. В любом  случае считают, что экономическим  процессам присуща «инерция»  или обязательное продолжение направления  их течения в ближайшем будущем. Экстраполяции требуют от исследователя  рынка крайней осмотрительности. Мало изучить прошлые тенденции  рынка - необходимо принять в расчет новые условия и факторы, которые  не были характерны для прошлого, но возможно появятся в будущем. Одновременно необходимо избавляться от учета  факторов и обстоятельств, которые  потеряли свою актуальность и уже  не оказывают влияния на ход развития событий на данном рынке.
     Данный  метод достаточно прост и доступен, однако использование его целесообразно  только на такой период, в котором  маловероятно изменение тенденций, то есть на краткосрочный, и для укрупненных  товарных групп.
     К методам простой экстраполяции  относятся и расчеты эластичности спроса в зависимости от изменения  какого-либо фактора.
     Экономико-математические методы основаны на использовании корреляционного  и регрессионного анализа, позволяющего устанавливать тесноту связи  и вид зависимости среднего значения какой-либо величины от некоторой другой или от нескольких величин. В нашем  случае - это установление зависимости  развития спроса от влияния наиболее главных факторов. В практике прогнозирования товарно-групповой структуры спроса чаще всего применяются трендовые и регрессионные модели:
     Трендовые модели прогнозирования спроса представляют собой уравнения, формализующие  устойчивые процессы его развития. Они применяются для прогнозирования  наиболее стабильных закономерностей  по крупным товарным подотраслям (например, соотношение спроса на продовольственные  и непродовольственные товары). Основной параметр трендовых моделей -время, то есть по существу речь также идет об экстраполяции на прогнозируемый период тенденций и закономерностей базисного периода.
     Регрессионные (факторные) модели отражают количественную связь одного показателя с другим или с группой других (множественная  регрессия). В качестве переменных выступают  факторы, определяющие динамику спроса. Математическую основу построения моделей  составляют важнейшие положения  теории вероятности, математической статистики и высшей математики. Процесс построения подобных моделей состоит из нескольких последовательных этапов.
     Первым  и важнейшим этапом моделирования  развития товарно-групповой структуры  спроса населения является отбор  факторов. Они должны отражать объективные  процессы изучаемого явления, быть количественно  измеримыми и независимыми друг от друга.
     На  втором этапе рассчитывается сила влияния  или теснота связи между факторами  и спросом в базисном периоде. Она определяется с помощью коэффициентов  корреляции и критериев согласия.
     На  третьем этапе выявляется математическая форма связи или вид зависимости  спроса от факторов, подбираются функции, наиболее точно описывается процесс  развития спроса.
     Четвертый этап: расчет параметров уравнения. Параметры  уравнений выражают степень и  направление воздействия каждого  фактора на спрос и рассчитываются методом наименьших квадратов.
     Пятый этап: оценка прогностической ценности модели на основе ретроспективных расчетов.
     Экономико-математические методы эффективно используется при  краткосрочном прогнозировании. Так  как объективная реальность нашей  экономики состоит в том, что  довольно трудно выявить и определить количественно более менее стабильные факторы, влияющие на прогнозируемый процесс. Поэтому составление среднесрочных  и, тем более, долгосрочных прогнозов представляется довольно затруднительным в современных условиях. И как правило, преобладает прогнозирование на краткосрочные периоды. Экономико-математическое моделирование является основой экономической прогностики. Оно позволяет на строго количественной основе выявить характер связей между отдельными элементами рынка и теми факторами, которые влияют на его развитие. Что особенно важно - математические модели дают возможность наблюдать, как станут развиваться события при тех или иных начальных допущениях
     При экономико-математическом моделировании  спроса может также использоваться группа методов - экспоненциальное сглаживание  и прогнозирование, основанные на использовании  уже сделанных прогнозов тенденций  развития спроса и самых последних  данных о продаже товаров.
     Математические  методы помогают вскрыть количественные явления и взаимосвязи. Но они  лишь продолжение экономического анализа, конечный результат в первую очередь  зависит от выбора базисного периода, отбора факторов, от того, правильно  ли определена степень устойчивости явления.
     Нормативный метод основан на использовании показателей рекомендуемого уровня потребления материальных благ и применяется как основной инструмент среднесрочного и долгосрочного прогнозирования товарно-групповой структуры спроса в целом по стране. С помощью данного метода рассчитывают либо сроки достижения норм рационального потребления (исходя из фактически сложившихся среднегодовых темпов потребления этих товаров в базисном периоде), либо темпы роста производства и потребления, необходимых для достижения к намеченному сроку нормативных показателей рационального потребления. Обычно расчеты проводятся параллельно. Первый имеет большое значение для среднесрочных, а второй для долгосрочных прогнозов, являясь целевой установкой.
     Сложность заключается в разработке самих нормативных показателей. Рекомендуемые нормы потребления продуктов питания основаны на физиологических потребностях организма в белках, жирах, углеводах, витаминах.
     Рекомендуемые уровни потребления непродовольственных  товаров могут разрабатываться, например, на основе опросов представительных групп потребителей.
     При применении метода экспертных оценок ставится задача выяснить мнение специалистов торговли, промышленности или покупателей о тех или иных товарах и на основе этого выявить тенденции развития спроса на товары народного потребления. Использование метода экспертных оценок позволяет осуществить расчеты объемов и структуры спроса, потребностей в товарах по широкому кругу позиций ассортимента в условиях, когда другие методы не могут быть применены из-за отсутствия необходимой информации. С помощью экспертных оценок можно получать информацию о состоянии и перспективах развития спроса в форме, наиболее удобной для коммерческих работников.
     Методы  экспертных оценок - это комплекс логических и математи-ко-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью экспертов по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. В практической деятельности по изучению и прогнозированию спроса метод экспертных оценок может быть использован для решения следующих задач: 1) Разработка средне- и долгосрочных прогнозов групповой структуры спроса на товары народного потребления. 2) Прогнозирование внутригрупповой (в развернутом ассортименте) структуры спроса на предстоящий хозяйственный год. 3) Определение групп потенциальных потребителей. 4) Оценка величины неудовлетворенного спроса по группам, видам и разновидностям товаров.  
 

     1.2 Классификация приемов экономического анализа

 
     Основными приёмами (методами) экономического анализа  являются: сравнение отчётных показателей  с плановыми (сметными), созданными за прошлые периоды (динамические ряды), с проектными и нормативными показателями, с показателями работы других строительных организаций как своего, так и  других экономических районов. Широко применяются при анализе экономические  группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющих рассмотрение показателей во взаимосвязи и  взаимном влиянии, абсолютные и относительные  показатели (средние величины, проценты, коэффициенты, индексы и т. д.). Иногда в экономическом анализе применяются  выборочные наблюдения, дополнительные экономические группировки и  обобщающие показатели.
     Для наглядного изображения в аналитической  работе используются схемы, диаграммы, плакаты. При детализации общих (синтетических) показателей состав их рассматривается  по отдельным частям строительной организации, по времени возникновения и т. д., т. е. анализ проводится в обратном порядке по сравнению с учётом, при котором происходит образование  анализируемых показателей путём  синтетических накопительных группировок  хозяйственных операций с установлением  их взаимосвязи (корреспонденция счетов бухгалтерского учёта). Данные анализа  в свою очередь синтезируются  в порядке их взаимосвязанных  обобщений.
     На  основе данных экономического анализа  вносятся конкретные предложения по устранению установленных недостатков  и дальнейшему улучшению работы анализируемых строительных организаций. Результаты анализа оформляются  заключениями, объяснительными записками, постановлениями или решениями.
     Классифицируем  различные методы экономического анализа:
     Традиционные  способы обработки информации: сравнение; расчет относит. и средних величин; графический; группировки; балансовый.
     Детерминированный факторный анализ: цепные подстановки; индексный метод; абсолютные разницы; интегральный способ; пропорциональное деление.
     Стохастический  факторный анализ: корреляционный; дисперсионный; компонентный; многомерный  факторный.
     Способы оптимизации показателей: экономико-математический; программирования; теория массового  обследования; теория игр; исследования операций.

     1.3 Традиционные способы и приемы экономического анализа и их сущность

 
     Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений  в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как  текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую  или более отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового  состояния.
     Но  не только временные границы определяют альтернативность целей финансового  анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового  анализа, т. е. конкретных пользователей  финансовой информации.
     Цели  анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая  задача представляет собой конкретизацию  целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия -это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.
     Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству  нужна постоянная деловая осведомленность  по соответствующим вопросам, которая  является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой  информации. необходимо аналитическое  прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
     Основной  принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это дедуктивный метод, т. е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится  историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
     Практика  финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди  них можно выделить 6 основных методов2:
    горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
    вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
    трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
    анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
    сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
    факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2 ВИДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА 

     В основе типологии анализа, прежде всего, лежат его цели, которые определяются уровнем анализируемых объектов, особенностью изучаемых явлений  и процессов, направленностью анализа.
     Наиболее  общая классификация экономического анализа дана на рисунке.
     В ее основе лежат два признака: цель и уровень. В зависимости от цели предлагается выделять теоретический (политэкономический) анализ, задачей которого является раскрытие сущности изучаемого явления или процесса и причинно-следственных связей его изменения. При этом изучаемый объект может изучаться как результат или как фактор, влияющий на изменения других явлений. Например, можно изучать эффективность воспроизводственного процесса, ориентируясь на построение его моделей, определение факторов его изменения и условий успешного развития. А можно изучать эффективность воспроизводственного процесса как фактор повышения уровня жизни, научно-технического прогресса. Поскольку любое экономическое исследование может рассматриваться как результат и фактор, важно определить их диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость. Теоретический анализ, как правило, завершается установлением логических моделей.
     
     Схема экономического анализа деятельности предприятий
     Конкретно-экономический  анализ, во-первых, привязан к конкретным субъектам хозяйствования — отраслям, регионам, организациям и, во-вторых, предполагает количественную оценку выявленных взаимосвязей, конкретные выводы применительно к сложившимся условиям и возможностям развития анализируемого объекта. Конкретно-экономический анализ, как правило, несколько различен в зависимости от организационно-правовой формы и специализации субъектов хозяйствования.
     В зависимости от уровня анализируемого объекта выделяют макроэкономический анализ, который охватывает народное хозяйство или носит межстрановой характер, и микроэкономический анализ деятельности конкретного субъекта хозяйствования — предприятия или объединения предприятий (холдинга, финансово-промышленной группы и т.п.).
     Особое  место занимает анализ отдельных отраслей народного хозяйства или их блоков, направленных на производство взаимозаменяемых продуктов (например, отрасли топливно-энергетического комплекса, отрасли пищевой промышленности и т.п.)
     Самостоятельное значение для ряда экономических  явлений и процессов имеет региональный анализ. Например, если необходимо проанализировать использование трудовых ресурсов или обеспеченность трудовыми ресурсами созданного или развивающегося комплекса производства, то анализ целесообразно вести в привязке к конкретной территории. Та же ситуация возникает, если речь идет об анализе водных ресурсов, земельных угодий и т.п.
     При проведении программно-целевого анализа  часто необходимо использовать различные  материалы по группе отраслей и регионов. Так, если анализируется уровень  жизни, оценивается социальная обеспеченность населения, приходится интегрировать  данные о развитии реальных отраслей (здравоохранение, просвещение, культура и т.п.), данные о разных доходах  населения, оценке потребительской  корзины, социальных льготах и т.п.
     Следует отметить, что для каждого направления  анализу необходимо формирование специальной  информации. В том случае, когда  речь идет о макроэкономическом анализе, наиболее часто используется статистическая информация; при отраслевом и региональном анализе также преобладает статистическая информация; при проведении конкретно-экономического анализа отдельных субъектов хозяйствования источником информации, прежде всего, являются данные бухгалтерского (финансового и производственного) учета на конкретный период и в динамике.
     Экономический анализ деятельности конкретных субъектов  хозяйствования получил название анализа  хозяйственной деятельности, а в  условиях рыночной экономики и расширения их хозяйственной самостоятельности  — анализ финансово-хозяйственной  деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.