На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ спроса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                       3
1. Совокупный  спрос и факторы, его определяющие                                              5
2. Теория  эффективного совокупного спроса                                                         12
3. Динамика  совокупного спроса в условиях  современного финансового кризиса в РФ                                                                                                               18
Заключение                                                                                                                 22
Список  использованных источников                                                                       24
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Известно, что любой экономической системе  хозяйственный механизм представляет собой совокупность элементов в  их взаимосвязи, совокупность экономических  законов, определяющих динамику движения элементов хозяйственных механизмов, а также организационную структуру  экономической системы.
       Рыночный  механизм – это система основных взаимосвязанных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции  и основных экономических законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
       Рыночный  механизм действует на основе экономических  законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и  т.д.
       На  стороне производства выступает  предложение, на стороне потребления  – спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке  противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в  противоположных направлениях. В  зависимости от конкретных условий  рынка предложение и спрос  уравновешиваются на более или менее  продолжительный период, но выравнивание спроса и предложения может происходить  стихийно и под регулирующим воздействием государства.
       Достижение  макроэкономического равновесия как  одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической  системы в целом – практически  трудно реализуемая задача. Ее решение  особенно осложнено в условиях преимущественно  интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения  во всех социально-экономических взаимосвязях.
       Вместе  с тем достижение макроэкономического  равновесия настолько важно для  эффективного развития социально-экономической  системы, что эта проблема не может  оставаться вне внимания экономической  теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и  спросе, производственных затратах и  результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических  интересов каждого из хозяйствующих  в макросистеме субъектов при  их взаимной согласованности.
       Иначе говоря, макроэкономическое равновесие – это оптимальное соотношение  во всей системе социально-экономических  количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум  служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки  достижения оптимума – это стремление к достижению идеального состояния  в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо.
       Одной из составляющих элементов в равновесии является совокупный спрос.
       Цель  нашей работы – анализ совокупного спроса, его структуры и динамики.
       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы;
    рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса;
    рассмотреть теорию эффективного спроса, предложенную Дж.Кейнсом;
    выявить структуру совокупного спроса в РФ и проанализировать их динамику.
 

        1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 

       Совокупный  спрос, агрегированный спрос – это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен. В соответствии с данным определением кривую совокупного спроса можно представить так как на рисунке 1. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.
         

       
       Рис.1 Кривая совокупного спроса 

       Движение  вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.
       Кривая  совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе  координат. На оси абсцисс указываются  значения реального объема национального  производства, обозначаемого (Q). На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен, а уровень цен (Р).
       В экономической теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.
       В составе совокупного спроса, исходя из структуры расходов, принято выделять:
    потребительские расходы населения (С);
    инвестиционные расходы частного сектора (I);
    государственные закупки (G);
    чистый экспорт (NX).
       Совокупный спрос может быть представлен как сумма указанных элементов: 

       Yd= C + I + G + NX (1) 

       Значительную часть спроса составляют потребительские расходы населения на товары и услуг, т.е. компонент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России 50%, а в США – 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ.
       Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15-20% ВНП страны.
       В макроэкономике под инвестициями подразумевается  только покупка нового реального  капитала. Общие инвестиционные расходы  частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают:
    реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия;
    чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике (основных производственных фондов и товарно-материальных запасов предприятий, а также жилого фонда, находящегося в собственности домохозяйств).
       Эти виды инвестиций имеют не только различное  целевое назначение, но и разные источники финансирования. Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисления фирм, которые  характеризуют объем капитала, потребленного  в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной экономики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным – сбережения фирм (нераспределенная прибыль корпораций).
       Если  в некотором периоде общий  объем инвестиций превышает амортизационные  отчисления, то чистые инвестиции оказываются  положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут и экономика находится  на подъеме.
       Третий  элемент совокупного спроса –  государственные закупки товаров  и услуг. Это расходы государственных органов власти всех уровней на приобретение товаров и услуг труда занятых в государственном секторе. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30% национального дохода страны.
       Чистый  экспорт (NX) представляет собой разницу между экспортом и импортом.
       В экономической теории обоснованно наличие убывающей зависимости величины запланированного спроса от уровня цен. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок. 

       Суть  эффекта процентной ставки заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов.
       Эффект  богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства.
       Богатство людей в виде фиксированных доходов  при инфляции уменьшается в обратно  пропорциональном зависимости. Это  срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц  называется реальными кассовыми  остатками. Урезая свои потребительские  расходы таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону  его понижения.
       В такой ситуации спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши со временем может понизиться, так как инфляция понижает реальную покупательскую способность финансовых активов. Суммарное воздействие эффекта может быть как положительным, так и отрицательным. Это во многом зависит от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.
       Эффект  импортных закупок обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными.
       Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые  факторы, которые можно выделить в следующие группы, как показано в таблице 1.
       Таблица 1
        Неценовые факторы совокупного спроса.
 
Потребительские расходы (C) Валовые инвестиции (I) Государственные расходы (G) Чистый экспорт (NХ)
Доходы Ожидания
Задолженность
Налоги  с потребителей
Процентные  ставки Ожидаемые прибыли
Уровень налогов
Технология
Избыточные  мощности
Структура изменения  государственных расходов Принятие  государственных программ
Условия внешней торговли Национальный  доход в других странах
Валютные  курсы
 
       При изменении неценовых факторов совокупного  спроса кривая совокупного спроса может  смещаться влево или вправо (см. рис.2). Правостороннее смещение отражает увеличение величины плановых расходов при каждом данном уровне цен, левостороннее – их уменьшение. 

       
       Рис.2 Неценовые факторы  сдвига кривой AD 

       Из  таблицы 1 следует, что потребительские расходы зависят в первую очередь от уровня доходов потребителей. Если доходы увеличиваются, то при неизменном уровне цен, расходы также начнут увеличиваться и кривая спроса смещается вправо. Но рост спроса растет медленнее, чем рост доходов. Это объясняется тем, что предельная склонность к потреблению начинает снижаться.
       Характер изменения расходов зависят в свою очередь от их ожиданий на рынке и прогнозов. Эти ожидания касаются изменения дохода потребителя, а также наличия инфляция. Если прогнозируется рост реальных доходов, то расходы потребителя, а, следовательно, и его совокупный спрос тоже увеличатся. Аналогичным образом инфляционное ожидание также увеличивает или снижает уровень совокупного спроса. Задолженность потребителей по приобретенным товарам также может влиять в обратной зависимости: чем больше уровень задолженности, тем ниже расходы и спрос.
       Инвестиционные расходы прежде всего зависят от процентной ставки. Увеличение процентной ставки снижает инвестиционные расходы, которые в большей частью являются расходами на обновление средств производства. На величину инвестиционных расходов также могут влиять ожидания производителей, их прогнозы будущей эффективности, прибыльности.
       Вопросы поддержания и повышения конкурентоспособности  предприятия являются своего рода стимулом для закупки и внедрения новых  технологий, оборудования. Уровень  налогообложения также влияет на планируемые расходы предпринимателя: рост налогов ведет к сокращению планируемых затрат.
       Закупки бюджетными организациями формируют  величину государственных расходов. Здесь наблюдается прямая зависимость: рост государственных расходов при  прочих равных условиях способствует росту спроса. Увеличение государственных расходов может быть связано с реализацией различных государственных программ, носящие социально-экономический характер, развитием инфраструктуры.
       Факторы, влияющие на объем чистого экспорта, оказывают свое внимание при неизменном уровне цен. Уменьшение национального продукта зарубежного контрагента снижает его экспорт, что ведет к снижению величины нашего чистого экспорта, что в свою очередь снижает совокупный спрос.
       Рост курса национальной валюты заключается в обесценивании иностранной валюты. В таком случае, продукты товары станут дороже для импортеров, что приведет к обратному результату. 

 

        2. ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО  СОВОКУПНОГО СПРОСА 

       Эффективный спрос – понятие, имеющее в литературе разноречивые толкования. Наиболее распространены два:
    восходящее к А. Смиту представление об эффективном спросе на товар как о спросе, который «действительно» привлекает данный товар на рынок (исходя из принципа: спрос рождает предложение);
    употребляемое Дж.Кейнсом и его последователями (у них эффективный спрос – тот совокупный (агрегатный) спрос, который поддержан средствами, позволяющими действительно купить соответствующее количество товаров).
       Теория  эффективного спроса, предложенная Кейнсом, – это направление экономической  теории, основная идея которой: через  стимулирование спроса воздействовать на производство и предложение товаров, сократить безработицу.
       Кейнс был убежден, что производство национального продукта и уровень занятости определяются непосредственно факторами спроса, а не факторами.
       Отметим основные положения кейнсианской теории, которые произвели переворот  в экономической науке в середине 1930-х гг. и дали толчок развитию макроэкономики. Во-первых, Кейнс, в отличие от классиков, выдвинул положение о том, что  не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а, наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической  активности, т. е. максимально возможный  уровень выпуска продукции (совокупное предложение) и, соответственно, занятости. Во-вторых, Кейнс предполагал, что  заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. В-третьих, процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений, как это представляется в модели классиков. В-четвертых, полная занятость не достигается в экономике  автоматически, и это дает основания  для государственного вмешательства  в экономические процессы.
       В макроэкономических моделях под  принципом эффективного спроса понимается положение, в соответствии с которым  для достаточно коротких промежутков  времени, на которых уровень производственных возможностей считается заданным, национальный доход (уровень выпуска) определяется факторами, лежащими на стороне спроса.
       В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс обращает внимание на неэффективность потребительского спроса.
       Если  мы анализируем экономический рынок  с позиций производителя, то тогда  совокупный доход (издержки плюс прибыль), получаемый при существующем уровне занятости, Кейнс предлагает называть выручкой от этого уровня занятости.
       Если  посмотреть иначе, то цена совокупного предложения продукции при существующем уровне занятости – это выручка, которую планирует получить производитель, которая и заставляет его формировать свой собственный спрос на трудовые ресурсы, равный существующему объему занятости.
       Отсюда  следует, что при прочих равных условиях, к которым относятся состояние  оборудования, техники, объем и качество потребляемых, величина средних издержек, уровень занятости, независимо от того, что мы рассматриваем: предприятие или отрасль, зависит от той величины выручки, которую планируют получить производители за свой продукт или услугу. Производители сделают все от них зависящее для доведения объема занятости до того уровня, при котором они надеются получить наибольшую прибыль.
       Кейнс под функцией совокупного спроса понимал, зависимость выручки, получаемой предпринимателем, от уровня занятости. Если ожидаемая выручка больше, чем  совокупная цена предложения, которая  также определяется уровнем занятости, то предприниматель стремится увеличить  занятость до такого уровня занятости, при котором бы совокупный спрос  стал равен совокупному предложению.
       Таким образом, уровень занятости определяется точкой пересечения функций совокупного спроса и совокупного предложения. Прибыль производителя, т.е. превышение дохода над его расходами, будет наибольшей в этой точке. Величина совокупного спроса в этой называется эффективным спросом.
       Что же предпринять, чтобы поднять эффективность  спроса?
       Надо  найти рычаги развития всего общественного (совокупного) спроса - спроса на потребительские  товары и спроса на инвестиционные товары, ибо совокупный спрос – это сумма потребительских расходов и инвестиций.
       Если  совокупный спрос больше предложения, тогда «работают» стимулы роста  производства. В этом случае совокупный спрос действительно эффективен, способствует обеспечению высокой  занятости, более полному использованию  производственных мощностей.
       Основные  компоненты совокупного спроса: потребление, инвестиции и государственные расходы.
       Ключевым  уравнением кейнсианской теории можно  считать следующее равенство: 

       GNP = C + I, (2) 

       где GNP – валовый национальный продукт,
       С – потребительские расходы,
       I – инвестиции.
       Основные  факторы, воздействующие на совокупный спрос: склонность к потреблению, ожидаемая  прибыльность капиталовложений, предпочтение ликвидности.
       Расходы на потребление определяются склонностью к потреблению. Здесь действует психологический закон, выражающий зависимость между потреблением и доходом. Кейнс выдвинул положение, которое принято называть основным психологическим законом: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход», т.е. с ростом дохода средняя склонность к потреблению падает под влиянием снижения предельной склонности к потреблению. А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства. Недостаточность склонности к потреблению может привести к хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, обеспечивающего полную занятость.
       Уровень инвестиционного спроса зависит  от ожидаемой эффективности капитала и процентной ставки. Процентная ставка, или норма процента, это плата за расставание с ликвидностью. Предпочтение ликвидности – стремление владеть деньгами, сохранить сбережения в денежной форме. Предприниматель продолжает процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Таким образом, существующая норма процента определяет нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем она ниже, тем, при прочих равных условиях, оживленней инвестиционный процесс и наоборот.
       Интересно отметить, что неоклассики считали, что норма процента определяется точкой пересечения кривых сбережений и инвестиций (именно из данного  предположения ими выводилось постоянное автоматическое равенство сбережений и инвестиций). Кейнс же писал, что  сам процент определяет конечную величину инвестиций, а не определяется ими. Процент в теории Кейнса, как  и склонность к инвестированию, явления  преимущественно психологического порядка. Ожидаемый доход от инвестиций весьма чувствителен к пессимистическим настроениям и последние, по мнению Кейнса, могут стать причиной глубоких экономических депрессий.
       Кейнс подверг критике «закон рынков»  Сэя, который разделялся и неоклассиками. Суть этого закона состоит в том, что предложение автоматически  порождает соответствующий спрос. Так как целью производства, по предположению Сэя, является потребление (производитель продает свой товар, чтобы купить другой, то есть каждый продавец обязательно становится покупателем), то в этой ситуации общее перепроизводство товаров невозможно. Иными словами, любое увеличение продукции автоматически порождает эквивалентное увеличение расходов и доходов, причем в размерах, способных поддержать экономику в состоянии полной занятости. Это убеждение господствовало на протяжении многих десятилетий. Но несостоятельность этого закона в годы «великой депрессии» стала очевидной.
       Кейнс же считал, что именно недостаточность «эффективного спроса» является главной бедой в годы Великой депрессии, что определялось сокращением склонности к потреблению, снижением предельной эффективности капиталовложений и чрезмерной тягой к «ликвидности». И именно широкое участие государства в инвестировании, организация различного рода общественных работ (даже если они не очень рациональные с экономической точки зрения), осознанное влияние на покупательную способность малоимущих слоев населения (увеличение минимального прожиточного минимума, пенсий, пособий, стипендий, льготное налогообложение) – все это способствует росту «эффективного спроса» и через «эффект мультипликации» стимулирует рост национального дохода.
       Кейнс развивал идею мультипликатора накопления. В его теории, мультипликатор накопления – коэффициент, показывающий, во сколько  раз увеличится прирост национального  дохода в результате первоначальных инвестиций. Он определяется независимой  переменной – предельной склонностью  к потреблению, а прирост национального дохода определяется как произведение мультипликатора на прирост первоначальных инвестиций. Если предположить, что предельная склонность к потреблению = 0,8, то вновь произведенные инвестиции на сумму, допустим, 1000 денежных единиц вызовут увеличение национального дохода на 5000 денежных единиц.
       Величина  мультипликатора в условиях реальной экономики всегда больше единицы, поскольку  прирост дополнительных инвестиций в какую-либо отрасль дает прирост  не только в ней самой, но и связанных  с нею отраслях. А создание дополнительных рабочих мест во всех этих отраслях скажется на повышении платежеспособного спроса рабочих, и соответственно, создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом решаются две взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста и решение проблемы безработицы. Обеспечивать же первоначальные инвестиции в условиях недостаточного эффективного спроса со стороны потребителей и частного сектора экономики должно, по мнению Кейнса, государство, не пренебрегая при этом и косвенными методами стимулирования инвестиций.
       Следовательно, при данной склонности к потреблению  и данных размерах новых инвестиций будет существовать только один уровень  занятости, совместимый с равновесием, поскольку всякий другой уровень  приведет к несовпадению совокупной цены предложения и совокупной цены спроса. Этот уровень не может быть большим, чем полная занятость, т.е. реальная заработная плата не может  быть меньше, чем предельная тягость  труда. Но, вообще говоря, нет основания  ожидать, что он будет равен полной занятости. Эффективный спрос, сочетающийся с полной занятостью, - это специальный случай, реализующийся только при условии, если склонность к потреблению и стремление инвестировать находятся в определенном соотношении.
 

      3. ДИНАМИКА СОВОКУПНОГО СПРОСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РФ 

       Как мы уже говорили в 1 главе, совокупный спрос – это все запланированные и понесенные затраты в экономике. Можно сказать, что в этом случае совокупный спрос в стоимостном выражении равен ВВП страны, посчитанный методом расходов. Рассмотрим динамику ВВП России за последние годы.
       Объем ВВП России за 2008г., по предварительной  оценке, составил в текущих ценах 41540,4 млрд.рублей, темп роста его  реального объема относительно 2007г. - 105,6%, индекс-дефлятор ВВП в 2008г. по отношению к ценам 2007г. составил 118,8%. Объем ВВП России за 2007г. составил в текущих ценах 33113,5 млрд.рублей. Темп роста его реального объема относительно 2006г. составил в - 108,1%. Индекс-дефлятор ВВП в 2007г. по отношению к ценам 2006г. составил 113,9%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.