На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Государственное регулирование ценообразования

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема  2. Государственное регулирование ценообразования 

    Сущность  и необходимость  государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике
    Формы и методы воздействия государства на цены
    Практика государственного  регулирования цен в зарубежных
    странах 

      Сущность  и необходимость  государственного регулирования  ценообразования  в рыночной экономике
 
    Принципиальное  отличие рыночного ценообразования  заключается в том, что цены в  условиях рынка устанавливаются  собственником или производителем товара. Однако, там где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов, поскольку рыночные сигналы неэффективны, и, следовательно, там, где рынок терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами государственного регулирования.
    Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Государство  устанавливает общие подходы  и принципы к ценообразованию.
    Государственное регулирование рынка  и цен – совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений.
    Правовые  основы формирования и функционирования системы ценообразования – права, обязанности и ответственность  хозяйствующих субъектов, с одной  стороны, и полномочия органов власти по регулированию и контролю за ценами – с другой.
   Политика  цен – это действие органов государственной власти местного самоуправления и субъектов ценообразования направленное на регулирование цен в сфере народного хозяйства, в сфере услуг и т. д. Она осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирование, контроль за соблюдением государственной дисциплины цен, ограничение негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
   В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:
    согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства, для стимулирования и упорядочивания рыночных отношений;
    обеспечение экономической безопасности страны;
    защита отечественного товаропроизводителя;
    социальная защита населения (особенно наименее обеспеченных слоев) от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
    создание условий для нормальной конкуренции;
    государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;
    ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
    поддержание ценовых пропорций.
   Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.
   Степень государственного регулирования цен  изменяется в зависимости от состояния  экономики: усиливается в кризисных  ситуациях и ослабевает по мере преодоления  кризиса.
    В зависимости от степени государственного регулирования выделяют два вида цен: свободные и регулируемые. В последнее время ведущие экономисты выделяют также мировые цены как отдельный вид цен.
    Свободные – отношение между покупателем и продавцом устанавливаются на основе соглашения, заключаемого между ними.
    Основные  принципы установления и применения цен на товары и тарифов на услуги, а также организации контроля за их соблюдением на территории Украины  определяются такими законодательными и нормативными документами как:
    1. Закон Украины "О ценах и  ценообразовании" от 3 декабря  1990 г.
    2. Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года
    5. Закон Украины “Об ограничении  монополизма и недопущении недобросовестной  конкуренции в предпринимательской  деятельности” от 18.02.1992 г.
    6. О ценообразовании в условиях  реформирования экономики: Постановление  Кабинета Министров Украины от 21.10.1994 г. № 733 

      Формы и методы воздействия  государства на цены
 
   Анализ  западных теорий и мирового опыта  показывает, что существует более  или менее стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования. Инструментарий регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфики условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др.
   Государственное вмешательство в ценообразование  реализуется на основе сочетания  прямых и косвенных методов регулирования цен.
   Прямое государственное регулирование цен – это административное вмешательство государства в действующие цены.
   Прямое, или административное, вмешательство  государства в действующие цены означает участие государства в  формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования. 

   Прямое  государственное регулирование  цен представляет собой административное вмешательство государственных  органов в установление цен и  определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:
   • замораживание, т. е. установление постоянства  цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при  высоких темпах инфляции, когда другими  методами не удается погасить рост цен (данная форма применяется редко и используется в условиях гиперинфляции), либо распространяться на отдельные товары общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные товары. В последнем случае замораживание обычно распространяется на товары повседневного спроса;
   • установление фиксированных цен  и тарифов. В отличие от замораживания  цен, решение о фиксации тех или  иных цен может приниматься и  в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения  инфляционных процессов. В первую очередь государственному регулированию подлежат цены на продукцию и услуги предприятий государственной собственности. К ним относятся тарифы на железнодорожные перевозки, коммунально-бытовые услуги и квартирную плату, услуги связи, цены на электроэнергию, природный газ и др.
    • установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счете, это ведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регулирование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы.
    Многие  цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования  верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
    В своей деятельности украинское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.
    В Украине примером установления минимальной  цены является стоимость обучения в  ВУЗах Украины для иностранных граждан (не менее 1,5 тыс. долларов за год обучения);
   • установление предельного норматива  рентабельности. Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство  ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. В Украине и России именно этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Чаще всего данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий-монополистов. Его также используют местные административные органы при прямом регулировании цен на различные виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.
   За  рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал;
   • установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления;
   • декларирование цен предусматривает предоставление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен.
   По  решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
   Органы  ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
   С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны  заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации;
   • установление паритетных цен, т. е. установление взаимосвязанных цен, когда изменение  цен на одни товары ведет к соответствующему изменению цен на другие товары;
   • установление рекомендательных цен. По важнейшим видам продукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Фактическая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным налогом. Такая практика широко применяется в некоторых странах, например в США, Японии.
   Косвенное государственное регулирование цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.
   Косвенное регулирование - это регулирование  не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью  учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.
    Основными формами косвенного государственного регулирования являются:
      проведение государственных закупок;
      регулирование денежного обращения, в т.ч. валютного курса;
      налогообложение;
      кредитная политика, в т.ч. уровень учетной ставки;
      дотации;
      различные таможенные пошлины и квоты;
      индексация заработной платы*.
      регулирование государственных расходов,
      установление норм амортизации и др.
    Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.
    Технически  косвенное государственное регулирование  цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного  кредитования, введения в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров (госзаказ, госзакупка).
    При этом государство регулирует не все  цены, а только цены на продукцию  предприятий монополистов, социально-значимые товары, на базовые ресурсы (нефть, газ, электроэнергия).
    Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются  затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.
    Субсидирование  цен широко практикуется через систему  компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях  возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода. Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом.
    Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства. Например, в связи с высоким урожаем в 2008 и 2009 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2009 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. В результате цены на зерно поднялись на 14%. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.
    Прямые  методы контроля за ценами, как правило, сочетаются с косвенными методами. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными методами государственного регулирования.
    В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.
    При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.
 

     

    Одним из способов влияния государства  на установление цен является ограничение монополии. Как правило, монополия образуется в отдельных отраслях экономики и поэтому ее называют отраслевая концентрация. По какому критерию (показателю) государство может определить является ли фирма монополистом? По объему продаж. Как правило, монополия образуется путем слияния двух и более форм. В теории ценообразования существует показатель, который отражает уровень отраслевой концентрации:

где I - уровень отраслевой концентрации
     - количество фирм или предприятий,  имеющих одинаковую долю объёма  продаж 
     - та доля, которую занимает предприятие
1900 – низкий уровень отраслевой концентрации, и наоборот.
    Задача 1.1.
    На рынке некоторого товара действует 14 фирм. Доли фирм в общем объеме продаж распределились следующим образом: доля 1-й составляет 15%; 2-й – 10%; 3, 4, 5, 6 – по 8%; 7, 8, 9, 10, 11 – по 6%; 12, 13 – по 5%, 14 – 3%.
    Рассчитайте: 1) индекс уровня отраслевой концентрации для этих 14 фирм; 2) если вторая и третья фирмы решать объединиться, следует ли государственным органам разрешить такое слияние?
    Решение.
    До  слияния
- рынок низкой отраслевой  концентрации

    После слияния
 

    Вывод. Так как уровень отраслевой концентрации ниже критического значения (1900), то данное слияние второй и третьей фирме государственные органы могут разрешить. 

    Практика государственного  регулирования цен в зарубежных
    странах
    Государственное регулирование цен в США, Великобритании, Германии.
     В США во второй половине XX века предпринимались попытки как прямого, так и косвенного регулирования цен.
     В начале 70-х гг. XX века инфляционные процессы, т. е. рост цен на внутреннем рынке, постепенно могли привести к галопирующей инфляции. Поэтому в 1971 г. по инициативе администрации тогдашнего президента США Р. Никсона был установлен прямой централизованный контроль за ценами с одновременным замораживанием заработной платы.
     К осени 1972 г. в США были снижены темпы роста цен (как оптовых, так и розничных), несколько снизилась безработица и начал расти ВНП. Однако при этом ограничивалось движение капитала из менее перспективных отраслей в более перспективные, тормозилось инвестирование и в общем снижался уровень деловой активности. В конечном счете сдерживался и рост доходов. Поэтому в мае 1974 г. администрация Дж. Форда отменила прямой контроль за ценами.
     В 90-е гг. администрация США использовала прямое государственное регулирование цен в ограниченных масштабах, но при этом активно применяла косвенное регулирование.
     В результате в настоящее время в США контролируются государством от 5 до 10% всех цен.
     Большой интерес представляют принятые в США методы регулирования цен на продукты аграрного сектора. Для развития производства зерновых государство предоставляет фермерам целевой заем. Фермеры остаются собственниками произведенного ими зерна, которое они продают по рыночным ценам. Часть полученной прибыли они используют для погашения полученных ими займов. Но если рыночные цены на зерно оказываются ниже контрольных цен, установленных Конгрессом, то фермер может сдать свое зерно государству не по рыночной, а по гарантированной контрольной цене.
     Это относится и к ценам в молочной промышленности на молоко, масло, сыр. Государство скупает указанные продукты по контрольным ценам, если они оказываются выше рыночных. В этом случае производителям продуктов выгоднее сдать их государству, а не продавать на рынке. Скупленные продукты государственные структуры используют в виде бесплатных завтраков для школьников, в виде продовольственной помощи и так далее.
     В соответствии с действующим в США с 1985 г. аграрным законодательством были снижены залоговые ставки, которыми определялась величина кредитов, предоставляемых фермерам.
     Таким образом, государство осуществляет косвенное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, устанавливая стандарты и процентные ставки за кредит.
     Подобные принципы государственного регулирования ценообразования характерны для Великобритании и Германии.
Государственное регулирование цен в Швейцарии и Греции
     В Швейцарии в законодательном порядке регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства. Государственное регулирование охватывает цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Справочные цены устанавливаются на мясо. Ограниченное регулирование цен с наблюдением за ними осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам.
     В Швейцарии контролируются цены на товары, которые защищает или субсидирует государство.
     Органом ценообразования в Швейцарии является Федеральное ведомство по контролю за ценами. Процесс ценообразования осуществляется здесь в соответствии с постановлением федерального правительства о защитных ценах на товары, рядом законов и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции.
     В Греции основой для государственного воздействия на цены является Кодекс рыночного регулирования, выпущенный в 1989 г. Согласно этому Кодексу все товары и услуги, цены на которые попадают под ценовое регулирование, делятся на две группы.
     К первой группе относятся те товары и услуги, цены на которые входят в компетенцию правительства и правительственных органов. Примером товаров первой группы могут служить такие сельскохозяйственные продукты массового производства как пшеница, табак и изюм, а также тарифы на электроэнергию, общественный транспорт и связь, авиапассажирские перевозки и тому подобное.
     Ко второй группе относятся все остальные товары и услуги, цены на которые может регулировать министр торговли с привлечением им в случае необходимости местных властей. Все товары второй группы, в свою очередь, подразделяются на «существенно недостаточные», «существенно достаточные» и «несущественные».
     К существенно недостаточным относятся основные продукты питания, например, хлеб, сыр, мука, сахар, а также безалкогольные напитки, услуги общедоступных ресторанов, баров и закусочных, бензин, дизельное топливо, услуги такси и др. На подобные товары устанавливается верхняя граница цены.
     К существенно достаточным товарам относятся, например, моющие средства, некоторые строительные материалы (гипс и асбест), сложная бытовая техника, услуги автостоянок, ресторанов и развлекательных предприятий высших категорий и др. Цены на такие товары регламентируются с целью не допустить получение сверхприбыли. Вопрос о том, что считать сверхприбылью, решается в каждом случае отдельно.
     К несущественным относятся те товары, которые не считаются товарами первой необходимости. Цены на такие товары устанавливаются свободно под воздействием рыночных факторов без вмешательства государственных органов.
     В начале XXI века в Греции около 20% наименований потребительских товаров и услуг регламентировалось государством, а остальные 80% были свободными.
Государственное регулирование цен в Австрии и Испании
     В Австрии государственное регулирование цен осуществляется на основе закона о ценах от 1976 г., закона о картелях в редакции 1988 г., Антидемпингового закона 1985 г. Государство регулирует около 10% цен (лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье, лекарственные препараты, электроэнергию, газ, теплоснабжение). Парламент страны устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.
     Министерство экономики Австрии имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать цены либо когда они необоснованно завышаются одним или несколькими предприятиями, либо когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию при снижении цен на используемые при производстве сырье и материалы. Экономическая оправданность цены при этом рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и потребителей, а не фактической себестоимости отдельно взятого предприятия.
     В Испании государственное регулирование и контроль за ценами осуществляет Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержденный Королевским декретом в 1977 г.
     Удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством цен составляет около 10% от общего количества потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен предусматривает использование следующих их видов: разрешительных, уведомительных и местных цен.
     Разрешительные цены. Государственная или частная компания, планирующая повышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший совет по ценам и после получения разрешения от правительственной комиссии повышает цены. Они устанавливаются на соевое масло, электроэнергию, природный и сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяйстве, услуги почты и телеграфа, телефонной связи, на железнодорожные, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки, морские пассажирские перевозки в пределах страны, воздушные перевозки пассажиров в пределах страны.
     Уведомительные цены - такие цены, повышение которых производится после уведомления Высшего совета по ценам за один месяц до его осуществления (например, на стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения).
     Местные цены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.