На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалки по "управленческому учёту"

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            Дисциплина «Бухгалтерский управленческий учет»
          Форма отчетности: экзамен
    Сущность и содержание управленческого учета.
    Принципы и назначение управленческого учета.
    Метод управленческого учета.
    Функции управленческого учета.
    Основные отличия финансового и управленческого учета.
    Задачи управленческого учета.
    Производственный учет как составная часть управленческого учета.
    Проблемы адаптации управленческого учета в России.
    Понятия «затраты», «издержки», «расходы».
    Концепции и терминология классификации издержек.
    Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
    Система учета издержек по видам затрат (прямые и косвенные). Соотношение косвенных и накладных затрат.
    Переменные, постоянные и полупостоянные затраты.
    Центры расходов.
    Центры прибыли.
    Центры ответственности.
    Сущность бюджетирования и этапы разработки бюджетов.
    Виды бюджетов и их краткая характеристика.
    Центры бюджетирования.
    Основные модели учета затрат.
    Методика учета общепроизводственных расходов.
    Перспективы внедрения методики «АВС» в России.
    Стратегический и оперативный контроллинг.
    Особенности калькуляционной подсистемы «JIT»
    Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях.
    Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов.
    Учет и исчисление затрат по местам формирования и центрам ответственности.
    Учет и распределение затрат по объектам калькулирования.
    Маржинальный доход.
    Методы списания постоянных расходов.
    Методы калькулирования как базы ценообразования .
    Нормативный учет и стандарт - кост.
    Директ-кост.
    Порядок формирования производственной и полной себестоимости.
    Использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления.
    Попередельный метод учета затрат.
    Позаказный метод учета затрат.
    Принятие решений: релевантные затраты и выгоды.
30. Принятие  решений в условиях риска и  неопределенности.
    Точка безубыточности и ее расчет.
    Оценка инвестиционных проектов.
    Бюджетный контроль.
    Анализ бюджетных отклонений.
    Оценка результатов деятельности.
    Поведенческие аспекты управленческого учета.
    Счета управленческого учета.
    Управление объемом закупок и определение оптимального размера заказа.
 

   1. Сущность и содержание управленческого учета.
  УУ  – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации и хозяй-й деят-ти организации и ее структурных подразделений для осуществлений планирования, контроля и управления этой деят-ю. Процесс сбора инф-ии о хоз-й деят-ти заключается в с определении, классификации, оценке и измерении хоз-ых опер-й и других экономически значимых событий в системе УУ. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражений хоз-х опер-й и других экономически значимых событий в первичных док-ах и учетных регистрах. Обобщение инф-ии представляет собой анализ, подготовку и интерпретацию инф-ии. В процессе анализа инф-ии определяется состав инф-ии, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь различных показателей деят-ти организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения.
  Подготовленная  информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.
  Основная  цель УУ – предоставление руководителям  и специалистам организации и  структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной инф-ии о деят-ти  организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.
  Основные  пользователи инф-ии УУ – высшее руководство  организации, руководители структурных  подразделений и специалисты.
  Предметом УУ является совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Объектами УУ являются затраты (издержки), расходы, доходы, бюджетирование и система управления в целом. Субъекты УУ: организации и граждане (на микроуровне); госуд. , научные организации, комитеты при Гос. Думе, общественные организации (на макроуровне). Метод УУ – совокупность способов, посредством которых отражаются его объекты в системе управления организацией. Метод УУ состоит из следующих элементов: документооборот, инвентаризация,группировка и обобщение данных, контрольные счета.  
  Высшее  руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для  достижения этих целей оно использует: интегрированные управленческие отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деят-ти организации и ее основные структурных подразделений за прошедший отчетный период и на конкретный период; материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на рез-ты деят-ти орг-ии и ее основных структурных подразделений; плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.
  Руководители  структурных подразделений формируют  оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также инф-ю о смежных подразделениях и контрагентов. Специалисты получают инф-ию в пределах своей компетенции о деят-ти организации. 

  2. Принципы и назначение управленческого учета.
  Большинство российских специалистов определяют управленческий учет как подсистему или самостоятельное  направление бухгалтерского учета  организации. Основное назначение такого учета состоит в обеспечении  управленческого аппарата информацией  для принятия решений, планирования, собственно управления и контроля.
  Управленческий  учет как самостоятельная система  учета основывается на ряде принципов:
  1. непрерывность деятельности предприятия.  Сущность данного принципа выражается  в отсутствии намерений предприятия самоликвидироваться, и сократить масштабы производства.
  2. использование единых для планирования  и учета единиц измерения. Планово-учетные  единицы раскрывают сущность  планирования на разных его  уровнях, С их помощью возникает  возможность разработки методологии системы учета, основанной на тесной связи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, определения результатов хозяйственной деятельности отдельных структурных подразделений
  3. оценка результатов деятельности  подразделений предприятия. Она  предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли предприятия от производства до реализации продукции.
  4. преемственность и многократное  использование первичной и промежуточной  информации в целях управления (принцип комплексности). Реализация данного принципа позволяет из минимального количества информация получить максимально необходимое для управленческих решений количество информации.
  5. формирование показателей внутренней  отчетности. Он позволяет так формировать показатели внутренней отчетности по данным первичного учета, что они образуют  многоуровневую систему коммуникаций внутри предприятия. На верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную документацию отделами - планово- экономическим, бухгалтерией. По данным, содержащимся в данных отчетах, проводят анализ для долгосрочного планирования и прогнозирования.
  6. применение бюджетного метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования.
  7. полнота и аналитичность, обеспечивающие  исчерпывающие информацию об  объектах учета. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки.
  8. периодичность. Информация для  руководителей необходима только  тогда, когда это целесообразно  — ни раньше и ни позже.  Как правило, аппарат управления предприятием устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговую информацию.
  3. Метод управленческого учета.
  Методом УУ является совокупность способов, посредством  которых отражаются его объекты  в системе управления организации. Он состоит из следующих элементов:
  1. документооборот – это процесс поступления, движения и выбытия документов;
  2. инвентаризация;
  3. группировка и обобщение данных – это способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам;
  4. контрольные счета – это итоговые счета, которые служат для взаимосвязи финансового, управленческого и налогового учетов. Примеры счетов: сч. 44 «Расходы на продажу» сч. 20«Основное производство», сч. 26 «Общехозяйственные расходы».
  5. планирование – это процесс разработки планов организации.
  6. нормирование – это процесс расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на эффективное использование всех видов ресурсов. Нормы, как основы системы контроля, группируются по центрам ответственности, видам продукции и операциям.
  7. лимитирование – это обеспечение контроля за ресурсами. Лимит – это норма или норматив расхода ресурсов, установленный производственной программой и технологией.
  8. анализ – это оценка данных и результатов деятельности организации. В ходе анализа выявляются взаимосвязи между явлениями и процессами, выявляются отклонения от плановых данных и т.д.
  9. контроль – это процесс проверки выполнения планов организации, определенных работ. Он является последним этапом планирования и анализа.
  4. Функции управленческого учета.
  Функции управленческого учета.
  1. Планирование — это процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в ближайшем будущем. Он включает: 1. постановку цели; 2. формулировку задач; 3. изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; 4. выбор вариантов альтернативных действий
  На  этой стадии руководитель должен иметь  информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. Хорошо составленные планы бывают настолько гибкими, что при определенных производственных ситуациях позволяют руководителю их изменять.
  2. Контроль и анализ.
  Контроль  — это проверка осуществления  планов со стороны руководителя, менеджера. Она включает: 1. измерение состояния объекта; 2. сопоставление фактических результатов с плановыми;              3. пересмотр планов, если становится ясно, что они не могут быть выполнены; 4. выявление и регулирование отклонений от запланированного.
  На  этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполнителей, в которых даются результаты количественных измерений фактического состояния объекта.
  3. Организационная  работа. Она заключается в: 1. создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделов, бюро, группы подразделений и др.); 2. распределении обязанностей между исполнителями; 3. координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; 4. установлении каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
  4.  Стимулирование  — это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.
  5. Внутренняя информационная  связь — это обмен информацией и отчетностью, позволяющий организовывать действия различных структурных подразделений для достижения конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования к нему смежных производственных подразделений. 

  5. Основные отличия финансового и управленческого учета.
  Фин. и управл. учет являют собой взаимозависимые  и взаимообусловленные компоненты единого бух. учета. Но наряду с этим имеются принципиальные отличия по следующим вопросам:
  1. Обязательность ведения  учета. Ведение бух. фин. учета предусмотрено законодательством, т.е. обязательно. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О бух. учете»  «руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бух. учета, в случае уклонения от ведения бух. учета в порядке, установленном законодательством РФ... искажения бух. отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ». Бух. фин. учет ведется по требуемой форме и с требуемой степенью точности независимо от желания руководства предприятия.
  В отношении бух. управленческого  учета: Степень развития бух. управл. учета зависит от задач, стоящих  перед организацией, от уровня профессиональной подготовки ее руководства. При этом обязательно должно выполняться условие: затраты на сбор и подготовку управленческой информации должны быть ниже экономического эффекта от ее использования.
  2.Цели  ведения учета.  Цель фин.учета — составление фин. документов для внешних пользователей. Как только фин.отчетность готова, цель считается достигнутой. Цель управленческого учета — обеспечение внутрипроизводственного планирования, управления и контроля. Цель управленческого учета во времени непрерывна, перманентна и достигается на короткий миг.
  3.Пользователи  информации. Потребителями информации фин. учета являются внешние пользователи. Информация управленческого учета, напротив, готовится для внутренних пользователей.
  4.Методы  ведения учета.  Важнейшими элементами метода фин.учета являются счета и двойная запись, документация и инвентаризация. Управленческий учет пользуется этими приемами, но не всегда. Запись информации необязательно ведется по двойной системе.
  5.Свобода  выбора. Фин. учет основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации, т.е. он до определенной степени централизован. Публичная финансовая отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.
  Управленческий  учет, напротив, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета.
  6.Используемые  измерители. Как известно, фин. учет ведется в российской валюте — рублях. В рублевой оценке должна быть составлена и финансовая отчетность. В управленческом учете используются как денежные, так и неденежные измерители — в зависимости от их «полезности». Успешно применяются натуральные показатели (штуки, метры, тонны, литры и т.д.) — в зависимости от отраслевой принадлежности организации, условно-натуральные показатели (условные банки — в консервной промышленности, условная жирность — в мыловаренной промышленности и т.д.). Для измерения рабочего времени могут применяться такие показатели, как человеко-часы, станко-часы, машино-часы.
  7.Группировка  затрат. В фин. учете затраты группируются по эк. элементам. Под элементом понимается однородный вид затрат на производство. Группировка затрат по элементам призвана дать ответ на вопрос: что затрачено на производство в отчетном периоде? При этом не учитывается, где и на что израсходованы средства. ПБУ 9/10 «Расходы организации»  для целей ведения финансового учета определен следующий перечень экономических элементов: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на соц. нужды; амортизация; прочие затраты.
  Такая классификация затрат позволяет  определить в финансовом учете результат (прибыль или убыток) по обычным  видам деятельности. В управленческом учете затраты группируются по носителям затрат в разрезе статей калькуляции. Классификация затрат по статьям калькуляции дает ответ на вопрос: на что израсходованы ресурсы и где? Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. Это связано с тем, что организация производственного учета как элемента управленческого учета является политикой предприятия в области управления затратами, т.е. «внутренней» политикой. Для промышленных предприятий наиболее характерны следующие калькуляционные статьи: сырье и материалы;
  возвратные  отходы (вычитаются); топливо и энергия  на технологические нужды; покупные полуфабрикаты и комплектующие  изделия, работы и услуги производственного  характера сторонних предприятий  и организаций; основная зар.плата  производственных рабочих;
  отчисления на соц. нужды и др.
  Однако  каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям  классифицировать затраты.
  8. Основной объект  учета. В фин. учете хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое. В управленческом учете основное внимание обращается на центры ответственности — структурные подразделения, возглавляемые руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. Так, центрами ответственности могут быть цех, участок, бригада — на промышленном предприятии, секция — на предприятии торговли, отдел — в научно-исследовательской организации, отделение — в лечебном учреждении и т.д.
  9.Периодичность  составления отчетности. В фин. учете периодичность составления отчетности устанавливается законодательными нормативными актами. Полный фин.Отчет составляется предприятием по итогам года, менее детальные — поквартально. В управленческом учете отчеты составляются по мере надобности: ежемес., еженедельно, ежедневно, а иногда — немедленно. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности. Главный принцип — целесообразность и экономичность.
  10.Степень  надежности информации. Фин. учет документально подтвержден, но, несмотря на это, его оценки могут быть не абсолютно точными. Информация управленческого учета во многом носит расчетный характер и зачастую не связана с операциями на счетах бухгалтерского учета.
  11. Степень открытости  информации. Фин. отчетность не представляет коммерческой тайны. Она является открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами. Информация управленческого учета, как отмечалось выше, обычно является коммерческой тайной предприятия. Она не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.
  12.Привязка  во времени.  Фин. учет отражает фин. историю организации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бух. проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Хотя данные фин. учета и принимаются во внимание при планировании, они все-таки носят  «исторический» характер. Управленческий учет содержит как «историческую» информацию, так и оценки и планы на будущее. Поэтому нередко говорят: цель фин. учета — показать, «как это было», а управленческого — «как это должно быть».
  13.Базисная  структура. Финансовый учет строится на известном капитальном уравнении: Актив = Собственный капитал + Внешние обязательства. Структура информации управленческого учета зависит от запросов пользователей этой информации.
  14.Методика расчета фин. результатов. В фин. учете возможны две концепции. Первая предусматривает расчет прибыли как разности между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. Это старая концепция, применяемая и управленческим учетом, она до сих пор является стандартом отечественного фин. учета. Вторая концепция состоит в том, что прибыль рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, ее производственной себестоимостью и периодическими расходами, собираемыми в отечественном учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В управленческом учете возможны иные подходы к определению фин. результата. Так, в соответствии с системой «директ-костинг» рассчитывается показатель маржинального дохода.  
 
 
 

  Управленческий учет Бухгалтерский учет
Пользователи  Внутренние  Внешние
Форма Нет установленной  формы.По требованию руководства  Отчет о прибылях и убытках Баланс Отчет о движении денежных средств 
Частота представления отчетности По необходимости  Ежегодно 
Рассматриваемый период времени Настоящее и  будущее  Истекший период
Регулирование Нет регулирующего  органа Закон и бухгалтерские  органы
 
 
  6. Задачи управленческого учета.
  Основными задачами управленческого учета  являются:
  1. учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам;
  2. учет затрат и доходов и  отклоненией по ним от установленных  норм, стандартов и смет по  организации в целом, структурным  подразделениям, центрам ответственности,  группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;
  3. исчисление различных показателей  фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений их от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции по зонам реализации и т.п.);
  4. определение финансовых результатов  деятельности отдельных структурных  подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям;
  5. контроль и анализ финансово-хозяйственной  деятельности организации, ее  структурных подразделений и  других центров ответственности;
  6. планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности;
  7. прогнозирование и оценка прогноза (предоставление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования);
  8. составление управленческой отчетности  и представление ее управленческому  персоналу и специалистам для  управления производством и принятия  решений на перспективу. 

  7. Производственный учет как составная часть управленческого учета.
  Управленческий  учет состоит как бы из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего (внутризаводского, как говорили раньше) управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосредственно в организации. Это не означает, что при организации управленческого учета, создании его системы нужно обязательно объединить обе эти функции. Они могут существовать и обособленно: производственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производства и сбыта, а финансовая — кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответствующей деятельностью. В небольших организациях функции управленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.
  Говоря  о существующих взаимоотношениях и  различиях между управленческим и производственным учетами, следует отметить, что их между собой отождествлять нельзя. Управленческий учет исторически является следствием производственного учета. Производственный учет включает в себя, в основном, учетно-расчетные процедуры, главной целью которых является определение затрат на производство и выручки на единицу продукции. Производственный учет сегодня призван следить за издержками производства и доходами предприятия и выявлять возможные резервы повышения рентабельности производственной деятельности. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии.
  Современный производственный учет включает три основных раздела:
  • учет затрат и доходов по их видам;
  • учет затрат и доходов по центрам  ответственности;
  • учет затрат и доходов по их носителям.
  Учет  затрат и доходов по их видам должен показать, какие группы затрат возникли на предприятии в процессе производства продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и как они были возмещены  в процессе реализации изделий (работ, услуг). Учет затрат и доходов по центрам ответственности должен способствовать точному их распределению между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности) для определения результатов в разрезе каждого центра ответственности. Наконец, учет затрат и доходов по их носителям должен определить рентабельность каждого вида выпускаемой продукции (работ, услуг).
  Таким образом, только в рамках производственного учета удается рассчитать себестоимость и рентабельность единицы продукции и выявить скрытые резервы повышения эффективности производственной деятельности предприятия.
  Управленческий же учет по своему составу, безусловно, шире, чем производственный, поскольку через функции управления он превращает производственный учет, по существу, в интегрированную систему внутрихозяйственного учета затрат и доходов организации.
  8. Проблемы адаптации управленческого учета в России.
  Управленческий  учет необходим как некоммерческому  или государственному предприятию, так и коммерческим производителям продукции или организациям, предоставляющим услуги. Если какая-нибудь благотворительная организация намерена осуществить эффективное планирование на будущее и увеличить до максимального предела отдачу от своих ресурсов то, чтобы помочь своим менеджерам достичь этих целей, ей необходима количественная информация управленческого учета в той же степени, в какой она нужна любой компании, нацеленной на получение прибыли.
  Все больший интерес у практиков  вызывают вопросы адаптации и  взаимоувязки управленческого учета и финансового учета, четко определенные цели и основные понятия управленческого учета помогли бы в практическом внедрении интегрированных систем управления предприятием. Сложно поддержать мнение-термин о том, что управленческий учет – это подсистема бухгалтерского учета.
  В соответствии с п.2 положения о  бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, одной из главных задач бухгалтерского учета  является "... формирование полной и  достоверной информации о хозяйственных  процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами ...", но бухгалтерский учет отражает операции уже фактически свершившиеся, а управленческий учет оперирует прогнозными данными и информацией не только количественной, т.е. связанной с цифрами, но и качественной, т.е. информацией нефинансового характера, которая зачастую имеет не менее важную роль в принятии управленческого решения, более точно отражает сущность управленческого учета, как интегрированной системы - это определение, что управленческий учет является корпоративной информационной системы предприятия.
  Более глобально и по своей сути наиболее адекватно цели управленческого учета нашли отражение в определении данным институтом дипломированные бухгалтеров управления (CIMA). Основные идеи, заложенные в данном определении, должны найти отражение и в направленности управленческого учета внедряемого на российских предприятиях. Итак, что это за цели?
  Во-первых, выработка политики предприятия. Казалось бы, предприятие свою политику, стратегию  определяет, но выбранной стратегии  должна соответствовать организационная  и финансовая структура предприятия, далее необходимо увязать такие инструменты управленческого учета, как центры ответственности и места возникновения затрат с фактическими бизнес-процессами.
  Отсюда  вытекает и вторая цель - это планирование и контроль деятельности предприятия, приемлемый бюджет сложно подготовить на предприятии, где финансовая структура не сопряжена с организационной и провести качественный анализ фактических результатов. Безусловно, на практике вызовет массу проблем увязка показателей и классификаторов управленческого учета и бухгалтерского (финансового).
  Третья  цель - принятие альтернативных решений, т.е. управленческий учет, дает возможность  руководству анализировать массу  вариантов управленческих решений  и выбирать наиболее эффективное  в конкретной ситуации.
  И самая важная, на мой взгляд, цель - это обеспечение сохранности  активов предприятия. В работах  российских специалистов к данной проблеме нет должного внимания. Это и понятно, так как предприятия, которые  создавались "на один день", не всегда имели долгосрочную стратегию, и интересы акционеров не всегда соблюдались.
  Сегодня изменилась сама культура бизнеса. Акционеры, в том числе и государство, проявляет все больший интерес  к тому, насколько грамотно и умело, менеджеры всех звеньев управляют предприятием. Подчеркивая, как главную цель - сохранность активов, можно с уверенностью сказать, что принцип управленческого учета, как учета и контроля за издержками, будет иметь качественно новое осмысление со стороны менеджеров предприятия.
  9. Понятия «затраты», «издержки», «расходы».
  Затраты – это стоимость ресурсов, использованных на конкретные цели. Здесь следует выделить 3 момента: 1. затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых); 2. величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов; 3. понятие затрат должно обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами. Такими задачами м.б. производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела, службы и т.п. Без указания цели понятие затрат становиться неопределенным, ничего означающим.
  От  понятия «затраты» следует отличать понятие «расходы». В отечественной практике данное понятие изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и в Налоговом Кодексе РФ (НК РФ). Согласно ПБУ 10/99 Р организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. Не признается расходами выбытие следующих активов: вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций АО и иных ц/бумаг не с целью перепродажи, по договорам комиссий, агентским и другим аналогичным договорам, в виде авансов, задатков в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, в погашение кредита, займа, полученных организацией и т.п. Приведенный перечень активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов. Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бух. учете и в отчете о прибылях и убытках. Расходы орган-ии в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности орган-ии подразделяются: 1. на Р по обычным видам дея-ти; 2. прочие расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные). НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные, осуществленные налогоплательщиками. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения установлены лимиты, нормы расходов, в пределах которых они подлежат признанию. В б/у подобные расходы признаются по фактическим затратам. Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные оформленными в установленном порядке документами. Состав расходов, признаваемых в налогообложении, несколько отличается от состава расходов, признаваемых в б/у. Существенно отличаются классификации расходов для целей б/у и налогового (не выделяются операционные и чрезвычайные).
  Понятие «издержки» используется в основном в экономической теории в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции. Издержки – стоимостная оценка произведенных затрат. Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. С позиции бухгалтерского подхода к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме: з/плата рабочих, плата за аренду зданий, сооружений, станков, оплата транспортных расходов и т.д. С позиции экономического подхода издержками производства принято считать не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и не оплачиваемые фирмой издержки, издержки, связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения своих ресурсов. Классификаций затрат много. Приведем несколько из них. По способу отнесения на произ-во: прямые и косвенные; по харак-ру участия в создании продукции: основные и накладные; также выделяют постоянные и переменные издержки.     
  10. Концепции и терминология классификации издержек.
   Основной  целью классификации является обеспечение  информацией внешних и внутренних пользователей. Потребности внешних  пользователей обеспечиваются финансовым и налоговым учетом.
   В налоговом учете издержки учитываются согласно требованиям НК РФ. Издержки разделены на прямые (включаются в состав незавершенного производства) и косвенные (относятся на уменьшение налогооблагаемой базы отчетного периода).
   В финансовом учете затраты делятся  по трем признакам: 1. По характеру деятельности- расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы и чрезвычайные. 2. По сферам деятельности- расходы производственной деятельности, расходы снабженческой и сбытовой д-ти.  3. По элементам затрат - материальные затраты, зарплата, отчисления с нее, амортизация ОС и прочие ( косвенные издержки)
   В управленческом учете издержки делятся  исходя из его функций, сегментов  и задач управления. В России используются различные подходы к классификации  затрат. Общепринятыми являются три признака:  1.  По роли в производстве, снабжении или сбыте - основные и накладные. 2. По отношению к объему производства- условно – постоянные и условно – переменные. 3. По способу включения в с/ст-ть – прямые и косвенные.
   Кроме того используется функциональный подход к кл-ии издержек. Три направления:
   1. Для целей калькулирования себестоимости  произведенной продукции, оценка  стоимости запасов и полученной  прибыли. Издержки- входящие и  истекшие, прямые и косвенные,  основные и накладные, входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические), одноэлементные и комплексные, текущие и единовременные.
   2.  Для принятия управленческих  решений и планирования. Издержки - постоянные (условно-постоянные) и переменные, безвозвратные затраты, вмененные (упущенная выгода), предельные и приростные, планируемые и непланируемые.
   3. Для осуществления функций контроля  и регулирования в управленческом  учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты.
  11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
  В России используются различные подходы  к классификации затрат. Общепризнанными  являются 3 признака:
  1. по роли в производстве, снабжении или сбыте: основные (непосредственно связанные с технологическим процессом производства: на сырье, основные и вспомогательные материалы, зарплата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды и другие расходы кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов) и накладные (образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов: расходы на рекламу, на охрану здания и т.п.);
  2. по отношению к объему производства: условно-постоянные (затраты, которые не изменяются до достижения определенного объема производства. При последующем росте объема производства эти затраты изменяются скачкообразно. Это происходит тогда, когда уровень использования мощностей составляет 100%, а емкость рынка требует увеличения объема производства. Предприятие закупает новые станки, оборудование, строит новые корпуса, что увеличивает стоимость основных фондов и скачкообразно изменяет величину затрат на единицу продукции через увеличение амортизационных отчислений) и условно-переменные (зависят от объема производства, но эта зависимость не прямо пропорциональная. Часть этих затрат изменяется вместе с изменением объема производства, а часть остается неизменной. К условно-переменным расходам можно отнести плату за телефон, состоящую из постоянной абонентской платы (постоянная часть) и оплаты междугородных и международных телефонных разговоров (переменная часть). Из калькуляционных статей к переменным расходам относят общепроизводственные расходы, расходы на продажу и некоторые другие, в составе которых часть затрат являются переменными по отношению к объему производства, а часть — постоянными.);
  3. по способу включения в себестоимость продукции: прямые (связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, зарплата производственных рабочих, потери от брака и некоторые другие) и косвенные (затраты, которые не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и некоторые другие).
  Все издержки можно разделить по трем направлениям:
  1. для целей калькулирования:
  - затраты на продукт – материализованные  производственные затраты, которые овеществлены в запасах материалов, объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции на складе, их можно инвентаризировать и даже «пощупать руками». К ним относятся прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты (прямые затраты на оплату труда), общепроизводственные расходы и на период – связаны с полученными в течение периода услугами и расходами непроизводственного характера — коммерческими и административными. Они не включаются в себестоимость произведенной продукции, а относятся сразу на финансовый результат периода. Не участвуют они и в оценке запасов;
  - по элементам затрат (экономически однородные затраты: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужны, амортизацию и др.) и статьям калькуляции (сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий, топливо и энергия на технологические нужды, основная заработная плата рабочих и т.д.);
  - издержки прямые (те, которые можно непосредственно отнести на единицу продукции (работ, услуг). Все остальные затраты, относимые к прямым, определяются конкретными особенностями производства. Это могут быть командировочные расходы, транспортные расходы, стоимость услуг, оказываемых сторонними организациями, резерв на гарантийный ремонт и т.п.) и косвенные (которые не могут быть непосредственно отнесены на отдельные виды продукции (работ, услуг), так как они связаны одновременно с несколькими видами продукции: с обслуживанием производства, управлением предприятием и организацией продаж. Внутри одного подразделения могут возникать как прямые, так и косвенные расходы. Косвенные расходы распределяются между отдельными видами продукции (работ, услуг) косвенным путем, согласно выбранной предприятием базе распределения);
  - издержки по обычным объектам калькуляции и издержки по альтернативным объектам калькуляции (при выборе альтернативного варианта);
  2. для принятия решений:
  - условно-переменные и условно-постоянные
  - средние и общие издержки
  - издержки прошлых периодов (представлены  в незавершенном производстве (по сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). При исчислении себестоимости продукции (Р., У.) к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляются затраты отчетного периода и из совокупной величины вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца).
  3. для целей контроля по центрам ответственности
  - контролируемые (затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов, т.е. лиц, работающих на предприятии. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами) и неконтролируемые (расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления. Основная цель классификации — обеспечить информацией систему контроля и регулирования затрат на производство).
  12. Система учета издержек по видам затрат (прямые и косвенные). Соотношение косвенных и накладных затрат.
  В зависимости от способа включения  затрат в себестоимость при формировании затрат по соответствующему виду продукции (работ, услуг)Ь затраты подразделяются на прямые и косвенные.
  Под прямыми затратами понимаются затраты, котор. могут непосредственно включаться в затраты связанные с производством конкретного вида продукции, работ, услуг (технологически процессом). Затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, природные ресурсы и т.п.
  Под Косвенными затратами понимаются затраты, котор. не представляется возможным непосредственно включать в затраты по соответствующим видам продукции, работ, услуг. Косвенными затратами, яв-ся затраты связанные с обслуживанием и управлением производ-ва продукции, продажей продукции, управлением организацией в целом. Часть затрат, по обслуж. и управлению произв-ом продукции, работ, услуг, продаже продукции, может быть прямо и непосредственно связана с определенным (конкретным) видом продукции, работ, услуг. Косвенные затраты включаются в расчеты затрат по видам продукции (работ, услуг) с помощью специальных методов, определяемых организацией.
  Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением.
  13. Переменные, постоянные и полупостоянные затраты.
  Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые матер.затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.  Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) — стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта. Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции — величина постоянная.
    К непроизводственным переменным  затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.
  Производственные  затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов.
  Постоянные  расходы — это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др. На практике руководством банка заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты и какого уровня деловой активности предстоит достигнуть.
  В реальной жизни чрезвычайно редко  можно встретить издержки, по своей  сути являющиеся исключительно постоянными  или переменными. Эк.явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Полупостоянные затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно привести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).
  14. Центры расходов.
  Центр затрат – это любая единица  деятельности организации, определяемая в учете для осущ-я контроля за затратами данной единицы. В этой единице можно организовать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы. Центром затрат может быть отдельное рабочее место, отдельная производственная операция, отдельный станок, бригада, цех или другая часть организации.
  Выбор центров затрат зависит от организационных  и других особенностей организации, а также целей, поставленных ее рук-вом.
  Следует учесть, что с увеличением центров  затрат эффективность контроля за затратами повышается с одновременным увеличением расходов на ведение учета. На выбор центром затрат большое влияние оказывает возможность закрепления ответственности руководителей структурных подразделений и исполнителей за затраты по каждому центру. В связи с этим центры затрат создаются в соответствии с детализированной схемой организации предприятия и перечнем должностных обязанностей каждого работника организации.
  Определение центров затрат начинают с низшего  уровня управления затратами – отдельных  исполнителей. За каждым исполнителем закрепляют ответственность за те затраты, величина которого зависит от него.
  По  каждому центру затрат ответственность  соответствующих исполнителей устанавливается  только по контролируемым ими расходам.
  При установлении контролируемых расходов возникает проблема, так как многие расходы могут контролироваться частично.
  При отнесении расходам к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать  уровень управления и время осуществления  расходов. Сущность влияния 1-го фактора  заключается в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми – на другом. Фактор времени также влияет на контролируемость отдельных затрат.
  После выбора центров затрат по каждому  из них составляется смета затрат. При этом в смету включают только те затраты, которые непосредственно контролируются исполнителем.
  Прямые  расходы учитывают по центрам  затрат на основании первичных документов, в которых проставляют шифры  затрат. Косвенные расходы по центрам  делятся на 2 вида: 1. непосредственно относящиеся к данному центру затрат 2. распределяемые из других центров затрат.
  15. Центры прибыли.
  Под центром ответственности в управленческом учете понимается область, сфера, вид деятельности, во главе которых находится ответственное лицо (менеджер), имеющий права и возможности принимать и осуществлять решения. В отличие от места затрат центр ответственности, как правило, более масштабен. Каждый центр ответственности может состоять из нескольких мест затрат и, кроме того, осуществлять расходы, не имеющие четко выраженного места формирования внутри предприятия. Довольно часто центр ответственности связан с выполнением функций, не имеющих четко выраженного измерителя объема деятельности.
  Однако, если у данного места затрат есть лицо, служебно ответственное не только за объем и качество производственно-хозяйственной деятельности, но и за расходы, такое подразделение можно считать центром ответственности.
  Опыт  организации управленческого учета  на зарубежных предприятиях свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также функциям, выполняемым каждым центром. Соответственно первому признаку центры ответственности подразделяют на центры текущих затрат, центры инвестиций, центры продаж и центры прибыли. При классификации по выполняемым функциям различают основные и обслуживающие места затрат и центры ответственности.
  Это подразделение (центры прибыли) компании, которое:
    самостоятельно получает прибыль;
    является источником определенной части суммарной прибыли;
    обладает (в лице руководителя) полномочиями принимать решения, влияющие на прибыль путем снижения затрат и путем увеличения доходов.
  Центры  прибыли представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это могут быть отдельные предприятия в составе крупного объединения, филиалы, дочерние организации (торговые представительства, магазины, фирмы и т.п.). Их руководители имеют возможность контролировать все компоненты деятельности, от которых зависит величина прибыли: объемы производства и продаж, цены, затраты. Обычно центры прибыли включают несколько мест затрат. Общие расходы и результаты их деятельности отражаются в системе бухгалтерского учета.
  16. Центры ответственности.
  Центр ответственности- сегмент организации  в котором учитываются и контролируются затраты, расходы или доходы. Центр  ответственности как часть системы  управления имеет вход и выход. Вход-это сырье, материалы, трудовые издержки. Выходом- является готовая продукция, работы и услуги. Цель учета по центру ответственности  состоит в обобщении данных о затратах, доходов и расходов по каждой структурной единице (т.е. отдел, цех и т.д.)
  К центру ответственности предъявляют  следующие требования: 1. центр ответственности  необходимо увязать с производственной структурой. 2. каждый центр ответственности  должен возглавить менеджер 3. центр  ответственности используется показатели для измерения объемов деятельности и базы для распределения затрат.4. четкое определение полномочий, обязанностей, и ответственности менеджеров. 5. использование форм внутрифирменной отчетности. Деление организации на центры ответственности зависит от отраслевых особенностей, технологии производства, уровня обеспечения технических и др. факторов.
  Наличие центров ответственности зависит  от форм организации управления: 1. линейная форма управления  по вертикали  –т.е. прямое подчинение нижестоящих  звеньев управления вышестоящими.2. функциональная форма- это управление по функциям, отделам, участкам (финансы, бухгалтерия, отдел кадров).3. линейно-функциональная форма.
  Классификация центров ответственности:  объем  полномочий и ответственности –  центр ответственности исходя из объема полномочий и ответственности делится:1 на центр затрат, 2. дохода 3.прибыли, 4. инвестиций.
  Центр затрат - это часть организации  в которой формируется информация об издержках (цех, производственный участок) .В таком центре организуется планирование, нормирование и учет затрат в целях контроля, анализа и управления. Центр затрат делится: 1 на центр регулируемых 2.центр проводных  издержек. Для центра регулируемых затрат устанавливается оптимальное соотношение между реализацией продукции. Управление центром  регулирования издержек осуществляется с помощью бюджетов. Для центра произвольных  затрат оптимального соотношения между издержками и доходами не существует (ремонтный цех, лаборатории).
  Центр дохода - это сегмент организации в котором формируется информация о продажах, выручка (отдел сбыта, магазин, склад). Основными коэффициентами этого центра является выручка от реализации продукции, объем сбыта и цены. Управление центром осуществляется с помощью бюджета прибылей и убытков которые формируются на основе отчета.
  Центр прибыли- это сегмент организации, в котором учитывается и планируется  доходы, расходы, прибыль. Основной показатель центра –прибыль организации. Менеджер центра прибыли контролируют цены, объем реализации, доходы и расходы. Управление центром прибыли осуществляется посредством бюджета прибыли, посредством бюджета прибылей и убытков, а так же бюджетов доходов и расходов (администрация, бухгалтерия, финансовый отдел).
  Центр инвестиций - это сегмент организации  в котором формируется информация о финансовых вложений, капиталах вложений. Руководство данного центра отвечает за прибыль, эффективность инвестиций.
  Исходя  из функций центр ответственности  делится: основные и прочие. Основные центры занимаются производством продукции (основной вид деятельности)Прочие центры обслуживают основные центры (ремонтный цех, ОТК)
  17. Сущность бюджетирования и этапы разработки бюджетов.
  Фактически  Б представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой  на 4 квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, иногда – на недели. Б показывает планируемую величины дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые д.б. понесены в течение определенного периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленных целей.
  Профессионально составленный и сбалансированный по всем показателям Б обеспечивает своевременное бесперебойное снабжение  производства сырьем и материалами; исключает затраты на хранение излишков сырья и готовой продукции; обеспечивает рациональное использование трудовых и финансовых ресурсов, эффективное размещение денежных средств. Б служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия.
  Разработка  Б предполагает участие квалифицированных  специалистов разного профиля: экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов и др. Формирование бюджета д. идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководителей различных подразделений и руководства предприятия. Только в этом случае Б будет разработан с учетом максимального использования реальных производственных возможностей в целях удовлетворения желаемых результатов.
  При формировании Б следует соблюдать  следующие требования: Б является обобщающим планом в натуральных  и стоимостных показателях; Б  д.б. сбалансированным по всем показателям; производственные задания д.б. напряженными, но выполнимыми; Б д.б. составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости данных; изменения, вносимые в Б в течение бюджетного периода, д. обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и выполнение.
  Возможны 3 альтернативных варианта формирования Б: пессимистический (преследуется минимальная  цель при максимальном использовании  имеющихся ресурсов); вероятностный (достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов); оптимистический (максимальные цели при эффективном использовании ресурсов).
  Разработка  Б состоит из следующих этапов: 1. постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки Б; 2. изучение и анализ имеющейся информации; 3. обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода и расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; 4. формирование Б; 5. экспертиза и оценка проекта Б; 6. принятие и утверждение Б.
  Существует два вида бюджетов: статические – это твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданного объема реализации. Позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета. Гибкий – предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов.
  Контроль  за исполнением бюджетов осуществляется в виде предварительного, текущего и последовательного видов контроля. Осуществление всех трех форм контроля обеспечивает целесообразное использование ресурсов и способствует значительному повышению финансовых результатов. 
  18. Виды бюджетов и их краткая характеристика.
  Бюджет  — это количественное выражение  планов текущей деятельности и развития предприятия в натуральном и  стоимостном выражении. Бюджет представляет собой плановый документ установленной формы с соответствующей структурой статей на определенный период времени. Целесообразно, чтобы формы бюджетов и бухгалтерских отчетов совпадали, так как это повышает эффективность контроля за их исполнением. В бухгалтерском управленческом учете бюджеты классифицируются по следующему ряду признаков.
  1. По срокам составления: 1. текущий -  бюджет, разрабатывающийся на год. Годовой бюджет делится на кварталы и месяцы, т.е. оперативные бюджеты.; 2. оперативный. С помощью оперативных бюджетов осуществляется контроль за деятельностью всех структурных подразделений. 3. скользящий. Его разработка состоит в добавлении бюджета на предстоящий период как только истекает срок предыдущего периода. За счет чего обеспечивается непрерывность процессов планирования.
  2. По назначении:; 1) операционный – бюджет по центрам ответственности (по центрам продаж, затрат, прибылей, инвестиций), является основой для разработки финансовых бюджетов. Операционный бюджет показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, которые трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для натурального подразделения предприятия. Включает в себя бюджетный отчет о прибылях и убытках, который формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, бюджет материально-технических запасов и бюджеты расходов. Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. Объем реализации определяет высшее руководство организации или предприятия, которое формирует свое решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта; 2) финансовый. Финансовые бюджеты (прогнозные финансовые документы) — план того, какой станет финансовая отчетность при условии выполнения бюджетов текущей (операционной) деятельности предприятия и удовлетворения его потребностей в финансировании.
  3. По методам разработки: 1) статичный (жесткий). Статистический (жесткий) бюджет рассчитан на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. который в нем планируется исходя только из одного уровня. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статистическими, так как расходы и доходы предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета с учетом определенного запланированного уровня реализации. 2) гибкий. Гибкий бюджет — бюджет, который составляется для определенного диапазона уровня деловой активности предприятия, т.е. включает несколько вариантов объема производства (реализации).
  4. По уровню детализации: 1) главный (основной) (по предприятию в целом). скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для предприятия в целом. Цель основного бюджета — объединить и суммировать сметы предприятия, т.е. частные бюджеты; 2) частный (по центрам ответственности).
  19. Центры бюджетирования.
  Центр бюджетирования (ЦБ) — это структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющие определенный набор хозяйственных операций, способные оказывать непосредственное воздействие на доходы или расходы от этих операций и отвечающие за реализацию установленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата своей деятельности.
  Выделение центров бюджетирования возможно по центрам ответственности:
  Центр дохода — ЦБ, руководитель которого в рамках выделенного бюджета отвечает за максимизацию дохода от продаж, не имеет полномочий по варьированию ценами и ограничен в расходовании средств (в пределах бюджета).
  Центр затрат — ЦБ, руководитель которого отвечает за выполнение своих функций в пределах установленного бюджета расходов. Как правило, это подразделения, которые обеспечивают поддержку и обслуживание функционирования компании и непосредственно не приносят прибыль. Иногда также выделяют центры маржинального дохода — центры финансовой ответственности, руководители которых отвечают за маржинальный доход по своему направлению деятельности (как правило, отдельному бизнесу или отдельному продукту).
  Центр прибыли — ЦБ, руководитель которого нацелен на максимизацию нормы прибыли и с этой целью может варьировать ценами реализации и затратами. Как правило, центром прибыли является компания в целом.
  Центр инвестиций — ЦБ, результаты деятельности руководителя которого оцениваются на основании показателей эффективности использования активов.
  Иногда  выделяют так называемые венчур-центры — подразделения, внедряющие новые виды бизнеса и не достигшие самоокупаемости. Они организуются на основе защищенного бизнес-плана нового направления деятельности.
  ЦБ могут быть образованы: 1. из одного подразделения; 2. путем объединения нескольких подразделений, когда экономически нецелесообразно проектировать затраты каждого подразделения по отдельности. При этом руководитель ЦБ несет ответственность за результаты деятельности всех подразделений данного центра; 3. путем выделения из одного подразделения нескольких ЦБ. 
Помимо состава и структуры, неотъемлемым элементом финансовой структуры ЦБ являются механизмы их взаимодействия, к которым относятся: трансфертные цены, корпоративные 
налоги, внутреннее кредитование, общие капиталовложения, разрешение конфликтов (арбитраж). Выбор механизмов взаимодействия ЦБ определяется стратегией развития компании и зависит 
от таких факторов, как характер взаимоотношений между ЦБ,

  20. Основные модели учета затрат.
  Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность способов (приемов) регистрации, сводки и обобщения в учетных регистрах данных о затратах на производство продукции и исчисления ее себестоимости (по всей продукции в целом, по видам продукции и единицам продукции).
  В настоящее время применяются  различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В основу их классификации положены способы группировки затрат по отдельным объектам учета (отдельным видам продукции или группам однородных изделий, заказам, переделам, процессам) и способы калькулирования себестоимости продукции (нормативный способ, способы суммирования затрат, исключения стоимости попутной продукции из общей суммы затрат, пропорционального распределения затрат и др.).
  В зависимости от этих признаков различают  нормативный, по-заказный, попередельный  и попроцессный методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В последнее время, наряду с названными, некоторые организации стали применять метод директ-костинга (сокращенной себестоимости продукции).
  21. Методика учета общепроизводственных расходов.
  В том случае, если организация выпускается  более одного вида продукции, косвенные расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств учитываются обособленно на счете 25 «Общепроизводственные расходы». К общепроизводственным относятся следующие виды расходов: ?   по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;  ?   амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;  ?   расходы по страхованию указанного имущества; ?   расходы на отопление, освещение и содержание помещений, используемых для основных и вспомогательных производств;  ?   арендная плата за помещения, машины, оборудование и другие основные средства, используемые в производстве;  ?   оплата труда работников, занятых обслуживанием производства (мастеров, начальников цехов, технологов, рабочих, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования, в том случае если такое обслуживание не осуществляется специальными структурными подразделениями, отнесенными к вспомогательному производству, и другие) ?   другие аналогичные по назначению расходы.
  Данные  расходы собираются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов:
Корреспонденция счетов Содержание  операции
Дебет Кредит
25 10 Стоимость материалов, запасных частей, использованных для обслуживания и ремонта оборудования
25 02 Начисление  амортизации по основным средствам, используемым в основном и вспомогательном  производстве
25 60, 76 Оплата коммунальных услуг, других расходов по содержанию помещений, арендная плата за помещения, оборудование и так далее
25 70 Начисление  заработной платы
25 69 Начисление  ЕСН и взносов по страхованию  от несчастных случаев и травматизма
  Если  на 25 счете учитываются косвенные  расходы, связанные с обслуживанием, как основного, так и вспомогательного производств, вводятся соответствующие субсчета, например 25-1 «Общепроизводственные расходы основного производства» и 25-2 «Общепроизводственные расходы вспомогательного производства». В конце месяца счет 25 «Общепроизводственные расходы» закрывается. Расходы, учтенные на субсчетах, списываются в дебет соответствующих счетов:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.