На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проектирование организации для достижения целей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

    Введение..............................................................................................................3
   1. Основные элементы системного анализа 5
      Понятийный аппарат системного анализа 5
      Принципы системного анализа 9
      Методы системного анализа 14
    2. Системный анализ на примере ФГУП « Издательство «Бухгалтерский учёт»..................................................................................................................23
    2.1. Актуальность системного анализа для данной организации.................23
    2.2. Основные определения системного анализа...........................................23
    2.3. Анализ проблем..........................................................................................24
    2.3.1. Обнаружение проблем............................................................................24
    2.3.2. Точная формулировка проблемы...........................................................24
    2.3.3. Анализ развития проблемы в прошлом и будущем времени..............25
    2.3.4.  Определение внешних связей с другими проблемами.......................25
    2.3.5. Выявление принципиальной разрешимости проблемы......................26
    3. Описание  организации.................................................................................26
    3.1. Определение аспекта рассмотрения системы..........................................26
    3.2. Определения объекта.................................................................................26
    3.3. Выделение элементов................................................................................27
    3.4. Определение подсистем............................................................................28
    3.5. Определение влияния внешней среды.....................................................28
    4. Проектирование  организации для достижения целей..............................30
   Заключение.......................................................................................................31
   Список  литературы..........................................................................................33 
 
 
 

Введение
     Процессы, идущие в цивилизованном обществе делают предприятие все более сложной  системой, поскольку усложняются  интересы персонала и потребителей продукции, экономическая, политическая и экологическая среда, усиливается взаимовлияние научно-технического прогресса и социально-духовной сферы. По этой причине усложняются и процессы управления предприятием. Возрастает значимость системно-аналитической деятельности, обеспечивающей целостность в развитии предприятия как системы. Не только в деятельности менеджера распорядительные функции заменяются на интеллектуальную роль, но тенденция интеллектуализации характерна в целом для коллектива современного предприятия. В настоящее время системный анализ представляет собой широко применяемый методологический инструмент в области анализа, проектирования и совершенствования различных экономических систем, в том числе и предприятия.
     Главной целью системного анализа является разработка и внедрение такой  системы управления, которая выбирается в качестве эталонной, в наибольшей степени соответствующей всем предъявленным требованиям оптимальности. Системный анализ носит комплексный характер и базируется на совокупности подходов, применение которых позволит наилучшим образом провести анализ и получить желаемые результаты. Для успешного проведения анализа необходимо подобрать команду специалистов, хорошо знакомых с методами экономического анализа и организацией производства.
     Пытаясь понять систему большой сложности, состоящую из множества разнообразных по характеристикам и в свою очередь сложных подсистем, научное познание идет путем дифференциации, изучая сами подсистемы и оставляя без внимания их взаимодействие с той большой системой, в которую они входят и которая оказывает определяющее воздействие на всю глобальную систему в целом. Но сложные системы не сводятся к простой сумме их составляющих; чтобы понять целостность, ее анализ непременно должен быть дополнен глубоким системным синтезом, здесь нужен междисциплинарный подход и междисциплинарные исследования, необходим совершенно новый научный инструментарий.
     Актуальность  выбранной темы курсовой работы заключается  в том, что для постижения управляющих  человеческой деятельностью законов  важно научиться понимать, как в каждом конкретном случае складывается общий контекст восприятия очередных задач, как привести в систему (откуда и название - “системный анализ”) изначально разрозненные и избыточные сведения о проблемной ситуации, как согласовать между собой и вывести одно из другого представления и цели разных уровней, относящихся к единой деятельности.
     Здесь кроется фундаментальная проблема, затрагивающая едва ли не самые основы организации любой человеческой деятельности. Одна и та же задача в  различном контексте, на разных уровнях принятия решений требует совершенно разных способов организации и разных знаний. При переходе по мере конкретизации плана действий с одного уровня на другой, радикально трансформируются формулировки как основных целей, так и главных принципов, на которых базируется их достижение. И наконец, на стадии распределения между отдельными программами ограниченных общих ресурсов приходится сравнивать принципиально несравнимое, поскольку эффективность каждой из программ можно оценивать только по какому-то только ей одной присущему критерию.
     Основной целью курсовой работы является изучение основных понятий системного анализа. В соответствии с данными целями в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
     1. Изучить основные элементы системного анализа.
     2. Рассмотреть системный анализ на примере предприятия. 

1. Основные элементы  системного анализа

     1.1. Понятийный аппарат  системного анализа

 
     Системный анализ - это научный метод исследования сложных, многоуровневых, многокомпонентных систем и процессов, опирающийся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы, а также совокупность методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами.
     Термин "системный анализ" впервые  появился в 1948 г. в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления, а в отечественной литературе широкое распространение получил после перевода книги С. Оптнера.1
     Системный анализ – это есть не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный анализ используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как "приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием", или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.
     Привлечение методов системного анализа необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределённости, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Специалисты по системному анализу только готовят или рекомендуют варианты решения, принятие же решения остаётся в компетенции соответствующего должностного лица (или органа).
     Интенсивное расширение сферы использования  системного анализа тесно связано  с распространением программно-целевого метода управления, при котором специально для решения важной проблемы составляется программа, формируется организация (учреждение или сеть учреждений) и выделяются необходимые материальные ресурсы.
     Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления.
     Конечной  целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.
     В соответствии с главной целью  необходимо выполнить следующие  исследования системного характера:
    выявить общие тенденции развития данного предприятия и его место и роль в современной рыночной экономике;
    установить особенности функционирования предприятия и его отдельных подразделений;
    выявить условия, обеспечивающие достижение поставленных целей;
    определить условия, препятствующие достижению целей;
    осуществить сбор необходимых данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
    использовать передовой опыт других предприятий;
    изучить необходимые сведения для адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.
     В процессе системного анализа находятся  следующие характеристики:
    роль и место данного предприятия в отрасли;
    состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
    производственная структура предприятия;
    система управления и ее организационная структура;
    особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;
    инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями;
    формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников.
     Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы). Первостепенной задачей системного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования.
     Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой для системного анализа и разработки программы исследований.
     Программа системного анализа в свою очередь  включает перечень вопросов, подлежащих исследованию и их приоритетность:
    Анализ организационной подсистемы, который включает в себя:
    анализ политики (задачи);
    анализ концепции, т.е. системы взглядов, оценок, идей по достижению намеченных задач, способы решения;
    анализ методов управления;
    анализ способов организации труда;
    анализ структурно-функциональной схемы;
    анализ системы подбора и расстановки кадров;
    анализ информационных потоков;
    анализ системы маркетинга;
    анализ системы безопасности.
    Анализ экономической подсистемы и диагностика предприятия.
     Экономическая диагностика предприятия - анализ и оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий текущих управленческих решений. Как итог диагностики на основе оценки состояния хозяйств и его эффективности делаются выводы, необходимые для принятия быстрых, но важных решений, например, о целевом кредитовании, о покупке или продаже предприятия, о его закрытии и т.п.
     На  основе анализа и исследования делается прогноз и обоснование по изменению и оптимизации существующей организационно-экономической подсистемы предприятия.

      1.2 Принципы системного анализа

 
     Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему: процесс принятия решений  должен начинаться с выявления и  чёткого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.
     Системный анализ основывается на следующих принципах: 
1) единства – совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;

     2) развития – учет изменяемости  системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;
     3) глобальной цели – ответственность  за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;
     4) функциональности – совместное  рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;
     5) децентрализации – сочетание  децентрализации и централизации;
     6) иерархии – учет соподчинения  и ранжирования частей;
     7) неопределенности – учет вероятностного  наступления события;
     8) организованности – степень выполнения решений и выводов.
     Методика  системного анализа разрабатывается  и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы. В таких условиях может помочь представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с использованием разных методов моделирования.
     Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет собой методику системного анализа. Методика системного анализа разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отображать рассматриваемый процесс или объект.
     Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале методики формирования и исследования структур целей базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных.
     Таким образом, основной особенностью методик  системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного (экспертного) знания. Последнее помогает найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить. Поэтому исследования по системному анализу начинают все больше опираться на методологию прикладной диалектики. С учетом вышесказанного в определении системного анализа нужно подчеркнуть, что системный анализ:
    применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами математики, т.е. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения, когда используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа ("формализованный здравый смысл"), интуицию и опыт лиц, принимающих решения;
    объединяет разные методы с помощью единой методики; опирается на научное мировоззрение;
    объединяет знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления;
    уделяет основное внимание целям и целеобразованию.
     Характеристика  научных направлений, возникших  между философией и узкоспециальными дисциплинами, позволяет расположить их примерно в следующем порядке: философско - методологичекие дисциплины, теория систем, системный подход, системология, системный анализ, системотехника, кибернетика, исследование операций, специальные дисциплины.
     Системный анализ расположен в середине этого  перечня, так как он использует примерно в одинаковых пропорциях философско-методологические представления (характерные для философии, теории систем) и формализованные методы в модели (что характерно для специальных дисциплин).
     Рассматриваемые научные направления имеют много общего. Необходимость в их применении возникает в тех случаях, когда проблема (задача) не может быть решена методами математики или узкоспециальных дисциплин. Несмотря на то, что первоначально направления исходили из разных основных понятий (исследование операций – из понятия "операция"; кибернетика – из понятий "управление", "обратная связь", "системный анализ", теория систем, системотехника; системология – из понятия "система"), в дальнейшем направления оперируют со многими одинаковыми понятиями – элементы, связи, цели и средства, структура и др.
     Разные  направления пользуются также одинаковыми  математическими методами. В то же время есть между ними и отличия, которые обусловливают их выбор в конкретных ситуациях принятия решений. В частности, основными специфическими особенностями системного анализа, отличающими его от других системных направлений, являются:
    наличие, средств для организации процессов целеобразования, структуризации и анализа целей (другие системные направления ставят задачу достижения целей, разработки вариантов пути их достижения и выбора наилучшего из этих вариантов, а системный анализ рассматривает объекты как системы с активными элементами, способные и стремящиеся к целеобразованию, а затем уже и к достижению сформированных целей);
    разработка и использование методики, в которой определены этапы, подэтапы системного анализа и методы их выполнения, причем в методике сочетаются как формальные методы и модели, так и методы, основанные на интуиции специалистов, помогающие использовать их знания, что обусловливает особую привлекательность системного анализа для решения экономических проблем.
     Системный анализ не может быть полностью формализован, но можно выбрать некоторый алгоритм его проведения. Далеко не всегда обоснование  решений с помощью системного анализа связано с использованием строгих формализованных методов и процедур; допускаются и суждения, основанные на личном опыте и интуиции, необходимо лишь, чтобы это обстоятельство было ясно осознано.
     Системный анализ может выполняться в следующей последовательности:
     1. Постановка проблемы – отправной  момент исследования. В исследовании сложной системы ему предшествует работа по структурированию проблемы.
     2. Расширение проблемы до проблематики, т.е. нахождение системы проблем,  существенно связанных с исследуемой проблемой, без учета которых она не может быть решена.
     3. Выявление целей: цели указывают  направление, в котором надо  двигаться, чтобы поэтапно решить проблему.
     4. Формирование критериев. Критерий  – это количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Критерий –это правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является способом повышения адекватности описания цели. Критерии должны описать по возможности все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать число необходимых критериев.
     5. Агрегирование критериев. Выявленные  критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.
     6. Генерирование альтернатив и выбор с использованием критериев наилучшей из них. Формирование множества альтернатив является творческим этапом системного анализа.
     7. Исследование ресурсных возможностей, включая информационные ресурсы.
     8. Выбор формализации (моделей и ограничений) для решения проблемы.
     9. Построение системы.
     10. Использование результатов проведенного  системного исследования.

     1.3 Методы системного анализа

 
     Центральной процедурой в системном анализе  является построение обобщённой модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям. Системный анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления: исследование операций, метод экспертных оценок, метод критического пути, теорию очередей и т. п. Техническая основа системного анализа — современные вычислительные машины и информационные системы.
     Методологические  средства, применяемые при решении проблем с помощью системного анализа, определяются в зависимости от того, преследуется ли единственная цель или некоторая совокупность целей, принимает ли решение одно лицо или несколько и т. д. Когда имеется одна достаточно четко выраженная цель, степень достижения которой можно оценить на основе одного критерия, используются методы математического программирования. Если степень достижения цели должна оцениваться на основе нескольких критериев, применяют аппарат теории полезности, с помощью которого проводится упорядочение критериев и определение важности каждого из них. Когда развитие событий определяется взаимодействием нескольких лиц или систем, из которых каждая преследует свои цели и принимает свои решения, используются методы теории игр.
     Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. Чтобы облегчить выбор методов в реальных условиях принятия решения, необходимо разделить методы на группы, охарактеризовать особенности этих групп и дать рекомендации по их использованию при разработке моделей и методик системного анализа.
     Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.
     Как уже отмечалось, специфической особенностью системного анализа является сочетание  качественных и формальных методов. Такое сочетание составляет основу любой используемой методики. Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем.
     Методы, основанные на выявлении и обобщении  мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа "Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", морфологические методы и ряд других методов.
     Перечисленные термины характеризуют тот или  иной подход к активизации выявления и обобщению мнений опытных специалистов-экспертов (термин "эксперт" в переводе с латинского означает "опытный"). Иногда все эти методы называют "экспертными". Однако есть и особый класс методов, связанных непосредственно с опросом экспертов, так называемый метод экспертных оценок (так как при опросах принято проставлять оценки в баллах и рангах), поэтому названные и подобные им подходы иногда объединяют термином "качественные" (оговаривая условность этого названия, так как при обработке мнений, полученных от специалистов, могут использоваться и количественные методы). Этот термин (хотя и несколько громоздкий) в большей мере, чем другие отражает суть методов, к которым вынуждены прибегать специалисты, когда они не только не могут сразу описать рассматриваемую проблему аналитическими зависимостями, но и не видят, какие из рассмотренных выше методов формализованного представления систем могли бы помочь получить модель.
     Методы  типа "мозговой атаки". Концепция  мозговой атаки получила широкое  распространение с начала 50-х  годов как "метод систематической  тренировки творческого мышления", направленный на "открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления".
       Методы данного типа преследуют  основную цель – поиск новых  идей, их широкое обсуждение и  конструктивную критику. Основная  гипотеза заключается в предположении, что среди большого числа идей имеются, по меньшей мере, несколько хороших. В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая - старается их максимально критиковать) и т.п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме деловой игры.
     При проведении обсуждений по исследуемой  проблеме применяются следующие  правила:
    сформулировать проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт;
    не объявлять ложной и не прекращать исследование ни одной идеи;
    поддерживать идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной;
    оказывать поддержку и поощрение, чтобы освободить участников обсуждения от скованности.
     При всей кажущейся простоте данные обсуждения дают неплохие результаты.
     Методы  типа "сценариев". Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.