На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антикризисный менеджмент организации ООО «Улан Удэнское пиво»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Курсовая работа
     по дисциплине: Менеджмент
     на тему: «Антикризисный менеджмент организации» 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
    Инструменты антикризисного управления
      Понятие антикризисного управления и его применение на практике……........................................................................................6
      Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления......9
      Антикризисная программа.....………...……………………….…..13
      Реструктуризация…………..……………………….……………...16
      Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации………………………………………………………….....21
    Антикризисное управление в условиях инфляции
      Меры по антикризисному управлению в условиях инфляции….27
      Антиинфляционные меры на предприятиях………………...…...30
    Проведение реструктуризации в ООО «Улан – Удэнское пиво»
      Краткая характеристика предприятия…………………………….33
      Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………..……34
            3.3. Анализ организационной структуры………………………………37
    3.4. Анализ внешней и внутренней среды предприятия……………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………...…..…47
Список  литературы…….……………………………………………………....50 
 
 
 

Введение.

    В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.
    В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.
    Актуальность  проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.
    Объектом  исследования являются инструменты антикризисного управления, система механизмов по финансовой стабилизации предприятия, модели восстановления платежеспособности, а также имитационные модели управления по бизнес-процессам и реструктуризации, опыты функционирования предприятий в России.
    Цель  исследования: изучить методические и законодательные основы, инструменты и механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных экономических условиях хозяйствования.
Задачи  исследования:
   Изучить теоретические источники, правительственные  документы и накопленный опыт по реструктуризации предприятий в  условиях переходной экономики в  России.
   Рассмотреть существующие способы реструктуризации и финансового оздоровления предприятий, систему механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации, создание моделей восстановления платежеспособности и их использование на практике.
   Документальной  базой является накопленный опыт на предприятиях России, опубликованный в ж «Проблемы теории и практики управления», учебники по антикризисному управлению, правительственные документы.
     Цели  и задачи антикризисного управления нерентабельными, убыточными предприятиями существенно трансформировались в ходе экономических реформ.
     Вначале представлялось, что корень зла - государственные  нерентабельные производства, привыкшие к дотационности, финансовой поддержке за счет федерального и региональных бюджетов. Поэтому и осуществлялась антикризисная политика, направленная на приватизацию государственных предприятий. Когда же оказалось, что негосударственный сектор производства, а также компании со смешанными формами собственности (характеризуемые наличием государственных пакетов акций или долей и паев в хозяйственных товариществах и обществах) убыточны, антикризисное управление стало ассоциироваться с совершенствованием механизмов санации и банкротства, созданием условий для финансового оздоровления предприятий посредством спасения одних и ликвидации других независимо от формы собственности.
     В связи с отмеченными обстоятельствами представление об антикризисном управлении все более отходит от его видения в форме смены собственника и введения внешнего управления в судебном порядке. Более рационально антикризисное управление нерентабельными, убыточными предприятиями путем обновления производства, финансового оздоровления, преодоления убыточности, устранения факторов неэффективного функционирования. В таком антикризисном управлении принимает прямое или косвенное участие государство в лице федеральных, региональных и муниципальных органов, способствующих восстановлению платежеспособности предприятий и их эффективной производственной и торговой деятельности.
     Государственная поддержка антикризисного управления, проводимого в основном самими убыточными, неплатежеспособными предприятиями, может проявляться в разнообразных  формах, т.е. включать налоговые льготы, структуризацию долга, гарантии для  получения банковского кредита, содействие расширению рынков сбыта, предоставление государств венных заказов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Инструменты антикризисного управления
      Понятие антикризисного управления и его применение
на  практике. 

     Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — система мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.
     Таким образом, антикризисное управление — это:
• анализ состояния макро-микросреды и выбор  предпочтительной миссии фирмы;
• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;
• стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;
• разработка предпочтительной политики поведения  в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
• постоянный учет риска предпринимательской  деятельности и выработка мер  по его снижению.
     Совершенно  ясно, что действие механизма возникновения  кризисного состояния производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.
     Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от того, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме.
     Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников  называется антикризисным процессом.
     Мировой опыт показывает, что антикризисный  процесс в условиях рыночной экономики  – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное  управление и антикризисное регулирование.[17]
     Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.[13]
     Кризисные ситуации возникают на всех стадиях  жизненного цикла предприятия. Они  выражаются в колебаниях объемов  производства продукции, возникновения  сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым  платежам и т.д.
     Реализация  всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью  предприятия.[16]
     Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.[13]
     Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:
    совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
    осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
    принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
    приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников
    создание института арбитражных и конкурсных управляющих.
     Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная  служба по делам о несостоятельности  и финансовому оздоровлению (ФСДН).
ФСДН  выполняет следующие функции:
    анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
    проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
    выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.[2]
     Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.[13]
     Основными этапами антикризисного управления являются:
в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния:
    разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;
    регулирование процесса финансового оздоровления;
    оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;
    выбор и реализация антикризисных процедур.[2]
 
      Постоянное  ожидание сигналов о  надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления
 
     Поскольку и внешняя, и внутренняя среды  фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
    Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (см. табл. ).
    Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.
    Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные.
    Таблица:  Внешние  сигналы о возможных изменениях состояния фирмы

    Факторы внешней  среды,       определяющие условия 
    функционирования  фирмы
    
    Сигналы о возникновении исходных экономических       явлений, запускающих механизм  изменения состояния
      фирмы
    
    Агрегиро-     ванные
    1.
    Детализирова-     нные
    2.
    сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы 
    3.
    
 
Параметры  спроса
    
 
    Величина  спроса     
    Падение величины спроса на товары фирмы; рост       величины спроса на аналогичные  товары конкурентов 
    Усиление  колебаний в спросе и прибылях от продажи
      товаров фирмы
    Усиление  колебаний в спросе и прибылях от продажи
      товаров фирмы.
 
     
    Стабильность       спроса
    
 
     
    Требования       покупателей к
      качеству товаров фирмы
    
    Нарастание  спроса на товары, превышающие стандарты       качества
    
 
     
    Эластичность       спроса
    
    Усиление  эластичности спроса на товары фирмы     
 
     
    Разнообразие     (сегментация)
      потребителей
      товаров фирмы
    
    Во  всех обслуживаемых сегментах рынка  утрачивается       интерес к товарам фирмы
    
 
     
    Экономический     Потенциал
      покупателей
    
    Снижение  покупательной способности     населения
    
2..Параметры  факторов
    
    Конъюнктура       рынков 
    сырьевых  и
      материальных
      ресурсов
    
    Сокращение  предложения сырьевых и материальных       ресурсов; рост цен на сырье  и материалы
    
 
     
    Конъюнктура       Рынков
      Трудовых
      ресурсов
    
    Сокращение  источников пополнения трудовых ресурсов;       рост уровня оплаты труда в  связи с инфляцией
    
 
     
    Конъюнктура       Рынков
      Финансовых
      ресурсов
    
    Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих       банков; падение курса собственных  акций фирмы;
      прекращение субсидий из фондов  благотворительных 
    организации
    
 
     
    Развитие       инновационной деятельности
    
    Рост  стоимости лицензий на использование  изобретений и      открытий; ужесточение условий получения  грантов и
      государственных заказов на НИОКР
    
 
     
    Конъюнктура       рынков средств производства
    
    Сокращение  предложения средств производства; рост цен       на средства производства
    
3. Параметры  родственных  и
 поддерживаю-
щих отраслей
    
    Изменение       Потенциала
      Родственных
      отраслей
    
    Свертывание производства родственных отраслей;       переориентация родственных отраслей  на новую
    технологию
    
 
     
Производственная     инфраструктура       товаров фирмы
    
    Стагнация научно-технического экономического       потенциала отраслей; внешней инфраструктуры
    
 
     
    Социальная       инфраструктура
    
    Рост  цен на услуги отраслей инфраструктуры     
 
     
    Использование       достижений,
      полученных в
      родственных
      отраслях
    
    Неприемлемость  достижений родственных отраслей для       целей фирмы; недоступность достижений  ввиду высокой
    стоимости
    
4. Параметры конкурентной  среды
    
    Соперничество       между 
    существующими     конкурирующими
      системами 
    
    Конкурентный  статус фирмы конкурента существенно       повысился; число конкурирующих  фирм существенно 
    возросло; ценовая война началась
    
 
     
 
     
 
    Конкурентные      силы, возника-
    ющие вследствие
      угрозы со
      стороны товаров-заменителей 

    
 
    «Потолок  цен» создаваемый товаром-заменителем, суще-     ственно снижает потенциальную прибыль; покупатели
    охотно  «переключаются» на товар-заменитель ввиду его
    дешевизны
    
 
     
 
     
      Конкурентные      силы,
    возникающие
    вследствие
    угрозы
 появления  новых
 конкурентов
    
    Барьер  для входа на рынок практически  отсутствует;       фирмы, функционирующие на рынке,  проявляют
      лояльность к новым конкурентам
    
 
     
 
     
    Конкурентные       силы, возника-
    ющие вследствие экономических возмож-
    ностей и
      торговых 
    способностей
    поставщиков
    
    Экономический потенциал поставщиков высок  ввиду     существенной  доли затрат на их продукцию в издержках
      покупателя; поставщики — субъекты  рынка совершенной конкуренции:  основная масса покупателей; субъекты  монополии
    
5. Деятельность
 государственных властных
структур
    
    Налоговая       политика
    
    Повышение налоговых ставок; снятие налоговых  льгот с       товаров фирмы; введение новых  налогов; введение
      налоговых льгот на субституты
    
 
     
    Кредитно-     денежная 
    политика
    
    Повышение учетной ставки Центрального     банка; неблагоприятное изменение валютного  курса рубля;
      жесткая политика финансовой  стабилизации
    
 
     
    Таможенная       политика
    
    Неблагоприятное изменение экспортных и импортных       таможенных пошлин
    
 
     
    Правовая  среда          Изменчивое  гражданское и коммерческое     законодательство; введение разрешительного порядка
    
 
     
    Политика  цен и      доходов
    
    Введен  контроль за ценами; введено налогообложение,     стимулирующее снижение доходов в зависимости  от
      динамики цен
    
6. Случайные  явления
    
    Форс-мажорные обстоятельства          Стихийные бедствия и т. п.     
 
     
    Внешняя       Политика
      Иностранных
      государств —
      партнеров по
      бизнесу
    
    Случайна  и нестабильна; надежность инвестиций не       гарантируется
    
 
     
    Научно-     технические
    
    Новые изобретения и т. п.     
 
     Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного  преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.[4] 

      Антикризисная программа
 
     Главное отличие реструктуризации предприятий  от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается  в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.
     Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется  не только в достижении требуемых  показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.
     При разработке и реализации антикризисных  программ важно обращать внимание на повышение их эффективности, т.е. лучшее использование выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости вложений.
     Поскольку научных и практических разработок антикризисных программ компаний недостаточно, приходится ориентироваться на общие положения методологии программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же время при определении структуры программы, включаемых в нее мероприятий, показателей, ресурсных источников и способов управления ее разработкой и реализацией необходимо иметь в виду специфику отрасли.
     Формированию  антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.
     Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.
     Традиционно в комплексных социально-экономических  программах на первом месте были мероприятия  в области производства, в настоящее  же время не менее важная роль принадлежит  сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурентоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.
     Большое значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе ее реструктуризации. Нередко это  выдвигается на первое место, исходя из того, что основная причина кризиса производства - несовершенство управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.
   Обобщение и осмысление специфических моделей  поведения предприятий в кризисных  условиях позволяет сформулировать следующие выводы:
   - попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
   - антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;
   - в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.
   Среди таких предприятий оказалось  много широко известных не только у нас в стране. К их числу  относится завод имени И.А.Лихачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непосредственное участие в разработке комплексной антикризисной программы, включающей:
   - развитие маркетинговой службы предприятия, способной обеспечить реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;
   - совершенствование деятельности подразделений АМО ЗИЛ, занимающихся международными связями, для расширения сбыта продукции за рубежом;
   - расширение в Москве системы сервисного обслуживания автомобильной техники, выпускаемой АМО ЗИЛ;
   - совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных товаров народного потребления.
   Эти меры подкреплены антикризисным  бизнес-планом, в котором предусмотрено увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей современным потребностям городского хозяйства; снижение издержек; реструктуризация производственных мощностей; привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных участков.
   На  смягчение последствий кризиса  и оживление экономики направлены региональные программы государственной  поддержки и развития малого предпринимательства.[7]
      Реструктуризация
 
     В последние годы в научных кругах различным аспектам конкурентоспособности посвящены многие разработки, при этом основной акцент делается на внедрение в практику новых методов деятельности предприятий в сегментах рынка, разработку маркетинговых программ, создание новых видов товаров и внедрение прогрессивных, как правило, западных технологий. Проблемам же реформирования, реструктуризации и реорганизации как комплексов предприятий, так и основных видов их производственной деятельности исследователями уделяется значительно меньше внимания. Причем вопросы конкурентоспособности товаропроизводителей и реструктуризации производств рассматриваются не комплексно, а локально, в отрыве друг от друга, что неправомерно и ведет к негативным хозяйственным последствиям.
     Современный этап развития рыночных реформ в России все более обостряет производственные, экономические, организационные и  финансовые отношения между предприятиями как смежных, так и родственных видов деятельности. Стратегия подъема отечественных производств становится главным направлением хозяйственной деятельности промышленных предприятий практически всех отраслей народного хозяйства нашей страны.
     Усиление  конкуренции в эффективном производстве и реализации продукции между  отечественными производителями, а  также с зарубежными поставщиками импортируемых в Россию товаров требует от национальных компаний и фирм мобилизации усилий для удержания позиций на отечественном рынке.
     Как правило, предприятия преодолевают трудности, продиктованные внутренней российской и внешнеэкономической  средой без достаточного содействия государства, при отсутствии сколько-нибудь развитой рыночной структуры, без знания многими нашими предприятиями мирового опыта рыночного хозяйствования в условиях обостряющейся конкуренции. Однако мировой опыт показывает, что восстановление, стабилизация и последующее развитие экономики страны зависят в определенной мере от конкурентоспособности конкретных товаропроизводителей, их продукции.
     Повышение конкурентоспособности российских товаров на отечественном и внешнем рынках уже давно поставлено в центр реформ в стране и ее промышленной политики, однако обеспечение конкурентоспособности отраслей экономики и российских предприятий - товаропроизводителей еще не получило должного внимания законодательных и исполнительных органов власти. В этой связи не случайно в число приоритетов программ развития в рамках государственной и структурной политики России включена задача повышения конкурентоспособности отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперативных связей с иностранными компаниями.
     В обобщенном показателе конкурентоспособности  любого предприятия отражаются итоги работы практически всех служб и подразделений (т.е. характеризуется состояние его внутренней среды), а также реакция его менеджмента на изменение внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность руководства предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении потребителей, их вкусов и предпочтений и проводить на производстве соответствующие преобразования и реформы.
     Для обеспечения качественного управления на предприятиях должны быть разработаны  перспективные стратегии в области  конкурентоспособности, а также предусмотрены необходимые организационные меры по всем аспектам хозяйственного управления. Стратегии могут различаться по целям, временным параметрам и другим характеристикам, но их главная задача - обеспечение предприятию определенных рыночных преимуществ перед конкурентами. Как показывает практика, в области современного менеджмента это в первую очередь способность служб аппарата управления своевременно и точно оценивать состояние конкурентной среды, сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы, опасности и возможности, которые предоставляет производству рынок. Непрерывный мониторинг конкурентной среды - необходимое условие для аналитической оценки рыночной ситуации и ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее эффективным способом. В результате выводы о состоянии конкурентной среды должны быть основой инновационной политики предприятия.
     По  существу, любое превосходство над  конкурентами достигается за счет инноваций, и поэтому способность к внедрению  новых технических и технологических  элементов в деятельности предприятия, обеспечивающих рыночные преимущества, является необходимой составляющей конкурентоспособности предприятия. В условиях жесткой конкуренции  превосходство по качеству, цене и  сферам сбыта является сегодня жизнеобеспечивающим  фактором успеха на рынке страны.
     Во  все времена основным материальным носителем конкурентных качеств предприятия остается выпускаемая им продукция. Коммерческие характеристики товаров, а также степень их превосходства над аналогичными характеристиками товаров конкурентов являются центральным моментом, определяющим способность предприятия успешно конкурировать. Вместе с тем наличие конкурентоспособной продукции не всегда позволяет предприятию реализовать это преимущество из-за отсутствия опыта использования всего комплекса маркетинговых средств. В этой связи особо важное значение имеют проводимая в отрасли политика распределения продукции и способность предприятия своевременно доводить продукцию до конечных потребителей, учитывая, что эффективность товаропроводящих сетей предприятия (включая систему продвижения и реализации) является важной предпосылкой и условием его конкурентоспособности.[9]
     Как показывает опыт реформирования хозяйственной  деятельности производственных комплексов, реструктуризация является действенным  инструментом интенсивного повышения  конкурентоспособности предприятий. При этом она рассматривается как органичный набор мер по приведению деятельности предприятий и компаний в соответствие с внешними рыночными условиями хозяйствования и выработанной конкурентной стратегией функционирования и развития производства.
     Реструктуризация  направлена на рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности  предприятий и выпускаемой ими  продукции, а также на улучшение  их инвестиционной привлекательности. Часто она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационной структуры и функций управления: модернизацию технических и технологических аспектов производства; совершенствование финансово-экономической политики; снижение производственно-сбытовых затрат; лучшее использование материальных и трудовых ресурсов; создание современной информационной системы и документооборота.
     Имущественные, ресурсные и другие преобразования редко бывают связаны с разрешением  только внутрипроизводственных проблем. Как правило, реструктуризация адаптирует процессы хозяйствования предприятия к изменениям во внешней среде и в корпоративных отношениях с партнерами. Возможности проведения ее непосредственно влияют на воплощение выработанной конкурентной стратегии предприятия, и, наоборот, требования повышения конкурентоспособности производства и выпускаемых товаров формируют содержание, этапы и сроки проведения необходимых мероприятий. Такое единение целей и методов достижения конкурентоспособности позволяет создать действенный механизм реструктурирования для первичной перестройки хозяйства и дальнейшего его поддержания в оперативном режиме.
     В последние годы в развитых странах  методы текущего реформирования хозяйственной деятельности все больше используют даже те предприятия, компании и фирмы, у которых практически нет серьезных проблем с производством и сбытом продукции. Таким образом, ведущие менеджеры стараются предвидеть и упредить потенциальные угрозы, опасности и риски отраслевой деятельности на различных сегментах рынка.
     Реструктуризация, направленная на повышение эффективности  функционирования и обеспечения конкурентоспособности предприятия, также может быть проведена на базе выделения отдельных подразделений, при том что функциями внутри одного из них могут быть снабжение, разработка продукта, технологических процессов, непосредственно производство продукции, маркетинг и сбыт. Процесс выделения подразделения или части предприятия в отдельные компании включает в себя определение подлежащих отделению активов, обязательств и персонала, а также их фактического отчуждения. Акционеры в результате получают акции образованной компании пропорционально их инвестициям в бизнес.
     Самостоятельное (производственно-коммерческое) подразделение  объединяет все функции и виды деятельности, необходимые для разработки конкурентного производства и эффективной реализации продукции и услуг, что позволяет руководителям быстро реагировать на потребности покупателей и на изменение ситуации во внешней рыночной среде. Оно отвечает за результаты своей деятельности, при этом эффективность его и достигнутые результаты четко отражаются в производственной и финансовой отчетностях предприятия.
     Подобное  выделение производственных единиц по выпуску основных видов товаров  осуществляется в результате анализа  конкурентоспособности продукции, что позволяет учесть требования рынка для повышения конкурентоспособности продукции, а также инвестиционной привлекательности этого производства для российских и иностранных инвесторов. Такой подход позволяет концентрировать высвобождаемые денежные средства и далее, исходя из общей стратегии, вкладывать их в развитие производства и его диверсификацию, т.е. пускать на создание производства новой продукции. В результате происходит не простое автоматическое перераспределение финансовых средств от приносящих прибыль подразделений к аутсайдерам, а нужное развитие обеспечивается корпоративным руководством, исходя из интересов работы и развития предприятия или компании в целом.[6]

1.5. Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации

 
     Основная  роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию  внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет  не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости  использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия  в условиях кризисной ситуации последовательно  осуществляется по таким основным этапам.
     1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался  по результатам диагностики банкротства  масштаб кризисного состояния  предприятия, наиболее неотложной  задачей в системе мер финансовой  его стабилизации является восстановление  способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.
     2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность  предприятия может быть устранена  в течение короткого периода  за счет осуществления ряда  аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными,  если не будет восстановлена  до безопасного уровня финансовая  устойчивость предприятия. Это  позволит устранить угрозу банкротства  не только в коротком, но и  в относительно более продолжительном  промежутке времени.
     3. Обеспечение финансового равновесия  в длительном периоде. Полная  финансовая стабилизация достигается  только тогда, когда предприятие  обеспечило длительное финансовое  равновесие в процессе своего  предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного  снижения стоимости используемого  капитала и постоянного роста  своей рыночной стоимости. Эта  задача требует ускорения темпов  экономического развития на основе  внесения определенных корректив  в отдельные параметры финансовой  стратегии предприятия. Скорректированная  с учетом неблагоприятных факторов  финансовая стратегия предприятия  должна обеспечивать высокие  темпы устойчивого роста его  операционной деятельности при  одновременной нейтрализации угрозы  его банкротства в предстоящем  периоде.
     Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе «отсечения лишнего», представляет собой защитную реакцию предприятия  на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений.
     Тактический механизм финансовой стабилизации, используя  отдельные защитные мероприятия, в  преимущественном виде представляет собой  наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия.
     Стратегический  механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых  финансовых параметров, подчиненную  целям ускорения всего экономического роста предприятия.
     Цель  этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена  текущая неплатежеспособность предприятия, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.
       Тактический механизм финансовой  стабилизации представляет собой  систему мер, направленных на  достижение точки финансового  равновесия предприятия в предстоящем  периоде. Принципиальная модель  финансового равновесия предприятия  имеет следующий вид:
Чпо+АО+АК+СФРп=Иск+ДФ+ПУП+СП+РФ,
     Где Чпо — чистая операционная прибыль предприятия;
     АО  — сумма амортизационных отчислений;
     АК  — сумма прироста акционерного (паевого) капитала при дополнительной эмиссии  акций (увеличении размеров паевых взносов  в уставный фонд);
     СФРп — прирост собственных финансовых ресурсов за счет прочих источников;
     Иск — прирост объема инвестиций, финансируемых  за счет собственных источников;
     ДФ  — сумма дивидендного фонда (фонда  выплат процентов собственникам  предприятия на вложенный капитал);
     ПУП — объем программы участия  наемных работников в прибыли (выплат за счет прибыли);
     СП  — объем социальных, экологических  и других внешних программ предприятия, финансируемых за счет прибыли;
     РФ  — прирост суммы резервного (страхового) фондапредприятия.
Как видно  из приведенной формулы, правую ее часть  составляют все источники формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, а левую — соответственно все  направления использования этих ресурсов. Поэтому в упрощенном виде модель финансового равновесия предприятия, к достижению которой предприятие  стремится в кризисной ситуации, может быть представлена в следующем  виде:
ОГсфр=ОПсфр,
     Где ОГСфр — возможный объем генерирования собственных финансовых ресурсов предприятия;
     ОПСфр — необходимый объем потребления собственных финансовых ресурсов предприятия.
     Какие бы меры не принимались в процессе использования тактического механизма  финансовой стабилизации предприятия, все они должны быть направлены на обеспечение неравенства: ОГсфр>ОПСфр. Однако в реальной практике возможности существенного увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов (левой части неравенства) в условиях кризисного развития ограничены. Поэтому основным направлением обеспечения достижения точки финансового равновесия предприятием в кризисных условиях является сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов (правой части неравенства). Такое сокращение связано с уменьшением объема как операционной, так и инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином «сжатие предприятия».[10]
       Стратегический механизм финансовой  стабилизации представляет собой  систему мер, направленных на  поддержание достигнутого финансового  равновесия предприятия в длительном  периоде. Этот механизм базируется  на использовании модели устойчивого  экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его финансовой стратегии.
     Модель  устойчивого экономического роста  имеет различные математические варианты в зависимости от используемых базовых показателей финансовой стратегии предприятия. Однако, учитывая, что все эти базовые показатели количественно и функционально  взаимосвязаны, результаты расчета  основного искомого показателя —  возможного для данного предприятия  темпа прироста объема реализации продукции (т.е. объема операционной его деятельности) — остаются неизменными.
     Рассмотрим  наиболее простой вариант модели устойчивого экономического роста  предприятия, имеющий следующий  вид:
ОР= ЧП*ККП*А*Коа / ОР*СК
     Где ОР — возможный темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия, выраженный десятичной дробью;
     ЧП  — сумма чистой прибыли предприятия;
     ККП — коэффициент капитализации  чистой прибыли, выраженный десятичной дробью;
     А — стоимость активов предприятия;
     Коа — коэффициент оборачиваемости активов в разах;
     ОР  — объем реализации продукции;
     СК  — сумма собственного капитала предприятия.
     Из  приведенной модели, разложенной  на отдельные составляющие ее элементы, можно увидеть, что возможный  темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия, составляет произведение следущих четырех коэффициентов, достигнутых при равновесном его состоянии на предшествующем этапе антикризисного управления:
    1) коэффициента  рентабельности реализации продукции;
     2) коэффициента капитализации чистой  прибыли; 
     3) коэффициента левериджа активов (он характеризует «финансовый рычаг», с которым собственный капитал предприятия формирует активы, используемые в его хозяйственной деятельности);
     4) коэффициента оборачиваемости активов.
     Если  базовые параметры финансовой стратегии  предприятия остаются неизменными  в предстоящем периоде, расчетный  показатель будет оставлять оптимальное  значение возможного прироста объема реализации продукции. Любое отклонение от этого оптимального значения будет  или требовать дополнительного  привлечения финансовых ресурсов (нарушая  финансовое равновесие), или генерировать дополнительный объем этих ресурсов, не обеспечивая эффективного их использования  в операционном процессе.
     Таким образом, модель устойчивого экономического роста является регулятором оптимальных  темпов развития объема операционной деятельности (прироста объема реализации продукции) или в обратном ее варианте — регулятором основных параметров финансового развития предприятия (отражаемых системой рассмотренных  коэффициентов). Она позволяет закрепить  достигнутое на предыдущем этапе  антикризисного управления предприятием финансовое равновесие в долгосрочной перспективе его экономического развития.[15]
     Цель  этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если в результате ускорения темпов устойчивого экономического роста предприятия обеспечивается соответствующий рост его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе.
     Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют  о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия  за счет использования ее внутренних механизмов.[11] 

 


    Антикризисное управление в условиях инфляции
      Меры по антикризисному управлению в условиях инфляции
 
    Инфляция  – это тяжелая болезнь экономики, которая поражает всё государства. В тяжёлых инфляционных условиях нет выигравших – есть только проигравшие. И с инфляцией должны также бороться все субъекты экономической деятельности. И здесь главная роль отводится государству.[4] 

    Первоочередные  антиинфляционные методы. 

    Сбивать темпы инфляции - значит сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
    1. Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Это первейшее  условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.
    а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
    б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
    2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
    3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
    4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
    5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
    6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:
    а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования ,а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
    б) создать условия для повсеместного  распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
    7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.[10]
    Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
    Косвенные методы:
    1. Регулирование общей массы денег  через управление ими центральным банком;
    2. Регулирование ссудного и учетного  процесса коммерческих банков  через управление ими центральным банком;
    3. Обязательные резервы коммерческих  банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
      Прямые методы:
    Прямые  методы регулирования покупательной  способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
    1. Прямое и непосредственное регулирование  государством кредитов и тем самым - денежной массы;
    2. Государственное регулирование  цен;
    3. Государственное (по соглашению  с профсоюзами) регулирование  заработной платы;
    4. Государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса. [1]
     
      Антиинфляционные меры на предприятиях
 
    Силами  отдельных производителей бороться с инфляцией невозможно. Но у фирм есть возможность минимизировать потери от гиперинфляции. В сущности они являются крайне нежелательными, но в условиях кризиса иной выход невозможен.
    Трудности в осуществлении торговли при  гиперинфляции связаны с тем, что никакие торговые сделки не могут по скорости догнать рост цен. И пока товар продается, затраты на получение (производство) следующей его партии возрастают настолько, что полученной выручки на их покрытие уже не хватает. Выгоднее становится не продавать товары за быстро обесценивающиеся деньги, а напрямую менять их на другие товары. На смену нормальной торговле приходит бартер со всеми его недостатками.
    Другое  последствие инфляции – обесценивание  капиталов и фондов предприятия. Умирание сбережений происходит по вполне понятным причинам.[12]
    Чтобы понять, в чем тут дело, проанализируем конкретный пример. Допустим, что в июне 1991 г. вы одолжили знакомому 1 тыс. руб. на год, запросив с него плату за пользование этими деньгами на уровне ставки по сберегательному вкладу в банке (3% в год).
    Но  со 2 января 1992 г. в России было разрешено  свободное ценообразование и  цены резко прыгнули вверх. К июню они были выше, чем в декабре 1991 г., в 13 раз!
    Ваш должник 1 июля 1992 г. честно вернул вам 1030 руб. (1000 руб. основного долга плюс 30 руб. процентного дохода). Но из-за такого роста цен на эту 1 тыс. руб. купить теперь можно в 13 раз меньше. Иными словами, вы получили денежную сумму, реальная покупательная способность которой в ценах 1991 г. равна лишь 79,23 руб. (1030/13). Остальное — 920,77 руб. — сожгла инфляция. Вы проиграли — ваш знакомый выиграл: в долг он брал рубли более ценные, чем отдавал. При этом собрать деньги для возврата долга ему было легче, чем вам накопить их к лету 1991 г.: вслед за ценами прыгнули и заработки, поэтому заработать ту же по абсолютной величине сумму денег требовало куда меньше усилий.[15]
    Но  если люди и фирмы не делают сбережений, а тратят все полученные доходы немедленно, то они не могут скопить крупные суммы, необходимые для покупок дорогостоящих товаров личного или производственного назначения. Значит, становится практически невозможно осуществлять коммерческие инвестиции, например, строить новые предприятия или менять устаревшее или изношенное оборудование на действующих заводах.
    Поэтому при высокой инфляции и тем  более при гиперинфляции предприятия и коммерческие организации не могут найти деньги для реализации долгосрочных и крупных проектов. Им либо вообще не дают денег надолго (в 1992-1994 гг. российские банки почти не одалживали денег на срок более трех месяцев), либо требуют за пользование деньгами такую высокую плату, которая заемщикам не по карману.
    Из-за этого предприятия и фирмы  лишаются возможности занять деньги на поддержание оборудования в хорошем состоянии и его обновление, а также на освоение новой продукции или расширение масштабов своей деятельности. Торговля и производство продолжают разрушаться и дальше.
    Страна  проедает свое будущее, уничтожая основу нормального развития экономики.
    Именно  такая ситуация сложилась в России в первой половине 90-х годов. Страна столкнулась с тяжелейшим инвестиционным голодом. Для спасения промышленности и других отраслей экономики необходимо было как можно скорее подавить инфляцию до умеренного уровня и создать условия для возрождения инвестирования.
    Правительству России на это потребовалось почти  два года (с конца 1994 г. по лето 1996 г.). Поскольку период активного подавления инфляции часто сопровождается спадом производства и другими тяжелыми экономическими последствиями, в России следствием антиинфляционной политики стал, в частности, затяжной кризис банковской системы.
    Многие  банки, привыкшие работать в условиях растущих цен и денежных потоков, не сумели вовремя перестроиться в связи со снижающейся инфляцией и «сели на мель». Эти банки не смогли расплатиться по своим обязательствам и разорились, лишив многие семьи и фирмы их сбережений.[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Проведение реструктуризации в ООО «Улан – Удэнское пиво».
 
      3.1. Краткая характеристика предприятия 

      ООО «Улан-Удэнское пиво» зарегистрировано в 1996 г.
      Предметом и целью деятельности ООО «Улан-Удэнское пиво» является содействие наиболее полному удовлетворению потребностей населения Республики Бурятия в качественном слабоалкогольном напитке – пиве, а также более полного и эффективного использования местных сырьевых и трудовых ресурсов.
      В указанных выше целях ООО «Улан-Удэнское пиво» осуществляет производство и реализацию слабоалкогольного напитка – пива.
      В состав предприятия входят следующие  основные подразделения:
    Варочный цех;
    Бродильный цех;
    Лаборатория;
    Подстанция;
    Прочие здания и сооружения.
      В настоящее время в штате ООО  «Улан-Удэнское пиво» состоит 12 человек, которые являются специалистами в области пищевой промышлен- ности и сельского хозяйства. Их опыт работы в отрасли значительный, у каждого имеется многолетний стаж. Штат полностью укомплектован квалифицированными специалистами в соответствии с требованьями, предъявляемыми к нему размерами предприятия. Предприятие является малым так как численность персонала не превышает 50 человек.
      Описание  продукции
      В соответствии с программой развития фирмы выбран следующий ассортимент  выпускаемой продукции:
    пиво разливное 100%
      Итого:100%
      Такая структура ассортимента выбрана  не случайно: действительно качественные слабоалкогольные напитки, в подавляющем  своем большинстве отличаются высокой  ценой реализации (в розницу – 30 руб./0,5л), а самые дешевые сорта  пива имеют чрезвычайно низкие вкусовые качества. Поэтому потребность в  относительно дешевых, но качественных слабоалкогольных напитках – довольно велика. В связи с этим именно они составляют основу пивного ассортимента ООО «Улан-Удэнское пиво».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.