На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции «директ-костинг»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

    В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры  должны всегда иметь оперативную  информацию о том, во что же обходится  предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности. Поэтому  сегодня часто в теории и практике управления себестоимостью и прибылью декларируется и применяется следующий принцип: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.
    Система «директ-костинг» является одной из множества систем калькулирования себестоимости и учета затрат, применяемых в системе управленческого учета. В данной системе калькуляции постоянные производственные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли.
    История развития системы «директ-костинг» показывает, что важнейшим объективным условием ее применения является становление и развитие рыночных отношений, когда повышается самостоятельность и ответственность предприятий, в окружающей предприятие деловой среде появляются конкуренция и риск, менеджеры предприятия самостоятельно принимают многие решения, учитывая спрос, конкуренцию и другие факторы, при этом меняются требования к учету и прежде всего в направлении повышения его оперативности и аналитичности.
    Аналогичные вопросы происходят в последние  годы в экономике России, поэтому вопрос о необходимости освоения западного опыта и адаптации практики, накопленной в области управленческого учета, в том числе использования системы «директ-костинг», не подвергается сомнению. Более того, уже можно говорить о некотором опыте, накопленном российскими предприятиями в области использования этой системы.
    Сложность проблемы обуславливает сохранение ряда проблем. Это прежде всего несоответствие особенностей системы «директ-костинг» требованиям российского учета, а также возникновение трудностей при разделении затрат на постоянные и переменные.
    Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом к теме учета затрат по системе «директ-костинг» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
    Целью данной курсовой работы является исследование системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции «директ-костинг». Данная цель обусловила следующие задачи: раскрыть понятие системы «директ-костинг», изучить историю ее возникновения, обосновать преимущества и недостатки, рассмотреть учет затрат и выявление финансовых результатов при простом и многоступенчатом вариантах системы «директ-костинг», а также исследовать калькулирование себестоимости в российском учете по системе «директ-костинг» и целесообразность её применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СИСТЕМА  «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
1.1. Понятие  и особенности системы «директ-костинг»  

    Себестоимость продукции, товаров или услуг  – это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно ее единицы. Она является синтетическим показателем. План по себестоимости продукции разрабатывается на основе прогрессивных норм использования оборудования, расхода сырья, топлива, материалов, заработной платы и так далее. В целях анализа производственной деятельности и разработки рациональной и эффективной концепции развития предприятия в процессе изготовления продукции исчисляется также и ее фактическая себестоимость. Сравнение плановой и фактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных ресурсов. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на  предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента и основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно,  для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат. Но то, какие затраты и в какой мере включаются в себестоимость, зависит от метода ее учета и калькулирования.
    В бухгалтерском управленческом учете  одним из альтернативных традиционному  отечественному подходу к калькулированию  является подход, когда по носителям  затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать только прямые затраты, она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в себестоимость разная. Однако общим для этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. В этом состоит сущность системы учета неполной себестоимости.
    Одной из модификаций данной системы является метод калькулирования себестоимости на основе прямых затрат (Direct-Costig). В основе данной системы лежит идея о безусловности и неизбежности осуществляемых накладных затрат в планируемом периоде, что обуславливает отношения к ним как фиксированным условно постоянным затратам периода. Следовательно, распределение косвенных затрат на производство продукции не осуществляется, и косвенные расходы периодически списываются на финансовый результат. Исчисление неполной себестоимости продукции и проведение анализа прямых расходов дает возможность получить дополнительный инструментарий для принятия управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования.
    При этом, хотелось бы уточнить, что в  научной и периодической литературе существует несколько различных вариантов концепции «директ – костинг» и до сих пор исследователи-экономисты не пришли к единому мнению какие затраты следует включать в себестоимость продукции. Ограниченная себестоимость может включать только прямые затраты, только переменные или рассчитываться на основе производственных расходов.
    По  способу включения в себестоимость  продукции затраты организации в системе учета «директ-костинг» подразделяются на:
    - прямые (переменные) – затраты, предусмотренные технологией производства конкретного вида продукции, работ, услуг, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость объекта калькулирования в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов;
    - косвенные (постоянные) – затраты, связанные с производством всех или группы объектов калькулирования, которые могут быть отнесены на себестоимость объекта калькулирования только установленными методами распределения. Косвенными являются затраты, связанные с организацией и обслуживанием производственного процесса, управлением подразделениями.
    Современная система «директ-костинг» предлагает два варианта учета:
    - простой «директ-костинг», при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты;
    - развитой «директ-костинг», при котором в себестоимость включаются прямые переменные и прямые постоянные расходы.
     Переменные  затраты меняются с изменением степени  загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции  они являются постоянными. Постоянные затраты в сумме не меняются при  изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции  они зависят от объема производства.
     Однако  большинство затрат относится к  полупеременным (смешанным), некоторые  из них в большей степени, другие – в меньшей зависят от объема производства, и между этими затратами и объемами производства существует корреляционная зависимость, проявляющаяся слабо.
    Определив сущность «директ-костинга» как системы управленческого учета, основанной на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства, можно выделить присущие ему особенности, положительные моменты и проблемы.
    Главной особенностью «директ-костинга», основанного на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например “Прибыли и убытки”.
    Постоянные  расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются  также остатки готовой продукции  на складах на начало и конец года, и незавершенное производство.
    При системе «директ-костинг» схема построения отчетов о доходах многоступенчатая (табл.1.1). В них содержатся, по крайней мере, два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.  

    Таблица 1.1 Схема отчета о доходах по системе «директ-костинг».
Наименование  показателей. Значение
Выручка от реализации продукции (В) В = 1000
Переменные  затраты (ПЗ) ПЗ = 600
Маржинальный  доход (М) М=В-ПЗ = 400
Постоянные  расходы (ПР) ПР = 200
Прибыль (П) П=М-ПР = 200
 
    Маржинальный  доход — это разница между  выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.
    Отчет о доходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяется производственный маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по предприятию, на третьем этапе – прибыль путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов. Отчеты о доходах можно изменять подразделением общей суммы постоянных затрат на два различных мелких блока. Этот метод можно было бы назвать «многоблочной системой».
    Важной  особенностью «директ-костинга» является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Наглядно это изображено на графике (рис. 1.1).
    
    Рис. 1.1 Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли. 

    Три главные линии показывают зависимость  переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Этот график и многочисленные его  модификации используют при анализе и принятии управленческих решений.
    Таким образом, принципиальное отличие системы  «директ-костинг» от калькулирования  полной себестоимости состоит в  отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости постоянные общепроизводственные расходы участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчетов исключаются. Общехозяйственные расходы также  исключаются из калькулирования. Они  являются периодическими и полностью  включаются в себестоимость реализованной  продукции общей суммой без подразделения  на виды изделий. В конце отчетного  периода такие расходы списываются  непосредственно на уменьшение выручки  от реализации продукции.
    Однако  в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета  метод «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Он применяется  во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и  для принятия оперативных управленческих решений. 
 

    1.2. Исторические предпосылки возникновения  системы учета затрат «директ-костинг» 

    Экономисты  затрудняются утверждать, кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования такой классификации  затрат. Еще в 1781 году Т.Е. Клинштейн  в своей книге «Учение об альтернативах  в учете» на примере металлургического  производства показал, как прямые затраты  нужно относить на отдельные фазы (переделы): добывающее производство; угольное; переработка шлаков; плавка; кузнечное производство. А накладные расходы, по его мнению, следовало списать прямо на счет результатов за период.
    Впервые в пользу граничных затрат высказался видный немецкий ученый О. Шмаленбах. В 1899 году в статье «Бухгалтерия и  калькуляция в фабричном деле», опубликованной в газете «Немецкая металлургия», он провел различия между прямыми затратами покупателя и косвенными затратами. Кроме того, в данной статье были упомянуты такие понятия, как «первичные накладные расходы», «вторичные накладные расходы», «постоянные затраты», «переменные затраты», «прогрессивные затраты» и «дегрессивные затраты». О. Шмаленбах уже тогда считал теоретически правильным относить на конкретных покупателей только первичные накладные расходы, а вторичные - покрывать за счет валовой прибыли. Идея же организации учета сумм покрытия впервые им была обнародована в его работе «Основы учета себестоимости и политика цен», изданной в 1902 году.
    На  необходимость четкого разграничения  затрат между постоянными и переменными  их частями указывал также в 1903 году Г. Гесс. Примеры теоретического и  практического приложения идеи разграничения  затрат на постоянные и переменные не имели под собой еще основания - их зависимости от объема производства. Такую зависимость впервые обосновал  Дж. Кларк. В 1923 году он предложил подразделять валовые издержки производства, в  зависимости от объема производства, на постоянные и переменные. К постоянным, по его мнению, следовало относить: амортизацию основного капитала; расходы на содержание административного  и технического персонала; поддержание  оборудования в надлежащем состоянии; содержание сбытовой сети; сумму обычной  прибыли на задействованный капитал. К переменным же затратам, согласно Дж. Кларку, следовало относить стоимость  сырья, материалов, электроэнергии, рабочей  силы, эксплуатации оборудования и  др., изменяющихся в зависимости  от величины объема производства.
    В 1936 году, развивая эти идеи, американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение – «Директ-костинг», согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 года в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что полная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков капитала и даже для управляющих. И только в последующем «директ-костинг» стал преобладающим методом учета затрат.
    Следует иметь в виду, что появление «директ-костинга» имело и чисто бухгалтерскую причину. Счетные работники в то время пришли к выводу, что все затраты следует разделить на относящиеся к данному отчетному периоду (реализуемые в нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили название постоянных, вторые - переменных. Если этот подход правилен, то, естественно, в состав себестоимости можно и нужно включать только прямые затраты. Основным возражением против сказанного являлось то, что в этом случае оценка незавершенного производства в балансе оказывается заниженной, а расходы каждого отчетного периода - завышенными.
    В 30-е годы ХХ века исследования в области системы «директ-костинг» также провели Вальтер Раутенштраух, Джон Х. Уильямс, Чарльз М. Кноппель. Ими были разработаны графики промежуточного бюджета и критического объема производства. С помощью этого графика можно было проследить связь между показателями объема, себестоимости и прибыли.
    Значительный вклад в развитие идеи «директ-костинг» внес К. Румель, издав книгу «Единая система учета затрат на основе пропорциональности затрат и производственных величин». В ней содержится практическое руководство по использованию учета затрат как информационного инструмента, действующего по принципам «директ-костинга». Он же ввел понятие «учет затрат по блокам». По его мнению, если блок постоянных затрат противопоставить блоку пропорциональных затрат и отнести на изделия только пропорциональные затраты, а не эксплуатационные расходы, то такую систему следует называть «учетом затрат по блокам». Сущность идеи К. Румеля состоит в разделении затрат, пропорциональных объему, и затрат, пропорциональных длительности календарного периода. При этом затраты, пропорциональные объему, относятся прямо на носители затрат, в то время как затраты, пропорциональные длительности периода, собираются как нераспределенные в одном блоке.
    Значительное развитие система «директ-костинг» получила после второй мировой войны. Усиление контроля над производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точки критического объема производства. В результате этого в начале 50-х годов в США ряд компаний стали возвращаться к учету только прямых затрат, но теперь к ним, кроме материалов и заработной платы рабочих, стали относить еще и переменные накладные расходы.
    Фактическое внедрение системы «директ-костинг» в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой системы. В 1961 году ею был опубликован второй отчет, где исследованию подверглись 50 крупных фирм, применяющих данную систему.
    В настоящее время «директ-костинг» широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование «учет частичных затрат» или «учет суммы покрытия», в Великобритании его называют «учетом маржинальных затрат», во Франции – «маржинальная бухгалтерия» или «маржинальный учет».
    Невзирая  на то, что бухгалтерские стандарты  не разрешают в полном объеме использовать систему «директ-костинг» для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и обоснования для принятия как перспективных, так и оперативных управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д. 
 

    1.3. Преимущества и недостатки системы «директ-костинг» 

    Система «директ-костинг» заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий.
    За  счет сокращения статей себестоимости  упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и  контроль условно-постоянных, накладных  расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной  строкой, что наглядно демонстрирует  их влияние на величину прибыли предприятия.
    Основное  достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать  различные оперативные решения  по управлению предприятием. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную политику цен.
    С учетом по системе «директ-костинг» также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.
    Имея  учетные данные об ограниченной себестоимости  и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие  управленческие задачи, как оптимизация  ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного  заказа по ценам ниже обычного, производство комплектующих внутри предприятия или наоборот закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии продукции, выбор и замена оборудования и другие.
    Еще одно важное достоинство системы  – это то, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более «обозримой», а отдельные затраты – лучше контролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.
    В последнее время наблюдается  тенденция роста удельного веса постоянных расходов. Поэтому повышаются требования к обоснованности планирования и нормирования величин этих расходов.
    «Директ-костинг» дает возможность оперативнее контролировать постоянные расходы, так как часто в процессе контроля над себестоимостью используются нормативные (стандартные) затраты, или гибкие сметы.
    При системе учета полной себестоимости  часть нераспределенной суммы накладных  расходов переходит из одного периода  в другой, поэтому контроль за ними ослабевает. «Директ-костинг» помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов.
    Однако  организация производственного учета по системе «директ-костинг» связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:
    - возникают трудности при разделении  расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или  чисто переменных расходов не  так уж много. В основном  расходы полупеременные, а значит, возникают трудности в их классификации.  Кроме того, в различных условиях  одни и те же расходы могут  вести себя по-разному;
    - противники «директ-костинга» считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. «Директ-костинг» не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;
    - ведение учета себестоимости  по сокращенной номенклатуре  статей не отвечает требованиям  учета, одной из главных задач  которого до последнего времени  являлось составление точных  калькуляций;
    - необходимо в ценах, устанавливаемых  на продукцию предприятия, обеспечивать  покрытие всех издержек предприятия;
    - значительное искажение общей  суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного  производства оцениваются в разрезе  лишь переменных производственных  расходов;
    - несоответствие (вследствие той  же причины) размера действительной  себестоимости выпущенной продукции с показателем сокращенной себестоимости, исчисленной по статьям переменных затрат, что резко снижает достоверность учета;
    - несовпадение результатов финансового  учета (и финансовых отчетов)  с результатами производственного  учета, вследствие чего снижается  доверие контролирующих органов  - финансового, налогового управления  и других – к руководству фирмы, а это ведет к негативным последствиям;
    - нерешённость проблемы распределения  постоянных (косвенных) расходов, которые  также участвуют в процессе  производства продукции, а значит, должны быть включены в себестоимость;
    - сложность в определении номенклатуры  элементов калькулирования или  деления расходов на переменные  и постоянные.
    При системе «директ-костинг» не определяются полные затраты на изготовление продукции. Поэтому эта система не отвечает одной из основных целей отечественного бухгалтерского учета – составлению точных калькуляций. Однако следует иметь в виду, что не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы продукции со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно не было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования. С этой точки зрения самой точной является калькуляция по переменным (прямым) расходам, которая получается при калькулировании по системе «директ-костинг». В этом случае в калькуляцию включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного изделия. Поэтому критерием точности исчисления себестоимости изделия следует считать не полноту включения затрат в себестоимость, а способ отнесения на то или иное изделие.
    Кроме того, постоянные затраты в основной своей массе не связаны с производством  данного конкретного изделия, а  носят, как правило, периодический  характер и связаны с выпуском всего объема продукции предприятия. Поэтому тезис о том, что эти  расходы также должны в обязательном порядке включаться в расчет себестоимости  изделия, можно подвергнуть критике. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    2.1. Аналитические возможности системы учета затрат «директ-костинг» 

    Система «директ-костинг» предоставляет широкие возможности для проведения анализа и принятия на его основе различных управленческих решений. В качестве наиболее важных ее аналитических возможностей можно выделить:
    - планирование объемов деятельности  с оптимизацией ассортимента  выпускаемой продукции, в том  числе при наличии ограничивающего  фактора;
    - ценообразование;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.