На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное вмешательство в механизм ценообразования на основе рынка мяса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение  ………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы государственного вмешательства в рыночный механизм ценообразования:
      Причины и формы государственного вмешательства в рыночный механизм ценообразования.
    …………………………………………………………………………….6
      Понятие излишков производителя и потребителя при вмешательстве
    государства в рыночный механизм ценообразования. «Эффект
    благосостояния». …………………………………………………………………………….12
      Политика государства «минимальных цен» на рынке труда.
    …………………………………………………………………………….17
      Политика гарантированных цен и установления квот на производство.
    …………………………………………………………………………….21 

Глава 2 Государственное вмешательство  в механизм ценообразования на основе рынка мяса.
2.1  Возможные последствия для рынка мяса установления импортных квот и тарифов. ……………………………………………………………………….24
2.2  Влияние налогообложения и субсидирования на механизм рыночного ценообразования на мясном птицеводстве…………….……………………27 

Заключение……………………………………………………………………35
Список  литературы…………………………………………………………...37 
 
 
 
 

    Введение.
    Система цен является одним из важнейших  элементов рыночной экономики, она  взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует  на их воздействие. В то же время  цена сама является экономическим инструментом и используется государством для  регулирования экономических процессов.
    Государственное вмешательство в ценообразование  впервые было обосновано Кейнсом. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения  нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика "вылечить" себя не может.
    Одной из особенностей современных экономических  систем является  активное вмешательство  государства в экономическую  жизнь страны.
    Положение о саморегулирующейся рыночной системе (Рынок - это живой социальный механизм, наделенный  способностью к саморегуляции, движению к точке равновесия) подсказывает нам и пределы государственного вмешательства в рыночный механизм. Как живой человеческий организм наделен (до известной степени) способностью к самоизлечению, так и "сбои и  поломки" рыночного хозяйства  нередко способен исправить сам  рынок.
    К началу 20 века рыночный механизм стал демонстрировать серьезные сбои, которые потребовали государственного вмешательства. Но вся сложность  государственного регулирования заключается  в том, чтобы не разрушать сокровенные  механизмы самонастройки рынка. Так, установление государством максимальных или минимальных цен на какую-либо продукцию может обернуться нарушением важнейшей функции цены в товарном хозяйстве, - быть объективным информационным сигналом. Да, с гиперинфляцией надо бороться, но если это делать административным путем подавления открытого роста  цен, устанавливать потолки цен  и заработной платы - это приведет к дефицитам тех или иных товаров  и производственных ресурсов.
    Корректировать, но не разрушать рыночный механизм - заповедь современной эффективной  макроэкономической политики.
    Современная рыночная экономика - это гибкая система  приспособления производства к потреблению. Одновременно это и система государственного контроля за соблюдением принципов  конкуренции и социальной защиты. Ни одно из известных ныне рыночных экономик не функционирует стихийно. Все они являются объектами государственного регулирования, перспективы их развития в большей или меньшей степени  определяются содержанием социально-экономической  политики того или иного государства.
    Целью экономической политики государства  является достижение "полной" занятости  и стабильности цен при равновесии платежного баланса страны, что должно обеспечить максимизацию прироста национального  дохода.
    Цели  ценового регулирования заключаются  в том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкое повышение  цен на экспортируемое топливо и  сырье, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добиться конкретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание  определенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров  первой необходимости.
    Степень государственного регулирования цен  зависит от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных  ситуациях ускоренной инфляции, роста  дефицитности сдельных продуктов, необходимости  быстрой структурной перестройки  экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. Здесь  в большей степени получает развитие неценовая конкуренция.
    Во  многих странах в настоящее время  правительства отдают предпочтение неоклассической модели по сравнению  с неокейнсианской, что означает как можно меньшее государственное вмешательство в экономику и сокращение сферы его влияния, а также создание условий для более полного и свободного взаимодействия рыночных факторов (так называемый "консервативный переворот" в государственно-монополистическом регулировании экономики).
    Значимость  государственного вмешательства в  ценообразование очевидна - только при активном и грамотном государственном  вмешательстве возможно реальное, правильное ценообразование. Если же ценообразование  не оптимально, то это приведет к  дисбалансу всей экономической системы, что грозит упадком во всех отраслях экономики, и как следствие, всей страны. 

Цель:  Исследовать возможные последствия установления импортных квот и тарифов.
     Задачи: Охарактеризовать причины и формы государственного вмешательства в рыночный механизм ценообразования, проанализировать понятие излишков производителя и потребителя, «минимальных цен» на рынке труда, раскрыть суть политики гарантирования цен и установление квот на производство.
Предмет:  

Объект: Рынок мяса России. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические основы государственного вмешательства в рыночный механизм ценообразования.
      Причины и формы государственного вмешательства в рыночный механизм ценообразования.
       Необходимость государственного регулирования возникает  не только в связи с несовершенством  отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и  в связи с необходимостью решения  микроэкономических задач (борьба с  инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической  эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование  может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение  к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем  цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен  или рыночных квот), путем использования  финансовых инструментов (налогов и  дотаций) и некоторыми другими методами.
     На  конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке цена на товар  под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос  и предложение: при равновесной  цене количество товара, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому продавцами количеству. Но результаты функционирования свободного рынка приводят в восторг далеко не всех его участников. Потребители данного блага считают, что цена слишком высока и не позволяет каждому желающему удовлетворить свои потребности. В то же время производители данного вида блага считают, что цена, сложившаяся в результате конкуренции — сокращает доходы фирм. Правительство, видя сильное недовольство одной из групп, может принять решение о вмешательстве в ценообразование, тем самым, поддержав одну из сторон спора. В обычное время, данный спор решается с помощью нахождения равновесной цены, при которой количество предлагаемого товара соответствует количеству товара, которое желают приобрести потребители данного блага. Но иногда наступают такие времена, когда недовольство от сложившейся цены у одной из групп возрастает, а изменить её в виду сложившейся рыночной ситуации, сильной конкуренции, слабого спроса на данный вид товара и других факторов невозможно. Такая ситуация может возникнуть из-за военных действий на территории данного государства или из-за не урожайного года и многих других причин. В таких ситуациях правительство может устанавливать официальный максимальный и минимальный предел цены, по которой можно будет продавать данный вид товара. Максимальный придел цены называют «потолком» (верхним пределом) цены, а минимальный придел цены называют «полом» (нижним пределом) цены. Давайте подробно рассмотрим последствия каждого из решений.
     Влияние государства на рыночное равновесие:
а) Поддержание  производства на высоком уровне посредством  установления цен на продукцию выше цены рыночного равновесия (рис. А).
б) Поддержание  цен на низком уровне (рис. Б)

Рис. 1. Возникновение  избытка (А) и дефицита на рынке (Б).1
     Цели  государственного регулирования заключаются  в том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкого роста  цен на эксплуатируемое сырье  и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.
     Формы государственного вмешательства:2
1) ограничения  на формирование цен в виде  их фиксации или
установления  пределов цен;
2) установление  фискальных платежей, ведущих к  изъятию доходов
у потребителя  и/или производителя;
3) государственная  поддержка цен и доходов в  форме субсидий и
дотаций потребителю или производителю;
4) меры, ограничивающие процессы ценообразования  и свободу
предприятий в установлении цен на продукцию.
     Фиксация  цен, то есть ограничения на рыночное движение цены со
стороны государственных и муниципальных  органов могут проявляться в
следующих формах:
- введение  государственных прейскурантных  цен;
- «замораживание»  на определенный период времени  свободных
рыночных  цен;
- фиксирование  цен естественных монополистов  и предприятий,
занимающих  доминирующее положение на рынке.
     В общем случае фиксация цены со стороны  государства преследует
две цели:
1) ограничить  рост цен, то есть удерживать  их на каком-то
приемлемом  для потребителя уровне;
2) поддерживать  цены на уровне приемлемом  для производителя
(защита  отечественного производителя).
     Меры  по ограничению роста цен обычно применяются в отношении,
так называемых, социально значимых товаров (основных продуктов
питания, некоторых видов лекарств, коммунальных услуг и т.п.) и
распространяются  на определенный период времени (например, в период
повышенной  инфляции).
     С точки зрения экономической теории (на основе анализа графиков
спроса  и предложения) такие меры, как  правило, носят отрицательный
характер. Ведь при неизменно низких ценах  объем спроса стабилизируется
или будет  иметь тенденцию к росту. В  тоже время объем предложения
будет неизбежно падать, что, в конечном счете, приведет к состоянию рыночного  дефицита по той группе товаров, где  цены были «заморожены».
Таким образом, государственная поддержка, как цен спроса, так и
цен предложения (либо одного, либо другого) приводит к  общественным
потерям, если она не направлена на достижение других эффектов
(социальных, политических и др.).
     Фискальная  политика государства, то есть управление налогами,
платежами, пошлинами, сборами и т.п. В общем  случае они являются предпринимательскими издержками и тем самым увеличивают  цену предложения. Если же они частично или полностью перекладываются  на потребителя, то это снижает его  реальный доход, что, в конечном итоге, приводит к сокращению спроса. Так, например, увеличение налоговой ставки приводит к росту цены предложения  и равновесие на рынке восстановится, но при повышенной цене и уменьшенных  объемах спроса и предложения. Аналогично снижение налогового бремени на производителя  положительно влияет на экономическую  систему в целом (уровень цен  снижается, но увеличивается объем  спроса и предложения). Особенно эта  тенденция проявляется в случае высокой эластичности спроса по цене. Понятно, что и сумма налоговых  поступлений в федеральный бюджет (или бюджеты других уровней государственного управления) напрямую связана с размером налоговой ставки. График этой общей зависимости, по данным американского экономиста Артура Лэффера имеет вид, представленный на рис. 2. 


Рис. 2 Кривая Лэффера.
     Из  графика видно, что сумма налоговых  поступлений растет при
увеличении  налоговой ставки до критической  точки А, после чего неуклонно снижается. Это определяется тем, что при достаточно высоком уровне налогов в цене товара объем спроса начинает резко сокращаться, а, в след за ним, падает и объем предложения. В целом это приводит с снижению суммы выручки от продаж, которая и является основой формирования налоговых поступлений. Кроме того, исследования показывают, что при завышенной налоговой ставке, нарастают тенденции увода доходов от налогообложения. Таким образом, изменение уровня налоговых и других фискальных платежей оказывает влияние не только на условия формирования цен и на объем спроса, но и на сумму налоговых поступлений.
     Государственная поддержка потребителей и производителей может осуществляться в виде:
- бюджетного  субсидирования к доходам потребителей (например,
поддержка малообеспеченных слоев населения  в форме доплат);
- субсидирование  к ценам реализации отдельных  товарных групп
(например, поддержание на определенном  уровне цен на социально
значимые  товары);
- субсидирование  производителя (дотации на средства  производства
или прямое финансирование важных экономических  программ).
     Субсидии  к доходам потребителя - это, как правило, прямые
выплаты или снижение налогового бремени  для целевого потребителя, что
приводит  к росту его реального дохода. Это, в свою очередь, определенным образом  увеличивает доходы общества в целом  и, тем самым, приводит к общему увеличению объема спроса (сдвигу кривой спроса). При этом экономическая система  занимает новое равновесное положение  и, даже при некотором увеличении цены, спрос и предложение увеличиваются. Таким образом, эта мера оказывает  положительное воздействие на экономическую  систему. Субсидии к ценам реализации товаров используют для относительного понижения цены предложения с целью расширения спроса и/или относительного повышения цены спроса для стимулирования производителя.
     Эта мера государственного воздействия  аналогична процедуре
фиксации  цен со стороны и может стимулировать  либо только спрос, либо
только  предложение, что, в конечном итоге, приведет либо к дефициту,
либо  к перепроизводству.
     Субсидирование  производителя - осуществляется в форме
частичного  финансирования затрат производителя  при производстве той
или иной группы товаров. Например, частичная  оплата стоимости основных производственных фондов и оборотных средств (например, приобретение сельскохозяйственной техники  и ГСМ на время выполнения посевных и уборочных работ). В общем  случае это приводит к сокращению издержек производства и обращения, а, значит, создает условия для  снижения уровня цены предложения без  изменения его объема. Относительно низкая цена, исходя из общей закономерности, будет стимулировать увеличение объемов потребления. Таким образом, эта мера положительно воздействует на
экономическую систему. Однако она должна носить временный  и
адресный  характер.
      Понятие излишков производителя и потребителя при вмешательстве государства в рыночный механизм ценообразования. «Эффект благосостояния».
     Воздействие государственных механизмов регулирования  международной торговли на экономическое  положение страны может быть описано  через понятия излишков потребителя  и излишков производителя.
     Излишек потребителя и производителя - взаимосвязанные  величины, отражающие взаимодействие спроса и предложения на конкретном рынке товаров и услуг.
     На  нерегулируемом конкурентном рынке  потребители и производители  покупают и продают по текущей  рыночной цене. Однако мы знаем, что  для некоторых покупателей ценность товара превышает эту рыночную цену; если бы понадобилось, они заплатили бы за товар больше.
Излишек потребителя - это совокупная выгода потребителей, равная разнице между ценой, которую они готовы заплатить, и той ценой, которую они платят.
     Например, предположим, что рыночная цена за единицу  товара равна 5 долл., как показано на рис. 3. Некоторые потребители, вероятно, оценивают данный товар очень высоко и заплатили бы за него куда больше, чем 5 долл. Потребитель А, например, заплатил бы за него 10 долл. Однако так как рыночная цена составляет лишь 5 долл., он получает чистую выгоду 5 долл.: величина 10 долл., в которую он оценивает товар, минус 5 долл., которые он должен платить, чтобы получить его. Потребитель В оценивает товар несколько иначе. Он готов за него заплатить 7 долл., и его чистая выгода составит 2 долл. наконец, оценка товара потребителем С в точности совпадает с ценой на рынке 5 долл. Ему безразлично, покупать или не покупать товар, и, если рыночная цена была бы на 1 цент выше, он воздержался бы от покупки. Следовательно, потребитель С не получает никакой выгоды.

Рис. 3 Излишки  потребителя и производителя3
     Для потребителей в совокупности излишек  потребителя — это площадь  фигуры между кривой спроса и линией рыночной цены (т. е. верхний треугольник на рис. 3). А так как излишек потребителя измеряет совокупную чистую выгоду всех потребителей, мы можем определить их выигрыш, или потери от государственного вмешательства, путем измерения итоговых изменений излишков потребителя.
     Излишек производителя представляет аналогичный показатель для производителей. Для некоторых производителей издержки на единицу продукции равны рыночной цене. Однако для других производителей издержки могут быть меньше рыночной цены. Такие производители, следовательно, получают выгоду (прибыль) от продажи этого товара. Для каждой единицы товара данный излишек представляет собой разницу между рыночной ценой, получаемой производителем, и предельными издержками ее выпуска.
     Для рынка в целом излишек производителя  является площадью фигуры кривой предложения вплоть до линии рыночной цены; он отражает ту выгоду, которую получают производители, имеющие более низкие издержки, от продажи продукции по рыночной цене. На рис. 3 это нижний треугольник. А так как излишек производителя измеряет совокупную чистую выгоду производителей, мы можем определить выигрыш или потери производителей от государственного вмешательства, измеряя итоговые изменения излишка производителя.
     Контроль  над ценами, способствуя снижению производства и увеличивая спрос, ведет  к возникновению избыточного  спроса.
     Рис. 4 показывает изменения излишков потребителя и производителя в результате государственного контроля над ценами. Ряд потребителей оказываются вытесненными с рынка за счет возникающего при контроле над ценами нормирования, а производство и объем продаж снижаются с Q0 до Q1. Те потребители, которые продолжают покупать товар, платят за него меньше, и их излишек потребителя увеличивается на величину, равную плошали прямоугольника А. Однако некоторые потребители уже не могут приобрести товар. Уменьшение их излишка потребителя равно площади треугольника В. Чистое изменение излишка потребителя составляет, следовательно, А-В.  
     На  рис. 4 площадь прямоугольника А больше площади треугольника В, что соответствует случаю положительного изменения чистого излишка потребителя.
Те производители, которые по-прежнему находятся на рынке и выпускают Q1 единиц продукции, получают теперь более низкую цену. Они потеряли излишек производителя в объеме, показанном прямоугольником  А.

Рис. 4 Изменения  излишков потребителя и производителя  при государственном контроле над  ценами4
     Валовое производство также снижается. Это  влечет дополнительные потери, изображенные на рисунке треугольником С. Следовательно, общее изменение излишка производителя равно: -А-С. Производители явно терпят убытки в результате контроля над ценами.
     Как показывает рис. 4, контроль над ценами приводит к абсолютному уменьшению совокупных излишков потребителей и производителей, которое называется безвозвратными потерями. Вспомним, что изменение излишка потребителя равно А-В, а изменение излишка производителя  А-С, поэтому общее изменение излишков равно: (А-В)+(-А-С)=-В-С. Таким образом, мы получаем безвозвратные потери, которые показаны треугольниками В и С на рис. 4. Эти потери являются следствием возникшей в результате контроля над ценами неэффективности; уменьшение излишка производителя превышает увеличение излишка потребителя.
     Если  политики оценивают излишек потребителя  выше, чем излишек производителя, то возникающие вследствие контроля над ценами безвозвратные потери могут не иметь большого политического  значения. Однако, если кривая спроса очень неэластична, контроль над ценами может привести к чистой потере излишка потребителя, как показано на рис. 5. На этом рисунке площадь треугольника В, которая равна потерям потребителей, вытесненных с рынка в результате нормирования товаров, больше плошали прямоугольника А, показывающего выигрыш потребителей, имеющих возможность приобрести товар. Низкая эластичность спроса означает, что потребители оценивают товар очень высоко, и в этом случае вытесненные с рынка потребители теряют очень много.
     

     Рис. 5 Последствия государственного контроля над ценами, если спрос на товар  неэластичен.5 
 
 
 
 
 

       Политика  государства «минимальных цен»  на рынке труда.
     Государственная политика иногда заключается в том, что бы поднять цены выше уровня, обеспечивающего равновесие спроса и предложения, а не снизить их. К таким примерам можно отнести регулирование цен на авиабилеты Управлением гражданской авиации, Закон о минимальной заработной плате и разнообразные постановления по сельскому хозяйству. (Большинство квот и пошлин также имеет такую направленность.) Один из способов установления цен, превышающих равновесные, - прямое регулирование, при котором цены ниже определенного минимального уровня считаются незаконными.
     На  рис. 6 мы видим, что если производители  правильно прогнозируют, что они  смогут продать только меньшее количество продукции Q3, величина чистых потерь, благосостояния выражается площадью треугольников В и С. Но, производители могут не ограничить свой объем производства уровнем Q3. Что происходит, если производители считают, что они смогут продать любое количество продукции по более высокой цене, и соответственно увеличивают выпуск?

Рис. 6 Снижение благосостояния в случае, когда цена выше уровня, обеспечивающего равновесие спроса и предложения.6
     Эта ситуация показана на рис. 7, где Pmin обозначает минимальную цену установленную государством. Теперь предложение равно Q2, спрос — Q3, а разница между Q2 и Q3 представляет собой избыточное, нереализованное предложение. Проследим теперь за итоговыми изменениями излишков потребителя и производителя.
     Те  потребители, которые по-прежнему покупают товар, должны теперь платить более высокую цену, и благодаря этому излишек потребителя уменьшается на величину, равную площади прямоугольника А на рис. 7 Некоторые потребители вообще покидают рынок из-за более высокой цены, а соответствующие потери излишка потребителя представлены площадью треугольника В. Следовательно, итоговые изменения излишка потребителя составят:
                                              ?CS = - A - B.

Рис. 7 Минимальная  цена.7
Очевидно, что в результате такой политики благосостояние потребителе
снизится.
     Производители получают более высокую цену за проданные  ими товары, что приводит к росту  их излишка, представленного площадью прямоугольника А. (Прямоугольник А отражает перемещение денег от потребителей к производителям.) Однако снижение объема сбыта с Q0 до Q3 также приводит к уменьшению излишка, что отражено треугольником С. Наконец, рассмотрим издержки производителей при расширении производства с Q
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.