На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безработица в Республике Беларусь, динамика, пути сокращения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………5
  1 Безработица, ее причины и измерение……………………….…..6
  2 Виды и формы безработицы. Тенденции безработицы в      
    рыночной  экономике………………………………………….....14
  3Безработица в Республике Беларусь, динамика, пути
   сокращения.......................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….38
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     В условиях рыночной экономики большое  значение приобретает проблема безработицы. Занятость и безработица, характеризующие  рынок труда, и использование  имеющихся трудовых ресурсов – это  не только экономические категории, но и важнейшие социальные индикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения. Рыночная экономика не может существовать без рынка труда, основным результатом  функционирования которого является формирование определенного уровня занятости  населения. Так и невозможно найти  в мире страну, где не было бы безработицы. Проблема безработицы затрагивает  каждого без исключения жителя страны, особенно остро она проявляется  в последние годы. Каждый человек  когда-либо сталкивался, прямо или  косвенно, с этой серьезной проблемой. Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила.
     Поддержание занятости – важнейшая цель экономической  политики государства. Ведь безработица связана с экономическим развитием и с изменением потребностей в рабочей силе, с социальным статусом и психологическим состоянием человека. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей её решения является не просто важным, но и актуальным на данный момент вопросом.
     Так, целью курсовой работы является изучение сущности безработицы, ее видов, формы проявления, а также путей сокращения безработицы в Республике Беларусь.
     Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
    изучение понятия безработицы, ее причины и измерение;
    определение основных видов и форм безработицы;
    определение и анализ особенностей безработицы в Республике Беларусь;
    выявление путей сокращения безработицы в Республике Беларусь.
     Основу  для исследования составили статистические материалы, научные статьи, учебная  литература по макроэкономике, правовые акты и другие источники информации, которые позволили решить поставленные задачи, таким образом, достигнув определенной мной цели работы. 

1 БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ИЗМЕРЕНИЕ
     Безработица – это социально- экономическое  явление, при котором часть рабочей  силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров  и услуг. Безработные и занятые  составляют экономически активное население  страны, т.е. формируют рабочую силу.
     Прежде, чем рассматривать безработицу, необходимо четко определить, кого следует считать безработным. По определению Международной организации труда (МОТ), «к безработным относятся лица, достигшие трудоспособного возраста, которые в отчетный период:
     – не выполняли никакой работы;
     – занимались поиском работы;
     – были готовы приступить к работе немедленно (в течение 2 недель);
     – лица, обучающиеся по направлению службы занятости;
     – учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней [20, c. 76].
     Правоприменительная практика многих зарубежных стран может  отличаться от рекомендаций МОТ. Так, например, в США для получения статуса  безработного необходимо предпринять  не менее одной попытки поиска работы в течение месяца, в Японии – одну попытку в течение последней  недели. В Германии этот статус получают потерявшие работу лица, проработавшие  до этого не менее 150 дней.
     По-разному  в странах относятся к таким  категориям населения, как впервые  ищущие работу и возвращающиеся на работу после длительного перерыва. К ним относится молодежь и  женщины, оставившие работу в связи  с рождением и воспитанием  детей. Основной же массив безработных  – это лица, уволенные с предприятий  и имеющие стаж работы.
     В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике  и производстве, закрытия предприятий, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию [9].
     Таким образом, к рабочей силе, или экономически активному населению, относится  та часть трудоспособного населения, которая хочет и может работать, включая занятых и безработных. Занятыми считаются граждане:
     - работающие по найму, в том  числе выполняющие работу за  вознаграждение на условиях полного  или неполного рабочего времени,  а также имеющие иную оплачиваемую  работу (службу);
     - временно отсутствующие в связи  с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами;
     - самостоятельно обеспечивающие  себя работой, в том числа  предприниматели, а также члены  производственных кооперативов;
     - избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;
     - проходящие службу в Вооруженных  Силах, внутренних и железнодорожных  войсках, органах государственной  безопасности и внутренних дел;
     - трудоспособные граждане, обучающиеся  в общеобразовательных школах, ПТУ,  а также проходящие очный курс  обучения в высших, средних специальных  и других учебных заведениях;
     Занятые делятся на работающие полную и неполную рабочую неделю. Таким образом, к  занятым относят ту часть населения, которая хочет и может работать, и работает. Вместе с тем, с течением времени работающие люди могут стать  и безработными и наоборот. Подобное движение рабочей силы наглядно изображено на рисунке 1.1: 

Рабочая сила
 Занятые (работающие):
    вновь нанятые
    вернувшиеся на свои рабочие места
Безработные:
    потерявшие работу
    временно не работающие
    ушедшие по собственному желанию
     
Нашедшие работу
Вышедшие пенсию Временно  покинувшие
работу
Переставшие искать работу Повторно вступившие в РС Вновь вступившие в РС
     
           Не  входят в состав РС
        лица, не достигшие 16 лет
        лица, находящиеся в спецучреждениях
        выбывшие из состава РС
 
Рисунок 1.1 – Движение рабочей  силы
     Таким образом, безработным считается тот, кто хочет, может работать и активно ищет работу, но пока ее не имеет. В Беларуси по Закону Республики Беларусь безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-ти летнего возраста, пенсионеры (кроме инвалидов III группы).
     Но  принятая система учета безработицы  в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии рынка труда, поскольку большинство безработных  не регистрируются на биржах труда, предпочитая  искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных  посреднических структур.
     Итак, из кого же сегодня состоит та часть  экономически активного населения, которое действительно остается востребованной на рынке труда? Прежде всего, из тех, кто, будучи не занятым, ищет рабочее место, затем тех, кто  хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другую или дополнительное рабочее место, и, наконец, занятых, но рискующих потерять рабочее место. Суммарно они и  формируют предложение труда. Спрос  же на труд предъявляют владельцы  рабочих мест. Он складывается из числа  вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.
     Современный рынок рабочей силы делится на 2 сегмента:
    первый охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости.
    второй - охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Сегодня велика незанятость среди высококвалифицированных кадров, имеющих высшее и среднее специальное образование, т.к. наблюдается перевес вакансий, требующих ручного мало- неквалифицированного труда. Так, стабильное сокращение занятости наблюдается в наукоемких и технически сложных производствах обрабатывающих отраслей, продукция которых не является конкурентоспособной на мировых рынках.
     Состояние безработицы характеризуется двумя  показателями, которые дополняют  друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность  безработицы. Уровень безработицы  определяется отношением официально зарегистрированных  полностью безработных к численности  самодеятельного населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы своего труда. Однако сам  по себе показатель уровня безработицы  не позволяет получить достоверное  представление о состоянии рынка  труда с точки зрения занятости. Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в самодеятельном населении, не учитывает фактор времени, т. е. продолжительность пребывания людей без работы. Поэтому более  высокий показатель уровня безработицы  может оказаться для экономики  предпочтительнее по сравнению с  менее низким показателем, если в  первом случае сроки продолжительности  безработицы окажутся значительно  короче по отношению к безработице  во втором случае.
     Споры по поводу определения уровня безработицы  при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Уровень безработицы – это  процент безработной части рабочей  силы. 

Уровень безработицы = (безработица/рабочая  сила) ? 100%           (1) 

     Статистическое  управление министерства труда пытается установить количество работающих и  безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.
     Точная  оценка уровня безработицы осложняется  из-за следующих факторов:
          Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
          Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
          Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.
     Таким образом, хотя уровень безработицы  является одним из важнейших показателей  экономического положения страны, его  нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.
     На  первый взгляд причины безработицы  очевидны: слишком много работников претендует на слишком малое количество рабочих мест.  Однако в течение 50 лет это простое явление было сложнейшей головоломкой для экономистов.
     Существует  несколько основных теоретических  направлений, объясняющих причины  безработицы:
     1. Классическое объяснение (доминировало среди экономистов в 30-е годы до появления кейнсианства): безработицу вызывает слишком высокая заработная плата. Если заработная плата поднимается выше того уровня, когда все, кто ищет работу, ее находят, то возникает избыток предложения на рынке труда, т.е. безработица. Рынок труда рассматривается как внутренне неоднородная и динамическая система связей, подчиняющаяся рыночным законам. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос и предложение труда. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица , то она воздействует на цены в сторону их понижения , а следовательно, и снижение заработной платы до тех пор ,пока не устанавливается равновесие на рынке труда. Классическая модель основывается на саморегулировании рынка труда и безработицы.
     Многие  экономисты, как зарубежные так, и  отечественные считают высокий  уровень заработной платы или  ее рост главными причинами сокращения спроса на труд, а низкий уровень  заработной платы или ее уменьшение – средством увеличения занятости. При этом они ссылаются на закон  спроса и предложения. В частности, в учебнике, написанном известным  американским экономистом Н.Г. Мэнькью, подчеркивается, что «жесткость реальной заработной платы уменьшает вероятность трудоустройства и повышает уровень безработицы». Под жесткость заработной платы он понимает ее постоянство и рост, как следствие принятия законов о минимальной заработной плате, действие профсоюзов и применение на фирмах стимулирующих систем заработной платы. Поскольку заработную плату включают в издержки производства, ее рост вызывает повышение цен на выпускаемую продукцию, следствием чего может оказаться снижение спроса, а значит, и сокращение объемов производства и занятости.
     Позиция некоторых авторов такова: «прямым  следствием решения о минимальной  заработной плате является сокращение числа принимаемых на работу и  увеличение безработицы…» Наиболее разумной политикой, обеспечивающей оптимальное  соотношение оплаты с занятостью, является поддержание устойчивого  общего уровня заработной платы. Это  положение подтверждается тем фактом, что в странах с развитой рыночной экономикой в последнее десятилетие  наблюдается рост заработной платы, широкое применение различных поощрительных  систем как в сфере производства так и в сфере услуг. Именно при таких условиях обеспечивается развитие этих стран и увеличение занятости.
    Марксистское объяснение исходит из того, что безработица зависит от динамики органического строение капитала в процессе его накопления и от темпа самого накопления, которое постоянно производит и при том пропорционально своей энергии и своим размерам относительно избыточное, т.е. избыточное по сравнению со средней потребность капитала, а потому излишнее или добавочное население.
     Развитие  крупной промышленности при капиталистическом  способе производства является необходимой  предпосылкой колебания спроса на рабочую  силу, без которых как указывал В.И. Ленин, не может существовать капитализм, если при этом нет избыточной рабочей  силы. Таким образом, при капиталистическом  способе производства обеспечить всех желающих в рабочих местах невозможно по определению. В условиях частной  собственности на средства производства промышленнику выгодно иметь  резервную армию труда. Ею можно  манипулировать, как угодно, преследуя  интересы капитала. При этом была выявлена только одна причина безработицы - избыточное рабочее население как необходимый  продукт накопления капитала. Безработица  представляется в виде неискоренимого порока капиталистического общества.
     Безработица представляет собой с социологической  точки зрения нарушение нормального  взаимодействия людей по поводу купли-продажи  рабочей силы, когда зачастую искусственно создается дефицит рабочих мест и возникает резервная армия  труда. Безработица – вечная спутница капитализма. Избыточное рабочее население  является не только следствием накопления, но оно составляет условие развития капитала, поскольку капиталистическая  экономика развивается циклически, а в моменты ее оживления требуется резервная рабочая сила. В периоды кризиса она вновь выталкивается, чтобы образовать резерв для будущего подъема.
    Кейнсианское объяснение. Кейнс создал собственную теорию занятости, согласно которой единственным параметром, с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса. Он не отрицал, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости, а ставил под сомнение действенность такого подхода.
     Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы  в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего  экономическую нестабильность и  ее составляющую - безработицу. Кейнс  заметил, что по мере роста национального  хозяйства в развитом рыночном хозяйстве  у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его  часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень  так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса сокращает  интерес вкладывать капитал, и, как  следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может  свертываться, что приводит к безработице. В рамках кейнсианской концепции  на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распространяется увеличение общего спроса между разными  отраслями, т.е. структура совокупного  спроса. Эффективное средство обеспечения  достаточного уровня занятости - это  расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных  размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном  вмешательстве в управление макроэкономическими  процессами. А механизм ее реализации базируется на закономерностях и  явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям), а также  на мультипликативной связи между  главными экономическими показателями.
    Современное объяснение: безработица – следствие деформации деформации и инерционности рынка труды. Безработные люди и свободные места всегда, постоянно существуют и возникают, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многими обстоятельствами. Автоматизация производства, внедрение современных информационных технологий, охватывающих практически все отрасли, как производства, так и сфер обслуживания, лишает часть людей места работы. Факторами, усиливающими рост безработицы, выступают также удлинение рабочего дня и повышение интенсивности труда. Чем больше часов работают занятые на предприятиях, чтобы не оказаться в числе уволенных, чем выше их интенсивность труда, тем меньше в каждый данный момент спрос на рабочую силу. Следовательно, чрезмерный труд занятой части рабочих обуславливает вынужденную праздность другой ее части. И наоборот, рост безработицы обрекает занятых рабочих на чрезмерно интенсивный труд. Наличие на рынке труда устойчивой безработицы свидетельствует о действии на рынке труда неконкурентных факторов, способствующих устойчивому характеру отклонения заработной платы вверх от ее равновесного уровня. К таким факторам можно отнести деятельность правительства, которое в законодательном порядке может воздействовать на интересы предпринимателей и работников и регулировать условия и уровень оплаты труда. Другим фактором является деятельность профсоюзов. Усилия профсоюзов направляются на защиту интересов работников, на повышение уровня оплаты их труда. Добиваясь превышения фактического размера заработной платы над ее равновесным уровнем, что часто приводит к негативным изменениям на рынке труда, увеличению численности безработных.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 ВИДЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. ТЕНДЕНЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
     Современные экономисты рассматривают безработицу  как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В  этой связи большое внимание уделяется  анализу типов безработицы. Критерием  разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения  и продолжительность, а основными  типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.
     Рассмотрим  каждый из этих типов безработицы.
     Фрикционная безработица - безработица, обусловленная увольнением по собственному желанию с целью поиска новой, более подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства и существует всегда и везде. Так, в США в конце 80-х годов примерно 50% безработных были таковыми менее 5 недель, а 80% безработных - примерно 14 недель. Это говорит о том, что американскую безработицу можно считать в значительной мере фрикционной, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности рынка рабочей силы, нормальном процессе перераспределения ресурсов в экономике, а не о серьезной социальной проблеме.
     Причинами фрикционной безработицы могут  быть получение нового образования, перемена места жительства, выход  из отпуска по уходу за ребенком, предложение работать по смежной, более  выгодной профессии в иной организации  и другие.
     Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи  между несовпадением увольнения с одних организаций и наймом работников другими организациями, перемещений от одних профессий  к другим, из одних отраслей, регионов в другие. Повышение благосостояния может способствовать росту фрикционной  безработицы.
     Ее  снижению может служить совершенствование  информированности ищущих работу о  наличии вакансий, характере и  особенностях свободных рабочих  мест.
     Фрикционная безработица имеет место прежде всего в рыночной экономике, а  также в любых иных экономических  системах. Четкой организацией системы  информирования населения и его  трудоустройства можно свести до минимума фрикционную безработицу, однако ликвидировать ее как экономическое явление в принципе невозможно [23, с.78].  
     Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Потому что получение более высокооплачиваемой работы означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта.
     Более сложная форма безработицы - структурная безработица - как правило, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им быстро найти необходимую работу.
     Такое положение обусловлено несоответствием  спроса и предложения на труд. И  это несовпадение связано с технологическими изменениями в производстве, которые  порождают и структурные изменения  в спросе на рабочую силу. По этой причине структурную безработицу  еще иногда называют технологической. Под влиянием технологически изменений  спрос на некоторые виды профессий  прекращается, и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменения  территориального распределения рабочей  силы, в результате чего в отдельных  регионах может накапливаться незанятое  население. Так, в 90-е годы в странах  СНГ безработица возрастала в  значительной мере за счет структурного компонента, так как, с одной стороны, спрос на многие специальности стал резко падать (инженеры, проектировщики, научно-исследовательские работники  и т. д.), а с другой - появилась  потребность в новых профессиях (банковские служащие, бухгалтеры, коммерсанты, менеджеры, программисты и пр.) [6, с.251].
     В результате роста структурной безработицы  возникает необходимость формирования эффективной системы переквалификации высвобождаемых работников, оперативного обеспечения профессионально-квалификационной переориентации, подготовки и адаптации  работников к новым потребностям рынка. Как составная часть политики занятости структурная безработица  определяет направления и пути формирования профессионально-квалификационной, отраслевой, территориальной, демографической  и иных структур занятости населения, сопоставляя их с социальными  целями, задачами и перспективой экономического развития страны, региона, экономической  зоны.
     Структурная безработица отличается от фрикционной тем, что имеет более продолжительный характер. Фрикционные безработные, как правило, имеют возможность получить работу без дополнительной переподготовки, так как на рынке труда спрос на и профессии сохраняется. Напротив, структурным безработным требуется иногда не только переподготовка, но и смена места жительства.
     Наличие в экономике лишь фрикционной  и структурной безработицы экономисты характеризуют таким понятием, как  естественная безработица. Оно было введено в экономическую науку  М. Фридменом в 1968 году и независимо от него разработано другим американским ученым - Э. Фелпсом.
     Естественную  безработицу еще называют нормальной, предельно допустимой. Она представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговременное устойчивое равновесие рынка труда.
     Естественная  безработица характеризуется наилучшим  для поступательного развития экономики  резервом потенциальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные  перемещения в зависимости от изменения спроса и обусловленных  им потребностей производства [23, с.76].
     По  существу, естественная безработица - это доля безработных, которая соответствует  целесообразному уровню полной занятости  в экономике, то есть потенциальному ВНП.
     Понятие полной занятости не означает, что  все люди трудоспособного возраста заняты в общественном производстве, поскольку наличие в экономике  фрикционной и структурной безработицы  неизбежно.
     Уровень безработицы при полной занятости  определяется целым рядом факторов и прежде всего минимальной заработной платой. Ее низкий уровень способствует тому, что удлиняются сроки поиска работы молодежью, впервые ищущей работу, а также теми безработными, которые  ищут более высокооплачиваемую работу. На естественный уровень безработицы  влияют также существующая система  социального страхования по безработице, авторитет профсоюзов, склонность людей  к трудовой деятельности, различия в темпах роста по секторам экономики, налоги и т. д. Поскольку эти факторы  изменчивы, то и величина естественной нормы безработицы с течением времени меняется.
     Расчеты показывают, что естественная норма  безработицы растет под влиянием динамики фактической безработицы. Увеличение безработицы в периоды спадов производства завершается возвращением ее не к исходному уровню, а к более высокому естественному уровню. Так, если в первой половине 70-х годов она составляла в ФРГ 1.1%; Канаде - 6.5%; в США -5.4%, то в середине 80-х годов она была соответственно равна: 7.2; 10.5; 7.2%. Это объясняется как “ржавлением” человеческого капитала, так и разной рыночной властью работающих и безработных. Последние не участвуют в переговорах об условиях труда и о ставке заработной платы, а работающие заинтересованы в том, чтобы увеличение спроса на труд в фазе подъема трансформировалось в повышение ставки заработной платы, а не проявлялось в росте числа занятых.
     Для определения уровня естественной безработицы  экономисты используют среднюю величину фактической безработицы за длительный период. Средняя величина, взятая за 40-50 лет, сглаживает циклические колебания. При таком расчете естественный уровень безработицы за период с 1948 по 1985 года в США составил 5.6% [6, с. 252].
     На  конец 90-х годов в странах с  развитой рыночной экономикой он составляет примерно 6.5-7% рабочей силы.
     Безработица на естественном уровне необходима, так  как сдерживает инфляцию. В экономике  с полной занятостью любой всплеск  совокупного спроса оборачивается  ростом уровня цен, поскольку производство не может адекватно отреагировать  на возросший спрос из-за нехватки ресурсов.
     Фактический уровень безработицы в данный период может быть выше естественного  уровня, и в этом случае наблюдается  дефицит совокупного спроса и  циклическая безработица.
     Циклическая безработица - циклообразный, постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу незанятых вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. По величине представляет собой разницу между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла, то есть фактическим уровнем безработицы и естественным: 

Uц = U - U*,                                                 (2) 

     где Uц - уровень циклической безработицы;
     U - фактический уровень безработицы;
     U* - естественный уровень безработицы. 

     Пиковые уровни по масштабу и продолжительности  циклической безработицы имеют  место в периоды спада (кризиса) экономики и достигают минимальных  значений при подъеме производства. Данный вид безработицы считается  самым болезненным для населения  и характеризует состояние рынка  труда в целях, а также по конкретно  рассматриваемым регионам, критериям  населения [23, с.78].
     Наличие циклической безработицы свидетельствует  о неполном использовании производственных ресурсов. В этом случае фактический  объем национального производства ниже потенциального. Если же фактический  уровень ВНП равен потенциальному, то естественный уровень безработицы  равен фактическому. В этом случае циклическая безработица отсутствует, то есть равна 0.
     Следовательно, чем ниже фактический ВНП по сравнению  с потенциальным, тем больше циклическая  безработица 

Yf < Y* => U > U*,                                                (3)
      
     где Yf -фактический объем ВНП;
     Y*-потенциальный  объем ВНП;
     U - фактический уровень безработицы;
     U* - естественный уровень безработицы. 

     Разность  между потенциальным ВНП и  фактическим образует “конъюнктурный разрыв” (разрыв ВНП), анализ которого в 60-е года провел американский экономист  А. Оукен. На основе эмпирических исследований он обнаружил устойчивую связь между  величиной циклической безработицы  и разрывом ВНП.
     Установленную зависимость он выразил формулой 

(Y*- Yf) / Y* = г (U - U*),                                         (4) 

     где Yf -фактический объем ВНП;
     Y*-потенциальный  объем ВНП;
     U - фактический уровень безработицы;
     U* - естественный уровень безработицы.
     г -параметр Оукена, равный 2,5.
     Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если циклическая безработица  увеличивается на 1%, то фактический  ВНП отстает от потенциального на 2.5%.
     Из  закона Оукена также следует, что  если в период спада производство сокращается на 2.5%, то это увеличивает  циклическую безработицу на 1%. Кроме  того, закон утверждает, что ежегодный  прирост реального ВНП должен составлять 2.5%, чтобы безработица  осталась на прежнем уровне, так  как примерно таким темпом ежегодно возрастает численность рабочей  силы.
     Таким образом, анализ форм безработицы показывает, что безработицу на естественном уровне следует рассматривать как  положительное явление в экономике, в то время как циклическую  безработицу - как крайне негативное явление. Циклическая безработица  ведет к снижению благосостояния индивидов из-за падения их доходов. Однако общество в целом несет  большие потери, чем отдельные  его индивиды. Это объясняется  тем, что работающий человек платит обществу налоги, в то время как  безработный не только их не платит, но еще и находится на иждивении  у общества, так как ему необходимо выплачивать пособие по безработице. В целом для общества потери от появления каждого безработного сверх естественного уровня складывается из трех элементов:
    уменьшения дохода индивида;
    пособия по безработице;
    уменьшения налоговых поступлений.
     Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею [15, с.90].
     Исходя  из необходимости учета безработных  и принятия соответствующих государственных  мер по обеспечению работой всех желающих, различают:
    зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
    скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, отправлены в административные отпуска.
     Исходя  из продолжительности существования  безработицы, различают:
    краткосрочную безработицу (до 3-х месяцев и от 3-х до 8-ми месяцев);
    длительную безработицу (от 8-ми до 18-ти месяцев), которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени;
    застойную безработицу (свыше 18-ти месяцев). Этот вид безработицы ведет безработного к полной профессиональной деградации в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных технологических трудовых приемов и процессов. Профессиональная деградация человека часто обусловливает его социальную деградацию, влечет изменение внутренней силы человека, а иногда к скатыванию его в группу люмпенов, бомжей, пьяниц. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко и лишь в результате длительной, индивидуальной кропотливой работы [23, с. 76].
     А.И. Рофе в книге “Экономика труда” выделяет еще и так называемую  институциональную безработицу - безработица, обусловленная правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение. Примером институциональной безработицы может служить наличие чрезмерных социальных выплат, которые вызывают снижение предложения труда, а также способствуют увеличению масштабов безработицы. Практика свидетельствует, что чем больше размер пособия по безработице, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.
     Институциональная безработица может быть вызвана  и введением гарантированного минимума заработной платы. Причиной институциональной  безработицы может быть и несовершенная  налоговая система. Слишком высокие  ставки подоходного налога, сокращая доходы и приближая их к суммам выплат по социальным программам, ограничивают предложение труда, так как нет  смысла работать, и удлиняют сроки  безработицы.
     Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая  возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В  этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться  для части персонала полное рабочее  время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность  работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению  частичной безработицы.
     Существует  еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ДИНАМИКА, ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ
     Безработица как официальное явление было признано в Республике Беларусь в 1991 году, тогда же появились и первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь», к безработным относятся «трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях, или не проходят военной службы, и зарегистрированы в государственной службе занятости» [8].
     Официальный уровень безработицы в Республике Беларусь составил всего 1% на конец  августа 2009 года. [19]
     По  данным Белстата, уровень зарегистрированной безработицы на конец 2010 года составил 0,7% от экономически активного населения  против 0,9% в конце декабря 2009 года. На конец декабря 2010 года на учете  в службе занятости состояли 33,1 тыс. человек.
     Но  в нашей стране оказаться без  работы – это ещё не значит стать  безработным. Официально считается, что  безработный – это человек, который  состоит на учете в службе занятости. Но ведь не каждый безработный захочет  пройти длительную процедуру регистрации. Прежде чем получить статус безработного, необходимо предоставить:
    справку о составе семьи;
    копию свидетельства о рождении детей;
    справку о заработной плате с прежнего места работы за 2 последних месяца;
    открыть счет в банке, если такового не имеется. [19]
     Но  даже не все обратившиеся в службу занятости признаются в последствие  безработными. В 1996 г. изменилось положение о признании лиц, обратившихся в службу занятости, в качестве безработных, и о постановке их на учет. В получении данного статуса отказано безработным, не отработавшим в течение месяца определенное число часов на общественных работах (Декрет №7 от 17.03.1997 г. «О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения»). В 2004 г. порядок регистрации безработных еще более ужесточился, так как были введены дополнительные ограничения. В частности,
    невыполнение требований службы занятости;
    отказ от предложений центром занятости подходящей работы или прохождения профессионального обучения, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению центра занятости;
    невыполнение без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах стали поводом для приостановления выплаты пособия, и в дальнейшем – со снятия безработного с учета. Например, в 2008 г. 23,72% безработных, состоящих на учете, были сняты с учета за невыполнение обязанностей, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». [19]
     Ужесточение процедуры регистрации безработных  и условий выплаты пособия  привело к усугублению дихотомии  рынка труда: официально контролируемым все больше становится вторичный  рынок труда (то есть неквалифицированная  рабочая сила), а первичный рынок  труда перемещается за пределы видимости  государственной службы занятости  населения. Причины такого явления  кроются в самой практике регулирования  занятости в Беларуси. Представителям вторичного рынка труда выгодно  регистрироваться в службе занятости, так как это:
    легализация их бездеятельности;
    статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (в уплате за коммунальные услуги, например).
     Представителям  первичного рынка труда, наоборот, нет  стимула регистрироваться в службе занятости, так как:
    организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд;
    службы занятости располагают сведениями о низкооплачиваемых рабочих местах и вакансиях;
    в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного;
    самым главным аргументом является невысокий размер пособия по безработице, который не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае появления такового пособие не выплачивается. [8]
     По  данным Белстата, средний размер пособия  на одного безработного на октябрь 2009 г. составил 42,9 тыс. руб., в декабре 2010 года составил Br54,2 тыс. Это намного ниже даже установленного ООН статуса бедности (доход в 2 доллара в день) и составляет только 18,8% от бюджета прожиточного минимума в стране (а это, как известно, порог физического выживания).
     Поэтому для квалифицированных специалистов и рабочих регистрироваться в  службе занятости в качестве безработного нет стимулов. Служба занятости предлагает широкий спектр услуг, но очень ограниченной категории граждан из числа нуждающихся  в трудоустройстве. Таким образом, безработными признаются не более 70–80% от обратившихся, а пособие получает только около половины из тех, кто признан безработным.
     Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется высокой долей  женщин, что свидетельствует о  существовании женской безработицы, причем женщины являются более уязвимыми  на рынке труда, чем мужчины. Очевидно, существует определенная дискриминация  в отношении женщин при найме  на работу. Кроме того, мужчины, вероятно, чаще прибегают к параллельной или  неформальной занятости, а социальная незащищенность и отсутствие правовой защиты переносятся ими легче, нежели женщинами. Так, на октябрь 2010 года женщины составляли 56,9% безработных. [10] Но здесь надо сказать, что доля женщин в общей численности безработных все же имеет тенденцию к снижению.
     В общем составе безработных на конец октября 2010 года около половины всех состоящих на учете безработных составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (45,1%), средний возраст безработного составляет 34,4 года [10].
     Значит  правомерно говорить о такой проблеме, как молодежная безработица. Проблема молодежной безработицы частично была решена принятием Советом Министров  Республики Беларусь «Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь». В итоге, среди безработных сократилось число выпускников ПТУ и техникумов, вузов, и возросло число безработных-выпускников общеобразовательных школ (в 1,5 раза). Это является подтверждением факта, что служба занятости в большей степени контролирует вторичный рынок труда. Распределение безработных по уровню образования на 1 июля 2010 года отражено в диаграмме 1. 


Рисунок 3.1 - Состав безработных по уровню образования на 1 июля 2010 года 

     На 1 июля 2010 года основными источниками безработицы стали:
    уволенные по собственному желанию;
    уволенные по соглашению сторон;
    длительно неработающие;
    уволенные по уважительной причине и др. [14]
     Региональные  же различия в уровне и структуре  безработицы в большей степени  выражены не в областном, а в районном разрезе. Среди областей в Беларуси всегда устойчиво выше среднереспубликанского значения уровень безработицы в  Витебской и Могилевской областях, устойчиво ниже – в г. Минске. Более точную картину региональной дифференциации безработицы дают данные районов и городов Беларуси, в соответствии с которыми можно выделить спокойные, напряженные и критические региональные рынки труда.
     Так, на конец 2010 г. уровень безработицы  в Витебской области - с 1% до 0,9%, в Гродненской - с 0,9% до 0,8%, в Гомельской - 1%, в Брестской - 0,9%, в Могилевской - 0,8%, в Минской - 0,7%, в г.Минске - 0,3%.
     Крупные многофункциональные города имеют  более спокойные рынки труда. Это объясняется диверсифицированной  многопрофильной структурой производственно-хозяйственного комплекса, наличием более широких  возможностей для трудоустройства. Среди рынков труда малых и  моногородов 36% попали в разряд критических  или напряженных, среди преимущественно  сельскохозяйственных – 45%. Следует  отметить различную амплитуду колебаний  конъюнктуры рынка труда и  уровня безработицы. Так, если в Минской  области самый напряженный показатель конъюнктуры рынка труда составил 2 безработных на 1 вакансию, то, например, в Новолукомле Витебской области – 253, в г. Василевичи Речицкого р-на Гомельской области – 94, в г. Давыд-Городок Столинского р-на Брестской области – 65. Наиболее высоких значений этот показатель достигает именно в малых городах и моногородах. Очевидно, узость производственно-хозяйственного комплекса города, неразвитость инфраструктуры регионального рынка труда, ограниченность малого и среднего бизнеса, сферы услуг приводят к росту напряженности регионального рынка труда. К тому же из года в год речь идет об одних и тех же регионах: это, как правило, небольшие города и городские поселки с монопроизводственной структурой (города Новолукомль, Светлогорск и др.) и бывшие военные городки (Поставский, Ганцевичский, Петриковский
     Особенностью  Республики Беларусь является также  наличие скрытой безработицы, причем можно говорить о двух ее видах:
    скрытая безработица в сфере формальных трудовых отношений, то есть которой охвачены занятые работники. Ее параметры можно оценить по масштабам неполной вынужденной занятости. Уровень скрытой безработицы этого вида составил в 2009 г. 4,42%, причем за 2002–2009 гг. он снизился вдвое;
    срытая безработица в сфере неформальных трудовых отношений-то есть, которой охвачены лица из численности экономически неактивного населения. Это часть фактически безработных, которые нигде не работают, ищут работу и приступают к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе параметров и структуры экономически неактивного населения. Численность экономически неактивного населения в Беларуси постоянно растет, причем в ней возрастает доля «прочего неактивного населения» – то есть трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (ориентировочно 828,2 тыс. чел. в 2009 году). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений – по разным оценкам, около 300 тыс. чел. Порядка 50 тыс. чел. выезжают в страны дальнего зарубежья, и их также нельзя отнести к безработным. Часть экономически неактивного населения занимаются работой в личном подсобном хозяйстве, маятниковой трудовой миграцией в приграничных районах Беларуси, определенную часть «прочего» экономически неактивного населения можно отнести к асоциальным элементам (бомжи, тунеядцы). Таким образом, оставшуюся часть прочего экономически неактивного населения (около 153 тыс. чел.) можно отнести к безработным. [8]
     Безработица в Беларуси не является долгосрочной (то есть длится менее одного календарного года), но это явление в Беларуси также имеет свою специфику. Длительная безработица очень показательна по своим социально-демографическим  характеристикам. Например, в Витебском  районе среди длительно безработных:
    около 40% в возрасте старше 50 лет;
    90,9% – женщины;
    72% длительно безработных имеют среднее образование;
    28% – среднее специальное образование (преимущественно специальность зоотехника);
    18,2% – это уволенные госслужащие (женщины предпенсионного возраста), которые имеют среднее специальное образование и не стремятся искать работу, поскольку имеют пособие в размере среднемесячной заработной платы за последние два месяца до увольнения и личное подсобное хозяйство;
    36,4% – это матери-одиночки (в том числе многодетные) или имеющие на иждивении престарелых родственников. Им статус безработного позволяет получать пособия на детей, жилищные субсидии. Они также не хотят работать и не ищут работу. Они отказываются практически от всех предложений по трудоустройству [19].
     Более того, долгосрочная безработица больше характерна для сельскохозяйственных районов и моногородов, то есть, мест, где практически не создаются  рабочие места, в то время как  мобильность рабочей силы никак  не поощряется. Тем не менее, в 2006–2009 гг. произошло увеличение численности безработных, находившихся без работы более одного года, с 12 до 17%. При этом сохраняются региональные различия – средняя продолжительность безработицы увеличилась в Брестской и Могилевской областях, в то время как в г. Минске и Минской области она сократилась.
     Обобщая портрет длительно безработного, следует отметить, что это:
    либо преимущественно женщина без образования в возрасте 40–49 лет или предпенсионного возраста, использующая статус безработной для получения субсидий для детей, справок и подрабатывающая без оформления трудовых отношений на рынке. Практически служба занятости ими воспринимается как орган социального обеспечения;
    либо низкоквалифицированные и недисциплинированные работники, которые ведут аморальный образ жизни, сами не хотят работать и никто не хочет нанимать таких работников (удельный вес 36,3%) [19].

     Далее рассмотрим основные причины безработицы  в республике.

     В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах, наших торговых партнерах, взаимная задолженность  по платежам, разбалансированность мировых  цен и валютных курсов сказались  на ухудшении условий работы белорусских  экспортно-ориентированных предприятий. Некоторые предприятия были признаны банкротами, что прямым образом повлияло на число людей, оставшихся без работы. Отдельные производства вынуждены  были перейти на сокращенный график работы, что также является основной причиной так называемой, скрытой  безработицы в Беларуси на данный период [9].
     Процессы  увеличения уровня безработицы также  тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных  институтов на изменения на рынке, с  другой крайне низкий уровень профессионального  образования и переквалификации. Все это обуславливает все  более отчетливую структурную безработицу.
     Структурная безработица является доминирующей формой безработицы в Беларуси. Это  прослеживается и в следующих  фактах. Рынок труда по-прежнему ориентирован в основном на применение мужской рабочей силы по рабочим  профессиям. Имеет место дефицит  квалифицированных кадров. Наиболее востребованы работники с опытом работы по имеющейся у них профессии (специальности). Повсеместно на рынке  рабочей силы устойчивым спросом  пользуются работники строительных профессий и металлообрабатывающего профиля, слесари по наладке и  ремонту оборудования, электромонтеры, водители автомобиля, среди специалистов – врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности – механизаторы, трактористы, животноводы, операторы  машинного доения, ветврачи, зоотехники и другие. Ряд нанимателей, особенно в сельской местности, представляют вакансии с низкой оплатой труда, что затрудняет их заполнение [10].
     В то же время рынок рабочей силы перенасыщен рядом специалистов. Отсутствие механизма, регулирующего  трудоустройство выпускников учебных  заведений, также приводит к возникновению  серьезных проблем.
     Как причину безработицы в Беларуси выделяют также то, что низкая эластичность предложения на рынке труда и  низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест [10].
     Значимой  проблемой является присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий  крайне ограничивает для местного населения  возможности в сфере приложения труда. [8]
     Сложно  решаются вопросы трудоустройства  отдельных категорий граждан  ввиду низкой конкурентоспособности  на рынке труда (молодежи без практического  опыта работы, женщин, инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также имеющих  длительный перерыв в работе).
     Среди безработных (на 1.01.2011 г.) каждый пятый относится к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы, каждый седьмой не имеет профессии, каждый десятый ранее не работал и ищет работу впервые [10].
     Таким образом, безработица в Республике Беларусь имеет свои особенности, главной  из которых является низкий уровень  официально зарегистрированной безработицы, который значительно отличается от реального, что связано с несовершенной  системой регистрации безработных; и состав безработных (т.е. преобладание женского населения и молодежи, а  также лиц со средним специальным  образованием). Важной отличительной  чертой является потребность в рабочих  специальностях, которая в 4 раза превышает  спрос на служащих и специалистов.
     Политика  занятости в Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности государства и направлена на снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке.
     Далее об этом более подробно.
     В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующем  Законе о занятости населения (от 30. 05. 1991 г.):
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.