На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Обязательное страхование как элемент государственного регулирования рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
      государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 
      Российский  государственный университет туризма  и сервиса 
      ИНСТИТУТ  СЕРВИСА (ФИЛИАЛ) 
 

                    Курсовая работа
 
    по  дисциплине: Страховое дело
                                                              на тему:
              «Обязательное страхование как элемент             
                  государственного регулирования рынка.» 
 
 

                                                                                  Выполнил:
                                                                                  студент группы ФКД-406
                                                                                  5-ого курса
                                                                                  Абдулкаримов Р.Н.
                                                                                  Проверила:
                                                                                 преподаватель
                                                                                  Пушкина И.В.                
           
                                              Москва 2010
                                                 Содержание 

      Введение………………………………………………………………3 

      Глава 1. Обязательное страхование……………………………...5
      1.1 Понятие и цель обязательного страхования……………………......5
      1.2 Основные принципы обязательного страхования…………………8
      1.3 Виды обязательного страхования…………………………………..9
      1.3.1Обязательное медицинское страхование………………………….9
      1.3.2 Личное страхование пассажиров………………………………….11
      1.3.3 Обязательное страхование автогражданской ответственности…13 

      Глава 2. Обязательное страхование  как элемент государственного регулирования рынка……………………………………………………15
      2.1 Проблемы и задачи государственного регулирования страховой организации в РФ…………………………………………………………..15
      2.2 Государственный надзор за страховой  деятельностью.………20
      2.3 Лицензирование страховой деятельности………………………27
      2.4 Анализ обязательного страхования  автогражданской ответственности на примере ОСАГО……………………………………..29 

      Заключение…………………………………………………………33 

      Список  литературы………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        
         Введение 

      Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.
      Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают  потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации  недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев  (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).
      Становление новой системы хозяйствования в  Российской Федерации  вносит принципиальные изменения в организацию страхового дела.
      Теперь  рыночные преобразования, трансформирующие экономические отношения, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несёт за это ответственность, предъявляют к страхованию новые требования.
      Актуальность  рассматриваемого вопроса усиливается  еще и потому, что в современном  обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом   страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.)
      Для реализации возможностей страховой  отрасли нужна активная государственная поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту.
      В первой главе данной работы раскрывается сущность страхового рынка, его структура, а также современное состояния рынка страхования в Российской Федерации.
      Вторая  глава посвящена исследованию участию  государства в сфере страхования.
      В работе использованы учебники и учебные  пособия, материалы периодической печати (журнал «Финансы», «Страховое дело» и др.)
 

       ГЛАВА 1 ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ  

1.1 Понятие и цель обязательного страхования.
       
     В данном определении следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты. Во-первых, законодатель обращает внимание на цель обязательного государственного страхования - обеспечение социальных интересов граждан и интересов государства, акцентируя тем самым внимание на защитно-обеспечительной функции страхования вообще и обязательного государственного страхования в частности. Во-вторых, в названной статье определяется источник средств, из которых осуществляется обязательное государственное страхование, бюджет соответствующего уровня, а также указываются лица, которым данные средства выделяются (страхователи), министерства и другие органы исполнительной власти. В-третьих, говорится, что обязательное государственное страхование может осуществляться в отношении жизни, здоровья и имущества определенных категорий
-государственных-служащих.  
Тем самым ограничивается число граждан, подлежащих обязательному государственному страхованию, - только государственные служащие, а равно круг объектов страхования, а именно: жизнь, здоровье и имущество указанных лиц. Из приведенного определения следует также, что обязательное государственное страхование осуществляется исключительно государственными страховыми или иными государственными организациями
-(страховщиками). 
     Но данное определение обязательного государственного страхования не позволяет отграничить отношения, складывающиеся при нем, от отношений принципиально иных по своему характеру, а именно юридической ответственности.
-Осложняет-расчленение-понятий-ответственности работодателя перед служащим и обязательного государственного страхования еще и то, что в большинстве нормативных актов,  
регулирующих порядок прохождения службы отдельных категорий государственных служащих, нормы об обязательном государственном страховании содержатся в одних и тех же статьях совместно с нормами о компенсации государственным служащим личного и имущественного вреда, причиненного им при выполнении служебных обязанностей. 
         Обязательное страхование вообще и обязательное страхование наемных работников в особенности носит исключительный характер, то есть появление такого рода страхования возможно лишь в случаях, специально предусмотренных законом или административным актом, устанавливающим порядок и условия проведения данного рода страхования. Тем не менее обязательное страхование наемных работников имеет глубокие корни в России. Так, еще до революции было предусмотрено государственное обязательное страхование фабричных рабочих, что обусловливалось повышенной степенью опасности работы на станках того времени.        

        Цель же обязательного государственного  страхования - защита социальных интересов граждан и интересов государства путем обеспечения вероятных материальных потребностей государственных служащих и членов их семей, вызванных причинением государственным служащим имущественного ущерба и (или) вреда их жизни и здоровью,  
и создания специального денежного фонда (страхового фонда). Основанием же возникновения правоотношения по обязательному государственному страхованию является не наступление страхового случая (последний служит основанием возникновения права требования у застрахованного лица и выгодоприобретателя к страховщику выплаты страхового обеспечения (возмещения),
-а-заключение-договора-между-соответствующим государственным органом и страховой государственной организацией (речь о-некоторой-специфике-данного-договора-пойдет-ниже). 
     Обязательное государственное страхование мы не можем отнести ни к одной из вышеназванных форм организации страхового фонда. Оно не может быть рассмотрено как самострахование хотя бы потому, что призвано обеспечить потребности третьих лиц. Нельзя рассматривать его и как централизованный резервный фонд, поскольку закон не указывает организацию,
-ответственную-за-образование-данного-фонда.  
Не можем мы говорить об обязательном государственном страховании как о собственно страховании в силу того, что образование фонда осуществляет не страховая организация из децентрализованных источников: денежные средства, необходимые для выплаты страховых обеспечений (возмещений), передаются целиком соответствующим органом исполнительной власти, из данного источника страховой компании возмещаются и расходы на организацию
-страхования. 
     Для обязательного государственного страхования характерны следующие правоотношения. Во-первых, правоотношения между соответствующим государственным органом как работодателем и государственными служащими, проходящими в нем службу. Юридическое содержание данного отношения состоит в том, что государственный служащий имеет право быть застрахованным за счет средств соответствующего государственного органа, а данный орган обязан за счет средств, получаемых на эти цели из соответствующего
-бюджета,-застраховать-данного-служащего-(следует отметить, что используемая терминология-носит-условный-характер).-От-рассмотренных правоотношений производна другая группа правоотношений, а именно отношения между органами исполнительной власти, обязанными застраховать своих служащих, и финансовым органом, в обязанности которого входит выделить на эти цели денежные средства, предусмотренные бюджетом. В силу своего характера и состава участников данные отношения регулируются нормами финансового права. 
     Обязательное государственное страхование реализуется путем заключения договора между соответствующим органом исполнительной власти, с одной стороны, и государственной страховой организацией - с другой. 

      1.2 Основные принципы  обязательного страхования. 

      Обязательную  форму страхования отличают следующие  принципы:
      Обязательное  страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователь – вносить причитающийся страховые платежи.
      Закон обычно предусматривает:
      Перечень  подлежащих обязательному страхованию  объектов;
      Объем страховой ответственности;
      Уровень или нормы страхового обеспечения;
      Порядок установления тарифных ставок или средние  размеры этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах;
      Периодичность внесения страховых платежей;
      Основные  права и обязанности страховщика  и страхователей.
      Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные  страховые органы.
      Сплошной  охват обязательным страхованием указанных  в законе объектов. Для этого страховые  органы ежегодно проводят по всей стране регистрацию застрахованных объектов, начисление страховых платежей и  их взимание в установленные сроки.
      Автоматичность распространения обязательного страхования на объекты, указанные в законе.
      Действие  обязательного страхования не зависит  от внесения страховых платежей. В  случаях, когда страхователь не уплатил  причитающиеся страховые взносы, они взимаются в судебном порядке. На не внесенные в срок страховые платежи начисляются пени. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолжности по страховым платежам.
      Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию. В целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой оценки или в рублях на один объект.  
 
 

      1.3 Виды обязательного страхования. 
 

     Официальная классификация видов страхования  в России поводит различие между  обязательными и добровольными  видами страхования. К обязательным видам Минфин России относит только те виды страхования, которые в статус обязательного введены федеральными законами о страховании и приравненными к ним нормативными актами. Поэтому страховщики представляют отчетность по 4 видам обязательного страхования: личному страхованию пассажиров, государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, обязательному медицинскому страхованию, и страхованию автогражданской ответственности.
     В структуре взносов по обязательному  страхованию, взносы по ОМС составляют примерно 70%. Поэтому имеет смысл рассмотреть сначала именно ОМС. 

     1.3.1 Обязательное медицинское страхование 

     Обязательное  медицинское страхования должно гарантировать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в пределах Федеральной и территориальных программ и финансировать профилактические мероприятия.
     Федеральную программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство Здравоохранения РФ и утверждает Правительство РФ. На основе федеральной программы высшие органы субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой.
     Гарантированный перечень видов медицинской помощи, то есть базовая программа, включает: скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни; лечение в амбулаторных условиях;
     диагностику и лечение на дому; осуществление профилактических мероприятий (прививки, диспансеризация и пр.); стоматологическую помощь; лекарственную и
     стационарную помощь. Все виды скорой медицинской помощи, а также стационарная помощь больным с острыми заболеваниями предоставляется независимо от места проживания и прописки бесплатно за счет средств бюджетов соответствующих территорий.
     Медицинская помощь в рамках базовой программы  предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
     В качестве субъектов медицинского страхования  выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
     Страхователями при ОМС являются:
    .для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация;
    для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.
     Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Задачи, функции, права и обязанности страховой медицинской организации, ее финансирование и финансовая деятельность определена документом ''Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование'', утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства
     Российской  Федерации от 11 октября 1993г. №1018.
     Обязательное  медицинское страхование строится на системе договоров между субъектами страхования, отражающих права, обязанности и ответственность сторон. Пациент получает возможность выбора независимого защитника своих интересов при получении медицинской помощи.
     Обязательное  медицинское страхование является неотъемлемой частью развитого государства, в котором большое внимание уделяется поддержанию высокого уровня жизни граждан. 

     1.3.2 Личное страхование пассажиров 

     Обязательное  личное страхование пассажиров осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года №750 "Об обязательном личном страховании пассажиров".
     Обязательное  личное страхование не распространяется на пассажиров:
    всех видов транспорта международных сообщений;
    железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения; морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;
    автомобильного транспорта на городских маршрутах.
     Обязательное  личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями и страховщиками, имеющими лицензии на осуществление данного вида страхования.
     В обязанности страховщиков входит доведение  до сведения каждого застрахованного  ими лица правил проведения обязательного  личного страхования пассажиров, места, порядка и условий получения  страховых выплат при наступлении  страхового случая.
     Размеры страхового тарифа по обязательному  личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками  по согласованию с Министерством  транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения РФ и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
     Сумма страхового платежа включается в  стоимость билета или путевки  и взимается транспортной организацией с пассажира. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.
     Страховая сумма по обязательному страхованию  пассажиров (туристов, экскурсантов) установлена  в размере 120 минимальных размеров оплаты труда, установленных на дату приобретения проездного документа.
     При получении травмы в результате несчастного  случая на транспорте пассажиру выплачивается  часть страховой суммы, соответствующая  степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.
     Часть страховых взносов, полученных страховщиками  при осуществлении обязательного  личного страхования пассажиров, в предусмотренном законодательством  порядке направляется на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте. 
 
 

     1.3.3 Обязательное страхование автогражданской ответственности 

                С вступлением в силу Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» этот вид страхования стал обязательным для всех автовладельцев. Если до 1 июля 2003 г. заключение договора зависело исключительно от желания автовладельцев, то в случае обязательного страхования необходимость его заключение устанавливается законом. Отношения по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформляются договором. По этому договору страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу в пределах определенной в договоре суммы. Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и является публичным.
                 Договор страхования ответственности владельцев транспортных средств носит срочный характер. Как правило, он заключается сроком на один год, но возможны и более короткие сроки. После вступления в силу Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» у граждан появилась возможность заключить договор страхования с учетом ограниченного использования ими транспортного средства. Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанным страхователем или сезонное использование транспортного средства (в течение шести и более определенных, указанных в договоре месяцев в календарном году). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 2. Обязательное страхование  как элемент       государственного регулирования  рынка. 
 

      2.1. Проблемы и задачи  государственного  регулирования страховой  деятельности. 

           В настоящее время активное использование обязательного страхования является одним из наиболее важных резервов развития страхования. Для обеспечения развития необходимо:
    создать концепцию этого развития, где должны быть определены основания для принятия решения о страховании тех или иных объектов или субъектов в обязательном порядке, приведен перечень видов страхования, которые следует проводить в обязательном порядке, сроки разработки и принятия законодательно-нормативной базы, необходимой для введения каждого из видов, организации, ответственные за разработку данных документов;
    принять закон об основах проведения обязательного страхования, в котором должен быть представлен механизм принятия решений о порядке проведения отдельных видов обязательного страхования в стране, установлен порядок допуска страховых организаций к проведению операций по обязательному страхованию, охарактеризованы общие принципы осуществления такого страхования, порядок осуществления контроля за заключением договоров обязательного страхования и т.д.;
    принять в первоочередном порядке законы, позволяющие проводить операции по наиболее важным видам обязательного страхования;
    провести инвентаризацию действующих законодательных и нормативных актов, касающихся обязательных видов страхования, определить степень целесообразности проведения в обязательной форме.
    Механизм  проведения обязательного страхования, имеющего целью помочь гражданам, попавшим в тяжелое материальное положение, нередко аналогичен механизму, применяемому в социальном страховании (наиболее характерными примерами тому в нашей стране являются обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), а потому при принятии соответствующих нормативных актов важно решить, каким законодательством данные виды страхования будут регулироваться (законодательством о страховании или о социальном страховании), поскольку от этого во многом зависят порядок проведения операций, характер государственного контроля над ними и т.д.
    Специального  анализа заслуживает вопрос о  прямом участии государства в  страховании в качестве продавца страховых услуг, т.е. о целесообразности существования государственной  страховой организации, принципах  организации и сферах ее деятельности и т.д. Доля государства на российском страховом рынке в последние годы существенно снизилась, что вполне естественно в условиях рыночных преобразований. Перспективы практически единственной государственной страховой компании – «Россгосстрах» -  недостаточно определены. 

                                  Для создания данной защиты необходимо:
    внести изменение в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» или принять  специальный закон,  регламентирующий особый порядок признания  несостоятельными страховые организации при их банкротстве. В частности, должен быть установлен особый порядок очередности удовлетворения требований кредиторов страховой организации, при котором в первую очередь удовлетворялись бы требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования;
    создать за счет отчислений от премий страховых организаций специальный резервный фонд на случай их банкротства, из которого могли бы осуществляться страховые выплаты по договорам, заключенным по наиболее социально значимым видам страхования (например, по страхованию жилья, домашнего имущества, на случай смерти, страхованию пенсий, некоторым видам страхования гражданской ответственности и т.п.).
    Одной из важных задач государства является обеспечение равных возможностей для предоставления страховых услуг всем участникам рынка, недопущение монополизации страховой деятельности. Для решения данной задачи целесообразно:
    организовать государственный контроль за фактами проявления монополизма на отдельных сегментах страхового рынка;
    своевременно пресекать злоупотребления страховыми организациями своим доминирующим положением;
    не допускать действий органов власти, направленных на ограничение конкуренции на   федеральном и региональном страховых рынках;
    ограничить возможности монополизации страховой деятельности в отдельных отраслях экономики путем проведения страхования в отраслевых страховых организациях.
    Особую  актуальность в настоящее время  приобретают проблемы искусственного ограничения конкуренции в результате действий органов власти в отдельных регионах или государственных ведомств при проведении страховых операций. В связи с этим задача государственных органов должна состоять  в том, чтобы не допускать создания привилегированного положения для отдельных страховых организаций при проведении страховых операций в каких-либо регионах или в отношении каких-либо государственных или иных программ, осуществлять на конкурсной основе отбор страховщиков для участия в реализации программ, проводимых с использованием государственных ресурсов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.