На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Региональная политика РК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     , 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА РК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание
  Введение …………………………………………………………………………… 3
1 Цель, основные принципы, задачи и приоритеты  региональной политики …… 4
2 Межрегиональные различия: сущность и причины появления ………………… 5
3 Основные направления  региональной политики Республики Казахстан  ……… 11
3.1 Дальнейшее  социально - экономическое развитие регионов …………………… 11
3.2 Государственная поддержка проблемных регионов …………………………….. 12
3.3 Совершенствование отношений между республиканским и местными уровнями управления ………………………………………………………………  
13
3.4 Программы расселения населения и стимулирования занятости  ………………. 13
4 Механизмы региональной политики  ……………………………………………. 15
5 Инвестиционная  привлекательность регионов Казахстана …………………….. 17
  Заключение  ………………………………………………………………………… 24
  Список используемой литературы ………………………………………………… 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 
     Введение
     Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране. В  данной работе дается обзор основ региональной политики как системы целей, задач и практических действий органов государственной власти по управлению устойчивым развитием регионов.
     В работе приводятся основные понятия  региональной политики, ее виды, рассмотрены  современные теории и идеи регионального развития; показаны формы, методы и средства региональной политики.
     Региональная  политика государства - сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
     Региональная  политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской  концепции власти. В периоды трансформации экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран мира. Исследования и методы регулирования регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт.
     Средства  и формы региональной политики в  большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах  с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения и т.п.
     Цель  моей курсовой работы заключается в  изучении понятий региональной политики. Раскрыть сущность и причины появления  межрегиональных различий экономики  Казахстана.
     В данной работе проведен анализ показателей регионального развития РК, а именно валового регионального продукта регионов на примере 2009 г., доходов и расходов населения и инвестиционной привлекательности областей. В работе рассмотрены сущность и причины появления межрегиональных различий экономики Казахстана. 
 
 
 
 

     1 Цель, основные принципы, задачи и приоритеты региональной политики
     Целью региональной политики является снижение существующих между регионами различий в уровнях социально - экономического развития путем осуществления важных инвестиционных проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, хозяйственной деятельности и улучшению уровня жизни населения в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных регионов.
     Основными принципами региональной политики являются:
     - приоритетность республиканских интересов перед региональными, перспективных перед текущими;
     - эффективное использование природных богатств регионов с учетом особенностей их территориального размещения;
     - избирательная поддержка экономики проблемных регионов через создание механизмов государственного стимулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов на данной территории;
     - приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства.
     К задачам региональной политики относятся:
     - обеспечение поступательного и сбалансированного социально - экономического развития регионов;
     - оказание государственной поддержки проблемным малым городам и депрессивным отдаленным сельским районам;
     - разработка и проведение государственной политики по укреплению экономического потенциала приграничных районов, особенно южных, для обеспечения безопасности страны;
     - дальнейшее совершенствование отношений между центральным и местными органами управления;
     - рациональное расселение населения на территории Казахстана.
     Приоритетами  региональной политики, в соответствии с которыми направляются средства поддержки  и стимулирования в проблемные регионы, являются:
     - структурные преобразования, проводимые в проблемных регионах в соответствии с выбранной стратегией государственного и регионального экономического развития;
     - создание новых рабочих мест, повышение занятости и развитие предпринимательства, ведущие к росту производства и сбыта продукции внутри и вне региона;
     - сохранение, реконструкция и развитие производственной, социальной и рекреационной инфраструктуры;
     - обеспечение экологической безопасности всех видов деятельности на территории Республики Казахстан;
     - снижение бедности и безработицы. 

     2 Межрегиональные различия: сущность и причины появления
     В отличии от стран с региональными  параметрами, позволяющие создать  развитую местную экономику и  местное самоуправление, регионы  Казахстана характеризуются обширными  территориями, низкой плотностью населения, сильно рассредоточенным производственным потенциалом и низкой емкостью внутреннего рынка. В докладе Всемирного Банка в 1997 г. «Государство в изменяющемся мире» подчеркивается, что хорошо осмысленное и целенаправленное долгосрочное видение является основой для успешного развития государства.
     В период трансформации экономической  и социальной систем значительно  ослабла регулирующая роль государства  в развитии территории, что выразилось, прежде всего, в сокращении инвестиций в региональное развитие. Это отрицательно сказалось на экономике отдельных регионов, возросли различия между регионами по уровню жизни, доступности социальных услуг, развитию производственной и транспортной инфраструктуры. Развитые в прошлом регионы республики с высококвалифицированными кадрами, высокой плотностью переживали глубокий спад производства и демографический кризис. Проблемой стало появление депрессивных сельских районов и малых городов. Переходный процесс удлинился из-за неоднородности экономического пространства Казахстана, значительных различий в возможностях адаптации регионов к рыночным условиям. На рост и многообразие региональных проблем значительное влияние оказали следующие процессы:
     1. Формирование геополитического  и экономического пространства
     2. Переход от административно-плановой экономики к рыночному типу с нестабильным государственным регулированием
     3. Экономический кризис
     4. Возникновение новых приграничных  регионов со специфическими инфраструктурными,  производственными, гуманитарными  проблемами
     В унитарных государствах, к числу которых относится и Казахстан, региональная политика проводится центральным правительством, которое в равной степени пользуется и макро-, и микроинструментами.
     На  предварительном этапе Стратегии  «Казахстан 2030» были проведены основные политические и социально-экономические реформы, создана стабильная и устойчивая государственная система, заложены основы будущего роста. В 2001 г. был утвержден первый десятилетний стратегический план, конкретизированный в дальнейшем среднесрочными индикативными планами развития на пятилетний период. В общегосударственном плане содержатся приоритеты развития регионов, отвечающие стратегии системного развития страны.
     В настоящий момент Казахстан вышел  на траекторию устойчивого экономического роста. В этих условиях целью государственного вмешательства в развитие регионов стала такая пространственная организация экономической деятельности, при которой жители всех регионов будут иметь равные возможности в достижении желаемого благосостояния и качества жизни. Забота о пространственной организации хозяйства страны- основная функция государства. В осуществлении регулирования регионального развития участвуют все государственные институты. Но решение региональных проблем не всегда могут быть их основной функцией. Поэтому в системе государственного регулирования регионального развития выделяют специализированную регионально ориентированную деятельность - региональную политику.
     Региональная  политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской концепции власти. В периоды трансформации экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран мира. Исследования и методы регулирования регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт. (Тажин «Региональная социология»)
     Региональное  развитие - прогрессивное изменение внутренней социально-экономической структуры региона.
     В постоянно меняющемся мире традиционные региональные проблемы не исчезают, а  переходят в новое качество. Принципиально  новые региональные проблемы возникают  при переходе к постиндустриальному, информационному обществу и в  связи с глобализацией экономики.
     Региональная  политика государства - сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
     В развитых странах она рассматривается, прежде всего, в качестве средства государственного регулирования социально-экономических  процессов в проблемных регионах страны и снятия социальной и экономической  напряженности. В тесной связи с региональной политикой находятся понятия региональная социально-экономическая политика- совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов.
     Организация по экономическому сотрудничеству и  развитию (ОЭСР), постоянно обобщающая опыт региональной политики разных стран, рассматривает ее как «политику, нацеленную на устранение значительных несоответствий показателей безработицы или дохода на душу населения в разных регионах».
     Основная  цель региональной политики- свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, а также групп стран. В странах с рыночной экономикой исследователи-регионалисты выделяют два направления государственного вмешательства в развитие регионов:
     Экономические цели:
     - оживление производства в депрессивных  регионах;
     - создание зон роста и эффективного предпринимательства;
     - повышение конкурентоспособности  регионального производства;
     - усиление межрегиональной экономической  интеграции и т.д.
     Социальные  цели:
     - увеличение занятости населения;
     - повышение доходов населения;
     - развитие производственной и социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах;
     - расширение доступности общественных  благ и т.д.
     Экономические цели преследуют достижение эффективного рационального использования производственного  потенциала каждого региона для  обеспечения общенационального благосостояния. Принцип социальной справедливости в региональном аспекте заключается в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности получения работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания. (Гранберг «Основы региональной экономики»)
     Объектом  региональной политики в странах рыночной экономики являются региональные неравенства, проявляющиеся в уровне и условиях жизни населения, занятости и безработице, темпах экономического развития регионов, условиях предпринимательства и т.д.
     Субъектами  государственной региональной политики выступают законодательные и исполнительные власти центра и регионов, органы местного самоуправления, межрегиональные ассоциации.
     Различают следующие формы региональной политики:
     1. Региональное прогнозирование - научное предвидение предполагаемых направлений и параметров социально-экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры и т.д.
     2. Региональное программирование - целенаправленное вмешательство в развитие региона с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.
     3. Региональное планирование - установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, непосредственных исполнителей и т.д.
     Средства  и формы региональной политики в  большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения и т.п.
     В современных экономических дискуссиях часто смысл и содержание реформ во многом сводят к роли и месту  государства в рыночной экономике. Действительно, степень воздействия государства на протекание экономических процессов – своеобразный индикатор типа государственного управления, и масштаба социализации общества, и возможностей реализации индивидуальных прав и свобод.
     Но  при этом дискуссия «государство – экономика» часто заслоняет другую проблему «государство — регионы». Между тем такая позиция ошибочна, поскольку государство в своих действиях гораздо более свободно от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Государство может позволить себе полностью отказаться от прямого вмешательства в дела предприятий, ограничиваясь косвенным регулированием (через налоги, экологическое, антимонопольное ограничение, деятельность профсоюзов, общественных организаций и пр.), обеспечив, таким образом, полную самостоятельность предприятий.
     Но, ни одно государство еще не декларировало самостоятельность своих территориальных единиц, не может и не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, от проблем недопущения экологических, экономических, этнических и иных региональных вопросов, от вопроса развития всех территорий государства как среды жизнеобеспечения населения страны.
     Причем  все это – норма поведения  каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Она превращается в приоритетную императивную госфункцию в периоды кризисов и войн, коренных ломок прежних и попыток формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти годы государство подвергается самым сильным территориальным напряжениям и именно неуправляемые территориальные дезинтеграционные процессы оборачиваются неисчислимыми бедствиями.
     Однако, с другой стороны, приходится констатировать, что ни в одном вопросе экономической политики государства нет таких принципиальных расхождений между существом, приемами и методами ее решения, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития.
     Ясно  одно, что дореформенная модель отношений  государства и региона себя уже изжила более радикально, чем модель экономических отношений. При этом необходимо учесть, что выработка концепции территориального развития гораздо сложнее, поскольку в отличие от экономики, где процессы перехода к рыночным основам хоть в какой то мере направляются ориентирами мирового опыта и теорией, в сфере региональных отношений нет универсальной теории и универсальных рекомендаций. Казахстану, например, еще предстоит сформировать эффективную модель взаимоотношений регионов и центра. Пока же факты таковы, что нестабильность обстановки не оставляет места для выработки и реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть к действиям в режиме чрезвычайных ситуаций. Это, действительно, во многом вынужденная и временная позиция. Но, «нет ничего постоянного, чем временное» и именно она, временно приглушая внутри и межрегиональные проблемы, вольно или невольно способствует их постоянному репродуцированию.
     Сегодня необходимо срочно упорядочить государственное  регулирование территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система экономического и организационно –правового механизма , способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах Казахстана, ее регионов, ее народа.
     К сожалению, отношение центра к регионам сегодня самое пренебрежительное. Сегодня центр практически не оказывает поддержку отдельным  предприятиям («поддержка» чаще выражается в приватизации, банкротстве или реабилитации), а если и оказывает, то это поддержка, но не на развитие территории. Естественно, такая политика не способствует выходу регионов из кризиса. И причина здесь одна – нарушены не только законы развития общества и его экономической базы, но и законы территориального развития. Необходимо сформировать политику собственно территориального развития, проводить ее в соответствии с целью развития и имеющимися политическими, организационными, материальными и финансовыми возможностями государства и регионов.  
     Свидетельством  отсутствия эффективной политики территориального развития и проблемой, препятствующей общеэкономическому развитию, выступает  резкая дифференциация регионов по развитию, несмотря на унитарный принцип государства, подразумевающий более жесткий механизм перераспределения доходов и расходов между бюджетами областей по сравнению с федеративным государством. Причем в течение последних нескольких лет тенденция эта имела место к углублению.
     Наименьшее  падение объема производства ВВП  на душу населения в наблюдалось  в Алматинской, Восточно-Казахстанской  и Жезказаганской областях, наибольшее – в Тургайской, Талдыкорганской  и Жамбылской областях. В Атырауской и Мангистауской областях наблюдается устойчивый рост объемов производства ВВП на душу населения. В Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Джезказганской, Кызылординской, Талдыкорганской и Южно-Казахстанской областях в 1995г. отмечен рост этого показателя.
     Глубина спада промышленности по регионам колебалась от 10 до 75%. Уровень среднедушевых денежных доходов по регионам различается в 6 раз, а уровень безработицы почти в 50. Регионы благополучные соседствуют с регионами, находящимися в тяжелом положении (Алматы и Алматинская область, Караганда и Павлодар, Актюбинск и Кзыл-Орда, Тургайская и Акмолинская).
     Характерной тенденцией становится нарастающая  обособленность региональных рынков. Об этом свидетельствуют большой  разброс цен и различная товарная насыщенность региональных рынков. Цена даже такого «транспортабельного» товара как деньги различается по регионам. Размеры ставок по кредитам колебались от 15 до 45%. В начале реформ в этом определенную роль сыграли административные барьеры, но затем межрегиональное взаимодействие сдерживалось из-за отсутствия соответствующих отраслей рыночной инфраструктуры. 
 

     3 Основные направления региональной политики Республики Казахстан

     3.1 Дальнейшее социально - экономическое развитие регионов

     Наиболее  четко в настоящее время проработаны  программы развития для первой группы регионов - городов Астаны и Алматы. Так, по г. Астане Указом Президента страны утверждена Государственная программа, в которой предполагается интенсивное развитие обрабатывающей промышленности, инфраструктуры, научных, культурных и иных центров. По г. Алматы Правительством Республики Казахстан утверждена Концепция и План мероприятий по созданию регионального финансового центра. Учитывая мягкий климат, наличие уникальных природных объектов в его окрестностях, этим документом предусматривается формирование мощной инфраструктуры туризма и отдыха. За счет этого предполагается обеспечить широкое развитие малого и среднего бизнеса. Предусматривается модернизация многочисленных предприятий обрабатывающей промышленности, расширение ее диверсификации.
     Для регионов второй группы осуществление  диверсификации производства связано  с созданием нефтеперерабатывающих  и нефтехимических производств, развитием предпринимательства  в сельском хозяйстве и созданием  предприятий малого бизнеса по переработке  сельскохозяйственной продукции, а также развитие инфраструктуры транспорта и связи. При этом особое внимание будет уделено мероприятиям по экологической защите окружающей среды в особенности на шельфе Каспийского моря.
     Для регионов третьей группы главной  задачей станет широкая диверсификация промышленного производства в основном обрабатывающих отраслях, выпускающих конечную и конкурентоспособную продукцию с более высоким уровнем наукоемких видов продукции. При этом они должны развиваться преимущественно в малых и средних городах. Кроме этого, здесь необходимо предусмотреть мероприятия по экологической защите среды.
     Для регионов четвертой группы необходимы меры по дальнейшему использованию  потенциала ряда крупных предприятий, а также развитие производств, обслуживающих сельское хозяйство.
     Для регионов пятой группы главной стратегической линией станет модернизация и обновление машиностроительных предприятий, в  первую очередь, оборонных.
     В регионах шестой группы основное внимание будет уделяться развитию малых  и средних предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, а также заготовительных, сбытовых производств и др. Учитывая, что эти регионы занимают последнее место по уровню жизни, здесь необходимо разрабатывать и осуществлять отдельные проекты по созданию и развитию промышленных производств.
     Кроме областного разреза, типологизация  должна быть проведена и по отношению  к малым и средним городам, районам.
     Поскольку отсталые территории имеются во всех группах областей, возникает необходимость  в определении стратегии их развития, на основе которой будут приниматься меры их поддержки. 

     3.2 Государственная поддержка проблемных регионов
     Выбор критериев отбора конкретных административно - территориальных единиц, в том  числе депрессивных городов и  районов, подлежащих поддержке, является важной и наиболее сложной задачей. В критериях необходимо предусматривать экономический, финансовый, социальный, экологический аспекты, чтобы их можно было использовать для регионов любого уровня: областей, городов, районов.
     На  основе критерия, вычисленного для  каждого региона среднедушевом  исчислении, определяются регионы, показатели которых значительно ниже средних, принимаемых в качестве стандарта. На основе тщательного анализа и  оценки из них отбираются регионы, подлежащие поддержке в соответствии с региональной политикой.
     В качестве критериев наиболее приемлемыми  представляются следующие показатели:
     - валовой региональный продукт на душу населения ниже 75 % среднереспубликанского уровня;
     - средний уровень безработицы за последние три года выше среднереспубликанского показателя на 50 и более процентов;
     - средний доход занятых в промышленности по сравнению со средним по республике;
     - низкий уровень доходов населения в сельском хозяйстве;
     - более высокая доля занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых в экономике по сравнению со средней в республике;
     - периферийное положение региона по отношению к крупным центрам экономической деятельности;
     - непосредственная близость региона к государственной границе, особенно к южной;
     - удаленность сельских ареалов от крупных рынков сбыта продукции;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.