Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Региональная политика РК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     , 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА РК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание
  Введение …………………………………………………………………………… 3
1 Цель, основные принципы, задачи и приоритеты  региональной политики …… 4
2 Межрегиональные различия: сущность и причины появления ………………… 5
3 Основные направления  региональной политики Республики Казахстан  ……… 11
3.1 Дальнейшее  социально - экономическое развитие регионов …………………… 11
3.2 Государственная поддержка проблемных регионов …………………………….. 12
3.3 Совершенствование отношений между республиканским и местными уровнями управления ………………………………………………………………  
13
3.4 Программы расселения населения и стимулирования занятости  ………………. 13
4 Механизмы региональной политики  ……………………………………………. 15
5 Инвестиционная  привлекательность регионов Казахстана …………………….. 17
  Заключение  ………………………………………………………………………… 24
  Список используемой литературы ………………………………………………… 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 
     Введение
     Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране. В  данной работе дается обзор основ региональной политики как системы целей, задач и практических действий органов государственной власти по управлению устойчивым развитием регионов.
     В работе приводятся основные понятия  региональной политики, ее виды, рассмотрены  современные теории и идеи регионального развития; показаны формы, методы и средства региональной политики.
     Региональная  политика государства - сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
     Региональная  политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской  концепции власти. В периоды трансформации экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран мира. Исследования и методы регулирования регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт.
     Средства  и формы региональной политики в  большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах  с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения и т.п.
     Цель  моей курсовой работы заключается в  изучении понятий региональной политики. Раскрыть сущность и причины появления  межрегиональных различий экономики  Казахстана.
     В данной работе проведен анализ показателей регионального развития РК, а именно валового регионального продукта регионов на примере 2009 г., доходов и расходов населения и инвестиционной привлекательности областей. В работе рассмотрены сущность и причины появления межрегиональных различий экономики Казахстана. 
 
 
 
 

     1 Цель, основные принципы, задачи и приоритеты региональной политики
     Целью региональной политики является снижение существующих между регионами различий в уровнях социально - экономического развития путем осуществления важных инвестиционных проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, хозяйственной деятельности и улучшению уровня жизни населения в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных регионов.
     Основными принципами региональной политики являются:
     - приоритетность республиканских интересов перед региональными, перспективных перед текущими;
     - эффективное использование природных богатств регионов с учетом особенностей их территориального размещения;
     - избирательная поддержка экономики проблемных регионов через создание механизмов государственного стимулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов на данной территории;
     - приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства.
     К задачам региональной политики относятся:
     - обеспечение поступательного и сбалансированного социально - экономического развития регионов;
     - оказание государственной поддержки проблемным малым городам и депрессивным отдаленным сельским районам;
     - разработка и проведение государственной политики по укреплению экономического потенциала приграничных районов, особенно южных, для обеспечения безопасности страны;
     - дальнейшее совершенствование отношений между центральным и местными органами управления;
     - рациональное расселение населения на территории Казахстана.
     Приоритетами  региональной политики, в соответствии с которыми направляются средства поддержки  и стимулирования в проблемные регионы, являются:
     - структурные преобразования, проводимые в проблемных регионах в соответствии с выбранной стратегией государственного и регионального экономического развития;
     - создание новых рабочих мест, повышение занятости и развитие предпринимательства, ведущие к росту производства и сбыта продукции внутри и вне региона;
     - сохранение, реконструкция и развитие производственной, социальной и рекреационной инфраструктуры;
     - обеспечение экологической безопасности всех видов деятельности на территории Республики Казахстан;
     - снижение бедности и безработицы. 

     2 Межрегиональные различия: сущность и причины появления
     В отличии от стран с региональными  параметрами, позволяющие создать  развитую местную экономику и  местное самоуправление, регионы  Казахстана характеризуются обширными  территориями, низкой плотностью населения, сильно рассредоточенным производственным потенциалом и низкой емкостью внутреннего рынка. В докладе Всемирного Банка в 1997 г. «Государство в изменяющемся мире» подчеркивается, что хорошо осмысленное и целенаправленное долгосрочное видение является основой для успешного развития государства.
     В период трансформации экономической  и социальной систем значительно  ослабла регулирующая роль государства  в развитии территории, что выразилось, прежде всего, в сокращении инвестиций в региональное развитие. Это отрицательно сказалось на экономике отдельных регионов, возросли различия между регионами по уровню жизни, доступности социальных услуг, развитию производственной и транспортной инфраструктуры. Развитые в прошлом регионы республики с высококвалифицированными кадрами, высокой плотностью переживали глубокий спад производства и демографический кризис. Проблемой стало появление депрессивных сельских районов и малых городов. Переходный процесс удлинился из-за неоднородности экономического пространства Казахстана, значительных различий в возможностях адаптации регионов к рыночным условиям. На рост и многообразие региональных проблем значительное влияние оказали следующие процессы:
     1. Формирование геополитического  и экономического пространства
     2. Переход от административно-плановой экономики к рыночному типу с нестабильным государственным регулированием
     3. Экономический кризис
     4. Возникновение новых приграничных  регионов со специфическими инфраструктурными,  производственными, гуманитарными  проблемами
     В унитарных государствах, к числу которых относится и Казахстан, региональная политика проводится центральным правительством, которое в равной степени пользуется и макро-, и микроинструментами.
     На  предварительном этапе Стратегии  «Казахстан 2030» были проведены основные политические и социально-экономические реформы, создана стабильная и устойчивая государственная система, заложены основы будущего роста. В 2001 г. был утвержден первый десятилетний стратегический план, конкретизированный в дальнейшем среднесрочными индикативными планами развития на пятилетний период. В общегосударственном плане содержатся приоритеты развития регионов, отвечающие стратегии системного развития страны.
     В настоящий момент Казахстан вышел  на траекторию устойчивого экономического роста. В этих условиях целью государственного вмешательства в развитие регионов стала такая пространственная организация экономической деятельности, при которой жители всех регионов будут иметь равные возможности в достижении желаемого благосостояния и качества жизни. Забота о пространственной организации хозяйства страны- основная функция государства. В осуществлении регулирования регионального развития участвуют все государственные институты. Но решение региональных проблем не всегда могут быть их основной функцией. Поэтому в системе государственного регулирования регионального развития выделяют специализированную регионально ориентированную деятельность - региональную политику.
     Региональная  политика является составной частью национальных стратегий социально-экономического развития и исходит из философской концепции власти. В периоды трансформации экономических, социальных и политических отношений государственное регулирование региональных проблем играло важную роль в развитии большинства стран мира. Исследования и методы регулирования регионального развития разных государств имеют общие черты в подходах к внутренним региональным проблемам, так как опираются на богатый мировой опыт. (Тажин «Региональная социология»)
     Региональное  развитие - прогрессивное изменение внутренней социально-экономической структуры региона.
     В постоянно меняющемся мире традиционные региональные проблемы не исчезают, а  переходят в новое качество. Принципиально  новые региональные проблемы возникают  при переходе к постиндустриальному, информационному обществу и в  связи с глобализацией экономики.
     Региональная  политика государства - сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.
     В развитых странах она рассматривается, прежде всего, в качестве средства государственного регулирования социально-экономических  процессов в проблемных регионах страны и снятия социальной и экономической  напряженности. В тесной связи с региональной политикой находятся понятия региональная социально-экономическая политика- совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов.
     Организация по экономическому сотрудничеству и  развитию (ОЭСР), постоянно обобщающая опыт региональной политики разных стран, рассматривает ее как «политику, нацеленную на устранение значительных несоответствий показателей безработицы или дохода на душу населения в разных регионах».
     Основная  цель региональной политики- свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, а также групп стран. В странах с рыночной экономикой исследователи-регионалисты выделяют два направления государственного вмешательства в развитие регионов:
     Экономические цели:
     - оживление производства в депрессивных  регионах;
     - создание зон роста и эффективного предпринимательства;
     - повышение конкурентоспособности  регионального производства;
     - усиление межрегиональной экономической  интеграции и т.д.
     Социальные  цели:
     - увеличение занятости населения;
     - повышение доходов населения;
     - развитие производственной и социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах;
     - расширение доступности общественных  благ и т.д.
     Экономические цели преследуют достижение эффективного рационального использования производственного  потенциала каждого региона для  обеспечения общенационального благосостояния. Принцип социальной справедливости в региональном аспекте заключается в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности получения работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания. (Гранберг «Основы региональной экономики»)
     Объектом  региональной политики в странах рыночной экономики являются региональные неравенства, проявляющиеся в уровне и условиях жизни населения, занятости и безработице, темпах экономического развития регионов, условиях предпринимательства и т.д.
     Субъектами  государственной региональной политики выступают законодательные и исполнительные власти центра и регионов, органы местного самоуправления, межрегиональные ассоциации.
     Различают следующие формы региональной политики:
     1. Региональное прогнозирование - научное предвидение предполагаемых направлений и параметров социально-экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры и т.д.
     2. Региональное программирование - целенаправленное вмешательство в развитие региона с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.
     3. Региональное планирование - установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, непосредственных исполнителей и т.д.
     Средства  и формы региональной политики в  большинстве государств направлены на решение проблем в депрессивных, старопромышленных, аграрных районах с экстремальными природными условиями, чрезмерной концентрацией населения и т.п.
     В современных экономических дискуссиях часто смысл и содержание реформ во многом сводят к роли и месту  государства в рыночной экономике. Действительно, степень воздействия государства на протекание экономических процессов – своеобразный индикатор типа государственного управления, и масштаба социализации общества, и возможностей реализации индивидуальных прав и свобод.
     Но  при этом дискуссия «государство – экономика» часто заслоняет другую проблему «государство — регионы». Между тем такая позиция ошибочна, поскольку государство в своих действиях гораздо более свободно от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Государство может позволить себе полностью отказаться от прямого вмешательства в дела предприятий, ограничиваясь косвенным регулированием (через налоги, экологическое, антимонопольное ограничение, деятельность профсоюзов, общественных организаций и пр.), обеспечив, таким образом, полную самостоятельность предприятий.
     Но, ни одно государство еще не декларировало самостоятельность своих территориальных единиц, не может и не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, от проблем недопущения экологических, экономических, этнических и иных региональных вопросов, от вопроса развития всех территорий государства как среды жизнеобеспечения населения страны.
     Причем  все это – норма поведения  каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Она превращается в приоритетную императивную госфункцию в периоды кризисов и войн, коренных ломок прежних и попыток формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти годы государство подвергается самым сильным территориальным напряжениям и именно неуправляемые территориальные дезинтеграционные процессы оборачиваются неисчислимыми бедствиями.
     Однако, с другой стороны, приходится констатировать, что ни в одном вопросе экономической политики государства нет таких принципиальных расхождений между существом, приемами и методами ее решения, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития.
     Ясно  одно, что дореформенная модель отношений  государства и региона себя уже изжила более радикально, чем модель экономических отношений. При этом необходимо учесть, что выработка концепции территориального развития гораздо сложнее, поскольку в отличие от экономики, где процессы перехода к рыночным основам хоть в какой то мере направляются ориентирами мирового опыта и теорией, в сфере региональных отношений нет универсальной теории и универсальных рекомендаций. Казахстану, например, еще предстоит сформировать эффективную модель взаимоотношений регионов и центра. Пока же факты таковы, что нестабильность обстановки не оставляет места для выработки и реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть к действиям в режиме чрезвычайных ситуаций. Это, действительно, во многом вынужденная и временная позиция. Но, «нет ничего постоянного, чем временное» и именно она, временно приглушая внутри и межрегиональные проблемы, вольно или невольно способствует их постоянному репродуцированию.
     Сегодня необходимо срочно упорядочить государственное  регулирование территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система экономического и организационно –правового механизма , способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах Казахстана, ее регионов, ее народа.
     К сожалению, отношение центра к регионам сегодня самое пренебрежительное. Сегодня центр практически не оказывает поддержку отдельным  предприятиям («поддержка» чаще выражается в приватизации, банкротстве или реабилитации), а если и оказывает, то это поддержка, но не на развитие территории. Естественно, такая политика не способствует выходу регионов из кризиса. И причина здесь одна – нарушены не только законы развития общества и его экономической базы, но и законы территориального развития. Необходимо сформировать политику собственно территориального развития, проводить ее в соответствии с целью развития и имеющимися политическими, организационными, материальными и финансовыми возможностями государства и регионов.  
     Свидетельством  отсутствия эффективной политики территориального развития и проблемой, препятствующей общеэкономическому развитию, выступает  резкая дифференциация регионов по развитию, несмотря на унитарный принцип государства, подразумевающий более жесткий механизм перераспределения доходов и расходов между бюджетами областей по сравнению с федеративным государством. Причем в течение последних нескольких лет тенденция эта имела место к углублению.
     Наименьшее  падение объема производства ВВП  на душу населения в наблюдалось  в Алматинской, Восточно-Казахстанской  и Жезказаганской областях, наибольшее – в Тургайской, Талдыкорганской  и Жамбылской областях. В Атырауской и Мангистауской областях наблюдается устойчивый рост объемов производства ВВП на душу населения. В Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Джезказганской, Кызылординской, Талдыкорганской и Южно-Казахстанской областях в 1995г. отмечен рост этого показателя.
     Глубина спада промышленности по регионам колебалась от 10 до 75%. Уровень среднедушевых денежных доходов по регионам различается в 6 раз, а уровень безработицы почти в 50. Регионы благополучные соседствуют с регионами, находящимися в тяжелом положении (Алматы и Алматинская область, Караганда и Павлодар, Актюбинск и Кзыл-Орда, Тургайская и Акмолинская).
     Характерной тенденцией становится нарастающая  обособленность региональных рынков. Об этом свидетельствуют большой  разброс цен и различная товарная насыщенность региональных рынков. Цена даже такого «транспортабельного» товара как деньги различается по регионам. Размеры ставок по кредитам колебались от 15 до 45%. В начале реформ в этом определенную роль сыграли административные барьеры, но затем межрегиональное взаимодействие сдерживалось из-за отсутствия соответствующих отраслей рыночной инфраструктуры. 
 

     3 Основные направления региональной политики Республики Казахстан

     3.1 Дальнейшее социально - экономическое развитие регионов

     Наиболее  четко в настоящее время проработаны  программы развития для первой группы регионов - городов Астаны и Алматы. Так, по г. Астане Указом Президента страны утверждена Государственная программа, в которой предполагается интенсивное развитие обрабатывающей промышленности, инфраструктуры, научных, культурных и иных центров. По г. Алматы Правительством Республики Казахстан утверждена Концепция и План мероприятий по созданию регионального финансового центра. Учитывая мягкий климат, наличие уникальных природных объектов в его окрестностях, этим документом предусматривается формирование мощной инфраструктуры туризма и отдыха. За счет этого предполагается обеспечить широкое развитие малого и среднего бизнеса. Предусматривается модернизация многочисленных предприятий обрабатывающей промышленности, расширение ее диверсификации.
     Для регионов второй группы осуществление  диверсификации производства связано  с созданием нефтеперерабатывающих  и нефтехимических производств, развитием предпринимательства  в сельском хозяйстве и созданием  предприятий малого бизнеса по переработке  сельскохозяйственной продукции, а также развитие инфраструктуры транспорта и связи. При этом особое внимание будет уделено мероприятиям по экологической защите окружающей среды в особенности на шельфе Каспийского моря.
     Для регионов третьей группы главной  задачей станет широкая диверсификация промышленного производства в основном обрабатывающих отраслях, выпускающих конечную и конкурентоспособную продукцию с более высоким уровнем наукоемких видов продукции. При этом они должны развиваться преимущественно в малых и средних городах. Кроме этого, здесь необходимо предусмотреть мероприятия по экологической защите среды.
     Для регионов четвертой группы необходимы меры по дальнейшему использованию  потенциала ряда крупных предприятий, а также развитие производств, обслуживающих сельское хозяйство.
     Для регионов пятой группы главной стратегической линией станет модернизация и обновление машиностроительных предприятий, в  первую очередь, оборонных.
     В регионах шестой группы основное внимание будет уделяться развитию малых  и средних предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, а также заготовительных, сбытовых производств и др. Учитывая, что эти регионы занимают последнее место по уровню жизни, здесь необходимо разрабатывать и осуществлять отдельные проекты по созданию и развитию промышленных производств.
     Кроме областного разреза, типологизация  должна быть проведена и по отношению  к малым и средним городам, районам.
     Поскольку отсталые территории имеются во всех группах областей, возникает необходимость  в определении стратегии их развития, на основе которой будут приниматься меры их поддержки. 

     3.2 Государственная поддержка проблемных регионов
     Выбор критериев отбора конкретных административно - территориальных единиц, в том  числе депрессивных городов и  районов, подлежащих поддержке, является важной и наиболее сложной задачей. В критериях необходимо предусматривать экономический, финансовый, социальный, экологический аспекты, чтобы их можно было использовать для регионов любого уровня: областей, городов, районов.
     На  основе критерия, вычисленного для  каждого региона среднедушевом  исчислении, определяются регионы, показатели которых значительно ниже средних, принимаемых в качестве стандарта. На основе тщательного анализа и  оценки из них отбираются регионы, подлежащие поддержке в соответствии с региональной политикой.
     В качестве критериев наиболее приемлемыми  представляются следующие показатели:
     - валовой региональный продукт на душу населения ниже 75 % среднереспубликанского уровня;
     - средний уровень безработицы за последние три года выше среднереспубликанского показателя на 50 и более процентов;
     - средний доход занятых в промышленности по сравнению со средним по республике;
     - низкий уровень доходов населения в сельском хозяйстве;
     - более высокая доля занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых в экономике по сравнению со средней в республике;
     - периферийное положение региона по отношению к крупным центрам экономической деятельности;
     - непосредственная близость региона к государственной границе, особенно к южной;
     - удаленность сельских ареалов от крупных рынков сбыта продукции;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.