На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Сущность малых предприятий и  их место в экономике России
      Понятие и сущность малых предприятий
      Субъекты малых предприятий
      Роль малого бизнеса в экономике России
Глава 2. Технико–экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования
     2.1. Краткая характеристика предприятия
     2.2. Анализ основных средств, их динамики и структуры
     2.3. Анализ показателей платежеспособности организации
Глава 3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем
     3.1. Преимущества и проблемы предприятия, пути их решения
     3.2. Общая оценка финансового состояния и финансовых результатов работы предприятия
     3.3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности организации
Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Малое предпринимательство — не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного  хозяйства, неотъемлемый элемент присущего  ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.
     Малые предприятия не требуют больших  средств на своё создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.
     Эффективное функционирование малых предприятий  определяется радом их преимуществ  по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др. Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
     Все вышеперечисленные факты обуславливают  целесообразность проанализировать в  данной работе ситуацию, связанную  с развитием малых предприятий  в нашей стране и говорят об актуальности выбранной мной темы.
     Малый бизнес – важный элемент рыночной экономики, без которого не может  развиваться государство. Он как  важнейшая составляющая современного производства, во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создаёт естественную социальную сферу общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.
     В настоящее время  предпринимательство нуждается  в серьезной государственной  поддержке. Содействие малому бизнесу  должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.
     Целью моей работы является анализ деятельности малых предприятий в России, их развитие и влияние на экономику страны, а также выявление проблем и трудностей развития, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    раскрыть сущность, формы малого предприятия;
    приобрести практические навыки, проводя поэтапный анализ технико-экономической характеристики малого предприятия;
    раскрыть проблемы малого предприятия на конкретных примерах;
    разработка по совершенствованию деятельности малого предприятия.
      Объект  исследования – малое предприятие  ООО «Престиж». На примере этой организации была дана общая оценка финансового состояния предприятия, выявлены её проблемы и пути их решения.
     Предметом исследования является процесс и проблемы функционирования малого предприятия.
     Для написания работы были использованы методы: анализ, синтез, табличный, нормативный.
     Структура работа состоит из введения, теоретической  части (1 глава), технико-экономической  характеристики (2 глава), выводов и предложений по второй главе (3 глава), заключения, списка литературы.
     В первой главе раскрывается сущность малых предприятий, их место в  экономике России, показаны их субъекты.
     Во  второй главе анализируется экономическая деятельность конкретного малого предприятия, отражаются показатели платежеспособности организации.
     В третьей главе на конкретных материалах малого предприятия показаны преимущества малого предпринимательства, раскрыты проблемы и пути их решения.
     Для написания работы использовались материалы периодической печати; нормативно-правовые акты РФ; учебная, научная литература по рассматриваемому вопросу; статьи из журналов, различные  статистические данные, электронные ресурсы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность малых предприятий и их место в экономике России
      Понятие и сущность малых предприятий
 
     В современный период рыночного хозяйства  особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
     Малое предпринимательство — это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях.
     По  размышлениям Н. Е. Егоровой: «Малое предпринимательство  — это один из ведущих векторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального  продукта» [8; с. 24].
     В соответствии с федеральным законом  от 24.07. 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации» (по состоянию  на 01.01.2010) к субъектам малого и  среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские хозяйства, соответствующие следующим условиям:
     1) для юридических лиц - суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
     2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
         а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
         б) до ста человек включительно для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
     3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
     Субъекты  малого предпринимательства – это  прежде всего малые предприятия.
     Малое предприятие — небольшое предприятие  любой формы собственности, характеризуемое  прежде всего ограниченным числом работников (от 15 человек в торговле до 100—200 — в промышленности) и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия [26].
     Доля  малого бизнеса в экономике России составляет около 15-20%, тогда как  для развитых стран этот показатель находится на уровне 60-80%. Таким образом, мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. В связи с этим необходимо поставить на федеральном уровне задачу увеличить долю российского малого бизнеса к 2020 году до 40-60%, «чтобы правительство отчитывалось не каким-то набором абстрактных мер, а результатом – долей малого бизнеса» [16; с. 46]. Соответственно ежегодно для достижения этой цели доля малого бизнеса должна расти примерно на 5-10% в год.
     Помимо  критериев, обозначенных в Федеральном  законе Российской Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, существуют характерные особенности данной группы организаций (малых предприятий).
     Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику.
     Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют  легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в  связи с актуальными запросами  потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Малым предприятиям характерна быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.
     В-третьих, простые коммуникационные связи  внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая  реакция на поступающие команды  и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с  партнерами, дает хороший предпринимательский эффект.
     В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном  деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто  неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
     Наряду  со всеми своими преимуществами, малому предпринимательству присущи и  определенные недостатки, которые определяются как внутренними, так и внешними причинами, а также условиями  функционирования малого предприятия:
    велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;
    низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;
    сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;
    слабая компетентность руководителей; кроме того, малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством;
    повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования и др. [6; с. 49]
     Тем не менее необходимо помнить, что  деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Это в свою очередь повышает не только экономическую,  но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства.
     Сущность  малого предпринимательства проявляется  в его экономических и социальных функциях:
    Формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах).
    Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания.
    Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям.
    Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных.
    Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы.
    Более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов.
    Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
    Активизация научно-технического прогресса.
    Освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа и др.
     Роль  малых предприятий в экономике России все больше возрастает. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают различные фонды поддержки предпринимательства. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами. 
 

     1.2. Организационно-правовые  формы малого предпринимательства. 

     Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:
        численность персонала;
        размер уставного капитала;
        величина активов;
        объем оборота (прибыли, дохода).
     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
      в промышленности - 100 человек;
      в строительстве - 100 человек;
      на транспорте - 100 человек;
      в сельском хозяйстве - 60 человек;
      в научно-технической сфере - 60 человек;
      в оптовой торговле - 50 человек;
      в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
      в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица [25].
     В ГК РФ основными организационно-правовыми  формами являются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия   [5; с. 5].
     Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников. Полному товариществу не требуется устав, оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. В учредительном договоре указываются наименование товарищества, его местонахождение, порядок управления деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого участника, сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.
     Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Для определения размера налогов каждый участник прибавляет свою долю прибыли к имеющемуся у него доходу и с этой суммы платит налоги. Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
     Смешанное (коммандитное) товарищество (товарищество на вере). Это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеются один или несколько участников, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет устава, оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.
     Общество  с ограниченной ответственностью –  это учреждённое одним или несколькими лицами обществ, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определённых размеров. Участники ООО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
     Общество  с дополнительной ответственностью – это учреждённое одним или несколькими лицами обществ, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определённых размеров. Участники такого общества солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
     Широко  распространенной формой предпринимательства  в современных условиях являются акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
     Акционерные общества могут быть открытыми и  закрытыми. Участники открытого акционерного общества (ОАО) могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое ОАО может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
     В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами. Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерных обществ служит устав, утвержденный учредителями. B нем помимо общих сведений должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров, составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений.
     Несколько своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских предприятий  являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении их имущественных паевых взносов. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важная особенность производственного кооператива состоит в том, что он не вправе выпускать акции, а также в том, что каждый его член имеет один голос при принятии решений общим собранием.
     В особом ряду среди организационно-правовых форм предпринимательских (коммерческих) предприятий стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия или другими лицами.
     В форме унитарных могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия. Имущество таких предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием [31; с. 85-88]. 
 

     1.3 Роль малого бизнеса  в экономике России 

     В последние годы малый бизнес получает большое развитие. Это вызвано  двумя обстоятельствами:
    особенности современного этапа развития НТР, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;
    дифференциация потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания [28, с.19].
        Малые предприятия являются гарантами  гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.
     Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.
     Важным  преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении  функции между сотрудниками для  малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в  случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
     Существенным  преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
        Наконец, необходимо отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции [6; с. 48-49].
     Эти и другие преимущества позволяют  малому бизнесу успешно решать ряд  производственно-хозяйственных задач:
     • ускорять заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
     •   ускорять внедрение несложных научно-технических  достижений;
     • полнее удовлетворять потребности  экономики страны и населения  в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
     •  налаживать выпуск продукции малыми сериями.
     Как показывает опыт, малый бизнес позволяет  создать условия для повышения  заинтересованности каждого работника  в конечных результатах труда [30; с. 84].
     Роль  малых предприятий в экономике России значительна. Их рассматривают как налогооблагаемую базу для бюджетов и как источник создания рабочих мест; они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка. Но в отличие от других форм - малые предприятия больше всего зависят от колебаний рынка и нуждаются в государственной поддержке. Поэтому в настоящее время государством разрабатываются всевозможные системы поддержки малого предпринимательства (рисунок 1), т.к. в данный период развития экономики России их роль особенно важна.
       

     
     
Рисунок 1. Общая схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства.
     В Курской области на данный момент времени действует областная  целевая программа «Развитие  малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2009-2011 годы», которая успешно реализуется.
     Малые предприятия распределены по субъектам  Российской федерации довольно неравномерно, для Центрального федерального округа эти данные приведены в таблице 1 [14].
     Таблица 1.
     Число предприятий по субъектам Российской федерации в 2009 г.     (на конец года)
  Единиц В процентах  к итогу
средние пред-приятия малые предприятия средние пред-приятия малые предприятия1 микропредприятия
всего в том числе  микропредприятия
Российская  Федерация 15547 1602491 1374661 100 100 100
Центральный 
федеральный округ
4351 474370 401230 28,0 29,6 29,2
Белгородская  область 237 16284 14221 1,5 1,0 1,0
Брянская  область 106 7144 5603 0,7 0,4 0,4
Владимирская  область 221 16356 14114 1,4 1,0 1,0
Воронежская область 342 18660 16438 2,2 1,2 1,2
Ивановская  область 107 8704 6773 0,7 0,5 0,5
Калужская область 159 10982 9136 1,0 0,7 0,7
Костромская область 86 7100 6016 0,6 0,4 0,4
Курская область 168 8746 7483 1,1 0,5 0,5
Липецкая  область 159 10065 8686 1,0 0,6 0,6
Московская  область 775 74363 54656 5,0 4,6 4,0
Орловская область 119 7009 5990 0,8 0,4 0,4
Рязанская область 167 11363 9850 1,1 0,7 0,7
Смоленская  область 136 9925 8184 0,9 0,6 0,6
Тамбовская  область 127 7082 5708 0,8 0,4 0,4
Тверская  область 192 12339 10109 1,2 0,8 0,7
Тульская  область 201 16718 14281 1,3 1,0 1,0
Ярославская область 206 23642 20998 1,3 1,5 1,5
г. Москва 830 207888 182984 5,4 13,0 13,3
 
     Анализируя  таблицу 1 можно сказать, что в  целом малых предприятий в нашей стране больше чем средних, они развиваются более динамично. А если рассматривать в отдельности каждую область, то можно заметить, что Курская область по количеству малых предприятий далеко не на последнем месте.
     Согласно  рейтингу, составленному Министерством экономического развития Российской Федерации, в 2010 году Курская область по показателю «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей» находится на третьей позиции в ЦФО после Брянской и Калужской областей, опережая Москву и Московскую область.
      Число малых  предприятий, включая микро, по видам  экономической  деятельности распределено следующим образом:
Рисунок 2. Число малых предприятий, включая микро, по видам экономической деятельности в Курской области.
     Годовой оборот малых и средних предприятий Курской области превышает 100 миллиардов рублей, это треть общего объема оборота организаций области.
     Тысячи  малых и средних компаний, работающих практически во всех отраслях экономики, в настоящее время формируют  новое поколение бизнеса Курской области, способствуют развитию конкуренции и рыночных отношений, решению социальных вопросов. Именно здесь больше всего создается рабочих мест, открываются значимые для области новые производства.
     За  прошедшее десятилетие в два раза возросло количество активно действующих представителей малого бизнеса и численность занятых в нем людей. За истекший период более чем в восемь раз увеличились инвестиции в данный сектор экономики и налоговые поступления от него.
      При этом нужно отметить, что финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном малый бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы, что несколько затрудняет его быстрое развитие.
   
Рисунок 3. Финансирование малого бизнеса.
     В свою очередь, государство оказывает  весомую поддержку малому бизнесу. За прошедший период десятки тысяч  субъектов малого предпринимательства  получили информационную, консультационную и методическую поддержку, более 400 проектов малого и среднего бизнеса реализованы с участием бюджетных средств. На эти цели направлено более 160 млн. рублей. Число направлений, по которым оказывается финансовая поддержка, увеличилось с 1 до 14. В приоритетном порядке поддерживаются проекты начинающих предпринимателей и имеющие инновационную направленность.
     Первостепенная  роль в организации эффективной  работы системы поддержки предпринимательства  и в создании благоприятных условий  для ведения бизнеса отводится  администрациям муниципальных образований, определяющим программу социально-экономического развития и расстановку ее приоритетов. [15; с. 4]
     К сожалению, в ряде муниципальных  образований бытует мнение, что решение  такой задачи, как поддержка малого предпринимательства, второстепенна. Тогда как работа по развитию бизнеса на территориях - это прямая обязанность муниципалитетов. Без проблем должны решаться такие вопросы, как выделение земли, аренда имущества, размещение муниципального заказа и другие. Кроме того, деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из источников занятости населения и формирования муниципального бюджета.
     Стимулирование  развития малого предпринимательства  рассматривается как наиболее эффективное  направление экономического роста  на ближайшую перспективу, тем не менее, создание благоприятных условий для развития данного сектора экономики должно сопровождаться адекватными намечаемым изменениям мерами прежде всего законодательного и государственного регулирования по совершенствованию финансового, в том числе налогового контроля.
     В перспективе предстоит большая  работа по созданию благоприятных условий  для того, чтобы малый и средний  бизнес вышел из тени, чтобы была достойная заработная плата у  работников.   
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Технико-экономическая  характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования
     2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Престиж» 

     В данной работе будет рассмотрено  торговое предприятие «Престиж». Предприятие  находится в селе Мантурово Мантуровского  района по адресу: ул. Маяковского, 7. Предприятие было образовано в 1997 году в виде ЧП, затем реорганизовано на основании учредительного договора от 26.09.2000 года одним учредителем с суммой уставного капитала в размере 10000 тыс. руб. Сейчас по своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «Престиж» действует на основании устава.
     Основной  вид деятельности ООО «Престиж»  ? коммерческая, торгово-закупочная деятельность товарами народного потребления.
     ООО «Престиж» занимается продажей следующих видов товара:
    строительные материалы;
    отделочные материалы;
    бытовая техника;
    средства личной гигиены;
    моющие средства;
    посуда и пр.
     По  численности работающих ООО «Престиж»  является микропредприятием [1].
     На  предприятии работают 12 человек:
    заведующий магазином;
    бухгалтер;
    товаровед;
    продавцы – 5 чел.;
    грузчики – 2 чел.;
    водитель;
    техничка.
     Рассмотрим  численность, состав, структуру персонала. Анализ приведен в таблице 2.
     Таблица 2.
     Анализ  структуры трудовых ресурсов по категориям персонала.
Показатели 01.01.2008г. 01.01.2009г. 01.01.2010г. Абсол. изменение, чел.(2008 к 2010) Темп изменения, %(2008 к 2010)
Чис-ть, чел. Уд. вес, % Чис-ть, чел. Уд. вес, % Чис-ть, чел. Уд. вес, %
Среднесписочная численность персонала, всего 15 100 14 100 13 100 -2 86,66
Административно-управленческий персонал 5 33,33 4 28,57 4 30,76 -1 80,00
Продавцы 6 40,00 6 42,85 5 38,46 -1 83,33
Грузчики 2 13,33 2 14,28 2 15,38 0 100
Водитель 1 6,66 1 7,14 1 7,69 0 100
Техничка 1 6,66 1 7,14 1 7,69 0 100
 
     При возникновении необходимости подбора  нового сотрудника администрация пользуется услугами СМИ, кругом знакомых. При  приеме на работу человек получает вводный инструктаж. Оговариваются  условия труда и размер оплаты труда. Устанавливается испытательный срок на 3 месяца.
     На  предприятии ООО «Престиж»  линейная система управлении. Эта система  строго иерархически организованна, характеризуется  разделением зон ответственности  и единоначалием. В связи с  тем, что количество работников на предприятии  небольшое, то подтип линейной организационной структуры плоский, т. е. минимум иерархических уровней. Решения принимаются вышестоящим руководителем в соответствии с имеющимися у него правами и полномочиями. Решения принимаются простыми методами. Делегирование полномочий ограничено.
     Основными поставщиками продукции для ООО  «Престиж»  являются следующие предприятия  города Курска:
    ООО «Торговый дом «Олимпия»;
    ООО «Бриск»;
    Магазин "Уютерра".
     Сотрудничество  с данными организациями основано на взаимовыгодном партнерстве. Оно проявляется в предоставлении скидок, подарков, рекламного оборудования.
     Основными потребителями продукции являются жители Мантуровского района.
     Основные  конкуренты:
    ООО «Ореол»: бытовая техника, строительные материалы и т.п.;
    ООО «Пингвин»: бытовая техника.
     Это магазины сравнительно недавно появились  на рынке, поэтому «Престиж»  имеет  ярко выраженные преимущества перед  этими предприятиями, т. к. за период своего существования зарекомендовал себя надежным поставщиком товаров.
     В собственности ООО «Престиж»  находится помещение общей площадью 240 кв.м. В состав здания входят: торговые и складские помещения, административные помещения, бытовые помещения для персонала. Из них торговая площадь - 120 кв.м., 100 кв.м. - складские помещения. К административным помещениям причисляют кабинет директора и бухгалтерию. К бытовым помещениям относят раздевалку для персонала, туалетную комнату, столовую.
     Рассмотрим  структуру затрат на производство продукции. Результаты представим в таблице 3. Из данных таблицы следует, что наибольший удельный вес в структуре затрат составляют расходы на оплату труда (35,84%) и амортизация основных средств (21,60%). На втором месте по удельному весу расходы на содержание помещения и на социальные нужды.  

     Таблица 3.
     Анализ  состава и структуры затрат на производство и реализацию продукции.
Показатель 2008 год 2009 год 2010 год Изм. 2010 к 2008
Тыс. руб. Уд. Вес, % Тыс. руб. Уд. Вес, % Тыс. руб. Уд. Вес, % Абсолют. Относит.
Транспортные  расходы 100,10 4,85 115,00 5,69 157,30 7,23 +57,2 +2,38
Заработная  плата 690,00 33,48 720,00 35,63 780,00 35,84 +90 +2,36
Отчисления  на соц. нужды 180,00 8,77 189,00 9,35 254,00 11,67 +74 +2,90
Амортизация осн. средств 640,20 31,07 530,56 26,26 470,29 21,60 -169,91 -9,47
Расходы на содержание помещения 295,00 14,32 307,00 15,19 320,00 14,69 +25 +0,37
Расходы на топливо, электроэнергию 40,17 1,95 65,28 3,23 86,30 3,96 +46,13 +2,01
Расходы на рекламу 45,70 2,22 1,40 0,06 1,260 0,06 -44,44 -2,16
Прочие  расходы 69,00 3,34 92,40 4,57 107,90 4,96 +38,9 +1,62
Итого затрат 2060,17 100 2020,64 100 2177,05 100 +116,88  
 
     В общем следует отметить, что в  структуре затрат за 2008-2010 гг. значительных изменений не произошло.  
 

     2.2. Анализ основных  средств, их динамики и структуры 

              Для того чтобы оценить эффективность использования основных средств предприятием, необходимо подсчитать так называемые показатели использования основных средств. Эти показатели адекватно отображают степень использования основных средств. Проведем анализ основных средств, их динамики и структуры.
Таблица 4.
Анализ  наличия и структуры основных фондов.
Показатели На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010 Отклонение 2009 к 2008 Отклонение 2010 к 2009
Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % По сумме По уд. Весу По сумме По уд. весу
Здания 4461,0 87,88 4925,0 90,03 5520,0 88,84 +464 +2,15 +595 +1,19
Машины, оборудование 173,0 3,40 130,0 2,37 197,0 3,17 -43 -1,03 +67 +0,8
Транспортные  средства 373,0 7,34 330,0 6,03 397,0 6,38 -43 -1,31 +67 +0,35
Другие  виды 69,0 1,35 85,0 1,55 99,0 1,59 +16 +0,2 +14 +0,04
Итого 5076 100 5470 100 6213 100 +394 0,00 +743 0,00
 
     Из  таблицы 4 следует, что за отчетный период произошли изменения в наличии и структуре основных средств. Сумма их увеличилась на 1137 тыс. руб. Большое значение имеет анализ движения и технического состояния основных производственных фондов, который проводиться по данным бухгалтерской отчетности. Проведем анализ на примере одного временного промежутка, а именно за 2009 год.
     Таблица 5.
     Динамика  структуры производственных фондов за 2009 год.
Показатели Наличие на начало 01.01.2009 г. Поступило за отчетный период (2009 г.) Выбыло за отчетный период (2009 г.) Наличие на конец 31.12.2009
Здания 4925,0 735,0 140 5520,0
Машины, оборудование 130,0 71,0 4 197,0
Транспортные  средства 330,0 115,0 48 397,0
Другие  виды 85,0 43,0 29 99,0
Итого 5470 964 221 6213
     Для этого рассчитаем следующие показатели:
                                                                                                       (1), где Кобн ?  коэффициент обновления;
Фвв ? стоимость поступивших основных средств;
Фк ? стоимость основных средств на конец года.   
     Кобн на 01. 01. 2010 = 964 / 6213 = 0,15.                             
                                                                                                        (2),  где Тобн ? срок обновления основных фондов;
Фн ? Стоимость основных средств на начало периода.
     Тобн 01. 01. 2010 = 5470 / 964 = 5,67.
                                                                                                      (3),  где Фвыб ? стоимость выбывших основных средств;
Квыб ? коэффициент выбытия.
     Квыб на 01. 01. 2010 = 221 / 5470 = 0,04.
                                                                                                 (4), где К? ? коэффициент прироста.
     К? 01. 01. 2010 = (6213 – 5470) / 5470 = 0,13.
     Таблица 6.
     Данные  о движении и техническом состоянии  основных средств.
Показатели Уровень показателя на 01.01.2009 Уровень показателя на 01.01.2010 Изменение
Коэффициент обновления 0,10 0,15 +0,05
Срок  обновления, лет 7,83 5,67 -2,16
Коэффициент выбытия 0,02 0,04 +0,02
Коэффициент прироста 0,08 0,13 +0,05
     Сведения  таблицы 6 показывают, что за 2009 год техническое состояние основных средств в ООО «Престиж» несколько улучшилось за счет их обновления.
     В целом следует отметить, что по основным показателям, характеризующим  эффективность деятельности предприятия, наблюдается улучшение. Так, например, снизилась доля себестоимости в выручке, что является положительным моментом в деятельности предприятия. Рост рентабельности основной деятельности составил 42%,т. е. в 2 раза. На протяжении анализируемого периода наблюдается стабильный рост прибыли. 
 

     2.3. Анализ показателей  платежеспособности  организации. 

     Важным  критерием в оценке финансового  положения организации является платежеспособность и ликвидность.
     Ликвидность активов ? это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в деньги, т. е. чем меньше времени понадобиться для превращения активов в деньги, тем активы ликвиднее.
     Условия ликвидности:
     А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4.
     Таблица 7.
     Группировка активов и пассивов.

и т.д.................


Текущие активы На 01.01.2009 г. На 01.01.2010 г.
Денежные средства 846 972
Краткосрочные фин. вложения 1150 1576
Итого по первой группе (А1) 1996 2548
Дебиторская задолженность 218 198
Прочие  оборотные активы 1659 1559
Итого по второй группе (А2) 1877 1757
Производственные  запасы 529 605

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.