На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновация как средство эффективного использования потенциала развития фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ 

Кафедра                    «Менеджмента и маркетинга» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По дисциплине:          «Инновационный менеджмент» 
 

На тему:    «Инновация как средство эффективного использования             потенциала развития фирмы» 
 
 
 

                                                    Выполнил студент V курса
                                                   группы МЗПС-09
                                                    факультета Менеджмент организации
                                                    Кулюкин Олег Витальевич 

                                                    Руководитель-консультант:
                                                    к. э. н. Филиппова О. Н. 
 
 
 
 
 

Дата  сдачи «___»____________2010 г.                          Оценка:___________ 

Дата  защиты «___»__________2010 г.                           Подпись:__________ 
 
 

Калуга 2011
Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты инновационной деятельности.
1.1 Классификация  инноваций. Краткая характеристика  инноваций…………5
1.2 Этапы инновационного  процесса……………………………………………8
1.3 Организационные  формы инновационной деятельности……………...….12
1.4 Организация  творческой работы инновационной деятельности…………16
Глава II. Управление инновационными процессами на предприятии  ООО «Бизнес-плюс».
2.1 Общая характеристика  предприятия и основные направления
деятельности…………………………………………………………………..…20
2.2 Анализ инновационного  потенциала фирмы…………………………...….22
2.3 Формирование  инновационного проекта…………………………….….…25
2.4 Подготовка  инновационного проекта к внедрению…………………….…29
2.5 Маркетинговые  исследования и изготовление  опытного образца…….…32
  Глава III. Внедрение инновационного проекта.
3.1 Продвижение инновационных разработок………………………………...37
3.2 Выпуск инновационной  продукции на рынок…………………………….39
3.3 Анализ эффективности  внедрения инновационных разработок…………41
3.4 Анализ и  выявление слабых сторон на  стадии подготовки к внедрению разработок…………………………………………………….…………….……43
Заключение……………………………………………………………….……..47
Список  используемой литературы…………………………………………...48 
 
 
 
 
 
 

Введение.
       Конец XX - начало XXI в. характеризуется бурными  событиями в жизни человеческого  общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.
       В основе этих движений - научно-технический  прогресс, темпы которого все более  ускоряются. Глубина связанных с  ним преобразований, широкие последствия  для национальной экономики и  ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.
       Актуальность  темы работы и её значимость связаны  с необходимостью проведения эффективной  инновационной политики, с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности, повышения конкурентоспособности продукции на внешних рынках.
       Объект  работы - ООО «Бизнес-плюс» - поставщик  всевозможного складского оборудования, как импортного, так и отечественного оборудования.
       Цель  работы - рассмотреть и изучить инновации, как средство эффективного использования потенциала развития фирмы.
       В соответствии с поставленной целью, в работе, последовательно решены следующие задачи:
       1) изучение теоретических подходов, развития инновационного процесса, методов организации творческой работы коллектива;
       2) рассмотрение основных этапов  перехода на инновационно-производственный  путь на примере конкретной  организации;
       3) исследование допускаемых ошибок  на стадии внедрения инновационных разработок;
       4) изучение направлений развития  инновационных проектов.
       Эти задачи и определили структуру и  логику работы, которая состоит из введения, трех глав и выводов.
       В первой главе рассмотрена классификация  инноваций, этапы инновационного процесса, организационные формы инновационной деятельности, организация творческой работы при разработке инновационного проекта.
       Во  второй главе дана общая характеристика ООО «Бизнес-плюс», проанализирован инновационный потенциал организации. Рассмотрена подготовка инновационного проекта к внедрению, описан процесс маркетинговых исследований, разработок технических документаций, изготовление опытного образца.
       В третьей главе рассмотрено непосредственное внедрение инновационного проекта, продвижение инновационных разработок, выпуск инновационной продукции на рынок, проанализирована эффективность инновационной деятельности, рассмотрены ошибки, допущенные инновационной группой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты инновационной деятельности.
       1.1 Классификация инноваций. Краткая характеристика инноваций.
       Инновация – это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 4-е изд. - М.: Экономистъ, 2005. - 670 с.
       Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные  и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.
       Можно дать следующую классификацию инноваций. Ильенкова С.Д. «Инновационный менеджмент» - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2004.
       По  масштабам распространения инновации  могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с  предприятием или его отдельным  подразделением.
       По  сфере применения различают инновации  в производство, управление, рынок, потребление и пр.
       По  видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.
       По  характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.
       По  степени прогрессивности инновации  можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.
       По  характеру связи с предшествующими  образцами инновации могут быть открывающими новые направления  в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).
       По  целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и  сохранения функций существующей системы  и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.
       По  результативности инновации делятся  на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.
       По  степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих радикальность  изменений объекта) инновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.)
       Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситуации и пр.; к внутренним: неблагоприятные условия труда, рост производственных затрат.
       Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют «ноу-хау» - информация, необходимая для их практического применения (технологические и конструкторские секреты производства, конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характера). Она специально опускается в описании, ибо в большинстве случаев не охраняется патентами. Основными признаками «ноу-хау» считаются промышленная и коммерческая ценность и закрытость.
       Любая инновация (новшество) имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов: Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 2004.
       - периода от начала разработки до выхода на рынок (при этом новшество может устареть, а само нововведение еще не начаться);
       - периода от выхода на рынок до снятия с производства;
       - периода устаревания от снятия с производства до прекращения эксплуатации у потребителей.
       Таким образом, полный жизненный цикл новшества  имеет две основные стадии - его создания и использования. Последняя, в свою очередь, состоит из двух подстадий: производства, сбыта и послепродажного обслуживания. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.:- Банки и биржи, 2003.  
 

       1.2 Этапы инновационного  процесса.
       Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.
       Для того чтобы лучше понять суть инновационного процесса и его отличия от обычной  текущей деятельности, можно воспользоваться  следующей таблицей 1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.
       Параметры Инновационный процесс Текущая деятельность
Цель Удовлетворение  новой потребности Удовлетворение  сложившейся потребности
Риск Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость Низкая Высокая
Результат для системы Переход на новый  уровень Сохранение  на прежнем уровне
Отношение к текущим интересам участников Противоречит Соответствует
                             
       Таблица 1.
             Инновационный процесс состоит из нескольких этапов. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. Санкт-Петербург., 2007
       1. Фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.
       Он  делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются  новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго - новые принципы создания изделий и технологий.
       2. Прикладные исследования. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.
       3. Опытно - конструкторские разработки. Опытно - конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:
        - разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;
       - формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;
       - изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;
       - подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;
       - создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
       - изготовление, испытание, доводка опытного образца.
       4. Освоение производства нового изделия. Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.
       Таким образом, инновационный процесс  охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.
       5. Понятие, виды и результат инновационной деятельности. Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создания и внедрение новшества.
       Выделяют  следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама  новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.
       Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности  и товаром.
       На  этапе фундаментальных исследований это - научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований - результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ - научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3 Организационные  формы инновационной  деятельности.
       Палитра создателей новшеств весьма разнообразна. Рассмотрим их подробнее. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. «Менеджмент организации». Инфа-М, 2004 год, 256 с.
       1. Интерпартнерстсво,  малая инновационная  фирма, венчурная  фирма и типы  венчуров. Интерпартнерстсво представляет собой наиболее простую внутрифирменную форму инновационно-предпринимательской деятельности, когда инициативный творческий работник (интерпартнер) при поддержке администрации сам имеет возможность осуществить нововведения. Оно позволяет реализовывать новые формы деловой активности, создает возможности внутрифирменной реализации идей, самостоятельного выбора нового направления деятельности и внедрения на рынок в качестве независимого контрагента; дальнейшей модификации организационных структур для поддержки инноваций.
       Малая инновационная фирма является небольшим коллективом профессионалов, действующим самостоятельно или в составе крупной организации, специализируется на узком направлении инновационной деятельности и имеет возможность быстрой переориентации. Эта мобильность особо важна в таких сферах, как электроника, робототехника, новые конструкционные материалы, биотехнология, связанных с повышенным риском.
       Венчурная фирма создается учеными и  изобретателями, покинувшими крупные  фирмы, научные учреждения или университеты. Их деятельность часто финансируется крупными компаниями, которые сами не решаются осуществлять инновации, но стремятся их контролировать. В случае успеха они получают готовое научно-техническое достижение.
       Как правило, сами по себе венчурные фирмы  не прибыльны, так как не занимаются организацией производства, но ими создается до 60% новшеств, например, ксерокс, микропроцессор, персональный компьютер. Они могут быть дочерними у более крупных фирм или самостоятельными.
       Выделяют  следующие типы венчуров. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность - М.: Экзамен, 2001. - 576 с. Внутренний венчур - это автономное в административном и хозяйственном отношении подразделение, которое создается в структуре организации на период разработки и внедрения наукоемкой продукции. В его основе лежат идеи сотрудников фирмы, отобранные специальной службой. Подразделение, возглавляемое авторами проектов, в течение обусловленного срока проводит разработку новшества и готовит проект запуска его в производство.
       Внешний венчур является мобильной временной независимой малой компанией, занимающейся инновациями межотраслевого характера.
       2. Технологический,  инновационный центры, научный парк. Технологический центр, представляющий собой разновидность исследовательского центра, создается в США на средства федерального или местного бюджета, как правило, для привлечения ученых и студентов к разработке новых идей. За умеренную плату разработчики обеспечиваются помещением, оборудованием, кадрами на срок от 1 до 3 лет, за который они могут самостоятельно стать на ноги или найти солидный источник финансирования.
       Научный парк формируется вблизи крупного научного центра или ВУЗа, обладающих развитой инфраструктурой, и ориентируется  на осуществление инновационного процесса, разработку новых технологий и программного продукта. Такая структура основывается на пространственном соединении творческой деятельности с необходимой для нее материальной базой.
       В собственном смысле слова научный  парк представляет собой территорию, пригодную для размещения инновационных  предприятий различного размера и охватывающих различные стадии исследований, а также маломасштабных производств, основанных на научно-технических разработках местного исследовательского центра. Если новшество разрабатывается только до стадии опытного образца, такое образование получило название исследовательский парк.
       Инкубатор (США), или инновационный центр (Западная Европа), является специальной экономической  структурой, предназначенной для  первоначальной поддержки небольших  вновь образованных инновационных компаний, созданных под руководством ученых и специалистов, для доработки новых научно-технических идей и доведения их до образования новых стартовых или полноценных наукоемких компаний.
       Обычно  инкубатор создается местными властями либо крупными компаниями на срок до 3 лет для реализации инновационного проекта. ВУЗы за оплату предоставляют землю, помещения, лабораторное оборудование, необходимые услуги. Инвесторами проектов могут быть также физические лица.
       Технополис  как разновидность научного парка  специализируется на прикладных исследованиях и разработках с целью коммерциализации их результатов.
       Научно-экспериментальная, финансово-экономическая, социально-культурная инфраструктура, объединенная вокруг научного центра и предназначенная  для поддержки самостоятельных малых научно-технических организаций, творческих коллективов и отдельных ученых в деле внедрения результатов НИР в новую технику и технологию и распространению их на рынке, получила название технопарк.
       Сосредоточенный в рамках региона комплекс научных учреждений фундаментального и прикладного характера, ВУЗов, конструкторских и внедренческих предприятий, венчурных фирм, банков, промышленных предприятий, организующих производство на базе новшеств, образуют Технополис. Он объединяет полный инновационный цикл, включая подготовку кадров. Первый Технополис «Силиконовая долина» появился в США в 1950-х гг.
       3. Научно-технический  альянс, внедренческие  фирмы. Научно-технический альянс представляет собой устойчивое объединение фирм различных размеров с университетами и государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или усовершенствовании выпускаемой продукции. Каждый из участников вносит свой вклад в виде имеющихся у него материальных или интеллектуальных ресурсов, а после получения результатов согласно договору получает право на свою долю интеллектуальной собственности.
       Внедренческие фирмы реализуют проекты, находящиеся  на пороге промышленного освоения, и могут обеспечить им быструю  окупаемость. Для этого они проводят его доработку, промышленные испытание и освоение.
       Выделяют  несколько видов таких фирм. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация  и маркетинг. Санкт-Петербург., 2007.
       Эксплеренты (пионерные фирмы) занимаются продвижением новшеств на рынок. С целью уменьшения риска создаются типовые схемы финансирования на срок, за который необходимо добиться успеха. Когда новинка создана, они заключают контракт с крупной фирмой для ее разработки.
       Патиенты  работают на узкий сегмент рынка  и удовлетворяют потребности, сформированные под воздействием моды, рекламы и др. Они действуют на этапе роста выпуска продукции с целью расширения рынка. Такие фирмы уже прибыльны.
       Виоленты  обладают крупным капиталом, высоким  уровнем технологии и обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск продукции.
       Коммутанты  действуют на этапе снижения объема выпуска и осуществляют изменения  с учетом требований рынка. 
 
 
 

       1.4 Организация творческой  работы инновационной  деятельности.
       Практика  выработала множество методов организации  коллективного творчества как основы инновационной деятельности. Наиболее распространенным и известным является мозговая атака, состоящая в публичном высказывании каждым своих идей, которые тут же развиваются и дополняются другими. Она требует полного равноправия участников, раскрепощенности мысли. Перед началом работы рекомендуется еще раз оценить, нужно ли решать проблему, что это даст и что произойдет, если все оставить как есть.
       1. Мозговая атака. Процедура «мозговой  атаки» выглядит следующим образом.  Участники садятся за общий стол лицом друг к другу. Руководитель в кратком выступлении раскрывает суть проблемы, причины ее возникновения, выгоды, которые может принести решение. Затем в течение 10 - 15 минут происходит молчаливое обдумывание идей и их неупорядоченное перечисление при продолжении генерирования. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. М.: Прогресс. 2003.
       Количество  здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное число высказываний, даже самых бессмысленных на первый взгляд, ибо в любом из них может содержаться рациональное зерно. Поэтому любая идея должна встречаться с одобрением. Выступать можно много раз, но не подряд, и в то же время запрещается совещаться, спорить, критиковать, оценивать других, обращаться за поддержкой к руководителю.
       На  втором этапе происходит обсуждение, уяснение, комбинирование идей по таким  критериям, как соответствие предпосылкам и исходным требованиям; возможность  реализации или отсутствие таковой; сроки осуществления; необходимость  дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и пр.
       На  третьем этапе идеи оцениваются  и ранжируются на основе различных  критериев (последовательно выбираются самые интересные и те, от которых  можно отказаться; набравшие при  голосовании наибольшее или наименьшее количество баллов и т.п.).
       Руководитель  организует фиксацию высказываний, следит за регламентом, помогает получить слово  желающим, задает вопросы, привлекает внимание; комбинирует и систематизирует  выдвинутые идеи, подводит итоги.
       Метод «мозговой атаки», применяющийся обычно при нехватке новых решений и подходов, основывается на том, что для активации мышления человека нужно, вырвав его из привычной обстановки, поместить в необычные условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из 10 человек за полтора часа может быть выдвинуто до 100 оригинальных идей. В то же время считается нормальным, если специалисты отвергнут 90% из них.
       Существует  несколько видов «мозговых атак»:
       · прямая мозговая атака, о которой  только что было рассказано; обратная мозговая атака, направленная на критику  существующих идей;
       · двойная мозговая атака, при которой  группа из 20 - 60 человек обсуждают  предварительно поставленную проблему в течение 5 - 6 часов в два этапа с перерывом, во время которого можно неофициально критиковать высказывания и с учетом этой критики работать дальше;
       · конференция идей (совместная работа в течение нескольких дней 4 -12 человек);
       индивидуальная  мозговая атака, когда человек поочередно выступает в качестве генератора идей и критика. Элементы этого метода присутствуют во многих других.
       2. Метод Дельфи. Инновационный менеджмент. Вузовская серия. (Электронный ресурс).-Мультимедийный справочник. - М.: Кодекс, 2004. Принципиально иной подход к выработке решений отражен в методе Дельфи, разработанном О.Халмером и состоящим в том, что анонимные эксперты, образующие комиссию, независимо друг от друга формулируют свое мнение по заданной проблеме. Затем на основе балльной оценки или статистических методов выбирается лучшее из альтернативных предложений. Отсутствие общения позволяет избежать группового воздействия и влияния. При необходимости работу можно организовывать в несколько «туров», последовательно приближаясь к идеалу. Метод используется для оценки вероятности наступления тех или иных событий и считается одним из наиболее квалифицированных, поскольку учитывает мнение большинства, но требует значительных расходов.
       Условиями успешного осуществления мозговой атаки и других аналогичных методов, помимо ограничения числа участников, служат:
       · их близкий социальный статус;
       · независимость друг от друга и  от руководителя;
       · слабое знакомство с сутью проблемы, обеспечивающее свободу мыслей и  появление оригинальных вариантов  решения;
       · исключение предварительных оценок идей, могущих привести участников в смущение и снизить их активность;
       · предоставление возможных анонимных  высказываний, если этого требует  ситуация;
       · пересечение руководителем ухода  в сторону, общих слов;
       · использование наглядных средств;
       · обеспечение эмоциональной поддержки  предложений;
       · стимулирование активности;
       · помощь в конкретизации идей.
       Кроме того, необходимо придерживаться определенных правил выдвижения своих идей, к  которым относятся:
       · краткость изложения;
       · уважительное отношение к служащим;
       · учет их компетенции;
       · образованность, конкретность, резюмирование, включение по возможности элементов  юмора;
       · демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест;
       · учет существующих альтернатив;
       · использование разных каналов продвижения идей;
       · риторических вопросов и провокационных высказываний;
       · наличие стимулирующих моментов;
       · показ возможности достижения успеха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II. Управление инновационными процессами на предприятии ООО «Бизнес-плюс».
       2.1 Общая характеристика  предприятия и  основные направления
       деятельности.
       Специализацией  рассматриваемой фирмы является продажа всевозможного складского оборудования, как импортного, так  и отечественного оборудования. К  таковому оборудованию относятся всевозможные виды стеллажных конструкций, большой  ассортимент разнообразных пластиковых ящиков для раздельного и удобного хранения на складе, сетчатые ограждения, устанавливаемые на деревянные поддоны-палеты, большой ассортимент тележек для перевозки грузов в ручную. Кроме этого велась продажа дизельной и аккумуляторной техники, такой как погрузчики, штабеляры и прочее.
       Основные  партнеры по бизнесу - фирмы из Чехии, Италии, Китая, США. За 10 лет своей  работы фирма из небольшой превратилась в достаточно значительную и авторитетную в круге фирм, занимающихся аналогичным  видом деятельности со средним товарооборотом до 200 миллионов в год. Помимо отдела продаж, который непосредственно занимается реализацией товаров в состав фирмы входят так же монтажный отдел, в обязанности которого входит монтаж продаваемых стеллажей и всего, что может собираться. Имеется сервисная служба, обеспечивающая сервисное обслуживание продаваемой техники. Фирма имеет хорошо оборудованный склад в Москве площадью около 1000м2 и площадку с несколькими зданиями производственно-складского типа, которые ранее использовались частично и в качестве перевалочной базы для привозимой из-за рубежа техники.
       В последние годы было выделено в отдельное  подразделение рекламно-маркетинговая  группа. Однако к середине 2010 года положительная тенденция развития фирмы начала снижаться по причине снижения объемов продаж. Анализ такого положения дел привел к выводу, что виной тому целый ряд причин.
       1. Слишком большое количество фирм  на Российском рынке стали  заниматься продажей складского  оборудования, но объем спроса  на нее при этом стал неуклонно уменьшаться. Новые фирмы, которым было бы нужно такое оборудование, практически перестали появляться, а те что были, уже оборудовали свои склады. Складское оборудование в свою очередь является долгооборотным изделием и его не нужно обновлять в течение довольно продолжительного времени. Например, стеллажные конструкции и их оснастка, могут служить и 30 и 50 лет. В результате предложение значительно стало превышать спрос.
       2. Российские заводы, которые начали  производство складского оборудования, образовав совместные предприятия (СП) с иностранными партнерами или купив лицензии на производство, или приобретя технологические линии, активно развивали сеть своих собственных представительств во всех крупных городах и через них активно реализовали свою продукцию напрямую потребителям без посредников. При этом они брали на себя не только продажу, но и весь остальной комплекс услуг, как доставка потребителям, сборка, гарантийное и сервисное обслуживание.
       3. Не малое негативное значение  сыграл и играет поныне коррупционные реалии нашего времени. Причем совсем не имеет значения коммерческая организация или госбюджетная. Так широко сейчас распространенные «тендеры» слишком часто становятся не конкуренцией по цене, качеству, срокам, а соревнованием, кто за получение заказа даст больший «откат». 
 
 
 
 

                       2.2 Анализ инновационного потенциала фирмы.
       Реально оценив сложившуюся ситуацию, руководство  фирмы пришло к выводу, что дальнейшее развитие фирмы за счет перепродажи  импортных и российских изделий уже невозможно. Не смогут в нужной мере изменить положение дел и всевозможные рекламно-маркетинговые акции и введение для потребителей каких-то дополнительных услуг. Пойти уже проторенной дорогой, взять кредит и на него купить и запустить какую-то производственную линию, представлялось также мало перспективным. Пытаться соревноваться на рынке в цене товара и отодвигать существующих конкурентов, которые прочно заняли на нем свои позиции, имеют уже широко известные бренды, собственные, а не арендованные производственные площади, давние связи и скидки у поставщиков сырья и исходных материалов, обученный квалифицированный штат сотрудников и несравненно финансовые возможности, было бы слишком наивно.
       Нужно отыскать иной путь следования, который в наибольшей степени соответствовал бы возможностям фирмы и обеспечивал перспективность ее дальнейшего развития при минимизации негативных факторов. За такой путь была принята инновационная стратегия развития, при которой развитие нового производства и производственной базы принималось целесообразным, если начинался выпуск продукции, изделий, которые еще не делаются в России, но имели бы спрос. Причем они должны быть основаны либо на собственных инновационных разработках, либо на приобретенных патентах еще не нашедших реального массового уровня внедрения. Однако при этом работа по старым направлениям не только не должна прекращаться или замедляться, а наоборот делается все для их развития и будет прекращена только при снижении от нее рентабельности ниже предельного уровня. Это необходимо, поскольку новое производство поначалу более затратно, чем прибыльно и требует финансовых вливаний, которые могут быть обеспечены только за счет работы старых направлений. И если даже взять кредит, то отдавать нужно будет именно из этих средств.
       Выбрав  стратегическое направление, нужно  было приступать и к тактическим  действиям, направленным на практическую реализацию этого выбора.
       Первым  шагом на этом пути стало определение  потенциальных новаторов, то есть людей  со специфическим складом ума, из состава работников фирмы. Существует мнение, что время одиночек в новаторстве прошло. Что разработка инновационных идей возможна только коллективно. На самом деле так оно и есть. Человек пока не может быть универсальным специалистом во всех областях научных, инженерных и рабочих направлениях и специальностях, но которые необходимы для проведения комплекса работ по разработке и внедрению инновационной идеи. Но это для разработки и внедрения, а непосредственно сами идеи рождаются в головах одиночек, так называемых генераторов идей, способных нестандартно мыслить. А если нет идей, то и разрабатывать будет нечего. И значит, фирма должна, прежде всего, выявить внутри себя или привлечь со стороны такой генератор.
       Во  всем мире широко используется система  «свежих мозгов». Она основана на привлечении новаторов со стороны, у которых, как говорится, не «замылился глаз», а если иначе, то сознание их еще не привыкло идти проторенной дорогой по тому направлению, в котором требуется инновационное решение. В связи с этим руководство фирмы провело общее собрание работников, повестку которого можно обозначить фразой «так дальше фирме работать нельзя и что делать, чтобы она не только продолжала существовать, но и неуклонно развиваться». На собрании было озвучено реальное положение дел и было предложено в течение месяца выдать предложения, как его исправить. Лучшие предложения было обещано отметить весьма значительной премией. Были также ориентировочно определены направления, по которым, как считало руководство, нужно было работать. На собрании как одной из составляющих комплекса возможных действий было выделено желание руководства приступить к развитию собственного производства. В качестве исходных данных приведен существующий потенциал к этому и ориентировочные суммы финансовых вливаний для развития этого направления.
       Существующий  потенциал определялся наличием в Подмосковье утепленного отдельно стоящего сооружения производственно-складского типа, пока используемого, как первичная  база товаров общей площадью около 300м2, площадкой вокруг здания, огражденной глухим забором, наличием подводок воды и электроэнергии. Также отмечалась возможность подсоединения к рядом проходящей газовой магистрали. Было отмечено удобное расположение базы в непосредственной близости от одной из шоссейных междугородних трасс. По поводу наличия станков и оборудования, было сказано, что его почти нет, а то, что есть уже давно устарело и мало пригодно для реального производства. Так же были сформулированы и доведены до работников требования к предложениям по развитию собственного производства, как непосредственно к самим изделиям, так и затратности на обеспечения их изготовления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.3 Формирование инновационного  проекта.
       По  истечении объявленного месячного  срока частью работников фирмы руководству были представлены предложения. Подавляющая их часть к инновационному направлению развития не имела никакого отношения.
       Так, например, от отдела продаж поступили  предложения об увеличении номенклатуры продаваемых товаров, хотя поскольку  эта номенклатура и так была обширна, за счет чего конкретно так и не было сказано. Было предложение разделить отдел продаж на группы по специализации на каких-то группах товаров. Например, одна группа занимается только стеллажными конструкциями, другая только техникой, третья тарой для хранения. Но покупателям обычно было нужно и одно и другое и третье одновременно и их совсем не устраивало иметь дело при проведении заказа не с одним, а с несколькими менеджерами. Поэтому после реализации данного предложения начались потери клиентов, поскольку то же самое они могли без ненужных лишних хлопот купить у конкурирующей фирмы.
       Наиболее  интересным было предложение начать собственное производство самых  продаваемых видов пластиковых  тарных ящиков. Но для этого требовалось  дорогостоящее оборудование, а объемы от продаж значительно снизились  по причине того, что изделия длительного  использования, а кому эти ящики нужны, основной объем их уже приобрели. Также предложения по продаже ящиков на рынке слишком превышали спрос, тем более что на рынок было выброшено большое их количество китайского производства, которые хоть и были низкого качества, но зато имели очень невысокую цену.
       Было  предложение, которое стояло отдельно от всех остальных, и ради которого на самом деле и был затеян весь прошедший опрос. Именно это предложение  в максимально доступной для  фирмы степени, могло помочь ей вступить на путь инновационного развития. По сколько это предложение не только само являлось инновационным, но и в максимальной степени учитывало технические, финансовые и кадровые возможности фирмы.
       Так как все эти предложения исходили от одного человека, то можно было констатировать, что к счастью искомого потенциального новатора удалось найти не на стороне, а непосредственно внутри коллектива фирмы. Кроме того, они отвечали и всем предварительным условиям, поставленным руководством фирмы.
       Поскольку далее речь пойдет именно об этих предложениях, то вкратце их охарактеризую.
       Достоинством  этих инновационных изделий и  конструкций было то, что все они  выполнялись из стеллажных конструкций, заводов для которых фирма  являлась официальным дилером и  поэтому при закупке имела дилерскую скидку в размере 20-25% от оптовой заводской отпускной цены. Причем у изделий этих заводов была относительно невысокая цена с достаточно высоким уровнем качества. А главное, что эти заводы находились в России, что снижало массу всевозможных проблем по срокам поставки изделий с заводов, по растоможке, замены отдельных комплектующих в случаи необходимости, быстрое решение с заводами возможных юридических вопросов и поддержки гарантийных обязательств на продукцию. Все эти инновационные конструкции из комплектующих заводов можно было производить на достаточно небольших производственных площадях с минимальным количеством оборудования и без тяжелых, дорогостоящих и энергоемких станков или производственных комплексов.
       Основной  блок инновационных предложений относится к области строительства, которое в те годы бурно развивалось и значит, была обоснованна надежда, что изделия, выполненные на основе этих инновационных предложений, будут пользоваться спросом. Что и было подтверждено предварительными маркетинговыми интернет-исследованиями рынка. То же можно было предположить и по остальным блокам, в том числе изготовление сборных металлических шкафов из заводских стеллажных полок, отличием которых от обычных шкафов была их многовариантность и многофункциональность.
       Не  сбрасывая со счетов остальные инновационные  предложения, руководство фирмы  посчитало наиболее интересным и  перспективным именно строительный блок предложений, конструкции которого основывались на типовых заводских  конструкциях, грузовых палетных стеллажей, которые в настоящее время широко распространены в России и установлены почти на любом складе.
       К этому блоку относятся следующие  конструкции:
       1. Легкий каркасный сборно-разборный  склад. Особенность его заключается  в чрезвычайной легкости и  высокой степени разборности, что очень важно при транспортировке конструкций склада и месту установки. Особенности конструкции склада позволяли легко и без проблем при его изготовлении делать склад шире, уже, выше, ниже, длиннее или короче. А так же он легко и быстро собирался и разбирался, причем очень важно, что это можно делать и без наличия такой тяжелой грузоподъемной техники, как например краны. А в качестве основания для склада достаточно было обычной бетонной подготовки или типовых дорожных плит. В отличие от других складских конструкций, под которые нужны фундаменты. Причем как показало их последние возведение, конструкция этих складов позволяла их возводить даже на неровных или наклонных площадях, почти без дополнительных затрат, что для иных складских конструкций было просто неприемлемо. Все это позволяло возводить такие склады буквально где угодно. Но главным положительным отличием было то, что палетные стеллажи внутри склада, помимо непосредственной своей задачи по размещению на них грузов, еще играли роль несущей конструкции для обшивки стен и кровли легкими сендич-панелями. До этого покупателю приходилось отдельно приобретать сам склад и отдельно стеллажи в него, что естественно было значительно дороже.
       2. Из этих же конструкций и  по тому же принципу предлагалось делать и легкие сборно-разборные кассетные гаражные одноэтажные комплексы, одно и двух этажные ячеистые рыночные здания легкого типа, которые имели те же положительные качества.
       3. Также из этих стеллажных конструкций  было предложено изготовить коттеджные дома, имеющие легкий металло-каркас. Такая конструкция помимо уже перечисленных плюсов имела, по сути, неограниченную вариантность по размерам и планировки коттеджа при высоте до трех этажей. Причем таким коттеджам были бы не страшны просадки или сезонное вспучивание грунтов в основании. Кроме того, такие коттеджи, по ориентировочным ценовым прикидкам, были бы минимум в полтора раза дешевле своих деревянных или щитовых аналогов, но при этом на порядок долговечней и прочней.
       4. Предлагалось так же изготовление из конструкций палетных стеллажей самых разнообразных сборно-разборных мостиков длинной до 11 метров, как пешеходных, так и способных выдержать легковой автомобиль. Еще одной разработкой являлось изготовление плавающих модульных мостиков и плавающих площадок и причалов из этих модулей. Все они отличались простотой сборки, широкой вариантностью исполнения, весовой легкостью и как следствие, возможности их установки на место силами 2-3 человек, без привлечения грузоподъемной техники. Что позволяло при необходимости их убирать на зиму и устанавливать снова весной. На этом был закончен предварительный этап отбора предложений. Предварительный, потому что главный и окончательный их отбор делают потребители и их интерес к результатам инновационных предложений. 
 
 
 
 

       2.4 Подготовка инновационного  проекта к внедрению.
       Теперь  начинается этап подготовительных работ  и мероприятий по непосредственно  внедрению инновационных предложений. Естественно он должен начинаться с  определения конкретных лиц, кто будет проводить, и отвечать за эту работу. Логично, что первым кандидатом для этого была выдвинута кандидатура самого автора наиболее перспективного блока инновационных предложений основанных на развитии фирмой собственного производства. В случае его отказа или неготовности возглавить процесс по внедрению, тогда было бы необходимым определиться с одним из руководящих работников фирмы, чтобы он принял на себя обязанность, поскольку на данном этапе привлечения сторонних специалистов ни экономически, ни организационно не является целесообразным.
       В случае рассматриваемой фирмы ООО  «Бизнес-плюс», здесь просто повезло, поскольку автор наиболее перспективных, по мнению руководства предложений, имел достаточный опыт руководящей работы и был начальником монтажного отдела в организации.
       После соответствующего разговора было достигнуто соглашение, согласно которому этот человек  без отрыва от своих основных обязанностей организовал первичное инновационное  внедренческое звено и непосредственно  руководил им и курировал проведения всех работ по внедрению его инновационных предложений, хотя бы до стадии создания первого товарного экземпляра. Согласно договора в эту группу на начальной стадии должны были входить:
       · конструктор, в обязанности которого входили бы, общая проработка конструкций и отдельных узлов;
       · чертежник-оформитель, умеющий работать по соответствующим компьютерным программам;
       · сметчик-оценщик, который бы оценивал себестоимость изготовления конструкций;
       · (на определенных стадиях) маркетолог
       Поскольку же вопрос материального стимулирования изначально был рассмотрен как один из важных, было принято решение о значительной надбавке к зарплате привлекаемых работников, то привлечение к этой работе нужных сотрудников проблемы не составило.
       Вопрос  о необходимости в составе группы сметчика-оценщика так же был решен просто и эффективно. Поскольку была известна отпускная заводская цена на рамы и балки палетных стеллажей. То решили считать ориентировочную стоимость их в конструкции, умножая эту цену на принятый по опыту некий коэффициент удорожания за счет их доработки. Так вертикальные рамы считались с коэффициентом 1,15, а фермы, которые также делались из заводских рам с коэффициентом 1,5. Балки и заводские крестовины жесткости оставались по той же цене. Стоимость узловых металлоизделий необходимых при стыковке рам и ферм, которые определялись так же не сложно. По сортаментам и ценникам на материал, например лист, уголок, труба, полоса, определялась стоимость материала на одно такое изделие. Разослав на ряд заводов запросы на их изготовление, была получена цена. Сравнив эту цену, с ценой материала, был выведен коэффициент удорожания, который равнялся 2,5-2,7. Легко стало рассчитать стоимость любого другого металлоизделия, определив стоимость материала идущего на него и умножив ее на этот коэффициент. Стоимость квадратного метра устройства обшивки стен и кровли сендич-панелями, была также определена, исходя из ответов на запросы организаций, занимающихся этим видом работ. Тогда, посчитав количество рам, ферм, металлоизделий и площадь стен с крышей и зная всех их стоимость, не трудно стало посчитать и себестоимость всей готовой конструкции, но без учета сопутствующих расходов, например транспортных. К полученной цифре добавлялось 5-10% от нее же. Так учитывались непредвиденные расходы. В результате получалась окончательная себестоимость. Эта себестоимость умножалась на коэффициент принятой, на фирме прибыльности и таким образом определялась продажная цена инновационной конструкции (таблица 2).
№п/п Наименование  конструктивного  элемента Единица измерения Количество Покупная  цена или стоимость  материала, в руб. Коэффициент удорожания при изготовлении Коэффициент удорожания при монтаже
1 Вертикальные  рамы комплект 60 3000 1,1 1,1
2 Фермы комплект 30 3500 1,5 1,3
3 Балки м2 180 400 1,0 1,1
4 Конструкции стыковки рам и ферм комплект 120 240 2,5 2,0
5 Конструкции ворот комплект 2 3100 2,7 2,0
6 Обшивка Толщина-150мм
Толщина-200мм
Толщина-300мм
м2 640 316 1,0 1,2
       Таблица 2. Расчет стоимости  по каркасным складам. 

             Ах1,1 (коэффициент непредвиденных расходов)=Б
       Бх1,5 (принятая минимальная норма прибыли  по инновационным конструкциям)=В (итоговая цена). 
 
 
 
 
 
 

       2.5 Маркетинговые исследования и изготовление опытного образца.
       Работа  инновационной группы началась с  составления плана необходимых мероприятий, сроков их выполнения и увязки работ между собой, а так же ответственных за их проведение.
       Составленный  план включал в себя следующие  позиции:
       · разработка блок-схем, вариантов конструкций;
       · проведение полномасштабных маркетинговых исследований;
       · по блок-схемам подготовка рекламного инновационного буклета;
       · проведение патентных исследований и патентация по наибольшему спектру;
       · поузловое проектирование конструкций;
       · проведение расчетов модулей на прочность  и устойчивость;
       · изготовление опытных образцов;
       · публикация и распространение рекламного буклета, участие в выставках;
       · размещение рекламной информации в  Интернете, в том числе на сайте  фирмы;
       · подготовка инструкций по сборке и  эксплуатации.
       Конечно, эти работы должны были проводиться как последовательно, так и параллельно друг другу. Но остановимся на них подробней, чтобы рассмотреть ключевые моменты и суть этих работ.
       Разработка  блок-схем конструкций включала в  себя выделение наиболее эффективных  вариантов комплектовочных решений конструкций с позиции их эксплуатации.
       Так, были разработаны различные варианты каркасов складов. Они могли быть двух, трех и четырех секционными  по ширине. Могли иметь один или  два этажа, причем в двухэтажном  варианте, на первом этаже производилась бы работа погрузчиками и штабелярами, а второй этаж мог предназначаться для легких грузов или же использоваться под офисную или хозяйственную зону. Были выделены и варианты обшивки стен и кровли, от просто обшивки гофра листом или натяжки сетки на стенах, так и до утепленных вариантов.
       Гаражные  и рыночные комплексы также имели  разные варианты блок-схем. Гаражи могли  быть однорядными и двухрядными. Рыночные же конструкции предлагались, как в одноэтажном, так и двухэтажном  исполнении, причем двухэтажные могли быть, как со сквозными проходами вдоль всего второго этажа, так и без них. Блок-схемы мостков имели варианты от обычных пешеходных мостиков, до подъемных или разводных конфигураций. Предусматривали вариант и с дополнительными опорами по длине мостика.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.