На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Источники конституционного права РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Введение………………………………………………………………………..3
   Глава 1. Понятие и сущность источников конституционного права……...5
   1.1. Понятие источников конституционного права…………………………5
   1.2. Признаки и система источников  конституционного права……………8
   Глава 2 Виды и характеристика источников конституционного права…..11
   2.1. Конституция как источник конституционного права…………………11
   2.2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы
   как источники конституционного права……………………………………14
   2.3. Иные источники конституционного права…………………………….19
   Заключение…………………………………………………………………...25
   Список  используемой литературы…………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   В последние годы как в России, так  и за рубежом остро осознается необходимость тщательной разработки и принятия, научного изучения, систематизации источников права, равно как и обеспечения к ним доступа. В этой связи данная курсовая работа представляет особую актуальность.
    Многозначность и нечеткость самого понятия источника права принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является сам смысл, в котором употребляются слова “источник права”.
    В общей теории права принято различать  понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
    В юридическом смысле в качестве источника  права рассматриваются формы, посредством  которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают  правовые акты.
    В связи с радикальной реформой Российского государства и права в постсоциалистический период актуальность исследования источников права возросла.
   Задачи  российского исследователя-конституционалиста в XXI в. усложнились: конституционное  право становится "многослойным", расширяется система его источников, в том числе за счет правотворчества субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
   Хотелось  бы отметить, что множественность  источников конституционного права - явление, характерное для всех отраслей российского  права. Оно отражает рост абсолютного объема правового регулирования, увеличение разнообразия методов правового воздействия, а также косвенно свидетельствует о предпочтении, отдаваемом нормативно-правовому регулированию перед судебным правотворчеством.
   В широком смысле слова источниками права являются все правовые акты, а не только те, которые содержат правовые нормы. Более того, выделяются юридические и социальные источники конституционного права - совокупность социально-экономических, идеологических и других факторов, которая влечет за собой возникновение конституционно-правовых (государственно-правовых) норм и обусловливает их сущность и содержание. Эти обстоятельства правовой системы России затрудняют научную дифференциацию и систематизацию источников права.
   В данной курсовой работе была поставлена цель рассмотреть источники конституционного права, исходя из этого были поставлены задачи:
   1. Рассмотреть понятие источников конституционного права
   2. Охарактеризовать признаки и  систему источников конституционного  права
   3. Изучить виды и характеристику  источников конституционного права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и сущность источников конституционного права
   1.1. Понятие источников конституционного права 

   Понятие «источник права» возникло более  двух тысяч лет назад. Оно впервые было введено Титом Ливием в «Римской истории». Он назвал Законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права», имея в виду, что эти законы представляют собой основу, на базе которой развилось и сложилось современное ему римское право. В качестве научной проблемы вопрос об источниках права возник лишь в XIX в. как результат столкновения различных правовых идей. При этом термину «источники права» был придан совсем иной смысл, чем тот, в котором употреблял его Тит Ливии.
   Категория «источники права» относится к числу категорий, требующих углубленной разработки, и вызывает массу научных споров. Ее ключевая роль в правовой системе требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правопонимания. Уровень научной разработки данной проблемы и, прежде всего, общего понятия источника права явно недостаточен.
   Так, О.Е. Кутафин отмечает «множественность и разноречивость точек зрения как  о самом понятии источников права, так и об их соотношении и связи».1 О.В. Малова высказывает точку зрения, что «полемика вокруг данного правового понятия оправдана нечеткостью самого понятия источника права, с одной стороны, и неоднозначностью правопонимания в целом - с другой». Она считает, что «общее понятие права является предметообразующим понятием юридической науки и, следовательно, понятие источника права должно предваряться анализом общего понятия права, складывающегося в современных условиях.
   _______________________
   1 Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право России: Учебник М.-1999 

   Признание многоаспектности права позволит говорить и о множественности его источников (форм), которые имеют различную  природу, и изучить не только формальные, но и содержательные аспекты права, что приведет к обогащению исследуемого понятия».
   В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие  понятия - «источник права» или «форма права». Одни ученые признавали более правильным употребление термина «форма права» (А.Ф. Шебанов), другие склонялись к термину «юридический формальный источник права» (С.А. Голунский, Е. Ф. Кечекьян, М. С. Строгович, С. Л. Зивс). Предлагалось также отличить «источник права в материальном смысле» (объективные экономические и иные факторы развития права, материальные условия жизни и волю господствующего класса) от источника права «в формальном смысле», т. е. от формы объективного выражения и закрепления обязательности правовых норм.
   Источник  права есть итог правотворческой  деятельности государства; либо прямого  волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, «весьма редко – результат  санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя)».1
   Под источником конституционного права (в  юридическом смысле) понимаются юридические  формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.
   А.Е. Козлов выделяет в источниках конституционного права две сферы: естественное право  и позитивное право. Под естественными  правами он понимает «общечеловеческие представления о свободе, справедливости,
   ________________________
   1 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.- 2000 

неотъемлемости  прав человека. Во многих государствах мира - и Россия, к сожалению, пока остается в их числе - источником права признается лишь позитивное право, а представители юридической науки и практики не устают призывать к соблюдению лишь норм писаного права».1
   Однако  данная позиция представляется весьма спорной, в связи с чем можно  согласиться с мнением Е.В. Колесникова, который, анализируя утверждение о том, что естественное право имеет определенное отношение к современному государственно-правовому развитию, полагает, что подобное вневременное («прирожденное») понимание права «можно рассматривать лишь как часть правового сознания и гарантию демократических институтов, а не в качестве формального источника права, способа объективизации юридических предписаний».
   Вместе  с тем, как справедливо отмечает О.Е. Кутафин, «необходимо заметить, что Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, являющихся естественными правами, придавая конституционному правопониманию естественно-правовой характер. Эти конституционно признанные и гарантированные естественные права и свободы человека, в силу конституционного признания их исходного приоритетного и определяющего правового значения, имеют высшую юридическую силу в системе норм действующего в Российской Федерации позитивного права, в которую входят и нормы самой Конституции РФ. Согласно Конституции это означает, что ее нормы, закрепляющие общепризнанные естественные права и свободы человека, обладают более высокой юридической силой в случае их коллизий с другими конституционными положениями и нормами всех других источников действующего в Российской Федерации позитивного права».2 Таким образом, сфера естественного права органически вписывается в систему позитивного права. В настоящее время в конституциях большинства
_________________________
1 М.В. Баглай Конституционное право Российской Федерации / М.-2005.
2 Авдеенкова М.П. Основы теории конституционного права / М.-2005. 

   стран мира закрепляются все основные естественные права и свободы - на жизнь, на неприкосновенность личности и жилища, на свободу слова, на частную собственность и др. Тем самым естественное право все больше сближается с позитивным и нет необходимости выделять его в отдельную категорию источников. 

   1.2. Признаки и система источников конституционного права 

   Всем  источникам права присущи признаки, характерные для всех источников права, такие как, например, определенность, общеобязательность, общеизвестность. Общим требованием содержательного характера для всех источников конституционного права является их непосредственная связь с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты. «Такое соотношение власти и юридических норм в конституционном праве предъявляет к его юридическим источникам особые требования: они должны не просто регламентировать деятельность государственных органов, представлять право на власть от имени и по поручению… народа, но и служить гарантиями… народовластия». В этом качестве «… источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они прежде всего формируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов».1
      Характерной особенностью источников  конституционного права является  их взаимосвязь, взаимозависимость  и иерархическая соподчиненность. Общее представление о системе источников рассматриваемой отрасли права дает схема2: 

___________________
1 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права М,-2001
2 Малый А.Ф. Конституционное право России М-1998
                        Источники конституционного права
     

   Место конкретного источника определяет его юридическая сила, а она  обычно устанавливается конституцией страны. Однако вопрос о месте того или иного источника конституционного права в системе источников не является простым для всех стран, что обусловлено рядом причин: наличием конституционно-правовых обычаев, норм прецедентного права, действием международно-правовых актов и др.
   Система источников российского конституционного права характеризуется следующим:
    Множественностью форм выражения правовых норм
    Иерархической соподчиненностью
    Изменением соотношения внутригосударственного и международного права
    Приоритетом закона 1
   Система источников конституционного права  каждой страны характеризуется и  тем, что она не является чем-то застывшим, раз и навсегда установленным. Система источников существенно зависит от государственно-территориального устройства страны. В федеративных государствах, где имеется конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом регионе, в систему источников входят нормативные акты и федерации, и ее субъектов. 
   Таким образом, система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой государственно-территориального устройства, иными факторами. 2  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

________________________
1 Малько А.В. Конституционное право в вопросах и ответах М.-1999
2 Конституционное право: Учебник/под ред. проф. В.В.Лазарева.- М.-1998
   Глава 2 Виды и характеристика источников конституционного права
   2.1. Конституция как источник конституционного права
     Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права.
     Конституция Российской Федерации — главный  источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Конституция — «это одновременно фундамент, остов всей правовой системы и ее каркас, на основе которых строится и развивается все многоэтажное, многогранное и многоплановое здание данной системы».1 «Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации».2
   Каждая конституция — это «визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.
   Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президент
_________________________
1 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России /М.- 1999
2 Венгеров А.Б. Теория государства и права / М.- 1998
Российской  Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным  Судом Российской Федерации в  постановлении от 28 ноября 1995 г.
   Юридические признаки Конституции РФ:
   1. Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты на территории РФ не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.
   2. Особый порядок принятия и  изменения. Конституция РФ принимается  либо посредством референдума,  либо Конституционным собранием,  специально образуемым для решения  вопроса о принятии новой Конституции  РФ.
   3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых норативно-правовых актов.
   4. Прямое действие норм Конституции.  Многие ее нормы не нуждаются  в опосредовании актами текущего  законодательства, а если и нуждаются,  то, тем не менее, до издания  таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.1
     К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующее:
    нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный ________________________
1 М.Б. Смоленский Конституционное (государственное) право России: Учебник. Ростов-на-Дону-2002
характер, являются первичными. Они не связаны  какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;
    в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;
    Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
    Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);
    в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
    значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
    Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
   По  своей форме и сущности Конституция  РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.
   Правовая  охрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.1 

   2.2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы как источники конституционного права. 

Вторым  по юридической силе после Конституции  РФ видом источников конституционного права выступают законы. Законы регулируют важнейшие общественные отношения. Законы – это наиболее распространенная форма конституционно-правовых норм. Но не любой закон является источником конституционного права, а только те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы.
     Законы  – это нормативные акты, которые  принимаются Парламентом – Федеральным  Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие
________________________
1 Конституционное право: Учебник/под ред. проф. В.В.Лазарева.- М.-1998
стадии  которого регламентированы в Конституции  РФ.
     Федеральное Собрание – единственный орган государственной  власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных  законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ. Помимо парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т.е. путем всенародного голосования по законопроекту. Однако в современной практике РФ действуют лишь федеральные законы, принятые парламентским путем, нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона – Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Законы должны соответствовать Конституции РФ. В то же время законы обладают более высокой юридической силой в сравнении с иными нормативными  актами – указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления.
     Обратим внимание, что в РФ есть три категории  федеральных законов как источников конституционного права: федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ; иные федеральные конституционные законы; федеральные законы (т.е. обычные законы). Они различаются по предмету регулирования, юридической силе, способу принятия.
     Есть две основные категории федеральных конституционных законов – федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы.
        а) Федеральные конституционные  законы о поправках к Конституции  имеют ряд особенностей в сравнении с иными источниками права. Прежде всего, особенности заключаются во временном характере автономного регулирующего воздействия, «которое поглощается внесением поправки в  
 

Конституцию».1
     Федеральные конституционные законы о поправках  в Конституцию, в свою очередь, представлены в трех разновидностях: федеральные конституционные законы о поправках к главам 3-8 Конституции РФ; федеральные конституционные законы и принятии в Российскую Федерацию
нового  субъекта и внесении изменений в  ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.
     Указанные три разновидности федеральных  конституционных законов о поправках  Конституции различаются по их содержанию и порядку принятия; но имеют одинаковый предмет регулирования – отношения, характеризующие фактическую Конституцию общества; и имеют одинаковую юридическую силу, совпадающую с юридической силой самой Конституции.
     б) Иные федеральные конституционные  законы (не связанные с поправками Конституции). Они отличаются и от обычных федеральных законов и от ФКЗ о поправках к Конституции РФ по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства.
     В то же время по критерию юридической  силы ФКЗ, как и Законы о поправках  Конституции, превосходят обычные  федеральные законы.
Перечень  ФКЗ строго лимитируется Конституцией. Допустим, согласно пп. 1-2 ст. 76 Конституции  РФ, ФКЗ принимаются только по предметам ведения РФ  и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Кроме того, конкретные наименования федеральных конституционных законов указаны в тексте Конституции (наряду с тем, что Конституция делает отсылку и к обычным законам). Это дает основания многим специалистам полагать, что в Конституции 1993 г. дан исчерпывающий перечень ФКЗ. Большая часть
_________________________
1   Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. - 1999 

федеральных конституционных законов из закрепленных в Конституции РФ
1993 г.  уже приняты: ФКЗ «О Конституционном  Суде РФ» (от 21 юля 1994 г); ФКЗ  «Об арбитражных судах в РФ»  (от 28 апреля 1995 г.); ФКЗ «О референдуме  РФ» (от 10 октября 1995 г.); ФКЗ «О  судебной системе РФ» (от 31 декабря  1996 г.); ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (от 26 февраля 1997 г.); ФКЗ «О Правительстве РФ» (от 17 декабря 1997 г.); ФКЗ «О военных судах РФ» (от 23 июня 1999 г.); ФКЗ «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001 г.); ФКЗ «О государственном флаге РФ» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О государственном гербе РФ» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (от 17 декабря 2001 г.).
     В российской государственно-правовой практике за понятием «федеральный конституционный закон» скрывается более широкое видовое разнообразие в сравнении с законодательной практикой большинства зарубежных стран. В большинстве зарубежных стран конституционными законами признаются и официально именуются в качестве таковых только законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. «Лишь в немногих из них под конституционным законом действительно понимается не закон, внос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.