На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рыночная цена: природа, функции, механизм формирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРТСВЕННЫЙ ИНСТИТУТ 
РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ  
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) 
 
 
Кафедра Экономической теории 

Микроэкономика 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 «Рыночная цена: природа, функции, механизм формирования». 
 
 
 

Выполнила студентка Даровенко
I курса Ирина
      Петровна
группа: ГБЭ-1-10 
дневное отделение 
факультет экономики и управления
 

 
Руководитель:  Потапова 
к.э.н., доцент Евгения   

                                                                                                      Васильевна                       
 
 

                                                         Москва 2010
     Содержание
     Введение……………………………………………………………….3
     1. Понятие «рыночная цена»
     1.1. Различные подходы к объяснению «рыночная цена»……….5
     1.2. Структура свободной рыночной цены………………………..10
     1.3. Функции цен……………………………………………………..11
     2. Механизм формирования цены на различных типах рынка
     2.1. Метод определения цен…………………………………………16
     2.2. Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции…..20
     Заключение……………………………………………………………23
     Список  литературы…………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Предметом исследования в моей работе будет  рыночная цена. Эта тема является очень  актуальной в настоящее время, т.к. выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является одной из главных вопросов для предпринимателя.
     В условиях рыночной экономики успех  любого предприятия или предпринимателя  во многом зависит от того, как правильно  они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что  на цены оказывает существенное влияние  комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может  зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при  установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким  образом, чтобы получить прибыль.
     Цена  была и остается важнейшим критерием  принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем  жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам  массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое  развитие иные, неценовые факторы  конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет  свои позиции как традиционный элемент  конкурентной политики и  оказывает  очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
     Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических  и практических знаний сложного механизма  ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают  серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев  к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.  

 


1. Понятие «рыночная  цена»
1.1. Различные подходы  к объяснению «рыночная  цена»
     Цена - экономическое понятие, существование  и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских  лет, как только человеку приходиться  наблюдать или самому участвовать  в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и  жизни других людей.
     Высокая цена означает, что вещь дорогая  и её покупка требует больших  денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а  точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные  покупки и продажи товаров  потребителям, так и экономические  процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или  потребление благ, оказание услуг. Здесь  уже все цены, вместе взятые, с  учетом их формирования и изменения  действуют как общий, единый, целостный  ценовой механизм.
     Эта функция цен и их воздействие  на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо  меньше известны обывателю.
     Далеко  не все знают, что в экономике  существует много разновидностей цен, такие как оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, мировые,лимитные и другие.
     В ценовом механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
     Под общим широко распространенным названием  «цена» понимается комплекс экономических  понятий, входящих в единую синтетическую  категорию. Реально под одним  наименованием «цена» существует, как  упоминалось выше, множество её видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
     Дать  общее, единое определение понятия  «цена» столь же сложно, как найти  всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более что эти понятия  тесно связаны между собой  и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждение может  показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно  ясным. Для покупателя цена - это  количество денег, которое ему приходиться  платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца - это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе эти естественные, эмпирические определения  вполне корректны.
     Однако  подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, какой должна быть цена, как она зарождается, как  действует ценовой механизм.
     Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают  скорее эмоциональное, чем объективно-научное  восприятие. В обыденном сознании чаше всего рождается не только частное, узкое, но и искаженное видение цены.
     Поэтому нам предстоит глубже вникнуть в  сущность понятия «цена», рассмотреть  разнообразные виды и функции  цен, изучить механизм формирования цен, способы их определения.
     Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится по сути использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.
     Появление товарных, а затем металлических  и бумажных денег породило возможность  выражать цену в одних и тех  же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и  покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.
     Денежная  цена расставляет, казалось бы, все  по своим местам. Но возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных единиц того или иного  вида следует платить за единицу  того или другого товара?» Говоря проще, пришлось задуматься о способе  определения цены. И само понятие  цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов  ее установления, то есть механизма  ценообразования.
     О ценах стали говорить и писать не столько с позиций их сути и  назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось  с эпитетами, сопровождающими это  слово: «государственная», «рыночная», «твердая», «договорная» и тому подобными. Смысл цены, так или иначе, связывается  с ценообразующими факторами, влияющими  на ее величину.
     Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение  товара. При втором - в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные  с созданием, выпуском товара.
     В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение: «Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена». В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходиться, цену способен установить только рынок.
     Иные  позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами - производства в целом и с главным фактором - трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка: «Цена есть денежное выражение стоимости товара». В таком определении центр тяжести перенесен на понятие «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах Адама Смита и Давида Рикардо и развитой затем Карлом Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, К.Маркс вынужден был ввести понятия «абстрактный и конкретный труд», «общественно необходимые затраты труда», но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.
     Практическая  связь между стоимостью и ценой  была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством  изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых  издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление  к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.
     Приходиться отмечать, что «стоимостный» подход к цене в его трудовой трактовке  обладает естественной ограниченностью  вследствие применимости только к продуктам  труда. На основании этого подхода  не представляется возможным устанавливать  цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного  подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении  рыночный подход более универсален  и конструктивен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Структура свободной  рыночной цены
     Последовательность  определения свободной рыночной (розничной) цены включает:
     1)Оптовую цену (цена производства)
     Представляет  сумму полной коммерческой себестоимости  и прибыли предприятия-изготовителя
     2)Отпускную цену промышленности
     Состоит из оптовой цены предприятия; налога на добавленную стоимость по ставке, установленной действующим законодательством; на подакцизные товары сумму акцизного  налога.
     3)Снабженческо-сбытовую надбавку
     Включается  в цену, если сбытом готовой продукции  занимается не сам производитель-изготовитель продукции. Оптовые надбавки устанавливаются  самостоятельно предприятиями оптовой  торговли и предназначены для  возмещения затрат и получения прибыли  оптовой торговли.
     4)Торговые надбавки
     Предусмотрены для возмещения затрат розничной  торговли и получения необходимой  прибыли.
     Структура свободной рыночной цены:
     1.Отпускная  цена промышленности
     1)Акциз
     2)НДС
     3)Оптовая  цена предприятия: полная себестоимость  и прибыль предприятия
     4) Снабженческо-сбытовая надбавка: прибыль и издержки сбытовой организации
     2.Налог  с продаж
     3.Торговая  надбавка
     1)Прибыль  торговой организации
     2)Издержки  торговой организации
1.3. Функции цен
     Функция цены - есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной  сущности экономической категории. Функции цен – это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена» и характерны для любого вида цен. Но важно, что  функции цен являются внешним  проявлением их внутреннего содержания. К ним может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.
     Основные  функции цен:
     1)учетная или функция учета и измерения затрат и результатов труда
     2) стимулирующая
     3) распределительная
     4) балансирования спроса и предложения
     Учетная или функция учета и измерения затрат и результатов труда:
     -определяется самой сущностью цены, так как является денежным выражением стоимости
     -показывает, во что обходится обществу  удовлетворение конкретной потребности  в той или иной продукции
     -измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения
     -в конечном счете, показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли
     В этой своей функции цена выступает  одним из главных показателей  эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных  решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
     Однако  в условиях рыночных отношений эту  функцию нельзя сводить только к  измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя с покупателем товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара
     В условиях монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, и сдержать их рост может только административное регулирование.
     Чтобы выдержать конкуренцию изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами  конкурентов, и за счет снижения у  себя затрат, а также улучшения  качества товара стремится обогнать конкурентов.
     В этой своей функции цена служит средством  исчисления всех стоимостных показателей, которые можно свести в две  группы: количественные и качественные. 
     Количественные - величина валового внутреннего продукта (ВВП), национальный доход, объем капитальных  вложений, объем товарооборота, объем  продукции фирм, предприятий и  отраслей и др. Качественные - рентабельность, производительность труда, фондоотдача  и т.д. Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен ее изделий или услуг. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.
     Стимулирующая функция:
     -эта  функция связана с возможностью  отклонения цены от стоимости  под воздействием множества рыночных  факторов
     -с помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, различными ормами собственности, регионами страны, фондами накопления и потребления, наконец, между различными социальными группами населения
     -распределительная  функция цены предусматривает  также учет в цене акциза  на отдельные группы товаров,  налога на добавленную стоимость  (НДС) и других форм централизованного  чистого дохода, который поступает  в бюджеты разных уровней на  общегосударственные нужды. С  помощью этой функции цены  решаются также и другие социальные  задачи общества.
     Цены  активно используются как средство перераспределения денежных средств  чаще всего при применении регулируемых цен. Однако цены – не единственный инструмент распределения и перераспределения.
     Особую  роль здесь играют финансы и кредитная  система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения, необходимо более эффективно использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (уровень заработной платы, пенсий, пособий) или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население
     Так, с помощью высоких розничных  цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение  денежных средств определенной части  населения из бюджета на формирование специальных фондов социальной защиты малообеспеченных категорий населения.
     С помощью цены осуществляется перераспределение  создаваемой стоимости между  производителем и потребителем, между  отдельными категориями населения. Особенно показательно это выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены выше стоимости  часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке  данного товара несет повышенные расходы, а соответственно, продавец получает увеличенные доходы.
     Отклонения  цены товара от его стоимости носят  массовый характер из-за множества  торговых сделок, что свидетельствует  о закономерности отклонений цен  на конкретные товары. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи  цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш  одних должен быть равен проигрышу  других. Следовательно, равенство суммы  цен всех товаров и их стоимости  является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости  по каждому конкретному товару в  отдельности.
     Функция балансирования спроса и предложения:
     -эта функция цены выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом
     -сигнализирует  о появлении диспропорций в  сферах производства и обращения  и требует принятия необходимых  мер по их преодолению
     -цена  служит гибким инструментом для  достижения соответствия спроса  и предложения
     Уравновешивающую  функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и повышающая спрос при избытке товаров, разгружая рынок от излишков, ограничивая предложение.
     При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствия между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением или сокращением производства, либо путем увеличения или снижения цены, либо и тем и другим одновременно.
     Цена  должна заинтересовывать производителя  в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку  товаров.
     В условиях рыночных отношений цена в  этой своей функции как бы выполняет  роль регулятора общественного производства. Сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых  для рынка использующихся спросом.
     Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся  у него возможностей его купить. Практически это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателями. В результате снижается объем проданных товаров. При уменьшении цены увеличивается спрос. При повышении спроса и дефиците товаров, цены на них неизбежно растут. При избытке товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.
     Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством  товаров, предлагаемых на рынке. При  повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импортом.
     По  мере становления рыночных структур и развития конкуренции, достижения сбалансированности спроса и предложения повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.
     С развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции  эта функция цены будет все более усиливаться и в дальнейшем станет играть доминирующую роль при формировании цен на товары.
 


     2. Механизм формирования  цены на различных  типах рынка
     2.1. Метод определения  цен
     Методы  расчета цен весьма многообразны. Рассмотрим прежде всего затратные  методы ценообразования. Такие методы обеспечивают расчет продажной цены на товары и услуги посредством прибавления  к издержкам или себестоимости  их производства какой-то конкретной величины. Э.А.Уткин подразделяет данную совокупность методов на:
     а) метод "издержки плюс";
     б) метод минимальных затрат;
     в) метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней;
     г) метод целевого ценообразования.
     Один  из наиболее распространенных - метод "издержки плюс заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара.
     Размеры наценок варьируются в широких  пределах в зависимости от вида товаров. При этом, естественно, разница в  размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах  продаж, оборачиваемости товарных запасов  и соотношениях между марками  производителей.
     Логично ли при назначении цен пользоваться стандартными наценками? Как правило, нет. Любая методика расчета, не учитывающая  особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную  цену. Кладбище розничного бизнеса  забито могилами купцов, которые твердо держались за свои стандартные наценки, в то время как конкуренты устанавливали  цены со скидками.
     Еще один метод - минимальных затрат. Данный метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.
     Следующий метод - надбавки к цене. Расчет цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости по формуле:
     Себестоимость единицы продукции = цена продажи X (1 + повышающий коэффициент)
     Возможен  далее метод определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей. В условиях рынка развитой конкуренции следует определить концепцию: приемлема данная цена или нет, так как в подобных условиях рыночные цены являются главенствующими. Определение цены на основе анализа пределов является уместным в случае, когда фирма нацелена на достижение максимальной прибыли. Но при этом фирма должна быть в состоянии точно подсчитать и постоянные и переменные издержки, располагать условиями, позволяющими точно спрогнозировать спрос. Кроме того, спрос на рынке должен находиться под влиянием изменения только или преимущественно цен, а объем продаж - показывать соответствующий уровень цены. В действительности трудно четко определить уровень расходов и их разграничение на постоянные и переменные издержки. Кроме того, на рыночный спрос оказывают влияние не только цены, но и другие многочисленные маркетинговые мероприятия, а также конкурентные отношения между фирмами. По этой причине способ определения цены на основе анализа пределов помогает дать лишь определенный ориентир ее расчетного уровня.
     Сошлемся  также на метод определения цены продажи на основе анализа максимального  пика убытков и прибылей, который  позволяет определить объем производства и продаж, соответствующий тому случаю, когда общая сумма прибылей и  общая сумма затрат равны между  собой. Данный способ применяется, когда  целью фирмы является выявление  цены, обеспечивающей возможность получить максимальную прибыль.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.