На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Лекции по "Долгосрочной и краткосрочной финансовой пилитики"

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ и  науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 

Кафедра «Финансовый менеджмент» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОЛГОСРОЧНАЯ  И КРАТКОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА 
 
 
 

Курс  лекций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008
 

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

1. Понятие  финансовой политики предприятия 

     Для успешного роста предприятия необходимо четко определить направления развития как на долгосрочную, так и краткосрочную перспективу, а также найти внутренние резервы, способствующие более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики.
     Финансовая  политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.
     Финансовая  политика – наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п.
     Достижение  любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами (затратами, доходами, денежными потоками), – а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, а имеет всеобъемлющий характер.
     Основа  финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
     Финансовая  политика дает ответы на вопросы:
    Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?
    Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
    Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
    Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия, используя финансовые инструменты?
    Как и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?
     Только  при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами  и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей.  
 

2. Цели, задачи и направления формирования  финансовой политики 

     Основная  цель создания предприятия – обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством.
     Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:
     а) максимизация прибыли;
     б) обеспечение финансовой устойчивости.
     Развитие  первого стратегического направления  позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.
     Разработка  финансовой стратегии подразумевает  определенные этапы:
    критический анализ предшествующей финансовой стратегии;
    обоснование (корректировка) стратегических целей;
    определение сроков действия финансовой стратегии;
    конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;
    распределение ответственности за достижение стратегических целей.
     Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать много тактических задач. Финансовая тактика это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде. В отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.
     Для обеспечения максимизации прибыли  необходимо первое стратегическое направление:
    наращивать объем продаж;
    эффективно управлять процессом формирования рентабельности;
    бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;
    контролировать расходы;
    минимизировать период производственного цикла;
    оптимизировать величину запасов и др.
     Второе  стратегическое направление подразумевает:
    минимизацию финансовых рисков;
    синхронизацию денежных потоков;
    тщательный анализ контрагентов;
    достаточные объемы денежных средств;
    финансовый мониторинг и др.
     Эти два стратегических направления  в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность производства. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.
     При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли производства.
     Приоритетность  стратегических целей периодически меняется как на одном предприятии, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две категории – внутренние и внешние.
     К внутренним факторам относятся:
     а) масштаб предприятия;
     б) стадия развития самого предприятия;
     в) субъективный фактор руководства предприятия, собственников.
     Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия.
     Таким образом, финансовая политика – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.
     Финансовая  политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.
     Один  из основных принципов финансовой политики – она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость. 
 

3. Основные  этапы финансовой политики предприятия 

     Финансовую  политику предприятия можно еще  охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который предполагает реализацию последовательных этапов и включает различные инструменты и механизмы.
     Содержание  финансовой политики многогранно и  имеет следующие этапы:
     1. Определение стратегических направлений  развития.
     2. Планирование (стратегическое, оперативное, бюджетное).
     3. Разработка оптимальной концепции  управления капиталом, активами, денежными потоками, ценами, издержками.
     4. Контроль (проверка выполнения планов, сравнительный анализ, ревизии, аудит).
     Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев.
     Долгосрочная  финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.
     Разработку  и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы. 
 

4. Субъекты  и объекты финансовой политики 

     Финансовая  политика – основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.
     Реализуют финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.
     Субъектами  управления на малых предприятиях могут  выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.
     На  средних предприятиях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.
     В крупных компаниях есть возможность  расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко  дифференцировать полномочия и ответственность между:
    информационными органами – юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;
    финансовыми органами – финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;
    контрольными органами – внутренняя ревизия, аудит.
     Ответственным за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управленческого персонала.
     Основные  объекты управления имеют следующие  направления:
     1. Управление капиталом (определение общей потребности в капитале, оптимизация структуры капитала, минимизация цены капитала, обеспечение эффективного использования капитала).
     2. Дивидендная политика (определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией).
     3. Управление активами (определение потребности в активах, оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования, обеспечение ликвидности активов, ускорение цикла оборота активов, выбор эффективных форм и источников финансирования активов).
     4. Управление текущими издержками (минимизация издержек, нормирование затрат, оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек).
     5. Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности) – формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени; эффективное использование остатка временно свободных денежных средств. 
 

5. Организация информационного обеспечения финансовой политики 

     При разработке и реализации финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация.
     Информационное  обеспечение финансовой политики предприятия  можно разделить на две крупные  категории – формируемое из внешних и внутренних источников.
     Система показателей информационного обеспечения финансовой политики предприятия, формируемая из внешних источников включает:
     1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны (темп роста ВВП, объем эмиссии денег, денежные доходы населения, вклады населения в банках, индекс инфляции, учетная ставка центрального банка). Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в финансовой деятельности (стратегия развития его активов и капитала, инвестиционная деятельность, формирование системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основано на публикуемых данных государственной статистики.
     2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
     а) виды основных фондовых инструментов, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;
     б) котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
     в) кредитные и депозитные ставки коммерческих банков;
     г) официальный курс отдельных валют.
     Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестиций, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой группы основано на периодических публикациях Центрального банка, коммерческих изданиях, фондовой и валютной биржах, а также на официальных статистических изданиях.
     3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы необходима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируют обычно в следующих блоках: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты». Источники формирования показателей этой группы – публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.
     4. Нормативно-регулирующие показатели. Систему этих показателей учитывают при подготовке финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источники формирования показателей этой группы – нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
     Систему показателей информационного обеспечения  финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делят на две группы:
     1. Первичная информация:
     а) формы бухгалтерской отчетности (формы 1-5), а также отчетность, формируемая в соответствии с международными стандартами;
     б) оперативный финансовый и управленческий учет. Систему информативных показателей этой группы широко используют как внешние, так и внутренние пользователи. Она применима при финансовом анализе, планировании, разработке финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.
     2. Информация, полученная при финансовом анализе:
     а) горизонтальный анализ (сравнение финансовых показателей с предшествующим периодом и за несколько предшествующих периодов);
     б) вертикальный анализ (структурный анализ активов, пассивов и денежных потоков);
     в) сравнительный анализ (со среднеотраслевыми финансовыми показателями, показателями конкурентов, отчетными и плановыми показателями);
     г) анализ финансовых коэффициентов (финансовая устойчивость, платежеспособность, оборачиваемость, рентабельность) и т.д.
     Таким образом, для успешной реализации финансовой политики предприятия руководству необходимо:
    Обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения.
    Иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения.
    Систематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике.
     Кроме того, предприятие должно проводить  открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Финансовая политика, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обменом с инвесторами, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия.
 

ТЕМА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 

1. Сущность  финансового планирования и прогнозирования 

     Финансовое  планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом финансовый план – программа того, что должно быть сделано в будущем.
     Задачами финансового планирования являются:
    проверка согласованности поставленных целей и их осуществимости;
    обеспечение взаимодействия различных подразделений предприятия;
    анализ различных сценариев развития предприятия и, соответственно, объемов инвестиций и способов их финансирования;
    определение программы мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;
    контроль за финансовым состоянием предприятия.
      Финансовое  планирование, с одной стороны, предотвращает ошибочные действия, а с другой – уменьшает число неиспользованных возможностей. Методы финансового планирования дают возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов предприятий и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути развития, предвидеть вероятные трудности, предупреждать негативные последствия реализации избранного курса действий. Планирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.
     Выделяют  четыре этапа процесса финансового  планирования:
    Анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает предприятия.
    Прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями.
    Обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана).
    Оценка результатов, достигнутых предприятием, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.
     Четырехэтапный  процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление  мероприятий, которые на каждой стадии планирования влияют на будущее предприятия. Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, планирование должно быть непрерывным. Необходимо постоянно учитывать на каждом этапе финансового планирования вновь поступающую информацию. Меняющиеся внешние условия требуют, чтобы пересмотр финансовых планов был непрерывным.  
 

2. Методы  финансового планирования 

     В практике финансового планирования применяют следующие методы: экономического анализа, коэффициентный, нормативный, балансовый, дисконтированных денежных потоков, сценариев, экономико-математическое моделирование.
     Исходным  в финансовом планировании является экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период. Для выявления тенденций развития предприятия анализируют изменения в объеме продаж в целом и по основным видам продукции, изменения в величине прибыли и рентабельности, объемы и эффективность инвестиций, политику цен на реализуемые товары, состав и структуру основных и оборотных активов и т.д.
     Чтобы собрать такие данные, необходимы хорошо налаженный управленческий и бухгалтерский учет, непосредственное участие работников бухгалтерии и руководителей планово-финансовых служб, знание динамики показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. При адекватном состоянии бухгалтерского учета провести экономический анализ несложно.
     Не менее важен для проведения обоснованных финансовых расчетов коэффициентный метод определения величины доходов и расходов. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитывают предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Однако такой порядок имеет существенные недостатки. Во-первых, при недостаточно обоснованной базе дальнейшее уточнение показателей усугубит имеющиеся недостатки. Во-вторых, при несовершенстве действующей на предприятии методики планирования применение коэффициентного метода отрицательно скажется на эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, а в некоторых случаях ухудшит финансовое положение предприятия.
     Сущность  нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывают потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках.
     Сущность  балансового метода состоит в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимосвязи всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. Это взаимосвязывает материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
     Метод дисконтированных денежных потоков используют при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств. Концепция дисконтированных денежных потоков основана на расчете современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств.
     Метод сценариев заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения. Критерием выбора могут быть суммы прибыли, дохода и пр. Далее анализируют вероятностные распределения полученных результатов. Финансовый план с наименьшим стандартным отклонением критерия выбора и коэффициентом вариации считают менее рисковым.
     Метод экономико-математического  моделирования  позволяет количественно выразить взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, их определяющими, через экономико-математическую модель. Она математически точно описывает экономический процесс, т.е. факторы, характеризующие структуру и закономерности изменения данного экономического явления, с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. 
 

3. Виды  финансовых планов 

     Финансовое  планирование классифицируют по срокам действия на:
    стратегическое;
    перспективное;
    бизнес-планирование;
    текущее (бюджетирование);
    оперативное.
     Основа  формирования финансовых планов – долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в процессе стратегического планирования. Стратегическое планирование основано на принятии основополагающих финансовых решений, например, реорганизации бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Степень детализации в таких планах довольно невысока.
     Количество, содержание этапов составления и  форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров предприятия.
     В процессе перспективного финансового  планирования установки, сделанные в стратегическом планировании, получают экономическое обоснование и уточнение.
     Граница между стратегическим и перспективным  планами очень размыта. Главные  критерии «длины» планов:
     а) характеристика отрасли, где работает предприятие (более длительный – в «традиционных» отраслях и менее – в отраслях с передовыми технологиями);
     б) общая ситуация в экономике (более длительный – при стабильном росте и менее – при экономической нестабильности);
     в) профессионализм работников плановых служб и руководства предприятия.
     Перспективный финансовый план (составляется на три года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, цели и задачи предприятия, а также поддерживает взаимоотношения с внешним окружением.
     Перспективный финансовый план содержит прогнозный баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств. Прогнозная отчетность – удобный способ обобщения различных хозяйственных событий, ожидаемых в будущем. Она предоставляет необходимый минимумом информации для принятия управленческих решений и для разработки более детализированных планов (бюджетов) предприятия. Эти прогнозные документы дают руководству предприятия информацию о:
     а) потребностях в инвестиционных средствах;
     б) способах финансирования этих инвестиций;
     в) влиянии выбранной инвестиционной политики на стоимость предприятия.
     Перспективный финансовый план – в значительной степени прогнозный, а расчеты приобретают приближенный характер и отражают только общую динамику процессов. Чем продолжительнее плановый период, тем больше финансовый план носит необязательный характер. Это объясняется тем, что в долгосрочной перспективе неопределенность изменения макроэкономической конъюнктуры возрастает, т.е. в исполнении плана все большую роль играют факторы, не зависящие от деятельности предприятия. Поэтому является излишней детализация показателей перспективного плана.
     Бизнес-планирование объединяет перспективное и текущее планирование. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса. Бизнес-план можно трактовать как:
    инструмент стратегического планирования (формирования концепции развития бизнеса);
    отдельный элемент инвестиционного проекта предприятия;
    инструмент оперативного управления бизнесом.
     Бизнес-план имеет временной интервал, в пределах которого должны быть решены его определенные задачи. Как правило, бизнес-план составляют на период от 3 до 5 лет, с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды.
     Текущее финансовое планирование (бюджетирование) осуществляется на основе показателей долгосрочного плана. Цель бюджетирования – максимизация конечных финансовых результатов при заданных ресурсах и организации работ. В бюджетировании применяют более точные, по сравнению с перспективным финансовым планированием, методы расчетов. Бюджеты – наиболее полные и детальные, при этом они должны быть соотнесены с конкретными действиями и мероприятиями. В бюджетах определяют конкретные цифровые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, последовательности и сроки совершения операций на бюджетный период (как правило, год). Основные бюджеты – прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств.
     Детальные оперативные финансовые планы необходимы как для реализации стратегических и тактических решений, так и для обеспечения стабильной работы всех служб предприятия. Оперативное финансовое планирование заключено в:
    разработке и доведении до исполнителей бюджетов, платежного календаря и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности;
    умении эффективно управлять оборотным капиталом (денежными средствами, ликвидными ценными бумагами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью.
     При разработке платежного календаря определяют конкретную последовательность и сроки осуществления всех расчетов. Это позволяет своевременно перечислить платежи в бюджеты и во внебюджетные фонды, обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия, выявить возможный недостаток средств. Платежный календарь составляют обычно на месяц (квартал) с разбивкой показателей по более мелким периодам (15 дней, декаду, пятидневку).
     Принять краткосрочные финансовые решения  легче, чем долгосрочные, однако это  не означает, что они менее важны. Предприятие может выявить весьма обещающие возможности для осуществления инвестиций, определить оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов, разработать совершенную политику дивидендов и, тем не менее, не иметь успеха, потому что никто не позаботился о том, чтобы иметь достаточно денежных средств для оплаты его текущих счетов. 
 

4. Инфраструктура  финансового планирования предприятия 

     Для успешной организации финансового  планирования на предприятии необходимы четыре обязательных условия, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру финансового планирования предприятия.
     Во-первых, предприятие должно располагать соответствующими методологической и методической базами разработки, контроля и анализа исполнения комплекса финансовых планов, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированы, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая базы составления, контроля и исполнения финансовых планов составляют аналитический блок финансового планирования.
     Во-вторых, для того, чтобы разрабатывать финансовые планы, контролировать и анализировать их исполнение, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, и внешняя информация. Все это составляет информационный блок финансового планирования.
     В-третьих, финансовое планирование всегда реализуют через соответствующую организационную структуру и систему управления, которые входят в организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает:
     а) количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ финансовых планов предприятия;
     б) совокупность структурных подразделений (центров финансовой ответственности), отвечающих за исполнение финансового плана (бюджета).
     В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля регистрируют и обрабатывают большие массивы информации. Обработка таких массивов информации немыслима без использования программно-технических средств). Программно-технические средства, используемые в финансовом планировании и контроле, составляют программно-технический блок системы финансового планирования. 
 

5. Методы прогнозирования 

     Основа  финансового планирования на предприятии  – составление финансовых прогнозов. Прогнозирование всегда предшествует планированию и бюджетированию, его цель – снижение риска при принятии решений. В бизнесе прогнозирование используют при планировании маркетинга, капитальных вложений, производства и финансов.
     В отличие от планирования финансовое прогнозирование не осуществляет на практике разработанные прогнозы. Методы прогнозирования делят на две группы: количественные и качественные.
     К качественным методам прогнозирования оносят:
    метод Дельфи (метод экспертных оценок);
    мнения специалистов;
    голосование (упорядоченный опрос) торговых агентов;
    изучение покупателей.
     Количественные  методы прогнозирования включают:
     1. Прогнозирование на основе данных прошлых периодов:
     а) скользящее среднее;
     б) анализ трендов;
     в) анализ временных рядов;
     г) экспоненциальное сглаживание.
     2. Причинно-следственное прогнозирование (регрессионный анализ):
     а) простая регрессия;
     б) множественная регрессия;
     в) эконометрическое моделирование.
     Количественные  модели работают хорошо в тех ситуациях, когда внешняя среда не претерпевает системных или больших изменений. Если линия тренда изменяются значительно, то целевые модели теряют смысл и возникает необходимость в качественном подходе, основанном на экспертных оценках. Поскольку свои прогнозы эксперты основывают на тенденциях, выявленных в текущей ситуации, данный подход имеет некоторые недостатки. Но с другой стороны, с его помощью скорее обнаруживают систематические изменения и глубже объясняют последствия этих изменений, что является существенным преимуществом.
     Некоторые методы применяют для краткосрочного прогнозирования, другие – для среднесрочного и долгосрочного. Некоторые методы прогнозирования просты и дешевы в применении, другие – очень сложные, требуют много времени на реализацию и дорого стоят.
     Основными этапами прогнозирования являются:
     1. Определение назначения и целей  прогноза. При этом задают необходимый уровень подробности, обоснованный объем ресурсов, затрачиваемый на прогнозирование и точность.
     2. Выбор продолжительности прогнозирования – краткосрочный или долгосрочный.
     3. Выбор метода прогнозирования.
     4. Сбор данных и прогнозирование.
     5. Определение всех допущений, которые  лежат в основе прогноза, и  их анализ.
     6. Проверка прогноза на применимость, для чего разрабатывают систему  оценок. Если прогноз недостаточно  адекватен, следует вернуться к этапу 1.
 

ТЕМА 3. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

1. Понятие  бюджетирования 

     Процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его использованием называется бюджетированием. Внедрение и использование бюджетирования помогает выявить и классифицировать многие проблемы предприятия, которые до этого не были известны.
     Наиболее значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:
    планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятий;
    координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений;
    оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
    эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
    оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителями;
    стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности к достижению целей своих подразделений;
    согласование интересов работников предприятия.
     Бюджетирование  как управленческая технология, включает три составные части:
    Технология бюджетирования. Включает виды и формы бюджетов, целевые показатели, порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет предприятия.
    Организация бюджетирования. Предусматривает формирование финансовой структуры предприятия, бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, а также системы внутренних нормативных документов.
    Использование информационных технологий. Позволяет разрабатывать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия, оперативно собирать, обрабатывать и консолидировать фактические данные, необходимые для бюджетного контроля.
     Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов как:
     а) структура бюджетов;
     б) процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением;
     в) нормативная база (нормы, нормативы, лимиты);
     г) типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.
     Бюджет – это документ, в котором показаны централизованно установленные количественные показатели плана предприятия на определенный период по:
     а) использованию оборотных и внеоборотных активов;
     б) привлечению источников финансирования;
     в) доходам и расходам;
     г) движению денежных средств;
     д) инвестициям (капитальным и финансовым вложениям).
     Типичная  структура сводного бюджета (мастер-бюджета) предприятия представлена на рисунке. Как видно из рисунка, сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовый бюджеты.
     Операционный  бюджет содержит:
    Бюджет продаж.
    Производственный бюджет.
    Бюджет прямых затрат на материалы.
    Бюджет прямых затрат на оплату труда.
    Бюджет общепроизводственных расходов.
    Бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов).
    Бюджет коммерческих расходов.
    Бюджет управленческих расходов.
    Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков).
     Назначение  операционного бюджета – увязать  натуральные показатели планирования со стоимостными, определить наиболее важные пропорции, ограничения и допущения, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Состав операционного бюджета определяет руководство предприятия.
     Финансовый  бюджет включает:
    Инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений).
    Бюджет движения денежных средств.
    Прогноз баланса (балансовый отчет).
     Основными бюджетами, составление которых обязательно для каждого предприятия, являются прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. Основные бюджеты – это консолидированные бюджеты. Их строят по предприятию в целом или по центрам прибыли, то есть по тем центрам финансовой ответственности, по которым может быть рассчитан финансовый результат. Основные бюджеты имеют стандартные форматы.
     Различают два основных метода бюджетирования:
    Нулевой метод. Он применим для нового предприятия или при существенном изменении деятельности действующего предприятия.
    Традиционный метод – планирование от достигнутого уровня.
     Существует  две формы составления бюджета:
    Жесткий бюджет (традиционная форма), в котором цифровые показатели не меняют в течение года.
    Гибкий бюджет, в котором цифровые показатели могут периодически корректировать на протяжении всего года, чтобы отражать оперативные результаты.
     Гибкий  бюджет показывает размеры затрат и  результаты при различном объемном показателе деятельности центра финансовой ответственности. Например, по операционной деятельности таким показателем может быть объем производства продукции. При изменении объема деятельности условно-переменные затраты меняют, а условно-постоянные оставляют неизменными. Поэтому в гибком бюджете указывают ставку переменных затрат на единицу объема продукции (b). Условно-постоянные затраты выделяют отдельно. Общие затраты планируют по алгоритму:
Y=a+bX
     где Y – общий объем текущих затрат по конкретному подразделению предприятия;
     а – запланированный объем постоянных статей бюджета;
     b – установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;
     X – показатель, характеризующий объем производства продукции в натуральных единицах измерения.  
 

2. Технология  бюджетирования 

     Сводный бюджет разрабатывается по следующим этапам:
    Подготовка прогноза продаж.
    Расчет ожидаемого объема производства на планируемый период.
    Определение производственных затрат (материальных, трудовых, общепроизводственных) и операционных расходов.
    Вычисление денежных потоков и финансовых потребностей.
    Подготовка базовых форм прогнозной финансовой отчетности.
     Подготавливать  сводный бюджет начинают с формулировки прогнозов, на основе которых в дальнейшем проводят бюджетирование. Это прогнозы о состоянии экономики в целом, о тенденциях развития отрасли, в которой работает предприятие, о его долгосрочных и краткосрочных целях. Основываясь на этих прогнозах, менеджмент предприятия разрабатывает стратегии продаж, производства, запасов, расходов и т.д. После анализа этих факторов менеджмент количественно оценивает свои ожидания.
     Подготовка  сводного бюджета состоит из взаимосвязанных  этапов, начиная с прогноза продаж.

Разработка  операционного бюджета

     Бюджет  продаж.
     Это первый и самый важный шаг в  составлении сводного бюджета, поскольку оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Бюджет продаж составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по месяцам или кварталам. Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задают уравнением:

     Бюджет  продаж рассчитывается по основным видам  продукции. При большой номенклатуре товаров их группируют. В этом случае бюджет продаж составляют по группам товаров и средним ценам для каждой группы. Если совокупная доля отдельных товаров в объеме продаж достаточно велика (не менее 5%), в бюджете продаж их не группируют.
     После того как сформирован бюджет продаж, необходимо определить размер денежных поступлений от этих продаж.
     Если  произведенная продукция продана  в кредит – образуется дебиторская задолженность, которая инкассируется и превращается в наличность. Коэффициент инкассации (K1) выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции  и рассчитывается по следующей формуле:

     где CFi поступление денег за ранее отгруженную продукцию в 1-ом периоде;
     S0 – выручка начисленная за отгруженную продукцию в 0-ом периоде.
     Коэффициент инкассации показывает, какая часть  отгруженной продукции будет оплачена сразу в месяц отгрузки, во второй месяц после отгрузки и т.д. Определить значение коэффициентов инкассации можно на основе анализа погашения дебиторской задолженности предшествующих периодов.
     Состояние дебиторской задолженности на конец  каждого периода определяется по формуле:
 

     Данные  о состоянии дебиторской задолженности  автоматически попадают в прогноз баланса. Денежные поступления от продаж затем будут включены в доходную часть (притоки) бюджета движения денежных средств.  

     Производственный  бюджет.
     Это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.
     В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используют показатели бюджета продаж на изделия каждого вида, заказы на поставку, размеры запасов, а также имеющиеся производственные мощности.
     Объем выпуска готовой  продукции составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается по формуле:
 

     Самое сложное в составлении производственного  бюджета – это определение величины остатков нереализованной продукции на конец планового периода. 

     Бюджет  прямых затрат на материалы.
     Показывает, сколько сырья и основных материалов требуется для производства готовой продукции и сколько сырья и основных материалов должно быть закуплено.
     После определения количества сырья и  материалов, требуемого для производства продукции, следующим этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья и материалов). Потребность в сырье и материалах в каждом периоде может быть определена по следующей формуле:
 

     Данные  о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производственных запасов. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. Если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, оперативно изменяют и план закупок материалов.
     Бюджет  затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы. Состояние кредиторской задолженности на конец каждого периода, определяемой по формуле:
 

     Эти данные автоматически попадают в  прогноз баланса. Выплаты по закупкам материалов также автоматически попадают в бюджет движения денежных средств. 

     Бюджет  прямых затрат на оплату труда.
     Подготавливается, исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, подлежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.
     В бюджете заработной платы основного  производственного персонала необходимо выделять две составные части:
     а) фиксированную (постоянную);
     б) сдельную (переменную).
     Переменная  часть оплаты труда включает оплату операций и работ по сдельным нормам и расценкам, тарифным ставкам или  в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации  формами и системами оплаты труда.
     Чтобы рассчитать общее время работы основного производственного персонала, необходимо ожидаемый объем производства в каждом периоде умножить на трудоемкость изготовления единицы изделия. Затем полученный результат умножают на стоимость одного человека-часа и получают сумму прямых затрат на оплату труда.
     В случае, если к моменту составления  бюджета затрат на оплату труда накопилась кредиторская задолженность по выплате заработной платы, составляется график ее погашения. Такой график составляется по той же схеме, что и график погашения задолженности за материалы. 

     Бюджет  общепроизводственных расходов.
     Он  отражает объем всех затрат, связанных  с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда.
     Бюджет  общепроизводственных расходов включает:
    Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация, ремонт, электроэнергия, услуги вспомогательных производств, заработная плата ремонтников, расходы на внутризаводские перевозки материалов и готовой продукции).
    Общецеховые расходы на управление (затраты, связанные с организацией производства, содержание аппарата управления и персонала цеха, амортизация и ремонт производственных зданий и сооружений).
     Общепроизводственные  расходы можно разделить на:
     а) условно-переменные расходы, к которым  относятся двигательная электроэнергия, заработная плата вспомогательных рабочих, некоторые сопутствующие материалы;
     б) условно-постоянные расходы, к которым относятся заработная плата цеховых работников, капитальный и текущий ремонт оборудования цеха, амортизация оборудования цеха и т.д.
     Постоянные  затраты в бюджете общепроизводственных расходов планируются исходя из потребностей производства, переменные затраты – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.
     Для планирования потока денежных средств  необходимо составлять график оплаты и погашения кредиторской задолженности общепроизводственных расходов. 

     Бюджет производственных запасов.
     Составляется  в денежном выражении и содержит нормативы по:
    запасам материалов;
    незавершенному производству;
    готовой продукции.
     Запасы  готовой продукции в денежном выражении рассчитываются на основе плановой себестоимости единицы продукции. Себестоимость готовой продукции будет зависеть от выбранного метода калькулирования себестоимости и оценки запасов.
     Помимо  производственных затрат, на величину себестоимости готовой продукции  оказывает влияние остатки незавершенного производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.