На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разгосударствление и приватизация в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
Нижегородский государственный  университет
им. Н.И. Лобачевского 
 
 
 
 

Экономический факультет 
 
 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 

Курсовая работа на тему: 

Разгосударствление  и приватизация в Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

                        Исполнитель:
                                          студент группы ЦЭП,08
                                                Горшков А. А.   
                                  Руководитель:
                                              Половинкина Н. В. 

                                                 
 
 
 
 

Нижний  Новгород
2009 г.

     Содержание.

 
 
Введение  ……………………………………………………………………………..……...............3 

I. Необходимость, сущность, концепции и методы приватизации……………………….…...…4
     1. Сущность и необходимость приватизации и разгосударствления…….........................4
     2. Основные концепции приватизации.................................................................................6
     3. Методы приватизации........................................................................................................6 

II. Проблемы приватизации в Российской экономике....................................................................8
     1. Этапы приватизации, их содержание и основные результаты …………......................8
     2. Приватизация в наши дни…………………………………….........................................12 

III. Особенности и проблемы приватизации на примере Военно-промышленного комплекса.17
     1. Особенности приватизации ВПК в России……………………………………….……17
     2. Этапы приватизации..........................................................................................................18 

Заключение.........................................................................................................................................20 
Список  использованной литературы...............................................................................................23

     Введение.

 
     По  моему мнению, тема приватизации более  чем актуальна в нашей стране, т.к. в своё время затронула каждого. В своей работе я попытался проанализировать ход и результаты приватизации в России, а также сравнить их с международными примерами. В ходе работы над курсовой, я пришёл к неутешительному выводу о практически полном провале разумного на первый взгляд приватизационного плана в России.
     В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем  как методологического, так и  прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
     В ходе непродуманного и спешного разгосударствления собственности, Россия из некогда развитой в промышленном и научном отношении  страны превратилась в отсталый сырьевой придаток бурно развивающейся мировой экономики. Многие уникальные предприятия из-за непродуманной приватизационной политики оказались просто никому не нужными. Приватизация в России проходила без учёта психологии людей, при почти полной экономической неграмотности населения. Десятки лет государство сурово отучало людей задумываться о своей собственности.  Вся государственная агитация была направлена на скорейшее построение коммунизма, где частной собственности на средства производства не должно было быть вообще.
      В такой ситуации наиболее перспективным и жизнеспособным был бы план разгосударствления китайского образца, однако, ввиду сложной политической обстановки в стране, приватизацию решено было проводить в сжатые сроки по британскому образцу чековой (ваучерной)  приватизации, что привело к ужасным последствиям.
     Подавляющее большинство людей, получивших приватизационные чеки (ваучеры), просто продали их за бесценок, т. к. абсолютно не понимали их предназначения. Люди рассудили  следующим образом: лучше получить реальные деньги сейчас, чем сомнительные дивиденды в призрачном будущем.
     На  всё вышеперечисленное наложилась крайне нестабильная политическая ситуация в стране, вызванная распадом Советского Союза и многочисленными межэтническими и межконфессиональными конфликтами, вспыхнувшими повсеместно.
     С распадом СССР были нарушены экономические  связи между поставщиками сырья  и обрабатывающими предприятиями, а также между предприятиями-смежниками. Остановились, к примеру, текстильные  фабрики г. Иваново, ориентированные  на среднеазиатский хлопок т.к. в Среднеазиатских республиках в начале 90-х годов XX века началась настоящая война с применением тяжёлого вооружения и гибелью тысяч людей. Хлопок, являющийся основным экспортным продуктом, либо не выращивался вообще, либо уничтожался в ходе боевых действий.
     Также показателен пример Минского Автомобильного Завода (МАЗ), двигатели и автопокрышки для которого делали в ставшем  заграничным Ярославле.
     Существовавшее  в Советском Союзе чёткое разграничение  производственных мощностей по республикам, было, таким образом, нарушено. В советское время в некоторых отсталых южных республиках возводились современнейшие комбинаты по производству высокотехнологичных и наукоёмких изделий. Так, крупнейший в СССР завод по производству современных кондиционеров размещался в Азербайджане. После драматических событий. произошедших там в конце 80-х – начале 90-х, из Азербайджана начался отток русского населения, что вызвало полную остановку предприятия и утрату уникальных технологий.
     Стоит также учесть откровенно-враждебное отношение к России новых националистических правительств в ставших независимыми республиках. Новые власти стремились возвести максимальное количество барьеров и пошлин на пути товарообмена между разделёнными границей предприятиями-смежниками.
     Кроме того, во времена СССР большое значение придавалось развитию военно-промышленного комплекса, который, в связи со снижением финансирования оборонного ведомства, пришёл в полный упадок. Попытки конверсии предприятий ВПК всякий раз наталкивались на отсутствие инвестиций. Кроме того, в ВПК много предприятий, которые не подлежат конверсии, к примеру, производства боевых отравляющих газов.
     После открытия границ для неограниченного  импорта зарубежных товаров некоторые  отечественные товары просто перестали покупать. Не секрет, что многие советские предприятия, существовавшие в тепличных условия командной экономики и «железного занавеса», не слишком следили за научно-техническим прогрессом и не заботились о конкурентоспособности своих изделий. В тоже время мир не стоял на месте. В итоге отечественные товары не выдерживали конкуренции с импортными аналогами и оставались невостребованными, что приводило к сокращению их производства и массовым увольнениям рабочих. Безработица, преступность и смертность росли огромными темпами. От безысходности и отсутствия перспектив народ поразил алкоголизм, что привело к полному обнищанию большого процента населения, к резкому увеличению преступности и детской беспризорности, к страшному падению уровня и продолжительности жизни, по которым Россия приближается   к уровню  отсталых стран Африки и Азии.
     Чем же были вызваны подобные ужасные  итоги, почему приватизация в России пошла не по запланированному сценарию,  стоит ли продолжать приватизацию предприятий, ещё оставшихся в государственной собственности? Эти и другие   вопросы я и попытался рассмотреть в своей курсовой работе. 

     I. Необходимость, сущность, концепции и методы приватизации.

     1. Сущность и необходимость приватизации и разгосударствления.

 
     Приватизация  представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
      Переходя  к вопросу о необходимости  проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. 
     Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
     Приватизация  выполняет две функции. С одной  стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
      –  формирование слоя мелких и средних собственников;
      – сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной           собственности;
      –  перераспределение экономических основ власти.
     Достижение  социальной справедливости, повышение  экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
     Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому  или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
     Особенностями начального этапа приватизации в  России (1991-1994 гг.) являются: приоритет  политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно  формальный  характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
     Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как  постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
     Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди  негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
     Успешное  проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий  зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
     Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов, малых и средних предприятий.

     2. Основные концепции  приватизации.

 
     В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».
     В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность  рассматриваются как два антагонистических  типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
     Второй  подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как  «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая  собственность» может включать в  себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
     Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
     Четвертый подход условно можно назвать  «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.
     Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.
     Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
     Массовый  характер приватизация может принять  только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и реприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

     3. Методы приватизации.

 
     Рассмотрение  методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.
     Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.
     Различные способы приватизации приводят к  передаче государственного имущества  в «частную», «общую долевую» или  «акционерную» собственность. При  продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
     Содержание  системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы,  а ее инструмент.
     Приватизация  способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.
     Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов  бюджета не может быть обеспечен  при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.
     Важным  средством приватизации является перераспределение  доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря  изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
     Сравнительный анализ основных черт приватизационного  процесса в Восточной Европе и  в России показывает наличие общих  тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.
     Приватизация  в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.
     Приватизация  является тем звеном экономической  реформы, которое одновременно создает  предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения  политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом реприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.
     Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).
     Приватизация  является важнейшим инструментом институциональной  политики, и ее осуществление ведет  к формированию новой социально-экономической  структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
     Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.
     В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных  подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов  приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).
     Массовое  преобразование государственных предприятий  в акционерные общества создало  возможность развития фондового  рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков. 

     II. Проблемы приватизации в Российской экономике.

       

     1. Этапы приватизации, их содержание и основные результаты.

 
        Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации — с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями чекового этапа приватизации были:
      1) массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
      2) формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
      3)     обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
      4)  создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
      5)     содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
      6)  создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
      7)     расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
      Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:
      1)     избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;
      2)   Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;
      3)   в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;
      4)   в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;
      5)   иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.
      Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:
      1) массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;
      2) форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;
      3) отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам.
      Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.
      Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.
      B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:
      1) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков); 
      2) участвовать в чековом аукционе;
      3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);
      4) продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).
      Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
      Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
      Предполагавшийся  при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению собственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее быстрый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного  капитала.
      В условиях высокой инфляции, характерных  для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным от других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономической стабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период.
      На  этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн. долл.
      Такой малый объем участия помимо общих  причин, препятствующих притоку иностранных  инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации.
      В 1992 г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либералтизации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в- третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и к легитимности приватизации, но и новой системе прав собственности в целом.
      Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.
      Денежный  этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:
      1)   сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
      2) обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;
      3) способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.
      Особенностью  денежного этапа является его  направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капитала предприятия.
      К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.
      В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации.
      К основным результатам денежной приватизации следует отнести:
      1) выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;
      2) формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации.
      Денежная  приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.
      В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это  обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п. По данным ВЦИ-ОМ, 74% новых инвесторов отказываются финансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент.
      Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятий по конкурсу (на аукционе), или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.
      Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков. При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило. Становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций.
      В итоге после десяти лет реформ большинство населения стало  жить хуже. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень жизни людей, является Индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ), вычисляемый с 1990 г. экспертами ООН в рамках специальной Программы развития ООН. Этот индекс составляется на основе трех факторов: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительности жизни. После распада СССР во всех постсоветских странах наблюдалось резкое падение ИРЧП. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в мире по ИРЧП. В 1993 г. Россия находилась уже на 57-м месте, в 1997 г.- на 67-м, в 1999г.- на 71-м. Похожа ситуация наблюдалась в других бывших советских республиках.

     2. Приватизация в наши дни.

 
      Председатель  Правительства РФ Михаил Фрадков  подписал распоряжение, которым утвержден  прилагаемый прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы. Реализацию данного прогнозного плана поручено обеспечить Минэкономразвития. На 1 июня 2006 г. РФ является собственником имущества 7178 ФГУПов, акционером 3724 АО. Согласно прогнозному плану в 2007-2009 годах, в частности, будут предложены к продаже пакеты акций АО, созданных при акционировании ФГУПов, за исключением АО, включенных в перечень стратегических акционерных обществ или участвующих в формировании интегрированных структур. Из числа крупных объектов федерального имущества в 2007 году будут приватизированы находящиеся в госсобственности акции ОАО «ВО «Станкоимпорт», ОАО «Московский метрострой», ОАО «Аэропорт Салехард», ОАО «Международный аэропорт Уфа». В 2008-2009 годах к приватизации будут предложены все ФГУПы, не обеспечивающие выполнение государственных функций РФ, а также акции ОАО, созданных при акционировании указанных ФГУПов. Кроме того, планируется приватизировать находящихся в федеральной собственности 7 пакетов акций ЗАО, а также 233 объекта иного федерального имущества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.