На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Информационные процессы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 Глава 1. Содержание процесса управления………………..3
     1.1 Решение в процессе управления. Процесс разработки управленческого   решения…………………………………..5
 Глава 2. Значение коммуникации в организации………....9
     2.1 Схема коммуникационного процесса……………….12
Глава 3. Информационные процессы ……………………..16
     3.1 Характеристики управленческой  информации…….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Содержание процесса управления
     Функции управления - две общих характеристики: 1) все они требуют принятия решений; 2) для выполнения всех функций необходима коммуникация, чтобы получить информацию для принятия правильного решения  и сделать это решение понятным для других членов организации. Так  как эти две характеристики связывают  все управленческие функции, обеспечивая  их взаимозависимость, коммуникации и  принятие решений часто называют связующими  процессами.
     Принятие  решений. Управленческая работа - это, в основном, работа интеллектуальная. Она напоминает попытку составить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков после того, как кто-то свалил в эту же коробку кусочки мозаики, принадлежащие еще пяти различным сюжетам. Чтобы дополнить сравнение с мозаикой, следует сказать, что руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие - для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие  решения - это выбор того, что и как прогнозировать, планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно это и составляет основное содержание деятельности руководителя.
     Основным  требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для  понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения  такой информации является коммуникация.
     Коммуникация. Способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между людьми. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Планы, например, нельзя выполнить, если они не будут переданы тем людям, которые должны их выполнять. Обычно, если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на нее. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.
     Процесс управления: процесс превращения цели в согласованную деятельность; функционирование системы управления, взаимодействие звеньев; разработка управленческих решений; деятельность менеджера во времени и пространстве (диахроническая характеристика управления); последовательность действий, составляющих управление (воздействие); процесс формирование воздействия; решение проблем развития предприятия  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Решение в процессе управления. Процесс разработки управленческого решения 

     Потребность в управляющем воздействии возникает  в процессе функционирования системы, когда в результате изменения  внешних  или внутренних условий  появляется проблема. Управленческое решение (УР) – это акт управляющей системы, ведущей к разрешению проблемы, обеспечивающий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы. Управленческое решение объединяет две основные составляющие процесса управления: диагностику проблемы – выбор варианта ее разрешения и организационно-практическую деятельность по реализации этого варианта, в решении, таким образом, соединяются операции аналитической и организационно-практической деятельности.
     Любой процесс управления представляет собой непрерывную цепочку управления, определенную последовательность действий, объединенных в этапы в соответствии с их качественным содержание и однородностью операций, необходимых для их осуществления.
Выделяют  следующие основные элементы, наличие  которых необходимо для принятия решения:
    наличие сознательного выбора;
    ориентация на одну или несколько целей;
    наличие завершающего действия, т.е. решения.
   Решение есть осознанный выбор из нескольких альтернатив достижения одной или  нескольких целей. Для принятия решения  характерен осознанный процесс выбора альтернативы.
   Различают два основных направления развития теории принятия решений:
    эмпирически-реалистические  теории (дескриптивные) теории описывают и объясняют, как принимаются на практике отдельные решения. Их целью является развитие гипотезы об отношениях отдельных людей или групп в процессе принятия решений, с помощью этих гипотез следует прогнозировать принятие решений в зависимости от ситуаций;
    нормативные теории стремятся показать, как должны рационально приниматься решения.
   Различают две основные функции решений: фильтрующую и связующую.
     Фильтрующая функция решений объясняется тем, что они всегда находятся между осмысленной и реализующей фазами управленческого процесса. Решение есть результат фильтрации из многих возможных вариантов дальнейшей деятельности только одного.
     Связующая функция решений состоит в том, что в процессе их принятия и реализации взаимодействуют все функции менеджмента.
     Проблема  принятия решения есть проблема анализа, экономического обоснования и выбора альтернативы из нескольких  вариантов достижения цели.
     Принятие  управленческого решения в сложных  ситуациях требует тщательного  учета и анализа ряда факторов и представляет собой многошаговый процесс, состоящий из последовательности связных этапов. Эти этапы описывают  так называемый нормативный процесс  принятия решения – процессуального инварианта, т.е. некоторой последовательности шагов, необходимой для принятия рационального решения. Методологическое содержание решения позволяет выделить определенные этапы, количество которых может быть различным и зависит от требуемой степени детализации ПРУР. Методологическое содержание  решения раскрывает технологию его разработки.
     Типовая технология разработки УР включает в  себя этапы: информационный, оценки ситуации, определение и диагностики проблемы, разработки и оценки альтернатив, лишь после этого наступает этап принятия решения.
     Рассмотрим  более подробно основные элементы и  последовательность шагов процесса принятия решений.
     На  информационном этапе осуществляется сбор, обработка, сжатие и хранение информационных массивов о состоянии  макросреды, мезосреды и микросреды. Основным предметом данного этапа  выступает управленческая информация – совокупность сведений о процессах, протекающих внутри организации  и ее окружении. Информация может  классифицироваться по ряду признаков:
    по назначению;
    одноцелевая - связана с решением конкретной проблемы;
    многоцелевая - используется при решении нескольких разнообразных проблем.
   Управление, основанное на выявлении ситуаций, их квалификации и выполнении различных  преобразований, приводящих к их разрешению, получило название ситуационного, позволяющего правильно интерпретировать ситуацию, выявить ее переменные, Конкретный набор переменных находит  разное  толкование у различных авторов, но тем не менее, возможно выделить не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным класса внутренних и внешних переменных.
   Внутренние  переменные – это ситуационные факторы  внутри организации. В основном, они  являются результатом реализации ранее  принятых УР. Основные внутренние перемены – цели, структура, задачи, технология и человеческие ресурсы. Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе: поведение отдельных людей, поведение  людей в группах, характер поведения  руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и  групп.
   Критические переменные, которыми  могут  быть как внутренние, так и внешние, никогда не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Значительные изменения одной переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные. Один из способов определения внешних переменных состоит в делении на две группы: факторов макросреды и факторов мезосреды, исследование которых базируется на стратегическом анализе.
   Наличие и проявление системной взаимосвязи  элементов микросреды и внешнего окружения приводит к выводу о  закономерной обусловленности возникновения  ситуаций при взаимодействии этих элементов. Поэтому каждому типу ситуации должны соответствовать определенная последовательность процедуры управления с ее информационным обеспечением, специфические формы взаимодействия элементов организации, критерии и методы принятия решений. Это должно быть реализовано путем осуществления следующих этапов:
    Исследование причин и источников возникновения ситуаций, а так же объектов, на которые может быть направлено управленческое воздействие с целью разрешения ситуации.
    Разработка методов формирования процедур управления, адекватных целям разрешения всей совокупности ситуаций и соответствующим циклам управления:
    по возможности хранения: финансируемая может храниться практически бесконечно, не подвергаясь искажению и не фиксируемая используемая, используемая в момент получения, подвержена постепенному искажению;
    по степени готовности для использования: первичная – совокупность полученных непосредственно из источника несистематизированных данных, содержащих много лишнего; промежуточная –  
    сведения, прошедшие через процесс предварительной «очистки» и систематизации, позволяющей решить вопрос о конкретных направлениях и способах их дальнейшего применения; конечная – информация, используемая для обоснования решения;

    по полноте: частичная и комплексная  (последняя дает всесторонние исчерпывающие сведения об объекте, первая используется только в совокупности с другой информацией);
    по степени надежности: достоверная и вероятностная (вероятностный характер обусловлен невозможностью получить надежные сведения).
   Для выделения состояния системы  относительно  выбранной в организации цели необходимо сформировать массив достаточной и достоверной информации о состоянии ее ключевых параметров. Именно на этом этапе реализуется принцип постепенного увеличения информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Значение коммуникации в организации 

     Большую часть своей повседневной жизни  человек проводит в организациях: школах, на фирмах, заводах, в больницах, на военной службе, в церкви, общественных клубах. Мы живем в обществе, состоящем  из организаций. Представьте, что перед  вами стоит задача собирать по гривеннику в неделю с ваших четырех лучших друзей. Нет ничего проще - скажете  вы. Но теперь вообразите, что вашей  обязанностью является сбор подоходного  налога с миллионов жителей всей страны. Очевидно, для этого уже  необходима организация.
     Почти каждый из нас - член одной или нескольких организаций. Большинство согласится с тем, что именно коммуникация1 оживляет организационную структуру. Один из первых теоретиков организационного поведения Ч.Барнард2 отмечал, что в любой достаточно полной теории организации коммуникация займет центральное место, потому что структура, размеры и масштабы деятельности организаций почти полностью определяются средствами коммуникации. Позже Д.Кац и Р.Кан писали, что коммуникация является социальным процессом, имеющим важнейшее значение для функционирования любой группы, организации или общества, и что она образует самую суть социальной системы или организации. Г.Саймон3  дал, пожалуй, наиболее всеобъемлющую формулировку: “Применительно к любому процессу администрирования нужно задать следующий вопрос: как этот процесс влияет на решения индивида? Без учета коммуникации ответ будет состоять лишь в том, что он вообще не оказывает на них никакого влияния”.
     Организация - устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда для достижения общих целей. Отношения между  членами организации относительно стабильны. Эта структурная устойчивость позволяет организации эффективно действовать для достижения определенных целей. Организационная структура  придает человеческой коммуникации предсказуемость и устойчивость и тем самым способствует выполнению административных задач.
     Структурные переменные типа статуса лиц в  организационной иерархии и их полномочий в корне меняют ситуацию. Решающим соображением в пользу изучения коммуникаций в организации является тот факт, что они осуществляются в сильно регламентированных условиях, когда  на процесс коммуникации воздействует организационная структура. Так, коммуникация между подчиненным и руководителем  существенно отличается от коммуникации между людьми с равным статусом в организации.
     Коммуникация  является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, это важный рабочий инструмент для обеспечения восприятия индивидами своих организационных ролей и для интеграции организационных подразделений. С позиций теории открытых систем организация представляется развитой сетью каналов коммуникации, которые спроектированы для сбора, систематизации и анализа информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно в среду. Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур  деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации.
     Коммуникации - это связующие нити, объединяющие взаимозависимые части организации. Как только коммуникация приостанавливается, организованная деятельность прекращает свое существование. Вместо нее вновь  возникает нескоординированная  деятельность индивидов.
     Коммуникация  является не только существенным элементом  внутреннего функционирования организации, но и играет жизненно важную роль в  обмене информацией между организацией и средой. Система коммуникации служит средством включения организаций  в их внешнюю среду.
     Инструментарий  исследований коммуникаций полезен  и для изучения организационного поведения. Если мы сможем отобразить пути передачи сообщений между различными частями конкретной организации  и пути их воздействия на поведение  организации во внешнем мире, то мы далеко продвинемся в понимании  этой организации. В дальнейшем мы будем  исходить из предпосылки, что коммуникация является обязательным элементом функционирования организации.
     Мы  определяем коммуникацию как процесс, посредством которого некоторая  идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого  получателя. Такое поведение может  включать изменение знаний или социальных установок. Организация была ранее  определена как устойчивая система  совместно работающих индивидов  на основе иерархии рангов и разделения труда для достижения общих целей. Таким образом, когда руководитель организации отдает распоряжение подчиненному, то он ожидает выполнения распоряжения. Распоряжение может быть выполнено  или не выполнено. Но здесь мы хотим  подчеркнуть, что этот акт коммуникации был осуществлен с намерением достичь определенного результата.
     Коммуникации  в организациях и между организацией и ее средой вместе составляют то, что  называется организационной коммуникацией. Приступая к разъяснению основных понятий, используемых для описания процесса коммуникации между людьми,  следует отметить, что коммуникационный процесс в организации, как правило, является упорядоченным и обусловленным определенной регламентацией и предсказуемостью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Схема коммуникационного процесса 

     Можно выделить четыре основных компонента модели коммуникации: источник, сообщение, канал и получатель. Поскольку указанные компоненты присутствуют почти в любом акте коммуникации, эту простую модель коммуникации часто называют моделью  ИСКП.
     Она является весьма упрощенной концепцией коммуникации, но может быть полезна  в качестве отправного пункта нашего рассмотрения. На рис.1 представлен каждый из этих элементов, а также обратная связь. Расширенная модель процесса коммуникации показана на рис.2

Рис.1. Модель  ИСКП с обратной связью

Рис.2. Расширенная модель процесса коммуникации
     Источник - это создатель сообщения. Им могут  быть индивид или группа совместно  работающих индивидов, а также общественный институт или организация, хотя и  в этом случае источниками в конечном счете оказываются индивиды, даже если они действуют в рамках своей  организации. Основная обязанность  по подготовке сообщения лежит на источнике.
     Сообщение - это стимул, который источник передает получателю. Именно ради этого и осуществляется акт коммуникации, и в этом акте передается определенная идея.
     Сообщения состоят из символов (от греч. symbolon —  знак, опознавательная примета), которые  имеют для источника и получателя определенное значение. Кодирование - это перевод уже осмысленной  идеи в сообщение, приспособленное для передачи; заключается в преобразовании смысла идеи в символы. Декодирование - это перевод полученных стимулов в конкретную интерпретацию значения переданного сообщения [значение - содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.] Таким образом, получатели декодируют сообщение путем преобразования символов в значение. Для того чтобы придать значение символам, индивиды классифицируют явления по категориям и дают им наименования - коды.
     Многие  сообщения передаются в форме  символов языка. Однако символы могут  быть и невербальными: жесты, мимика, другие телодвижения или графические  изображения. Язык отличает человека от других существ. Например, дельфины, шимпанзе могут иметь примитивные системы  коммуникации, но у них нет языка  в полном смысле этого слова.
     Значения - это объекты (например, идеи, образы, мысли), которые выражаются в символах, т.е. средствами языка. Для того чтобы  акт коммуникации вообще мог произойти, источник и получатель должны иметь  по крайней мере какой-то минимум  предшествующего общего опыта, некоторое  множество одинаково трактуемых ими значений. Другим крайним случаем  является ситуация, когда ни одна пара индивидов не имеет абсолютно  идентичного опыта. Следовательно, используемый язык (символы, послания) имеет для получателя и источника  в чем-то различные значения. Более  того, личный опыт индивида постоянно  меняется, так что и значения одних  и тех же символов сообщения будут  меняться со временем. Многие неудачные  попытки передачи сообщений вызываются ошибочной интерпретацией получателем  или источником значения символа, которым  они обменялись.
     Значения  являются относительными и допускают  субъективную интерпретацию. Этот факт привел  Берло к выводу, что значения присущи людям, а не сообщениям. Он имел в виду, что слова сами по себе смысла не  имеют: значение им придают источник и получатель. Сообщения содержат информацию, определяемую как изменение вероятности осуществления некоторой альтернативы в данной ситуации. Таким образом, сообщение информации уменьшает неопределенность знаний относительно некоторого явления у получателя. Примером информации может служить представленный руководителю отчет об исследовании рынка, который показывает, что потребительский спрос на определенный продукт в течение трех месяцев упадет на 20%.
     Канал - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь физической передачи сообщения. Каналы можно разделить на средства массовой информации и межличностные каналы. Каналы средств массовой  информации - это такие средства передачи сообщений, как газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение, которые позволяют источнику доставить информацию многим получателям. Межличностные каналы - это такие каналы, которые используются при непосредственном обмене сообщениями между одним источником и одним получателем. Одно из наиболее важных различий между средствами массовой информации и межличностной коммуникацией состоит в том, что в последнем случае облегчается обратная связь. Как было показано на рис.14 ,  коммуникация - это не однонаправленный поток сообщений от источника к получателю. Получатель также вырабатывает информацию и сообщения для источника, и такое взаимодействие является необходимым условием для успешности коммуникации.
     Получатель - наиболее важный элемент коммуникационного процесса. Передатчики (источники) часто о нем забывают. Некоторые из них являются “ориентированными на источник”. Примером могут служить авторы учебника, которые пишут его, имея в виду не столько студентов, сколько своих коллег. Другие источники “ориентированы на сообщение”: они глубоко знают свой предмет, но не выражают его содержательно, т. е. не кодируют в терминах, понятных получателю. Третьи источники “ориентированы на канал” и настолько зависят от конкретного средства коммуникации, что забывают о получателе. Примером такого источника может служить руководитель организации, который передает получателям свои сообщения исключительно посредством распространения документов. Он не проводит совещаний с работниками даже в тех случаях, когда они могли бы быть более эффективными.
     Обратная  связь - это реакция получателя на сообщение источника. Источник может учесть обратную связь при изменении последующих сообщений. Таким образом, обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Обратная связь может рассматриваться как сообщения источнику, которые содержат данные об эффективности предыдущего акта коммуникации. Положительная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения был достигнут. Отрицательная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут не был. В этом смысле отрицательная обратная связь плохо влияет на отношения между источником и получателем и может породить между ними конфликт.
     С точки зрения повышения эффективности  коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее значение, чем положительная. И тем не менее из-за ее разрушительного действия инициатор такой связи, вероятнее всего, останется не поощренным или даже будет наказан. Попробуйте сказать начальнику, что предложенная и ценимая им идея не работает!
     В общем случае, чем активнее используется в коммуникационном процессе обратная связь, тем он эффективнее. Внимание к обратной связи предполагает ориентацию на получателя, заботу о том, чтобы сообщение до него “дошло”. Такая ориентация требует для своего осуществления определенной упреждающей связи, т.е. информации о получателях, которая собирается источником до того, как осуществлен акт коммуникации и используется при формировании максимально эффективных сообщений. Важно знать свою аудиторию. Если у источника имеются ошибочные представления о получателях, то его коммуникативные усилия окажутся менее эффективными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Информационные процессы 

     Для  обеспечения адекватного функционирования блока «Принятие решений” определяющее  значение имеют информационные процессы, то есть процессы сбора, хранения, обработки и передачи данных с целью управления производственным процессом и соответствующими структурными подразделениями. Информационные процессы подразделяются на три группы:
    Обеспечивающие выбор и информирование целей (целеполагание).
    Предназначение для разработки программы действий (планирование).
    Обеспечивающие нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе или плану (регулирование).
Необходимо  отметить, что информацией следует  считать не любые сведения, а только те сведения, знания, сообщения, которые  содержат элементы новизны для их получателя и используются в процессе принятия решения.
Традиционные  методы управления производственным процессом  базируются на документировании информации, являющей входной и выходной для  лиц и органов, принимающих управленческие решения.
К документированной  информации такого рода относятся:
    сетевые или иные модели и карточки определителя работ;
    оперативно – календарные планы (квартальные и месячные);
    ведомости материально – технического снабжения;
    оперативная информация о состоянии комплекта работ;
    результаты состояния комплекса работ;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.