На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Советская дипломатическая служба

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬГНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ
 
Специальность регионоведение
 
 
 
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Дипломатическая и консульская  служба» 
 
на тему «Советская дипломатическая служба»
 
 
                Выполнила студентка  гр. С5410
                Маркова  В.С.
                                                              Проверил Лыков К.Ф., к.и.н., профессор
 
 
 
 
 
 
г. Владивосток
2011 

 
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Органы внешних  сношений СССР 4
Глава 2. Кадры Советской  дипломатической  службы 10
Вывод 11
Список  используемых источников 12
 

Введение

     Октябрьская революция 1917 г. привела к развалу прежней государственной машины России и замене ее новой, отвечающей потребностям советского государства. Это нашло свое выражение как в принципах создания новых государственных органов, так и в их структурах.
     Советская дипломатическая служба за период существования СССР эволюционировала, начиная с периода, когда даже не существовало профессиональных дипломатов и они выбирались из круга лиц, проявляющих общественную активность, до подготовки высокопрофессиональных специалистов в области международных отношений и дипломатии, а также высококвалифицированных переводчиков, служащих определенных специализаций; от периода, когда дипломаты не имели рангов до их введения и тем самым увеличения авторитета всей дипслужбы; от периода,  когда не существовало определенной системы и структуры дипломатической службы до создания отделов и функциональных подразделений, четко отвечающих за определенные области; увеличивалось число дипломатических контактов и диппредставительств за рубежом, с постепенным признанием СССР и установлением дипломатических отношений.
     Советская дипломатия постепенно обретала свои принципы, с учетом изменений в  международных отношениях  меняла цели и задачи, боролась за ведущую  роль Советского Союза на международной  арене.
     Актуальность  данной темы состоит в том, что  сегодняшняя Россия с ее дипломатической  службой могла бы взять от советской  дипломатии немало качеств, в том  числе высокопрофессиональность, деятельность  только в национальных интересах, выработку определенных принципов.
 

Глава 1. Органы внешних сношений СССР

     Декретом 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года был образован Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел), который входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров».
     Первым  Народным комиссаром стал Лев Троцкий, в мае 1918 года его сменил Г.В.Чичерин.
     В соответствии с первой Конституцией РСФСР 1918 года, принятой 10 июля 1918 года, наркомат стал называться НКИД РСФСР. 18 октября 1918 г. были приняты декреты  СНК РСФСР об организации консульств за рубежом ("Об упразднении рангов дипломатических представителей" и "О консулах").
     Дипломатическая изоляция Советского государства в  первые годы Советской власти, во время  Гражданской войны и Военной  интервенции привела к тому, что  официальные и неофициальные  представительства НКИД РСФСР за рубежом были ликвидированы, а первые советские дипломаты Иоффе А.А., Литвинов М.М., Воровский В.В., Берзин Я.А. и др. высланы из соответствующих  стран и возвратились в Москву.
     Установление  дипломатических отношений сопровождалось обменом дипломатическими представительствами. Но поскольку в России к тому времени  были упразднены все сословия, гражданские чины, звания и титулы, глава советского дипломатического представительства не имел общеупотребительного звания Посла, Посланника или Поверенного в делах. Он именовался просто Полномочным представителем (Полпредом) советского государства. Это нередко ставило в тупик протокольную службу страны назначения, особенно при проведении официальных торжественных церемоний. Нередко возникал вопрос о месте полпреда в дипломатическом корпусе. Недоброжелатели пытались ставить его ниже даже поверенного в делах. Чтобы исключить подобные случаи, в верительных грамотах полпредов проставлялся класс, которому он должен соответствовать.
     В декабре 1919 г. VII Всероссийский съезд  Советов предложил державам Антанты  немедленно начать мирные переговоры и поручил ВЦИК и НКИД "систематически продолжать политику мира".
     В 1920—1921 годах Советскому государству  удалось установить дипломатические  отношения с рядом государств Запада и Востока, в т.ч. с республиками Прибалтики, Финляндией, Польшей, Афганистаном, Монголией, Персией, Турцией, а также с рядом республик Закавказья и Средней Азии, вошедших несколько позже в состав СССР.
     В апреле 1922 года Советская Россия была впервые приглашена на международную  конференцию в Генуе, в ходе которой 16 апреля был подписан Рапалльский договор (1922) с Германией, устанавливавший дипломатические отношения между двумя странами. С другими западными странами — Австрией, Великобританией, Норвегией — были установлены договорные отношения де-факто. В ноябре 1922 года открылось генеральное консульство РСФСР в Стамбуле (Турция).
     30 декабря 1922 года Первый съезд  Советов СССР принял Договор  об образовании Союза Советских  Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила  6 июля 1923 года Конституцию СССР, согласно статей 49 и 51 которой был образован НКИД СССР.
     12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР  утвердила новое положение о  НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.
     В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного  НКИД СССР при СНК РСФСР был  Виктор Леонтьевич Копп, а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов.
     Параллельно с расширением числа государств, установивших дипломатические отношения  с Советским Союзом, расширялись  и торговые связи. Это привело  к расширению сети торговых представительств СССР (торгпредств). Первые советские торгпредства начали создаваться еще в 20-х годах (в европейских странах и Китае). В США было образовано акционерное общество «Амторг», ставшее главным торговым агентом советских внешнеторговых объединений. По мере развития торговых связей встала необходимость закрепления статуса торгпредств в законодательном порядке, что и было сделано в сентябре 1933 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено «Положение о торговых представительствах и торговых агентствах СССР за границей».
     К функциям союзного Наркоминдела по положению о нем от 12 ноября 1923 г. были отнесены:
     а) защита внешних политических и экономических  интересов Союза ССР, а также  находящихся за границей его граждан;
     б) выполнение постановлений о заключении договоров и соглашений с иностранными государствами;
     в)  руководство проведением в жизнь  заключенных с иностранными государствами договоров и соглашений и содействие соответствующим учреждениям Союза ССР и союзных республик в осуществлении ими прав, установленных этими договорами;
     г)  наблюдение за выполнением соответствующими органами власти договоров, соглашений и актов, заключенных с иностранными государствами.
     Упрочение позиций Советского государства  на международной арене потребовало  корректировок в структуре Наркоминдела. В первую очередь это затронуло территориальные подразделения аппарата. Было создано три западных отдела Наркоминдела: 1-й Западный отдел, который курировал отношения со странами Прибалтики, Скандинавией и Польшей; 2-й Западный — отношения с США, странами Средней Европы и балканскими государствами; 3-й Западный — отношения с Англией, Францией, Бельгией, Италией, Испанией, южноамериканскими испаноговорящими странами. Было создано два восточных отдела: 1-й занимался отношениями со странами Ближнего и Среднего Востока, Турцией, Ираном, Афганистаном, Йеменом, Недждом; 2-й — охватывал отношения с Китаем, Японией, другими дальневосточными странами.
     В самостоятельные функциональные подразделения  вошли: отдел печати, правовой отдел, консульский и протокольный отдел, экономическая часть, ведавшая экономическими отношениями, отдел кадров, финансовый отдел, административно-хозяйственный (АХО), отдел по учету государственных имуществ, учебный.
     Принципиальная  схема сложившейся структуры  существовала достаточно долго, хотя в  нее постоянно вносились определенные изменения. Так, развитие отношений  со скандинавскими странами потребовало создания особого территориального отдела — скандинавского. В самостоятельный отдел были выделены прибалтийские страны. Установление в середине ноября 1933 г. дипломатических отношений с США привело к созданию отдела стран Северной Америки.
     В начале 30-х годов наступила вторая полоса признания СССР, когда были установлены дипломатические отношения  с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.
     В декабре 1936 года в соответствии с  вновь принятой Конституцией 1936 года НКИД изменил название. Он стал называться Наркомат иностранных дел, а не по иностранным делам, как было раньше.
     Важным актом явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г., которым были установлены личные ранги для дипломатических работников Наркоминдела, посольств и миссий за границей: Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника (I-го и II-го Классов), советника (I-го и II-го классов), первого и второго секретаря (также двух классов для каждого), третьего секретаря и атташе. Высшие ранги (Послов и Посланников) присваивались Указом Президиума Верховного Совета СССР. Остальные — приказом ПО Наркомату. Одновременно с установлением личных рангов вводилась и соответствующая форма одежды: зимняя, летняя и парадная.
     Введение  дипломатических рангов и формы  одежды способствовало упорядочению прохождения дипломатической службы, повышению ее авторитета и политического статуса.
     1 февраля 1944 г. был принят закон  о предоставлении союзным республикам права вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, что диктовало необходимость создания в этих республиках собственных ведомств иностранных дел.
     В 1944-1946 годах наркомом являлся Анатолий Иосифович Лаврентьев. В 1946 году реформировано  в Министерство иностранных дел РСФСР.
     В условиях Холодной войны СССР в своей  внешней политике придерживался  двух принципов – принцип мирного  сосуществования и принцип пролетарского (социалистического) интернационализма.
     Новая международная ситуация требовала  поиска новых методов решения возникающих проблем, но и переосмысления организационных форм деятельности министерства и его аппарата, внесения изменений в его структуру. Одним из них явилось увеличение территориальных отделов министерства. Так, число территориальных отделов возросло до 12 (до войны их было всего пять). Среди них пять европейских, самостоятельный отдел скандинавских стран, отдел стран Америки, отделы стран Ближнего Востока, Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Дальнего Востока. Пополнилось и число функциональных отделов — возник отдел международных экономических организаций, в связи с развитием научных и культурных связей был создан специальный отдел по взаимодействию с ЮНЕСКО. Позже появилось Управление планирования внешнеполитических мероприятий (УПВМ). Расширилось Архивное управление, впоследствии переименованное в историко-дипломатическое. Особый статус получил Протокольный отдел, который обслуживал не только МИД, но и все высшие органы государственной власти страны. Позже он получил название Управления государственного протокола.
     Особое  место в структуре МИД занимали Управление кадров, Управление делами, Валютно-финансовое управление, Управление по обслуживанию дипкорпуса, Управление учебными заведениями. В особый отдел была выделена дипкурьерская связь.
     Сложившаяся в послевоенный период структура  МИД СССР И система прохождения  дипломатической службы с теми или  иными изменениями просуществовала  достаточно долго и претерпела серьезные изменения только в период «перестройки».
     Одним из принципов реорганизации структуры  МИД СССР явилась максимальная конкретность направлений, которыми должны были заниматься подразделения министерства. Это  привело в одних случаях к дроблению крупных отделов, а в других — к их объединению по характеру деятельности. Так, например, отношения с социалистическими странами были объединены в Управление социалистических стран Европы и Управление социалистических стран Азии. Число же европейских отделов по отношениям с капиталистическими странами сократилось с пяти до трех. Были проведены и другие аналогичные преобразования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.