На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инфляционные процессы в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика инфляции и  антиинфляционной политики………………………………………………………………………..….5
      Инфляция и антиинфляционная политика: понятия и виды…...5
      Антиинфляционная политика в докризисный период…………..13
ГЛАВА 2. Антиинфляционная политика в России………………………..…..20
      Антиинфляционная политика в условиях кризиса и в посткризисный период……………………………………….……20
      Современная политика сдерживания инфляции…………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… ……30
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Проблема  инфляции является одной из самых  актуальных и сложных проблем в современной экономической теории. Это одна из самых неприятных «болезней», поразивших хозяйство России. На эту тему выполнено много исследований и написано много статей. Ведь она стала наиболее актуальна с 1992 г. и остается таковой и сегодня.
     В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
     Данная  проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) в научной литературе, а также политическими деятелями. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России.
     Целью данной курсовой работы является исследование антиинфляционного регулирования в РФ.
     Задачами  данной курсовой работы являются:
     - изучение сущности, видов инфляции;
     - рассмотрение основных видов антиинфляционной политики;
     - описание инфляционных процессов  в российской экономике;
     - рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции.
     Объектом  исследования является российская экономика.
     Предметом работы являются инфляционные процессы в российской экономике.
     Теоретической базой явились научные труды  отечественных ученых по проблемам инфляции, методов борьбы с инфляционными процессами.
     Эмпирической  базой исследования послужили материалы  Федеральной службы государственной статистики, сведения официальных сайтов органов государственного управления (Министерства финансов РФ, Центрального банка России).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФЛЯЦИИ
   И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

      Инфляция  и антиинфляционная политика государства : понятия и виды
 
   Термин  «инфляция» ( от лат. inflatio) буквально  означает вздутие. И действительно, финансирование государственных расходов при помощи бумажно-денежной эмиссии  с прекращением размена банкнот  на металл приводило к «вздутию» денежного обращения и обесценению бумажных денег.[1, c.61]
   Под инфляцией понимается дисбаланс  спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
   Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.
   Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы  экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:
    Обесценивание денег по отношению к золоту;
    Обесценивание денег по отношению к товару;
    Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.
   Хотя  внешним признаком инфляции чаще всего является повышение цен, она представляет собой сложный социально-экономический процесс, свидетельствующий о разбалансированности хозяйства страны.
   Глубинные причины инфляции находятся как  в сфере обращения, так и в  сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.
   К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничению его движения и др. [2, c.186]
   К неденежным факторам инфляции относятся  факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве; затратным механизмом хозяйствования; государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д. [2, c.186]
   Всё это свидетельствует о том, что  инфляция представляет собой сложное  многофакторное явление, обусловленное нарушение воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, особенностями политики государства, эмиссионных и коммерческих банков.
   Существует  несколько видов инфляции. Прежде всего, те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно [4, c. 602]:
      Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10 % или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.
      Галопирующая инфляция (рост цен на 20--2000 % в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992г. поднялся до 2200 %. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.
      Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50 %-й рост цен в месяц).
   Теперь  рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста:
   а) сбалансированная инфляция;
   б) несбалансированная инфляция.
   При сбалансированной инфляции цены различных  товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
   Несбалансированность  инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
   С точки зрения третьего критерия (ожидаемости  или предсказуемость инфляции) выделяют:
   а) ожидаемую;
   б) неожидаемую.
   Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
   Фактор  ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожиданности роста цен даже на 10 % (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
   Комбинация  сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
   Современная инфляция имеет повсеместный, всеохватывающий  характер и на неё воздействуют не только денежные факторы, но и многие другие.
   К первой группе  таких факторов относятся  те, которые вызывают повышение денежного  спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований законам денежного обращения. Вторая группа объединяет факторы, которые обусловливают рост издержек и цен товаров, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню.
   В зависимости от преобладания факторов той или иной группы выделяют ещё  одну классификацию:
   1. Инфляция спроса – вызывается  следующими денежными факторами:
      Милитаризация экономики и рост военных расходов;
      Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга;
      Кредитная экспансия банков;
      Импортируемая инфляция (это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом);
      Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность.
    Инфляция издержек – характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процесс ценообразования:
      Лидерство в ценах;
      Снижение роста производительности труда и падение производства;
      Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции;
      Энергетический кризис.
   Для борьбы с инфляционными процессами необходимо разрабатывать и применять специальный комплекс мер, так называемую антиинфляционную политику.
   Антиинфляционная  политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
   Выделяют  следующие виды антиинфляционной политики:
      Фискальная политика
      Кредитно-денежная политика.
      Монетаризм
      Гипотеза естественного уровня
      Фискальная политика, ориентированная на предложение.
   Рассмотрим  каждый из них подробнее.
    Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
    В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег.
    Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность.
    Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:
    а). Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году.
    б). Теория рациональных ожиданий. Основным положением этой теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства высококонкурентны и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена.
    Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен - реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимулу к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.
      Также выделяют две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того, появилось новое направление – конкурентное стимулирование производства.[1, c. 61]
      Дефляционная  политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.
      Политика  доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания  или установления пределов роста.
      Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.
      Следует отметить, что антиинфляционная программа должна состоять из двух частей: методологической и комплекса конкретных адресных мероприятий.
      Методологическая  часть должна охватывать систему  исходных методологических принципов и быть исходной базой для разработки и реализации конкретных мероприятий. К важнейшим требованиям методологии программы надо отнести:
        всеобщность и долгосрочность программы;
        системность и иерархичность принципов;
        четкость, однозначность и прозрачность положений программы для всех граждан;
        достоверность статистической и аналитической информации.
Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства  от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно  и взвешено. Нарушение алгоритма  антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.  

      .  Антиинфляционная политика в докризисный период
 
      Цель  антиинфляционной политики - не подавление инфляции любой стоимостью, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
      Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым дохода росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.
      Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.
      2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых  и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса национальной валюты России. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.
      В 1993 г. Цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 российских рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
      ограничение дополнительного выпуска денег национальным банком РФ;
      сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных издержек;
      сдерживание колебания курса национальной валюты Российской Федерации по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.
      Но  снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в Российской Федерации были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к американской валюте в рамках системы валютного коридора.
      Проводимая  с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса российского рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в Российской Федерации. Практика установления правительством России и банком Российской Федерации границ возможных изменений обменного курса деревянного сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся банком Российской Федерации совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.
      Антиинфляционная  политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г., включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 – 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.
      Главной причиной конечного провала “цивилизованного”  покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов выгод, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема прибылей.
      Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в Российской Федерации впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика, как правило, проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в Российской Федерации способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
      Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку  инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики Российской Федерации. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
      После финансового кризиса в бюджете  России на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. (рис.1) удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.
      
      Рисунок.1. Инфляция в России с 1999 по 2010 гг.
      В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.
      Инфляция  в 2007 составила 11,9%, а в декабре 2007 года составила 1,1%. Между тем, изначальный  прогноз правительства предполагал инфляцию в 7-8%, позднее он был пересмотрен до 11-11,5%.
      В 2000-2008 гг. Центральный банк делал  упор на курсовую политику, но это не обеспечило достижения стратегических целей - диверсификации отечественной экономики и укрепления финансового сектора.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.