На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Судебная власть в государстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
государственного  образовательного учреждения высшего профессионального  образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Теории и истории государства  и права и гражданско- правовых дисциплин
  Учебная  дисциплина: «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА »
 Направление:  030500  «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ  РАБОТА
    ТЕМА: «СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ГОСУДАРСТВЕ»
Выполнил: студент 1курса КП в/о
Шаповаленко Сергей Геннадьевич
Проверил: доцент К.Ю.Н.
Булычева Наталья  Владимировна 
 
 
 

Ростов-на-Дону
2011г. 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
       стр.
   Введение              3
1. Судебная власть в системе разделения властей 5
 
1.1. Судебная власть в системе государственных органов
 
5
1.2. Понятие судебной власти, ее функции и формы осуществления 7
2. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ 10
2.1. Конституционно-правовые основы судебной власти 10
2.2. Конституционно-правовой статус судей РФ 12
2.2. Конституционные основы судебной власти 22
2.3. Судебная защита прав и свобод личности 22
  Заключение 30
  Список используемой литературы            32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
     Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в статье 46 Конституции Российской Федерации 1993 года.
     Существование судебной власти наряду с законодательной  и исполнительной является важным признаком демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.
     Основное  назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.
     Таким образом, учитывая  вышеизложенное, можно сказать, что исследование роли судебной власти в системе разделения властей является достаточно актуальным и требует своего рассмотрения.
     Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве.
     Целью данной работы является анализ места и значения судебной власти в системе разделения властей.
     Исходя  из вышепоставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
     - выявление места и роли судебной  власти в системе государственных органов;
     - рассмотрение функций и форм  судебной власти;
     - рассмотрение конституционно-правовых основ судебной власти;
     - рассмотрение конституционно-правового  статуса судей РФ;
     - рассмотрение судебной защиты  прав и свобод граждан.
     Предмет исследования – нормы права, регулирующие отношения по созданию и организации органов судебной власти в Российской Федерации.
     Объект исследования – правовые отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов судебной власти в Российской Федерации.
     Теоретическую основу работы составляют труды таких  ученых как М.Н. Марченко «Теория  государства и права», Л.В. Лазарев  «Правовые позиции Конституционного суда России», И.Л. Петрухин «Судебная власть в РФ» и другие. 

 

      1. Судебная власть в системе разделения властей
     1.1. Судебная власть в системе государственных органов
     Судебная  власть осуществляется "посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства" (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяют следующие судебные органы.
     Конституционный Суд Российской Федерации выступает  как судебный орган конституционного контроля, "самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства".1
     Верховный Суд Российской Федерации является "высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции" (ст. 126 Конституции РФ).
     Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган "по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами" (ст. 127 Конституции РФ).
     В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.
     Согласно  Конституции РФ президент является главой государства. Он выступает как  гарант Конституции РФ, а также "прав и свобод человека и гражданина". В установленном Конституцией РФ порядке президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; обеспечивает "согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ст. 80 Конституции РФ).
     В Конституции РФ прямо говорится  о том, что "судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом" и что "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону".
     В формально-юридическом плане это  означает, что судебная власть, так же как и законодательная, является относительно самостоятельной ветвью власти по отношению к исполнительной власти, и по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.
     Однако, как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
     Во  взаимоотношениях с судебной властью  это предопределяется прежде всего  тем, что президент обладает огромными  конституционными возможностями оказывать  влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов. 
 

     1.2. Понятие судебной власти, ее функции и формы осуществления 

     Судебная  власть – это самостоятельная  и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за конституционностью законов; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно–розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов. П. М. Баренбойм, например, считал природу судебной власти божественной. В подтверждение своих взглядов он приводит целый ряд аргументов, в том числе взятых из Библии, различных научных трактатов, в которых изложены соответствующие положения и выводы. Используемый Конституцией РФ термин «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма.2
     Основу  судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов  представительной и исполнительной власти. Специфическим признаком судебной власти является особая система контроля за ее деятельностью. Он может быть только правовым, контролем за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия. Это исключает какое-либо вмешательство в отправление правосудия, а тем более в оценку решений суда органами законодательной и исполнительной власти с позиций их целесообразности. Такая система контроля носит в основном внутренний характер, осуществляется посредством судебного надзора в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящим судом.
     Судебная  власть выполняет ряд функций.
     Основная  функция судебной власти – осуществление правосудия. Помимо правосудия важной функцией судебной власти является судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, а также толкование правовых норм, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Немаловажное значение для правоприменительной практики имеет и такая функция судебной власти, как ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России. Ведь обвинительный приговор суда может существенно ограничить и лишить гражданина ряда конституционных прав, включая и основное – право на жизнь. И именно суд принимает решение о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания, с чем связаны ограничение конституционного права избирать и быть избранным, а также ряд других прав.
      Объемы  судебной деятельности за последние  годы имеют тенденцию к постепенному увеличению, поэтому можно говорить о том, что в сфере судебной власти ежегодно задействовано в среднем около семнадцати миллионов граждан (не считая судей, заседателей, работников аппаратов судов, адвокатов, прокуроров и других профессиональных участников судопроизводства).
      Таким образом, судебная власть, являясь самостоятельной  составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.
      Как наиболее стабильный институт государственной  власти судебная власть - мощный фактор обеспечения стабильности правового  порядка в общественной и экономической жизни, средство правового воспитания граждан.
      Судебная  составляющая государственной власти играет самостоятельную роль в жизни  общества не только путем отправления  правосудия, но и взаимодействуя с  различными институтами общества в иных неправовых и правовых формах. В качестве примера можно привести взаимодействие судебной власти со средствами массовой информации, открытие интернет-сайтов в информационной среде Интернет, работу представителей юридической общественности в квалификационных коллегиях судей и другие формы.
      Важное  значение для функционирования судебной власти имеет судейское сообщество, занимающее особое место в российском обществе и государственном механизме как особая корпорация граждан, занимающих высшие государственные должности и в персональном, индивидуальном качестве на профессиональной основе реализующих властные государственные полномочия.
     Таким образом, вопрос, как реализуются  в жизни и в каком направлении  развиваются в законодательстве конституционные основы судебной власти, отнюдь не теоретический для общества и рядовых граждан. 

 

      

         2. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ

 
     2.1. Конституционно-правовые основы судебной власти
     В ст. 10 Конституции РФ закреплено разделение государственной власти на три ее составляющие, каждая из которых действует  самостоятельно.3 Однако законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное воздействие на функционирование судебной власти. Взаимодействие осуществляется на основе сдержек и противовесов. Органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу. Она охватывает организацию судебной системы и определяет порядок деятельности судов. Кроме того, органы законодательной власти участвуют в формировании судебной системы – назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей трех высших федеральных судов – Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного. Для назначения судей федеральных судов в субъектах Федерации Президент РФ должен заручиться согласием законодательной власти этих субъектов (ст. 7 ФКЗ). Но, будучи назначены должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены, и указанные органы не вправе контролировать законность приговоров и иных судебных решений. Более того, судьи следят за конституционностью законов, применяемых при рассмотрении дела. Вместе с тем бюджет судов принимает Государственная Дума РФ. Органы исполнительной власти участвуют в формировании судейского корпуса. Президент страны, не только глава государства, но и высшее должностное лицо исполнительной власти, на основании заключения квалификационной коллегии судей при согласии представительного органа субъекта Федерации и наличии представления Председателя Верховного Суда РФ назначает федеральных судей в субъектах Федерации, а также военных судей. Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов и исполнения принимаемых ими решений. Существует и не правовая зависимость судов от органов исполнительной власти, особенно на местах (аренда и ремонт помещений судов, предоставления судьям жилья и т.п.). Но, с другой стороны, судьи контролируют законность актов и действий исполнительной власти и могут признать их недействительными при рассмотрении жалоб граждан, а также применяя бланкетные диспозиции, содержащие ссылки на ведомственные акты при квалификации действий подсудимых по уголовным делам. Новое в становлении и развитии судебной власти в России – полное освобождение судов от контроля со стороны Министерства юстиции и его органов. Долгое время Минюст осуществлял организационное руководство судами, включая проверки и отчеты.
     Но  в связи с созданием Судебного  департамента при Верховном Суде РФ и принятием Положения о Министерстве юстиции РФ все полномочия Минюста в отношении судебной системы отменены, и эта система стала замкнутой. Теперь Судебный департамент занимается организационным обеспечением судов, их финансированием, ведет судебную статистику и т.д. Суд не входит в систему правоохранительных органов, не является органом борьбы с преступностью и не отвечает за ее состояние.4 Недопустимо включение судебной власти в разные комитеты и комиссии по борьбе с преступностью, где роль координатора играет прокуратура. Судебная власть контролирует работу правоохранительных органов, оценивает их выводы и только таким образом участвует в сдерживании преступности.
     Судебная  власть осуществляется в формах конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного правосудия, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, основанных на анализе судебной практики и судебной статистики; кадрового обеспечения судов органами судейского сообщества; организационно-технического и финансового обеспечения судов Судебным департаментом при Верховном Суде РФ; контроля за исполнением судебных решений. В отношении Конституционного Суда РФ высказано ошибочное, по мнению многих исследователей, мнение, что он «не осуществляет конституционное правосудие»5 и является органом конституционного контроля. Деятельность Конституционного Суда РФ по своему характеру является юрисдикционной, она осуществляется в судебно-процессуальных формах и, как правило, направлена на разрешение социально-правовых конфликтов, то есть содержит все признаки, позволяющие утверждать, что Конституционный Суд РФ осуществляет правосудие, а не «контроль» или «надзор». Что касается разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики, то обращает на себя внимание то обстоятельство, что из Конституции РФ устранено понятие «руководящие разъяснения Пленума», присутствующее в Законе РСФСР «О судоустройстве» 1981 г. Кроме того, компетенция Пленума ограничена вопросами судебной практики, значит, судья вправе не согласиться с разъяснением Пленума, признав его несоответствующим Конституции. 

2.2.Конституционно-правовой  статус судей РФ
Правовое  положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения1. Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для
всех  без исключения государственных  органов, общественных объединений, должностных  лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или  судьям, неисполнение требований и  распоряжений судей влечет установленную  законом ответственность.
      Все судьи обладают единым статусом. Определенными  особенностями отмечено правовое положение  судей военных судов и судей  Конституционного Суда РФ.
     В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются  определенные требования. Судьями могут  быть только лица, имеющие гражданство  РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии  не менее пяти лет2. При этом под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.
      Наряду  с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны  неукоснительно соблюдать Конституцию  РФ и другие законы. Судья при  исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и
движениям, осуществлять предпринимательскую  деятельность, а также
совмещать работу в должности судьи с  другой оплачиваемой работой, кроме 
научной, преподавательской, литературной и  иной творческой деятельности.
      Закон также требует, чтобы на должность  судьи назначались лица, не совершившие  порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При  этом судьей вышестоящего суда может  быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет  и имеющий стаж работы по юридической  профессии не менее десяти лет. Для  судей Конституционного Суда РФ установлены  более высокие требования: возраст  не менее 40 лет и стаж работы по юридической  профессии не менее пятнадцати лет.
      Порядок назначения судей. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ1. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Независимость. Важнейшим конституционным принципом  организации судебной власти является независимость судей. "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону"2. Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции  РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что, однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам. Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных норм. 

      При осуществлении правосудия Верховного Суда РФ независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации  и закону. Правовые гарантии провозглашенной  в Конституции РФ независимости  судей конкретизированы и развиты  в законах '' О статусе судей  в РФ'', '' О судебной системе в  РФ'', определены гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством  РФ.
      Независимость судей Верховного Суда РФ гарантируется: установленным Конституцией РФ порядком назначения их на должности судьи; предусмотренной  федеральным законом процедурой правосудия;
запретом, под угрозой ответственности, чьего  бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным  федеральным законом порядком приостановления  и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью и несменяемостью судьи; мерами его безопасности; системой органов судейского общества; предоставлением судье государством материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
      Материальные  и социальные гарантии независимости  судьи Верховного суда РФ, связанные  с оплатой его труда, предоставлением  ежегодного отпуска, социальным обеспечением, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни  и здоровья судьи и членов его  семьи, а также принадлежащей  им собственности, устанавливаются применительно к гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов, а также для соответствующих должностных лиц высших органов государственной власти.
      Гарантии  независимости, включая меры его  правильной защиты, материального и  социального обеспечения, не могут  быть отменены, снижены или каким-либо иным способом ограничены иными нормативными актами РФ и ее субъектов1.
     Требования, предъявляемые к кандидатам на должности  судей Верховного Суда РФ, гарантии независимости и неприкосновенности судей, включая меры их правовой защиты, материального и социального  обеспечения, определяются федеральным законом. Судьи Верховного Суда несменяемы.
Их полномочия на занимаемых должностях не ограничены определенным сроком и возрастом. Эти полномочия судей Верховного Суда не могут быть
приостановлены  или прекращены не иначе как в  порядке и по основаниям,
установленным законом '' О статусе судей в  РФ''.
      Несменяемость. Судьи несменяемы2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не  подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.
Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется  решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных  в Законе оснований, которые носят  характер конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями являются:
      1) признание судьи безвестно отсутствующим  решением суда, вступившим в законную  силу;
     2) согласие квалификационной коллегии  судей на привлечение судьи  к уголовной ответственности  или заключение его под стражу;
      3) участие судьи в предвыборной  кампании в качестве кандидата  в состав органа законодательной  (представительной) власти Российской  Федерации или субъекта РФ;
      4) избрание судьи в состав одного  из вышеупомянутых органов власти.
      Полномочия  судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия.
      Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом основаниях, а именно - письменного заявления  об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной  службы. Его полномочия прекращаются также в случаях:
    занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
    вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
    совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
    вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
    отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
      Полномочия  судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей.
      Закон предусматривает также возможность  отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.