На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общество в ракурсе социально- философского анализа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Общество в  ракурсе  социально- 

философского  анализа. 

  

1.     Социальная философия в системе  научно-гуманитарного знания 

  

Раздел философии, исследующий общественную жизнь, называется  социальной философией. Социальная философия  внутренне связана с такими разделами обществознания, как философия истории и социология (философия истории, исследуя судьбу человечества, суть исторического бытия, как и социология, которая изучает принципы социального взаимодействия людей, функционирование общества, опирается на выводы социальной философии) Предметом   социальной  философии являются наиболее общие основания, условия, закономерности жизни общества.  

Понятие “общество” характеризует целостную систему  связей и отношений между людьми, которые исторически возникают в процессе их жизнедеятельности. 

 Общество  – сложнейший объект познания. Социальное познание имеет дело  с объект-субъектной реальностью.  Специфика ее познания обусловлена  бесконечным разнообразием объективных  и субъективных факторов социальной  жизни, характером социальных законов, сложностью верификации или фальсификации социального знания. 

В социальной философии  имеет место ряд программ к  исследованию общества: натуралистическая, культуроцентристская, психологическая, марксистская, а также теория социального действия и др. 

Натуралистический подход в социальной философии формируется  в XVIII в. под влиянием успехов естествознания. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, Т. Парсонс, Э. Уилсон, Л. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества. Характерной чертой методологии натурализма является редукционизм. 

Кризис натуралистической  исследовательской программы на рубеже XIX-XX в.в. связан с развитием  гуманитарных и общественных дисциплин, выделением общества и культуры в качестве самостоятельных фундаментальных областей исследования. 

Культуроценристский подход, опирающийся на творчество И. Канта, Г. Гегеля, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, И. Хейзинги и др., рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется  духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. В рамках этого подхода представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была  поставлена проблема социогуманитарных методов исследования. Они выработали понятие о номотетической науке (естествознании), использующей методы обобщения при познании законов природы и об идеографической науке, которая использует методы описания при изучении единичных исторических событий. В.Дильтей обратил внимание на то, что  социальное, историческое событие требует  не только объяснения, но и понимания. В XX в. культуроцентристский подход получил дальнейшее развитие, например, в творчестве  М.Бахтина, в герменевтике и т.д. 

Психологический подход, представленный работами Л. .Уорда, Г. Тарда, В. Парето, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др.,  рассматривает  общество как особую психическую  реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества. 

Марксистская  исследовательская программа, отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, выдвигает материалистическую идею о том, что общество – это результат  развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально-экономическую обусловленность многообразных  общественных явлений  социально-политического, духовного порядка. 

Синтетическая исследовательская программа была выдвинута М. Вебером в концепции  социального действия: он считал, что  социальная философия должна быть обращена прежде всего к поведению и  деятельности людей. Традицию плодотворного синтеза ряда социально-философских подходов продолжил Ю. Хабермас, исследовательская позиция которого опиралась на идеи Франкфуртской школы социальной философии, герменевтики, психоанализа, аналитической философии, структурализма.  

Эти и другие исследовательские программы в  социальной философии составляют основу методологического плюрализма как  достаточно эффективной стратегии  познания социокультурных явлений  и процессов современного мира. 

  

  

2. Общество как  развивающаяся система 

  

Общество –  это системное целостное образование, которое интегрирует множество  взаимодействующих разнокачественных  элементов. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX-XX в.в., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др. 

Специфику социальной системе придает ее основной элемент -  человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать  в изменении общества на основе социального опыта и знаний. 

Общество –  это открытая система, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно  изменяя условия своего существования. Общество – саморазвивающаяся система, которая исторически меняется за счет внутренних источников. Постоянно усложняющаяся организация общества воспроизводит себя как целостность, демонстрируя самодостаточность социального организма. Обществу присущи также такие системные характеристики, как  рефлексивность, вариативность, нелинейность развития. 

Наиболее значительную роль в жизнедеятельности общества играют такие его подсистемы, как  социальная, экономическая, политическая. 

Исследование  природы общественной жизни затрагивает  проблему социогенеза – возникновения  общества. Выделяют несколько подходов к интерпретации проблемы социогенеза. Креационистская (лат. сreacio – творение) формировалась в русле религиозного подхода к обществу.  

Натуралистическая концепция утверждала естественный характер возникновения общества, причем качественные различия между закономерностями общества и природы представители этого подхода (Платон, Аристотель, Ш. Монтескье, И. Мечников, Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.), как привило, не рассматривали. 

Эволюционистская  концепция трактовала возникновение общества как результат выделения общества из природы в процессе длительной исторической эволюции. Наиболее важными вехами социогенеза явились: трудовая деятельность, возникновение мышления, речи, многообразных форм социальности, культуры вместе с возникшими в  результате неолитической  революции моногамной семьей, институтом частной собственности, государством, сложными формами духовности.  

Эволюционная  трактовка  происхождения общества стимулировала формирование игровой, культурно-символической, психоаналитической концепций социогенеза. 

Познание многообразия и целостности общественной жизни  ставит проблему выделения системообразующих  факторов социальной динамики, законов  функционирования и развития общества. 

Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул идею о том, что  основой жизни общества является совместная деятельность людей и  социальные отношения между ними. Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения – это  отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсоном и др. Наиболее влиятельны подходы К. Маркса, М. Вебера. 

К. Маркс исследовал общество как систему социальных отношений в контексте деятельностного  подхода. Он считал, что общество –  это продукт совместной  материально-преобразующей  деятельности людей – практики. Материальное производство, удовлетворяя прежде всего первичные, а затем и духовные потребности человека, становится основным содержанием общественного бытия. Способ производства материальных благ является объективной основой формирования  системы общественных отношений. В базисе, фундаменте этой системы находятся  экономические (производственные) отношения. К. Маркс, таким образом, выделил объективный экономический фактор формирования системы общественных отношений. Многообразные виды деятельности человека и социальные связи оказались экономически  детерминированными. 

М. Вебер считал основой жизни общества социальные действия людей. Сущность социального  действия составляют требования  осмысленности  действия со стороны субъектов и  их направленность на других людей. М. Вебер выделил четыре основных типа социального действия, которые характерны для различных исторических эпох: целерациональные  действия, присущие индустриальной эпохе; ценностно-рациональные действия, характерные для перехода от  доиндустриальной к индустриальной эпохе; традиционные  и аффективные  действия; присущие доиндустриальному, традиционному обществу. М. Вебер акцентировал нормативно-ценностную основу деятельности. 

И К. Маркс, и  М. Вебер, расходясь в объяснении природы общественных закономерностей, тем не менее, признавали существование законосообразности функционирования и развития общества. Специфика социальных закономерностей состоит в том, что они действуют, с одной стороны, независимо от человека, но, с другой стороны - через деятельность людей, благодаря их активности. Это внутреннее противоречие реализации социальных законов классической философской традиции выражено с помощью понятия “объективные и субъективные факторы” общественного развития. 

Объективные факторы -  независимые от воли и сознания людей феномены и обстоятельства, необходимые для возникновения данного исторического явления. Субъективные факторы – это сознательная деятельность различных социальных субъектов, направленная на изменение, развитие  или сохранение общественного порядка. Сложности в объяснении действия социальных законов выражаются в абсолютизации роли различных сторон этого противоречия. В традиции философского течения волюнтаризма (лат. voluntas  - воля) воля человека конституируется как надиндивидуальное иррациональное начало и становится высшим принципом социального бытия. Противоположное течение  фатализм (лат. fatum – судьба) исключает свободу, свободный выбор субъекта, активную роль человека в истории. В неклассической философии преобладает взгляд на историю как живой несобытийный  поток, уникальный временной ряд, недоступный научному объяснению 

Анализ общества с точки зрения его динамики включает такие основные проблемы, как источники  и факторы развития, направленность общественных изменений, формы динамики. Этот анализ предполагает использование таких понятий, как «факторы и источники развития», «эволюция», «революция», «прогресс», «регресс» и др. 

Субъектами социальных изменений выступают индивиды. Социальные группы, общественно-политические институты  и объединения, элиты, массы, толпа, человечество в целом. 

Среди множества  факторов социальной динамики наиболее важными являются социально-экономические (изменения экономики, прогресс в  научно-технической сфере и др.); природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.); демографические (смена поколений, качество и количество народонаселения и др.); этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.). 

Роль этих факторов неравноценна и по-разному оценивается  в различных системах  и концепциях социальной философии. 

Анализ общества с точки зрения его развития включает вопрос о направленности общественных изменений, форм социальной динамики. Понятие общественного прогресса  отражает процесс поступательного  движения общества по восходящей линии, ведет к усложнению  системно-структурной организации общества. Противоположным прогрессу является понятие социального регресса – процесса упрощения, деградации общества.  

Идея социального  прогресса имеет длительную история  развития: она восходит к христианству. Концептуальное обоснование получает в XVIII в., согласно этой идее, единство истории обеспечено безостановочным совершенствованием общества на основе успехов науки, развития разума, просвещения. 

Концепция исторического  оптимизма была поддержана Г. Гегелем, А. Сен-Симоном, О. Контом. Развивая ее, К. Маркс выдвинул концепцию закономерного движения от одной общественно-экономической формации к другой, которое приводит общество к коммунизму - обществу социальной справедливости, «царству свободы». Однако в XIX в. анализ проблем социального прогресса выявил его противоречия и антигуманный характер. В XX в. идея социального прогресса развивалась на основе идеологии технократизма.  

Разочарование в прогрессе общества выразилось в развитии идей исторического пессимизма. Представители культурологических концепций ограничили прогресс рамками  локальных культур и цивилизаций. В XX в. были выдвинуты идеи  регрессивного  хода истории (экологический пессимизм), «конца истории» (Фр. Фукуяма). 

Современная интерпретация  понятия «социальный прогресс»  неоднозначна и во многом зависит  от решения проблемы критериев социальной динамики. Традиционно социальный прогресс оценивался мерой развития разума, духовностью человека, науки и техники, производительных сил общества. Современные мыслители выдвигают в качестве приоритетов социального развития положение человека в обществе,  степень его свободы, благополучия, духовной культуры, социального самочувствия,  степень социальной и экологической безопасности общества. 

Основными формами  социальной динамики являются эволюционные постепенные изменения и революционные  коренные преобразования  в обществе. Эволюционные или реформаторские социальные движения действуют в рамках  социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Реформаторские социальные движения могут приводить к глубоким социальным изменениям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.